Банкротство Унитарного Предприятия

Особенности банкротства МУП

  1. Сначала представителем должника (кредитора) в арбитраж предъявляется письменное заявление. В нем указываются все данные банкротящегося юр. лица, сведения об имеющихся долгах, обоснование невозможности исполнения обязательств. К заявлению прилагаются необходимые документы, оплачивается госпошлина в размере 6000 руб.
  2. Если предъявленное в суд заявление соответствует всем требованиям, то выносится определение о принятии его к производству, в котором предлагается кандидатура арбитражного управляющего.
  3. При рассмотрении банкротного дела к МУП могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
  4. Если оздоровительные процедуры не принесли эффекта, то суд признает предприятие несостоятельным и ликвидирует его. Для рассмотрения банкротных дел устанавливается семимесячный срок, но он может продлеваться.

Невозможность выплаты долгов (по сделкам, трудовым договорам, обязательным платежам) на лицо тогда, когда допущена просрочка по исполнению имеющихся требований более, чем на три месяца. Этот срок отсчитывается с той даты, когда это требовалось сделать.

Банкротство муниципального предприятия

Выявлением признаков несостоятельности унитарного предприятия занимаются сами инициаторы процедуры банкротства. Руководитель унитарного предприятия и собственник его имущества при выявлении проблем несостоятельности, должны подать иск о банкротстве самостоятельно.

Банкротство (несостоятельность) представляет собой признанную в арбитражном суде неспособность предприятия возместить в полной мере требований кредиторов по финансовым обязательствам (банковский кредит, оплаты по договорам, расчеты по векселям, задолженность перед бюджетными и внебюджетными фондами, налоговые выплаты и сборы и др.)

Банкротство муниципального унитарного предприятия и его особенности 2022 год

Для предприятия муниципальной формы организации существуют некоторые нюансы, при этом применяются и дополнительные специальные нормы законодательных актов. Учитывается специфика деятельности этого вида юридических лиц, его управления и формы правового статуса имущества.

Согласно Российскому законодательству, признание банкротства муниципального унитарного осуществляется арбитражным судом, после проведения ряда обязательных процедур и с соблюдением определенных норм. Банкротство муниципальных предприятий, предполагает обращение с просьбой о признании предприятия банкротом, со стороны руководителя.

Проблемы правового регулирования процедур банкротства несостоятельного фгуп

Федеральное государственное унитарное предприятие (далее по тексту — ФГУП) обозначено в законодательстве как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В Гражданском законодательстве ФГУП было определено как «коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам» .

Как считает В.В. Витрянский, включение в ГК РФ норм о защите залогодержателем своих прав на предмет залога наряду с нормами о защите права собственности и других вещных прав как раз свидетельствует о том, что законодатель исходит из того, что залог не относится к категории вещных прав, иначе к залоговым правоотношениям применялись бы напрямую правила о защите права собственности и других вещных прав, можно говорить лишь о распространении некоторых норм о вещно-правовых способах защиты на залоговые отношения, но не о вещно-правовой природе самих залоговых отношений .

Читайте также:  Увольнение По Сокращению Во Время Отпуска Еслиследующий День Выходной

Условия для признания банкротства МУП и последствия ликвидации

  • организация в течение трех месяцев не выплачивает заработную плату и выплаты социального характера, имеет налоговую задолженность и не имеет денег для таких выплат;
  • сумма задолженности не менее трехсот тысяч рублей.
  • учредители фирмы не могут быть его участниками;
  • организация управляется одним руководителем единолично;
  • МУП отчитывается перед учредителями, но управляет имуществом самостоятельно;
  • в случае банкротства сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП, а затем, на условиях субсидиарной ответственности – имущество учредителей.

Банкротство муниципального унитарного предприятия и его особенности

На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.

В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2022 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.

Процедура банкротства унитарного предприятия

Городское унитарное предприятие (МУП) — коммерческое предприятие, которое не имеет права принадлежности на имущество, закрепленное за ним собственником. Собственником в этом случае выступает городское образование (органы местного самоуправления) в рамках возможностей, установленных актами, которые определяют их статус.

В ст. 61 ГК есть определение ликвидации таковой предприятия . Это система действий юридического и бухгалтерского нрава, предусмотренных законом и направленных на прекращение в полном объеме ее деятельности. При всем этом права и обязанности не передаются третьим лицам, другими словами процесс осуществляется без правопреемственности.

Банкротство ГУПов

Во-первых, он может обратиться к первому собранию кредиторов и в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, предоставив соответствующие гарантии погашения кредиторской задолженности, или же в любое время вправе удовлетворить все требования кредиторов с целью прекращения производства по делу.

Как показывает практика, механизм банкротства в отношении ГУПов используется в основном для очищения предприятия от кредиторской задолженности или для переоформления прав собственности на активы. Заказчиком в первом случае является само государство, во втором – потенциальный покупатель – будущий хозяин предприятия.

Какие бывают нюансы у банкротства МУП

Ст. 65 ГК предусмотрено, что принимает решение о банкротстве собственник имущества, но в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что руководитель обязан обратиться в суд с заявлением о несостоятельности сам, если обнаружены его признаки.

Читайте также:  Беспредел По Субсидиям На Жилье Военным В Крыму В 2022 Году

Процедура банкротства инициируется путем подачи иска в суд конкурсными кредиторами, работниками, самим должником, уполномоченными или государственными органами, к которым принадлежат также местное самоуправление. Именно они зачастую и выступают инициаторами в данном случае.

Банкротство Плюс

  1. Отсутствует заинтересованность в финансировании организации.
  2. Уменьшились показатели рентабельности.
  3. Организация функционирует со значительными убытками.
  4. Завершается время соглашения между органами власти и МУП.

Если речь заходит об унитарном предприятия, тогда решение чаще всего принимается собственником. Он решает все вопросы, связанные с необходимостью ликвидации организации. В дальнейшем, в самом процессе должна быть доказана и сама несостоятельность. После принятия решения руководителем должно быть подано соответствующее заявление.

Банкротство государственных и муниципальных предприятий

Стратегическое предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма требований должна составлять не менее 500 тыс. руб. (ст. 190 Закона о банкротстве 2002 г.).

Как было отмечено ранее, для процедуры банкротства МУП употребляется стандартная схема. Основание, согласно которому предприятие может быть признано несостоятельным (банкротом) – это поданное в арбитражную судебную инстанцию заявление.

Банкротство унитарного предприятия судебная практика

в случае целесообразности организации аудиторской проверки в целях, указанных в настоящем пункте Положения, издается распоряжение заместителя руководителя Росимущества, осуществляющего координацию и контроль деятельности отраслевого структурного подразделения ЦА Росимущества, в ведении которого находится предлагаемая к проверке Организация, о проведении аудиторской проверки результатов деятельности Организации, которое представляется в Управление организации оценки федерального имущества и аудита (ТУ Росимущества направляют свои предложения в отраслевые структурные подразделения ЦА Росимущества, которые в случае согласия с представленными обоснованиями и материалами принимают меры по изданию в установленном порядке вышеуказанного распоряжения заместителя руководителя Росимущества и направлению его в Управление организации оценки федерального имущества и аудита).

2.4.3. По вопросам, перечисленным в пункте 2.4.2 настоящего Положения, ТУ Росимущества в течение 3-х рабочих дней с момента получения материалов направляет мотивированную позицию и материалы в отраслевое структурное подразделение ЦА Росимущества. В случае, если ТУ Росимущества в рабочем порядке получена информация о рассмотрении указанных вопросов, однако арбитражный управляющий отказывается представить материалы по вопросу, ТУ Росимущества обязано проинформировать ЦА Росимущества о соответствующих фактах, в том числе факсимильной связью.

Казенное предприятие процедуру банкротства

Казенное учреждение в 2008 году заключило муниципальный контракт с ООО на разработку проектно-сметной документации. Согласно усло виям контракта казенным учреждением перечислен аванс в размере 50% суммы контракта. Работы в ыполнены не были. сумма ав анса не в оз в ращена. Казенное учреждение в 2010 году обратилось в суд с иском о расторжении контракта. Решением арбитражного суда муниципальный контракт расторгнут.

Главным отличием МУП является то, что его руководитель не входит в число собственников-учредителей. Следовательно, его право принимать решение о плановом банкротстве, находится под вопросом. Даже если финансовая ситуация такова, что банкротство видится неминуемым.

Читайте также:  Выплаты и льготы многодетным в хмао

Банкротство Унитарного Предприятия

В данном случае, принимая обжалуемые судебные акты, суды исходили из тех ссылок на доказательства, которые были приведены в первоначальной редакции заявленных требований и уточнений к ним. В этих процессуальных документах заявитель, ссылаясь на неправомерные действия ответчика по изъятию имущества должника, в обоснование своих требований приводил конкретные постановления Главы Администрации Липецкого района Липецкой области N 1227 от 30.09.2008 и N 542 от 15.05.2009 «Об изъятии имущества из хозяйственного ведения МУП ЖКХ Липецкого муниципального района», которые и явились предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.

В соответствии с п. 7 ст. 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ.

Деятельность органов местного самоуправления

По ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме руководитель муниципального предприятия или ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом. Ситуация осложняется тем, что ряд муниципальных унитарных предприятий, в отношении которых приняты решения о ликвидации, не имеют собственных средств и имущества для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов и возмещения расходов на ликвидационные мероприятия. По таким предприятиям арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании несостоятельным (банкротом), ссылаясь на недостаточность средств для финансирования судебных расходов, а именно на вознаграждение арбитражного управляющего и оплату услуг привлекаемых лиц, на опубликование соответствующих сведений.

В соответствии со ст.30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в случае возникновения признаков банкротства руководитель МУП обязан поставить об этом в известность собственника имущества должника — унитарного предприятия. В свою очередь, собственник имущества должника — унитарного предприятия, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В частности, собственник до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в рамках досудебной санации принимает меры, направленные на восстановление платежеспособности. Со стороны собственника унитарному предприятию может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

Арбитражное и антикризисное управление

Статьей 65 ГК РФ установлено, что признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Решения о ликвидации в отношении государственных и муниципальных предприятий могут приниматься только собственником.

Вопрос относительно прав руководителя унитарного предприятия без согласования с собственником имущества предприятия обращаться в суд с заявлением должника на практике имеет колоссальное значение. Поскольку если руководитель такое право имеет, то с помощью известных технологий при условии четкой юридической работы руководителю ничего не стоит в самые короткие сроки обанкротить вверенную ему организацию и выбрать саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет назначен управляющий.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус