Экспертный способ создания резерва по сомнительным долгам

Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

ПРИМЕР 2. В организации была ранее признана сомнительной задолженность в размере 10 000 руб. По ней был создан резерв в размере 7 тыс. руб., который потом был пополнен до 100% суммы долга. После истечения сроков исковой давности данная задолженность была признана безнадежной и списана в убыток. Рассмотрим проводки (каждая на свою дату проведения той или иной операции):

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Методика формирования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Для создания резерва предлагается ввести систему оценки надежности контрагента. Отнесение контрагента к той или иной группе происходит на основании объективных значений, которые имеются в бухгалтерской информационной системе, и потому может быть автоматизировано по приведенному ниже алгоритму.
Все контрагенты объединяются в четыре группы по уровню надежности:

Реструктуризированная задолженность — задолженность, по которой дебитору предоставлена рассрочка или отсрочка погашения задолженности, в том числе в рамках соглашения о реструктуризации задолженности, мирового соглашения, утвержденного судом и вступившего в законную силу.

Согласно пункту 29 Положения организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом. Для корректного формирования бухгалтерской отчетности согласно новым требованиям тестирование дебиторской задолженности для выявления сомнительной и формирования резерва должно проводится ежемесячно. Требование о необходимости проведения инвентаризации дебиторской задолженности для создания резерва в бухгалтерском учете в настоящей редакции Положения исключено, что упрощает требования к оформлению создания резерва. Однако возникает вопрос, как методологически построить систему создания и корректировки резерва, чтобы обеспечить соответствие новым требованиям, надежность оценки и при этом минимизировать документооборот? Предлагаемая методика создания и корректировки резерва по сомнительным долгам строится на основе данных бухгалтерской учетной информационной системы и экспертных оценок.

Сомнительная задолженность — дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток).

Приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н (далее — Приказ № 186н) в пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее — Положение) внесены изменения, существенно меняющие порядок создания резерва по сомнительным долгам. Новые правила, как указано в пункте 3 Приказа № 186н, нужно применять с бухгалтерской отчетности 2011 года. Согласно нововведениям компания обязана создавать резерв по сомнительной дебиторской задолженности любого вида (в том числе по выданным беспроцентным займам, процентам к получению, уплаченным авансам, хозяйственным штрафам). Сомнительной признается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, то есть и та, срок погашения которой еще не наступил, но есть основания полагать, что она все же не будет погашена в срок. Таковой, например, может быть признана даже текущая задолженность контрагентов, которых компания изначально относит к ненадежным, но принимает риски неоплаты.

Резервы по сомнительным долгам: формирование в бухгалтерском учете

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

Сумма резерва по сомнительным долгам определенного вида на последнее число квартала (месяца) = Сумма дебиторской задолженности этого вида на последнее число квартала (месяца) Х Доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности этого вида по данным организации.

Если полученная величина резерва больше величины резерва, созданного на последнее число предыдущего квартала (месяца), надо включить разницу между ними в прочие расходы (доначислить резерв). Если же меньше — включить разницу между ними в прочие доходы (восстановить резерв).

  • при признании долга, под который создавался резерв, безнадежным он списывается за счет резерва. Если суммы резерва недостаточно, часть долга, не покрытая резервом, списывается в прочие расходы;
  • при погашении долга, под который создавался резерв, сумма резерва восстанавливается, т.е. включается в прочие доходы.

Статистический способ.

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. Поэтому при наличии сомнительного долга надо создать резерв, даже если организация является субъектом малого предпринимательства (п. 70 Положения по бухучету N 34н).

  • если безнадежным признается долг того вида, по которому создавался резерв, долг списывается за счет резерва. Если суммы резерва недостаточно, часть долга, не покрытая резервом, списывается в прочие расходы;
  • если безнадежным признается долг того вида, по которому резерв не создавался, а также при погашении любой задолженности — величина резерва не корректируется.
Читайте также:  Что Такое Юрист Словами Ребенка

Пример. Создание резерва по сомнительным долгам экспертным способом и его использование

Резерв по сомнительным долгам: что это такое

  1. в отношении задолженности со сроком просрочки свыше 90 дней – резерв формируется исходя из всей величины задолженности;
  2. в отношении задолженности со сроком просрочки от 45 до 90 дней (включительно) – резерв формируется исходя из 50% величины задолженности;
  3. в отношении задолженности со сроком просрочки до 45 дней – резерв не формируется.

Начисление резерва отпусков в налоговом учете осуществляется ежемесячно, а процент отчислений берется исходя из отношения планируемых расходов по отпускам, включая взносы, к планируемым расходам на оплату труда. Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. Полученная доля умножается на фактический объем расходов на оплату труда.

  • Документ Операция, введенная вручную вид операции Операция: Операции – Операции, введенные вручную.
  • Статья справочника Прочие доходы и расходы.
  • Отчеты – Оборотно-сальдовая ведомость по счету 63.
  • Определение типа временной разницы.
  • Расчет временной разницы и отложенного налога на прибыль по обязательству Резервы сомнительных долгов за Iквартал.
  • Операции – Закрытие месяца – Расчет отложенного налога по ПБУ 18.
  • Операции – Закрытие месяца – Расчет отложенного налога по ПБУ 18 – справка-расчет Отложенный налог на прибыль.
  • Расчет временной разницы и отложенного налога на прибыль по обязательству Резервы сомнительных долгов.
  • Операции – Закрытие месяца – Расчет отложенного налога по ПБУ 18.
  • Операции – Закрытие месяца – Расчет отложенного налога по ПБУ 18 – справка-расчет Отложенный налог на прибыль.
  • Расчет временной разницы и отложенного налога на прибыль по обязательству Резервы сомнительных долгов за Iполугодие.
  • Операции – Закрытие месяца – Расчет отложенного налога по ПБУ 18.
  • ВВР формируется из разницы:
    • стоимостей Активов, если БСНС
  • ВВР х 20% = ОНА.
  • Пока разница растет по сравнению с началом года, происходит признание ОНА.
  • Если разница начала уменьшаться в течение года, происходит признание ОНА с минусом (уменьшение признания ОНА).
  • Если разница уменьшается по сравнению с началом года, происходит погашение ОНА.
  1. Если Вы еще не подписаны:
  2. Активировать демо-доступ бесплатно →
  3. или
  4. Оформить подписку на Рубрикатор →
  5. После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

В предпринимательской среде нередки случаи, когда контрагент задерживает или вовсе не производит оплату по договору. С одной стороны, налоговое законодательство по общему правилу требует признавать в доходах еще не поступившую выручку по сделкам. С другой стороны, позволяет снизить налоговую базу на отчисления в резерв по сомнительным долгам, а после наступления определенных событий — списать так и не оплаченную задолженность в расходы.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: полный справочник для бухгалтеров

Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично (п. 70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2022 N 03-03-06/1/30504, от 14.01.2022 N 07-01-06/188, от 27.01.2012 N 07-02-18/01). Это может быть либо нарушение должником срока оплаты, либо Вы получили информацию о финансовых проблемах Вашего должника.

В учетной политике по бухгалтерскому учету не стоит прописывать, что организация создает или не создает резерв по сомнительным долгам. Но организации необходимо утвердить порядок определения суммы резерва в своей учетной политике, так как в нормативных документах по бухгалтерскому учету процесс оценки возможности погашения долга не прописан.

Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги). В то же время если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

Кроме того, отражается не предъявленная к оплате начисленная выручка по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (в сумме, исчисленной исходя из договорной стоимости или из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению) (п. п. 1, 2, 17, 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

  • задолженность покупателей,
  • заказчиков,
  • поставщиков,
  • подрядчиков,
  • прочих должников,
  • задолженность учредителей,
  • работников по оплате труда,
  • по подотчетным суммам.

То есть это та задолженность, которая присутствует на счетах 62, 60, 68, 69, 71, 73, 75, 76. Сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному вами займу, отраженная на субсчете 58-03 «Предоставленные займы» (Приложение к Письму Минфина от 22.01.2022 N 07-04-09/2355).

  • рассчитанная по результатам инвентаризации сумма резерва по сомнительным долгам корректируется с учетом установленных предельных величин резерва – 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (в зависимости от того, какая величина больше);
  • сумма скорректированного резерва по сомнительным долгам сравнивается с суммой остатка резерва, исчисляемого как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по установленным правилам (п. 4 ст. 266 НК РФ), и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты;
  • если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде, если больше – разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 апреля 2022 г. № 03-03-06/1/26531).

По общему правилу налогоплательщик может создавать резервы по сомнительным долгам, суммы отчислений в которые включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 Налогового кодекса). Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период. для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций размер исчисляется от суммы доходов за исключением доходов в виде восстановленных резервов. При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин – 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.

Создание и корректировка резерва по сомнительным долгам осуществляется поступательно от периода к периоду на последнее число отчетного (налогового) периода. При этом всегда определяется и учитывается сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Читайте также:  Востокрегионжильё когда будут первые выплаты в 2022 году по жилищной субсидии

Резервы в налоговом учете в 2022 году

Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.

Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.

  1. определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
  2. исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.

Рекомендация Р-108/2022 — КпР «Резерв сомнительных долгов»

В соответствии с пунктом 3 ПБУ 21/2008 величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Помимо вышеизложенных положений федеральных стандартов бухгалтерского учета в соответствии с пунктом 70 ПВБУ №34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

— информация об ухудшении показателей деятельности должника, таких как сокращение объемов продаж, сокращение денежных потоков от операционной (текущей) деятельности, значительный объем непроданной продукции, сопоставимый с объемом его задолженности перед организацией и т.п.;

Отнесение дебиторской задолженности к категории «сомнительной» в абз. 2 п. 70 ПВБУ №34н можно считать аналогом признания в соответствии с IFRS 9 наличия риска ожидаемых кредитных убытков. Исходя из абз. 2 п. 70 ПВБУ №34н сам по себе факт непогашения дебиторской задолженности в сроки, установленные договором, является (при отсутствии обеспечения соответствующими гарантиями) достаточным основанием для признания такой задолженности сомнительной. Соответственно по просроченной задолженности должен создаваться резерв. В этой части данное требование по существу совпадает с требованиями IFRS 9.

Иных норм, касающихся дебиторской задолженности, в федеральных стандартах нет. В соответствии с ч. 4 ст. 8 402 ФЗ в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

О налоговом учете сомнительных и безнадежных долгов

Из суммы нового размера резерва вычитается остаток резерва. Если разница положительная — она включается во внереализационные расходы текущего периода. Если разница отрицательная, то есть, остаток резерва содержит уже излишние суммы, то они включаются в состав внереализационных доходов текущего периода.

Но в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.06.2014 № 4580/14 отражена иная позиция: если задолженность не участвовала в формировании резерва по сомнительным долгам, то при признании ее безнадежной она непосредственно учитывается в составе внереализационных расходов. Следование данной позиции позволяет налогоплательщику учитывать в расходах сумму безнадежной задолженности без уменьшения созданного резерва. Причем причины, по которой в отношении задолженности не формировался резерв, значения не имеют.

Согласно пункту 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными на основании пункта 6 статьи 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». С признанием такой задолженности безнадежной вынужден был согласиться Минфин (письма от 15.04.2022 № 03-03-06/2/21737, от 15.06.2022 № 03-03-06/2/37195).

Одновременно нужно не забывать о риске признания налоговой выгоды необоснованной, особенно, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговый орган может посчитать, что единственной деловой целью «бездействия» налогоплательщика являлась цель списания с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга (пункты 16, 49 статьи 270 НК РФ).

Резерв сомнительных долгов

То есть если срок погашения задолженности еще не наступил, но Вы по каким-то признакам (должник не выходит на связь и т.п.) полагаете, что долг так и не будет погашен (это и есть высокая степень вероятности), Вы обязаны создать резерв сомнительных долгов по такой задолженности.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет резерва, считаются убытками, приравниваемыми к внереализационным расходам.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию)признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности (3 года), а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В то же время Инструкцией по применению Плана счетов… предусмотрено, что присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

А п. 2 ПБУ 21/2008 установлено, что изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

  1. Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
  2. После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
  3. В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
  4. Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
  • если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
  • если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.
  • по истечению трех лет;
  • если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
  • в случае устранения и ликвидации контрагента;
  • под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.
Читайте также:  Документы Для Развода С Детьми Ч

Наличие сведений о резервах по сомнительным долгам в бухгалтерском учете необходимо для информирования пользователей отчетности об объеме таких долгов в составе дебиторской задолженности. Организации должны создавать резерв по всем долгам своих покупателей, по которым истекли сроки оплаты и отсутствуют гарантии. ИП вправе создавать или не создавать сомнительный резерв по своему усмотрению.

Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.

  • позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
  • не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
  • не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.

Резервы сомнительных долгов: бухгалтерский и налоговый учет

1. Если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.

Согласно бухгалтерской учетной политике организации резерв сомнительных долгов создается по результатам годовой инвентаризации на основании протокола инвентаризационной комиссии, утвержденного руководителем организации. В протоколе члены комиссии принимают решение о признании просроченной задолженности сомнительной.

Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

В бухгалтерском учете резервы сомнительных долгов являются оценочными резервами. Эти резервы формируются на конец отчетного периода с целью доведения стоимости активов, представленных в бухгалтерском балансе, до их текущей (реальной) стоимости. На суммы образованных резервов уменьшается отраженная в бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность.

Когда долг покупателя (заказчика) становится безнадежным, то он включается непосредственно в состав внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли. Если организация заранее сформировала под эту задолженность резерв, то безнадежный долг списывается за счет резерва.

О корректировке резерва по сомнительной задолженности в бухгалтерском учете

Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением в бухгалтерском учете (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»). Она определяется отдельно по каждому сомнительному долгу с учетом финансового положения (платежеспособности) должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга (п. 70 Приказа N 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Так, согласно одним разъяснениям задолженность признается безнадежной только при условии признания должника банкротом и исключения его из ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/1/559, УФНС России по г. Москве от 8 апреля 2008 г. N 20-12/034110). В более ранних разъяснениях указывалось, что достаточным основанием для списания долга является вступившее в законную силу определение суда о завершении конкурсного производства; дожидаться исключения должника из ЕГРЮЛ не нужно (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/139). Такую позицию разделяли и некоторые суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 21 февраля 2012 г. N А72-5678/2011, ФАС Московского округа от 20 января 2009 г. N КА-А40/12837-08-2).

При таких обстоятельствах нет оснований восстанавливать или как-то иначе корректировать созданный ранее резерв — задолженность продолжает оставаться сомнительной до момента изменения финансового состояния должника в лучшую сторону либо до момента ликвидации при процедуре банкротства (или окончания конкурсного производства). При этом организация должна на конец года подтвердить существование сомнительной задолженности, провести инвентаризацию задолженности и суммы резерва и к акту инвентаризации приложить документы, свидетельствующие о финансовом состоянии должника.

При отражении в учете информации об изменениях оценочных значений, в частности резерва по сомнительным долгам, следует применять нормы ПБУ 21/2008 (п. п. 1, 3 ПБУ 21/2008). Это ПБУ не предусматривает восстановления резерва на конец года. Согласно п. п. 2, 4 ПБУ 21/2008 корректировка суммы резерва по сомнительным долгам должна производиться в случае появления новой информации исходя из оценки существующего положения дел. То есть, если на конец года задолженность остается сомнительной, организация не относит на прочие доходы резерв по сомнительным долгам, а только корректирует его сумму в случае появления новой информации.

Организация № 1 в октябре 2022 года на основании приказа руководителя начислила в БУ (д 91.02 к 63) резерв по сомнительной задолженности. Задолженность образовалась в связи с переводом долга на организацию № 1 по договорам займа. Организация № 2, от которой поступил долг, реорганизована путем присоединения к другой. В отношении правопреемника должника начата процедура банкротства, но организация-должник еще не ликвидирована. Долг выплачен не будет однозначно.

Следует отметить, что при создании резерва по сомнительным долгам организация не должна учитывать те суммы дебиторской задолженности, которые возникли в период применения системы налогообложения, отличной от общей, например ЕНВД (письмо Минфина России от 21.12.2012 № 03-11-06/3/90).

Шаг 1. На последнее число отчетного (налогового) периода провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Результаты инвентаризации оформить актом по форме, разработанной организацией самостоятельно с учетом положений ст. 9 закона № 402-ФЗ, либо с использованием унифицированной формы ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

С 2022 года прямая норма НК РФ устанавливает включать в резерв только часть задолженности, которая не покрыта встречным долгом этого же контрагента. То есть если у компании есть встречное обязательство перед контрагентом-должником, то сомнительным долгом считается только та сумма, которая превышает величину этого обязательства. При этом уменьшение таких долгов на кредиторку хозсубъекта осуществляется начиная с первой по времени возникновения задолженности (п. 1 ст. 266 НК РФ).

  • если с момента возникновения сомнительного долга прошло более 90 дней, то задолженность в полной сумме (100%) включается в резерв,
  • если срок сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 дней (включительно), то в резерв отчисляется 50% от суммы долга,
  • если задолженность возникла менее 45 дней назад, то по ней резерв не создается.

Под сомнительным долгом понимается задолженность, возникшая при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не погашенная в предусмотренный договором срок и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией. То есть, если имеется залог или поручительство, то по такой задолженности нельзя создать резерв, даже если поручитель является банкротом (письма Минфина России от 10.07.2022 № 03-03-06/39756, от 14.01.2013 № 03-03-06/1/7).

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус