Сумма Долга По Несостоятельности Градообразующих Организаций

Содержание

Банкротство градообразующих предприятий и организаций в России

В случае нарушения поручителем своих обязательств перед кредиторами вводится конкурсное производство. На этом этапе производится продажа предприятия другому собственнику. Имущественный комплекс реализовывается сразу полностью, потому что для региона важно сохранить функционирование предприятия.

Для спасения градообразующих предприятий используется специальный этап, наличие которого не предусмотрено в стандартной процедуре банкротства — поручительство. В качестве поручителей могут выступать исключительно органы власти. На это этапе заключаются дополнительные соглашения с кредиторами и устанавливается отсрочка по кредитам.

Банкротство градообразующих организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.

Причинами кризисного положения градообразующих предприятий являются прежде всего внутренние факторы, зависящие от деятельности самого предприятия. В результате мирового финансового кризиса их влияние только усилилось. Среди них основными являются [4]:

Причины и последствия банкротства градообразующей организации

Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

Как проходит банкротство градообразующих предприятий

В случае если внешний управляющий не выполняет своих обязанностей, арбитражный суд вправе отстранить его от поручительства за предприятие должника. Финансовое оздоровление организации автоматически прекращается, сама фирма признается банкротом и начинается процедура конкурсного производства.

Если градообразующая компания объявляет о своем банкротстве, все ее имущество продается на первых торгах единым комплексом. В том случае, если первые торги не прошли успешно, предприятие продают в общем порядке.

Особенности несостоятельности (банкротства) градообразующих и стратегических организаций

Приоритет при реализации имущества градообразующей организации, отдаваемый продаже предприятия как единого имущественного комплекса, прослеживается и в том случае, если градообразующая организация признана банкротом (п. 1 ст. 176 Закона о банкротстве 2002 г.): на первых торгах конкурсный управляющий должен предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только в том случае, если имущество не будет продано, оно подлежит продаже на открытых торгах.

Одна из особенностей порядка рассмотрения дел о банкротстве должника — стратегической организации состоит в расширении круга лиц, участвующих в деле за счет федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики. Если дело о банкротстве возбуждено в отношении стратегической организации, действующей в форме государственного унитарного предприятия, то в таком деле участвует (в качестве лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве) представитель собственника его имущества, т.е. соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Читайте также:  Добавят ли пенсию инвалидам 3 группы в 2022 году украина

Банкротство градообразующих предприятий

Этап наблюдения включает анализ деятельности организации. Особое внимание будет обращено на законность действий руководства или учредителей компании. Арбитражный управляющийпроверит наличие или отсутствие сомнительных сделок и т.д. В случае доказательства вины руководства или учредителей в ухудшении финансовых показателей предприятия они будут привлекаться к административной или даже уголовной ответственности, в зависимости от степени нарушений.

Градообразующим может называться организация, имеющая статус юридического лица, в штате которой содержится более 25% от работоспособного населения города. Данное определение регламентирует 169 статья закона «О несостоятельности». Также к данной категории предприятий могут быть отнесены организации, штат которых превышает 5 тысяч сотрудников, а присвоение статуса зависит от важности конкретного предприятия для населенного пункта, в котором оно расположено.

Банкротство градообразующих организаций

Банкротство ликвидируемого должника имеет место в случае недостаточности у ликвидируемой организации имущества для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Нарушение этой обязанности влечет за собой отказ от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении данного лица. До создания ликвидационной комиссии заявление о признании должника банкротом может быть подано собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) или руководителем должника.

Удовлетворение требований кредиторов отсутствующего должника осуществляется в очередности, предусмотренной Законов о банкротстве. Покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди.

Градообразующие организации

При осуществлении внешнего управления должником — стратегической организацией со стороны внешнего управляющего не допускается отказ от исполнения тех договоров должника, которые связаны с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности государства. Внешний управляющий не вправе также отчуждать отдельные виды имущества, которое входит в состав имущественного комплекса стратегической организации, предназначенного для осуществления указанной деятельности.

Вместе с тем в число стратегических организаций и предприятий наряду с организациями оборонно-промышленного комплекса по непонятным причинам попали федеральные государственные предприятия и акционерные общества, акции которых принадлежат государству, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения не только обороноспособности и безопасности государства, но и для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан (средства массовой информации, санатории и здравницы, аптеки?!). Несколько спасает положение норма о том, что перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию (п. 1,2 ст. 190 Закона о банкротстве).

Банкротство градообразующих организаций

Глава 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» учитывает специфику применения процедур банкротства к отдельным субъектам предпринимательской деятельности: градообразующим, сельскохозяйственным, финансовым организациям, стратегическим предприятиям, субъектам естественных монополий, а также застройщикам. Для регулирования отношений, возникающих вследствие банкротства градообразующих организаций, применяются нормы параграфа 2 данной главы (ст.169-176).

В арбитражной практике довольно часто в ходе рассмотрения дела не подтверждается статус той или иной организации как градообразующей. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Поволжского округа от 24.03.2010 г. по делу N А12-4561/2009.В соответствии с материалами дела, в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось ОАО «Нижноватомэнергосбыт» с заявлением о признании ВОАО «Химпром» банкротом. Определением АС Волгоградской области от 29.04.2009 денежное требование ОАО «Нижноватомэнергосбыт» в сумме 756 867 216,18 руб. признано обоснованным, включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника, в отношении должника введена процедура наблюдения, назначен временный управляющий. Администрация Волгограда и ВОАО «Химпром», не согласившись с принятым по делу определением, обратились в ФАС Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят направить дело на новое рассмотрение в связи с тем, что в деле не был учтен статус ВОАО «Химпром» как градообразующего предприятия. Так как в материалах дела не приведены доказательства того, что должник является градообразующим предприятием, арбитражный суд правомерно рассмотрел данное дело без применения соответствующих норм Закона о банкротстве и обоснованно не привлек администрацию Волгограда. Таким образом, статус градообразующего предприятия доказан должником не был, поэтому производство по кассационной жалобе прекращено.

Читайте также:  Хочу Знать Отменили Ли Газпромовскую Пенсию В Саратове

Сумма Долга По Несостоятельности Градообразующих Организаций

Под градообразующими организациями понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта. А также организации, численность работников которого превышает 5 000 человек.

По ходатайству названных органов финансовое оздоровление или внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест.

Реферат: Банкротство градообразующих предприятий

Однако следует учесть, что мораторий не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления, а также на требования кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Последнее положение направлено, в основном, на обеспечение прав и интересов работника должника.

Следует также учесть, что перечень возможных мер по предотвращению банкротства в законе не содержится. По смыслу законодателя, к таким мерам следует отнести, в первую очередь, оказание финансовой помощи должнику (как на возмездной, так и на безвозмездной основе), предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) учредителя (учредителей) должника, собственников имущества унитарного предприятия, организационные меры по укреплению руководства неплатежеспособных должников и др.

Национализация имущества

Итак, к участию в деле обязательно привлекается муниципальное образование. Это понятно: дети ходят в шкалы, есть муниципальные коммуникации, энергетическая сеть и все хозяйство поселения завязано на должника. Но почему же привлечение к делу о банкротстве государства отнесено на усмотрение суда? Это явное упущение, причем именно Российская Федерация должна обязательно привлекаться к участию в деле под номером один, а уже затем — муниципальное образование. Дело в том, что у такого муниципального образования денег нет, поэтому сразу отпадает всякое поручительство с его стороны и тем более погашение долгов. Основываясь на этих простых и ясных соображениях, мы отмечаем необходимость соответствующих корректировок ст. 171, 174 Закона о банкротстве.

Национализация в предлагаемом нами варианте должна осуществляться по следующей модели: она, безусловно, проводится принудительно, должнику выплачивается только разница между стоимостью имущества и суммой долгов, которые принимает на себя государство. Если долги оцениваются выше стоимости имущества должника, последний не получает ничего. Гарантией защиты интересов государства в делах о банкротстве градообразующих организаций должно быть закрепление в Законе о банкротстве обязанности передачи финансовых документов должника в правоохранительные органы для проверки на предмет наличия в действиях управленцев состава преступлений, именуемых «преднамеренное банкротство» и «хищение».

К вопросу об особенностях банкротства градообразующих организаций

  • во-первых, до утверждения федеральным законом конкретного порядка и условий предоставления поручительства в деле о банкротстве публичными образованиями законность принятия ими на себя обязанностей поручителя в деле о банкротстве вызывает сомнения;
  • во-вторых, Закон прямо не предусматривает возникновения у должника обязательств перед поручителем (соответствующим бюджетом) в связи с погашением последним задолженности перед кредиторами.

Ходатайство органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа власти субъекта Российской Федерации может быть также заявлено при продаже градообразующего предприятия в ходе внешнего управления или конкурсного производства. Закон о банкротстве 2002 года устанавливает, что ходатайство может предусматривать включение в договор купли-продажи градообразующего предприятия в качестве существенного условия договора сохранение рабочих мест не менее чем пятидесяти процентов работников в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу. Это условие ходатайства признается обязательным для включения в договор. Иные условия также могут содержаться в ходатайстве, но устанавливаются при продаже только при согласии собрания кредиторов.

Читайте также:  Пособие Женщинам Вставшим На Учет В Ранние Сроки Беременности В 2022

Особенности банкротства градообразующих организаций

Орган местного самоуправления, или привлеченный к участию в деле о банкротстве градообразующей организации соответствующий федеральный орган исполнительной власти, или орган исполнительной власти субъекта РФ, представившие поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих (ст.

В случае неисполнения требований кредиторов и уполномоченных органов в порядке и в сроки, которые предусмотрены графиком погашения задолженности, кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в общем порядке, предусмотренном законодательством. Погашение требований кредиторов в ходе финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. Продажа предприятия градообразующей организации В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации. При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации существенным условием договора купли — продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу. В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор купли — продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по ходатайству которых проводился конкурс.

Банкротство градообразующих организаций на примере Луховицкого завода специальных конструкций

Для применения арбитражным судом к должнику норм специального параграфа в процессе производства по делу о несостоятельности должника в арбитражный суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие его статус градообразующей организации или наличие у юридического лица не менее пяти тысяч работников.

По ранее действующему законодательству градообразующими организациями признавались юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст.132 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года). Таким образом, в настоящее время, при определении организации как градообразующей не учитывается число членов семей работников, а их общее количество снижено до двадцати пяти процентов.

Сумма Долга По Несостоятельности Градообразующих Организаций

Такими доказательствами могут являться, например, статистические данные, данные администрации, внутренние документы должника. Как подчеркивают эксперты, должником такие доказательства могут быть предоставлены на любой стадии банкротства [3] .

Для применения арбитражным судом к должнику норм специального параграфа в процессе производства по делу о несостоятельности должника в арбитражный суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие его статус градообразующей организации или наличие у юридического лица не менее пяти тысяч работников.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус