Групповой Учёт Основных Средств В Бюджете 2022

Нет, не обязательно. ФСБУ 6/2022 допускает возможность перенесения момента начала амортизации на более позднее время. По общему правилу начисление амортизации объекта ОС начинается с даты его признания в бухучете. Однако по решению самой организации допускается начинать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухучете.

Все зависит от характеристик данных запчастей. Если такие запчасти предназначены для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, то они учитываются в качестве ОС (п. 4 Стандарта). Если срок их использования меньше 1 года, то они относятся к запасам.

Действительно, в отличие от ПБУ 6/01, новый стандарт не ограничивает минимальное значение стоимости актива (по правилам ПБУ – это 40 000 рублей) для его признания основным средством. Соответственно, компании, перешедшие на ФСБУ, вправе увеличить лимит по ОС сверх ранее применяемого значения в 40 000 рублей. Теперь разрешается повысить лимит, к примеру, до 100 000 рублей.

Исключением из данного правила являются организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухотчетность. Такие организации вправе применять ФСБУ 6/2022 перспективно. То есть только в отношении ОС, созданных или приобретенных уже после начала применения нового стандарта (п. 51 Стандарта).

То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2022 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.

Бухгалтерский учёт стоимости основных средств в 2022 году

  • для использования при производстве и (или) продаже продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, для охраны окружающей среды в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
  • для получения дохода от прироста стоимости в долгосрочной (более 12 месяцев) перспективе. При этом купля-продажа такого имущества не относится к обычным видам деятельности организации.
  • либо списаны в периоде прекращения эксплуатации без перспектив дальнейшего использования и продажи ( п. 41 ФСБУ 6/2022);
  • либо переклассифицированы . ОС переклассифицируют в долгосрочные активы к продаже, если они способны принести экономические выгоды (доход) в будущем посредством продажи. В редких случаях неиспользуемые ОС могут быть переведены в состав запасов.
  • состав объектов ОС. В частности, спишите балансовую стоимость объектов, которые являются несущественными активами;
  • балансовую стоимость ОС. Для этого по каждому объекту ОС:
    • устанавливается ликвидационная стоимость;
    • проверяется применяемый СПИ и способ начисления амортизации. В случае необходимости они меняются;
    • по правилам ФСБУ 6/2022 рассчитывается сумма накопленной амортизации за истекший СПИ;
    • рассчитывается балансовая стоимость ОС;
    • эта балансовая стоимость сравнивается с прежней балансовой (остаточной) стоимостью. Корректируется прежняя балансовая стоимость на полученную разницу. Так как первоначальная стоимость объектов ОС при расчёте новой балансовой стоимости не меняется, корректировать нужно сумму накопленной амортизации. Сумма корректировки относится на нераспределённую прибыль (убыток), если она не связана с изменением других статей баланса.
  • новый лимит стоимости ОС;
  • начало начисления амортизации с месяца принятия к учёту или со следующего месяца;
  • способ учёта последствий переоценки – корректировка остаточной стоимости или первоначальной стоимости и амортизации;
  • способ оценки инвестиционной недвижимости – по рыночной стоимости или по первоначальной

Полностью самортизированные ОС продолжайте учитывать на счёте 01 «Основные средства» (03 «Доходные вложения в материальные ценности»). То, что стоимость объекта полностью погашена посредством начисления амортизации, не является основанием для его списания. Списывайте такое ОС с бухгалтерского учёта по тем же причинам, что и другие объекты ОС.

Учетная политика на 2022 год

Теперь начисление амортизации по основным средствам не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств), за исключением случая, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость.

Информация является существенной, если можно обоснованно ожидать, что ее пропуск, искажение или маскировка повлияют на решения основных пользователей финансовой отчетности общего назначения, принимаемые на основе данной финансовой отчетности, предоставляющей финансовую информацию о конкретной отчитывающейся организации.

Ретроспективное применение означает, что стандарт как будто бы применялся всегда. Но если компания не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, ретроспективный способ не может применяться (п. 15 ПБУ 1/2008).

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • комплекс конструктивно сочлененных предметов, если он обособлен, представляет собой единое целое и предназначен для выполнения определенной работы.
  • существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (п. 10 ФСБУ 6/2022).
  • объект вводится в эксплуатацию по частям;
  • стоимость частей существенна по отношению к стоимости всего объекта, а сроки полезного использования частей существенно отличаются от срока полезного использования объекта в целом.

Новый ФСБУ 6/2022, обязательный с 2022 года

Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

Один из важных моментов работы с ФСБУ заключается в необходимости применять его ретроспективно (п. 48), иными словами, как если бы документ с начала приобретения и использования конкретного ОС уже действовал. Сложность здесь в следующем: амортизацию, руководствуясь положениями ФСБУ 6/2022, следует считать по обновленным правилам (о них пойдет речь далее в статье), а значит, балансовую стоимость ОС на начало отчетного года придется пересчитать. С этой целью берется первоначальная стоимость и вычитается сумма амортизации. Очевидно, что первоначальная стоимость должна быть исчислена по старым правилам, а накопленная амортизация — по обновленным нормам (п. 49). Указанным способом можно соблюсти новые правила единовременно, не делая пересчет за предыдущие годы.

Исчислять амортизацию теперь нужно с дня принятия объекта к учету в БУ, а не с начала следующего за этим событием месяца. Останавливают начисление по аналогичному принципу – от дня списания с бухгалтерского учета, а не с начала последующего месяца, как раньше.

В ФСБУ 6/2022 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.

Говоря о методике уменьшаемого остатка, законодатель лишь обращает внимание: амортизационные расчеты должны быть такими, чтобы амортизация за равные периоды уменьшалась одновременно с уменьшением СПИ объекта. Фирма сама решает, какую формулу применить, чтобы исполнить этот принцип.

Введены обязательная проверка основных средств на обесценение и учет изменения их балансовой стоимости вследствие обесценения. Эти проверка и учет ведутся в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28 декабря 2022 г. № 217н.

В отношении основных средств, оцениваемых по переоцененной стоимости, установлен ряд дополнительных требований к раскрытию информации, в частности, дата проведения последней переоценки основных средств; сведения о привлечении независимого оценщика; методы и допущения, принятые при определении справедливой стоимости основных средств, включая информацию об использовании наблюдаемых рыночных цен; балансовая стоимость переоцениваемых групп основных средств, которая была бы отражена в бухгалтерской отчетности при оценке их по первоначальной стоимости, на отчетную дату; способы пересчета первоначальной стоимости переоцениваемых групп основных средств; сумма накопленной дооценки основных средств, не списанная на нераспределенную прибыль, с указанием способа списания накопленной дооценки на нераспределенную прибыль.

При проведении переоценки наряду с пропорциональным пересчетом первоначальной стоимости и накопленной амортизации объекта основных средств допустимым является также способ, при котором сначала первоначальная стоимость объекта основных средств уменьшается на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученная сумма пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости этого объекта (ранее – только пропорциональный пересчет).

После признания объект основных средств может отражаться в бухгалтерском учете по переоцененной стоимости. При этом стоимость такого объекта регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от его справедливой стоимости (ранее – объект переоценивался по текущей (восстановительной) стоимости). Справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. № 217н.

предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана (ранее – отсутствовало указание на возможность использования для охраны окружающей среды);

  • участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;
  • результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;
  • объектов концессионного соглашения.
  • объект вводится в эксплуатацию по частям;
  • стоимость частей существенна по отношению к стоимости всего объекта, а сроки полезного использования частей существенно отличаются от срока полезного использования объекта в целом.
Читайте также:  Установить Право Ограниченного Бессрочного Пользования Сервитут В Отношении Газопровода Принадлежащего

Сам критерий существенности величины затрат, которые будут относится к таким объектам, в ФСБУ 6/2022 не определен, поэтому компании нужно его установить в учетной политике. При этом следует учитывать установленный организацией общий уровень существенности раскрываемой информации.

5. Порядок отражения прав пользования активами (ППА) в бухгалтерском балансе арендатора (п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 47 МСФО (IFRS) 16 «Аренда»): либо по строке 1150 «Основные средства» (в отношении арендованных основных средств) с раскрытием информации в примечаниях о включении ППА, либо по отдельной самостоятельно выделенной строке.

Например, исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается.

ФСБУ 6/2022 дает нам право самим устанавливать лимит в бухгалтерском учете. Поэтому мы, например, можем сравнять его с налоговым учетом, и установить равным 100000 руб. Соответственно основные средства с первоначальной стоимостью от 40000 руб. до 100000 руб. нам в бухгалтерском учете нужно списать (вернее списать их стоимость) и перевести в малоценное оборудование, где на забалансовом счете МЦ они и будут у нас учитываться.

Этот переход заключается в том, что организация должна уточнить элементы амортизации амортизации (срок использования основного средства, ликвидационную стоимость) для каждого основного средства. Это делается с помощью документа «Изменение элементов амортизации ОС». После этого в декабрьском закрытии месяца делается регламентная операция «Переход на ФСБУ 6», в ходе которой программа пересчитывает амортизацию по каждому основному средству, которая была начислена к этому моменту. Пересчет происходит исходя из нового срока полезного использования и ликвидационной стоимости. Разумеется если срок поменялся, и была установлена ликвидационная стоимость, ведь эти параметры могли и остаться неизменными. Далее разница между старым и новым значением амортизации относится на 84 счет.

Если раньше начисление амортизации прекращалось, когда остаточная стоимость становилась равной нулю, то сейчас она прекращается в момент, когда остаточная стоимость становится равной ликвидационной. Причем если она прекратила начисляться, а мы пересмотрели ликвидационную стоимость в сторону уменьшения, амортизация снова начнет начисляться, пока остаточная стоимость вновь не сравняется с ликвидационной.

Для крупных предприятий, сдающих полную бухгалтерскую отчетность, и подпадающих под обязательный аудит переход будет сложнее. Им придется в конце года пересмотреть элементы амортизации с учетом нового закона. Установить ликвидационную стоимость, уточнить срок использования основных средств, и пересчитать амортизацию за период использования основного средства исходя из новых параметров. А разницу отнести на 84 счет.

1) ликвидационная стоимость и новый алгоритм расчета амортизации, как раз с учетом этой стоимости. Ликвидационная стоимость — это те деньги, которые мы можем получить за ОС, после того как оно полностью самортизировалось, за минусом расходов, связанных с демонтажем и т.д. Соответственно при принятии у учету ОС эту ликвидационную стоимость необходимо указывать.

Порядок учета основных средств по новым правилам с 1 января 2022 года ФСБУ 6/2022 разработан на основе МСФО (IAS) 16 «Основные средства»

Затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они были понесены (ранее – эти активы отражались в составе материально-производственных запасов). При этом организация обязана обеспечить надлежащий контроль их наличия и движения.

в) приостанавливается в случае, когда ликвидационная стоимость объекта становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость такого объекта становится меньше его балансовой стоимости, начисление амортизации по нему возобновляется (ранее – начисление амортизации по объекту производилось до полного погашения его стоимости либо списания его с бухгалтерского учета);

Стандартом установлен общий подход к определению малоценных активов, имеющих признаки основных средств, но которые могут не учитываться в качестве основных средств: объекты рассматриваются для целей учета в качестве малоценных исходя из существенности информации о них (ранее – стоимость таких активов не превышала 40 000 рублей за единицу). На основе этого подхода организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости малоценных активов.

г) ликвидационная стоимость — величина, которую организация получила бы в случае выбытия объекта основных средств (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования (ранее – понятие не применялось);

б) не приостанавливается в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств (ранее – приостанавливалось при консервации объекта на срок более трех месяцев, а также на период восстановления объекта, продолжительность которого превышала 12 месяцев);

Бюджетный учет основных средств

Основные средства – материальные ценности, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования, в том числе находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, а также для представления в рамках арендных отношений, в том числе инвестиционная недвижимость.

  • пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости таким образом, чтобы остаточная стоимость объекта после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. То есть балансовая стоимость и накопленная амортизация умножаются на один и тот же коэффициент;
  • вычитается из балансовой стоимости, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.
  • ожидаемого срока использования объекта;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений объекта;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от иных субъектов учета, государственных (муниципальных) организаций.

В III разделе Стандарта принятие к учету основных средств в учреждениях обозначено понятием «признание». Это не меняет сущности представленных в нем положений, которые отчасти схожи с некоторыми положениями Инструкции № 157н. Рассмотрим основные моменты данного раздела.

В Стандарте даны определения основных понятий, применяемых при раскрытии информации об основных средствах. В Инструкции № 157н[1], которая в настоящее время является основополагающим документом по бюджетному учету основных средств, представлены только некоторые из них. Познакомимся с приведенными в Стандарте понятиями.

Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2022

Все элементы определяются в момент принятия ОС к бухгалтерскому учету. Но потом организация должна регулярно проверять, соответствуют ли элементы условиям использования объекта. Проверка проходит в конце каждого отчетного года, а также при изменениях, связанных с объектом.

В ПБУ 6/01 прямо не сказано о том, что способ начисления амортизации разрешено изменить в процессе эксплуатации ОС. Но и четкого запрета тоже нет. Компании, использующие международные стандарты финансовой отчетности, уже сейчас проводят подобные замены на основании пункта 61 МСФО (IAS) 16 «Основные средства».

Если СПИ определяется исходя из количества продукции (или объема работ), которое организация планирует получить благодаря объекту основных средств, амортизация считается пропорционально количеству продукции. Чтобы найти сумму амортизации за отчетный период, следует вычислить две цифры. Первая — разность между балансовой стоимостью и ЛК. Вторая — количество продукции в отчетном периоде, деленное на оставшийся СПИ объекта. Далее полученные цифры нужно перемножить. Вычислять амортизацию исходя из выручки, полученной от продажи указанной продукции, нельзя.

Согласно ПБУ 6/01, начинать надо с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия ОС к бухгалтерскому учету. По правилам ФСБУ 6/2022 — с даты признания объекта в бухучете. И только «по решению организации» начало можно отложить до 1-го числа следующего месяца. То есть такой вариант допустим, но является, скорее, исключением.

На практике это правило применяется следующим образом. Если объект удовлетворяет всем критериям ОС, но стоит не дороже 40 000 руб., его можно включить в состав материально-производственных запасов (МПЗ). И списать расходы на него при вводе в эксплуатацию. Если же стоимость объекта больше этой суммы, выбора нет — его необходимо признать основным средством.

С 2022 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.

Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2022 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2022 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.

Наряду с интенсивной подготовкой бухгалтеров бюджетной сферы к сдаче итоговой отчетности необходимо также помнить, что, как правило, под конец отчетного года происходит много изменений в законодательстве. Не обошли стороной новшества и порядок применения некоторых кодов бюджетной классификации. Основные «новинки» рассмотрим в данной статье.

Наконец с 2022 года порядок применения КВР 247 уточнен. Закрытый перечень расходов по видам энергетических и (или) коммунальных ресурсов дополнен. Для расходов 2022 года теперь существует прямая норма, которая устанавливает, что по КВР 247 оплачиваются расходы на теплоснабжение, в том числе на горячее водоснабжение. Кроме того конкретизированы расходы на газоснабжение.

Так, с 20.11.2022 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.

Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне зависимости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.
  • на объект ОС стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
  • на объект ОС стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется, стоимость объекта сразу списывается в затраты, далее ОС учитывается на забалансовом счете 21;
  • на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
  • на иной объект ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию».
Читайте также:  Транспортная Карта Инвалиду

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • стоимость строительных работ при создании объекта;
  • стоимость всех затрат, необходимых для создания ОС;
  • транспортные расходы;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием ОС.

Ос с 2022 года в бюджете

Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».

Инвестиционная недвижимость — недвижимость для сдачи в аренду или для получения дохода от прироста её стоимости. Её можно учитывать по рыночной стоимости и не амортизировать. Дооценку и уценку списываем на счёт 91, а счёт 83 не используем (Информация Минфина России).

Обязательство по аренде покажите на счёте 76 по справедливой стоимости предмета лизинга за минусом авансов, уплаченных вами до его получения. Справедливая стоимость — цена покупки имущества лизингодателем. На остаток обязательства ежемесячно начисляйте проценты по ставке, которая дисконтирует будущие платежи до справедливой стоимости. А затем уменьшайте обязательство с процентами на текущие платежи.

  • новый лимит стоимости основных средств (для совокупности объектов ОС или для отдельного объекта ОС);
  • начало начисления амортизации с месяца принятия к учёту или со следующего месяца;
  • способ учёта последствий переоценки — корректировка остаточной стоимости или первоначальной стоимости и амортизации;
  • способ оценки инвестиционной недвижимости — по рыночной стоимости или по первоначальной.

Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.

Информация по применению ФСБУ 6/2022 и ФСБУ 26/2022 с 1 января 2022 г

. Полное погашение стоимости ОС при продолжении его использования свидетельствует об ошибках: СПИ и (или) другие элементы амортизации объекта своевременно не были скорректированы (следует из п. п. 32 , 37 ФСБУ 6/2022).

2) По ОС, СПИ которых определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от использования объекта применяется способ пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).

— Предполагаемая совокупная годовая сумма затрат на приобретение (создание, улучшение, восстановление) несущественных ОС не должна превышать стоимостной лимит. При необходимости организации следует уточнить состав несущественных активов таким образом, чтобы обеспечить соблюдение указанного условия.

— актив предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации;

При применении этого способа допускается не пересчитывать сравнительные показатели бухгалтерской отчетности в связи с переходом на применение ФСБУ 6/2022, а провести единовременную корректировку балансовой стоимости ОС на 01 января 2022 г. (31 декабря 2022 г.)

Бюджетный учет в 2022 году

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

  1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
  2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
  3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
  4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
  5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
  6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
  7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

На практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая бюджетная классификация КВР предусматривает особый порядок. В 34-36 разрядах ставится 0, если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.

Бухгалтеру бюджетной сферы следует обратить особое внимание на обновленные регламенты — виды расходов, КОСГУ по Приказу № 65н неактуальны. Необходимо работать по Приказам № 85н и № 209н. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.

Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2022 года в части затрат код заменен на код видов расходов. Важно четко понимать, в чем разница КВР и КОСГУ, — это разные коды: видов расходов и операций сектора госуправления. Но обе кодировки необходимы для формирования КБК.

Как только Приказ № 133н зарегистрируют в Минюсте, бухгалтерам придется проводить ряд операций по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

  • затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение и иные выплаты населению;
  • капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • межбюджетные трансферты;
  • предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • иные ассигнования.

Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2022

Сейчас в налоговом учете малоценное имущество следует отражать не так, как в бухгалтерском. Если в БУ лимит по стоимости равен 40 000 руб., то в НУ —100 тысяч руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это порождает временные разницы у тех, кто применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (подробнее см. «Инструкция для новой редакции ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций », которую необходимо применять с 2022 года »). Благодаря новым правилам этого удастся избежать. Достаточно установить в бухучете такое же пороговое значение, как и в НУ, то есть 100 000 руб.

На практике это правило применяется следующим образом. Если объект удовлетворяет всем критериям ОС, но стоит не дороже 40 000 руб., его можно включить в состав материально-производственных запасов (МПЗ). И списать расходы на него при вводе в эксплуатацию. Если же стоимость объекта больше этой суммы, выбора нет — его необходимо признать основным средством.

Читайте также:  Бабушкинский Район Бабушкинский Ул Коминтерна Вл 123

Аналогичная картина с датой прекращения начисления амортизации. Сейчас это 1 число месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта, либо списания его с бухучета. По правилам ФСБУ 6/2022 — момент списания ОС с бухучета. В качестве исключения, по решению организации, амортизацию можно завершить 1 числа следующего месяца.

В ПБУ 6/01 прямо не сказано о том, что способ начисления амортизации разрешено изменить в процессе эксплуатации ОС. Но и четкого запрета тоже нет. Компании, использующие международные стандарты финансовой отчетности, уже сейчас проводят подобные замены на основании пункта 61 МСФО (IAS) 16 «Основные средства».

Если СПИ определяется исходя из количества продукции (или объема работ), которое организация планирует получить благодаря объекту основных средств, амортизация считается пропорционально количеству продукции. Чтобы найти сумму амортизации за отчетный период, следует вычислить две цифры. Первая — разность между балансовой стоимостью и ЛК. Вторая — количество продукции в отчетном периоде, деленное на оставшийся СПИ объекта. Далее полученные цифры нужно перемножить. Вычислять амортизацию исходя из выручки, полученной от продажи указанной продукции, нельзя.

Первое значительное изменение, которое приносит ФСБУ 6/2022 — возможность самостоятельно устанавливать предельную стоимость объекта, относящегося к основным средствам. Лимит при этом может быть любым, а всё, что оказывается ниже этой суммы, можно учитывать, как текущие расходы.

К элементам амортизации причисляются: срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации. Их определяют в момент принятия к бухгалтерскому учёту, а затем, в конце каждого отчётного года проверяют на соответствие условиям использования.

По действующим правилам организации могут устанавливать предельную стоимость объекта или, другими словами, актива, который выполняет условия основного средства в учётной политике. Этот лимит, в свою очередь, не должен превышать 40 тысяч рублей за единицу (п. 5 Общих положений ПБУ 6/01), но может быть меньше. При соблюдении этих условий и условий, прописанных в п. 4 Общих положений ПБУ 6/01 такие активы можно причислить к материально-производственным запасам.

При линейном методе стоимость имущества погашается равномерно в течение всего срока полезного использования. При методе уменьшаемого остатка сумма амортизации уменьшается через равные промежутки времени по формуле, разработанной организацией. Амортизация пропорционально количеству продукции начисляется исходя из количества продукции, которую организация ожидает получить от использования имущества.

В структуре расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов в 2022-2024 годах наибольший объем расходов будут составлять расходы на социальную политику с тенденцией к снижению в плановом периоде (4,4% ВВП в 2022-2023 годах, 4,2% ВВП — в 2024 году), говорится в заключении Счетной палаты.

На основании составленного заявления, инспекция или фонд примет решение о рассмотрении и уточнения внесенного платежа на фактический день оплаты налога или страховых взносов. Уточнить платеж можно также в случае, если он был перечислен в бюджет другого уровня или во внебюджетный фонд. Помимо этого, уточнить КБК можно в случае, если был ошибочно указан код налога (письмо ФНС от 10.10.2022 № СА-4-7/19125).

В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Документы к бюджетному пакету внесены в Госдуму в электронном виде.

Отмена методических указаний. Вместе с ПБУ 5/01 с 2022 года утрачивают силу указания по учёту МПЗ и по учёту специнструмента и спецодежды (Приказ Минфина России от 15.11.2022 № 180н). Но приведённые в них способы можно продолжать применять, если они не противоречат новому правилу стандарта. Например, ведение ТЗР. Ведь в правилах нового стандарта есть только общее требование о включении ТЗР в стоимость запасов, и ни один из нынешних вариантов это требование не нарушает.

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании
Еще одно важно дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которую решено списать — такие «остатки» не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежат перерегистрации в следующем году. А в году списания задолженности придется пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения — принятие решения о списании задолженности с балансового учета.

Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2022 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н. » (подготовлен ведомством 12.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2022 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2022 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

1. Новые счета для учета операций с биологическими активами
Напомним, что с 1 января 2022 года вступает в силу Стандарт «Биологические активы». Для учета биологических активов по новым правилам Проектом предусмотрены отдельные коды счетов синтетического и аналитического учета. Так, для обособленного учета биологических активов планируется ввести новый счет 113 00 с аналитикой по основным группам, а также с разделением активов на особо ценное и иное движимое имущество. В свою очередь будут исключены из состава матзапасов молодняк животных и животные на откорме, а также многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала — такие объекты учета относятся к биологическим активам. А для учета затрат учреждения при осуществлении деятельности по биотрансформации предназначен новый счет 110 00 с выделением прямых и накладных расходов по группам биологических активов.
Несмотря на указанную в Проекте дату его применения такие нововведения учреждениям следует применять начиная со следующего года. На это указывает и уточненный порядок формирования бюджетной/бухгалтерской отчетности — показатели включены в отчетность 2022 года.

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2022 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2022 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:

2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества — 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам — счет 210 Т5.
Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года — запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2022 года.
Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2022 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2022 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус