В то же время дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР применяются плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам, в отношении выплат в пользу лиц, занятых на видах работ, перечисленных в подп. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) (п. 1-2 ст. 428 Налогового кодекса).
Следовательно, если работник занят на перечисленных в законе видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются независимо от того, была ли в отношении его рабочего места проведена аттестация рабочих мест по условиям труда или специальная оценка условий труда.
Когда уплачивать дополнительные страховые взносы после проведения спецоценки
В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для работодателей, в организациях которых есть места с вредными и / или опасными условиями труда, начисляются дополнительные страховые тарифы.
Необходимость начисления дополнительных тарифов устанавливается после проведения специальной оценки условий труда, когда каждому рабочему месту в организации уже присвоен соответствующий класс условий труда. Однако вопрос со сроками начала выплаты этих тарифов остается для многих работодателей не выясненным — с какой даты страхователи начинают начислять эти тарифы, не уточняется.
За работу в таких условиях труда сотруднику полагаются компенсации и льготы вплоть до выхода на досрочную пенсию, и в связи с этим очень важно, чтобы работодатель своевременно выплачивал дополнительные страховые взносы, размер которых определяется ч.2.1 ст.58.3 Федерального закона №212-ФЗ и п.2.1 ст. 33.2 Федерального закона №167-ФЗ.
Законодательством также предусмотрен вопрос начисления и выплат дополнительных страховых тарифов в том случае, когда в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест — к примеру, если организация была создана недавно, но рабочие места с вредными и опасными условиями на предприятии присутствуют. В такой ситуации дополнительные страховые тарифы устанавливаются следующими нормативными правовыми актами:
Только с этого момента — с официальной даты подписания и утверждения отчета— начинается начисление дополнительных страховых тарифов. Об этом сообщает Минтруд в своем информационном письме №17-3/В-113 от 13 марта 2014 года.
Ведомство также сообщает, что даже в том случае, если отчет утвержден в середине месяца, организация вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов со дня его утверждения.
C какой даты уплачиваются дополнительные тарифы страховых взносов на основании результатов СОУТ
Страхователи в отношении работников, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, по результатам специальной оценки условий труда применяют тарифы, которые установлены ч. 2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ. Возникает вопрос о том, с какой даты страхователи должны начислять страховые взносы по этим дополнительным тарифам при проведении специальной оценки условий труда.
В связи с этим дополнительные тарифы по страховым взносам по результатам проведенной у страхователя специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета. К такому выводу пришел Минтруд России в Письме от 13.03.2014 г. №17-3/В-113. При этом Минтруд России указал, что в случае если отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден в середине месяца, то организация вправе применять дополнительные тарифы страховых взносов со дня его утверждения.
Напомним, что страхователи платят взносы по дополнительным тарифам в отношении лиц, занятых на работах, поименованных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона №173-ФЗ, даже если ранее не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест по условиям труда. В таком случае применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ, п. п. 1, 2 ст. 33.2 Закона №167-ФЗ.
В форму РСВ-1 ПФР в Раздел 2 включен подраздел 2.4 «Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ» (далее — Подраздел 2.4), который с 2014 г. заполняют страхователи, применяющие дополнительные тарифы, устанавливаемые по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда (часть 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, п. 7 ст. 7, часть 4 ст. 8, часть 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, часть 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ, п. 14 Порядка заполнения РСВ-1).
Организация (страхователь) производит выплаты работникам (застрахованным лицам), занятым на видах работ, указанных в Списке N 2. В отношении указанных рабочих мест произведена специальная оценка условий труда и был установлен подкласс 3.1. Одновременно в отношении некоторых профессий действует подкласс 3.2, установленный по результатам проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест, а новая специальная оценка условий труда только планируется.
Так, с 2014 года вместо тарифов, установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона 212-ФЗ, п. 1 и 2 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ, в зависимости от установленного по результатам спецоценки класса условий труда применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ (смотрите также Информацию Пенсионного фонда РФ «Изменения для плательщиков страховых взносов в 2014 году»).
Соответственно, как прямо следует из части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ, в отношении рабочих мест, аттестованных до 2014 года, при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР должны применяться результаты аттестации, проведенной до 2014 года. При этом тарифы страховых взносов должны определяться согласно п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ и части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (смотрите также п. 1 письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579, письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к классу «Вредный», подклассу 3.1, необходимо применять дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой пенсии в размере 2%, а в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест отнесены к подклассу 3.2, следует применять дополнительный тариф в размере 4%.
Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:
Если доптарифы установлены по результатам СОУТ, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1020 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1020 160. Если СОУТ не проводилась, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1010 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1010 160.
Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.
- сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
- повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
- как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Тарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки, начинают действовать с даты внесения её результатов в федеральную государственную информационную систему (Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» ). Компания-оценщик должна сообщить вам об этом не позднее трёх рабочих дней после внесения сведений.
Уплата страховых взносов по дополнительному тарифу только после проведения специальной оценки труда
Когда в организации имеются актуальные результаты аттестации части рабочих мест, страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР начисляются в следующем порядке. Если работник занят на работах с особыми условиями труда и его рабочее место по результатам аттестации признано вредным или опасным, то страховые взносы следует начислять по дополнительным тарифам из части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ). Они указаны в таблице 1.
Если работник занят на работах с особыми условиями труда и его рабочее место по результатам аттестации признано оптимальным или допустимым, то страховые взносы начисляют по дополнительным тарифам, которые предусмотрены частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Это же правило применяется к рабочим местам с особыми условиями труда, которые не были аттестованы.
Если работники заняты на нескольких рабочих местах с особыми условиями труда, то работодатель перечисляет в ПФР страховые взносы со всех выплат, сделанных в пользу работника. Для каждого рабочего места сотрудника выбирают свой дополнительный тариф страховых взносов (таблица 1, 2 или 3 в зависимости от характеристик рабочего места). Выплаты начисляют пропорционально количеству дней (часов), отработанных на том или ином рабочем месте.
Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, после ее завершения составляет отчет о спецоценке. Его подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии. Таким образом, датой завершения спецоценки следует считать дату утверждения отчета.
По результатам специальной оценки условий труда работодатель может применять более низкий дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или получить освобождение от уплаты страховых взносов по таким тарифам. Однако не все знают, как применять этот порядок в отношении разных категорий работников. Давайте разберемся.
Страховые взносы «до» и «после» проведения СОУТ
Освобождение от уплаты дополнительных тарифов возможно, если по результатам СОУТ вредные (опасные) факторы на рабочих местах не будут выявлены (условия труда соответствуют классам допустимый и оптимальный). То есть по результатам СОУТ снижается класс условий труда, а значит, уменьшается размер взносов в Фонд.
Также можно рассчитывать на ежегодную скидку к тарифу на страхование от несчастных случаев на предприятии и профессиональных заболеваний. Ее размер рассчитывается по итогам работы за 3 года. Учитывается состояние охраны труда, а также расходы по страхованию (скидка не может превышать 40% от установленного тарифа).
Результаты СОУТ также помогут оптимизировать затраты, связанные с выплатой налогов. Согласно разъяснениям Минфина РФ, расходы на оплату дополнительного отпуска, компенсации за увеличенную рабочую неделю, на повышенную оплату труда могут быть учтены при налогообложении прибыли компании. Если условия труда отнесены к вредным или опасным, вышеперечисленные расходы можно учесть в расходах на оплату труда сотрудников, а значит – списать на себестоимость при отчислении налогов.
- Не применяются, если работник не был в текущем месяце занят на выполнении указанных в перечне опасных и вредных работ, и этот период не идет в стаж для начисления досрочной пенсии.
- Применимы к начислению на все доходы, если работник в текущем месяце был занят, как на вредных работах, так и в условиях обычного труда.
- Если работник был занят выполнением только опасных работ, то тарифы применяются пропорционально для всех выплат, то есть и в те дни, когда работник полностью отрабатывал согласно графику часы, и в неполных рабочих днях.
Таким образом, необходимость досрочного пенсионного обеспечения по старости обусловлена прежде всего виной работодателя в том, что он не может обеспечить нормальные условия труда своим работникам. Однако работодатели не несут каких-либо дополнительных финансовых обременений за то, что условия труда на их производстве являются вредными для здоровья.
Следует отметить один немаловажный момент с позиции отечественного законодательства. Неуплата – это не просто неперечисление требуемых взносов. Под этим подразумевается занижение базы, её неправильный подсчёт или другие неправомерные действия (бездействие).
Доп. взнос, согласно действующему закону, обязаны вносить организации и индивидуальные предприниматели. Они начисляют страховые взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам. Отчисления предусмотрены только для следующих категорий сотрудников:
Используется дифференцированный дополнительный тариф страховых взносов по классам условий труда. Так, если нормативно-правовым основанием выплат является п.1 ст. 428 Налогового кодекса РФ, то базовая ставка составляет 9%. Для тех, кто платит по п.2, она же равна 6%.
Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест
Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2022 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):
Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.
Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.
Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)
- ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
- получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
- изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
По мнению адвоката АП Тульской области Дмитрия Анищенко, в данном деле КС сделал выбор между «коллективными» и «индивидуальными» интересами в пользу первых. «Как неоднократно указывал Верховный Суд (определения от 19 декабря 2022 г. № 310-КГ18-13800; от 7 сентября 2022 г. № 309-КГ18-5069; от 1 ноября 2022 г. № 310-КГ18-10562 и от 16 июля г. 2022 № 309-КГ18-5069), особенностью страховых взносов, уплачиваемых по доптарифам, является их “солидарный” характер: из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что дополнительный тариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на вредных видах работ», – отметил он.
Кроме того, согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах (с 1 января 2022 г. – ст. 428 НК РФ), а также ст. 33.2 Закона об ОПС работодатели, чьи сотрудники трудятся в особых условиях (выполнение работ сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности – тяжелыми условиями), с 1 января 2013 г. обязаны платить страховые взносы по доптарифам с учетом их поэтапного повышения в 2014 и 2022 гг.
Комментируя «АГ» определение, партнер практики «Страхование» АБ КИАП Дмитрий Шнайдман отметил, что выводы КС окончательно закрепили правоприменительную практику, которая сложилась по вопросу правомерности исчисления и уплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в отношении любых выплат в пользу работников, занятых на видах работ с особыми условиями труда, перечень которых закреплен соответствующими нормативными актами.
Таким образом, заключил эксперт, определение не изменило, а окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР.
Данные законоположения, подчеркивается в определении, не содержат исключений относительно начисления взносов по доптарифу в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Обязанность по уплате взносов по доптарифу распространяется на всех работодателей, чьи работники трудятся в особых условиях.
Страховые взносы по дополнительным тарифам
Исходя из положений ч. 1, 2, 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В этом случае страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места класса условий труда – опасный или вредный, с учетом их подклассов.
Таким образом, если работник не занят на видах работ, указанных в п.п. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф3, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются, независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
В связи с тем, что в соответствии со ст. 12, 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 года введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.
Страховые взносы по дополнительному тарифу
Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.
Но что же делать таким работодателям? Ведь получается, что деньги за такую аттестацию выкинуты на ветер. Мы считаем, что работодатели могут заключить дополнительное соглашение с организациями, проводившими аттестацию. В этом соглашении нужно прописать, что в связи с изменением законодательства вместо аттестации будет проведена специальная оценка, то есть следует изменить предмет договора. Кроме того, в соглашении нужно указать, какие дополнительные исследования будут осуществлены, чтобы проводимая процедура соответствовала всем требованиям закона о спецоценке. Отметим, что организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, вправе проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2022 года включительно (ч. 2 ст. 27 закона о спецоценке).
Основываясь на этом, Минтруд России указал следующее. Раз результаты спецоценки используются с даты утверждения отчета, то с этого же дня применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. При этом за месяц, в котором был утвержден отчет, взносы по указанным тарифам уплачиваются только с части суммы, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.[3]
В свою очередь результаты этой оценки отражаются в отчете о ее проведении. Данный отчет составляется организацией, проводившей спецоценку, подписывается членами комиссии, сформированной работодателем, и утверждается председателем этой комиссии (ст. 15 закона о спецоценке). То есть датой завершения специальной оценки считается день утверждения отчета.
Под страховой пенсией следует понимать денежную выплату компенсаторного характера, которую получают граждане в связи с утратой трудоспособности. Формирование данного вида обеспечения является обязательным и происходит за счет уплаты работодателем страховых взносов в пенсионный фонд.
Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, после ее завершения составляет отчет о спецоценке. Его подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии. Таким образом, датой завершения спецоценки следует считать дату утверждения отчета. Соответственно, ее результаты могут использоваться с этой даты, в том числе в части применения дифференцированных дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР.
Таблица 2. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении выплат в пользу работников, которые заняты на работах из подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Таблица 3. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении выплат в пользу работников, которые заняты на работах, указанных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Если работники заняты на нескольких рабочих местах с особыми условиями труда, то работодатель перечисляет в ПФР страховые взносы со всех выплат, сделанных в пользу работника. Для каждого рабочего места сотрудника выбирают свой дополнительный тариф страховых взносов (таблица 1, 2 или 3 в зависимости от характеристик рабочего места). Выплаты начисляют пропорционально количеству дней (часов), отработанных на том или ином рабочем месте.
Дополнительные тарифы страховых взносов из таблицы 1 действуют с момента утверждения отчета о спецоценке. То есть работодатель выплачивает в ПФР по новому тарифу только с той части средств, которые перечислялись работнику уже после завершения спецоценки.
Согласна, что проведение СОУТ– это немалая головная боль и для работодателя и сотрудников, организующих этот процесс, потому что столько документов нужно подготовить, все учесть и не допустить промах. Но это на самом деле очень нужная задача, потому что не только защищает здоровье и жизни сотрудников, но и может снизить воздействие “вредностей”, которые их окружают в трудовых буднях.
А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.
Полностью положившись на их компетентность, готовила приказ о создании комиссии по проведению СОУТ, перечни рабочих мест, собирала все необходимые документы, отвечала на появляющиеся вопросы, победившей в конкурсе организации. Первое, что меня смутило во время работы, это вопрос: «Нужен ли выезд специалиста лаборатории в нашу компанию?» Находилось вновь открытое подразделение не близко и нежелание ехать было объяснимо.
Нет, отчет 4-ФСС сдается поквартально за 1 квартал до 20 апреля — в бумажной форме; до 26 апреля — в электронной форме
За 2 квартал до 20 июля — в бумажной форме; до 26 июля — в электронной форме.
За 3 квартал до 20 октября — в бумажной форме; до 25 октября — в электронной форме.
За 4 квартал до 20 января 2022 года — в бумажной форме; до 25 января 2022 года — в электронной форме.
Обычно данные отчеты сдает бухгалтер, запрашивая необходимую информацию у специалиста по ОТ
Увидев все неточности, обратилась с просьбой исправить протоколы по фактическим замерам и перепроверить все данные, особенно льготное пенсионное обеспечение. Его наличие или отсутствие можно проверить по Постановлению Госкомтруда № 298/П-22, к нему прилагается Список “вредников”. Можно было закрыть глаза, но ничего не проходит незаметно, все тайное рано или поздно становится явным. Особенно, если это касается охраны труда.
С 1 января 2013 г. на основании Положения Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работодатели обязаны выплачивать дополнительные тарифы страховых взносов согласно перечню лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин.
- в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты в т.ч. на работах с вредными условиями труда (пп.1 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ)
- 4 процента (2013 г.)
- 6 процентов (2014 г.)
- 9 процентов (2022 г. и далее)
- в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, с тяжелыми условиями труда (пп.2-18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ)
- 2 процента (2013 г.)
- 4 процентов (2014 г.)
- 6 процентов (2022 г. и далее)