Российская Газета Новому Уголовный Закон

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку «Горячие» документы») и другие материалы сайта
  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк «Версия Проф»
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов

«Сейчас для них нет дискриминационных положений по переводу из колонии строгого режима в колонии-поселения,— пояснил правозащитник.— Есть более строгие нормы для УДО — три четверти срока. А теперь ещё и сроки перевода «на поселок» ужесточили. Если они не допускают дисциплинарных нарушений, работают, получают поощрения, то почему они должны оказываться в таком положении?» Господин Левинсон считает, что изменения, которые ухудшают положение осужденных, «ничем не мотивированы». Пакет поправок в целом характеризует как «шаг вперед, два шага назад».

Поправки в законодательство об отбывании наказания глава Минюста Константин Чуйченко анонсировал в июне. Это было сделано на фоне дискуссии о необходимости шире использовать осужденных на различных работах, заменив ими трудовых мигрантов. Для этого предполагалось шире применять принудительные работы как вид уголовного наказания, в том числе и в порядке замены лишения свободы. Сами заключенные встретили идею без энтузиазма. Дело в том, что при переходе на принудительные работы необходимый для УДО срок обнуляется и начинает отсчитываться заново — не с первого дня наказания, а с момента его замены.

Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины. Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.

Одновременно Минюст предлагает увеличить срок, который осужденному за особо тяжкое преступление необходимо отбыть для перевода на принудительные работы — с половины наказания до двух третей. Таким образом, «сроки для возможности обращения с ходатайством об УДО и о замене наказания уравниваются», указывает руководитель юридического департамента «Руси сидящей» (НКО внесена в реестр иностранных агентов) Ольга Подоплелова.

Госпожа Подоплелова считает необходимым новый порядок исчисления срока наказания для УДО при переводе на принудительные работы без «обнуления».«Несмотря на отрицательную позицию ВС и КС, Минюст, по сути дела, пытается привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами», — добавила она.

Обзор изменений в УК и УПК в 2022 году

Эти нормы традиционно являются одними из наиболее часто изменяемых в УК – статью то декриминализовали, то дополняли, а теперь вполне серьезно ужесточили наказание. Представляется, что причиной является общий тренд власти на более строгое регулирование общественной активности в СМИ и интернете. В качестве такого регулятора традиционно используется уголовное законодательство. Вряд ли такую законодательную политику можно признать оправданной, и либеральности в уголовный закон она точно не добавляет.

Таким образом, законодатель, по сути, вернулся к прежней формулировке ст. 213, которую многие критиковали, называя «резиновой». Фактически описание деяния было необоснованно и немотивированно расширено до настолько расплывчатых пределов, что по данной статье можно будет привлекать за что угодно, усмотрев в любых действиях лица угрозу применения насилия. Учитывая сжатые сроки рассмотрения законопроекта в Госдуме, представляется, что нововведение не было в достаточной мере проработано.

Особые опасения вызывает то, что для определения момента окончания преступления не требуется, чтобы какое-то лицо фактически потребило такие средства. Кроме того, законодателем четко не определено, может ли быть в принципе склонение в отношении неопределенного круга лиц. В связи с этим подобные законодательные изменения вызывают заведомый скепсис как в отношении целесообразности их принятия, так и с точки зрения последствий в виде субъективного применения правоохранителями.

Что касается клеветы в отношении неопределенного круга лиц, у меня есть сомнения в правильности применения подобной формулировки в диспозиции статьи, поскольку объектом преступного посягательства являются честь и достоинство, а также деловая репутация. Каким образом можно оценить честь, достоинство и деловую репутацию неопределенного лица, непонятно. Тем более не ясно, как определить, что сказанное в таком случае будет являться клеветой. Получается, что потерпевшим себя сможет назвать абсолютно любое лицо, посчитавшее, что высказанные кем-либо неконкретизированные суждения, по его мнению, относятся и к его личности.

Подводя итог работы законодателя по изменению уголовного и уголовно-процессуального законодательства в 2022 г., я бы оценил ее как «неудовлетворительно». Несмотря на огромный объем работы (только таблица всех внесенных за год изменений с краткими формулировками в одной из справочных информационных систем занимает 50 листов), реформирование свелось к техническим поправкам, усложнению существовавших норм, ужесточению санкций и ограничению прав участников уголовного судопроизводства.

Уголовный кодекс Российской Федерации; от N 63-ФЗ (ред

1. Согласно пункту 1 части третьей статьи 31 УПК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года N 130-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 8 марта 2022 года N 47-ФЗ) верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду подсудны, в частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 105, частью пятой статьи 131, частью пятой статьи 132, частью шестой статьи 134, частью четвертой статьи 210, частью пятой статьи 228.1, частью четвертой статьи 229.1, статьей 277, частью третьей статьи 281, статьями 295, 317 и 357 УК Российской Федерации, за исключением уголовных дел, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Необходимо также иметь в виду, что таможенные органы, рассматривая вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 226.1 УК России в случаях, когда предметом контрабанды являлись стратегически важные товары и ресурсы, в том числе подпадающие под запреты и ограничения на ввоз или вывоз, обязаны дать правовую оценку этим деяниям не только по нормам УК России, но и по статьям 16.1, 16.2 и 16.3 КоАП России в отношении юридических лиц, совершивших незаконное перемещение товаров через границу, либо в отношении юридических лиц, на которых возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.

127. Обработка биометрических персональных данных осуществляется в соответствии с полномочиями Следственного комитета, в том числе в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных», Уголовного кодекса Российской Федерации , Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», Федерального закона от 03.12.2008 N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» , приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 28.04.2022 N 35.

5.1.1. В соответствии с частью 1 статьи 201 УК РФ злоупотребление полномочиями — использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

— наличие кредиторской задолженности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, административных штрафов и штрафов, установленных Уголовным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2022, N 52, ст. 7485) — 3 (три) месяца подряд с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;

Кабмин потребовал доработки законопроекта ВС об уголовном проступке

Так, «с учетом характера и степени их общественной опасности представляется нецелесообразным» отнесение к уголовным проступкам таких преступлений, как разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа и его близких (статья 320), говорится в отзыве правительства.

Также в кабинете министров считают, что предложенное в законопроекте отнесение к уголовным проступкам таких преступлений, как незаконный экспорт из РФ контролируемых товаров и технологий (ч. 1 ст. 189 УК) и контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1УК), «создаст предпосылки к возникновению угроз безопасности РФ в экономической сфере».

Нецелесообразным считает правительство и предлагаемое Верховным судом отнесение к проступкам следующих нарушений: небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия (ст. 224); незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 234.1); незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183).

Москва. 15 февраля. INTERFAX.RU — Правительство поддержало проект закона Верховного суда об уголовном проступке, но при этом подготовило ряд замечаний и потребовало их устранения. Это следует из отзыва правительства на законопроект, размещенного в базе данных Думы в понедельник.

Кроме того, в отзыве правительства отмечается, что представляется неоправданно коротким установленный законопроектом срок (один год), по истечении которого лицо, освобожденное от уголовной ответственности в связи с применением иных мер уголовно-правового характера, для целей уголовного проступка будет признаваться впервые совершившим преступление.

Читайте также:  Будет ли прибавка по уходу за ребенком инвалидом в 2022 году

Вместе с тем исчисление срока для применения условно-досрочного освобождения при замене наказания более мягким видом наказания (в том числе принудительными работами) на сегодняшний день осуществляется без учета отбытой части наказания, назначенного первоначально по приговору суда.

Законопроекты подготовлены в целях гуманизации уголовного законодательства при применении к осужденным условно-досрочного освобождения после замены неотбытой части указанного вида наказания более мягким видом наказания, а также улучшения оперативной обстановки в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде принудительных работ, повышения эффективности системы мер социальной адаптации осужденных за совершение особо тяжких преступлений.

В связи с этим осужденные не стремятся перейти на принудительные работы, предпочитая отбывать наказание в местах лишения свободы до выхода по УДО. Законопроектами предлагается предусмотреть исчисление срока наказания, после фактического отбытия которого может быть применено условно-досрочное освобождение к осужденному (которому неотбытая часть наказания ранее заменена более мягким видом наказания) с момента начала срока отбывания наказания, назначенного по приговору суда.

  • штрафом в размере до 3 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • обязательными работами на срок до 400 часов;
  • принудительными работами на срок до четырех лет;
  • арестом на срок от трех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет.
  • штрафом в размере до 2 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;
  • обязательными работами на срок до 320 часов;
  • принудительными работами на срок до трех лет;
  • арестом на срок до четырех месяцев;
  • лишением свободы на срок до трех лет.

Квалифицирующий признак «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера» заменили на признак «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности».

Новой редакцией статьи 128.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за клевету, которая прозвучала в публичном выступлении, публичном произведении, средствах массовой информации либо была совершена публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет. Наказание определено в виде:

  • за клевету, совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;
  • за умышленное блокирование объектов транспортной инфраструктуры и воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан;
  • за хулиганство, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения.

Два шага назад из колонии

Минюст разработал ряд предложений для гуманизации отбывания наказания осужденными. Ведомство предлагает переводить больше заключенных на принудительные работы, облегчая им при этом возможность освобождаться условно-досрочно, а также разрешить переходить из колоний строгого режима в колонии-поселения. Тем не менее гуманизация «светит» не всем, положение некоторых категорий заключенных поправки фактически ухудшают. Прежде всего это касается лиц, осужденных за распространение наркотиков, а также за ряд экономических преступлений.

Одновременно Минюст предлагает увеличить срок, который осужденному за особо тяжкое преступление необходимо отбыть для перевода на принудительные работы — с половины наказания до двух третей. Таким образом, «сроки для возможности обращения с ходатайством об УДО и о замене наказания уравниваются», указывает руководитель юридического департамента «Руси сидящей» (НКО внесена в реестр иностранных агентов) Ольга Подоплелова.

Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины. Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.

«Сейчас для них нет дискриминационных положений по переводу из колонии строгого режима в колонии-поселения,— пояснил правозащитник.— Есть более строгие нормы для УДО — три четверти срока. А теперь ещё и сроки перевода «на поселок» ужесточили. Если они не допускают дисциплинарных нарушений, работают, получают поощрения, то почему они должны оказываться в таком положении?» Господин Левинсон считает, что изменения, которые ухудшают положение осужденных, «ничем не мотивированы». Пакет поправок в целом характеризует как «шаг вперед, два шага назад».

Поправки в законодательство об отбывании наказания глава Минюста Константин Чуйченко анонсировал в июне. Это было сделано на фоне дискуссии о необходимости шире использовать осужденных на различных работах, заменив ими трудовых мигрантов. Для этого предполагалось шире применять принудительные работы как вид уголовного наказания, в том числе и в порядке замены лишения свободы. Сами заключенные встретили идею без энтузиазма. Дело в том, что при переходе на принудительные работы необходимый для УДО срок обнуляется и начинает отсчитываться заново — не с первого дня наказания, а с момента его замены.

Уголовный кодекс Российской Федерации; от N 63-ФЗ (ред

5.1.1. В соответствии с частью 1 статьи 201 УК РФ злоупотребление полномочиями — использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

127. Обработка биометрических персональных данных осуществляется в соответствии с полномочиями Следственного комитета, в том числе в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных», Уголовного кодекса Российской Федерации , Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», Федерального закона от 03.12.2008 N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» , приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 28.04.2022 N 35.

Необходимо также иметь в виду, что таможенные органы, рассматривая вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 226.1 УК России в случаях, когда предметом контрабанды являлись стратегически важные товары и ресурсы, в том числе подпадающие под запреты и ограничения на ввоз или вывоз, обязаны дать правовую оценку этим деяниям не только по нормам УК России, но и по статьям 16.1, 16.2 и 16.3 КоАП России в отношении юридических лиц, совершивших незаконное перемещение товаров через границу, либо в отношении юридических лиц, на которых возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.

1. Согласно пункту 1 части третьей статьи 31 УПК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года N 130-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 8 марта 2022 года N 47-ФЗ) верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду подсудны, в частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 105, частью пятой статьи 131, частью пятой статьи 132, частью шестой статьи 134, частью четвертой статьи 210, частью пятой статьи 228.1, частью четвертой статьи 229.1, статьей 277, частью третьей статьи 281, статьями 295, 317 и 357 УК Российской Федерации, за исключением уголовных дел, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

8.13. В графе 26 указываются сведения о когда-либо имевшихся судимостях за совершение умышленных преступлений против личности и совершение преступлений в сфере экономики, против государственной власти, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954), с указанием наименования суда, вынесшего приговор, номера и даты приговора, номера дела, состава преступления, по которому лицо было привлечено к ответственности, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, вида и размера назначенного наказания, информации о том, является ли судимость снятой (погашенной) или неснятой (непогашенной), а также иной информации, являющейся, по мнению фонда, существенной. В случае отсутствия судимости указывается «нет».

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 23 апреля 2007 года Федеральным законом от 9 апреля 2007 года N 46-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Кодекс Российской Федерации от г

2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Читайте также:  Список Журналов Вак 2022

2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. (В редакции Федерального закона от 25.06.1998 № 92-ФЗ)

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Новые изменения в УК РФ 2022 по особо тяжким статьям

Некоторые изменения внесены и в текст Федерального закона под номером 203-ФЗ. В частности, к гражданам, которых в итоге осудили согласно данной статьи, должны применяться механизмы по правовому побуждению об отказе от употребления различного рода наркотических веществ. Главной целью исправительных учреждений считается своевременный возврат наркозависимых осужденных к стандартному образу жизни, в котором нет места употреблению наркотиков. Также таких заключенных разделяют на тех, которые причинили крупный ущерб нашей стране, или, в зависимости от уровня опасности их преступлений, которые причинили ущерб жизни наших мирных соотечественников.

Пока достоверной информации касательно возможной амнистии в этом году нет, однако есть предположения, что ее объявят к семидесятипятилетию Победы в Великой Отечественной войне. Всего президенту страны подали два проекта, и он должен выбрать наиболее оптимальный, по его мнению, документ.

В Российской Федерации впервые амнистию применили в XIX веке и тогда было принято традицию о ее объявлении к различного рода памятным датам. Наиболее часто в последнее время частичную или полную амнистию для осужденных за уголовные преступления приурочивают к годовщине Дня Победы. На сегодняшний день ко многим юристам поступают запросы от родственников заключенных касательно того, стоит ли ожидать амнистию в этом году. Согласно последним новостям, рассматривается сразу две возможности по проведению амнистии ввиду памятной даты, а именно семидесятипятилетия со дня Победы во Второй Мировой войне.

Данная статья может быть серьезно изменена, ведь ранее за крупные преступления предусматривалось обвинение от трех до десяти лет, что позволяло классифицировать преступления как тяжкие, то сейчас в проекте говориться о гуманизации, и срок будет пересмотрен от двух до пяти лет. Также будет доступен перечень объектов социальной инфраструктуры, к которым будут относить различного рода медицинские и прочие здравоохранительные организации, образовательные учреждения всех уровней, предприятия, которые предоставляют возможность отдыха и проведения досуга, спортивные учреждения и финансово-кредитные организации. Поправку введут в кодекс с помощью выпуска различных Федеральных законов, в которых будут указаны сроки введения данных изменений. Однако может быть, что изменения начнут вступать в силу с наступлением следующего года, что в определенном роде не очень удобно для осужденных.

Одним из первых изменений в данной статье является обеспечение принудительных работ. Данный вопрос стал предметом длительных дискуссий касательно изменений в законодательстве, однако со временем их утвердили, и они в этом году уже вступили в действие. Согласно законопроекту, вместо лишения свободы будет возможно заменить наказание на участие в принудительных работах. Безусловно, для этого определены некоторые условия, в частности, речь идет об обстоятельствах преступления или от его тяжести, однако реально такие работы могут длиться пятнадцать лет, что будет даже в какой-то степени нелогичным наказанием и даже не совсем справедливым.

За выезд на; встречку; и превышение скорости водителям грозит уголовная ответственность; РГ; о новых поправках в УК РФ

Как считает адвокат Сергей Радько, водителей, лишенных прав именно за превышение скорости, днем с огнем поискать. Ведь превышение скорости инспекторами ДПС на дороге практически не фиксируется. Для этого есть камеры фотовидеофиксации. А за нарушения, выявленные камерами, лишение прав не назначается. Только штраф 5 тысяч рублей.

Еще один момент. В Кодекс об административных правонарушениях при принятии поправок в Уголовный кодекс не внесли изменения, которые предусматривали бы применение наказания за выезд на встречку и превышение скорости более чем на 60 или 80 км/ч, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Получилось, что судья может и за третье нарушение лишить прав и не применять уголовную статью. Тем более что есть примеры гуманного правосудия, когда суд за повторное управление в нетрезвом виде освобождал водителя от уголовной ответственности за деятельное раскаяние.

Новая статья предусматривает за такое нарушение уголовный штраф от 200 до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет. И все это – с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Водителя, попавшегося в третий раз за превышение скорости более чем на 60 или 80 км/ч, а также выезд на встречную полосу в руки инспектору, привлекут к уголовной ответственности, если ранее за это же нарушение он был лишен прав. Вступила в силу поправка, которая ввела в УК новую статью 264.2. Документ об этом сегодня публикует “Российская газета”.

Сергей Радько также уточняет, что по новой статье УК не все лишенные прав водители могут быть осуждены. Если, например, водитель был лишен прав за движение по односторонней дороге во встречном направлении и выехал, не имея прав, на встречку, то уголовная ответственность ему уже не грозит. Если он был лишен прав за повторный проезд на красный свет, без прав сел за руль и превысил скорость более чем на 80 км/ч, ему также уголовная статья не грозит.

Согласно Федеральному закону от 1 июля 259-ФЗ «О внесении изменения в статью 228 2 Уголовного кодекса Российской Федерации» статья 228 2 УК РФ дополнена примечанием, предусматривающим освобождение от уголовной ответственности в случае нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, совершенного по неосторожности при осуществлении медицинской деятельности и повлекшего их утрату, если такая утрата не причинила вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Федеральным законом от 1 июля 2022 г. № 258-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 1 Уголовного кодекса Российской Федерации» в новой редакции изложена статья 264 1 УК РФ. Теперь в части второй предусмотрена повышенная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, имеющим судимость по данной статье, а также частям второй, четвертой и шестой статьи 264 УК РФ.

Положения действующей редакции части четвертой перенесены в новую часть седьмую и дополнены ответственностью за незаконный сбыт пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, а также основных частей и патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения.

Федеральным законом от 1 июля 2022 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в статью 171 1 Уголовного кодекса Российской Федерации» части первая и третья статьи 171 1 УК РФ дополнены положениями, устанавливающими ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 27.07.2006 № 153-ФЗ; от 06.07.2022 № 375-ФЗ)

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пятнадцати лет лишения свободы. (В редакции федеральных законов от 09.03.2001 № 25-ФЗ, от 17.06.2022 № 146-ФЗ)

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

В конце декабря был внесен первый законопроект об ужесточении наказания за применение пыток к заключенным. Наказания предлагается ужесточить за пытки, организованные или проводимые представителями власти с целью принуждения к даче показаний (ст. 302 УК РФ) или запугивания (ст. 286 «Превышение должностных полномочий»). Такие преступления при принятии изменений будут наказываться лишением свободы на срок до 12 лет, что также переводит их в разряд особо тяжких. Введение такой меры увеличит срок давности по делам о пытках и позволит эффективнее реализовать принцип неотвратимости наказания. В ст. 302 УК предлагается ввести нового субъекта — сотрудника правоохранительных органов. Это поможет привлекать к ответственности не только следователей или дознавателей, но и сотрудников ФСИН.

УК предлагается дополнить статьей 286.2 «Применение пытки» государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в качестве официального, а также с их официального согласия или ведома. За такие преступления предлагается наказывать лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

По мнению Нарусовой, оперативники в некоторых случаях применяют насилие к заключенным из-за их заинтересованности в «демонстрировании раскрытия преступления по делам, где нет весомых доказательств вины, но для повышения показателей бывает достаточно выбить признания, в том числе у невиновных».

Читайте также:  Что Делать Если Машину Забрали Приставы На Эвакуаторе

«Чтобы обессмыслить применение пыток и не допустить привлечения к уголовной ответственности невиновных, необходимо внести изменения в статью 75 УПК РФ, в которой в подпункте 1 пункта 2 дано перечисление недопустимых доказательств и указано, что к ним относятся показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде», — следует из текста законопроекта. Пытка должна рассматриваться как тяжкое преступление, подлежащее самостоятельному уголовному наказанию, отметила сенатор.

«Если это преступление совершено с применением оружия или специальных средств, либо группой лиц, либо с особой жестокостью, либо в отношении двух человек и более, то предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до 15 лет», — пишет агентство со ссылкой на текст законопроекта.

Уголовный кодекс РФ дополняется новой ст. 171.5, которой устанавливается ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов с административной преюдицией. Под крупным размером в этой норме понимается сумма, превышающая 2,25 млн рублей. Максимальная санкция составит до 3 лет лишения свободы. Кредитор сможет быть освобожден от уголовной ответственности, если возместит нанесенный ущерб, а также перечислит в бюджет возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба. Коррелирующие изменения о подсудности и подследственности вносятся в УПК РФ. Так, предусматривается, что уголовные дела по данным преступлениям будут подсудны районным судам. Кроме того, повышается административная ответственность за профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юрлицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими на это права.

Усиливается административная ответственность в сфере предоставления потребительских займов. За осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов) юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими на это права, увеличивается размер минимального административного штрафа. В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц вводится альтернативное штрафу наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 15 суток. Также ужесточается наказание за повторное совершение таких правонарушений.

Президент РФ Владимир Путин подписал ряд федеральных законов, в том числе изменения в Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и КоАП РФ. Среди них скандальная поправка о прямом запрете адвокатам проносить с собой в колонию мобильные телефоны и записывающие устройства. А также поправка, ужесточающая ответственность за сбор и распространение информации о судьях, прокурорских работниках, следователях, сотрудниках ФСБ и МВД и военнослужащих.

В Уголовно-исполнительный кодекс внесены изменения, касающиеся порядка предоставления осужденным лицам свиданий с адвокатами. Вводится запрет на пронос адвокатами на территорию исправительного учреждения технических средств связи, а также технических устройств, позволяющих осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. Уточняется, что адвокат вправе проносить копировально-множительную технику, фотоаппаратуру, но только для снятия копий с материалов личного дела осужденного. Также разрешено иметь при себе в этих целях компьютер. Пользоваться разрешенными гаджетами защитник сможет только в отсутствие осужденного, в отдельном помещении, определенном администрацией исправительного учреждения. Аналогичный порядок распространяется на нотариусов, а также на иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи осужденным, в том числе при подготовке жалоб в ЕСПЧ или их защите.

Внесены изменения в статьи Уголовного кодекса РФ, которые направлены на защиту информации ограниченного доступа и различных служебных баз данных. Так, в ст. 183 УК РФ расширяется перечень уголовно наказуемых способов получения налоговой, банковской и коммерческой тайны — он дополнен обманом, шантажом и принуждением. Кроме того, из ст. 320 УК РФ, устанавливающей ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, исключается обязательный признак состава преступления «в целях воспрепятствования его служебной деятельности» и предусматривается, что ответственности подлежат только те лица, которым данные сведения были доверены или стали известны в связи с их служебной деятельностью. Авторы законопроекта — группа депутатов-единороссов поясняли актуальность инициативы тем, что участились случаи умышленного опубликования, в том числе в интернете, сведений о частной жизни судей и силовиков, включая сведения, позволяющие определить их персональные данные и данные их близких, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

Власть приготовила россиянам огромное послабление Уголовного кодекса

Перед нами — вторая попытка Верховного суда сделать российский Уголовный кодекс более соответствующим «принципам справедливости и гуманизма», а также сократить количество имеющих судимость — по крайней мере именно так определяет цель этой реформы уголовного права глава ВС Вячеслав Лебедев. О том же говорится и в пояснительной записке к законопроекту, который осенью прошлого года был одобрен пленумом ВС. 8 февраля правительственная комиссия одобрила проект отзыва на эту инициативу: она названа «актуальной и заслуживающей внимания», но «требующей доработки». Получение отзыва снимает формальные препятствия для внесения законопроекта в Госдуму. 9 февраля глава ВС Вячеслав Лебедев на совещании судей говорил об этом как о деле уже решенном и выразил надежду, что в результате под действие новых правил ежегодно будет попадать «около 30 тысяч человек».

Во-первых, если впервые совершено преступление небольшой тяжести, за которые нынешний УК не предусматривает лишения свободы. Сейчас таких составов более 70, а осуждено за них в 2022 году было 26 418 человек: эта статистика приведена в пояснительной записке к законопроекту, но она уже устарела, потому что совсем недавно наказание в виде лишения свободы появилось там, где его раньше не было — например за клевету.

Стоит напомнить, что первая версия этого документа пришла в Госдуму в 2022 году, была раскритикована, не дошла даже до первого чтения и осенью 2022 года ее отозвал сам ВС. Но после того как в декабре прошлого года президент Путин публично заявил, что не стоит за мелкие правонарушения «вешать на людей судимость», стало понятно, что политическое решение практически принято и уголовному проступку в УК быть.

Во-вторых, уголовным проступком могут быть признаны совершенные впервые преступления имущественного характера небольшой тяжести, даже если за них предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. Закрытый перечень из 7 составов такого рода включает кражу без отягчающих вину обстоятельств на сумму от 2,5 до 5 тысяч рублей (за кражу на сумму менее 2,5 тысячи рублей наказывает КоАП), некоторые виды мошенничества, растраты, а также уничтожение или повреждение чужого имущества в небольших размерах. В 2022 году за них было осуждено больше 55 тысяч человек, гласит статистика ВС.

Но никаких поблажек при прочих равных не светит тем, кто привлечен к уголовной ответственности по статьям с административной преюдицией (то есть если уголовное дело возбуждено в случае повторного совершения какого-то деяния наказанным в административном порядке). А также тем, кто на момент совершения пусть самого легкого преступления имел неснятую и непогашенную судимость за грехи прошлого или в течение предшествующего года уже освобождался от уголовной ответственности за другой проступок.

Впрочем, движение по встречной полосе пока чаще выявляется все-таки инспекторами. Но трудно представить, чтобы вменяемый водитель, который только что отделался за такое нарушение штрафом, снова выехал на встречку, лишился прав и, уже будучи лишенным их, снова сел за руль и поехал по встречке. Причем эти нарушения нужно совершить в течение года. Ведь максимальный срок лишения прав за выезд на встречку – полгода.

Водителя, попавшегося в третий раз за превышение скорости более чем на 60 или 80 км/ч, а также выезд на встречную полосу в руки инспектору, привлекут к уголовной ответственности, если ранее за это же нарушение он был лишен прав. Вступила в силу поправка, которая ввела в УК новую статью 264.2. Документ об этом сегодня публикует “Российская газета”.

Сергей Радько также уточняет, что по новой статье УК не все лишенные прав водители могут быть осуждены. Если, например, водитель был лишен прав за движение по односторонней дороге во встречном направлении и выехал, не имея прав, на встречку, то уголовная ответственность ему уже не грозит. Если он был лишен прав за повторный проезд на красный свет, без прав сел за руль и превысил скорость более чем на 80 км/ч, ему также уголовная статья не грозит.

Еще один момент. В Кодекс об административных правонарушениях при принятии поправок в Уголовный кодекс не внесли изменения, которые предусматривали бы применение наказания за выезд на встречку и превышение скорости более чем на 60 или 80 км/ч, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Получилось, что судья может и за третье нарушение лишить прав и не применять уголовную статью. Тем более что есть примеры гуманного правосудия, когда суд за повторное управление в нетрезвом виде освобождал водителя от уголовной ответственности за деятельное раскаяние.

Новая статья предусматривает за такое нарушение уголовный штраф от 200 до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет. И все это – с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Генпрокуратура подготовила поправки в Уголовный кодекс

«Речь идёт о запрете необоснованного применения мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе о запрете на необоснованное изъятие электронных носителей информации», — пояснил Краснов.

По его мнению, нужно совершенствовать и уголовную ответственность за препятствование законной предпринимательской или иной деятельности (статья 169 Уголовного кодекса). «В настоящее время преступления, предусмотренные этой нормой, относятся к категории небольшой тяжести, и за их совершение предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трёх лет», — отметил генпрокурор.

При этом он подчеркнул, что наказание не соответствует степени общественной опасности коррупционных преступлений, связанных с необоснованным изъятием, уничтожением или повреждением имущества. «Максимальный срок лишения свободы необходимо повысить, и отнести соответствующие преступления к категории тяжких», — считает Игорь Краснов.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус