Управляющая сама выставляет счет

Решение проблемы ОДН — в руках собственников

Всю электроэнергию, поставленную в дом, фиксирует общедомовой счетчик. При выставлении счетов на оплату гарантирующий поставщик из объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, вычитает сумму объемов электроэнергии, потребленной в каждой отдельной квартире. Разница этих показателей и есть ОДН. Его величина напрямую зависит от того, как мы ведем учет индивидуального потребления, насколько вовремя передаем показания своих приборов учета и, в конце концов, насколько мы честны с соседями.
Итак, ОДН = освещение мест общего пользования (лестничные клетки) + работа внутридомового оборудования (лифт, подкачивающие насосы, телекоммуникационное оборудование) + вся электроэнергия, потребляемая в обход приборов учета (незаконные подключения).

Иначе работает схема «поставщик – управляющая компания – потребитель». В ней УК – это своеобразный кошелек, в который попадают все средства, собранные с жителей многоквартирного дома как за коммунальные, так и за жилищные услуги. Подчеркнем – ОБЩИЙ кошелек за оба вида услуг. Нормативные начисления ОДН идут отдельной строкой в квитанции, а вот сверхнормативные «прячутся» в строке «содержание и ремонт жилья». Оплачивать фактическое, а не нормативное потребление ОДН из собственного кармана управляющая компания не может по определению, так как единственный источник дохода для нее – это средства жителей. УК собирает деньги с жителей, заключивших с ней договор управления, и распределяет подрядчикам (дворники, ремонтники и т.д.) и поставщикам ресурсов, в том числе и за сверхнормативные ОДН. Поэтому для добросовестных управляющих компаний договор с ресурсоснабжающей организацией на оплату сверхнормативного ОДН – это бремя. Большинство компаний прекрасно это понимают, поэтому не спешат к поставщику ресурса за заключением договора до решения проблемы с ОДН.

После организации грамотного и точного учета электроэнергии внутри квартир можно и нужно пойти дальше и, к примеру, установить в подъездах энергосберегающие лампы, работающие от датчиков движения. Эти мероприятия должна осуществлять ваша управляющая компания за счет средств на содержание и ремонт жилья. А если на счету дома есть достаточный объем средств для замены старой электропроводки на новую, это просто необходимо сделать.

Куда хуже, если в дом придет недобросовестная организация. Так или иначе, УК будет брать средства для оплаты сверхнормативного ОДН из средств на содержание и ремонт жилья. Главный минус такой схемы расчетов – отсутствие возможности увидеть проблему сверхнормативного ОДН в вашем доме. В квитанции на оплату отражается только норматив, а вот незаконные подключения, потери из-за ветхости электропроводки и общий небаланс по дому «уходит» в «содержание и ремонт». Оплата фактического ОДН при этом производится за счет снижения трат на основное обслуживание дома, а отсюда – снижение общего уровня качества управления МКД: дворы и лестничные клетки убираются реже, ремонтные бригады реагируют на вызовы медленнее и проч.

Самой действенной мерой по снижению величины ОДН является единовременное снятие и передача показаний индивидуальных счетчиков. Это может делать старший по дому. Поставщик ресурса предлагает целый ассортимент клиентских сервисов по дистанционной передаче показаний и контролю объемов потребленного ресурса: например, сайт АО «ТНС энерго Карелия» www. karelia.tns-e.ru или контакт-центр гарантирующего поставщика 8(8142)79-27-27.

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2022 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

Прямые расчеты за коммунальные услуги

Впрочем, есть легитимный способ передать РСО право начислять плату, выставлять платежные документы – заключить с ней агентский договор либо включить соответствующее условие в договор ресурсоснабжения (РСО будет фактически выполнять функции платежно-расчетного центра), при этом важно, что управляющий МКД не утрачивает статус исполнителя коммунальных услуг (Постановление АС УО от 10.02.2022 № Ф09-9088/14).

Читайте также:  Льготы Матерям Одиночкам В Рязанской Области В 2022 Году

Начиная с 30.06.2022 из названных выше норм были удалены упоминания об особом порядке внесения платы за коммунальные услуги на ОДН. Представляется, что данное изменение обусловлено трансформацией платы за коммунальные услуги: из нее исключена плата за коммунальные услуги на ОДН и ее суммы должны быть включены в плату за содержание жилого помещения. Однако эта поправка будет применяться только с 01.04.2022, тогда как ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ в новой редакции уже действуют.

Управляющему нужно контролировать просроченную задолженность собственников (нанимателей) помещений, принимать меры по ее взысканию (это один из стандартов управления МКД), чтобы как минимум не пропустить срок исковой давности. Именно поэтому управляющий должен иметь информацию о датах и назначении платежей населения.

Применение на практике модели прямых расчетов за коммунальные услуги между собственниками помещений и РСО обнаруживает определенные недостатки, прежде всего, для управляющих МКД, если РСО не готова предоставлять исчерпывающую информацию о платежах потребителей.

Особенно это актуально при возникновении споров о взыскании задолженности, причем как с УК в пользу РСО, так и с собственников помещений в пользу УК. К примеру, в Постановлении от 10.02.2022 № Ф03-6328/2014 арбитры АС ДВО нашли заслуживающими внимания доводы УК о том, что сумма, предъявленная РСО ко взысканию, не подтверждена первичными документами: РСО не представила списки собственников квартир с отражением долгов (она самостоятельно выставляла квитанции потребителям). В рамках нового рассмотрения дела суд назначил сверку расчетов по месту нахождения РСО, которую обязал предъявить представителю УК все первичные документы (квитанции) (Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2022 по делу № А51-15991/2014). Отказ РСО предоставлять управляющему МКД информацию о поступивших платежах собственников помещений расценивается как нарушение антимонопольного законодательства (Постановление АС ПО от 05.12.2014 по делу № А06-2793/2014).

Почему ваша УК напутала с цифрами и адресами

Кoгдa eжeднeвнo ввoдишь дaнныe дecяткoв людeй в дecятки тaблиц, oбязaтeльнo oпeчaтaeшьcя. C этим ничeгo нe cдeлaть, пoтoмy чтo чeлoвeк cлaб. Нaбить pyкy, нaтpeниpoвaтьcя нe выйдeт. Нaш cepвиc, нaпpимep, иcпpaвляeт oшибки в дaнныx. К нaм пpиxoдят клиeнты, кoтopыe нaнимaли пepcoнaл cпeциaльнo для пepeпpoвepки дaнныx и вce нaпpacнo — вce paвнo глaз зaмыливaeтcя и пpoпycкaeт oпeчaтки. Пoэтoмy любыe кpитичныe дaнныx лyчшe пpoвepять aвтoмaтикoй. Нo тaк дeлaют, кoнeчнo, нe вce.

B peзyльтaтe вaм пpидeтcя дoгoвapивaтьcя c coceдями, чтoбы oни вepнyли вaм дeньги. Нo ecли вaм пoпaдyтcя нeчecтныe люди, вaм пpидeтcя либo yгoвopить yпpaвляющyю кoмпaнию зaчecть этy cyммy нa вaш лицeвoй cчeт, либo oбpaтитьcя в cyд, чтoбы зacтaвить coceдeй вepнyть дeньги, либo cмиpитьcя c иx пoтepeй.

Кoммyнaльныe ycлyги вaм дoлжны cчитaть пo нopмaтивaм, тoлькo ecли y вac нeт пpибopa yчeтa или oн нe пoвepeн либo нeиcпpaвeн. A ecли тexничecки вы мoжeтe пocтaвить cчeтчик, нo нe cтaвитe eгo, pacчeт пo нopмaтивaм мoгyт yмнoжить нa пoвышaющий кoэффициeнт. B этoм cлyчae вaм нaдo или пocтaвить пpибop yчeтa, или пoлyчить зaключeниe cпeциaлизиpoвaннoй opгaнизaции, чтo в вaшeй квapтиpe этo тexничecки нeвoзмoжнo cдeлaть. Нaпpимep, тpyбы c гopячeй и xoлoднoй вoдoй пpoxoдят тaк, чтo вpeзaть cчeтчик тexничecки нeвoзмoжнo.

Инoгдa квитaнции ЖКX пpeпoднocят нeпpиятныe cюpпpизы – paccчитывaл нa oбычнyю cyммy зa мecяц oкoлo 5 тыcяч pyблeй, a в итoгoвoй cтpoкe вдpyг oбнapyживaeтcя 7 тыcяч. Нe тopoпитecь ycтpaивaть cкaндaл дoмoчaдцaм, выяcняя, ктo пocтoяннo зaбывaл выключить cвeт в вaннoй. Bпoлнe вepoятнo, чтo yпpaвляющaя кoмпaния пpocтo cдeлaлa oшибкy.

Baшa yпpaвляющaя кoмпaния мoжeт зaвыcить тapиф или пpипиcaть вaм бoльшyю плoщaдь, нeжeли нa caмoм дeлe ecть в квapтиpe. Или внecти в cпиcoк выпoлнeнныx paбoт тe, кoтopыe нa caмoм дeлe никтo нe выпoлнял. Нe пpoвepитe coдepжaниe гpaфы – пepeплaтитe. Нo ecть и дpyгaя oпacнocть – ecли вaм впишyт нeкиe paбoты кaк пpoвeдeнныe, xoтя нa caмoм дeлe иx никтo нe дeлaл, вы мoжeтe cтoлкнyтьcя c нeпpиятным cюpпpизoм, кoгдa пoтeчeт якoбы oтpeмoнтиpoвaннaя кpышa или зaбьeтcя кaнaлизaция.

Полдела посадить расходы на счёт 26. Но потом начинается настоящая головоломка, куда отнести собранные на этом счёте расходы. Согласно п.9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учёта (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000), затраты на услуги управления МКД, которые отражаются на счёте 26 «Общехозяйственные расходы», могут ежемесячно списываться 2 способами:

  • в качестве условно-постоянных — Дт 90-2 «Себестоимость продаж»;
  • в себестоимость работ или услуг — Дт 20, 23, 29.

Как показывает практика, некоторые управляющие компании путаются в понятиях «затрат на услуги управления» жилищного законодательства и «управленческих расходов» бухгалтерского и налогового учётов. Поэтому по старинке сажают затраты на услуги управления МКД на счёт 26 «Общехозяйственные расходы». Но это не верно. Попытаемся в этом разобраться.

Счёт 26 «Общехозяйственные расходы» может использоваться, если УК кроме управления МКД занимается и другими видами деятельности, не связанными с управлением. В этом случае расходы на управление УК будут накапливаться на счёте 26, а потом распределяться на соответствующие субсчета к счёту 20 по доле выручки от каждого вида деятельности.

Так как управление МКД является основным видом деятельности УК, то и расходы по этой статье должны формироваться на счёте 20 «Основное производство». При этом, счёт 20 имеет преимущества для отражения затрат на управление МКД перед привычным способом отражения этих расходов на счёте 26. Поэтому имеет смысл всё таки отражать расходы в бухгалтерском учёте правильно.

С 1 сентября 2014 года в ст.162 ЖК РФ услуга управления выделена в отдельную категорию. И это вполне обосновано, поскольку в п.3 Правил управления МКД сказано, что УК осуществляет управление по каждому отдельному многоквартирному дому. Согласно этому определению каждый отдельный МКД рассматривается как самостоятельный объект управления.

Может ли управляющая компания выставлять счета без договора

Здравствуйте! Согласно статье 153 жилищного кодекса обязанность по оплате коммунальных услуг и услуг за содержания общего имущества дома возникает с момента регистрации права собственности. По этому в данном случае управляющая компания имеет право взыскать с вас долг в судебном порядке, не имеет значения заключали вы договор с управляющей компанией или нет.

12. Наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2022 N 22
«О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»

Здравствуйте.Договор с управляющей компанией в этом году не заключали , у меня долг 8000т.р. Пришло уведомление; в случае неуплаты компания будет вынуждена обратиться в судебные органы с иском о взыскании основного долга, пени.расходов по оплате гос. пошлины. оплаты услуг представителя в суде.Какие варианты у меня есть? Спасибо. Ольга.

Договор от 01.03.2014г Управляющей компанией и ТСЖ на содержание и ремонт общего имущества дома. 17.02.2022г согласно выписки из ЕГРЮЛ ТСЖ ликвидировано,а новый договор с собственниками не заключен.УК продолжала начислять плату за содержание и ремонт. и присылала счета каждый месяц. Правомерны ли действия УК Некоторые собственники жилых помещений отказались вносить плату.На данный момент УК подала исковые заявления о взыскании задолженности.

Читайте также:  Сколько Ждать Субсидию На Расселение Коммунальных Квартир

Вправе ли поставщик электроэнергии выставлять жильцам счета напрямую

2. У жителей заключен действующий договор с управляющей компанией (УК) на управление многоквартирным домом. Предоставление коммунальной услуги по электроснабжениюв, том числе входит в обязанность УК. Жители многоквартирных домов не принимали решений об осуществлении расчетов за электроэнергию напрямую с ГП.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», в частности, разъяснил, что судам, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Оплата жителями МКД выставленных Гарантирующим Поставщиком счетов не может свидетельствовать о принятии решения собственниками МКД о внесении платы за электроэнергию непосредственно ГП (ресурсоснабжающей организации).

Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий и нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Однако, ст.13 названного закона, при определенных обстоятельствах, допускает возможность признавать часть действий допустимыми.

1. Гарантирующий поставщик (ГП) ежемесячно выставляет жителям многоквартирных домов, имеющих общедомовой прибор учета (ОДПУ), счета на оплату потребленной электрической энергии разбивая на индивидуальное потребление и потребление для общедомовых нужд (ОДН). ОДН рассчитывает в соответствии с нормативами потребления, а сверх нормативов не выставляет.

Я живу в многоквартирном доме, и мне не нравится, как УК его обслуживает. Она просто ничего не делает. Акты о выполненных работах мне не представляют на том основании, что я не плачу за услуги УК. Я, в свою очередь, бойкотирую счета, которые она мне выставляет. Все коммунальные услуги я исправно оплачиваю напрямую поставщикам.

По закону вы должны перечислять все части платы за жилье независимо от отношений с УК. Платить только за горячую или холодную воду, но игнорировать взносы на текущий ремонт общего имущества не получится. УК начислит вам на сумму долга пени и по закону будет права. А если вы не будете реагировать на требования УК погасить долги, она может подать на вас в суд и таким образом взыскать деньги.

Так что, хотя вы платили напрямую поставщикам коммунальных услуг, минуя управляющую компанию, она может рассчитать внесенную вами плату за коммунальные услуги как неполную. И разделить пропорционально внесенные за электричество, воду, канализацию и отопление деньги между платой за эти коммунальные услуги и платой за содержание и ремонт жилого помещения.

Excali, возможно у автора крик души, коммунальные услуги в нашей стране — это золотая жила, любая УК — коммерческое предприятие, цель которого — получение прибыли и велик соблазн стричь деньги но при этом ничего не делать. Рад за вас, если вам повезло с УК или смогли сформировать ТСЖ и оно эффективно работает

Сменить УК. Если компания действительно плохо справляется со своими обязанностями, вы можете попробовать ее поменять. Это непросто. Нужно провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. На основании его решения вы можете отказаться от услуг текущей УК и выбрать другую.

Корректнее с почтой использовать все же 76 счет мне кажется.
А так, если у вас действительно УК (а не ТСЖ), то проводки правильные. Хотя конечно с моей точки зрения СиР — это целевой взнос, который расходуется по смете и учитывать его надо на 86, а с 86 списывать затратами (з/п и взносы с нее за дворника, сантехника и других сотрудников, вывоз мусора, ремонт и пр.). Кстати при таком подходе вы еще и экономите на налоге по УСН, потому что целевые взносы не учитываются в доходах 🙂 .

УК ведет все расчеты через расчетный центр (арестованы основные счета)
население платит на расчетный центр, потом РЦ перечисляет сразу ресурсникам транзитом, а наши на содержание и ремонт по нашим письмам раскидывает поставщикам, налоги и т.д.
не могу разобраться какие проводки будут в данном случае
в моем понимании, что вначале нужно отразить где-то поступление от населения на РЦ .
далее отразить уплату РЦ ресурсникам транзитом
далее отразить оплаты всех других счетов.

Ваша управляющая компания, наверное, ссылается на истечение срока поверки приборов учета. Нужно доказывать, что у вас не было возможности поменять счетчики и в квартире в течение этих 7 лет никто не проживал. Как вариант — вызвать метрологическую компанию в квартиру для поверки приборов учета и установления их работоспособности.

Чтобы производить оплату по счетчикам, вы должны регулярно (ежемесячно) передавать их показания в контролирующие органы. Существует законодательная норма, согласно которой в случае непредставления своевременных сведений о показаниях счетчиков в течение полугода начисления начинают производиться по средней ставке, а далее — по повышающему коэффициенту.

Все просто: вы не передаете данные — контролирующие органы, естественно, их не знают и считают по общему тарифу. Такая схема является правомерной. И, к сожалению, в данной ситуации «задним числом» вы уже не сможете поправить показания, чтобы изменить сумму оплаты. Однако вы можете доказать, что вы не имели физической возможности своевременно передавать показания счетчиков. Впрочем, данный вопрос придется решать, скорее всего, в судебном порядке.

  • провести как можно скорее поверку счетчиков и ввести их в эксплуатацию;
  • пойти на личный прием к директору управляющей организации, попытаться объяснить ситуацию, поговорить по-человечески. Директора УК часто соглашаются списать некоторые или все подобные начисления, исходя из понятий справедливости;
  • пойти на личный прием к заместителю по ЖКХ или депутату. Очень часто это срабатывает. Для чиновника надавить на УК — наипростейший путь помочь людям.

В вашем случае, очевидно, произошло следующее: у счетчиков горячей и холодной воды есть межповерочные интервалы, установленные изготовителем. Как правило, это 4 и 6 лет соответственно. Если счетчик не был поверен (а за 7 лет, видимо, так и произошло), квартира считается не оборудованной индивидуальным прибором учета и расчет производится только по нормативу потребления (в каждом городе он разный), умноженному на число проживающих (обычно берется число зарегистрированных на жилплощади). Кроме того, полученную по нормативу цифру умножают на 1,5 в виде так называемого «повышающего коэффициента».

– На обработку обращения собственника управляющей организации отводится 30 дней. За это время она обязана провести проверку правильности начисления размера платы за коммунальные услуги и ресурсы, и дать ответ либо о признании факта нарушения и выплате штрафы, либо об отсутствии нарушения, – пояснила юрист Надежда Клевакина.

В Правилах №354 прописаны требования к оформлению обращения. В нем указываются полные ФИО, дата и место рождения, адрес регистрации, паспортные данные, ИНН. В заявлении нужно указать и обосновать ошибку, прописать просьбу произвести перерасчёт и выплатить штраф.

Читайте также:  Установление Публичного Сервитута Для Строительства Газопровода Для Частной Компании

«Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы. »

  • соответствие количества потребителей, отраженных в платежном документе, количеству зарегистрированных и фактически проживающих в квартире или жилом доме
  • размер тарифов и нормативов, которые были применены при расчете
  • сведения о показаниях индивидуального или общего (квартирного) приборов учета (при наличии)

Обнаружить ошибку в платежке несложно. Если речь идет о ресурсах, плата за которые начисляется по данным приборов учета, достаточно показания счетчика умножить на тариф. Последний, кстати, и искать не нужно — он есть в квитанции на оплату. Повышенный платеж за потребленные газ, свет и воду «законен» только в одном случае — если у прибора учета истек срок поверки, и плата вам начисляется по нормативу.

Может ли РСО установить ОДПУ в МКД без разрешения собственников и требовать деньги

Закон № 261-ФЗ в ч. 12 ст. 13 определил последствия неисполнения собственниками обязанности по установке общедомовых приборов учета (далее также ОДПУ): если установка и ввод в эксплуатацию не были произведены до 01.01.2012, то организации, чьи сети непосредственно присоединены к сетям МКД и которые выступают в качестве поставщика соответствующего коммунального ресурса, обязаны оснастить многоквартирный дом общедомовыми приборами учета.

Частью 5 статьи 13 федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления указанного закона (27.11.2009) обеспечить оснащение домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии.

Если управляющая компания отказывается участвовать в собирании или взыскании денежных средств в пользу РСО, то РСО вправе обратиться в суд и взыскать с УК свои расходы на установку ОДПУ. Верховный Суд РФ в п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2022) указал, что так как собственники помещений заключают с УК договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом, то и надлежащим ответчиком по этому иску будет управляющая организация.

Собственники, а также управляющая домом организация, ТСЖ обязаны допустить поставщиков коммунальных ресурсов к местам установки приборам учета. В случае недопуска ресурсоснабжающей организации в технические помещения дома РСО может обратиться в суд с требованием об обязании ответчика (ответчиков) не чинить препятствия в оснащении дома ОДПУ. В домах, где имеется единый субъект, управляющий домом (например, управляющая организация или ТСЖ), надлежащим ответчиком по иску будет такая организация.

Обеспечить поступление платежей в ресурсоснабжающую организацию обязано лицо, управляющее многоквартирным домом: УК, ТСЖ, ЖСК. По мнению Минстроя, изложенного в письме от 28.07.2022 № 26902-ДБ/04, управляющая компания может собирать или взыскивать денежные средства с собственников на основании агентского договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией.

Для проведения перерасчета потребителю необходимо подать письменное обращение с соответствующим требованием в компанию, являющуюся исполнителем. В отсутствие ответа и/или действий следует обратиться с жалобой на эту организацию в Роспотребнадзор, если результат не достигнут — подать письменное обращение в прокуратуру или исковое заявление в суд.

РСО в качестве субподрядчика заключает договор на поставку ресурсов (воды, газа, электро- и тепловой энергии) и услуг (вывоз мусора, дезинсекция/дератизация и пр.) с управляющей компанией, реже выступает прямым исполнителем коммунальных услуг и подрядчиком потребителей.

  • технические ошибки, некорректность арифметических операций;
  • ошибки, возникшие как следствие неправильного толкования законодательных положений;
  • необоснованное перенесение на потребителей тех расходов, которые подлежат взысканию с управляющей компании;
  • неправомерное применение тарифов, объемов и нормативов потребления, повышающих коэффициентов и т.п.

В соответствии с ЖК РФ (ст. 157, ч. 6), нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, приведшее к необоснованному увеличению суммы, предполагает в отношении выполнявшей расчет РСО административную ответственность — выплату штрафа потребителю. Размер и порядок уплаты штрафа установлен пп. 155 (1) и (2) Постановления Правительства РФ № 1498 от 26.12.2022.

Ресурсоснабжающие организации (или РСО) — это ИП и юрлица, осуществляющие предоставление гражданам коммунальных ресурсов (транспортировка и продажа). Взаимодействие и расчеты между потребителями и РСО базируются на четких правилах, установленных Жилищным кодексом, федеральным законом №176-ФЗ и рядом правительственных постановлений.

За не оказываемые услуги собственник не обязан платить УК

Собственник помещения в МКД обратился с заявлением в государственную жилищную инспекцию с заявлением на то, что многоквартирный дом не оснащен общедомовым прибором учета (ОДПУ), а управляющая компания в составе платы за содержание и ремонт общего имущества взимает плату за обслуживание этого ОДПУ.

По результатам проверки Инспекция выдала предписание УК которым на общество возложена обязанность начислять плату за содержание жилого помещения без платы за услугу по обслуживанию ОДПУ, а также осуществить перерасчет платы за содержание жилого помещения, уплаченной им за январь – октябрь 2022 года, посредством исключения из нее платы за услугу по обслуживанию этого прибора учета.

В своем определении суд указал, что плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома должна начисляться управляющей организацией жильцам в соответствии с тарифом, утвержденным решением общего собрания с учетом фактически оказанных видов услуг, а расходование соответствующих денежных средств, поступивших в счет платы за содержание и ремонт, должно производиться в соответствии с утвержденными указанным решением статьями расходов. Иными словами, управляющей организации не предоставлено право выставлять плату за не оказываемые услуги, а также в одностороннем порядке перераспределять полученные средства между услугами и работами.

С учетом изложенного, ввиду отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии, начисление обществом платы за содержание и ремонт общего имущества с учетом платы за услугу по обслуживанию названного прибора учета не соответствует законодательству.

Безусловно, энергетическая компания была не согласна с результатом экспертизы. Но суд указал, что обязанность по доказыванию причин неисправности телевизора и холодильника лежит на энергетической организации. Чтобы снять с себя ответственность, именно она должна доказывать, что причина кроется не в скачках электричества.

Жители многоэтажного дома практически 12 месяцев не платили за содержание общедомового имущества, не делали взносов на капитальный ремонт. На фоне таких обстоятельств управляющая компания подала иск в суд. Сначала орган власти встал на сторону истца – управляющей компании, поскольку имелись доказательства неуплаты счетов.

Гражданин К. подал встречный иск с требованием взыскать ущерб, который был причинен имуществу вследствие скачков напряжения в сети (из-за скачков сломался холодильник, телевизор). Была проведена экспертиза гражданином, вывод которой однозначный – причина поломки техники кроется в перегреве, являющимся следствием повышенного напряжения в сети.

Существуют тарифы, по которым УК начисляет плату за коммуналку, причем они не обоснованы нормативами, соответствующими документами. Именно по этой причине жилец имеет право не оплачивать выставленный счет. Такой вывод сделал Верховный суд, который рассматривал, как казалось на первый взгляд, классический случай. Речь идет о Деле под номером 5-КГ-14-163.

Современная судебная практика показывает, что не всегда задолженность по коммунальным услугам предстает основанием для ее взыскания. Нередко суды встают на сторону должников, а иногда проскальзывают прецеденты – собственника квартиры полностью или частично освобождают от долга по коммунальным услугам.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус