Об установлении срочного публичного сервитута
5. Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (Шестерикова А.М.) направить копию настоящего постановления в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в соответствии с законодательством о государственной регистрации недвижимости, и осуществить государственную регистрацию срочного публичного сервитута в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
4. Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (Елькин А.Ю.) заключить с заявителем соглашение, предусматривающее размер платы за срочный публичный сервитут, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления
Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета. Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам. Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.
Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.
Установление публичного сервитута на автомобильную дорогу
Последнее время приходится активно заниматься вопросами строительства и подготовки разрешительной документации на линейные объекты недвижимости, в том числе дороги. Как-то давно я анализировал вопрос о возможности создания частного съезда с кольцевой автодороги в СПб и еще тогда был «восхищен» чудесами терминологии закона РФ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
«Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута»
Публичный сервитут — передел земельной собственности монополиями
- обеспечение прохода (проезда) через ЗУ, к водным объектам и береговым зонам;
- ремонт инженерно-технических линий, коммуникаций, дорог, ж/д путей, транспортных остановок и станций (порядок проведения регулируется главой 4, закона N 257-ФЗ);
- забор воды в водоемах;
- сенокос и пастбища;
- охота, рыбалка, разведение рыбы;
- прогон домашнего скота;
- дренажные работы на ЗУ;
- проведение размежевания, геодезических, гравиметрических работ;
- проведение геолого-разведывательных работ, различных исследований (обременение накладывается на определенный срок).
После одобрения заявления органы, куда оно поступило, принимают нормативно-правовой акт (НПА), разрешающий введение сервитута. Если решение принимается на государственном уровне правительством, то выпускается соответствующий закон или постановление.
Порядок установления публичного сервитута на земельный участок
Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим.
А какие границы обременения нужно отображать при межевании – планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу.
Как устанавливается публичный сервитут
- Подписывает Распоряжение либо заключение об отказе в предоставлении права ограниченного пользования (частного сервитута) земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
- Передает документы на регистрацию в Сектор контроля.
Документы, подтверждающие необходимость установления обременения для обеспечения нужд заявителя, которые не могут быть обеспечены иначе, чем посредством предоставления частного сервитута.
- учредительные документы (Устав, Положение) со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями, если они имели место (копии, скрепленные печатью юридического лица);
- выписка из государственного реестра юридических лиц (оригинал).
Процедура установления публичного сервитута
Однако в том случае, если о необходимости установления такого обременения государство просят заинтересованные в этом владельцы участков, находящихся в худшем положении, нежели обременяемый участок, сервитут будет установлен именно в интересах этих лиц, но путем издания соответствующего нормативного акта.
Земельный и Гражданский Кодексы определяют те цели, для которых установление публичного сервитута запрещено. К таким целям относятся:
Приказ Минтранса РФ от 17 октября 2012 г
копия согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги на планируемое размещение инженерных коммуникаций при проектировании прокладки, переносе или переустройстве инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги;
12. Копия решения уполномоченного органа об установлении публичного сервитута, заверенного в установленном порядке, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения об установлении публичного сервитута направляется по почтовому адресу заявителя, а также в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости***.
Статья ЗК РФ
11) указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании публичного сервитута, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса.
3) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях реконструкции указанного инженерного сооружения и обладатель публичного сервитута не является собственником указанного инженерного сооружения;
Как установить публичный сервитут на земельный участок
- Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
- Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
- Главная отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
- Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.
- местные жители;
- представители компаний, работающих на данной территории;
- собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
- представители госвласти.
Правовые основания публичного сервитута в отношении земельных участков
В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин, в соответствии с которыми был установлен сервитут.
Если новый владелец не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута, который всегда должен отражать реальное положение вещей.
Администрация МО город Армавир
В случае, если лицами подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений либо подключения к ним, организации процесса строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры, организации процесса строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры, проведении инженерных изысканий в отношении линейных объектов и отдельных сооружений органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на установление публичного сервитута, обеспечивается выявление правообладателей земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута. В таком случае вышеуказанными органами обеспечивается извещение правообладателей земельных участков путем:
Как ранее было сказано, такие лица имеют право требовать от обладателя публичного сервитута плату за публичный сервитут не более чем за 3 года, предшествующие дню направления ими заявления об учете их прав (обременений прав).
Установление Публичного Сервитута На Газпороводный Транспорт
Частный сервитут устанавливается в пользу конкретного субъекта. Установление частного сервитута происходит путем заключения договора с возможностью установления платы за пользование земельным участком. Сервитут может быть установлен и решением суда. Следует иметь в виду, что сервитут устанавливается по требованию не только собственника, но и лица, владеющего земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Не исключаются взаимные сервитуты в тех случаях, когда, например, собственники расположенных рядом земельных участков имеют «встречные» ограниченные вещные права (прохода, прокладки трубопровода и т.д.) в отношении участков друг друга.
Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок
Земельным кодексом также предусмотрено право собственника земельного участка установить соразмерную плату за пользование сервитутом, если установление сервитута привело к затруднениям в пользовании участком. Причем размер такой платы должен быть соразмерным.
Если толковать закон, то получается, что если речь идет об органе местного самоуправления – то обращаемся в администрацию муниципального образования; если о нуждах субъекта – то в соответствующий исполнительный орган, который занимается земельными вопросами в субъекте.
Публичный сервитут
Поскольку названные «сервитуты» не имеют конкретных управомоченных лиц, но в качестве «прав на недвижимость» подлежат обязательной государственной регистрации (п. 3 ст. 274 ГК, п. 9 ст. 23 и п. 1 ст. 25 ЗК), в литературе справедливо указывается, что в силу неопределенности правообладателей «публичный сервитут» все равно может быть зарегистрирован не в качестве ограниченного вещного права, а только «как ограничение права собственности на объект недвижимого имущества»
В п. 2 оспоренного ненормативного акта установлено, что публичный сервитут подлежит государственной регистрации в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними «Волгоградское областное регистрационное управление», что соответствует п. 9 ст. 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления
При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.
- дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
- в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
- публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.