Роль Философии Для Юристов

Философия права

«Чтобы узнать основной высший смысл права, приводит пример такого подхода французский философ права Ф. Батиффоль, — необходимо установить: почему существуют различные общества; но как ответить, не зная точно, что представляет собой человек, к чему он стремится, куда идет и должен идти? В конце концов, нам необходимо знать о Вселенной в целом, чтобы дать надлежащий ответ на подобные вопросы; но он не возможен для нас. Поэтому лучше ограничиться изучением позитивного права».

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагающее место и значение, которое занимает философия права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, предметами изучения которых является право и государство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяжении многих столетий.

Нужна ли философия современному юристу

В-третьих, философия не подменяет другие науки, но опирается на научные достижения при решении своих вечных вопросов. Вечность проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаются исходя из уровня развития общества и науки, а также в зависимости от мировоззрения и способностей самих философов. Хотя в целом решения должны быть научными, т. е. доказываться, опираться на научные достижения своего времени и быть обязательными для каждого разумного человека. Сегодня наиболее острые и сложные проблемы, требующие своего разрешения, находятся на стыке наук: развитие глобального энергетического кризиса; разрешение экологического кризиса и обострение проблемы ресурсов, глобального изменения климата; рост народонаселения и интенсивное освоение новых регионов и наукоемких технологий производства; снижение общего уровня иммунитета людей и создание систем искусственного его восстановления; социальные проблемы эвтаназии, абортов, клонирования, гиборгизации (замены естественных органов человека искусственными); освоение планет Солнечной системы и использование космических технологий в земных условиях; развитие и совершенствование искусственного интеллекта, широкое его применение во всех системах производства и жизнеобеспечения людей и др. При исследовании проблем управления обществом, природно-промышленным комплексом и человеком переплетаются самым неожиданным образом такие науки и направления, как технология и эстетика, социология и физиология, биология и приборостроение, физика и психология, лингвистика и математика и др. Новые проблемы, возникающие в естественных и социально-гуманитарных науках, свидетельствуют о развитии новых форм жизнедеятельности человека, общества и государства, порождают новые типы правоотношений между ними и соответственно новые виды правонарушений и преступлений. Но может ли современный юрист разобраться в этих проблемах без философского их осмысления? Философия дает образцы методов познания, используемые на самом высоком теоретическом уровне, методы умозрительного синтезирования, тем самым выполняя методологическую функцию. Конечно, чтобы решать частнонаучные проблемы, нужна специальная подготовка и соответствующие частнонаучные средства исследования. Для того чтобы решать философские проблемы науки, нужно владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания. В философии вырабатываются всеобщие методы познания окружающей действительности, систематизируются общенаучные и частные методы познания. Незнание современными специалистами, аспирантами и докторантами хорошо разработанных в философии методов познания (например, диалектики, системного метода) заставляет их изобретать новые методы (типа триалектики, которая якобы заменяет «дуалистическое» учение диалектики на троичную триалектику ). ——————————— Триалектика — наука о началах бытия и творения Жизни в согласии с Символом Святой Троицы и геометрофизическим обоснованием принципов триединства. См.: Академия тринитаризма // http://www. trinitas. ru/rus/004/a0407001.htm.

Не лучше ли современному юристу воспользоваться хорошо разработанной философской методологией, чем тратить силы и время на пустые новации? Хорошо известно, что философия усиливает творческий потенциал специалиста, профессионала, способствует развитию его творческих возможностей — способность человека к обобщениям самого высокого порядка, к диалектической гибкости мышления, развивает интуицию, образное мышление. Для любого творческого процесса и решения сложных задач необходимы воображение, интуиция, гибкость мышления, фантазия. Если посмотреть биографии ученых, которые внесли существенный вклад в науку, то все они (будь то физики, химики, биологи, юристы) увлекались философией (некоторые становились профессионалами и в философии, например такие юристы, как И. Ильин, П. Сорокин и другие). Именно философия развивает и воспитывает такие драгоценные для исследователя качества, как целостное восприятие действительности, ассоциативное, гибкое, объемное (а не линейное) мышление, которые служат надежной гарантией против рассудочного окостенения и «склероза» мысли» . Философия помогает формировать культуру мышления, искусство принятия решений на основе внутреннего убеждения, которые так необходимы любому специалисту, особенно юристу . Ученый, специалист, оторванный от культуры и философии, не способен рождать новые идеи. ——————————— Волков Г. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. С. 22. О внутреннем убеждении как синтезе логики и интуиции, знаний и эмоций хорошо писали юристы. Например, о внутреннем убеждении у следователя, которое должно опираться на совокупность всесторонне, полно и объективно рассмотренных доказательств и сопровождаться уверенностью, отсутствием сомнений в принятых решениях и выполненных действиях. См.: Ратинов А. Р. Судебная психология для следователя. М., 1981; Гранат Н. Л., Ратинов А. Р. Решение следственных задач. М., 1978; Карпец И. Эмоции и закон. Сыск. Записки начальника уголовного розыска. М., 1994; и др.

Читайте также:  Бетон Влияние На Здоровье

Ваш юрист

Идея философии права как философского феномена до­вольно отчетливо прослеживается в работах известного немец­кого ученого Г. Радбруха «Введение в науку права» (1910 г.) и «Основы философии права» (1914 г.), в которых право рас­сматривается в основном как «элемент культуры, т. е. факт, относящийся к категории ценности», а его понятие определя­ется не иначе как «данность, смысл которой заключается в реализации идеи права» 10 .

1. Несмотря на то что философия права как самостоятель­ная отрасль знаний и учебная дисциплина давно находится в поле зрения исследователей-философов и юристов и что по данной тематике создана огромная зарубежная и отечествен­ная литература 1 , тем не менее многие вопросы, касающиеся рассматриваемого феномена, все еще остаются весьма спорны­ми и далеко не решенными.

Вопрос ные функции философии

Философия является специфической формой духовной жизни общества, формой общественного сознания. Философия нацелена на изучение всеобщего качественносодержательного аспекта бытия и познания. Философия выступает в качестве мировоззренческой науки. Философия служит общетеоретическим ядром мировоззрения.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.

Философия права для юриста

Один из ключевых вопросов в каждой из этих дисциплин – вопрос о природе, сущности права, механизме его действия. История правовой мысли России и зарубежья дает материал для рассуждений – концепции ведущих мыслителей, которые до нас ставили этот вопрос и по-разному пытались на него ответить. И уже на этой основе в теории и философии права данный вопрос изучается в ракурсе современного права.

Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т.

ВВЕДЕНИЕ (о философской культуре юриста)

Аксиологическая культура юриста базируется на необходимости ценностного анализа социальной и правовой реальности, ведь при выборе и реализации профессиональных целей человек ориентируется на ценности, идеалы и нормы. К безусловным достижениям человечества относятся и сущностные характеристики права: свобода, равенство и справедливость, понимание и содержание которых порой менялось и трансформировалось в истории философской и правовой мысли. Аксиологическая культура современного юриста глубоко связана с правовой этикой, что предполагает осмысление ключевых проблем философии морали. Юрист служит закону и тем самым служит обществу.

В условиях реформирования современного российского общества возрастает роль философской культуры юристов, что предполагает не только теоретизирование и умение объективно оценивать окружающую действительность, но и практическое применение полученных знаний. Последнее предполагает, что личностное становление специалиста не должно уступать профессиональному, что в свою очередь, достижимо на основе философского осмысления мировоззренческих и методологических принципов познания, деятельности, оценки и личной нравственной культуры. Мировоззрение и нравственные принципы являются одним из важнейших условий процесса постоянного самообразования, духовного совершенствования, повышения качества профессиональных знаний.

Читайте также:  Юрист По Недвижке Основы

Философия для юристов

Спецификой данной книги является ее правовая направленность, выражающаяся в примерах применения философского знания к деятельности юриста. Книга подойдет не только студентам юридических факультетов и преподавателям академического бакалавриата, но и широкому кругу лиц, желающих сформировать у себя научное философское мировоззрение, а также овладеть навыками и умениями использования основных законов и принципов диалектики, положений материалистического познания, знаний об основных сферах, формах бытия и функционирования общества, духовности человека в любом виде профессиональной деятельности.

В учебнике освещается традиционная проблематика курса философии: предмет философии и ее роль в жизни человека, общества и деятельности юристов; исторические типы философии; проблемы бытия и сознания; гносеологические и аксиологические, этические и эстетические проблемы философии; философия о человеке, обществе и проблемах развития современного мира; актуальные проблемы философии права.

Философия права

Хотя философия права не ставит своей целью решение конкретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядочить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее, все центральные, фундаментальные проблемы правоведения находят свое решение или, по крайней мере, их обоснование именно на философском уровне. В этом как раз и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоятельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.

Для иллюстрации этого феномена можно воспользоваться созданным А. Шопенгауэром образом развивающегося научного знания как бесконечно увеличивающейся в своих размерах сферы: чем значительнее ее объем, тем больше у ее поверхности точек соприкосновения с непознанным. Этому образу соответствует познавательный парадокс: чем больше мы знаем о праве, тем больше тайн и загадок возникает перед исследователем. Таким образом, область исследования философии права лежит на пересечении этих тайн, загадок и ее задача заключается в их раскрытии.

Значение философии права в подготовке будущих юристов

всего, потребностями их будущей специальности. Изучение фило- /5 софии права в значительной мере способствует фундаментализа- ции образования будущих юристов, их развитию в качестве само­стоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «. не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей — подго­товки юриста как гражданина и гражданина как критика права» [7] .

Хотя философия права не ставит своей целью решение кон­кретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядо­чить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее все центральные, фундаменталь­ные проблемы правоведения находят свое решение или, по край­ней мере, их обоснование именно на философском уровне. В этом как раз и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоя­тельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.

Философия для юристов

В учебнике освещается традиционная проблематика курса философии: предмет философии и ее роль в жизни человека, общества и деятельности юристов; исторические типы философии; проблемы бытия и сознания; гносеологические и аксиологические, этические и эстетические проблемы философии; философия о человеке, обществе и проблемах развития современного мира; актуальные проблемы философии права. Спецификой данной книги является ее правовая направленность, выражающаяся в примерах применения философского знания к деятельности юриста. Книга подойдет не только студентам юридических факультетов и преподавателям академического бакалавриата, но и широкому кругу лиц, желающих сформировать у себя научное философское мировоззрение, а также овладеть навыками и умениями использования основных законов и принципов диалектики, положений материалистического познания, знаний об основных сферах, формах бытия и функционирования общества, духовности человека в любом виде профессиональной деятельности.

Читайте также:  Транспортная Карта Для Инвалидов 2 Группы Как Продлить

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Философия для юристов. Учебник и практикум для академического бакалавриата» Николай Васильевич Михалкин бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Философия для юристов

В учебнике оcвещается традиционная проблематика курса философии: предмет философии и ее роль в жизни человека, общества и деятельности юристов; исторические типы философии; проблемы бытия и сознания; гносеологические и аксиологические, этические и эстетические проблемы философии; философия о человеке, обществе и проблемах развития современного мира; актуальные проблемы философии права. Спецификой данной книги является ее правовая направленность, выражающаяся в примерах применения философского знания к деятельности юриста.

Книга «Философия для юристов. Учебник и практикум для академического бакалавриата» автора Михалкин Николай Васильевич оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

Значение логики для юристов

Логика имеет особое значение также в деятельности юристов. Еще Цицерон, говоря о судебных делах, советовал оратору, какие бы дела он ни взялся вести, “тщательно и основательно в них разобраться”. Он подчеркивал, что на судебном форуме — документы, свидетельства, договоры, соглашения, обязательства, родство, свойство, указы магистратов, заключения правоведов, вся жизнь, наконец, тех, чье дело разбирается, и все это должно быть разобрано. В этой предварительной работе Цицерон особо выделял логическую сторону дела: ”Тот довод, в котором больше помощи, чем вреда, я намечаю привести; где я нахожу больше зла, чем блага, то я целиком повергаю и отбрасываю. Так мне и удается сначала обдумать, что мне сказать, а потом уж и сказать”.

В современной юридической практике широко используется, по существу, весь богатейший арсенал логических средств: определение (юридических понятий), деление (например, классификация преступлений), подведение под понятие (например, квалификация конкретного деяния), версия как вид гипотезы (например, как следственная версия), умозаключение (например, в обвинительном заключении), доказательство и опровержение (например, во время судебного разбирательства) и т. д.

Философия для юристов шпоры

13. Либертарно – юридическая аксиология. Последовательное преодоление недостатков естественноправового подхода (в сфере юридической аксиологии так же, как и в вопросах юридической онтологии и гносеологии) ведет не к позитивизму и легизму, а к теоретически более развитой форме юридического правопонимания и соответствующего толкования ценности права и ценностно-правового значения закона (позитивного права) и государства. Речь при этом идет о либертарной аксиологии — о юридической аксиологии, основанной на либертарной концепции правопонимания в рамках общей теории различения и соотношения права и закона (позитивного права).

Представлен структурированный материал лекционного курса по дисциплине «Философия права», соответствующий учебному плану по специальности «Юриспруденция». В пособии рассматриваются причины и проблемы развития философии права в современных условиях, предмет философии права как учебной и научной дисц.

Философия в деятельности юриста это

— Теория права и государства, история политико-правовых учений, история политической мысли России, философия права. Один из ключевых вопросов в каждой из этих дисциплин – вопрос о природе, сущности права, механизме его действия. История правовой мысли России и зарубежья дает материал для рассуждений – концепции ведущих мыслителей, которые до нас ставили этот вопрос и по-разному пытались на него ответить. И уже на этой основе в теории и философии права данный вопрос изучается в ракурсе современного права.

Следует подчеркнуть, что в силу своей аксиологической функции истинная философия чаще всего выступает источником социального беспокойства, ибо оказывается неудовлетворенной оценками существующей социальной реальности и потому для любой консервативной (или консервирующейся) реальности выступает дестабилизирующим фактором. Иначе говоря, философия ориентирует на изменения социальной реальности, не дает ей окостеневать. Поэтому нередки случаи, когда «сильные мира сего» вместо того, чтобы прислушиваться к «неудобным» советам философии, предпочитали ликвидировать не социальные недостатки, а конкретных философов, на эти недостатки указывающих. Так произошло с Сократом, с Джордано Бруно, с российскими философами «серебряного века», уничтоженными в сталинских лагерях.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус