Формы Реализации Прав Военнослужащих На Жилье

Содержание

Реализация прав военнослужащих на жилье в правотворческой деятельности военных министерств и ведомств

По мнению автора, необходимо также выделить и возможность охраны, а в случае нарушения жилищных прав и защиты всеми имеющимися способами и средствами. Нецелесообразно также говорить о юридических возможностях, составляющих право на жилище, так как возможностей может и не быть или различные условия, например правовой акт военного ведомства (приказ об исключении из списков очередников или об увольнении), могут помешать их реализации. Следует заметить, что право на жилище будет означать то, что государство должно гарантировать каждому военнослужащему возможность пользоваться имеющимся жильем по правовым основаниям, т. е. охранять имеющееся субъективное гражданское право на конкретное жилье. Право граждан на жилище может быть реализовано разнообразными способами. Особый статус военнослужащих обуславливает и особые формы реализации их прав на жилье, где особую роль приобретает правотворческая и правоприменительная деятельность военных министерств и ведомств, так как от издания соответствующих подзаконных правовых актов, необходимой обобщенной практики по жилищным вопросам будет зависеть реализация прав военнослужащих на жилье. Под правотворчеством в жилищной сфере можно понимать деятельность федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба по принятию, изменению или отмене соответствующих юридических норм, касающихся жилья военнослужащих и членов их семей. Эта деятельность должна осуществляться в рамках норм федеральных законов (жилищных, процессуальных норм). Правотворческая деятельность военных министерств и ведомств характеризуется тем, что: — является важнейшим средством управления в жилищной сфере, совершенствования стратегии жилищного обеспечения; — осуществляется особым субъектом права — федеральными министерствами и ведомствами, где законом предусмотрена военная служба; — ориентирована на специфический объект — жилье военнослужащих, жилищный фонд, жилищные права (жилищная сфера); — основным элементом являются юридические нормы, выражающиеся в подзаконных актах; — должна осуществляться в рамках законов; — подготовкой актов должны заниматься компетентные юристы и экономисты; — должна соответствовать принципу научности с соблюдением юридической техники и т. д. В своем правотворчестве военные министерства (ведомства) не должны забывать о защите жилищных прав граждан (реагирование на заявления и жилищные жалобы военнослужащих как реализация права на несудебный способ защиты). Военнослужащие, проходящие (проходившие) военную службу по контракту в России, в соответствии с законодательством должны обеспечиваться жильем в следующих формах: — служебное жилье: в период прохождения военной службы по контракту, не позднее 3-месячного срока со дня прибытия на новое место службы; военнослужащим и членам их семей, заключившим контракт до 1 января 1998 г. на 5 лет военной службы, — служебные жилые помещения или общежития (в этой сфере следует обратить внимание на формирование фонда служебного жилья, перевод нежилых помещений в жилые и на заключение жилищных договоров с военнослужащими в соответствии с действующим законодательством); — предоставление в собственность жилых помещений по избранному месту службы (срок службы 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста или состоянию здоровья, организационно-штатным мероприятиям при общей продолжительности службы 10 лет и более); — обеспечение граждан жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата, уволенных с военной службы и вставших на учет «нуждающимися» до 1 января 2005 г., а также военнослужащих, окончивших высшие учебные заведения до 2005 г.; — накопительно-ипотечная система с 1 января 2005 г. (далее по тексту — НИС), где основное внимание должно быть уделено законному принятию подзаконных актов военных министерств и ведомств в отношении участников НИС, прослуживших три года и более и изъявивших желание получить целевой жилищный заем для приобретения жилья. В этой сфере важно контролировать деятельность должностных лиц кадровых подразделений, документы (приказ об участии в НИС, о предоставлении займа и т. д.), направляемые в Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения. ——————————— См.: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3532.

Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», в свою очередь, указывает, что признается право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий жилище и непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11). Потребность военнослужащего, как и любого человека, в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т. е. имеет постоянный характер. Продолжая вопрос о толковании конституционного права на жилье, следует заметить, что А. В. Кудашкин, в свою очередь, считает, что «право на жилище» носит многоаспектный характер, так как может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, которые вытекают из ст. 40 Конституции Российской Федерации. Они включают: — приобретение жилища в пользование или в собственность; — возможность стабильного пользования занимаемыми жилыми помещениями, независимо от видов жилищных фондов; — возможность улучшения своих жилищных условий; — возможность использовать жилое помещение не только для проживания, но и путем предоставления для временного проживания временным жильцам на основании договора коммерческого найма или поднайма . ——————————— См.: Кудашкин А. В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2005. С. 12.

Формы реализации военнослужащими права на жилище на современном этапе: проблемы и перспективы

Приобретение или строительство жилья с использованием государственных субсидий является новым порядком приобретения жилья гражданами РФ. Впервые такая возможность была предусмотрена положениями Закона РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» [5], а затем и ст. 2 Жилищного кодекса РФ. В настоящее время законодательство предусматривает четыре формы государственной финансовой поддержки обеспечения военнослужащих жильем: 1) предоставление социальной выплаты, удостоверенной государственным жилищным сертификатом, на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2022-2022 годы [6]; 2) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; 3) предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения; 4) предоставление целевого жилищного займа военнослужащим участникам накопительно-ипотечной системы.

Читайте также:  Какими Льготами Пользуются Инвалиды 3 Группы В России

Однако обеспечение военнослужащих жилищем продолжает оставаться одной из наиболее острых и актуальных проблем в современной России. На разных этапах государство предпринимало разнообразные попытки решения проблемы жилищного обеспечения военнослужащих: предоставление военнослужащим жилых помещений государственного и муниципального фонда по договору социального найма или в собственность бесплатно, накопительно-ипотечная система, предоставление безвозмездных выплат и субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность.

О формах (способах) реализации права на жилищное обеспечение военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семьи

В настоящее время военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в соответствии с Федеральным законом РФ 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» могут реализовать свое конституционное право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) путем заключения договора социального найма на жилое помещение, получения жилого помещения сразу в собственность, получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (ГЖС), в том числе при отселении из закрытых военных городков бывших военнослужащих и членов их семей и лиц гражданского персонала, получения жилищной субсидии на покупку или строительство жилого помещения, получения денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а граждане, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления – путем получения единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения (используйте калькулятор для расчета единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения).

Однако указанная система жилищного обеспечения военнослужащих имеет ряд особенностей, на которые следует обратить внимание. Так, в случае, увольнения с военной службы при выслуге менее 10 лет в календарном исчислении, а также при выслуге от 10 лет до 20 лет при увольнении не по одному из льготных оснований (в качестве таких оснований указанный Закон установил, кроме прочих общеизвестных, — увольнение по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе) участнику НИС придется вернуть предоставленные ему государством денежные средства. Кроме того, указанная система не учитывает численный состав членов семьи военнослужащего, независимо сколько у участника НИС членов семьи размер предоставляемых денежных средств будет одинаковым, исключение составляют случаи, когда супруги оба являются военнослужащими, в этом случае каждый из них имеет право участвовать в НИС. При этом, в случае расторжения брака, у супруги военнослужащего могут возникнуть проблемы, так как до последнего времени суды не признавали за ними право на часть жилого помещения, так как считалось, что «действующее правовое регулирование получения целевого жилищного займа и условия кредитного договора не предполагают не предполагают какого-либо участия супруга военнослужащего — участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, как в совершении сделки, так и в ее последующем исполнении, в связи с чем право на такое жилье возникает только у самого военнослужащего и не распространяется на иных членов семьи». Однако в последнее время наблюдается разворот в судебной практике, суды все чаще встают на сторону бывших жен военнослужащих, очевидно, больше исходя из желания защитить их, чем из буквы закона. Также суды стали признавать право второго супруга военнослужащего (если один из них участник НИС, а другой — нет) на жилье, приобретенное по военной ипотеке другим супругом, с тем чтобы исключить обязанность государства обеспечивать жильем обоих военнослужащих, смотрите, например, определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2022 г. № 211-КГ-17.

Читайте также:  Реестр Аварийных Домов Г Перми

Конституционно-правовая основа реализации военнослужащими права на жилье

Акты федеральных органов исполнительной власти, на основе которых определяется сумма денежных средств, предоставляемых по сертификатам (приказы Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства регионального развития РФ), не подлежат проверке в порядке конституционного судопроизводства. Сложившаяся ситуация явно нарушает предусмотренные гарантии и Конституцией РФ, и Законом о статусе военнослужащих, а также противоречит позиции КС РФ об уровне социальной защиты военнослужащих, однако ее решение без властного распоряжения «сверху» не представляется возможным.

Верховным Судом РФ были рассмотрены обращения граждан в связи с тем, что п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, в той части, которая позволяет увольнять военнослужащих с военной службы без их согласия до обеспечения жильем в случае выражения ими желания быть обеспеченными жильем не по месту прохождения военной службы, противоречит ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и нарушает их права.

Реализация права на — жилье военнослужащими в — РФ 2

Именно с этого момента произошло включение нашего государства в механизм международно-правовой защиты прав и свобод человека, после чего и возникла немаловажная нуждаемость в учреждении института политического убежища.

Нормативную базу курсового исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Российской Федерации, подзаконные нормативно-правовые акты, законы субъектов Российской Федерации, правоприменительная и интерпретационная практика Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, международно-правовые документы, нормативно-правовые акты СССР.

Эксперт: Каким образом реализовать право военнослужащего на жилье

Так, служебное жилое помещение предоставляется военнослужащему, признанному нуждающимся в жилых помещениях, на весь срок военной службы либо по договору социального найма, либо в собственность бесплатно, если общая продолжительность военной службы его составляет 20 лет и более или общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Т.е. носители этой идеи преследуют цель распространить льготу, предусмотренную абз. 12 п. 1 ст. 15 (получить жильё в собственность в избранном постоянном месте жительства) на военнослужащих, заключивших контракт до 1998 года, увольняющихся по «льготной формуле» либо имеющих выслугу 20 лет.

Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу, юридическому лицу (субъекту персональных данных).
Законодатель, руководствуясь указанной консти­туционной нормой, установил упомянутую выше рубежную дату: за военнослу­жащими, поступившими на военную службу в рамках прежнего правового регу­лирования, т. е. до 1 января 1998 г., сохранен прежний порядок жилищного обес­печения.

Обеспечения жильем военнослужащих фсб

ФСБ России осуществляет розыск организаторов и пособников вместе с партнерами. Отмечается, что из-за использования IР-технологии, сложно определить место дислокации – это признают и партнеры российской спецслужбы. Звонки осуществлялись с территории другого государства, передает Интерфакс.

1 от 18 декабря 2014 года был учтен как военнослужащий обеспечивающийся жильем по форме предоставления жилищной субсидии, порядок предоставления которой определен Приказом ФСБ России от 15 октября 2014 года № 587. Согласно данного приказа я должен был получить данную субсидию в 2022 году, но до настоящего времени жилищная субсидия не выплачена.

Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на жилье

Служебные жилые помещения на весь период службы предоставляются офицерам, прапорщикам, мичманам, рядовым и сержантам (гражданам Российской Федерации), поступившим на службу после 1 января 1998 года, офицерам, окончившим военные учебные заведения позже указанной даты, а также в закрытых военных городках.

В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» с 1 января 2005 года предусмотрена еще одна форма реализации названого права военнослужащих контрактной службы – внесение государством ежегодных накопительных взносов для погашения целевого жилищного займа при приобретении квартиры (дома) по системе ипотечного кредитования.

Реализация права военнослужащих на жилье

– в случаях, когда осуществляется обработка ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом ПД либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных).

Ответ: Согласно закону, каждый военный может рассчитывать на жилище по приезду на место службы. Если этого не происходит, военный может арендовать квартиру и получать за это компенсацию от государства. Также государство разработало несколько программ, согласно которым военный может купить личное жилище за бюджетные деньги.

Формы Реализации Прав Военнослужащих На Жилье

Данная деятельность в рассматриваемом нами примере фактически выступает в качестве обязанности государства по указанному виду материального обеспечения военнослужащих. Причем немаловажно, что данная обязанность возникает у государства перед военнослужащими в связи с особенным характером обязанностей, исполняемых последними.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ? граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»/(в ред. от 03.09.2008)/Российская газета от 20.01.2005 № 8.

Формы Реализации Прав Военнослужащих На Жилье

Поскольку законодательством в настоящее время не урегулирован порядок реализации первой формы, единственной реальной формой в настоящее время остается вторая форма жилищного обеспечения — за счет государственных жилищных сертификатов.

Читайте также:  Учет Аренды Помещения Если Помещение Приобретается Специально Для Дальнейшей Сдачи В Аренду

— обеспечение жильем военнослужащих — граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства (п. 14 ст. 15)*(232);

Реализация права на жилье военнослужащими в РФ

В 2006 году Постановлением создано федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих». С 2007 года Федеральным законом о бюджетной классификации РФ, а затем Бюджетным кодексом РФ в федеральный бюджет была введена целевая статья расходов ЦСР 2 120 100 «Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих», по которой финансируется только Министерство обороны РФ.

3.2. Некоторые аспекты реализации права обеспечения жильем военнослужащими уволенными с военной службы Давно уже стал привычным справедливый запрет на увольнение военнослужащих «по льготным основаниям» без обеспечения жилыми помещениями, введенный Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Данная норма обеспечивает социальную защищенность определенной категории военнослужащих, подлежащих увольнению, и, бесспорно, обоснованна и справедлива. Однако в настоящее время законодательно установлены некоторые способы обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, порядок реализации которых не определен. В силу этого при определенных условиях реализация права на обеспечение жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при увольнении зачастую на практике не просто затруднительна, а вообще в настоящее время не реальна. В своей взаимосвязи некоторые законодательно установленные нормы, при отсутствии четко отлаженного порядка их исполнения и надлежащего финансирования, ставят перед командирами неразрешимые задачи при планировании и ведении кадровой работы. Имеют место случаи, когда данную ситуацию небезуспешно используют недобросовестные военнослужащие, так называемые экстремисты права, с целью, далекой от добросовестного пользования законодательно предоставленным правом. К примеру, рассмотрим одну из таких ситуаций.

Обеспечение военнослужащих вооруженных сил рф жильем

Законодатель, руководствуясь указанной консти­туционной нормой, установил упомянутую выше рубежную дату: за военнослу­жащими, поступившими на военную службу в рамках прежнего правового регу­лирования, т. е. до 1 января 1998 г., сохранен прежний порядок жилищного обес­печения.

Поэтому первоначальная редакция законопроекта была доработана, и порядок применения новой формы жилищного обеспечения военнослужащих (кроме участ­ников накопительно-ипотечной системы) сформулирован следующим образом:

Формы Реализации Прав Военнослужащих На Жилье

2) необходимо разрушить монополии на строительных рынках, принять четкие правила землепользования и застройки, упростить процедуры разрешений и согласований на строительство, подготовку необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры;

— совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

Жилищные права военнослужащих и механизм их реализации

В связи с этим необходимо комплексное теоретическое исследование на основе новейшего жилищного законодательства существующих правовых норм и проблем их применения в сфере жилищных прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Также некоторые исследования либо затрагивают отдельные способы жилищного обеспечения военнослужащих, либо охватывают не только жилищные отношения с участием военнослужащих. Вместе с тем, все вышеперечисленные работы имеют иной основной предмет и цель исследования.

Пчелинцева Людмила Михайловна

Исследование различных вопросов, связанных с реализацией права на жилище граждан, уволенных с военной службы, осуществлялось в 60-80-х гг. и в начале 90-х гг. в научных работах Артамонова Д.Н., Артамонова Н.В., Котлярова И.И., Кузнецова Н.И., Ларкина И.И., Романова П.И., Синицы А.А. и других авторов. Указанными авторами был дан сравнительный анализ правовых норм об обеспечении жильем военнослужащих в действующем на тот период времени жилищном и военном законодательстве, а также в законодательстве России XIX — начала XX века и в советском военном законодательстве, рассмотрены некоторые теоретические и правовые аспекты права на жилище военнослужащих. При этом право на жилище граждан, уволенных с военной службы, рассматривалось ими факультативно, в контексте исследования

4 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание
законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301 — 3302; 1996, № 9, ст. 773;
№ 34, ст. 4026; 1997. № 43, ст. 4903. Часть вторая // Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410 — 411; № 34, ст. 4025; 1997, № 43, ст. 4903.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус