Франкское Государство Когда Образовалось

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Франкское государство — первое крупное политическое объединение в Европе раннего средневековья; существовало в конце 5 – середине 9 вв. В период наибольшего расширения охватывало всю Западную и часть Центральной Европы. Исходным моментом в образовании Ф. г. было … Большая советская энциклопедия

Франкское государство — возникло в конце V в. на части территории бывшей Западной Римской империи при завоевании Галлии франками во главе с Хлодвигом I; включило в результате завоеваний Карла Великого почти всю Западную и часть Центральной Европы. Во Франкском… … Энциклопедический словарь

Образование Франкского государства Править

В исторических памятниках имя франков появилось начиная с III века, причём римские писатели называли франками многие германские племена, носившие различные наименования. По-видимому, франки представляли новое, очень обширное племенное объединение, включившее в свой состав ряд германских племён, слившихся или смешавшихся во время переселений. Франки распадались на две большие ветви — приморских, или салических, франков (от латинского слова «salum», что значит море), живших у устья Рейна, и прибрежных, или рипуарских, франков (от латинского слова «ripa», что значит берег), живших южнее по берегам Рейна и Мааса. Франки неоднократно переправлялись через Рейн, совершая набеги на римские владения в Галлии или оседая там на положении союзников Рима.

Исходным моментом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 салическими франками во главе с Хлодвиг I последних римских владений в Галлии. В ходе многолетних войн франки во главе с Хлодвигом завоевали также большую часть владений алеманнов на Рейне (496), земли вестготов в Аквитании(507) и франков, живших по среднему течению Рейна. В 496 году Хлодвиг крестился, приняв христианство вместе с 3 тысячам своих дружинников. Крещение было искусным политическим ходом со стороны Хлодвига. Он крестился по обряду, принятому западной (римской) церковью. При сыновьях Хлодвига было нанесено поражение королю бургундов Годомару (534), а его королевство включено во Франкское государство. В 536 остготский король Витигис отказался от Прованса в пользу франков. В 30-е гг. VI векабыли также завоёваны приальпийские владения алеманнов и земли тюрингов между Везером и Эльбой, а в 50-е гг. — земли баваров на Дунае.

Когда образовалось государство у французов

В 486 году Галлия была завоёвана франками под предводительством Хлодвига. Тем самым было установлено Франкское государство, а Хлодвиг стал первым королём династии Меровингов. В VII веке власть короля существенно ослабла, а реальной силой в государстве обладали майордомы, одному из которых, Карлу Мартеллу, удалось в 732 году в битве при Пуатье разбить арабское войско и предотвратить завоевание арабами Западной Европы. Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий, стал первым королём династии Каролингов, а при сыне Пипина, Карле Великом, франкское государство достигло наивысшего расцвета за всю историю и занимало большую часть территории нынешней Западной и Южной Европы. После смерти сына Карла Великого — Людовика Благочестивого — его империя была поделена на три части. В 843 году по Верденскому договору было образовано Западно-Франкское королевство во главе с Карлом Лысым. Оно занимало приблизительно территорию современной Франции; в X веке страна стала называться Францией.

Впоследствии центральная власть существенно ослабла. В IX веке Франция регулярно подвергалась набегам викингов, в 886 году последние осаждали Париж. В 911 году викинги основали герцогство Нормандия на севере Франции. К концу X века страна была практически полностью раздроблена, а короли не имели реальной власти за пределами своих феодальных владений (Париж и Орлеан) . Династия Каролингов в 987 году сменилась династией Капетингов, по имени первого её короля Гуго Капета. Правление Капетингов примечательно крестовыми походами, религиозными войнами в самой Франции (сначала в 1170 году движение вальденсов, а в 1209—1229 — Альбигойские войны) , созывом парламента — Генеральных штатов — впервые в 1302 году, а также Авиньонским пленением пап, когда папа Римский был арестован в 1303 году королём Филиппом IV Красивым, и папы вынуждены были оставаться в Авиньоне до 1378 года. В 1328 году Капетингов сменила боковая ветвь династии, известная как династия Валуа. В 1337 году началась Столетняя война с Англией, в которой сначала успех сопутствовал англичанам, сумевшим захватить существенную часть территории Франции, но в конце концов, особенно после появления Жанны д’Арк, в войне наступил перелом, и в 1453 году англичане капитулировали.

Франкское Государство Когда Образовалось

Ко времени образования государства у франков еще сохранялась сельская община — марка. Центральной фигурой франкского общества был полноправный член общины, пользовавшийся общинной землей и еще не склонивший головы перед знатью, крупными землевладельцами. Значительную прослойку франкского общества составляло покоренное население. Имелись у франков и рабы. Но их было сравнительно немного, а рабство носило патриархальный характер и как экономический уклад довольно скоро изжило себя.

У франков складывается дворцово-вотчинная система управления, представлявшая собой наиболее раннюю и простую форму организации аппарата управления. Несение государственной службы не было строго отграничено от оказания услуг лично королю — его слуги были одновременно и важнейшими должностными лицами в государстве. Не было у франков и точного разграничения компетенции между должностными лицами — военные, судебные, фискальные обязанности выполнялись одними и теми же лицами королевской администрации. Связь центральных органов с территориями не была достаточно прочной. Вознаграждение за службу осуществлялось посредством предоставления земель и феодальных прав (в том числе и права собирать в свою пользу налоги с населения).

Франкское Государство Когда Образовалось

Последние короли из династии Меровингов потеряли всякую реальную власть, сохранив только титул. Их пренебрежительно называли ленивыми королями. Фактически власть перешла к майордомам, которые распоряжались сбором налогов, королевским имуществом и командовали войском. Имея реальную власть, майордомы распоряжались королевским престолом, возводили и смещали королей.

Крупные землевладельцы располагали всей полнотой власти над своими рабами и зависимыми общинниками. Магнаты сами создавали судебно-административный аппарата и заводили собственные военные дружины. Знать не желала повиноваться кролю и делиться с ним собираемой с населения рентой, часто поднимала против короля восстановления. Королевская власть не могла справиться с магнатами и шла им на уступки. Королевские земли были розданы или расхищены знатью, в государстве не прекращались смуты.

Возникновение государства у франков

Охватывая территорию почти всей Западной Европы, оно казалось несокрушимым и незыблемым; противника, равного ему по силам, не было. Однако уже тогда оно несло в себе элементы приближающегося упадка. Созданное путем завоеваний, оно представляло собой конгломерат народностей, ничем, кроме военной силы, не связанных. Сломив на время массовое сопротивление порабощенного крестьянства, франкские феодалы утратили былую заинтересованность в едином государстве. В этот период экономика франкского общества носила натуральный характер. Соответственно не было прочных, стабильных хозяйственных связей между отдельными районами. Отсутствовали какие-либо другие факторы, способные сдержать раздробление страны. Франкское государство завершало свой путь развития от раннефеодальной монархии к государственности периода феодальной раздробленности.

В конце V в. н.э. в результате завоевания германскими племенами франков территории Галлии на большей части территории Франции образуется ранняя монархия, государство франков. Ранняя монархия франков, закономерный этап развития государственности Франции.

Франкское государство

Во главе отдельных областей Франкского государства стояли самостоятельные короли из династии Меровингов, которые стремились захватить владения друг друга, что приводило к длительным междоусобным войнам, закончившимся только после того, как на престоле в Нейстрии и Бургундии, а затем и Австразии укрепился единый король Хлотарь II (613 — 629). Во времена смут упрочили свои позиции магнаты, захватившие земли и начавшие подчинять своей власти население.

Прежде королевские дружинники получали готовое содержание или кормление. Дружинной знати раздавались также земли в полную собственность. Это привело к тому, что значительная часть королевских земель оказалась в руках феодалов. Карл Мартелл жаловал землю только на время жизни получателя (зависимым по условиям владения), приносил клятву в верности и исполнении положенной службы; Пожаловавший бенефиций являлся сеньором (старшим, господином) и сохранял право верховной собственности на пожалованную землю, мог ее отнять в случае нарушения вассалом его долга. Поскольку государственная земля была уже ранее роздана в собственность знати, дружинникам и церкви, Карл Мартелл наделял бенефициями за счет церковных земель (секуляризация церковного землевладения). Духовенство вынуждено было согласиться на эту меру.

Франкское государство

Наибольшей силы Франкское государство достигло при сыне Пипина Карле Великом (правил в 768–814). Вновь победив лангобардов, Карл Великий присоединил их владения в Италии к Франскому государству (774), завоевал земли саксов (772–804), отвоевал у арабов область между Пиренеями и р. Эбро (785–811). Продолжая политику союза с папством, Карл добился от папы Льва III коронования императором (800), что представляло попытку восстановить Западно-Римскую империю и укрепить власть Карла Великого над многоплемённым населением Франского государства. Успехи первых Каролингов во многом объяснялись тем, что их выход на политическую арену совпал со временем, когда основная часть знати нуждалась в политической консолидации для подчинения свободного населения.

В Нейстрии происходило интенсивное слияние франкского и галло-римского населения; на базе латыни здесь формировались романские диалекты. Христианство наиболее широко было распространено на юге, а на севере — лишь в городах. Крестьянство северных областей Франкского государства христианизировалось в VII—VIII веках, а восточных — в VIII—IX веках. Франкские короли сохранили привилегии католической церкви, которыми она пользовалась с позднеримских времени (освобождение от налогов, признание церковной юрисдикции над клириками и др.), и предоставили новые. Благодаря королевским пожалованиям быстро росло церковное землевладение.

Возникновение государства у франков

В завоёванной стране франки расселились соседскими общинами. Они поделили часть земель римских рабовладельцев, а также расчистили и распахали пустующие земли. Простым воинам достались небольшие участки. Зато Хлодвиг захватил огромные земельные владения. Он щедро раздавал земли своим дружинникам и приближённым. Знатные франки становились крупными землевладельцами.

Читайте также:  Статья 18б Водительские Права

После завоевания Галлии Хлодвиг перестал созывать народное собрание. Важные решения он принимал, советуясь только со знатными людьми. Простым франкам лишь сообщали о распоряжениях короля на военных смотрах, проводившихся весной каждого года.

Франкское Государство Когда Образовалось

Крупная земельная собственность существовала еще до завоевания Галлии. Король, присвоив себе земли римского фиска и неподеленные общинные владения, раздавал их в собственность своим приближенным и церкви. Но рост крупного землевладения происходит в основном за счет присвоения земель обедневших общественников.

В общественном строе франков большую роль играли еще родовые связи. Свободный франк был челном рода, пользовался его покровительством и нес ответственность за членов рода. Обвиняемый отвечал за преступления не перед государством, а перед пострадавшим и его родственниками. За убийство члена чужого рода несли материальную ответственность все родственники убийцы до третьего поколения родства по отцовской и материнской линии. С другой стороны, член рода имел право на получение доли виры за убийство родича и участия в наследовании имущества умерших родственников. Движимое имущество наследовалось мужчинами и женщинами, земля ― только мужчинами.

Франкская империя (Франкское государство)

В начале 490-х гг. Хлодвиг женился на Хродехильде, которая была дочерью короля Бургундии. Жена оказывала огромное влияние на поступки короля Франкии. Основной своей задачей Хродехильда считала распространение христианства в королевстве. На этой почве между ней и королем постоянно происходили споры. Дети Хродехильды и Хлодвига были крещены, но сам король оставался убеждённым язычником. Впрочем, он понимал, что крещение франков укрепит престиж королевства на международной арене. Приближение войны с аламаннами заставило Хлодвига в корне изменить свои взгляды. После битвы при Тольбиаке в 496 году, в которой франки одержали победу над аламаннами, Хлодвиг принял решение обратиться в христианство. В то время в Западной Европе помимо классического западно-римского варианта христианства господствовала и арианская ересь. Хлодвиг разумно остановил свой выбор на первом вероучении.

Управление государством после смерти Пипина перешло к двум его сыновьям Карлу и Карломану, который вскоре умер. Вся власть сосредоточилась в руках старшего сына Пипина Короткого. Новый правитель получил замечательное для своего времени образование, отлично знал Библию, занимался несколькими видами спорта, прекрасно разбирался в политике, владел классической и народной латынью, а также родным германским языком. Карл всю свою жизнь обучался, поскольку от природы был любознательным. Это увлечение привело к тому, что государь основал систему образовательных учреждений по всей стране. Так население стало постепенно учиться читать, считать, писать и изучать науки.

Курсовая работа: История Франкского государства

В отечественной и зарубежной медиевистике сложилось устойчивое представление о преемственном характере политических институтов Меровингского периода с позднеантичными политическими институтами. Однако, как писал Жак Ле Гофф: «несмотря на стремление воспользоваться римским политическим и административным наследием, франки так и не прониклись государственным духом» [9, с. 48]. А их королевская власть признается сугубо германским явлением. Подобной точки зрения придерживались Р. Бухнер, Ф. Лот, Г. Фурнье, Б. Ф.Поршнев и А. И. Неусыхин. В данной главе мы постараемся рассмотреть развитие королевской власти и административных органов в государстве Меровингов. Теперь обратимся непосредственно к существованию королевской власти. Григорий Турский использует работу «История» Сульпиция Александра и недошедший до нас труд Рената Фригерида. Проводя анализ данных вышеупомянутых авторов, Григорий Турский пытается показать существование единой королевской власти при наличии многочисленных царьков и вождей у франков и, возможно определить имя первого в династии Меровингов. Но Турский критически замечает, что ни Сульпиций Александр, ни Фригерид не различают до конца понятий «король», «вождь»,«царек». Обратимся к тексту. Григорий Турский пишет: «многие не знают, кто был первым королем у франков. Хотя о них многое рассказывается в истории Сульпиция Александра, однако, он вовсе не называет первого их короля, он говорит, что у них были вожди» [13, с. 34]. Однако, автор не уточняет какие обязанности были на них возложены, являлись ли они главами франков в военный и в мирный период. Далее описывая захват франками германских земель Григорий Турский подмечает у Сульпиция «франки в то время когда их королями были Генобавт, Маркомер и Суннон, устремились в Германию.» Таким образом, мы видим наличие у франков трех королей, которые выполняют функцию военных вождей. Не ясным остается следующее: во-первых, почему франками руководят одновременно три короля; во-вторых, каких франков здесь имеют в виду — салических или рипуарских; в-третьих, точно ли здесь употребляется термин король или следует говорить о вождях. Но далее встречаем эпизод взаимодействия императора Валентиана с вышеобозначенными королями. Здесь автор называет их царственными особами. Это можно рассматривать двояко: либо Маркомер и Суннон были потомками «королевского рода», либо идет умышленное возвеличивание их из-за «бедственного положения императора Валентиана». Григорий Турский так же замечает: « когда Сульпиций называет их царственными особами, мы не знаем, были ли они королями или они были вместо королей» [13, с. 36]. Здесь очень интересной является последняя фраза «или они были вместо королей». Видим, что Григорий, будучи епископом, пришедшим из Рима, сопоставляет королевскую, царскую власть с той, что была в Риме. Допускает замещение королевской власти, хотя не указывает, кем именно могло осуществляться подобное замещение. Интересен факт существования у франков единой власти короля. «Сульпиций не говорит о вождях и царьках, а ясно указывает, что у франков был король, не упоминая, однако, его имени» [13, с. 38]. Этот фрагмент необходимо рассматривать, как попытку определить первого из рода Меровингов и найти отправную точку начала правления династии во времени. В тоже время важно подчеркнуть, что клановый характер власти сохранялся на всем протяжении правления Меровингов и формально титул короля носили большинство мужских отпрысков династии. Из рассказа Григория Турского можно заключить, что Меровингская династия появилась в IV веке. Он упоминает три имени из рода Меровингов: Рахимер, его сын Теодомер (Теодомер, король франков, сын Рахимера и мать его Асцила) и Хлогион. Фредегар выстраивает цепочку дальше — в своей «Хронике» называет Хлогиона сыном Теодомера [16,с. 32-33]. А в «Книге истории франков» (VIII в.) неизвестного автора автор называет Фарамонда, якобы стоявшего во главе Меровингской династии. Здесь явно прослеживается преемственность королей не просто из одного рода, а по ближайшей кровной линии. В некоторых случаях мы можем наблюдать узурпацию власти, т.е. отход от выборной системы королей. Подтверждением тому, служит эпизод о сражении с Атиллой (451г.), в котором участвовали Аэций — римский полководец, король готов Теодор со своим сыном Торисмондом и многие другие, и событиях случившихся после битвы. «Пал король готов Теодор. Аэций сказал Торисмонду: «скорей возвращайся в свою страну, чтобы из-за происков брата ты не лишился отцовского королевства. Услышав это, Торисмонд быстро отправился в путь, чтобы своим приездом опередить брата и раньше его захватить трон отца. Подобной же хитростью Аэций удалил короля франков» [13, с. 41]. Таким образом, мы явно видим, что в данном отрывке речь идет об узурпации власти, хотя можно предположить, что стремление скорее вернуться во владения отца связано со стремлением получить поддержку со стороны тех, кто участвует в выборе короля раньше другого претендента. Другой стороной королевской власти является ее неустойчивое положение. В любой момент короля могли сместить. Так получилось при Хильдерике (457-485 гг.). «Тогда королем франков был Хлогион. Говорят, что из этого же рода происходил и король Меровей, у которого был сын Хильдерик» [13, с. 43]. Вновь наблюдаем преемственность королевской власти – от отца к сыну. «Когда Хильдерик был королем над франками, он отличался чрезмерной распущенностью. Это вызвало ярость франков, и они лишили его королевской власти» [13, с. 44]. При этом Турский не уточняет, участвовал ли в этом весь народ, или этим занимался какой-либо специальный орган. Далее «прогнав Хильдерика, единодушно признали своим королем Эгидия, магистра армии, посланного в Галлию Римской империей» [13, с. 44].Здесь важны два момента: во-первых, избранный король не принадлежал франкскому знатному роду, а являлся иноплеменником; во-вторых, вновь не уточняется кто именно участвовал в его избрании (народное собрание, совет старейшин или какой-либо иной орган). Однако, некоторое время спустя, Хильдерик будет возвращен на престол. Значит франки вновь смещают своего короля и возвращают «старого». А затем начинается качественно новый этап в существовании королевской власти у франков. Это связывают с правлением Хлодвига. И снова мы наблюдаем переход власти от отца к сыну. Но здесь необходимо отметить, что это все- таки носило не наследственный принцип, а выборный, поскольку далее по тексту находим замечание автора «и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов» [13, с. 51]. Хотя уже явно прослеживается первенство одного рода. Но это в одном племени франков. Не существовало еще единого государства или тондема, т.к. автор пишет о войне против римского короля Сиагрия и называет имя еще одного франкского короля, уточняя родственные узы между франкскими королями. Однако, не ясно были ли они кровными родственниками или состояли в родстве «по браку». С правления Хлодвига, который, кстати не был единственным королем салических франков начинается эпоха завоевания Галлии и консолидации в руках короля земель бывшего императорского фиска. Не случайно параллельно с завоеваниями Хлодвиг устраняет и своих многочисленных родственников – других королей салических франков, стремясь оставить власть только за собственными сыновьями. Хлодвиг сумел добиться покорности и от франков рипуарских, попутно вынудив платить дань алламанов. Говоря о событиях конца V – начала VI вв., очень важно отметить изменение статуса короля. Если раньше его могли назвать вождем и т.д., не употребляя при этом никаких эпитетов, то теперь встречаем в тексте: «милосерднейший король, вот я твой покорный слуга, о король, если бы твое славное высочество» [13, с. 53]. Необходимо также сказать о росте благосостояния Хлодвига в отличие от других франкских королей. Этот факт связан с завоевательной политикой и обложением данью покоренных земель. В этом моменте велика роль принятия христианства Хлодвигом и дружиной, а затем и всего франкского королевства. Далее следует обратиться к законодательной базе. Необходимо заметить, что это было прямым влиянием римской традиции. Григорий Турский упоминает существование некого документа, когда пишет «по королевскому эдикту». Таким образом, мы видим зарождающееся юридически оформленное право, в котором инициатива принадлежит королю. У короля в подчинении находился ряд лиц, которые осуществляли власть на местах. В Салической правде находим: «если кто коварством или силою отобьет у графа, если же граф, приглашенный по упомянутому делу, осмелится взять что-нибудь сверх законного и справедливого долга, пусть или выкупится, или заплатит жизнью» [19]. Мы видим, что граф отвечает за свои поступки перед королем по закону. Неизвестно кто именно назначался, получал титул графа. Но можно предположить, что это был потомок какого-либо знатного рода или дружинник, приближенный к королю, подобный тем, которые были описаны Тацитом. Мы вновь встречаем упоминание графа, когда речь идет о процедуре исполнения судебного решения. В данном случае это конфискация имущества. «Если кто противозаконно пригласит графа отправиться для конфискации чужой вещи; без предварительного вызова должника на суд.» [19]. Но здесь очень важной является поправка о предварительном вызове на суд. Законодательно устанавливаются рамки полномочий графа ,за которые он не может переступить (либо будет наказан). В тексте встречается словосочетание «кто лишит жизни королевского сотрапезника» [19], т.е. человека находившегося при короле во время трапезы. Можно провести параллель с Тацитом. «По большей части на пиршествах они толкуют.»[19]. Этими людьми могли быть лишь дружинники, воины, всюду сопровождавшие короля. При этом их жизнь оценивается в сто солидов, а графа – в шестьсот [19]. Возможно, это положение зависит от знатности рода графа и в «безродности» сотрапезника. Кроме сотрапезников и графов в тексте упоминаются тунгин и центенарий, которые ведают созывом и ведением судебного заседания. «Если убитый состоял на королевской службе, тунгин или центенарий пусть назначат судебное собрание» [19]. В судебном процессе им принадлежит организационная роль. Кроме вышеперечисленных лиц в тексте встречается упоминание «12 соприсяжников»[19], которые принимали решения по делу и следили за судопроизводством. В государстве Меровингов есть титулы сацебарона и вице-графа. «Если кто убьет сацебарона или вице-графа — королевского раба, присуждается к уплате 300 сол.»[19]. Здесь необходимо обратить внимание на следующее: во-первых, Григорий Турский называет их королевскими рабами, т.е. находящимися в зависимости у короля, во-вторых, судя по размеру штрафа, они находятся ниже графа, но выше сотрапезника. Но это относится к королевским рабам, а в законе встречается «свободный сацебарон, жизнь которого оценивается в 600 сол.»[19]. Можно предположить, что это различие заключается в происхождении того или иного сацебарона, либо в способе его попадания в зависимость короля. Если мы сопоставим названные признаки с характерными чертами ранней государственности, то увидим, что они свидетельствуют в пользу складывания у франков в VI веке типичного раннего государства. Об этом наглядно говорят и введение налогов, с последующим расширением их видов и форм, наличие территориального административного деления, аппарата управленцев. К формированию более сложной государственной системы управления подталкивала и необходимость осуществления власти над численно превосходящем галло-римским населением. Таким образом, в Меровингский период мы можем говорить о формировании у франков раннегосударственной социально–политической организации. Власть окончательно консолидируется в руках одного рода, у представителей которого концентрируются значительные материальные богатства. Появляется письменные законы и государственный суд. Можно говорить о начале формирования королевского двора, полноценное складывание которого приходится на Каролингскую эпоху.

Читайте также:  Что Выплачивает Государство При Покупке Автомобиля

Эта глава будет посвящена захватнической политике Хлодвига и «собиранию» земель в единое государство франков. В связи со смертью Хильдерика королем салических франков становится его сын Хлодвиг. Уже на пятом году своего правления Хлодвиг , вместе со своим родственником Рагнахаром, объявил войну Сиагрию[9, с.12]. В 486 г. в блестящей битве вблизи Суассона Хлодвиг разбил войско Сиагрия, вынудив последнего к позорному бегству. Однако Сиагрию не удалось избежать участи своих многочисленных воинов -он был заколот мечом. В то время войско Хлодвига разграбило достаточно много церквей. Здесь будет уместным вспомнить случай с Суассонской чашей: «Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церквинаправил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из ее священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу». По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еще и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Все, что мы здесь видим, – твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», – опустил ее на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал ее епископскому послу, затаив в душе глубокую обиду. А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовском поле, насколько исправно содержат они свое оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошел к тому, кто ударил секирой по чаше и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил ее на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх »[13, с.50-51]. Анализируя данный случай, можно сказать, что к тому времени Хлодвиг являлся уже фактическим и единственным королем своего зарождавшегося государства; он имел реальную власть над своими подданными. В первые годы правления и после взятия государства Сиагрия Хлодвиг, вероятно, еще сталкивался с рядом трудностей в стремлении утвердить свое господство вплоть до Луары. К сожалению, сведения об этом периоде имеются лишь в отрывках и в агиографических источниках. Значительно только замечание Прокопия Кессарийского, что так называемые арборихи соединились с франками в своих действиях и что отрезанные от основных сил римские солдаты в отдаленной части Галлии сдались франкам. По-видимому, к этому времени относится и война с тюрингами. Однако, скорей всего это племя было покорено лишь к концу правления Хлодвига.К 494 году политический вес Хлодвига среди германских королей был уже настолько велик, что остготский король Теодорих после победы над Одоакром просил руки сестры Хлодвига Аудефледы. Сам Хлодвиг в это время женился на Хротхильде, дочери бургундского короля Хильпериха II и племяннице бургундского короля Гундобада.В 496-497 годах разразилась война между франками и алеманнами. Вероятно, после вторжения алеманнов в область среднерейнских франков, между королём среднерейнских франков Сигибертом и Хлодвигом был заключён союз. В битве при Тольбиаке франки победили; король алеманнов пал и алеманны должны были признать власть Хлодвига[13, с.58]. Однако в 506 году алеманны вновь восстали и Хлодвигу пришлось заставить признать свою власть, но некоторые бежали и нашли убежище у остготов, осев южнее Боденского озера и в Норике. В связи с походом против алеманнов Хлодвиг решил принять католичество. Датировка его крещения спорная. Однако, безусловно, это был важный политический шаг. Принятие католичества имело первостепенное значение для дальнейшего развития Франкского государства. Хлодвиг преследовал различные цели, совершив крещение. Во-первых, он приобрел еще большее влияние на свой народ. Во-вторых укрепилось его положение среди романских подданных, которые уже являлись католиками, и в-третьих, сам Хлодвиг использовал этот повод для будущего-если это будет необходимо, то насильственного-завоевания или изгнания из Галлии вестготов и бургундов арианского исповедания. Тем самым Хлодвиг обрел в католическом епископате Галлии, который в то время формировался еще исключительно из представителей галло-римской знати, важного союзника в осуществлении своей политической власти. Григорий Турский относится с одобрением к этому событию и придает ему большое значение. Вот как он описывает эти события в своей летописи: «Тогда королева велела тайно вызвать святого Ремигия, епископа города Реймса, и попросила его внушить королю «слово спасения». Пригласив короля, епископ начал наедине внушать ему, чтобы он поверил в истинного бога, творца неба и земли, и оставил языческих богов, которые не могут приносить пользы ни себе, ни другим. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчиненный мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Когда же он встретился со своими, сила божия опередила его, и весь народ еще раньше, чем он, начал говорить, будто воскликнул одним голосом: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным богом, которого проповедует Ремигий». Об этом сообщили епископу, и он с превеликой радостью велел приготовить купель для крещения. На улицах развешивают разноцветные полотнища, церковь украшают белыми занавесами, баптистерий приводят в порядок, разливают бальзам, ярко блестят и пылают благовонные свечи, весь храм баптистерия наполняется божественным ароматом. И такую благодать даровал там бог, что люди думали, будто они находятся среди благоуханий рая. И король попросил епископа крестить его первым. Новый Константин подошел к купели, чтобы очиститься от старой проказы и смыть свежей водой грязные пятна, унаследованные от прошлого. Когда он подошел; готовый креститься, святитель божий обратился к нему с такими красноречивыми словами: «Покорно склони выю, Сигамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал». А был святой Ремигий епископом весьма ученым и особенно сведущим в риторике. Кроме того, он отличался такой святостью, что в совершении чудес был равен Сильвестру»[13, с.54-56]. В 500-501годах Хлодвиг, после того как он уже в 498 году совершил нападение на вестготов и дошёл до Бордо, двинулся против короля бургундов Гундобада. В то время между двумя братьями Гундобадом и Годегизилем возникла распря. И Годегизиль обратился за помощью к Хлодвигу, пообещав выплачивать ему дань. Хлодвиг, в стремлении подчинить бургундское королевство, поддержал Годегизиля. Гундобад был разбит под Дижоном и бежал в Авиньон. Однако Гундобада поддержал отряд вестготов, и в 501 году он разбил франкский отряд Годегизеля, находившегося в этот момент во Вьенне. Годегизиль пал в сражении. Хотя Хлодвиг и одержал победу в этой войне, тем не менее, ни о каких территориальных изменениях Франкского государства на тот момент неизвестно[7, с.145-146].Выдающимся политическим событием в правление Хлодвига был захват в 507-508 годах большей части вестготского государства в Галлии союзными франками и бургундами. Король остготов Теодорих пытался в письмах и через послов, которых он направлял королям вестготов, бургундов, западных герулов, варнов, а также самому Хлодвигу, сохранить мир иравновесие германскихкоролевств в Западной Европе[18, с.125-126], но Хлодвиг не шел ни на какие переговоры. Хлодвиг рассчитывал на то, что романское население и католическая церковь государства вестготов единодушно перейдут на сторону католиков-франков.Однако надежды оправдались не полностью, поскольку жители Оверни поддержали вестготского короля Алариха. Сам Хлодвиг обосновал войну с вестготами стремлением освободить католическую церковь в королевстве вестготов от притеснений арианских еретиков. Поздним летом 507 г. состоялось решительное сражение между франками и вестготами под Вуйе, к северу от Пуатье. После ожесточенного сражения франки победили; Аларих II пал в сражении. Этим, однако, война не закончилась, тем более, что бургунды только теперь присоединились к франкам. Хлодвиг с частью войска двинулся на Бардо, где он провёл зиму. Между тем его сын Теудерих с другой частью войска подчинил власти франков владения вестготов в Южной и Юго-восточной Галлии. В 508 г. франкские войска под командованием Хлодвига вместе с бургундскими вспомогательными отрядами взяли столицу вестготов город Тулузу, в результате чего к франкам перешла и королевская казна вестготов. Затем Хлодвиг занял город Ангулем и уже оттуда двинулся на Тур. Теудерих с франкскими подразделениями продолжал сражаться, пытаясь занять Овернь, а бургунды заняли Нарбонну и осадили Арль. Примерно летом 508 г. король остготов Теодорих отправляет войско в Галлию, чтобы предотвратить полный развал вестготского государства. Бургундам пришлось снять осаду Арля, вслед за этим они потеряли и Нарбонну. Война продолжалась еще до 512 или 514 гг., однако подробностей дальнейших сражений мы, к сожалению, не знаем. Вестготам удалось сохранить часть Южной и Юго-западной Галлии, Септиманию и юг Новемпопулании. Прованс к югу от Дурансы был присоединен к королевству остготов. В результате войны франки значительно расширили свое государство, однако главная цель-выход к Средиземному морю-достигнута не была. После событий 508 г. к Хлодвигу в Тур прибыло византийское посольство, сообщившее ему, что император Анастасий возвел его в достоинство почетного консула. Анастасий прислал ему также в знак формального признания королевские инсигнии-хламиду, пурпурную тунику и диадему. Можно предположить, что этим актом Византия выразила одобрение антиготской политике Хлодвига, а также его переходу в христианство католического толка.Это почетное признание византийским императором означало укрепление политического и морального авторитета Хлодвига среди романского населения Галлии. В их глазах он только теперь стал «легитимным» правителем[2, с. 59-60].Это событие нашло свое отражение в летописи Г.Турского: «И вот Хлодвиг получил от императора Анастасия грамоту о присвоении ему титула консула, и в базилике святого Мартина его облачили в пурпурную тунику и мантию, а на голову возложили венец. Затем король сел на коня и на своем пути от двери притворабазилики [святого Мартина] до городской церкви с исключительной щедростью собственноручно разбрасывал золото и серебро собравшемуся народу. И с этого дня он именовался консулом или Августом. Из Тура он приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства. Туда же прибыл к нему и Теодорих[13,с.60]. В последующие годы Хлодвиг уничтожил самостоятельность государства среднерейнских франков с центром в Кельне. Остальные мелкие государства салических франков он также присоединил к своему королевству, не стесняясь при этом в выборе средств. В последние годы своего правления он захватил области или мелкие королевства рейнских тюрингов, варнов и западных герулов. Тем самым на левом берегу Рейна не осталось независимых территорий помимо государства Хлодвига. В 511 г. Хлодвиг умер в Париже, куда он вскоре после возвращения из Тура в 508 г. перенес свою резиденцию. Франкское государство было одним из самых сильных образований, возникшем на обломках Западной Римской империи. Этому есть ряд объяснений. Близкое соседство с римским населением благоприятно сказалось на культуре франков. А также своевременное появление на исторической арене такой личности как Хлодвиг. За время своего правления он значительно расширил территорию государства франков, а также завоевал авторитет своей стране. Хлодвиг добился признания себя королем от византийского императора. Немаловажным шагом было и принятие христианства Хлодвигом. В общем, этого короля можно охарактеризовать как деятельного политика и талантливого военачальника, хотя зачастую весьма жестокого, что он продемонстрировал в последние годы своего правления, расправляясь со своими родственниками в борьбе за власть. После смерти Хлодвиг разделил свое государство между своими сыновьями, о чем пойдет речь в следующей главе.

Читайте также:  Строительные Профессии Не Льготные

Франкское Государство Когда Образовалось

В общественном строе франков большую роль играли еще родовые связи. Свободный франк был челном рода, пользовался его покровительством и нес ответственность за членов рода. Обвиняемый отвечал за преступления не перед государством, а перед пострадавшим и его родственниками. За убийство члена чужого рода несли материальную ответственность все родственники убийцы до третьего поколения родства по отцовской и материнской линии. С другой стороны, член рода имел право на получение доли виры за убийство родича и участия в наследовании имущества умерших родственников. Движимое имущество наследовалось мужчинами и женщинами, земля ― только мужчинами.

Будучи крупными землевладельцами, они опирались на местную знать. Но в раздробленном на уделы государстве не было единого майордома. В каждой из трех областей правил свой майордом, располагавший наследственной властью.

Всеобщая история государства и права

В конце V в. в Северной Галлии (современная Бельгия и Северная Франция) сложилось раннее государство франков – наиболее мощного союза северных германских племен. Франки вошли в соприкосновение с Римской империей в III в., расселяясь из северных прирейнских областей. Во второй половине IV в. они поселились в Галлии на правах федератов Рима, постепенно распространяя свои владения и выходя из-под власти Рима. После падения Западной Римской империи франки (называвшие себя также салическими ) захватили остатки римских владений в Галлии, разгромив образовавшиеся там самостоятельные полукоролевства. На завоеванных землях франки селились в основном целыми общинами-родами, забирая частью пустующие земли, частью земли бывшей римской казны, частью – местного населения. Однако в главном отношения франков с галло-римским населением были миролюбивыми. Это обеспечило в дальнейшем формирование совершенно новой социально-этнической общности кельтско-германского синтеза.

К VIII в. произошло значительное усиление королевской власти. Она практически утеряла связь с институтом вождя военной демократии, но правильного наследия власти еще не установилось: династия Меровингов, ведущаяся от Хлодвига из рода Меровея , больше удерживала за собой королевскую власть. Правовые памятники эпохи начали упоминать о законодательных правах королей, о священном характере королевской власти, исключительности ее прав. Появилась даже идея о государственной измене (а значит, и подразумевалась обязательность подчинения государственным институтам королевской власти).

Образование варварского королевства

В эпоху становления Франкского королевства основной массой его населения являлись галло-римляне и свободные франки, ниже по иерархической лестнице были литы, которые смогли выйти из положения рабов, но оставались зависимыми от хозяев и рабы. Родовой знати ещё не было, однако достаточно быстро богатели дружинники, впоследствии ставшими крупными землевладельцами.

Племена франков, имя которых впервые упоминается в III веке, создали мощный альянс, который включил в себя германские племена. Франки постоянно вели мелкие локальные войны с Западной Римской Империей, постепенно продвигаясь вглубь территории, когда-то грозного государства.

Государство франков (стр

В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были раз­виты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сфор­мировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Галлия, однако, еще долго сохранялась под сенью Восточной Римской империи (Византии). Только в VIII в. титул римского им­ператора был присвоен франкскому королю Карлу Великому. Бла­годаря влиянию Рима и римской христианской церкви Галлия во­преки географической раздробленности сохраняла на протяжении веков своеобразное единство, превратившись в ходе длительного эволюционного процесса в ту Франконию, которая стала прародительницей будущей Франции и Германии, а также территориаль­ной первоосновой развития западной христианской цивилизации.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус