Об изменениях Закона № 44-ФЗ с 1 апреля 2022 года
1 апреля 2022 года вступили в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в том числе предусматривающие следующее.
- в план-график закупок информация о таких закупках включается в форме отдельной (особой) строки;
- в извещении об осуществлении закупки наименование закупаемого товара и его характеристики указываются исключительно с использованием каталога товаров, работ, услуг;
- в рамках одной закупки допускается закупка только одного вида товара;
- такие закупки учитываются при расчете совокупного годового объема закупок по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
- предельное значение начальной (максимальной) цены контракта увеличено до трех миллионов рублей;
- не допускается внесение изменений в извещение;
- отмена закупки допускается за один час до окончания срока подачи заявок;
- по результатам закупки заказчиком формируется единый протокол подведения итогов, который подписывается на электронной площадке усиленными электронными подписями всех членов комиссии;
- при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в заявку на участие в закупке включается наименование страны происхождения товара.
- при проведении закупки товара в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не применяется приказ Минфина России от 04.06.2022 № 126н, так как данный приказ применяется исключительно при проведении конкурентных закупок;
- в соответствии с пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляет заказчик, поскольку в силу части 1 статьи 39 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается.
- заказчик не позднее трёх часов с момента размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) протокола подведения итогов направляет победителю проект контракта;
- победитель подписывает проект контракта не позднее одного рабочего дня;
- формирование протокола разногласий не предусмотрено;
- заключение контракта допускается не ранее двух рабочих дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
Изменение цены контракта по; 44-ФЗ в; 2022 году
Верховный суд в Определении от 23.09.2022 N 306-ЭС19-15999 высказал позицию, что если заказчик выделил НДС, то нужно подписывать контракт на таких условиях. Заказчик оплачивает контракт вне зависимости от того, какую систему применяет победитель. Если заказчик выделит НДС в платежном поручении, то поставщику на «упрощенке» не надо платить налог. Главное — не выставлять заказчику счет-фактуру.
- закупают товар (не услуги и работы);
- заказчик предусмотрел в документации право на увеличение количества товара;
- итоговая цена договора не превышает НМЦ;
- цену увеличивают пропорционально объему продукции — стоимость единицы товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на изначальное количество товара.
- Если поставщик согласен снизить стоимость и не менять объем поставляемого товара и услуг, то цену снижают до размера доведенных на закупку денег.
- Если отказывается — вместе с ценой снижают объем поставляемого товара и услуг. Объем ТРУ уменьшают соразмерно цене по методике из постановления № 1090.
- Заранее уточните этот момент в запросе на разъяснения.
- Если подавать запрос на разъяснения уже поздно, то направьте заказчику протокол разногласий перед подписанием договора и попросите не выделять НДС.
- При отказе заказчика изменить в договоре формулировку про налог, подписывайте контракт на этих условиях, и не выставляйте счет-фактуру после исполнения.
- Если госзаказчик вычтет из цены размер налога и перечислит меньшую сумму, то обращайтесь в суд.
В 2022 году Минфин опубликовал письмо № 03-07-11-72354, в котором разъяснил свою позицию: в 44-ФЗ нет оснований заказчику корректировать цену в зависимости от системы налогообложения победителя. Если победитель применяет упрощенную систему, то заказчик должен оплатить контракт по предложенной участником цене.
Услуги нотариуса по 44-фз в 2022 году
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
С 1 апреля 2022 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.
Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2022 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.
С 1 января 2022 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц. Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.
- НМЦК не более 3 млн руб.;
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
- контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
В апреле 2022 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2022 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.
Статья 67.1 Гражданского кодекса разъясняет, нотариально удостоверяется или нет протокол о крупной сделке ООО, — да, на оформление этого распоряжения распространяются те же требования закона, что и на другие распоряжения общества. Вот в каких случаях решение о крупной сделке заверять нотариусом: Уставом общества предусмотрен альтернативный вариант.
Судебная практика разъясняет, должно ли быть нотариально заверено решение учредителя, — да, так как в законе отсутствуют иные правила заверения распоряжений для обществ с единственным участником (обзор судебной практики утвержден президиумом ВС 25.12.2022). Подлинность такого документа подтверждают наравне с протоколами собрания членов ООО. Для организаций нотариальное удостоверение решения единственного участника ООО в 2022 носит обязательный характер, если компания не выбрала другой способ (подписание документа и удостоверение его печатью). Такой выбор организация заверяет у нотариуса.
- назначение руководителя;
- включение и исключение участника;
- изменение юр. адреса;
- перераспределение долей;
- одобрение крупной сделки;
- утверждение годовых отчетов;
- другие изменения и дополнения в устав.
Антимонопольная служба в письме № ИА/62842/20 от 23.06.2022 обращает внимание на то, что поставщики предоставляют одобрения контрактов с высокой стоимостью в распоряжение Единой информационной системы (ЕИС) при прохождении процедуры регистрации. Если сумма из документа не превышает сумму предложения на торгах, дополнительное одобрение на получение крупного контракта в составе тендерного предложения не требуется. В противном случае поставщик либо вносит коррективы в документ, который размещен в ЕИС, либо оформляет новый.
Статья 46 Федерального закона № 14 от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержит пункт, согласно которому общества с единственным участником освобождены от оформления одобрения на получение контракта с высокой стоимостью. На практике дело обстоит иначе. Заказчики требуют этот документ и нотариальное удостоверение решения об одобрении крупной сделки в составе заявки на участие в тендере. В противном случае заявку отклонят.
Авансирование по 44-ФЗ в 2022 году: в каких госзакупках предусмотрены авансы
Устанавливать или нет условие о предоплате контракта по 44-ФЗ — заказчик решает сам. Законодательство не обязывает его это делать, а только дает возможность выбора. На практике же заказчики неохотно прописывают это условие в договоре, но это уже отдельная тема для разговора.
В марте 2022 г. на официальном сайте правовой информации было размещено Распоряжение Правительства № 761-р от 27.03.2022 г. Согласно нему теперь разрешается авансирование торгов по 44-ФЗ на приобретение отечественных ПК весом не более 10 кг (планшеты, ноутбуки), телефонов, телевизоров, оборудования радиотелефонной и радиотелеграфной коммуникации, видеосвязи, на которые до этого момента действовал запрет.
С 01.07.2022 г. начали работать поправки в 44-ФЗ, внесенные 124-ФЗ от 24.04.2022 г. Нововведение было связано с тем, что теперь обеспечение исполнения контракта следует рассчитывать, исходя из НМЦ контракта, если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением. При этом НМЦК уменьшается на сумму предоплаты.
Несомненно, для исполнителя такой контракт будет чрезвычайно выгодным, потому что появляется возможность заранее продумать план работ, договориться с субподрядчиком о поставке нужных материалов или продукции. Исполнитель, получивший предоплату, не тратит на закупку расходников собственные денежные средства, а это очень удобно и экономит его бюджет, который можно направить на решение других задач.
- сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
- сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.
Вопрос: Подпадает ли под действие 44-ФЗ оплата услуг нотариуса, государственная пошлина
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ.
При этом расходы заказчиков на оплату иных нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, в том числе услуг правового и технического характера, должны осуществляться с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ.
За совершение действий, указанных в части первой статьи 22 Основ, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
С учетом изложенного, по нашему мнению, предусмотренные Законом N 44-ФЗ процедуры не применяются к отношениям, связанным с выбором заказчиком нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, оплатой государственной пошлины по установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ставкам за осуществление нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.
С учетом изложенного, по мнению Департамента, предусмотренные Законом N 44-ФЗ процедуры не применяются к отношениям, связанным с выбором заказчиком нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, оплатой государственной пошлины по установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ставкам за осуществление нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.
СТОИМОСТЬ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА 2022 ГОД
Если при заключении договора (соглашения) супруги включают в него соглашение о разделе доли жилого помещения, которая приобретена на общие средства супругов, нотариальный тариф исчисляется за каждую сделку в отдельности и суммируется, а УПТХ взимается однократно по большей стоимости.
В случае, если услуги ПТХ, непосредственнно связанные с совершением нотариального действия, были выполнены до его совершения, нотариус вправе взимать установленную плату за УПТХ до совершения нотариального действия. Факт взимания платы за УПТХ подтверждается записью в реестре без присвоения номера. При последующем совершении нотариального действия сумма подлежащая уплате уменьшается на ранее взысканную сумму. Если же нотариальное действие впоследствии не будет совершено, уплаченные суммы за УПТХ возврату не подлежат.
При удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.
При удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.
При удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.
3) Кроме того, по Соглашению о расторжении (цитата), «Генеральный подрядчик гарантирует, что выполненные им на момент подписания настоящего соглашения работы по Объекту соответствуют условиям Контракта, действующим техническим регламентам, строительным нормам и правилам, проектной документации, и с момента подписания настоящего соглашения несет ответственность в соответствии с разделом 14 Контракта за обнаруженные, в том числе в пределах гарантийного срока, недостатки выполненных работ».
Для каждой позиции перечня определена минимальная доля в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Работы по контракту, представленному участником закупки в качестве документа, подтверждающего опыт выполнения работ, выполнены на минимально установленную сумму. Факт выполнения таких работ подтверждают акты выполненных работ и акт ввода объекта в эксплуатацию, которые также представлены в составе заявки на участие в аукционе. Кроме того, такие работы приняты без нареканий и оплачены заказчиком.
По итогам года заказчикам будет необходимо составить отчет об объеме закупок в соответствии с минимальной долей российских товаров, который формируется автоматически в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Так, отчет за 2022 год заказчики будут обязаны подготовить до 01.02.2022.
На заседании комиссии УФАС представители заказчика пояснили, что контракт, представленный в составе заявки заявителя, не может использоваться в качестве подтверждения опыта выполнения работ, поскольку такой контракт был расторгнут по соглашению сторон (далее — Соглашение о расторжении).
Изменениями, внесенными в Основы Федеральным законом от 3 июля 2022 г. N 332-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее — Федеральный закон N 332-ФЗ), ежегодное установление обязательных для применения нотариусами размеров платы за оказание услуг правового и технического характера отнесено к полномочиям нотариальных палат.
Нотариусы осуществляют свою деятельность на принципе самофинансирования. Как следует из статьи 23 Основ, источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Из содержания статьи 15 Основ можно сделать вывод, что к услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. При этом следует отметить, что составление проектов документов в нотариальной практике является сложным, трудоемким, интеллектуальным процессом, для достижения положительных результатов которого нотариусу требуется применить свои юридические знания и затратить значительное количество времени.
Представляется, что размер платы за услуги правового и технического характера складывается не из конкретных действий нотариуса по оказанию таких услуг, а из совокупности указанных факторов, оказывающих значительное влияние на формирование системы расчета платы за услуги правовой и технической работы, и в том числе, затрат на осуществление нотариальной деятельности, обусловленных хозяйственной деятельностью нотариальной конторы.
Несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера является дисциплинарным проступком, за виновное совершение которого следует дисциплинарная ответственность нотариуса (пункт 9.2.13 Кодекса профессиональной этики нотариусов).
Изменения в госзакупках с 1 января 2022 года
- товары из стран ЕАЭС приравниваются к российским товарам;
- отчет о выполнении квоты нужно будет размещать в ЕИС до 1 апреля. Формироваться отчет будет автоматически, заказчик должен будет только его подписать и, если потребуется, обосновать невыполнение квоты;
- при обосновании НМЦК учитываются только товары ЕАЭС, из реестров отечественных товаров и из КТРУ.
Для всех, кто имеет отношение к госзакупкам, новый год всегда означает еще и очередные изменения в закупочном законодательстве. Ничего не поделаешь, таковы наши традиции. А значит – самое время узнать, что поменяется в закупках государства и госкомпаний с 1 января 2022 года.
С 1 января 2022 года вступают в силу дополнения к части 7.1 статьи 31 закона «О контрактной системе». С этого момента проверка участника закупки комиссией по осуществлению закупок на соответствие требованию о не привлечении участника закупки юридического лица к административной ответственности ст. 19.28 КоАП РФ становится не правом, а обязанностью комиссии.
С этой даты заказчик будет получать информацию о соответствии участника требованиям законодательства от оператора электронной площадки. В свою очередь, оператор ЭП будет получать информацию о штрафах по ст. 19.28 КоАП из Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС). В ЕИС сведения о штрафах загрузит Федеральное Казначейство на основании данных, полученных из Генеральной прокуратуры.
С 1 января 2022 года утрачивают силу все изменения, ранее внесенные в закон «О контрактной системе» в связи с проведением общероссийского голосования. Из закона удаляются пункты 6, 7, 9 части 2 статьи 1 и пункт 30.1 части 1 статьи 93, позволявшие избирательным комиссиям закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика для проведения в 2022 году общероссийского голосования.
Услуги нотариуса по 44-фз в 2022 году
Для каждой позиции перечня определена минимальная доля в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2022 № 99 к участникам закупки установлено дополнительное требование: о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 30% НМЦК, на право заключить который проводится закупка.
Работы по контракту, представленному участником закупки в качестве документа, подтверждающего опыт выполнения работ, выполнены на минимально установленную сумму. Факт выполнения таких работ подтверждают акты выполненных работ и акт ввода объекта в эксплуатацию, которые также представлены в составе заявки на участие в аукционе. Кроме того, такие работы приняты без нареканий и оплачены заказчиком.
По итогам года заказчикам будет необходимо составить отчет об объеме закупок в соответствии с минимальной долей российских товаров, который формируется автоматически в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Так, отчет за 2022 год заказчики будут обязаны подготовить до 01.02.2022.
При этом до 1 апреля года, следующего за отчетным (до 01.04.2022), заказчик включает в отчет обоснование невозможности достижения им минимальной доли закупок (если по итогам отчетного года объем закупок российских товаров составляет менее размера минимальной доли закупок) и подписывает отчет усиленной квалифицированной электронной подписью. Размещение отчета осуществляется автоматически в течение одного часа с момента его подписания.
Расходы на услуги нотариуса и их учет
Факт получения нотариусом денег от клиента должен подтверждаться первичной документацией. Унифицированных форм законодательством не предусмотрено. Платежные бланки заверяются подписью нотариуса и печатью. В тексте документа должны содержаться формулировки о назначении платежа, точно характеризующие суть оказанной услуги.
Вопрос: Как отразить в учете организации затраты, связанные с оплатой нотариальных услуг, если их оплата произведена через подотчетное лицо? Частным нотариусом выполнены нотариальные действия (удостоверение сделки и свидетельствование копий документов), а также оказаны услуги правового и технического характера (консультационные услуги, составление проекта договора, изготовление копий документов).
Посмотреть ответ
- перечень услуг должен содержать информацию о видах совершенных нотариальных действий, их тарификации и количестве составленных или заверенных документов;
- в бланке должны быть все присущие первичной документации реквизиты;
- операции по предоставлению услуг технического или юридического характера в справке обязательно должны выделяться в отдельную группу, чтобы их можно было показать в налоговом учете обособленно от стандартных нотариальных операций.
Если организация обращалась к нотариусу за юридической помощью, консультационным обслуживанием или информационной поддержкой, то такие услуги не могут быть причислены к нотариальным. Этот тип затрат отражается компанией в составе прочих расходов, которые непосредственно связаны с производством и реализацией (Письмо от 26.08.2013 г. №03-03-06/2/34843, составленное Минфином).
Услуги нотариального характера предприятия могут получать от государственных или частных специалистов. Регламентация действий этих специалистов осуществляется через «Основы законодательства РФ о нотариате» (документ утвержден 11.02.1993 г. под №4462-1). За проведенные операции государственными нотариусами взимается госпошлина, а частные получают оплату по специальному тарифу. Отражение в учете таких платежей имеет ряд особенностей.
После смерти гражданина остался автомобиль. Согласно заключению независимого эксперта машина стоит 3 800 000 рублей. Завещания по наследству усопший не оставил. После смерти не обнаружилось и родственников 1 – 2 очередей. В итоге к процедуре был призван дядя, проживающий далеко за пределами Москвы. Родственнику пришлось неоднократно приезжать в столицу для оформления.
Получение свидетельства. В зависимости от степени родства заявителям нужно внести пошлину – 0,3% или 0,6% от общей оценки. Затраты на техническую и правовую поддержку определяются типом имущества. Документ о получении по наследству квартиры будет стоить 6000 рублей. Отдельный тариф действует для зарубежных активов – 3000 за объект.
Размер пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельств о праве на наследство меняется в зависимости от родства. Если оформлением наследства занимаются супруги, дети, родители или полнородные сестры и братья, нотариусы удерживают 0,3% оценочной стоимости. При этом соблюдается ограничение в 100 000 рублей. Для остальных применяется ставка 0,6% и максимальная планка – 1 000 000.
Плата за нотариальные услуги не регулируется рынком и состоит из нотариального тарифа (госпошлины) и платы за услуги правового и технического характера. При оформлении наследства калькуляция затрат составляется с опорой на налоговое законодательство и отраслевые нормативные акты. Определяющее значение для нотариусов имеют НК РФ, Основы законодательства РФ о нотариате и нормативные документы Федеральной и региональной нотариальных палат об установлении размера платы за услуги правового и технического характера. В документах приведена полная тарифная сетка. Региональные палаты вправе утверждать пониженные ставки. Самостоятельно менять стоимость технических и правовых услуг нотариусам запрещено.
Обязательная доля. При возникновении споров об отцовстве/материнстве покойного представителям несовершеннолетних детей придется потратиться на генетическую экспертизу и судебные разбирательства. Доказывать статус иногда приходится иждивенцам. Обращение к служителям Фемиды предполагает внесение государственной пошлины по ст. 333.19 НК РФ.
Кроме того, до конца 2022 года приостановлено действие п. 20 Положения № 1496, устанавливающего запрет на осуществление авансовых платежей по контрактам о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2022 № 21‑р (п. 2 Постановления № 39).
Правительство РФ Постановлением № 39 скорректировало правила установления размеров авансовых платежей по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемым федеральными заказчиками (получателями бюджетных средств). В каких пределах проводить авансирование в 2022 году?
При этом закреплено право заказчиков предусматривать в 2022 году размер аванса не более 50 % суммы контракта на закупку товаров, работ, услуг, если иные предельные размеры не установлены федеральными законами, указами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ (п. 3 Постановления № 39)
Также аванс не более 50 % можно установить в контрактах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной (муниципальной) собственности в случае предоставления в 2022 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели (п. 4 Постановления № 39).
Предельные размеры авансовых платежей по госконтрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые вправе предусматривать казенные учреждения — получатели средств федерального бюджета, установлены абз. 2 —7 п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2022 № 1496 (далее — Положение № 1496).