Что В Основе Философии Прав Человека

В основе философии прав человека лежит признание

По мнению Спиркина, «правосознание — это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей; это правовые теории, правовая идеология». В рамках такого подхода, правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, отражающих в свою очередь, господствующие в обществе экономические и социальные отношения.

Один из основоположников концепции французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути: отказаться от свободы — это, значит, отказаться от своего человеческого достоинства, от человека, даже от обязанностей… Такой отказ несовместим с человеческой природой.

В основе философии прав человека лежит признание

Авторский текст пестрит “социально-экономическими формациями”, “буржуазными мыслителями” и т.п. Приверженность ленинско-сталинской традиции доходит до того, что в параграфе “Деидеологизация научного знания”, хотя и говорится, что причин “идеологизации” было немало, указывается только одна — “развитие вульгарного социологизма в 30-х годах XX века” (c.24). Как будто не было ни ленинских гонений, ни сталинского террора — взял да развился “вульгарный социологизм”!

Тогда появилась утилитаристская теория права, первая в Новое время влиятельная теория, отвергавшая традиционный взгляд на право как божественное или естественное установление, отвергавшая свойственное такому пониманию различение понятий права и закона (как вторжение в право со стороны законодателя), отвергавшая учение о естественных, и, следовательно, неотъемлемых правах человека.

В основе философии прав человека лежит признание

Интегративный подход. Более 20 лет в нашей стране существует и развивается новое направление психофизического развития — Кундалини йога. С начала 90-х годов и по сегодняшний день в России и странах ближнего зарубежья оно все больше приобретает популярность.

Но, мне кажется, сейчас больше всего не хватает не самого, а понимания, что такое право. Причем, насколько можно судить по публикациям последних лет, непониманием этим в той или иной мере страдает большинство юристов-теоретиков. Теоретические корни непонимания уходят в XVII-XVIII века.

Основной вопрос философии права

Правовая гносеология –это учение о правопонимании, теория и методология познания правовой реальности. Здесь формируется методология современной юриспруденции, разрабатываются подходы, методы, концепции, определяющие направления исследования правовой реальности.

С другой стороны, она конечно же вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права — например: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Свобода, как правовая категория — это способность и возможность субъекта путем осознанного самостоятельного выбора принимать решения и осуществлять в установленных правовых границах действия в соответствии со своими потребностями, желаниями, интересами и поставленными целями, либо отказаться от осуществления действий.

свобода, рабство, необходимость, зависимость, право на неравенство, свобода от (негативная), свобода для (позитивная), солидарность, насилие, принуждение, функции свободы, юридические формы свободы, предоставление свободы как способ решения социальных проблем, другой человек как средство, другой человек как цель, свобода активности, свобода состояния;

Основы философии права

С позиций христианской теологии оригинальная философско-правовая концепция была разработана Фомой Аквинским (1226-1274 гг.), с чьим именем связано влиятельное до настоящего времени идейное течение — томизм (в обновленном виде — неотомизм ). Его философско-правовые воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля [См. подробнее: Редкин П. Г . Энциклопедия юридических и политических наук. СПб., 1872/1873. С. 809-858; История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. С. 27-39; Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975; Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. С. 823-862; Das Naturrecht in der politischen Theorie. Wien, 1963. ].

Читайте также:  Условие Об Оплате В Договоре Купли Продаже Квартиры Деньги В Ячейке

Сходные представления о характере соотношения естественного и позитивного права развивал и Балдус , утверждавший, что естественное право сильнее, чем принципат, власть государя («potius estius naturale quam principatus») [См.: Покровский И.А . Указ. соч. С. 198.].

В основе философии прав человека лежит признание

По мнению Спиркина, «правосознание — это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей; это правовые теории, правовая идеология».

В большинстве из них акцент делается на определенного рода системе знаний, то есть правосознание раскрывается как «совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и неправомерным».

Права человека как основа Конституции (подробности замысла)

И здесь же еще один теоретико-конструктивный во­прос столь же принципиального значения (важность которого в нашей науке, общественном мнении и просто в жизни недооценена). Это такая характеристика прав и свобод че­ловека, прежде всего основных прав, когда они не просто ставятся в зависимость от человеческого достоинства, а непосредственно «выводятся» из достоинства человека. Права и свободы людей превращаются в один лишь лозунг, декларацию, если они, особенно при взаимоотношениях с властью, не находятся «в руках» самостоятельной и гордой личности, знающей свою уникальную человеческую ценность и способной постоять за себя перед властью и, не склоняясь перед властными авторитетами, отстаивать свой высокий человеческий статус и свои высокие неотъемлемые права. Именно поэтому конституция призвана в первую очередь провозгласить достоинство личности и на этой основе — ее нерушимые, неотъемлемые права.

Опыт работы над альтернативным проектом показал, при указанной конструктивной схеме, когда при формулировании любого конституционного положения «звенит» тревожно-предупредительный «звоночек» (насколько формулируемое положение соответствует исходным конституционным записям об основных правах человека), оказалось неизбежным включение в текст ряда принципов и норм, которые при ином построении могут быть вообще не поставлены в конституционный текст.

В основе философии прав человека лежит признание

Хотя с годами отношение Б. Н. Чичерина к Гегелю претерпевало определенные изменения, он тем не менее постоянно ориентировался на основные философско-методологические положения немецкого мыслителя. В 1853 г. Чичерин представляет магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке».

В теории права очень важен вопрос об источнике права. Если право это заслуга или привилегия определяемые государством, то государство же может в любой момент их отменить. Право должно быть на самом деле НЕОТЧУЖДАЕМЫМ, а таковым оно может быть ТОЛЬКО при признании главным источником права не «обычное право», не опыт сложившийся в результате совместной трудовой деятельности, не практику социального бытия и т.п.

Философия прав человека

Понятие правового государства сформировалось в Западной философии в конце XIX — начале XX в. Формирование идей правового государства явилось одним из величайших достижений философско-правовой мысли, неразрывно связанной с «первым поколением» прав человека — личных, гражданских. Это прежде всего право на жизнь, право на свободу и право на частную собственность. Важным свойством правового государства является его динамичность, способность мобильно и эффективно правовыми методами реагировать на социальные изменения, возникающие в обществе. Вполне естественно, что новые процессы в сфере экономических, политических, нравственных отношений требуют поиска новых эффективных способов взаимоотношений государства и индивида. Однако вопрос о взаимоотношениях государства и личности в условиях свободной рыночной экономики изначально был в центре противостояния представителей различных течений философско-правовой мысли, поскольку он затрагивал важнейшие принципы общества — свободу, равенство и справедливость. При этом в юриспруденции исторически сформировалось два философских подхода к данной проблеме. Согласно первому, теория индивидуальной свободы человека, неотделимая от обязанности государства гарантировать эту свободу от чьего-либо, в т. ч. и своего, вмешательства в эту сферу. Иными словами, главное — экономическая свобода, а политические права являются лишь средством достижения индивидуальной свободы личности. Сторонники этого подхода (А. Смит, Дж. С. Милль, Б. Констан, Д. Локк и др.) считали, что свобода в конечном счете порождает неравенство, и таким образом, свобода и равенство могут противоречить друг другу! Саму свободу они считали высшей ценностью, обеспечивающую развитие индивидуальности и многообразия личности, устраняющих «уподобление» подобию.

Читайте также:  Что Ждет Военных Пенсионеров В 2022 Году Последние Новости

Такое отношения к идеям прав и свобод человека во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей об этих правах. Так, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Трудно переоценить значение этого международного правового акта. Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод человека. Это положение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: «Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав.»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Другой взгляд на природу права имел известный украинский правовед и социальный философ Богдан Кистяковский (1868-1920), который критиковал Л. Петражицкого за недооценку институционального бытия права. Сам он выделял четыре основных подхода к праву, которые отвечали четырем основным концепциям права и по-разному трактовали реальность права:

Право — внеприродное явление, и никаких оснований права в природе обнаружить невозможно. Природа — это царство объектов, а право — это сфера субъекта. Можно ли считать в таком случае субстанциональной основой права общество? Хотя право и возникает только в обществе, связано с ним и даже обладает социальной сущностью, но эта сущность уже не собственно права, а его проявлений. Поэтому говорить о какой-либо субстанциональной основе права не имеет смысла. Однако это не значит, что право не укоренено в бытии человека. Правовая реальность обнаруживается в таком аспекте бытия человека, которое содержит моменты долженствования, когда он соприкасается с бытием другого человека, и это совместное существование грозит обернуться произволом. Поэтому не любое человеческое взаимодействие выступает основой права, а лишь то, которое содержит моменты долженствования, ограничивающего произвол. Взаимодействие субъектов выступает основанием права не в субстанциональном, а в социально-идеальном, деонтоло- гическом смысле. Деонтологический мир, т.е. мир права и нравственности, возможен лишь в том случае, если соблюдаются как минимум следующие два условия:

Природа человека и право

Феномен права теснейшим образом связан с человеком, его сущностью, смыслом человеческого бытия. «Ответы на все фи­лософские вопросы права, — пишет представитель правового экзистенциализма Э. Фехнер, — предопределяются ответом на вопрос о смысле человеческого бытия». В этом высказывании выражена антропологическая позиция по отношению к праву. Суть последней состоит в представлении о праве как явлении, без которого человек не может существовать, с одной стороны, и выявлении в структуре человеческого бытия таких моментов, ко­торые порождают правовые отношения (право), — с другой сто­роны. Это обстоятельство делает возможной собственно право­вую антропологию.

Что же представляет собой правовая антропология? Как из­вестно, философской антропологией называется часть филосо­фии, в которой изучается человек как особый род сущего, ос­мысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются способы человеческого существования.

Читайте также:  Учет нарколога 2022 год

Читать реферат по основам права: Философия прав человека

Целостное восприятие данной проблемы невозможно без философского осмысления сущности прав человека как неотъемлемого свойства личности и феномена мировой культуры и цивилизации. В современном понимании философия прежде всего представляет собой рефлексию (размышление, самопознание) над универсалиями культуры, то есть «второй природы», созданной умом и руками человека.

Права человека представляют собой жизненную потребность самовыражения. Только обладание правами и основными свободами делает человека субъектом исторического творчества, уникальной личностью, способной к саморазвитию и самоуправлению.

Основы философии права, Алексеев Н

Догма права.
Существуют различные пути для решения вопросов, связанных с нравом и справедливостью, — и из них наиболее распространенным практически и обычным теоретически является путь так называемой юридической догматики. Путь этот привлекает уже прежде всего тем, что является путем опытного знания, строящегося на основе фактов и исключающего, по мнению его сторонников, беспочвенное умозрение и метафизику. Действительно, те познавательные приемы, которые применяет юрист-догматик для решения предстоящих его умственному взору вопросов, могут быть в некотором смысле названы чисто опытными. Юридическая догматика опытна потому, что она имеет дело с определенным, чисто конкретным материалом — с положительным, установленным действующим или действовавшим правом. Каждая положительная система права является единичным, не повторяющимся историческим фактом, имеет целью изучить этот факт и уяснить его особенности. Главная задача заключается здесь, конечно, в описании и классификации. Задача юриста-догматика подобна задаче анатома или задачам ботаника, ставящего себе конкретную цель описания флоры данной страны.

Книга выдающегося русского правоведа и философа, одного из идеологов евразийства Н.Н. Алексеева „Основы философии #права“ открывает серию “Классики русской философии права», в рамках которой предполагается издать труды Е.Н. Трубецкого, Е.В. Спекторского, Б.П. Вышеславцева. Н.М. Коркунова. А.С. Ященко и др. Эту работу осуществляет Санкт-Петербургская ассоциация философии права. В этих трудах раскрываются религиозные и нравственные основания права, исследуются его философские, исторические, психологические аспекты, выявляется своеобразие русского правосознания, дается систематическое изложение основ теории права.
Издание рассчитано на юристов, философов и на всех интересующихся историей русской культуры.

Философия права в системе философских и юридических наук

Так, во второй половине 20 века юристы пытались решать многие правовые вопросы, опираясь на социологию. Напомним, что социология преимущественно изучает индивидов и их социальные свойства, акты-действия, причины и закономерности в поведении людей, судьбы личностей, исторические тенденции изменения жизни человека.

Теоретическим обоснованием единства социальной философии и философии права служит один и тот же объект исследования, а именно жизненный мир человека. Социальная философия рассматривает жизненный мир в целом и во взаимодействии со всевозможными его детерминирующими факторами, а философия права подразумевает под ним взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е. миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.

Что В Основе Философии Прав Человека

В первый период своей преподавательской деятельности в Московском университете (после возвращения из Германии) И.Г. Редкий исходил во многом из гегельянских представлений. К этому времени относятся его гегельянские статьи «Обозрение гегелевской логики» (журнал «Москвитянин» 1841 г., ч.4, кн.8), «Об уголовной кодификации» («Юридические записки», т.И, 1842 г.), «Какое образование требуется современностью от русского правоведа?» (М., 1846 г.).

Задачи научного законоведения Неволин освещал с позиции различения естественного права (естественного закона) и позитивного права (положительного закона). При этом естественный закон он трактовал как «идею законодательства» (т. е. как правовое начало, как правовую сущность позитивного закона), а позитивный закон — как ее «проявление» 2 . Свой философско-правовой подход к закону он обосновывал так: существо закона — это правда, а «существо правды может быть определено только в философии» 3 .

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус