С Какого Момента Мождно Применять Доп Тарифы Была Спец Оценка

Напомним, что пенсионными взносами по доп. тарифам облагаются выплаты лицам, работающим по вредных и (или) опасных условиях труда (ст. 428 НК РФ). Тариф, по которому нужно исчислять такие взносы, зависит от вида работ, на которых занят сотрудник, а также от итогов специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).

Исходя из высказывания Минфина России, если итоги СОУТ утверждены не первого числа месяца, то выплаты, начисленные работнику до проведения спецоценки, нужно облагать взносами по доп. тарифу в соответствии с п. 1 или п. 2 ст. 428 НК РФ, а с даты утверждения отчета о спецоценке – по доп. тарифу в соответствии с п. 3 ст. 428 НК РФ.

Взносы по; дополнительным тарифам и; спецоценка рабочих мест

Для некоторых категорий работников введены дополнительные тарифы по взносам в ПФР. Так, на доходы работников, занятых на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда, применяется ставка 9 %. На доходы работников, занятых в тяжелых условиях труда, применяется ставка 6%. При этом ставка дополнительного тарифа применяется даже к тем доходам, которые превышают предельную величину. Освободить страхователя от дополнительных тарифов можно на основании спецоценки условий труда, которая с 1 января 2014 года пришла на смену аттестации рабочих мест.

Если раньше аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства и где присутствовали источники опасности, то для специальной оценки подобные ограничения не установлены. В обязательном порядке нужно проводить спецоценку всех рабочих мест, в том числе и офисного персонала.

В числе прочего результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя в зависимости от класса профессионального риска.

Формируйте и сдавайте через Интернет бухгалтерскую отчетность, декларации по НДС и прибыли, 2-НДФЛ, УСН и ЕНВД, отчетность в ПФР и ФСС в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Вам больше не нужно ничего обновлять и настраивать: мы гарантируем, что в сервисе всегда актуальные формы, соответствующие законодательству.

Минтруд разъяснил, как применять дополнительные тарифы в период перехода от аттестации к спецоценке

Для работодателей, которые провели спецоценку условий труда, предусмотрены одни дополнительные тарифы по взносам в ПФР, а для тех, кто не успел ее провести — другие. Но в 2014 году для большинства рабочих мест продолжают действовать итоги аттестации, и они приравнены к результатам спецоценки. В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? И как быть работодателям, которые не провели ни аттестацию, ни специальную оценку? Эти и другие сложные моменты прояснил Минтруда России в письме от 13.03.14 № 17-3/В-113.

Специальная оценка введена в 2014 году. До этого классы условий труда определяли по итогам другого мероприятия — аттестации рабочих мест. Ее результаты действительны в течение пяти лет. Поэтому данные результаты можно использовать до окончания пятилетнего периода, и только после этого проводить спецоценку (подробнее об этом читайте в статье «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). Получается, что в 2014 году у большинства работодателей есть результаты аттестации, которые еще не потеряли своей актуальности.

В комментируемом письме говорится: при отсутствии актуальных результатов аттестации и до проведения спецоценки работодателям надлежит использовать «старые» доптарифы. Этот вывод справедлив и в случае, когда аттестация началась в 2013 году, а ее результаты оформлены в 2014 году. Дело в том, что с 1 января текущего года аттестация рабочих мест упразднена, и ее результаты, оформленные после этой даты, считаются недействительными. Поэтому подобную ситуацию следует расценивать, как полное отсутствие итогов аттестации.

Дополнительные тарифы по взносам в пенсионный фонд применяются в отношении льготных категорий работников, имеющих право на досрочную пенсию. К данным категориям относятся лица, которые заняты на определенных видах работ, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ).

Если аттестация выявила у льготных категорий работников оптимальные или допустимые условия труда, и эти результаты являются актуальными, то в 2014 году и далее (вплоть до проведения спецоценки) работодателю следует применять «старые» доптарифы. Такой вывод, сделанный авторами комментируемого письма, полностью совпадает с точкой зрения, которую изложил Пенсионный фонд в письме от 12.02.14 № НП-30-26/1707 (см. «ПФР разъяснил, по каким дополнительным тарифам уплачивать пенсионные взносы с выплат работникам в 2014 году»).

При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2022 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.

Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

Коды условий труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, указывают в графе 9 отчёта СЗВ-СТАЖ. Коды берут из классификатора Постановления Правления ПФР № 507п от 06.12.2022. Например, условия труда электросварщика ручной сварки, которой входит в Список № 1, помечают кодом 27-1.

  1. Если у обычных страховых взносов есть ограничения по предельной годовой зарплате, свыше которой взносы снижаются, дополнительные начисляются одинаково с любых сумм.
  2. Применение доптарифов зависит от периода, в котором были начислены выплаты, а не за который они начислены. Например, в 2022 году работнику начислили премию по итогам прошлого года. В месяце начисления он занят на вредной и опасной работе. Премию нужно включить в базу для расчёта взносов «за вредность», даже если весь прошлый год, за который выдают премию, работник трудился в обычных условиях.
  3. Начисление доптарифов не зависит от режима работы. Если работник занят во вредных и тяжёлых условиях менее 80% рабочего времени, этот период не входит в льготный стаж для досрочной пенсии. Но взносы по доптарифам всё равно нужно начислять.
  4. Рассчитать их нужно и в случаях, когда «вредник» отсутствовал из-за болезни, командировки, отпуска (ежегодного оплачиваемого, по уходу за ребёнком, по беременности и родам) и в другие периоды, которые включаются в льготный стаж. В таких случаях работник считается занятым на работах, дающих право на досрочную пенсию.
  5. В течение месяца «вредник» может быть занят попеременно на работах, указанных и в Списке № 1, и в Списке № 2. Тогда допвзносы нужно начислить по разным ставкам. Если раздельный учёт выплат на предприятии не ведётся, взносы по доптарифам нужно рассчитать пропорционально — фактически отработанные дни по каждому виду работ разделить на общее количество календарных дней месяца и умножить на выплаты за месяц и на соответствующий тариф.
  6. Если работник в течение месяца был занят и во вредных, и в нормальных условиях труда, то доптарифы нужно начислить только на выплаты за фактически отработанное во вредных условиях время. Рассчитывают их так же, как и в предыдущей ситуации (если нет раздельного учёта выплат).
  7. Периоды, когда «вредник» находится отпуске без содержания или в учебном отпуске не засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии. И здесь Пенсионный фонд и Минфин расходятся во мнении о том, нужно ли начислять допвзносы. Позиция ПФР — не начислять, так как работник не был занят на работах с особыми условиями труда. Минфин считает, что выплаты за этот период облагаются допвзносами в полном объёме. Безопаснее их всё же начислить. Так, Минтруд в письме № 17-3/В-256 от 17 июня 2022 г. разъяснил, что база для начисления взносов по доптарифам не зависит от периодов, входящих или не входящих в льготный стаж. Эта позиция подтверждается и судебной практикой.

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Только с этого момента — с официальной даты подписания и утверждения отчета— начинается начисление дополнительных страховых тарифов. Об этом сообщает Минтруд в своем информационном письме №17-3/В-113 от 13 марта 2014 года.
Ведомство также сообщает, что даже в том случае, если отчет утвержден в середине месяца, организация вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов со дня его утверждения.

За работу в таких условиях труда сотруднику полагаются компенсации и льготы вплоть до выхода на досрочную пенсию, и в связи с этим очень важно, чтобы работодатель своевременно выплачивал дополнительные страховые взносы, размер которых определяется ч.2.1 ст.58.3 Федерального закона №212-ФЗ и п.2.1 ст. 33.2 Федерального закона №167-ФЗ.

Необходимость начисления дополнительных тарифов устанавливается после проведения специальной оценки условий труда, когда каждому рабочему месту в организации уже присвоен соответствующий класс условий труда. Однако вопрос со сроками начала выплаты этих тарифов остается для многих работодателей не выясненным — с какой даты страхователи начинают начислять эти тарифы, не уточняется.

Читайте также:  Артекоператор

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для работодателей, в организациях которых есть места с вредными и / или опасными условиями труда, начисляются дополнительные страховые тарифы.

Законодательством также предусмотрен вопрос начисления и выплат дополнительных страховых тарифов в том случае, когда в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест — к примеру, если организация была создана недавно, но рабочие места с вредными и опасными условиями на предприятии присутствуют. В такой ситуации дополнительные страховые тарифы устанавливаются следующими нормативными правовыми актами:

Страховые взносы на ОПС по доптарифам: мнения чиновников, позиции судов

Многие строительные организации не могут избежать обязанности исчисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Доптарифы следует применять при наличии особых условий труда (вредных, тяжелых, опасных). Напомним некоторые разъяснения чиновников. Рассмотрим позиции, выработанные судами по спорным ситуациям.

С сумм выплат сотрудникам, которые не заняты на особых работах, взносы по доптарифам не уплачиваются, даже если по результатам спецоценки установлен опасный или вредный класс условий труда (письма Минфина России от 03.03.2022 № 03-15-05/15789 и от 16.10.2022 № 03-15-05/79238).

Табели учета рабочего времени оформлены с нарушениями (не указаны периоды, за которые они составлены, отсутствуют даты их оформления и обозначения, предусмотренные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).

Суды также учли, что в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. Однако такие документы общество не представило.

Из Постановления АС ЗСО от 07.09.2022 № Ф04-3443/2022 по делу № А70-16767/2022 видно, что организация не включила в расчет для начисления страховых взносов по доптарифу выплаты, произведенные работникам, занятым во вредных условиях труда, за дни сдачи крови и периоды нахождения:

Взносы по; дополнительным тарифам и; спецоценка рабочих мест

Для некоторых категорий работников введены дополнительные тарифы по взносам в ПФР. Так, на доходы работников, занятых на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда, применяется ставка 9 %. На доходы работников, занятых в тяжелых условиях труда, применяется ставка 6%. При этом ставка дополнительного тарифа применяется даже к тем доходам, которые превышают предельную величину. Освободить страхователя от дополнительных тарифов можно на основании спецоценки условий труда, которая с 1 января 2014 года пришла на смену аттестации рабочих мест.

Если раньше аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства и где присутствовали источники опасности, то для специальной оценки подобные ограничения не установлены. В обязательном порядке нужно проводить спецоценку всех рабочих мест, в том числе и офисного персонала.

В числе прочего результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя в зависимости от класса профессионального риска.

Формируйте и сдавайте через Интернет бухгалтерскую отчетность, декларации по НДС и прибыли, 2-НДФЛ, УСН и ЕНВД, отчетность в ПФР и ФСС в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Вам больше не нужно ничего обновлять и настраивать: мы гарантируем, что в сервисе всегда актуальные формы, соответствующие законодательству.

C какой даты уплачиваются дополнительные тарифы страховых взносов на основании результатов СОУТ

Страхователи в отношении работников, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, по результатам специальной оценки условий труда применяют тарифы, которые установлены ч. 2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ. Возникает вопрос о том, с какой даты страхователи должны начислять страховые взносы по этим дополнительным тарифам при проведении специальной оценки условий труда.

В связи с этим дополнительные тарифы по страховым взносам по результатам проведенной у страхователя специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета. К такому выводу пришел Минтруд России в Письме от 13.03.2014 г. №17-3/В-113. При этом Минтруд России указал, что в случае если отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден в середине месяца, то организация вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов со дня его утверждения.

Напомним, что страхователи платят взносы по дополнительным тарифам в отношении лиц, занятых на работах, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, даже если ранее не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест по условиям труда. В таком случае применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ, п. п. 1, 2 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ.

Декларацию будут представлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, если у них не выявлены опасные или вредные условия труда. Работодателям придется подавать ее в трудовую инспекцию по месту своего нахождения. Сделать это они должны не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Действие декларации будет продлеваться на 5 лет, если не будет производственных травм и профзаболеваний у сотрудников.

В ходе спецоценки может возникнуть следующая ситуация: рабочее место соответствует должности, включенной в списки вредных, предоставляющих право на досрочную пенсию, но в результате испытаний не выявлено вредных факторов. Надо ли платить в этом случае дополнительные страховые взносы и сохраняется ли вредный стаж?

Еще одним новшеством становится декларирование соответствий условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» направлен на регистрацию в Минюст России.

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» есть возможность установить тарифы дополнительных страховых взносов по результатам спецоценки условий труда. Для этого нужно установить флаг в Настройках параметров учета на закладке Расчет страховых взносов (см. рис. 1).

С 1 января 2014 года в деятельности российских компаний и предпринимателей появилась новая процедура – специальная оценка условий труда. Она введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Из статьи методистов фирмы «1С» вы узнаете о том, чем спецоценка отличается от аттестации, кто должен ее проводить и как применять результаты проведенной оценки.

В отчете указываются классы (подклассы) условий труда рабочего места сотрудника. Таким образом, с даты подписания отчета выплаты работнику, занимающему “вредную” должность, необходимо облагать пенсионными взносами по доптарифам, предусмотренным п. 3 ст. 428 НК РФ, т.е. по доптарифам в зависимости от класса (подкласса) условий труда.

При этом доптарифы для каждого случая разные. Пока не будут известны результаты спецоценки, работодатель должен платить пенсионные взносы по доптарифам, установленным п. 1 или п. 2 ст. 428 НК РФ. После проведения спецоценки взносы нужно рассчитывать по доптарифам, предусмотренным п. 3 ст. 428 НК РФ.

Однако Минфин России пояснил, что после передачи полномочий по взиманию страховых взносов налоговым органам допускается руководствоваться позицией трудового ведомства по неурегулированным вопросам (письмо от 16.11.2022 № 03-04-12/67082). Следовательно, письма Минтруда России актуальны и в настоящее время.

Спецоценка условий труда: изменения в 2022 году

В учетных решениях «1С:Предприятие 8» обновленная форма декларации соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда будет реализована после утверждения соответствующего приказа Минтруда и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках можно узнать в «Мониторинге законодательства» .

До 30.12.2022 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2022 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные частью 5 статьи 11 Закона № 426-ФЗ.

C какой даты уплачиваются дополнительные тарифы страховых взносов на основании результатов СОУТ

Страхователи в отношении работников, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, по результатам специальной оценки условий труда применяют тарифы, которые установлены ч. 2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ. Возникает вопрос о том, с какой даты страхователи должны начислять страховые взносы по этим дополнительным тарифам при проведении специальной оценки условий труда.

Читайте также:  Группа Ос Смартфон

В связи с этим дополнительные тарифы по страховым взносам по результатам проведенной у страхователя специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета. К такому выводу пришел Минтруд России в Письме от 13.03.2014 г. №17-3/В-113. При этом Минтруд России указал, что в случае если отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден в середине месяца, то организация вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов со дня его утверждения.

Напомним, что страхователи платят взносы по дополнительным тарифам в отношении лиц, занятых на работах, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, даже если ранее не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест по условиям труда. В таком случае применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ, п. п. 1, 2 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ.

С 2022 года Минтруд с помощью автоматизированных проверок выявляет организации и предприятия, которые не провели спецоценку. С 2022 года начали в автоматическом режиме штрафовать компании, по которым в базе учета нет информации о СОУТ для рабочих мест, существующих больше года.

Спецоценка условий труда представляет собой целый комплекс мероприятий по выявлению вредных факторов, влияющих на работника в процессе осуществления им трудовой деятельности. Порядок проведения такой оценки регулируется законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда».

  • Если работодатель не перечисляет взносы по дополнительному тарифу за вредные условия труда, периоды работы не будут засчитаны в льготный стаж для досрочной пенсии.
  • Потом включить эти периоды в спецстаж можно будет только в судебном порядке при условии, что работодатель все же оплатит доп. тариф.

Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу уплачиваются также, как и по основному — каждый месяц по итогам предыдущего. При этом сроки перечисления денежных средств также совпадают с уплатой взносов по основному тарифу, а именно не позднее 15 числа следующего после отчетного месяца.

Для граждан, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, законом предусмотрен льготный выход на пенсию — ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Чтобы «вредный» стаж был учтен как льготный, дающий работнику право на досрочную пенсию, его работодатель обязан уплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР.

С 01.01.2014 года в связи с принятием федеральных законов от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и от 28.12.2013 № 421-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 421-ФЗ) размер дополнительных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ определяется с учетом установленного класса (подкласса) условий труда в результате проведенной специальной оценки условий труда или в результате проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда.

В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, подаваемых на данного работника по форме СЗВ-6-4, работодатель не будет заполнять раздел 3 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений застрахованного лица, занятого на соответствующих видах работ, на которые начислены страховые взносы по дополнительному тарифу» (ПФР иногда запрашивает у работодателя сведения о том, кто из числа конкретных работников трудится на рабочих местах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда).

Работа в течение полного рабочего дня. Должен ли работодатель начислять страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты работнику, должность которого входит в Список № 1, если он сначала находился в неоплачиваемом отпуске, а потом вышел на полный рабочий день и в этот период заболел?

Если работник переведен с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую такого права, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу (п. 9 Правил).

Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу работников, занятых на вышеупомянутых видах работ, до проведения специальной оценки условий труда облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, установленным пунктами 1 или 2 статьи 428 Налогового кодекса (9% или 6% соответственно), а после проведения специальной оценки условий труда — по дополнительным тарифам, установленным пунктом 3 статьи 428 Налогового кодекса в зависимости от класса (подкласса) условий труда (от 8% до 0%).

При таких формулировках работодателю не удастся отменить предоставляемые компенсации или снизить их размер по итогам специальной оценки, так как пропущено очень важное условие, связывающее их с результатами оценки условий труда – «за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». Вне зависимости от класса условий труда на рабочих местах, даже в случае обеспечения оптимальных или допустимых условий труда, гарантии и компенсации должны будут предоставляться в полном объеме.

При спецоценке нужно измерять те потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, которые были идентифицированы6. Идентификацию проводит эксперт организации, занимающейся спецоценкой. После чего комиссия по спецоценке принимает решение о том, нужно ли измерять и исследовать данные факторы. Такой порядок распространяется и на офисные рабочие места.

У нас в стоматологической поликлинике врачи-стоматологи с давних времен имеют, помимо основного, еще и дополнительный отпуск 14 дней. В 2010 году по результатам АРМ им был установлен класс условий труда 3.2. В настоящее время по результатам СОУТ класс условий труда стал 3.1. Данный класс подразумевает только доплату за вредные условия труда. Что делать с дополнительным отпуском? В учреждении нет никаких локальных документов, регламентирующих предоставление дополнительных отпусков.

Для этого работодателю необходимо уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца об изменениях трудового договора и их причинах. Если работник не согласен с новыми условиями труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Когда такой работы нет или работник от нее отказывается, трудовой договор прекращается (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

В ходе проводившейся до 2014 года аттестации рабочих мест работнику был установлен класс условий труда 3.1. Ему назначили повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенную рабочую неделю. После этого была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой класс остался прежним – 3.1. В этом случае работодатель обязан сохранить данному работнику все виды фактически реализуемых гарантий и компенсаций в прежних размерах. Однако, если после 2014 года на данное рабочее место примут нового работника, то ему будет положена только повышенная оплата труда в размере не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада).

Ознакомить работников с результатами нужно под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. В этот срок не включаются больничный, междувахтовый отдых, отпуск или командировки работника. Подпись работник должен ставить на карте специальной оценки условий труда.

Возможность проведения СОУТ за счет средств ФСС. Оплачивает проведение спецоценки работодатель, но в последующем компания может часть этих затрат вернуть из ФСС. Обратиться в ФСС за возмещением расходов на спецоценку может любой работодатель, который своевременно уплачивает взносы на травматизм за своих сотрудников — возмещение затрат на СОУТ происходит за счет этих взносов. Если у работодателя на момент обращения за компенсацией будет недоимка по взносам на травматизм, ФСС откажет в возврате денег.

Эксперт заносит результаты идентификации в протокол, который после утверждает комиссия по проведению специальной оценки. Если эксперт не нашел вредных или опасных производственных факторов, условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми и исследования и измерения не проводятся.

Оценка условий труда заключается в измерениях вредных факторов, которые воздействуют на
работника в ходе трудовой деятельности. Но трудоценочные организации ничего, как правило, не
измеряют, а даже если бы и захотели измерить, не смогли бы.
Во-первых, факторы, воздействующие на работника, не имеют конкретного времени воздействия.
Вредный фактор может воздействовать на работника 99 % рабочего времени, а может
воздействовать 1 % рабочего времени. Достоверно определить время воздействия невозможно,
поскольку это непостоянная величина. Минтруд считает, что необходимо определять время
воздействия вредного фактора методом опроса работников и руководителей и с помощью
составления фотографии рабочего дня. Такой метод называется ОБС (одна бабка сказала). При
использовании метода ОБС возникает очень высокая погрешность, следовательно низкая
достоверность полученных результатов. Зачем тогда Минтруд требует от лабораторий
аккредитацию в ФСА, поверку приборов, аттестованные методики и прочее? И зачем тогда
вообще нужна лаборатория, если методом ОБС можно сразу определить класс условий труда? От
времени воздействия зависит степень воздействия, которую «измеряют» трудоценочные
организации.
Во-вторых, вредными факторами управляет сам работник, а не трудоценочная лаборатория.
Уровень воздействия вредного фактора тоже невозможно определить достоверно, поскольку, как
и время воздействия, это непостоянная величина и зависит полностью от того, кто этим фактором
управляет. Штатный технологический процесс или не штатный трудоценщикам неизвестно.
Например, как измерить шум от какого-либо оборудования, если этим оборудованием управляет
оператор и самостоятельно регулирует уровень шума? Тоже пользоваться методом ОБС?
В-третьих, зачастую, невозможно определить место проведения измерений, поскольку работник
не стоит на месте. При выявлении нескольких рабочих зон, невозможно достоверно определить
процент нахождения в каждой рабочей зоне.
В-четвертых, вопреки положениям ФЗ-426, ФЗ-412 трудоценочные организации и лаборатории не
являются независимыми. Их деятельность, зависит от заказчика услуги, который платит деньги и
от Минтруда, который регулирует их деятельность и выдаёт лицензии трудоценочному бизнесу.
Таким образом, СОУТ – это не только результат преступного сговора, но ещё и законодательная
ошибка.

  1. За работу на которых досрочно назначается страховая пенсия по старости или предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда.
  2. На которых по результатам ранее проведенной специальной оценки были установлены вредные или опасные условия труда.
Читайте также:  Упущенная выгода по договору аренды в 2022 г косгу

Работник, занятый на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, поименованных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, может быть в течение месяца занят на нескольких рабочих местах.
Как применять дополнительные тарифы страховых взносов, если в отношении этих рабочих мест установлены разные классы или подклассы условий труда по результатам аттестации рабочих мест или спецоценки?
Страховые взносы по дополнительным тарифам компании следует исчислять со всех начисленных работнику в этом месяце выплат независимо от того, за какие периоды они производятся.
Взносы нужно рассчитывать пропорционально количеству фактически отработанных сотрудником дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) в месяце.
Кроме того, необходимо учитывать сверхурочную работу, а также работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

Пример 2. ЗАО «Модерн» проводило аттестацию рабочих мест по условиям труда в декабре 2013 г. Аттестующая организация выполнила замеры в декабре, а документы оформила в феврале 2014 г.
Можно ли использовать результаты аттестации для определения размеров доптарифов страховых взносов?
Решение. Дата окончания аттестации — это дата издания работодателем приказа о завершении аттестации и об утверждении отчета об аттестации, а не срок, указанный в договоре с аттестующей организацией.
Приказ о завершении аттестации и об утверждении отчета работодатель обязан подписать в течение 10 рабочих дней с даты поступления от аттестационной комиссии протокола заседания и отчета об аттестации (п. 44 Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н).
Приказ о завершении аттестации подписан в феврале 2014 г. То есть после введения спецоценки условий труда. Следовательно, компания не может использовать результаты аттестации, проведенной в 2013 г.
Страховые взносы по доптарифам она будет платить в зависимости от вида работ, на которых заняты сотрудники (ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ):
— 6% — если виды работ указаны в пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ;
— 4% — если виды работ указаны в пп. 2 — 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.

В ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР. Они введены с 1 января 2014 г. Размер этих доптарифов зависит от класса (подкласса) условий труда, в которых трудятся работники, занятые на видах работ, указанных в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ (табл. 2 на с. 11).

Примечание. Сколько лет можно применять результаты аттестации рабочих мест
С 1 января 2014 г. аттестация рабочих мест по условиям труда заменена специальной оценкой условий труда. В то же время результаты аттестации компании могут применять в течение пяти лет со дня ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2022 г. включительно (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

По результатам проведенной спецоценки компания начинает применять дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (от 8 до 0%) в зависимости от класса условий труда вместо доптарифов, установленных в ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Специальная оценка условий труда оформляется отчетом о ее проведении. Датой завершения спецоценки условий труда считается дата утверждения отчета. Именно с этой даты компания может применять результаты спецоценки условий труда. Соответственно, с этой даты она вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Обратите внимание: страховые взносы по дифференцированным доптарифам (см. табл. 2 на с. 11) за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении спецоценки, нужно уплачивать только с части выплат, начисленных со дня утверждения отчета до окончания месяца.

Доптарифы страховых взносов на ОПС в 2022 году: ставки в таблице

Организации и индивидуальные предприниматели в 2022 году должны начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование. Однако начислять взносы по доптарифам нужно не всем. Дополнительные взносы начисляют только на выплаты работникам, занятым:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; Список № 1, утв. постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10);
  • на специальных видах работ, перечисленных в подпунктах 2–18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (когда страховая пенсия по старости положена раньше общего срока).

Общий порядок использования дополнительных тарифов указан в статье 428 НК РФ. Их применяют для определенных категорий работников, а также занятых на отдельных работах или зависимости от возраста работников и стажа. Но только при условии, что работодатель не проводил СОУТ.

На практике в каждой организации есть рабочие места, сформированные так называемым извлечением из общего списка. В те периоды, когда работник трудится на таком рабочем месте, работодатель будет уплачивать за него взносы по дополнительному тарифу. Это время войдет в стаж работника для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Если работник переведен с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую такого права, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу (п. 9 Правил).

В стаж работы для досрочной пенсии включают периоды работы во вредных и опасных условиях в течение полного рабочего дня – более 80 процентов рабочего времени. При этом дополнительные пенсионные взносы начисляют на все выплаты сотрудникам, которые просто заняты или числятся занятыми на работах в особых условиях – тех, что указаны в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Независимо от формирования их стажа для досрочной пенсии. Поэтому выплаты за периоды, которые не включают в стаж для назначения досрочной пенсии, из расчетной базы по пенсионным взносам не исключайте.

Согласно пункту 11 Правил период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии, что в статье 27 Закона № 173-ФЗ или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрена определенная работа без указания наименований профессий или должностей.

Сотрудники заняты на работах с вредными условиями труда (подкласс условий труда 3.3 — 3.1). При этом выполнение таких работ не дает им право на получение досрочной пенсии. Нужно ли в такой ситуации начислять страховые взносы по дополнительным тарифам? Нет, не нужно. Такой вывод следует из письма Минфина России от 24.05.18 № 03-15-06/35161.

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР

16) работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Таблица 3. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении выплат в пользу работников, которые заняты на работах, указанных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Когда в организации имеются актуальные результаты аттестации части рабочих мест, страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР начисляются в следующем порядке. Если работник занят на работах с особыми условиями труда и его рабочее место по результатам аттестации признано вредным или опасным, то страховые взносы следует начислять по дополнительным тарифам из части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ). Они указаны в таблице 1.

В комментируемом письме говорится: при отсутствии актуальных результатов аттестации и до проведения спецоценки работодателям надлежит использовать «старые» доптарифы. Этот вывод справедлив и в случае, когда аттестация началась в 2013 году, а ее результаты оформлены в 2014 году. Дело в том, что с 1 января текущего года аттестация рабочих мест упразднена, и ее результаты, оформленные после этой даты, считаются недействительными. Поэтому подобную ситуацию следует расценивать, как полное отсутствие итогов аттестации.

Дополнительные тарифы страховых взносов из таблицы 1 действуют с момента утверждения отчета о спецоценке. То есть работодатель выплачивает в ПФР по новому тарифу только с той части средств, которые перечислялись работнику уже после завершения спецоценки.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус