Спецоценка условий труда 2022 зачем указывать снилс работников

При заполнении карты специальной оценки условий труда рабочего места указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников

В случае изменения кадрового состава и соответственно СНИЛС работников изменение внесенных в карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников может быть осуществлено только при проведении следующей специальной оценки условий труда на данном рабочем месте.

Работники (в том числе совместители), вновь принимаемые на рабочее место, в отношении условий труда которого была ранее проведена специальная оценка условий труда, а также временно переведенные работники должны быть под роспись ознакомлены с результатами такой специальной оценки условий труда.

Также сообщается, что в ходе создания Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда будет обеспечена увязка содержащихся в ней сведений с осуществляемым Пенсионным фондом Российской Федерации персонифицированным учетом граждан, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение.

Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона. (п.8 ст.9 ФЗ №152-ФЗ)

В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором. (п.5 ст.6 ФЗ №152-ФЗ)

Результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – информационная система учета). Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. (п.1 ст.18 ФЗ №426-ФЗ)

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующий и (или) осуществляющий обработку персональных данных, а также определяющий цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п.п.2 ст.3 ФЗ №152-ФЗ)

Федеральным законом №426-ФЗ предусмотрена передача организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о её проведении, в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, страхового номера индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на рабочем месте, на котором проведена спецоценка. (п.п.в п.2 и п.3 ст.18 ФЗ №426-ФЗ)

В карту специальной оценки условий труда (СОУТ) в строку 021 заносится номер СНИЛС только при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если работник отказывается предоставлять номер СНИЛС, то в строке 021 ничего не указывается.
Каких-либо последствий за невнесение в строку 021 карты СОУТ номера СНИЛС работника нормами действующего законодательства не предусмотрено.
В любом случае за дополнительными разъяснениями по данному вопросу рекомендуем Вам обратиться в Министерство труда и социальной защиты РФ.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 вышеуказанного 426-ФЗ форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно пп. 7 п. 5 Приложения №4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» при заполнении раздела III отчета о проведении специальной оценки условий труда в строке 021 карты специальной оценки условий труда указывается информация о СНИЛС работников.
В соответствии с п. 1. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 5.16. вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В карту специальной оценки условий труда (СОУТ) в строку 021 заносится номер СНИЛС только при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если работник отказывается предоставлять номер СНИЛС, то в строке 021 ничего не указывается.
Каких-либо последствий за невнесение в строку 021 карты СОУТ номера СНИЛС работника нормами действующего законодательства не предусмотрено.
В любом случае за дополнительными разъяснениями по данному вопросу рекомендуем Вам обратиться в Министерство труда и социальной защиты РФ.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 вышеуказанного 426-ФЗ форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно пп. 7 п. 5 Приложения №4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» при заполнении раздела III отчета о проведении специальной оценки условий труда в строке 021 карты специальной оценки условий труда указывается информация о СНИЛС работников.
В соответствии с п. 1. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 5.16. вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  У Инвалида 3 Группы Сколько По В Ремени Должен Работать В День

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2022 года

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются. Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.

Добрый день.
Ознакомление работника с результатами СОУТ должно проводиться при заключении трудового договора. В саму карту СОУТ вносить информацию не рекомендую. Оформите лист ознакомления с картой №___ и вносите туда информацию о работнике: дата ознакомления, ФИО, подразделение, должность и СНИЛС

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Не стоит перечислять по каким причинам внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, потому как полный перечень вы можете прочитать в ст. 17 ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Если появятся вопросы о необходимости или есть возможность обойтись без СОУТ, давайте обсудим в комментариях.

Как и в любом деле есть компании, которые готовы за дополнительное вознаграждение подготовить документ так, как просит заказчик. Такая же проблема есть и в специальной оценке условий труда — плохое поведение аккредитованных организаций. Они пользуются тем, что многие работодатели не понимают процедуру проведения СОУТ, как говорится “Что это такое? И с чем его едят?”.

Минтруд разъяснил порядок заполнения СНИЛС в карте СОУТ

В письме указано, что при заполнении карты СОУТ в строке 021 необходимо указывать СНИЛС специалистов, занятых на данном рабочем месте. Это необходимо для учета периода деятельности, который включается в стаж работы во вредных условиях труда и является основанием для досрочного пенсионного обеспечения. Если происходит изменение кадрового состава, то новые СНИЛС вносятся в карту только при проведении следующей СОУТ. Также в письме сообщается, что специалисты, принимаемые на рабочее место, в отношении которого была проведена оценка, должны быть ознакомлены с ее результатами.

Также Минтруд сообщает о разработке нормативного правового акта, которым будут внесены правки в форму отчета о проведении оценки и инструкцию по ее заполнению. Таким образом, СНИЛС будет вноситься в карту СОУТ на этапе ознакомления работника с ее результатами.

Спецоценка условий труда 2022 зачем указывать снилс работников

С 30.12.2022 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2022 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

До 30.12.2022 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

СНИЛС и специальная оценка условий труда

Согласно ст. 4 ч. 2 п.2 Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда.

Согласно ст. 4 ч. 2 п.2 Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда.
К этой информации относятся и ФИО, и СНИЛС сотрудников. Зачастую компании отказываются предоставлять эти документы, мотивируя это тем, что это конфиденциальная информация. И хотя это не так, пока еще есть возможность пойти на встречу таким работодателям и провести спецоценку без занесения в Карты СОУТ конкретной информации о сотрудниках. Это связано с тем, что ст. 18 настоящего ФЗ, регулирующая порядок представления, ведения и учета объектов Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда, вступает в силу только 1 января 2022 года.
Но в будущем все равно придется вносить эту информацию в карты и представлять ее в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Поэтому рекомендуем Вам не откладывать все в долгий ящик и сразу предоставлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, всю необходимую информацию.

Читайте также:  Где Узнать За Какой Период Взыскивают

В соответствии с требованиями Федеральной службы по аккредитации информируем, что система менеджмента качества Испытательной лаборатории ООО «Экспертиза труда» изменена в связи переходом на применение ГОСТ ISO/IEC 17025-2022 (приказ №4 от 25 марта 2022 № 144 «Об утверждении плана перехода участников национальной системы аккредитации на применение международного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2022 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»).

Статья 3 Федерального закона №152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных» гласит, что персональными данными считается любая информация, которая относится к определенному либо определяемому на основании подобной информации субъекту персональных данных (физическому лицу). Любые операции (действия) с персональными данными, включая сбор, хранение, накопление, систематизацию, уточнение (изменение, обновление), применение, распространение (включая передачу), блокирование, обезличивание и уничтожение персональных данных, признается их обработкой (Закон N152-ФЗ, п.3ч, 1ст.3).
При передаче персональных данных работников, в силу ст.88 ТК РФ, работодатель не должен сообщать персональные данные сотрудника (без его письменного согласия) третьей стороне. Исключение составляют случаи, когда это требуется для предупреждения угрозы здоровью и жизни работника, а также в прочих случаях, которые предусмотрены ТК РФ либо другими федеральными законами.
Моменты, когда без согласия субъекта допускается обработка персональных данных, перечислены в Законе №152-ФЗ (п.п.2-11 ч. 1ст.6). Так, например, п.5ч.1 ст.6 Закона №152-ФЗ обработка персональных данных допускается в тех случаях, когда требуется для выполнения договора, стороной которого или выгодоприобретателем либо поручителем по которому является сам субъект персональных данных.

Согласно ФЗ №426-ФЗ ч.2 ст.8 от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда» спецоценка условий труда осуществляется работодателем, совместно с организацией либо организациями, соответствующими требованиям ст.19 указанного закона и привлекаемыми работодателями на основании гражданско-правового договора.

В силу п.2 ч.2 ст.4 Закона N426-ФЗ работодатель обязан предоставлять оценивающей организации, в частности, требуемые документы, сведения, а также информацию, предусмотренные гражданско-правовым договором, который заключается между подобной организацией и работодателем (документы, характеризующие условия труда на всех рабочих местах). К данной информации относятся и фамилия, имя, отчество, СНИЛС сотрудников.

Минтруд также сообщает о разработке нормативных правовых актов, которыми будут внесены поправки в отчетную форму о проведении спецоценки и инструкции по ее заполнению. СНИЛС, таким образом, вноситься будет в СОУТ-карту на этапе ознакомления работников с ее результатами.

Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому, если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

  • в проведении проверки участвует эксперт по спецоценке – сотрудник специальной лаборатории, прошедшей аттестацию в Министерстве труда;
  • изменён состав комиссии;
  • во время аттестации рабочие места людей, работающих за компьютером менее половины рабочего дня, не подлежали аттестации, СОУТ касается всех рабочих мест, исключая надомников, дистанционных сотрудников;
  • идентификация рабочих мест, для которых не предусмотрены инструментальные замеры вредных факторов;
  • отмена обязательной сертификации;
  • экспертиза качества СОУТ – платная процедура, её оплачивает заявитель.

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Идентификация проводится специалистом оценочной фирмы на основе изучения предоставленных работодателем сведений о рабочих местах. Итоги идентификации утверждаются комиссией. Если эксперту достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

Исполнитель процедуры спецоценки условий труда после завершения всех нужных замеров формирует итоговый отчет и пакет документов к нему. В нем содержатся исчерпывающие сведения о характеристиках рабочих позиций, имеющихся в организации. Отчет и прилагаемые документы по специальной оценке условий труда компании-заказчику необходимо будет опубликовать на своем официальном сайте.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется заново провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис. С 1 января 2022 года работодатель также может провести внеплановую проверку, если сотрудник направит ему замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на своем рабочем месте.

Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.

Исследования и измерения. Эксперт, испытательная лаборатория и другие работники организации, проводящей СОУТ, проводят измерения всех идентифицированных вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах. Перечень таких факторов комиссия формирует:

  1. Виды работ и услуг по специальной оценке условий труда.
  2. Сроки выполнения работ и оказания услуг по СОУТ.
  3. Стоимость выполнения работ по проведению спецоценки и порядок оплаты.
  4. Права и обязанности работодателя при проведении СОУТ.
  5. Права и обязанности специализированной организации при проведении СОУТ.
  6. Ответственность сторон в случае неисполнения обязательств по договору.

Оценку условий труда проводятся на всех рабочих местах, которые включены в перечень. На аналогичных рабочих местах СОУТ достаточно сделать в отношении 20% от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Результаты будут распространяться на все аналогичные места. Если выяснится, что хотя бы одно рабочее место из числа тех, что ранее были признаны аналогичными, не является таковым, проверку проводят на всех рабочих местах.

Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.

  • ФЗ №426 от 28-12-13 г. «о СОУТ»;
  • приказ Минтруда №33 от 24-01-14 г. (содержит методику проведения СОУТ);
  • приказ Минтруда №80 от 07-02-14 г. (содержит порядок подачи декларации по СОУТ);
  • ТК РФ, в частности ст. 147, 92 (защищает права сотрудников, если рабочим местам присвоены 3 и 4 класс по результатам СОУТ);
  • КоАП, в частности ст. 5.27.1 (регламентирует штрафы по СОУТ).

До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2022 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2022 года провести спецоценку рабочих мест был обязан, по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.

Важно! СОУТ проводится в разрезе рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один сотрудник совмещает несколько должностей, в соответствии со штатным расписанием определяют, сколько рабочих мест он занимает фактически. Проводят СОУТ по каждому рабочему месту.

Не предусмотрел законодатель особенности проведения этой процедуры и для представителей малого бизнеса. СОУТ проводится специальными аккредитованными организациями, за плату. Существуют ситуации, при которых СОУТ фирме проводить и оплачивать не нужно. У малого предприятия больше, чем у представителей среднего и крупного бизнеса, возможностей сделать это.

Ответ. В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда» декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.

Читайте также:  Уин Начинается На 322

Если с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

В настоящее время частью 4 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется.

Приказом Минздрава России от 28.01.2022 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (далее – Порядок).

Ответ. Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Спецоценка условий труда 2022 зачем указывать снилс работников

После того как в карту специальной оценки условий труда внесли СНИЛС сотрудника, который трудится на данном рабочем месте, может возникнуть необходимость его изменения. Как правило, это связано с увольнением работника и приемом нового. Как это сделать правильно? Ответ вроде бы прост: зачеркиваем старый и вписываем новый.

Но известно, что работодатель вправе вносить изменения в карту специальной оценки условий труда рабочего места только после проведения следующей (очередной или внеочередной) спецоценки. Сейчас изменить в карте информацию о СНИЛС работника силами работодателя невозможно. Чтобы изменения были законными, нужно обратиться в организацию, которая проводила специальную оценку условий труда, и оформить её проведение на отдельном рабочем месте .

Чтобы решить данную проблему, Минтруд России разрабатывает проект приказа, который изменит правила оформления карты спецоценки. Работодателю будет позволено вносить СНИЛС работника в карту после его ознакомления с условиями труда (письмо Минтруда России от 25 мая 2022 г. № 15-1/В-1929) .

С 1 сентября спецоценку условий труда нужно проводить по измененным правилам

Опубликован Приказ Минтруда России от 27.04.2022 № 213н «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2022 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».

Указанным законом была усовершенствована процедура проведения спецоценки, внесены корректировки в правила применения её результатов, а также усилен контроль за внесением сведений о результатах СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС).

  • закреплена обязанность организаций, проводящих спецоценку, по передаче в ФГИС определённых сведений и получению для предстоящей спецоценки идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчёт о её проведении;
  • работодателям запретили применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в ФГИС;
  • установлено, что декларация соответствия условий труда также начинает действовать только после внесения информации в ФГИС. Ранее декларация считалась действительной со дня утверждения отчёта о спецоценке;
  • в отчёт о спецоценке должны включаться замечания и возражения работника относительно её результатов, представленные в письменном виде. Работодатель обязан рассмотреть такие возражения и провести при необходимости внеплановую СОУТ.

Уведомление о получении идентификационного номера может быть направлено в адрес работодателя на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Такие организации теперь должны каждый раз получать в ФГИС идентификационный номер предстоящей спецоценки. Сделать это нужно до начала соответствующих работ, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем ГПД о проведении СОУТ. Затем этот номер необходимо сообщить работодателю до начала выполнения работ по проведению спецоценки.

Директор Департамента Валерий Корж в интервью журналу Главная книга рассказал о проведении специальной оценки условий труда

Часто оценивающие организации устанавливают размер платы за проведение спецоценки одного рабочего места один и тот же, без учета того, на каком этапе — идентификации или измерений — она завершится. Насколько правомерен такой подход к установлению цен?

Окончательное решение о необходимости проведения внеплановой спецоценки на рабочих местах водителей автомобилей или работников, которые трудятся в помещениях, где заменены системы вентиляции и освещения, принимает работодатель. Для этого анализируются характеристики новых автомобилей или систем вентиляции и освещения, оказывающих влияние на условия труда работников. Например, для автомобилей это могут быть уровни шума и вибрации
в кабине, для систем освещения — уровень освещенности на рабочих местах, для систем вентиляции — скорость движения (подачи) воздуха в помещении и на рабочих местах.

То есть если специалист по охране труда организации-работодателя входит в состав комиссии по спецоценке, он несет ответственность за результаты проведения спецоценки и расценивается как должностное лицо. А значит, он не имеет права одновременно являться экспертом организации, проводящей спецоценку.
Закон № 426-ФЗ предусматривает проведение внеплановой спецоценки в отношении вновь организованных рабочих мест. Что именно следует понимать под вновь организованным рабочим местом?

Закон № 426-ФЗ предусматривает проведение внеплановой спецоценки, если изменяется производственный процесс, заменяются оборудование, материалы и сырье, средства индивидуальной защиты и это может повлиять на уровень воздействия на работников вредных факторов. Кто и как должен определять, приведут ли изменения технологического процесса, оборудования, сырья, материалов и средств защиты к изменению воздействия на работников вредных факторов?

В.А. Корж: Если замена производственного оборудования (автомобилей), средств индивидуальной и коллективной защиты (освещения и вентиляции) может изменить воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов, спецоценку надо проводить.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус