Банковское Право Как Институт Подотрасль Финансового Права

Банковское право как отрасль российского права

  1. банковское право — это подотрасль финансового права;
  2. банковское право носит межотраслевой характер;
  3. банковское право не является отдельной отраслью права;
  4. банковское право сегодня можно рассматривать в качестве самостоятельной отрасли права, носящей комплексный характер.
  1. принцип неприкосновенности частной собственности;
  2. принцип свободы банковской деятельности;
  3. принцип поощрения и запрещения монополизации;
  4. принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве;
  5. принцип паритета интересов всех субъектов банковского права;
  6. принцип двухуровнего построения банковской системы РФ;
  7. принцип экономического районирования при организационном построении ЦБ РФ;
  8. принцип независимости ЦБ РФ от других органов государственной власти РФ;
  9. принцип ответственности ЦБ РФ за осуществление законодательно закрепленных за ним функций;
  10. принцип монопольного осуществления ЦБ РФ эмиссии наличных денег и организации их обращения;
  11. принцип сочетания государственного управления банковской системой и ее самоуправления;
  12. принцип недопустимости вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в оперативную деятельность кредитных организаций;
  13. принцип исключительной правоспособности кредитных организаций;
  14. принцип сохранения банковской тайны.

Банковское право и его источники

6) Международные соглашения и договоры, касающиеся банковской сферы. Некоторые из действующих международных банковских обычаев унифицированы, собраны в сборники Парижской Международной торговой палатой (например, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993, Унифицированные правила по инкассо 1985 в редакции 1995 и др.)

В российской правовой науке нет единого мнения по поводу отраслевой принадлежности банковскому праву. Ряд авторов считают, что Банковское право – это самостоятельная отрасль российского права, которая регулирует правоотношения, носящие одновременно частноправовой и публично-правовой характер.

Банковский кредит как институт финансового права

Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Коммерческие банки предоставляют своим клиентам разнообразные виды кредитов, которые можно классифицировать по различным признакам, прежде всего по основным группам заемщиков: кредит хозяйству, населению, государству.

Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в нем находит конкретное выражение фактор времени.

Банковское Право Как Институт Подотрасль Финансового Права

Банковское право – это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между участниками банковской системы по поводу осуществления банковской деятельности.

6) Международные соглашения и договоры, касающиеся банковской сферы. Некоторые из действующих международных банковских обычаев унифицированы, собраны в сборники Парижской Международной торговой палатой (например, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993, Унифицированные правила по инкассо 1985 в редакции 1995 и др.)

Читайте также:  Замена паспорта по утере

Институты финансового права

  1. Бюджетная система, которая включает государственные (федеральный и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты. Это звено финансовой системы, занимающее центральное место. Концентрируемые в бюджетах фонды денежных средств используются для разрешения общих задач на конкретной территории. Средства бюджетной системы обычно формируются путем взимания налогов и иных платежей обязательного характера с физических и юридических лиц. Но так же используется привлечение средств и на основе возвратности посредством внутреннего или внешнего кредита.
  2. Внебюджетные целевые муниципальные (местные) и государственные денежные фонды, которые создаются соответственными исполнительными или представительными властными органами и МСУ. Они расходуются на конкретные цели в соответствии с собственным предназначением. К ним традиционно относят такие социальные фонды, как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости, которые формируются для исполнения требований законодательства.
  • Личное и имущественное страхование оказывает содействие в формировании страховых денежных фондов, которые направляются при возмещении материального ущерба, который был причинен юридическим и физическим лицам несчастными случаями, стихийными бедствиями и разнообразного рода иными событиями неблагоприятного характера. Средства этих фондов формируются из уплаты взносов физических и юридических лиц, которые вступили в отношения, касающиеся страхования. Но законодательным образом предусматриваются случаи страхования за счёт бюджета государства, здесь речь идет о военнослужащих, государственных служащих, работниках государственной налоговой службы и т.п., в связи с переходом к экономике рыночного типа страхование перестает быть государственной монополией. Наравне с государственными в данной сфере функционируют в образе предпринимательских негосударственные страховые организации, которые находятся под государственным надзором.
  • Кредит представляется совокупностью отношений меж кредитными учреждениями, государством, гражданами в отношении привлечения свободных средств юридических и физических лиц, государства, которые предоставляются для их разнообразного применения на условиях возвратности.
  • Система финансового права

    В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:

    • монопольного осуществления Банком России эмиссии на­личных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;
    • обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения рас­четов по поручению уполномоченных органов исполнитель­ной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;
    • осуществления валютного регулирования и валютного конт­роля;
    • осуществления надзора за деятельностью кредитных органи­заций и банковских групп.

    Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности:

    1. они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства — в сфере эмиссионной деятельности;
    2. эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на фе­деральном уровне.

    Банковское право и его место в системе финансового права

    Можно определить предмет банковского регулирования в узком смысле трактовки понятия, выделив те отношения, одним из субъектов которых является Центральный банк РФ. Такие отношения регулируются нормами финансового права и являются объектом изучения дисциплины «Финансовое право».

    Методы правового регулирования банковской деятельности – это метод властных предписаний, присущий ад­министративному и финансовому праву и проявляющийся в отношениях Банка России и кредитных организаций, и метод юридического равенства участников банковской деятельности, применяемый в гражданском праве и проявляющийся во взаимоотношениях кредитных организаций друг с другом. В определении метода банковского права лежит категория «банковская деятельность», под которой понимается деятельность, связанная с осуществ­лением банками и небанковскими кредитными организациями банков­ских операций и сделок.

    Подотрасли финансового права

    Эмиссионное право как подотрасль — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:

    Читайте также:  Социальная Выплата Ветеранам Труда Сахалинской Области

    Указы Президента РФ. Президент РФ – глава государства. В соответствии с этим издаваемые им нормативные правовые акты (указы) занимают следующее после законов место в иерархии нормативных правовых актов федерального законодательства. Юридическая сила указов такова, что, во-первых, они, как и законы, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, во-вторых, указы в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики и, в-третьих, в случае противоречия указа Конституции РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ Президента РФ может быть отменен. По сравнению с законами указы имеют преимущества относительно быстрой процедуры их принятия. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен. Поэтому, учитывая предмет регулирования, многие проекты указов подготавливаются Правительством РФ или соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Банковское право как подотрасль финансового права (проблемные вопросы)

    Банковские операции отражают банковской деятельности, и по сути являются сделки, которые по своей правовой природе направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Они составляют предмет деятельности банков. Например, прием вкладов (депозитов) от юридических и физических лиц. Банковские услуги (операции) регулируются нормами закона и осуществляются на основании банковской лицензии (ст. 47 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»).

    Метод правового регулирования банковской деятельности несколько неоднородной. С одной стороны, используется метод властных предписаний, присущий административному праву, то есть интересы государства представляют органы, наделенные ею властными полномочиями (в данных отношениях, прежде всего, это — НБУ). Существуют также властные отношения между НБУ и коммерческими банками. С другой стороны, отношения банков с клиентурой базируются на юридическом равенстве сторон, то есть применяется гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.

    Юридическая консультация

    4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до 1 года, атакже на открытие ею филиалов на срок до 1 года;

    Кредитные организации привлекают денежные средства под определенный процент от юридических и физических лиц и выдают их тем, кто согласен взять их на определенный срок, а затем вернуть с процентами. Проценты – это плата за кредит. Разница в процентах по привлеченным денежным средствам и по процентам кредита – это и есть доход кредитной организации. Поэтому банковский кредит всегда платный. И этим банковский кредит отличается от безвозмездного предоставления денежных средств на определенный срок.

    Элементы системы финансового права

    В Особенную часть финансового права входят следующие правовые общнос­ти: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государ­ственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципаль­ный кредит; обязательное государственное страхование; орга­низация денежного обращения и расчетов; валютное регулиро­вание и валютный контроль.

    Бюджет — это доходы и расходы государства, поэтому естест­венно, что самостоятельный раздел финансового права — государ­ственные доходы, где основные нормы — это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важ­нейшую подотрасль финансового права. К доходам государства от­носятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.

    Банковское право в системе финансового права

    Президент России как важнейший субъект в управлении банковской системой, будучи главой государства, руководит всеми вопросами экономического, в том числе кредитно-финансового, характера, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Президент представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Банка России и ставит вопрос об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции Российской Федерации); он направляет трех человек в Национальный банковский совет; с ним согласовываются и кандидатуры членов Совета директоров Банка России. В связи с этим Центральный банк обязан обеспечить Президента Российской Федерации всей необходимой информацией о состоянии и функционировании банковской системы.

    Читайте также:  Как высчитываются декретные в 2022 году

    Процесс организации обеспечения регулирования, равно как и собственно регулирования банковской деятельности, представляет собой регулирование общественных отношений нормативным способом, а именно: ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» гласит, что правовое регулирование таких общественных отношений, как банковская деятельность, осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (включая Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), а также нормативными актами Банка России. То есть законодатель предоставляет определенную группу регулятивных нормативных актов для банковских отношений.

    Тема: Банковское право как отрасль права

    Под методом правового регулирования в теории права обычно понимается совокупность способов и средств правового регулирования, которые обусловлены закономерностями предмета правового регулирования и применяются в определенной отрасли права. Здесь существенными являются три элемента, из которых складывается метод правового регулирования:

    В советской науке банковское право рассматривалось как часть финансового права, считаясь его особой подотраслью. Традиция рассматривать банковское право как подотрасль финансового права сохранилась и в настоящее время.

    Банковское Право Как Институт Подотрасль Финансового Права

    Финансовое право, конечно, взаимодействует с другими отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, отношения внутренних финансов предприятий, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, отношения товарно-денежные регулируются соответственно нормами гражданского и предпринимательского права.

    В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках: и банковской деятельности» в редакции Федерального закона от 03 февраля 1996 № 17-ФЗ, содержащей перечень банковских операций и других сделок кредитных организаций, все банковские операции и другие сделки могут осуществляться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии Банка России.

    Система финансового права

    В то же время нормы финансового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т.д. В основе такого деления лежат прежде всего разнообразие и специфика финансовых отношений. Поэтому финансовое право подразделяется на две части – Общую и Особенную.

    Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена.

    Финансовое право: система и структура

    Общественные отношения в области государственного и муниципального кредита характеризуются разноплановостью. Государство и муниципальное образование способны играть роль дебитора, гаранта, а также кредитора; кредиты бывают внутренними и внешними; реализуемыми опосредованно либо непосредственно с помощью выпуска государственных ценных бумаг.

    • В качестве отношений, реализация которых тесно связана с накоплением, распределением и применением фондов денежных средств, которые представлены строго материально (с разделением данных фондов на децентрализованные и централизованные).
    • В качестве отношений, которые опосредуют данные процессы.
    Елена - Дежурный юрист
    Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
    Оцените автора
    Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус