Чем Полезна Государственная Поддержка

Содержание

Государственная поддержка

Государственная поддержка средств массовой информации — в РФ совокупность организационных, организационно технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения… … Финансовый словарь

Государственная поддержка АПК — осуществляется практически во всех странах, преследует цель иметь достаточно эффективный сектор производства сырья и продовольствия, социальную стабильность на селе и экономическую безопасность. Г.п. обычно идет по следующим направлениям:… … Словарь по экономической теории

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: на что рассчитывать предпринимателям

С 1 мая 2022 г. вступили в силу изменения, предусматривающие, что если заказчик проводит закупку с ограничением – только для МСП – то предельный срок расчетов с таким поставщиком не должен превышать 15 дней с даты подписания заказчиком акта приемки. Раньше такой срок составлял 30 дней с даты подписания заказчиком акта приемки.

Государственные структуры зарубежных стран стремятся обеспечить максимальную правовую защиту интересов малого и среднего бизнеса. Например, в США в структуре Администрации по делам малого бизнеса создан отдел адвокатуры. Его главу назначает Президент, а утверждает Конгресс. Глава подотчетен только им.

Государственная поддержка

Для реализации промышленно-технологических проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.

Анализ мер государственной поддержки АПК: мнение эксперта

По итогам Всероссийской сельхозпереписи с 2006 года произошло сокращение фермерских хозяйств на 110 тысяч. Прирост площадей, поголовья скота в фермерском секторе – это происходит в основном за счет крепких устоявшихся хозяйств. Мелкие фермы, не имеющие достаточного капитала для развития, уходят из бизнеса, а ведь этого можно был бы избежать при создании определенных условий. Мы бы тогда не теряли по 30 тысяч хозяйств в
год, а при создаваемых 20 тысячах новых предпринимателей, получили бы прирост в 50 тысяч семейных ферм в год – за 10 лет – это полмиллиона.

Уважаемые читатели! Предлагаем вам ознакомиться с очень интересным и информативным докладом Ольги Башмачниковой, вице-президента АККОР. Уверены, что вы найдете в нем очень много полезной информации для размышления и выводов.

Я начинающий бизнесмен

Найти список действующих программ и конкурсов на получение грантов можно на специальных порталах для малого и среднего предпринимательства — такой есть у каждого региона. Найти нужный вам можно с помощью Федерального портала малого и среднего предпринимательства (раздел «Поддержка в регионах»). На самом Федеральном портале вы можете посмотреть информацию по действующим конкурсам.

Массу полезной информации для предпринимателей, в том числе и о программах господдержки, можно найти на сайте Бизнес-навигатора МСП . Здесь же собраны контакты государственных и муниципальных организаций, которые поддерживают бизнес в интересующем вас регионе.

Государственная поддержка производства: кому, зачем и как получать

В целях информирования потенциальных получателей государственной поддержки рассмотрим, какие возможности предлагает действующее законодательство, а также какие существуют риски при использовании мер государственной поддержки.

Меры (формы) государственной поддержки разнообразны, выбор и применение той или иной меры зависит от масштабов производства (крупный, средний, малый бизнес), стадии развития производства (создание продукта, создание производства, расширение и модернизация), стадии производства новой продукции (внедрение новых продуктов, расширение производства, реализация инвестиционных проектов).

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: программы, виды субсидий и как получить

Освоение подходящей литературы, посещение всевозможных семинаров и курсов – важный этап подготовки себя в качестве будущего руководителя. Одним из наиболее действенных подходов к правильному открытию своего дела является общение с опытными предпринимателями.

  • Гранты – денежная сумма, выделяемая на открытие своего бизнеса новичкам;
  • Помощь в выплате кредитов на бизнес – компенсация части процентов в размере ставки рефинансирования. К примеру, вы оформили кредит под 19% годовых. Ставка ЦБ РФ – 9,75%. Итого, государство за вас выплатит 9,75%, а вам останется погасить заём под: 19 – 9, 75 = 9,25%;
  • Оплата лизинга. Выплачивается первый взнос до 30%, но не более 1 000 000 рублей;
  • Компенсация всех или частичных затрат на обучение персонала организации. Сюда включены всевозможные курсы повышения квалификации;
  • Помощь лицам, решившим заняться фермерством;
  • Поиск партнёров для заключения сделок с иностранными представителями. Государство таким способом поощряет экспорт производства;
  • Развитие инфраструктуры предпринимательства. Государство выделяет оборудование, материалы и прочее для наполнения центров развития бизнеса;
  • Удалённый учёт (аутсорсинг).

Публичное право и экономика

Учитывая широкий спектр форм государственной поддержки, становится понятно, что экономические интересы государства намного шире финансовых. Однако именно финансовая поддержка становится ведущей формой в последнее время.

  1. создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;
  2. компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.
Читайте также:  Таблица Финансирования Детских Пособий Сатка

Государственная поддержка предпринимательской деятельности

  1. Гранты для предпринимателей. Предоставляется зарегистрированным лицам в качестве СПД более 2 лет. Средства выдаются на конкурсной основе и составляют 60 000 рублей или 12 месячных пособий;
  2. Для приобретения основных средств. Госпрограмма, направленная на поддержку предпринимательства, позволяющая увеличивать количество рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет и т. д. Сумма поддержки доходит до 60 000 рублей;
  3. Субсидии на бизнес от центра занятости. Для открытия частного предпринимательства предлагаются субсидии в размере до 25 000 рублей;
  4. Компенсация кредитов, полученных на развитие среднего и малого бизнеса. Имущественная и финансовая поддержка предложенная Правительством России. После предоставления предпринимателем бизнес-плана и необходимых документов, принимается решение о покрытие части процентной ставки и выделения финансовой помощи;
  5. Финансовая поддержка социально незащищенным категориям населения. Для стабилизации и развития предпринимательства предоставляются субсидии в размере до 300 000 рублей;
  6. Обучение и стажировка за счет государственных средств.
  7. Бизнес-инкубаторы. Обучение ведения предпринимательской деятельности, помощь в составлении бизнес-плана для получения субсидии;
  8. Аутсорсинг.
  9. Содействие развитию инновационных технологий. Предоставляется для приобретения лицензионных прав, патента, покрытия затрат на продвижение нового продукта. Доходит до 60 000 рублей.
  1. Коррупция;
  2. Неэффективная кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика регионов;
  3. Повышенная налоговая ставка, бюрократизация надзорных органов;
  4. Высокий кредитный процент и усложненная кредитная система;
  5. Экономические проблемы — инфляция, рост цен;
  6. Высокие требования для получения поддержки от государства;
  7. Нестабильная законодательная база, несвоевременность публикации законов.

Государственная поддержка развития рынка органических товаров (Сикачева О

Ни для кого не секрет, что есть отрасли производства, развитие которых невозможно без государственной поддержки. Причиной, по которой государство идет на такие действия, является то значение, которое придается той или иной отрасли с точки зрения обеспечения интересов государства, а, значит, и населения. Подобную роль играет и сфера производства органических товаров. Органическое сельское хозяйство строится на гармонизации сельскохозяйственной деятельности человека с природными процессами, позволяя поддерживать природное равновесие и получать высококачественную продукцию. Оно позволяет обеспечить потребность населения страны в экологически чистых и безопасных продуктах питания, а также является средством обеспечения устойчивого развития России.
Меры государственной поддержки органического сельского хозяйства можно отнести к стимулирующим развитие конкуренции. Поддержка конкуренции на данном отраслевом товарном рынке является необходимым условием, чтобы предотвратить серьезные нарушения прав потребителей, нанесение вреда эффективности производства и т.д.
1. Участие государства возможно в нескольких основных направлениях.
Во-первых, это финансовая поддержка. Необходимость в ней вызвана несколькими причинами. Прежде всего, при принятии решения о переходе к органической системе земледелия необходима перестройка производства с химизированного сельского хозяйства на органическое, что занимает 2 — 3 года. В это время запрещена обработка земли химическими удобрениями, ускорителями роста и т.д., а, следовательно, количество урожая сокращается, при этом увеличивается необходимость в ручном труде. В переходный период продукция не может маркироваться как органическая, соответственно, увеличение стоимости такой продукции будет необоснованной мерой и вряд ли найдет положительный отклик у населения. Тогда особенно важными становятся источники внешнего финансирования. Кроме того, финансовая поддержка может понадобиться в качестве помощи для освоения новых современных технологий или продовольственных культур.
Разница в стоимости «обычных» продуктов питания и органических в России составляет от 50 до 650%. В то же время в мире реальная цена компенсируется за счет государственной поддержки, и тогда продукты становятся дороже только на 30 — 50% .
———————————
Коноваленко Л.Ю. Опыт производства органической продукции в России: Научный аналитический обзор. М.: Росинформагротех, 2022. С. 24.

К этой же категории можно отнести уменьшенные ставки по кредитам или льготные налоговые режимы, страхование рисков, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, получение грантов, а также возмещение части затрат на сертификацию продукции и др.
Меры поддержки, относящиеся к производству органической продукции, включают в себя предоставление земли и складских помещений на льготных условиях, субсидий на приобретение необходимого оборудования и высококачественного посадочного материала.
К мерам, способствующим организации сбыта на внешний и внутренний рынки, можно отнести развитие инфраструктурных элементов, как, например, транспортной сети, организацию ярмарок и выставок — все это способствует становлению и развитию рынка органических товаров.
Консультирование и информационная поддержка может оказать существенную помощь для тех, кто только решил выйти на рынок органических товаров, или кто нуждается в модернизации уже существующего производства.
Деятельность государства в области сотрудничества с другими странами и международными сообществами по вопросам снижения административных барьеров входа экспортируемых товаров на внешние рынки с определенной долей условности также можно рассматривать в качестве условия, способствующего развитию рынка органических товаров, увеличивающего конкурентоспособность отечественной продукции.
Еще одну классификацию можно провести в зависимости от того, являются ли меры государственной поддержки непосредственно направленными на становление рынка органических товаров или же косвенно способствующими его развитию.
Как можно увидеть, вариантов оказания поддержки сельскохозяйственным производителям может быть множество и рассмотреть их все в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому в первую очередь необходимо обратить внимание на меры государственной поддержки, характерные исключительно для рынка органических товаров.
2. На уровне государства не разработано единых для всех производителей органических товаров в России программ развития рынка, где закреплялись бы конкретные механизмы его государственной поддержки. Тем не менее в нормативно-правовых актах, закрепляющих основные направления государственной политики РФ, мы можем обнаружить особое внимание к производству органической сельскохозяйственной продукции.
Так, Стратегия национальной безопасности РФ до 2022 года, являющаяся основой для формирования и реализации государственной политики, указывает на сферы, в которых должны быть достигнуты высокие показатели состояния национальной безопасности и социально-экономического развития. Среди них: повышение качества жизни граждан, в том числе путем обеспечения продовольственной безопасности, экономический рост в результате модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды. Средствами обеспечения реализации стратегии являются: повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширение их доступа на рынки сбыта продукции, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств и др.
Основной тенденцией развития агропромышленного комплекса в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года значится активное развитие рынка органической продукции.
В качестве механизма обеспечения продовольственной безопасности граждан Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности» определяет необходимость развития технологии органического производства пищевых продуктов.
Таким образом, мы можем видеть, что разработка мер государственной поддержки является приоритетным направлением государственной политики, направленным на повышение качества жизни граждан, обеспечение их безопасными и экологически чистыми продуктами питания, а также повышение конкурентоспособности отечественных отраслей производства.
Но, к сожалению, законы в сфере поддержки органических производителей принимаются лишь на региональном уровне, и то не повсеместно.
К настоящему моменту в субъектах РФ приняты следующие нормативно-правовые акты: Закон Воронежской области от 30.12.2014 N 226-ОЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области», Закон Краснодарского края от 01.11.2013 N 2826-КЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае», разработана долгосрочная программа «Развитие органического земледелия, производства экологических продуктов питания и агротуризма в Краснодарском крае на 2013 — 2022 годы», Закон Ульяновской области от 05.07.2013 N 106-ЗО «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области», долгосрочная целевая программа «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011 — 2022 годы», утвержденная Постановлением Правительства области 29.08.2011 N 324-пп.
Законы Воронежской области и Краснодарского края идентичны по содержанию и предусматривают следующие направления государственной поддержки: реализация мероприятий государственных программ, информационное и методическое обеспечение, государственная поддержка страхования рисков, иные направления.
Программа развития органического земледелия Краснодарского края предусматривает субсидии производителям органической продукции, субсидирование затрат на приобретение посадочного материала, на прохождение экологической сертификации, проведение рекламных мероприятий, ярмарок, конкурсов и т.д.
Согласно закону Ульяновской области помимо предоставления субсидий из областного бюджета, возможны также налоговые льготы для производителей, информационная и методическая поддержка.
Программа Белгородской области более детально регулирует характер поддержки сельскохозяйственных производителей, предусматривая определенный объем финансирования, а также целевые показатели программы по площади посева тех или иных сельскохозяйственных культур.
Тем не менее, несмотря на декларирование необходимости поддержки производителей со стороны субъектов РФ, нет каких-либо систематизированных данных относительно того, осуществлялись ли в действительности какие-либо меры, и насколько их можно считать эффективными для развития рынка и обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров.
К сожалению, следует констатировать, что на этом специальные меры государственной поддержки, характерные исключительно для рынка органических товаров, заканчиваются. Остается надеяться, что законодатель и органы государственной власти обратят большее внимание на эту сферу производства, и результатом будет принятие и реализация федеральных программ, которые позволят обеспечить одновременный подъем и поддержку сельскохозяйственных производителей и создать благоприятные условия для формирования конкурентной среды как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
3. Что же касается косвенных мер государственной поддержки производителей органических товаров, то их гораздо больше.
Так, интересно обратить внимание на механизм государственной поддержки сельскохозяйственных производителей Дальнего Востока. В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2022 N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданам на безвозмездной основе может быть предоставлен земельный участок в размере не более 1 гектара. При этом возможно также получение грантов на развитие сельского хозяйства в дальневосточном регионе, например, грант по программе «Развитие крестьянского фермерского хозяйства», «Начинающий фермер», компенсация страховых взносов. Чукотский автономный округ предлагает также субсидирование части затрат на реализацию бизнес-плана в размере до 500 000 руб., субсидии в размере до 50% для приобретения необходимого оборудования и т.д. .
———————————
Меры поддержки граждан // На Дальний Восток.рф. 2022. http://надальнийвосток.рф/support-measure/category? >
Для нашей темы возможность на безвозмездной основе получить земельный участок для сельскохозяйственного производства имеет особое значение, поскольку земли, находящиеся на территории Дальневосточного федерального округа, в течение длительного времени не были подвержены загрязняющему воздействию от химизированных удобрений, ГМО и т.п., в связи с чем нет никаких препятствий к тому, чтобы с момента получения первого урожая сертифицировать свою продукцию как «органическую».
Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 N 264-ФЗ определены основные меры поддержки сельскохозяйственных производителей без учета особенностей ведения органического земледелия, среди которых: предоставление бюджетных средств, применение особых налоговых режимов, осуществление государственных закупок, антимонопольное регулирование, иные меры. Порядок реализации этих мер раскрывается в законах и подзаконных нормативных актах, регулирующих определенную сферу оказания поддержки.
Так, например, Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» устанавливает правовые основы оказания поддержки производителям в области страхования.
Для целей финансового обслуживания агропромышленного комплекса, реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей было создано ОАО «Россельхозбанк». В связи с этим в литературе даже высказывались опасения, что благодаря финансовой поддержке в агробизнес могут прийти субъекты, не заинтересованные в результатах своей деятельности .
———————————
Васюкова М.В. Опыт государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2006. Ч. 3. С. 28.

Читайте также:  В Течении Какого Срока После Возникновения Долга Описывают Имущество

Государственная поддержка малого бизнеса

Чаще всего за государственной поддержкой обращаются новички малого бизнеса, еще на периоде становления компании. Для них предусмотрены бесплатные финансовые и юридические консультации. Такой подход обеспечил возможность получения государственной поддержки многим начинающим бизнесменам.

Малый бизнес в России — одно из ведущих направлений деятельности различных гарантийных фондов — именно они предоставляют поручительство по кредитным, лизинговым и прочим договорам. Практически это выглядит так — гарантийные фонды имеют банки-партнеры, специализирующиеся на финансировании малого бизнеса. Сам фонд при этом является поручителем и частично выплачивает вместо предпринимателя процентную ставку по кредиту. Такой вариант сотрудничества наиболее востребован в сфере производства и торговли. Однако, спецификой подобных фондов является то, что он работает только на территории того региона, где он был создан, при этом финансируется он из муниципального бюджета. Так что для получения помощи необходимо обратиться в гарантийный фонд по месту регистрации вашей фирмы или ИП.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства

К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности;

Крайне неблагоприятные природно-климатические условия России не позволяют ей решать проблему транспорта и связи подобно индустриальным странам Запада. Отвлечение крупных ресурсов на решение проблем строительства, транспорта и связи не допускает копирования практики других стран в этой области для России. Здесь требуются новые решения. Малые предприятия, очевидно, должны объединяться в соответствующие территориальные ассоциации и решать свои проблемы совместно с органами власти. К причинам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, следует отнести и слабость государственного и общественного контроля над деятельностью малого бизнеса.

Государственная поддержка бизнеса

  • Субсидирование. Во-первых, такая форма помощи от государства направлена на тех, кто еще находится на стадии планирования открытия своего бизнеса. А во-вторых, на субсидии могут рассчитывать уже состоявшиеся предприниматели, которым необходимы инструменты для развития или модернизации производства.
  • Предоставление земельных участков и/или помещений. Государство предлагает начинающим бизнесменам их не бесплатно, а на более выгодных условиях аренды, нежели у частных лиц.
  • Консультирование. Такой способ ГПБ оказывается на бесплатной основе для обратившегося предпринимателя. Существуют определенные службы и некоммерческие структуры, куда бизнесмены могут обратиться по специфическим вопросам — бухгалтерским, юридическим, по вопросам занятости работников, и т.п.
  • ГПБ в виде обучения. Организуются на местном или федеральном уровне тренинги, конференции, семинары, которые будут полезны для начинающих бизнесменов. Также есть специальные обучающие курсы, где предпринимателю помогут с вопросами реализации бизнес-идеи.
  • Организация выставок и ярмарок. Для малого и среднего бизнеса предоставляются площадки для демонстрации, представления и рекламы собственной продукции, товара или услуг.
Читайте также:  Реновация В Спб Последние Новости Январь 2022

Для того чтобы бизнесмену можно было получить ГПБ в том или ином виде, сначала необходимо выполнить формальное условие — зарегистрировать свое предприятие в госреестре. Также необходимо представить требуемую документацию в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы в печати. Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства

Информационная поддержка малых и средних предпринимателей представляет собой создание федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях обеспечения следующей информацией: о реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; о количестве данных субъектов; об обороте товаров (работ, услуг), ими производимых; об их финансово-экономическом состоянии; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и информацией иного характера, также необходимой для развития указанных субъектов.

В связи с этим, государство активизировало свои попытки ввести новые механизмы кредитования субъектов, занятых в сельском хозяйстве, которые бы в равной степени удовлетворяли, как сельхозпроизводителей, так и кредитные организации. Для этого была разработана целая система нормативных правовых актов, кореллирующих между собой.

Государственная поддержка малого предпринимательства

Государственная поддержка АПК — осуществляется практически во всех странах, преследует цель иметь достаточно эффективный сектор производства сырья и продовольствия, социальную стабильность на селе и экономическую безопасность. Г.п. обычно идет по следующим направлениям:… … Словарь по экономической теории

Во-вторых, при использовании государственной поддержки выполнять установленные условия и требования по предоставлению отчетности, по достижению определенных показателей эффективности, например, при предоставлении субсидий на компенсацию части затрат предприятий на новое основное технологическое оборудование, на проведение НИОКР и пр. необходимо обеспечить соответствующий уровень рентабельности.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус