Штраф за отсутствие карты аттестации рабочего места

Штраф за отсутствие СОУТ в 2022 году

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

Ранее действовавший федеральный закон от 28.12.2013 № 426‑ФЗ установил очередность проверки один раз в 5 лет. Закон № 503‑ФЗ от 30.12.2022 отменил плановые проверки, установил перечень причин для внеплановой процедуры. Внеплановая проверка проводится в течение 6 или 12 месяцев после наступления какого-либо из нижеперечисленных вариантов.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Какие штрафы за СОУТ

В конце декабря 2022г., подошел к концу срок специальной оценки условий труда. На основании закона РФ N 426-ФЗ от 28.12.2013 г., проверка обязательна для каждого работодателя. На исполнение правительство выделило 4 года. Будут ли штрафы за СОУТ после 1 января 2022 года для тех, кто не уложился вовремя? О том, что такое СОУТ поговорим в статье.

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

СОУТ — это исследование рабочих зон на предмет наличия факторов, опасных для жизни и здоровья работника или отсутствие таковых факторов. Процедура также призвана улучшить качество и своевременность начисления утвержденных выплат сотрудникам, работающим в условиях с повышенным риском.

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2022г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

Проверка совершается раз в пятилетку. Для этого создается специальная комиссия с участием лица, отвечающего за ОТ на предприятии, одного из членов профсоюза в лице работника и экспертов привлеченных из спец. организаций. Для проведения оценки составляется приказ или распоряжение. По итогам проверки заполняется декларация, которая отправляется в электронном виде в базу данных Минтруда.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

В февральском номере мы рассказывали о том, какие новые обязанности появились у сотрудников кадровых подразделений в связи со вступлением в силу федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сегодня эксперт СРОО «Народная инспекция труда» Николай ОРЛОВ более подробно расскажет, чем грозит кадровику невыполнение обязанностей во время и после проведения спецоценки рабочих мест в 2022 году.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

Пока денежные взыскания и другие виды ответственности за несоблюдение правил проведения спецоценки налагаются преимущественно специалистами Государственной инспекции труда при проведении плановых и внеплановых проверок выполнения трудового законодательства. Однако Роструд уже предупредил работодателей о том, что в ближайшем будущем эта система начнет действовать автоматически.

Штраф за отсутствие СОУТ в 2022 году – не единственное наказание в этой сфере, которому может подвергнуться должностное лицо, предприниматель или организация. Статья 5.27.1 предусматривает полностью аналогичное наказание не только за непроведение СОУТ, но и за несоблюдение правил ее выполнения. При этом нужно учитывать, что в соответствии с действующим законодательством к виновникам применяются штрафы за СОУТ за каждое рабочее место: соответственно, крупные организации, где имеется много должностных позиций, могут штрафовать на суммы весьма серьезных размеров.

Невыполнение правила о своевременном выполнении оценки повлечет за собой применение санкций, предусмотренных статьей 5.27.1 действующего КоАП РФ. Она предусматривает несколько видов наказаний, которые зависят от статуса виновника, а также от того, было ли такое нарушение допущено впервые или повторно. Итак, штраф за отсутствие специальной оценки условий труда составит:

    • для должностного лица, в обязанности которого входит организация спецоценки при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. В последнем случае штраф за отсутствие специальной оценки условий труда может быть заменен дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет;
    • для индивидуального предпринимателя при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. Штраф за непроведение СОУТ в случае повторения такого проступка может быть заменен остановкой работы предпринимателя на срок до 90 суток;
    • для компаний любых форм собственности при первичном нарушении – штраф от 60 до 80 тысяч рублей, при повторном – от 100 до 200 тысяч рублей. Вместо денежного взыскания при повторном выявлении проблемы наказание может иметь форму остановки работы на срок до 90 суток.

Проведение спецоценки условий труда обязательно для подавляющего большинства работодателей. Такое требование установлено федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Исключение составляют только те организации, которые сотрудничают исключительно с надомными или удаленными работниками: им проводить СОУТ не нужно. А вот для тех, кто нарушил правила ее выполнения или вовсе пренебрег этой обязанностью, действующим законодательством предусмотрены серьезные санкции.

Читайте также:  Алименты На Ребенка Если Отец Не Работает Официально

Спецоценка условий труда: за что штрафуют кадровиков

В февральском номере мы рассказывали о том, какие новые обязанности появились у сотрудников кадровых подразделений в связи со вступлением в силу федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сегодня эксперт СРОО «Народная инспекция труда» Николай ОРЛОВ более подробно расскажет, чем грозит кадровику невыполнение обязанностей во время и после проведения спецоценки рабочих мест в 2022 году.

Для отдельных категорий работников предусмотрены дополнительные льготы и компенсации. Классы вредных или опасных условий труда кадровик должен брать из карты аттестации или спецоценки. Например, если у сотрудника, в соответствии с установленным классом вредности, сокращенная рабочая неделя, а он хочет за доплату работать больше положенного времени, то следует составить дополнительное соглашение, в котором надо указать, сколько у работника будет часов в неделю и какая будет доплата. Изначально в трудовой договор подобную информацию включать нельзя.

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

До 31 декабря 2022 года в России действовал переходный период в отношении специальной оценки условий труда. Некоторым организациям разрешалось проводить ее поэтапно, другие пока что могли пользоваться результатами аттестации рабочих мест, проведенной ранее. Однако с 2022 года все эти послабления были ликвидированы: теперь каждая организация, которой уже исполнилось 12 месяцев, должна иметь корректно оформленные документы, подтверждающие выполнение СОУТ. При этом проводить спецоценку заново необходимо каждые пять лет. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 17 426-ФЗ, процедура должна проводиться во внеплановом порядке.

Поводом для наложения денежного штрафа за несоблюдение порядка организации СОУТ может стать любое невыполнение требований, установленных законодательством. Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям перед тем, как начинать работу в этом направлении, полезно ознакомиться с основными обязанностями, которые налагаются на работодателя в этом процессе. В их число входят:

Некоторые работодатели считают, что главное – провести спецоценку в положенные сроки: на качество выполнения работ и соблюдение правил, установленных законом 426-ФЗ и приказом Минтруда № 33н, контролирующие органы не обратят особого внимания. Это в корне неверно: чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно ознакомиться с содержанием части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. В этом разделе кодекса прямо сказано, что нарушение СОУТ и непроведение этой процедуры считаются равнозначными проступками, и за них предусмотрено одинаковое наказание.

При всем этом компания не вправе проводить специальную оценку самостоятельно: согласно 426-ФЗ она должна привлечь для этого специализированную организацию, внесенную в реестр Минтруда. Это означает, что работодателю необходимо со всей строгостью подойти к выбору исполнителя работ, чтобы найти ответственную и грамотную компанию с большим опытом, способную выполнить все требования действующего законодательства.

  • создание комиссии по проведению СОУТ внутри организации с подготовкой соответствующего приказа. Она должна утвердить список рабочих мест для проведения спецоценки и определить, какие из них являются аналогичными;
  • передача исполнителю работ полного пакета документов, необходимого для проведения спецоценки. В него могут войти эксплуатационная документация на оборудование, отчет о предыдущей оценке и другие документы;
  • составление графика проведения работ и его утверждение внутриорганизационным приказом. Для большей эффективности этот график следует составлять совместно с организацией-исполнителем;
  • своевременное утверждение отчета, подготовленного экспертной организацией. Если руководство компании не согласно с информацией, представленной в отчете, не стоит затягивать процедуру утверждения под надуманными предлогами: вместо этого необходимо действовать в порядке, предусмотренном приказом Минтруда № 709н. В нем описаны правила разрешения конфликтных ситуаций, связанных с проведением спецоценки;
  • подача декларации о соответствии рабочих мест действующим гигиеническим требованиям в территориальное подразделение ГИТ. Этот документ составляется только для мест, признанных оптимальными или допустимыми;
  • доведение до работников сведений о результатах оценки. Это необходимо сделать в письменном виде и получить от каждого работника его подпись, подтверждающую факт ознакомления. Если этого не сделать, высока вероятность получить штраф за неознакомление с СОУТ;
  • размещение данных об итогах процедуры на официальном портале компании, чтобы все заинтересованные лица могли ознакомиться с этой информацией;
  • передача соответствующих сведений в территориальное подразделение ФСС посредством заполнения формы 4-ФСС. Это необходимо для корректного расчета размеров основного и дополнительного страховых тарифов, уплачиваемых организацией;
  • внесение информации об итогах спецоценки в трудовые договоры с работниками;
  • предоставление предусмотренных законодательством гарантий и льгот работникам, которые трудятся во вредных и опасных условиях.

Спецоценка условий труда с 1 января 2022 года может проводиться только компанией с аккредитацией, занесенной в реестр субъектов, уполномоченных заниматься такой деятельностью. Всех представителей инспектирующей фирмы сертифицирует роструд. Наличие лаборатории для осуществления измерений или договора с субподрядчиком, имеющим ее, обязательно.

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

  • тем, у кого со времени предыдущей проверки прошло больше 5 лет;
  • организациям, у которых невыполненная спецоценка условий труда была обнаружена во время комплексной проверки вышестоящими органами;
  • предприятиям, нуждающимся во внеплановой СОУТ по причине изменения старых или возникновения дополнительных мест работы, модернизации оснащения, смены адреса.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2022 году

Осуществление СОУТ относится к обязанности каждого учреждения (ст. 212 ТК РФ). Целью спец-оценки является обеспечение безопасности персонала на работе, выявление гарантий и компенсационных выплат работающему лицу за вредные или опасные трудовые условия, предусмотренные ТК РФ.

Примечание. Если СОУТ проведена до 1.01.2022 года, нужно будет заполнить декларацию 4-ФСС за I квартал. Если времени для выполнения проверки не хватило, данные надо внести, начиная с декларации за I квартал. Кроме этого, нужно будет направить отчет в трудовую инспекцию.

  1. Учреждения, в прошедшее время не выполнившие АРМ либо период действия итогов аттестации завершен.
  2. Предприятия, где созданы новые места работы (без учета удаленной работы) или изменен производственный цикл.
  3. Также, рекомендуется осуществить СОУТ для рабочих мест, где трудится персонал, претендующий на преждевременную пенсию.
Читайте также:  Единовременная Выплата За Постановку На Учет До 12 Недель В 2022

Не каждый руководитель предприятия знаком с процессом аттестации рабочих мест (АРМ). Данная процедура является не простым алгоритмом, обязательным для любого учреждения. Исключением являются ИП, не имеющие наемного персонала. Целью такой процедуры является проверка производственных условий труда на их соответствие гос. нормативам (ст. 209 ТК РФ).

Сегодня, СОУТ выполняется на основании закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года вместо АРМ. Законодательными нормами определено, что к 01.01.2022 всем учреждениям и ИП, имеющим наемный персонал, требуется выполнить СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Законодатель установил пятилетний переходный период для поэтапного проведения СОУТ — он закончился 31 декабря 2022 года. Поэтому работодатели должны были провести специальную оценку рабочих мест до 1 января 2022 года. Но тем, кто провел СОУТ в 2022 году, до 31 декабря 2022 года надо заново проходить процедуру, потому что спецоценка проводится не реже чем один раз в пять лет.

Оценку условий труда проводятся на всех рабочих местах, которые включены в перечень. На аналогичных рабочих местах СОУТ достаточно сделать в отношении 20% от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Результаты будут распространяться на все аналогичные места. Если выяснится, что хотя бы одно рабочее место из числа тех, что ранее были признаны аналогичными, не является таковым, проверку проводят на всех рабочих местах.

Если СОУТ проводится у индивидуального предпринимателя, он сам должен обязательно войти в состав комиссии. Если спецоценка на микропредприятии, там может не быть возможности создать комиссию. В этом случае полномочия комиссии исполняет сам работодатель — индивидуальный предприниматель, руководитель организации или другой работник, уполномоченный работодателем.

  1. У исполнителя должна быть аккредитация — ее можно проверить на сайте Минтруда.
  2. В штате должны состоять не менее пяти экспертов, имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. Как минимум один из этих экспертов должен иметь высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.

В законе установлены права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей СОУТ. Указано, как должны применяться результаты оценки, а также перечислены мероприятия, которые обязательно необходимо провести. Закон регламентирует требования к организациям, имеющим право проводить СОУТ, и государственный контроль за спецоценкой.

Данная декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых она представляется (ч. 2 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н).

В целях обеспечения безопасности условий и охраны труда работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. п. 14 и 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Неисполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением, оно является оконченным с момента истечения этого срока.

Отметим, что представить данную декларацию — в интересах самого работодателя, поскольку декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). А по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет (п. 3 Информации Минтруда России «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)»).

Рострудом в период с января по июль 2022 года было оформлено более 6,5 тыс. постановлений в отношении как юридических, так и должностных лиц за нарушение порядка проведения спецоценки. В Ростовской и Свердловской областях, а также в Красноярском и Краснодарском краях служба зафиксировала максимальное число правонарушений в этой сфере.

За первые шесть месяцев 2022 года общая сумма штрафов, наложенных на работодателей за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда превысила 150,8 млн руб. Организации проводящие спецоценку условий труда, также были оштрафованы – сумма взыскания составила более 3 млн руб. Об этом сообщается на официальном сайте Минтруда России.

Напомним, что спецоценка условий труда для исследования рабочего места была введена 1 января 2014 года (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ и ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, далее – закон о спецоценке). При этом, если до 31 декабря 2013 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке). За исключением некоторых обстоятельств – например, при вводе новых рабочих мест, замены производственного оборудования, произошедшего несчастного случая и т. п. (ч. 1 ст. 17 закона о спецоценке).

Напомним, что с 1 января 2022 года вступила в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ, на основании которой Роструд начал применять новую систему штрафов за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Нарушение работодателем установленного порядка или непроведение спецоценки условий труда на рабочих местах влечет за собой: для должностных лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; для ИП – штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб.; для организаций – штраф в размере от 60 тыс. до 80 тыс. руб.

Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 – 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27.1 КоАП РФ). В сравнении с прежними показателями суммы санкций значительно возросли: штраф за аттестацию рабочих мест в 2022 году составлял 1-5 тысяч рублей для ИП и 30-50 для организаций.

Читайте также:  Установка световой пломбы по омс в санкт-петербурге в поликлинике

Некоторая экономия возможна при наличии аналогичных (равнозначных) рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух). Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов грядущие штрафы за специальную оценку условий труда.

При систематических нарушениях штраф за непроведение СОУТ для юридических лиц вырастают до 200 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц – до 40 тысяч. Альтернативой может стать приостановка деятельности предприятия до 90 суток и дисквалификация должностных лиц на срок до 3х лет.

При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев. В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за непроведение ооцнки условий труда на рабочих местах. Это относится, в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.

Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму от 3000 рублей за каждое рабочее место.

Какую ответственность несет работодатель за непроведение специальной оценки условий труда

С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое. Можно предположить, что работодатели ранее позволяли себе нарушать трудовое законодательство только потому, что размеры штрафа за нарушения, выявленные в области охраны труда (ОТ, – ред.), не были столь существенны. Так, при непроведении АРМ индивидуальному предпринимателю (ИП, – ред.) прежде выписывалось предупреждение или административный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей, юридическому лицу – от 30 до 50 тыс. рублей. За аналогично выявленное правонарушение ИП назначался штраф от 10 до 20 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком от 1 года до 3-х лет, юридическому лицу – от 50 до 70 тыс. рублей или приостановление деятельности на то же срок, что и для ИП.

  • Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
  • Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

СОУТ выполняется независимой экспертной комиссией. Основная задача — выявление или подтверждение факторов, на основании которых производству может быть присвоен повышенный класс вредности или опасности. При наличии таковых комиссия проводит необходимые обследования, замеры и другие действия, направленные на определение степени вредности.

  • анализ условий на соответствие санитарным нормам;
  • оценка нагрузок на организм, тяжести перемещаемых грузов;
  • анализ нагрузки на интеллект, потока информации, стресса, монотонности работы;
  • анализ графика: соотношения отдыха и работы, времени начала и конца трудового дня, наличия перерывов;
  • осмотр техники, инструментов.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

Наименования и коды производства, цеха (отдела), участков (бюро, сектора), рабочего места заполняются в соответствии с имеющейся в организации системой кодирования. Указывается количество аналогичных рабочих мест с идентичными условиями труда и их коды. Каждому рабочему месту присваивается, при необходимости, номер в виде одиннадцатизначного кода:

Производственные процессы связаны со многими факторами, степень воздействия которых регламентирована в санитарных нормах. Опасные и вредные, влияние которых оценивается в процессе аттестации, не должны выходить за рамки, прописанные в нормативах. Рассматривают:

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2). Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Обязанность работодателей по проведению аттестации рабочих мест

По результатам аттестации разрабатывается план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В плане указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. В соответствии со ст. 226 Трудового кодекса финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работодателю следует помнить, что несоблюдение законодательства о труде и об охране труда влечёт в соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность, как юридического лица так и должностных лиц, допустивших нарушения. Административный штраф на должностных лиц — в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Информацию об аккредитованных организациях, имеющих право на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, и включенных в специальный Реестр, можно получить на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на странице: https://rao.rosminzdrav.ru/

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации с сопроводительным письмом, оформленном на бланке работодателя.

Аттестация рабочих мест по условиям труда как установленная нормативными актами процедура является основным средством для получения объективной оценки состояния условий труда работников, выявления вредных и (или) опасных производственных факторов на их рабочих местах.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус