Справочник логопеда в школе 2022 года

На протяжении всего года проводились групповые и индивидуальные занятия логопеда по коррекции нарушений звукопроизношения и по коррекции нарушений письменной речи и чтения, согласно расписанию логопедических занятий для всех групп учащихся, утверждённого директором школы, а так же индивидуальные занятия с детьми, имеющими ОВЗ.

В результате проведённого обследования ( с 1 по 15 сентября) на школьный логопункт было зачислено 16 учащихся, из них 10 человек с нарушением чтения и письма, обусловленное СНР легкой степени выраженности с интеллектуальными нарушениями ( 2-4 «В» классы) , а также 3 человека с СНР легкой степени с интеллектуальными нарушениями ( 1- «Д», «А» классы, 2 В»), 3 человека с СНР тажелой степени выраженности при ТМНР ( 4 «Г» класс ) . Из зачисленных детей было сформировано 5 групп: из учащихся 1А класса — 1 группа, 1-й дополнительный класс — 1 группа, 2В класс — 1 группа, 4В класс -1 группа и 4 Г класс-1 группа. С данными учащимися проводились групповые и индивидуальные логопедические занятия. Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на коррекцию нарушений в звукопроизношении и развитие речевых и неречевых процессов, в соответствии с требованиями ФГОС. Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко спланированной работы учителя — логопеда.

  1. В начале учебного года составлен план работы на 2022 – 2022 уч.год.
  2. Составлена Рабочая программа с перспективным планированием на каждую группу учащихся, заполнены речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопункт и расписание занятий.
  3. Составлены индивидуальные планы работы по коррекции нарушений в звукопроизношении с учениками (см. речевые карты)

В 2022-2022 уч. году коррекционно — логопедическая работа на школьном логопункте Кохомской КШИ строилась на основе рабочих программ по логопедической коррекции для учащихся начальных классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам, согласно результатам проведенного первичного обследования.

По итогам I полугодия поставлены частично звуки у учащихся 1 классов: 1д – 1чел; 2 В- 1 чел., у 2-4 В классов-1 человек. Далее работа будет строиться на автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи и развитие связной речи первоклассников, а также запланирована работа с данной категорией учащихся по профилактике нарушений в письменной речи и чтения.

Работа учителя-логопеда в каникулярное время.
Каникулярное время учитель-логопед может использовать для углубленного обследования устной и письменной речи учащихся. Так, в период осенних каникул целесообразно провести анализ письменных работ учащихся 2-4 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи по коррекции письма. При наличии свободных мест в соответствующей группе выявленные учащиеся могут быть зачислены на логопедические занятия. В период зимних и весенних каникул можно приступить к анализу письменных работ учащихся 1 классов. Во время весенних каникул необходимо разработать мероприятия по реализации преемственности в деятелности логопедических служб различного типа учреждений (школ, детских садов, детских поликлиник).

Книга поможет школьному учителю-логопеду найти ответы на многие вопросы: планирование коррекционной работы с детьми с различными речевыми нарушениями; ведение отчетной документации с учетом современных требований; содержание и методика проведения логопедических занятий; диагностика нарушений речи; организация развивающей среды в логопедических группах и многое другое. Представлена коррекционная работа при нарушениях произношения звуков, по развитию связной речи, при нарушениях чтения и письма. Дан материал для обследования звукопроизношения, фонематического слуха, словарного запаса, грамматического строя речи, состояния письменной речи. Приложения содержат нормативную документацию, регламентирующую работу школьного логопеда.

Читайте также:  Расчёт Алиментов Калькулятор В Беларуси 2022

Содержание.
Раздел 1.Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте.
Раздел 2.Обследование как одно из важнейших направлений работы учителя-логопеда и документация, сопряженная с ним.
Раздел 3.Организация коррекционно-развивающего процесса. Комплектование групп и составление расписания логопедических занятий.
Раздел 4.Работа учителя-логопеда в структуре школьного ПМПк.
Раздел 5.Документация учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Раздел 6.Логопедический кабинет.
Приложения.

Справочник логопеда в школе 2022 года

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию.

Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;

Должность учителя-логопеда вводится в штатные расписания государственных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста; на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 г. № 6/2.

Читайте также:  Ветеран Труда Архангельской

5.5.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель-логопед несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

  • Врожденная и приобретенная глухота
  • Тахилалия в логопедии: причины, формы, симптоматика и лечение
  • Как логопеду работать с родителями
  • Уроки по логопедии для малышей. Часть 2
  • Моторная алалия у детей: признаки, виды и лечение

(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). «__» _________ 20__ г. /_________/________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)

  1. специальную методику коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы, соответствующую требованиям государственных общеобразовательных стандартов;
  2. учебно-дидактические пособия, учебники, методы оценки знаний в целях оптимизации процесса коррекционно-развивающего обучения (Закон РФ «Об образовании» ст. 55);

В данном справочнике систематизированы и представлены материалы, позволяющие учителю- логопеду инновационно проектировать и реализовывать свою профессиональную деятельность в образовательном пространстве школы, содействуя удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся на основе интеграции психолингвистического нейропсихологического и психологического подходов.

В пособии представлены материалы, позволяющие учителю-логопеду инновационно проектировать и реализовывать свою профессиональную деятельность в образовательном пространстве школы в ходе выполнения требований ФГОС, обеспечивать обучающимся удовлетворение их особых образовательных потребностей на основе интеграции психолингвистического,
нейропсихологического и психологического подходов.
Предложенные материалы помогут педагогам совершенствовать свою профессиональную компетентность, успешно и оперативно подготовиться к аттестации, руководителям образовательных организаций позволят создать современную модель психолого-педагогического
и логопедического сопровождения обучающихся.
Предназначено специальным педагогам — логопедам, дефектологам, психологам, а также
руководителям образовательных организаций.

Пятый раздел по священ технологиям логопедической работы на школьном логопункте. Особое
внимание уделено решению задач, которые, несмотря на свою важность, далеко не всегда ранее находились в фокусе профессионального внимания школьного учителя-логопеда, например: профилактика нарушений письменной речи на этапе предшкольного образования, развитие ритмической организации речи как основы речевой деятельности, комплексное развитие невербальных и вербальных психических функций у детей с задержкой психического развития, которые составляют значительную по численности категорию обучающихся с ОВЗ.

В настоящее время существенно изменились профессиональная позиция учителя-логопеда
в школе, подходы к организации логопедической помощи, представления об ожидаемых резуль татах. Современный учитель-логопед – это не просто работник, обеспечивающий ко ррекцию недостатков речевого развития детей и подростков, а специалист, владеющий компетентностями в области формирования речевой деятельности обучающихся. Поле его профессиональной деятель ности переходит из логопедического кабинета в образовательное пространство школы. Он участвует во всех формах организации образовательной деятельности, как урочных, так и внеурочных.

В условиях обучения в школе речь выступает для обучающихся как предмет познания и как средство освоения всех наук. Речь как средство коммуникации обеспечивает им успешную адаптацию к школе и, в целом, освоение широкой жизненной практики, стимулируя процесс социализации.

Работа учителя-логопеда в каникулярное время.
Каникулярное время учитель-логопед может использовать для углубленного обследования устной и письменной речи учащихся. Так, в период осенних каникул целесообразно провести анализ письменных работ учащихся 2-4 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи по коррекции письма. При наличии свободных мест в соответствующей группе выявленные учащиеся могут быть зачислены на логопедические занятия. В период зимних и весенних каникул можно приступить к анализу письменных работ учащихся 1 классов. Во время весенних каникул необходимо разработать мероприятия по реализации преемственности в деятелности логопедических служб различного типа учреждений (школ, детских садов, детских поликлиник).

Читайте также:  Льготы По Уплате Жкх Ветеранам Московской Области Как Считаются В 2022 Году

Книга поможет школьному учителю-логопеду найти ответы на многие вопросы: планирование коррекционной работы с детьми с различными речевыми нарушениями; ведение отчетной документации с учетом современных требований; содержание и методика проведения логопедических занятий; диагностика нарушений речи; организация развивающей среды в логопедических группах и многое другое. Представлена коррекционная работа при нарушениях произношения звуков, по развитию связной речи, при нарушениях чтения и письма. Дан материал для обследования звукопроизношения, фонематического слуха, словарного запаса, грамматического строя речи, состояния письменной речи. Приложения содержат нормативную документацию, регламентирующую работу школьного логопеда.

Содержание.
Раздел 1.Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте.
Раздел 2.Обследование как одно из важнейших направлений работы учителя-логопеда и документация, сопряженная с ним.
Раздел 3.Организация коррекционно-развивающего процесса. Комплектование групп и составление расписания логопедических занятий.
Раздел 4.Работа учителя-логопеда в структуре школьного ПМПк.
Раздел 5.Документация учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Раздел 6.Логопедический кабинет.
Приложения.

Индивидуальное занятие рассматривается в Инструктивном письме как наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют тяжелую форму речевой патологии (ОНР, дизартрия, ринолалия). Но, учитывая рекомендуемую 20 минутную продолжительность занятия, коррекционная работа будет скорее всего, малоэффективна и нерезультативна.

Практика предусматривает вариативный подход к оформлению перечисленных документов. Часть их может быть представлена в свободной и удобной для использования конкретным специалистом форме. Например, журнал рабочих контактов логопеда и родителя может быть оформлен по-разному.

  1. проблемы учебно-воспитательного процесса с учетом речевых, психологических и физиологических возрастных особенностей учащихся школы и детей с ОВЗ;
  2. результаты комплексного психолого-педагогического обследования учащихся школы; причины неуспеваемости;
  3. адекватность коррекционно-развивающего обучения (при наличии детей с ОВЗ и классов КРО);
  4. результативность коррекционно-развивающего обучения (при наличиидетей с ОВЗ и классов КРО);

Специалист в области речевой патологии, работающий в школе, должен четко представлять, что он «ищет», и по факту умело это интерпретировать: прогнозировать (для учащихся 1-х классов) или констатировать (для учащихся остальных классов) нарушения письменной формы речи с учетом их причин и следствий.

Оформление групповой карты не предполагает дополнительного обследования. Карта заполняется по аналогии с индивидуальной речевой картой, но в сокращенном варианте, исходя из оценочного критерия выполненного задания «верно», «неверно» (данные берутся из индивидуальной речевой карты).

Стандарт, обеспечивая равные возможности получения качественного начального общего образования, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных образовательных программ для различных категорий и групп обучающихся с ОВЗ (далее — АООП НОО), условиям их реализации и результатам их освоения.

В настоящее время в нашей стране разработан, принят и апробирован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт), обеспечивающий возможность удовлетворить в образовательном процессе особые образовательные потребности не только каждой категории обучающихся с ОВЗ, но и различных групп, входящих в каждую из них, независимо от того, где происходит их обучение: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Разработанный Стандарт выступает основой как для разработки примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, так и разработки, реализации рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус