Резервы По Сомнительным Долгам В Балансе В Налоговом Учете 2022 Г

РАЗЪСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Можно ли в бухгалтерском учете не начислять резерв по сомнительному долгу (имея уверенность в том, что он будет погашен), а в налоговом учете начислить в полном объеме? Ответ на этот вопрос см. в материале от экспертов К+. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

При полной оплате долга резерв аннулируется (восстанавливается), при частичной — корректируется в части, соответствующей сумме оплаты. Корректировки в этих ситуациях делаются в периоде оплаты с отнесением восстановленных сумм или сумм корректировок на финрезультат.

  • налогоплательщикам, ведущим учет методом начисления;
  • исключительно в части долгов покупателей, осуществляющих приобретение у юрлица товаров, работ, услуг;
  • только по тем долгам, которые уже просрочены, и длительность этой просрочки превышает 45 календарных дней.
  • Обязательность проведения регулярной инвентаризации долгов с периодичностью, соответствующей отчетному или налоговому периоду, значимому для налогоплательщика. Чаще всего им является квартал или год, но для юрлиц, ежемесячно рассчитывающих налог от фактической прибыли, им может быть месяц.
  • Выявление долга, соответствующего признакам сомнительного по критериям ст. 266 НК РФ: долг покупателя, не оплаченный вовремя и не обеспеченный гарантиями, при отсутствии встречной кредиторки.

Таким образом, расхождения между данными НУ и БУ при создании резерва имеются практически всегда. Поэтому возникает необходимость учета образующихся разниц. Они носят характер временных и подчиняются всем правилам, установленным для них ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.
  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2022 год на сумму неиспользованного за 2022-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2022 года резервные суммы на 2022-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2022 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

ООО «Весна» осуществило реализацию товаров:

  • ООО «Покупатель» — 50 000,00 рублей (120 дней просрочки);
  • ООО «Закупщик» — 160 000,00 рублей (50 дней просрочки);
  • ООО «Магазин» — 20 000,00 рублей (90 дней).

В мае ООО «Закупщик» оплатил задолженность в полном объеме.В июне ООО «Покупатель» сообщил о банкротстве и невозможности возврата средств.По итогам года невостребованные резервные средства списаны.

О том, какие суммы, по мнению налоговиков, к сомнительным долгам относить не следует:

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.
И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.Также надо различать ситуации, в которых в отношении части задолженности меры принудительного взыскания применялись и оказались безрезультатными, а в отношении другой части задолженности меры взыскания не применялись. Для признания этой части задолженности безнадежной должно иметься надлежащее основание. Найти его нужно в п. 2 ст. 266 НК РФ. Поскольку наличие постановления судебного пристава не позволяет списать задолженность, которая в этом постановлении не отражена.

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2022 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Резерв по сомнительным долгам

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2022 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.
  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.
Читайте также:  Филатовская Больница Разваливается

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.
  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

Временные налоговые разницы при создании резервов по сомнительным долгам

Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В ходе инвентаризации по состоянию на 31.12.2022 Организация выявила сомнительную дебиторскую задолженность в сумме 100 000 руб. и в целях бухгалтерского учета сформировала на эту сумму соответствующий резерв. Сумма созданного резерва признана прочим расходом.

Организация создает резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Резервы создаются в отношении дебиторской задолженности покупателей. Могут ли возникать при создании в бухгалтерском и налоговом учете резервов по сомнительным долгам постоянные либо временные разницы, предусмотренные ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»?

Вместе с тем п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.

Чтобы рассчитать сумму отчислений, которую нужно включить в резерв на последнее число отчетного (налогового) периода, нужно сравнить исчисленную на эту дату сумму резерва с неизрасходованным остатком резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату. Считают сумму отчислений по формуле (п. 5 ст. 266 НК РФ): сумма резерва — (сумма резерва на последнее число предыдущего периода — сумма безнадежного долга, списанного за счет резерва после предыдущей отчетной даты).

По таким долгам создание резерва обязательно для компании. Это обеспечит соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

Компания решает самостоятельно, как рассчитывать резерв. Выбранный способ необходимо прописать в учетной политике. Если компания формирует резерв для налога на прибыль, можно и в бухучете начислять его по тем же правилам (интервальный способ). Подробнее мы расскажем об этом в разделе, посвященном резерву по сомнительным долгам в налоговом учете.

ОНА или ОНО сохраняются до тех пор, пока сохраняются ВВР или НВР, то есть разницы в суммах резервов, созданных в бухгалтерском и налоговом учете (п. 8 ПБУ 18/02). При уменьшении (погашении) ВВР или НВР уменьшается (погашается) ОНА или ОНО (пп. 17, 18 ПБУ 18/02). Величину ОНА (ОНО) определяют по формуле (пп. 14, 15 ПБУ 18/02): величина ОНА (ОНО) = сумма ВВР (НВР) х ставка налога на прибыль.

Учет резервов, создаваемых в налоговом и бухучете, осуществляют по-разному. Разницы в суммах резервов, созданных в бухгалтерском и налоговом учете, которые возникают в связи с различным порядком их расчета, в бухгалтерском учете признаются временными разницами (пп. 8, 11 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

Резерв по сомнительным долгам: учет в «1С: Бухгалтерии 8»

В соответствии с пунктом 70 Положения организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Таким образом, создание резервов сомнительных долгов в бухгалтерском учете является обязанностью, а не правом для всех организаций без исключений. При этом при расчете резервов нужно учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.

В отличие от бухгалтерского учета налоговым законодательством установлено дополнительное ограничение на величину резерва. Напоминаем, что для целей нормирования резерва принимается в расчет выручка без НДС от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (ст. 249 НК РФ). Что касается внереализационных доходов, то они в расчет норматива не включаются.

  • сумма восстановленных резервов (45 000,00) отражается в общей сумме внереализационных доходов по строке 100 Приложения № 1 к Листу 02 декларации;
  • сумма отчислений в резерв (75 000,00 руб.) отражается в общей сумме внереализационных расходов по строке 200 Приложения №2 к Листу 02.

Резерв следует формировать после того, как будет проведена сверка и инвентаризация расчетов с дебиторами. Законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету не дают ответа на вопрос, как часто надо создавать и корректировать резервы, поэтому периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно. В любом случае, создавать резервы нужно не реже периодичности составления отчетности для пользователей.

По умолчанию указанную регламентную операцию программа предлагает выполнять ежемесячно. Организации, которые представляют налоговые декларации по налогу на прибыль один раз в квартал, для соблюдения принципа рациональности учета могут выполнять расчет резервов также один раз в квартал (в марте, в июне, в сентябре и в декабре). Для отказа от выполнения регламентной операции Расчет резервов по сомнительным долгам достаточно перед выполнением закрытия месяца в первом и втором месяцах каждого квартала в контекстном меню регламентной операции выбрать команду Пропустить операцию.

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

Резервы в налоговом учете в 2022 году

  1. определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
  2. исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.

Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.

Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

Резервы организации создаются, чтобы покрыть затраты или убытки, которые предположительно возникнут в будущем. Налоговый кодекс РФ разрешает включать резервируемые суммы в расходы. При этом формирование резервов в налоговом учете имеет ряд ограничений, которые нужно соблюдать для корректного расчета базы по налогу на прибыль.

На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.

Читайте также:  Возврат Подоходного Налога За Протезирование Зубов

О налоговом учете сомнительных и безнадежных долгов

При проверках налоговых периодов до 2022 года не исключено, что налоговый орган потребует уменьшить сомнительный долг на сумму кредиторской задолженности. Эта позиция основывается на возможности погашения долга или его части зачетом встречных однородных требований в соответствии со статьей 410 ГК РФ (письмо ФНС России от 16.01.2012 № ЕД-4-3/269@).

В предпринимательской среде нередки случаи, когда контрагент задерживает или вовсе не производит оплату по договору. С одной стороны, налоговое законодательство по общему правилу требует признавать в доходах еще не поступившую выручку по сделкам. С другой стороны, позволяет снизить налоговую базу на отчисления в резерв по сомнительным долгам, а после наступления определенных событий — списать так и не оплаченную задолженность в расходы.

Но обстоятельства, указывающие на безнадежность долга, нуждаются в комплексной оценке. Например, прекращение основного обязательства вследствие исключения из ЕГРЮЛ должника по этому обязательству не прекращает поручительство, если кредитором были заявлены соответствующие требования к поручителю (статья 367 ГК РФ). То есть, в рассматриваемой ситуации задолженность еще не является безнадежной.

Для признания долга безнадежным достаточно наличия одного из указанных в пункте 2 статьи 266 НК РФ оснований. Так, при наличии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, нет необходимости дожидаться ликвидации должника.

Недействующим признается юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и исключается из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (статья 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Резерв по сомнительным долгам, как элемент налогового планирования

4. по договорам займа и договорам уступки права требования (Письмо Минфина России от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318, Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2010 N КА-А40/2553-10 по делу N А40-95723/08-98-494 (Определением ВАС РФ от 02.08.2010 N ВАС-8816/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Не имеет значения, подтверждена дебиторская задолженность контрагентом или нет. Иными словами, наличие акта сверки с дебитором на дату создания резерва для включения соответствующей задолженности в расчет резерва не обязательно (Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612). Учесть задолженность при создании резерва можно, даже если есть взаимозависимость с должником (Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2010 N КА-А40/8149-10, ФАС Уральского округа от 07.07.2009 N Ф09-4588/09-С3).

Организации обязаны информацию о формировании резерва по сомнительным долгам включать в учетную политику для целей налогообложения. Мнение налоговиков состоит в том, что после внесения изменения в учетную политику организация может формировать резерв по сомнительным долгам только с начала нового налогового периода (Письма Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/594, УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921). Для этого руководителю организации необходимо издать соответствующий приказ (распоряжение), которым будут внесены дополнения в учетную политику. Арбитражная практика, напротив, признает правомерной создание резерва без изменений учетной политики (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 по делу N А79-3573/2007, ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 по делу N А56-12980/2007, Определением ВАС РФ от 12.11.2008 N 14387/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ, ФАС Уральского округа от 22.12.2005 N Ф09-5913/05-С7.

Анализ норм бухгалтерского учета позволяет сделать вывод о том, что организация может формировать резерв по сомнительным долгам не только по итогам отчетного года, но и по результатам работы за квартал или месяц. Периодичность формирования резерва следует прописать в учетной политике.

Налоговым кодексом налогоплательщику предоставлена возможность создавать резерв по сомнительным долгам. Создание резерва — это право, а не обязанность организации (Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-03-06/1/295). Воспользоваться своим правом могут те налогоплательщики, которые признают доходы и расходы при расчете налога на прибыль методом начисления. При использовании кассового метода резерв по сомнительным долгам не создается (Постановление ФАС Центрального округа от 03.10.2005 N А48-550/05-8).

Формирование резерва по сомнительным долгам в 1С: Бухгалтерии

Резервы налогового учета позволяют экономить на оплате налога на прибыль. Но в то же время они приводят к осложнению налогового и бухгалтерского учетов. Образуется разница по ПБУ 18/02, которая и объясняет неприязнь бухгалтеров к формированию резервов и попытки отказаться от их создания.

В российских законах нет единого метода расчета резервов по сомнительным задолженностям бухучета. Регламентированные стандарты указываются лишь в НК РФ, и актуальны исключительно для налогового учета. В связи с этим всем хозяйствующим субъектам требуется на свое усмотрение выбрать методику и способ формирования резервов, и указать соответствующую информацию в учетной политике предприятия.

В связи с этим, невзирая на корректировки в нормативных актах по бухучету, в соответствии с которыми оформлять резервы в учете требуется обязательно, все больше специалистов отказываются от их создания. Если вы хотите работать в соответствии с российским законодательством, прочитайте нашу инструкцию. Мы докажем вам, что в действительности в формировании резервов нет ничего сложного.

В соответствии с нынешними законами РФ, величина резерва, формируемого в налоговом учете, не может быть более 10% выручки от продажи за прежний налоговый год (отчетный период) или 10% от выручки за действующий отчетный отрезов (предположим, за 1-ый квартал года). Соответственно, по результатам отчетных периодов необходимо сопоставлять две суммы и учитывать большую из них.

Обратите внимание: настройки, заданные в разделе «Параметры учета» в плане приоритетности проигрывают настройкам «Договоров». Иными словами, если в настройках будут значиться разные периоды времени, то при формировании резервов станет использоваться тот срок, который определяется «Договорами».

Для создания резерва по сомнительным долгам организация анализирует дебиторскую задолженность, которая возникла в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Данная задолженность отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» .

Срок возникновения сомнительной задолженности — более 90 календарных дней. Выручка по данной задолженности учитывалась при исчислении налога на прибыль и не освобождалась от налога на прибыль. Сумма выручки за январь — декабрь 2022 года с учетом НДС составила 682 000 руб.

В учете резервы по сомнительным долгам формируются на конец отчетного периода. Периодичность и способы их создания закрепляются в учетной политике организации. При этом резервы на конец года создаются с учетом результатов обязательной годовой инвентаризации .

При годовой инвентаризации в декабре 2022 года выявлена дебиторская задолженность за отгруженную продукцию по дебитору «А» в сумме 19 500 руб., по дебитору «В» — 12 100 руб., которая не оплачена в установленный договором срок и не обеспечена гарантиями. Данная задолженность признана сомнительным долгом, по которому образован резерв по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Начиная с 1 января 2022 года организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам для целей налогового учета. При этом резервы создаются только по той дебиторской задолженности, которая возникла в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов .

Резервы По Сомнительным Долгам В Балансе В Налоговом Учете 2022 Г

Согласно пункту 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Сумма государственной пошлины, подлежащая возмещению на основании судебного акта, не может рассматриваться как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, следовательно, не может быть признана сомнительной задолженностью для целей налогообложения прибыли.

Вместе с тем обращаем внимание, что любая задолженность, признанная безнадежной по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ, может быть списана за счет сформированного резерва по сомнительным долгам, а если сумма указанного резерва недостаточна, непосредственно в составе внереализационных расходов. При этом не обязательно, чтобы такая задолженность участвовала в формировании сумм резерва по сомнительным долгам.

При этом любая безнадежная задолженность может быть списана за счет сформированного резерва по сомнительным долгам, а если суммы резерва недостаточно — непосредственно в составе внереализационных расходов. При этом необязательно, чтобы задолженность участвовала в формировании резерва по сомнительным долгам.

Резерв по сомнительным долгам в балансе

В своей практической деятельности компании нередко сталкиваются неоплатой предоставленных услуг или товаров, т. е. с просроченной задолженностью дебиторов. И если просроченный долг объективно становится сомнительным (т.е. не погашен в оговоренные сроки и не обеспечен гарантиями, или возникла уверенность в невозможности его взыскать), то компании необходимо на покрытие этой задолженности, сформировать так называемый резерв по сомнительным долгам. Создают его для обеспечения правдивости финансовой отчетности компании, в частности, задолженности дебиторов. Рассмотрим, как его формируют, учитывают и отражают в отчетности.

Критерии определения задолженности в разряд сомнительной в налоговом учете мы уже перечислили. Остановимся на деталях, которые необходимо иметь в виду, рассчитывая сумму резерва. Несмотря на то, что инвентаризация расчетов проводится по окончании финансового года, при определении авансовых платежей по налогу на прибыль (если фирма уплачивает авансы), выполнять расчет резервов придется поквартально.

Резерв считается оценочным значением (п. 3, 4 ПБУ 21/2008), и его вариации фиксируются в бухучете того периода, когда они происходили. Поэтому начисления в резерв производят с периодичностью предоставления финансовой отчетности. При организации резерва чаще всего предприятия придерживаются требований налогового учета, поскольку порядок его формирования в бухучете строго не определен.

Читайте также:  Куда Приходят Приставы По Месту Прописки Или По Месту Жительства

Методы расчета резерва применяют разные. Избранный способ следует утвердить в УП, указав критерии, которыми бухгалтер будет руководствоваться при расчете. К примеру, при методе экспертной оценки ориентируются на показатели платежеспособности дебитора, а при расчете резерва по сомнительным долгам, зависящем от периода просрочки устанавливают соответствующий процент отчислений.

Выявляются суммы подобных долгов по итогам инвентаризации расчетов. Величина резерва по сомнительным долгам рассчитывается по каждой задолженности исходя из условий заключенных соглашений и перспектив погашения, применяя действующий в компании метод расчета. К примеру, если фирмой установлена задолженность по нескольким контрагентам, то резерв следует сформировать по каждому обязательству каждого из них. То есть, скрупулезное аналитическое сопровождение здесь необходимо.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете в 2022 году

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2022 год на сумму неиспользованного за 2022-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2022 года резервные суммы на 2022-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2022 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

Аудит резервов по сомнительным долгам в 1С: Бухгалтерии предприятия ред

В результате перечисленных выше нарушений есть вероятность искажения строк 1230 «Дебиторская задолженность», 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 1520 «Кредиторская задолженность» Бухгалтерского баланса, а также строк 2120 «Себестоимость продаж», 2400 «Чистая прибыль (убыток)» Отчёта о финансовых результатах.

Или, когда нормами учётной политики предусмотрен резерв в отношении задолженности в виде авансов, выданных в размере 100% долга, независимо от количества дней просрочки (с первого дня просрочки), а на самом деле резерв не создается или не формируется в полном объёме.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размер и качество имеют ключевое значение в финансовом положении хозяйствующего субъекта. При анализе финансового состояния организации возникает необходимость оценки задолженности. Важной функцией внутреннего контроля также является отслеживание сомнительных и безнадёжных долгов. Наличие резервов или их отсутствие позволит показать действительное финансовое положение предприятия. Вот почему резерв по сомнительным долгам пользуется популярностью. Он стал активным инструментом регулирования финансовых результатов организации. В данной публикации мы рассмотрим основы проведения аудиторской проверки счёта 63 «Резерв по сомнительным долгам», и также приведём популярные ошибки по этому участку учёта в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0.

5. При отражении в учёте резерва по способу и критериям, установленным налоговом законодательством, неверно определяется процент задолженности, исходя из сроков просрочки. Например, создание в 50% размере, когда фактически сумма должна быть в полном объёме признана сомнительной.

6. По состоянию на отчётную дату числится сальдо по счёту 63, на котором отражена величина списанной дебиторской задолженности покупателей, при этом сам долг перед теми контрагентами в учёте отсутствует. В ходе аудиторской проверки выяснено, что задолженность была списана ранее, но не за счёт созданного резерва.

При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

  • определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
  • отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
  • по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;
  • по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;
  • по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Формирование резерва по сомнительным долгам в 1С: Бухгалтерии

После того, как определение начальных параметров, требующихся для формирования резервов, подойдет к концу, приступайте к непосредственному созданию резервов. Формирование резервов по сомнительным задолженностям осуществляется при завершении месяца с использованием операции с тем же названием:

В российских законах нет единого метода расчета резервов по сомнительным задолженностям бухучета. Регламентированные стандарты указываются лишь в НК РФ, и актуальны исключительно для налогового учета. В связи с этим всем хозяйствующим субъектам требуется на свое усмотрение выбрать методику и способ формирования резервов, и указать соответствующую информацию в учетной политике предприятия.

В соответствии с общепринятыми нормами, если общая величина резерва, определенного с учетом периода образования задолженности, составляет более 10% выручки за выбранный срок, то величина резерва исчисляется методом умножения на коэффициент. Сам коэффициент нужно определять как соотношение величины резервов по нормативу к общему размеру резервов, рассчитанных с учетом периода образования просрочки по долгу.

Величина резерва, определенного с учетом периода образования просрочки в нашем примере составляет более размера ограничения (сумма 475 312,67 рублей меньше, чем сумма 1 332876 рублей). В связи с этим при проведении операции «Расчет резервов по сомнительным долгам» за март 2022 года в резерв налогового учета нужно заложить 50% от величины просроченного долга, умноженные на коэффициент: 475 979,34 рублей = 2 665752 рублей * 50 процентов * 0,35710699 коэффициент.

Резервы налогового учета позволяют экономить на оплате налога на прибыль. Но в то же время они приводят к осложнению налогового и бухгалтерского учетов. Образуется разница по ПБУ 18/02, которая и объясняет неприязнь бухгалтеров к формированию резервов и попытки отказаться от их создания.

Списание производится документом «Корректировка долга» с видом операции «Списание задолженности». Документ может быть заполнен автоматически по кнопке «Заполнить» на закладке «Дебиторская задолженность». На закладке «Счета расчетов» указать счет списания 63 и заполнить соответствующие субконто.

Если в организации применяется ПБУ 18/02 и учет резервов ведется только в бухгалтерском учете (или только в налоговом), то будут возникать постоянные разницы. Если резервы начисляются и в бухгалтерском и в налоговом учете, то и в этом случае не всегда удастся избежать разниц. Т.к. для целей начисления налога на прибыль расходы на создание резервов не должны превышать 10% от выручки текущего налогового периода, для бухгалтерского учета такого ограничения нет.

Остаток задолженности, не покрытый резервом в налоговом учете должен списываться на счет 91.02 «Списание дебиторской (кредиторской) задолженности. Соответственно по дебету будет возникать отрицательная постоянная разница, а по кредиту отрицательная временная разница.

Если срок возникновения задолженности (количество дней после отгрузки плюс количество дней из параметров учета или договора контрагента) превышает 45 календарных дней, то при закрытии месяца регламентной операцией «Расчет резервов по сомнительным долгам» будет начислен резерв в размере 50% от суммы остатка по дебету счетов 62 и 76.06. Если же срок превышает 90 дней, то резерв будет составлять 100%. При чем, для не рублевой задолженности резерв при необходимости можно сформировать операцией вручную.

Резерв создается по каждому договору контрагента. Программа анализирует развернутое по документам расчетов сальдо по дебету счетов 62 и 76.06. При этом если по одному договору с контрагентом числится аванс, а по другому договору с этим же контрагентом есть задолженность, превышающая 45 дней, то резерв будет начислен. В случае, если сумма резерва в бухгалтерском учете будет отличаться от налогово учета, автоматически будет учтена постоянная разница.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус