Что грозит за неаттестацию рабочих мест

Штраф за отсутствие СОУТ в 2022 году

Ранее действовавший федеральный закон от 28.12.2013 № 426‑ФЗ установил очередность проверки один раз в 5 лет. Закон № 503‑ФЗ от 30.12.2022 отменил плановые проверки, установил перечень причин для внеплановой процедуры. Внеплановая проверка проводится в течение 6 или 12 месяцев после наступления какого-либо из нижеперечисленных вариантов.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Законодательно прописанные в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за СОУТ в январе 2022, увеличены практически вдвое, чем при раннее действующей аттестации рабочих зон. Остается наедятся, что эти санкции заставят предприятия, регулярно нарушающие закон, задуматься, о том, что дешевле организовать СОУТ, чем попасть под штрафы из-за мошенничества.

Проверка совершается раз в пятилетку. Для этого создается специальная комиссия с участием лица, отвечающего за ОТ на предприятии, одного из членов профсоюза в лице работника и экспертов привлеченных из спец. организаций. Для проведения оценки составляется приказ или распоряжение. По итогам проверки заполняется декларация, которая отправляется в электронном виде в базу данных Минтруда.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2022 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2022 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2022года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2022г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

В конце декабря 2022г., подошел к концу срок специальной оценки условий труда. На основании закона РФ N 426-ФЗ от 28.12.2013 г., проверка обязательна для каждого работодателя. На исполнение правительство выделило 4 года. Будут ли штрафы за СОУТ после 1 января 2022 года для тех, кто не уложился вовремя? О том, что такое СОУТ поговорим в статье.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

В февральском номере мы рассказывали о том, какие новые обязанности появились у сотрудников кадровых подразделений в связи со вступлением в силу федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сегодня эксперт СРОО «Народная инспекция труда» Николай ОРЛОВ более подробно расскажет, чем грозит кадровику невыполнение обязанностей во время и после проведения спецоценки рабочих мест в 2022 году.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

Пока денежные взыскания и другие виды ответственности за несоблюдение правил проведения спецоценки налагаются преимущественно специалистами Государственной инспекции труда при проведении плановых и внеплановых проверок выполнения трудового законодательства. Однако Роструд уже предупредил работодателей о том, что в ближайшем будущем эта система начнет действовать автоматически.

  • невыполнение требования об обязательном информировании работников об условиях их труда;
  • отсутствие публикации сведений о результатах СОУТ на сайте организации;
  • непредоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные государственные органы;
  • другие проступки.

Проведение спецоценки условий труда обязательно для подавляющего большинства работодателей. Такое требование установлено федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Исключение составляют только те организации, которые сотрудничают исключительно с надомными или удаленными работниками: им проводить СОУТ не нужно. А вот для тех, кто нарушил правила ее выполнения или вовсе пренебрег этой обязанностью, действующим законодательством предусмотрены серьезные санкции.

Невыполнение правила о своевременном выполнении оценки повлечет за собой применение санкций, предусмотренных статьей 5.27.1 действующего КоАП РФ. Она предусматривает несколько видов наказаний, которые зависят от статуса виновника, а также от того, было ли такое нарушение допущено впервые или повторно. Итак, штраф за отсутствие специальной оценки условий труда составит:

    • для должностного лица, в обязанности которого входит организация спецоценки при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. В последнем случае штраф за отсутствие специальной оценки условий труда может быть заменен дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет;
    • для индивидуального предпринимателя при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. Штраф за непроведение СОУТ в случае повторения такого проступка может быть заменен остановкой работы предпринимателя на срок до 90 суток;
    • для компаний любых форм собственности при первичном нарушении – штраф от 60 до 80 тысяч рублей, при повторном – от 100 до 200 тысяч рублей. Вместо денежного взыскания при повторном выявлении проблемы наказание может иметь форму остановки работы на срок до 90 суток.
Читайте также:  Госпошлина на загранпаспорт

Непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения

Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

В настоящий момент контролирующие органы уже ужесточили процедуру надзора за выполнением этих требований: предприятия, у которых в ходе плановой или внеплановой проверки обнаруживаются нарушения при СОУТ или даже отсутствие спецоценки, штрафуют по всей строгости закона. А с 2022 года, информирует Роструд, избежать штрафа за непроведение специальной оценки условий труда, станет практически невозможно.

Поводом для наложения денежного штрафа за несоблюдение порядка организации СОУТ может стать любое невыполнение требований, установленных законодательством. Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям перед тем, как начинать работу в этом направлении, полезно ознакомиться с основными обязанностями, которые налагаются на работодателя в этом процессе. В их число входят:

При всем этом компания не вправе проводить специальную оценку самостоятельно: согласно 426-ФЗ она должна привлечь для этого специализированную организацию, внесенную в реестр Минтруда. Это означает, что работодателю необходимо со всей строгостью подойти к выбору исполнителя работ, чтобы найти ответственную и грамотную компанию с большим опытом, способную выполнить все требования действующего законодательства.

Кроме этого, работодателю желательно проконтролировать работу исполнителя в части передачи сведений об итогах спецоценки в Федеральную государственную систему учета. Дело в том, что в соответствии с 426-ФЗ в случае, если экспертная организация не выполнила эту обязанность, она автоматически переходит к работодателю.

  1. Для сотрудников, отвечающих за спец-оценку, – от 30 000 до 40 000 рублей, или отстранение от работы до 3-х лет.
  2. Для ИП – от 30 000 до 40 000 рублей, либо приостановка деятельности на период до 3-х месяцев.
  3. Для предприятий – от 100 000 до 200 000 рублей либо приостановка работы на период до 3-х месяцев.

Как отмечалось выше, положения в документе № 426-ФЗ по самой процедуре СОУТ не тронуты. Согласно новым правкам, в ч. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ дата выполнения спец-оценки, как и раньше, будет считаться с даты утверждения отчетности, то есть, с 2022 года СОУТ будет выполняться один раз в 5 лет, и алгоритм действий будет следующим:

Мероприятия по АРМ ранее выполнялись на основании законодательных норм, которые неоднократно изменялись, законами № 160-ФЗ от 23.06.2014, № 216-ФЗ от 13.07.2022, № 136-ФЗ от 01.05.2022, № 208-ФЗ от 19.07.2022 и № 553-ФЗ от 27.12.2022.

Не каждый руководитель предприятия знаком с процессом аттестации рабочих мест (АРМ). Данная процедура является не простым алгоритмом, обязательным для любого учреждения. Исключением являются ИП, не имеющие наемного персонала. Целью такой процедуры является проверка производственных условий труда на их соответствие гос. нормативам (ст. 209 ТК РФ).

  1. Предприятие, перед проведением спец-оценки, обязано быть зарегистрировано в системе федеральной информационной системе (ФГИС) для присвоения ведомством идентификационного кода. Без такого кода декларация о СОУТ не будет признана действительной.
  2. Начало подведения итогов СОУТ необходимо будет сдвинуть до появления данных об учреждении в ФГИС.

Отсутствие спецоценки в 2022 году: как избежать ответственности

  • законодательством предусмотрено проведение внепланового контроля (ст. 17 закона 426-ФЗ);
  • необходимо оценить наличие вредных и опасных факторов на вакантных местах (Письмо Минтруда от 14.03.2022 № 15-1/ООГ-1041);
  • организация создана менее года назад (сроки, когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ, в этом случае переносятся);
  • работодатель состоит в трудовых отношениях с надомниками и дистанционными сотрудниками (их рабочие места не оценивают) (ст. 3 закона 426-ФЗ);
  • работодателем выступает физическое лицо, не являющееся ИП, либо зарегистрированная религиозная организация (ст. 3 закона 426-ФЗ).

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2022. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2022 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Во всех остальных случаях компании обязаны провести анализ производственных факторов, определить класс опасности, решить вопросы со средствами защиты, доплатами за вредность, иными гарантиями. Тем, кто не успевает или отказывается этим заниматься, грозит административная ответственность за отсутствие СОУТ в 2022 г. — чаще всего это штраф, хотя есть и более «агрессивные» меры.

В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2022 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.

Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.

Какую ответственность несет работодатель за непроведение специальной оценки условий труда

С принятием закона о СОУТ и подзаконных нормативных актов, подготовленных к нему, как отмечают эксперты Минтруда, тенденция изменится в лучшую сторону. Из-за увеличения штрафных санкций, которые, теперь касаются не только работодателей, но и организаций и экспертов, проводящих спецоценку.

  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Если судить по действовавшей до принятия СОУТ ситуации, работодателям гораздо дешевле обходилось проведение АРМ, нежели выплаты штрафных санкций. На деле часто получалось, что беспокоиться они начинали и принимать какие-либо действия только после того, как в их дверь уже «постучались» инспекторы.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

Читайте также:  Изменение Пенсионного Возраста В Беларусии 01 01 2022

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Так вот, ответить мне на вопрос, а будет ли аттестация ОАО действительна в ООО в ФСС не смогли. Разъяснений нет! Что делать
если речь идет о реорганизации — то там правопреемство, будет действительна.
если будете ликвидировать ОАО, а ООО открывать заново — то нет, заново будете проводить.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 февраля 2012 г. N 113н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»:
3. Финансовому обеспечению в 2012 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы) подлежат расходы страхователя на:
а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

В прошлом (2011г.) порядок проведения аттестации поменяли, теперь ее проводят только независимые от работодателя субъекты да еще и аккредитованные для этого. Почему ГИТ раньше не .терроризировал предпринимателей по аттестации я могу три причины придумать:
1) Ответственность за отсутствие аттестации наступает по той же статье, что и за другие нарушения, тоесть если ГИТ уже нарыл нарушений ему все равно за что вкатывать штраф
2) Пока ЮЛ могло само ее проводить оно могло сварганить аттестацию задним числом, тоесть уже после начала проверки ГИТ.
3) О такой экзотной штуке не все инспекторы ГИТ в курсе.

Отсюда мы делаем вывод. Если трудовая функция работника связана с нахождением его в течение 100 % рабочего времени за компьютером, то соответствующее рабочее место не подлежит аттестации по условиям труда. Про письмо Минтруда РФ, из которого следует ровно обратное, можно благополучно забыть.

P. S. В блоге Сергея Халатова, который озаботился этой проблемой раньше меня, один из комментаторов высказал предположение, что противоречия, действительно, нет, ибо теоретически нормы об аттестации могут действовать следующим образом: если занятость работника за компьютером меньше 50 %, аттестация не нужна; если от 50 до 100 процентов, то нужна; если 100 % — не нужна. (Затем автор справедливо заметил, что как-то это странно.)

Да, но! пунктом 4 Порядка установлено, что он распространяется на все рабочие места, кроме «рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства». Обратите внимание: заняты на персональных ЭВМ и (или) эксплуатируют оргтехнику, а также бытовую технику, не используемую в производстве.

Толкование союза «и (или)» как логического «и» исключено. Это значит, что интересующий нас фрагмент должен читаться примерно так: если работник а) занят только на персональной ЭВМ (то есть занят на ней 100 % своего рабочего времени), или б) занят на персональной ЭВМ и эксплуатирует оргтехнику, а также бытовую технику, не используемую в производстве, или в) эксплуатирует оргтехнику, а также бытовую технику, не используемую в производстве, — то его рабочее место не подлежит аттестации по условиям труда.

Впоследствии Порядок был несколько изменён. Изменения внесло уже Министерство труда и социальной защиты России, своим Приказом от 12 декабря 2012 года № 590н. В новой редакции пункт выглядел более громоздким, но менее устрашающим. Далее приводится его фрагмент:

Рабочие места в офисе подлежат аттестации

Официально освобождены от аттестации рабочие места с компьютерами, копировально-множительной техникой, а также бытовой техникой, не используемой в технологическом процессе. Вроде как малый бизнес в большинстве освободился от необходимости аттестовать рабочие места.

Как известно, про аттестацию рабочих мест заговорили еще в 2011 году (Приказ Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 г. N 342н). Тогда был утвержден порядок проведения аттестации рабочих мест. Причем проводить ее были обязаны без исключения все организации. В феврале 2013 года законодатели смягчились и разрешили проводить аттестацию не всем работодателям, а только тем, у кого имеются «подозрительные» рабочие места. Деятельность сотрудника должна быть связана с работой машин, оборудования и прочей техники, с инструментами, с материалами и сырьем. В общем, с источниками, которые оказывают вредное воздействие на человека.

Аттестация рабочих мест поможет сократить налоговую нагрузку, т.к. по результатам аттестации рассчитываются льготы и компенсации сотрудникам, а они не облагаются налогами и взносами. У вас появится возможность законно включать в себестоимость продукции затраты на улучшение условия труда сотрудников: приобретение средств защиты, спецодежды, и т п. Вы сможете снизить коммунальные расходы, регулируя энергопотребление освещения, отопления и т д. Аттестация рабочих мест поможет значительно снизить ответственность руководителя при возникновении несчастного случая на работе. Вы сможете доказать, что обеспечили достаточно безопасные условия труда.

После проведения аттестации рабочих мест вы сможете получить скидку по взносам на травматизм до 40%. Ставка зависит от категории, к которой будет отнесена ваша компания по степени профессионального риска. Более того, вы можете провести аттестацию за счет средств ФСС. Как возместить затраты на аттестацию рабочих мест, вы узнаете в конце статьи.

  • заявление, составленное в свободной форме;
  • план финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма по форме, утвержденной Приказом N 580н;
  • копию приказа организации о проведении аттестации;
  • копию приказа организации о создании аттестационной комиссии;
  • копию договора с аттестующей организацией;
  • копию уведомления Минтруда о включении аттестующей организации в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Штрафы за отсутствие (непроведение) аттестации рабочих мест

  • для должностных лиц, допустивших вторичное нарушение правил СОУТ или ее невыполнение, — штраф 30-40 тыс. руб. Указанная мера может быть заменена дисквалификацией на период от 1 года до 3 лет;
  • для индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юрлица, — штраф 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен такой мерой как приостановка деятельности в административном порядке на период до 90 суток;
  • для организация — штраф размером 100-200 тыс. руб. Такое наказание также может быть заменено приостановкой работы на период до 90 суток.

Не обязательна спецоценка только для предприятий — ИП, без работников и с работниками, нанятыми по аутсорсингу, и для новых рабочих мест (напомним, что на их оценку дается 12 месяцев). Кроме того, в отношении рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные условия, подается только декларация в трудинспекцию. Соблюдая эти условия, можно наказаний избежать. Кроме того, не рекомендуется игнорировать предупреждения контролирующих органов, направленные в превентивном порядке.

ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке ч. Какой штраф за спецоценку рабочих мест , а, вернее за ее отсутствие, установлен действующим законодательством?

Читайте также:  Семена Обмену И Возврату Не Подлежит Статья Закона

Не исключено, что в году от проведения оценки могут освободить представителей малого и среднего бизнеса. Во всяком случае, подобный законопроект уже несколько раз вносился на рассмотрение в стены парламента. Однако пока оценка будет нужна для всех. Если же предприятие уже проходило аттестацию до года, то в в этом не будет необходимости. Все дело в том, что по уже упомянутому нами закону оценка предприятия проходит не чаще, чем 1 раз в пять лет.

С 2022 г. Минтруд начнет с помощью автоматизированных проверок выявлять предприятия, которые не провели специальную оценку. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с данными, которые есть во ФГИС. Кроме того, нарушителей будут выявлять при проверках в общем порядке – плановых или внеплановых.

Аттестация рабочих мест

Дополнительно хочется отметить, что при проведении АРМ по УТ привлекаемой для этой цели специализированной организацией, количество специалистов проводящих измерение и оценку вредных и опасных производственных факторов, а также травмобезопасности и обеспеченности СИЗ не может осуществляться одним человеком. Как правило в группу входит не менее трех человек.

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ) (пункт 2 приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007 г.).

Проведенная АРМ. Если в результате проведенной АРМ по УТ были выявлены рабочие места с вредными и опасными условиями, то работодатель должен провести мероприятия по улучшению условий труда на этих РМ. Для чего разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Как Вы думаете, можно ли отнести, к примеру, рабочее место бухгалтера и ведущего бухгалтера, находящихся в кабинете напротив друг друга к аналогичным? Верно, этого сделать невозможно. Даже если работники выполняют одинаковые функции, находятся в одной рабочей зоне, но у них разные должности, то об аналогии не может быть и речи.

Важно: если для работника занимаемая ставка равна одной или менее одной, то при СОУТ это приравнивается к одному рабочему месту. То есть, 0,5 ставки = 1 рабочее место; 0,2 ставки = 1 рабочее место; 2,25 ставки = 2 рабочих места (в данном примере подразумевается три рабочих места, но согласно правилу аналогии, СОУТ будет подлежать два рабочих места) и т.д.

Так, не проводят замеры естественной освещенности. Замерять же параметры микроклимата будут, если на рабочем месте имеется оборудование, являющееся источником тепла или холода. Оценку тяжести и напряженности труда так же будут проводить не у всех работников, как было раньше, а только у определенных категорий. Например, тяжесть будет оцениваться там, где труд связан с подъемом и перемещением грузов вручную, или работа производится в вынужденном положении: стоя или при перемещении в пространстве на расстояние более 5 км. Напряженность труда будет оцениваться на рабочих местах диспетчеров, операторов, водителей и т. п.

Компании не могут сами проводить аттестацию, в состав аттестационной комиссии должна входить специальная организация, которая получила аккредитацию и внесена в реестр, имеющих право проведения аттестации рабочих мест. Поэтому первое, что вам нужно будет сделать — это выбрать аттестующую организацию. Аттестующие организации можно посмотреть на сайте dogma.su. Перед заключением договора, проверьте наличие фирмы в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких идентичных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т.п.) на рабочем месте; сходный набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Не стоит перечислять по каким причинам внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, потому как полный перечень вы можете прочитать в ст. 17 ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Если появятся вопросы о необходимости или есть возможность обойтись без СОУТ, давайте обсудим в комментариях.

  1. Заблаговременно побеспокоиться о защите здоровья людей, направляя работодателя на создание более благоприятных условий для работы.
  2. Внедрить и проконтролировать внедрение комплекса мероприятий по снижению воздействия опасностей на организм человека работодателями.
  3. Стимулирует работодателей проводить СОУТ, компенсируя затраты через ФСС.
  4. Применяя дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный Фонд, обязывая работодателя выплачивать на льготную пенсию работникам. Даже если на данных рабочих местах нет по результатам спецоценки эта компенсация не определена, а его должность числится в Списках № 1 и № 2, ранний выход на пенсию по закону ему положен.
  5. Назначение прочих гарантий и компенсаций для работников, например, льготное питание, дополнительные дни к отпуску, сокращение рабочей недели и просто надбавка к заработной плате.
  6. Обеспечение работников вредных производств более эффективными СИЗ. Выдал работодатель то, что нужно, можешь снижать травматизм и профзаболевания.
  7. Ну и просто оценить реальное понимание того, в каких условиях трудятся работники, что из себя представляет само предприятие.

Но моя привычка делать все по-честному, не дала компании, проводящей СОУТ схалявить. К тому же, проведя “липовую” спецоценку вы рискуете, тем что работники могут выразить свои замечания в письменном виде и придет проводить спецоценку повторно. Так вот, лаборатория приехала, замеры были сделаны, рабочие места исследованы, оставалось ждать результата работы.

Опять же экономия, причем во многих компаниях она может быть существенной. Так вот в компании, которой я работаю, штатку «трясти» любили регулярно, пару – тройку раз в год. Ну не переделывать же каждый раз документы. Для этого готовится акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (желательно на каждую должность отдельный).

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус