Штраф за непредоставление счетов-фактур контрагенту

Штраф за непредоставление счетов-фактур контрагенту

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговый орган имеет право истребовать у организации любую информацию и документы, касающиеся взаимоотношений с контрагентом, а организация, в свою очередь, обязана их представить.
В то же время налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) вне рамок проведения налоговых проверок только при возникновении обоснованной необходимости относительно конкретной сделки (сделок) и при указании сведений, позволяющих идентифицировать эту сделку (сделки).
Если налоговый орган вне рамок проведения проверок запрашивает документы без признаков идентификации, а ООО посчитает, что эти сведения не связаны с ее контрагентом и в связи с этим данные требования не соответствуют закону, ООО следует в течение срока, указанного в Требовании о представлении документов (информации), направить ответ, из которого (в части указанных сведений) следовало бы, что ООО не отказывается от представления документов (сведений), но просит привести данные требования в соответствие с законом в целях обеспечения возможности исполнить их.

К сведению:
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, письма Минфина России от 10.07.2022 N 03-02-08/43465, ФНС России от 27.06.2022 N СА-4-9/12220@, от 27.06.2022 N ЕД-4-2/12216@, определение ВС РФ от 16.11.2022 N 309-КГ18-18488, постановление Девятнадцатого ААС от 05.11.2022 N 19АП-6102/19)).
В свою очередь, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации, в том числе относительно конкретной сделки вне рамок налоговой проверки, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Помимо штрафа за непредставление документов и информации, на должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере 300-500 руб. (п. 4 ст. 108 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Обоснование позиции:
1. Одним из мероприятий налогового контроля, предусмотренного главой 14 НК РФ, является истребование налоговым органом документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках у контрагентов или иных лиц. Порядок их истребования установлен статьей 93.1 НК РФ.
При этом налоговые органы истребуют документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией) как при проведении налоговых проверок (рассмотрении материалов налоговых проверок) на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ, а также при возникновении обоснованной необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговой проверки у участников сделки или иных лиц, располагающих документами (информацией) по сделке на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
Как следует из п. 3 ст. 93.1 НК РФ, налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, производит истребование документов и информации у контрагентов проверяемого лица (иных лиц) не самостоятельно, а через налоговый орган, в котором этот контрагент (иное лицо) состоит на налоговом учете.
В целях истребования вне рамок проведения налоговых проверок документов (информации) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п.п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ) требование о представлении документов (информации) направляет налогоплательщику налоговый орган по месту его учета. Основанием для направления такого требования является поручение налогового органа, осуществляющего контрольные мероприятия в отношении проверяемого контрагента. В этом случае к требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации), в котором указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ, п. 3 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного приказом ФНС России от 07.11.2022 N ММВ-7-2/628@ (далее — Порядок), п. 8.2 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (далее — письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@) (смотрите также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 N А29-8136/2011 и от 06.06.2012 N А29-7946/2011, ФАС Дальневосточного округа от 15.02.2012 N Ф03-6511/2011, ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 N Ф06-7328/11 по делу N А72-8582/2010, ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2011 N Ф07-1984/11 по делу N А56-36253/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2009 N Ф04-3976/2009(10033-А27-41), от 02.02.2009 N Ф04-8010/2008(18346-А46-41)).
Указания на то, что в требовании о предоставлении документов (информации) должны быть указаны наименование, реквизиты и иные индивидуализирующие признаки истребованных документов, период, к которому они относятся, а также при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов, содержатся в письмах Минфина России от 25.06.2007 N 03-02-07/2-106 и от 26.07.2007 N 03-02-07/1-348. Аналогично Минфин России в письме от 15.10.2022 N 03-02-07/1/73833 указал, что в случае возникновения обоснованной необходимости получения документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговые органы не вправе истребовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке.
Кроме того, согласно форме требования о представлении документов (информации), приведенной в приложении 17 к Приказу ФНС России от 07.11.2022 N ММВ-7-2/628@, в случае истребования налоговым органом информации относительно конкретной сделки должны указываться сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Таким образом, в случае если у налогового органа необходимость получения дополнительной информации возникла вне рамок проведения налоговых проверок, то, соответственно, направляемые требования должны отвечать положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ (то есть должны содержать обоснование необходимости получения информации относительно конкретной сделки и позволять ее идентифицировать) (определение ВАС РФ от 31.01.2013 N ВАС-16732/12 по делу N А51-6351/2012). В противном случае они нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по представлению документов, не предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ (смотрите, к примеру, постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 N Ф03-5016/2012, АС Западно-Сибирского округа от 13.06.2022 N Ф04-1488/2022, ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2012 N Ф01-2084/12).
Вместе с тем отмечаем, что в определении ВС РФ от 26.10.2022 N 302-КГ17-15714 указано, что статья 93.1 НК РФ не устанавливает обязанности указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении. Нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам.
Из приведенного содержания полученного Требования о предоставлении документов (информации) следует, что в нем отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать сделку с контрагентом ООО, в отношении которой запрашивается информация.
Подпунктом 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам. Поэтому считаем, что, если в требовании налогового органа перечислены документы (информация), не относящиеся к деятельности налогоплательщика, организация вправе такое требование не выполнять и представить только те документы (материалы), которые четко идентифицированы (например, в п. 1.3 рассматриваемого Требования о предоставлении документов (информации) указаны конкретные реквизиты (номер, дата) необходимых налоговому органу счетов-фактур).
Из этого, на наш взгляд, следует, что в рассматриваемой ситуации существуют предпосылки для признания полученного ООО Требования о представлении документов (информации) неправомерным (в определенной части) и, соответственно, для его неисполнения, однако данную точку зрения Обществу, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.
Если же ООО не хочет вступать в спор с налоговыми органами, но считает, что запрашиваемые документы (информация) не идентифицируют сделки между ООО и его контрагентом, и в связи с этим данные требования не соответствуют закону, то, по нашему мнению, организации следует в срок, указанный в Требовании о предоставлении документов (информации), направить ответ, из которого (в части указанных документов (информации)) следовало бы, что организация не отказывается от представления документов (информации), но просит привести данные требования в соответствие с законом в целях обеспечения возможности исполнить их.
2. При этом отмечаем, что налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по периоду, за который могут быть истребованы документы вне рамок проведения налоговой проверки, поэтому формально налоговым органом могут быть затребованы документы за любой период, если они имеют отношение к конкретной сделке. При этом, как указывается в постановлении Пятого ААС от 10.08.2012 N 05АП-6055/12, в полномочия налогоплательщика не входит оценка степени обоснованности возникшей у налогового органа необходимости получения информации.
Согласно официальным разъяснениям перечень истребуемых документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, законодателем не ограничен. К таким документам относятся любые документы (полагаем, в том числе и деловую переписку и копии доверенностей), содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки (письма Минфина России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869, от 09.10.2012 N 03-02-07/1-246, от 19.05.2010 N 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438, ФНС России от 24.08.2022 N АС-4-2/14873).
В постановлении Девятнадцатого ААС от 05.11.2022 N 19АП-6102/19 суд, сославшись на разъяснения ВС РФ (определение от 26.10.2022 N 302-КГ17-15714 по делу N А19-22283/201), отметил, что норма ст. 93.1 НК РФ не содержит ограничений по составу документов и информации, которую налоговый орган в каждом конкретном случае определяет самостоятельно и истребует у контрагента налогоплательщика при соблюдении правил истребования таких документов и информации.
Полагаем также, что организации при подготовке ответа (документов и информации) следует учесть информацию, содержащуюся в письме от 27.06.2022 N ЕД-4-2/12216@, где налоговая служба подчеркивает, что истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков на действия налоговых органов, снижению репутации ФНС. Налоговый орган, истребующий на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ значительное количество документов (большой объем информации), должен быть готов аргументированно ответить вышестоящему налоговому органу или в суде (при возникновении досудебного или судебного спора), а также при проведении аудиторских проверок внутреннего аудита на все вопросы, возникающие в связи с такими обстоятельствами. На основании изложенного ФНС в указанном письме сообщает о необходимости при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проверок, не обусловленных целями и задачами налогового контроля.
3. Относительно требования о предоставлении карточек бухгалтерских счетов отметим, что имеет место позиция, согласно которой такие карточки не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и её контрагентом. Карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении её контрагента. Следовательно, непредставление карточек счетов бухгалтерского учёта не образует состав правонарушения (смотрите Вопрос: при проведении налоговой проверки проверяющие потребовали представления карточек бухгалтерских счетов по расчётам с контрагентом. Проверяющая организация отказалась представить карточки бухгалтерских счетов. Насколько правомерно наложение штрафа по статье 129.1 НК РФ? («Практический бухгалтерский учет», N 1, январь 2014 г.)).
ФАС Поволжского округа в постановлении от 26.08.2013 по делу N А65-25346/2011 также указывал, что оборотная ведомость по субсчетам, документы, подтверждающие исполнение договоров: путевые листы, доверенности на получение товара, акты приема-передачи, регистры бухгалтерского и налогового учета, отражающие операции по реализации товаров (работ, услуг) и оплате на счетах бухгалтерского учета, карточки по бухгалтерским счетам N 50; 58; 60; 62; 68; 76; 90 являются внутренними учетными документами заявителя, содержащими в себе сведения о деятельности и налоговых обязательствах непосредственно заявителя, но не проверяемых налогоплательщиков. В соответствии с пп. 11 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе не исполнять неправомерные требования налоговых органов.
Отметим также, что суды принимают довод налогового органа о том, что если налогоплательщик не представил переписку с контрагентами и при этом есть другие доказательства недобросовестности, то спорные сделки фиктивны (например, постановление АС Уральского округа от 08.02.2022 N Ф09-11930/16). В постановлении АС Московского округа от 08.02.2022 N Ф05-22343/2022 суд отметил, что организация не представила деловую переписку, из которой можно было бы установить факт, что она получила учредительные документы на момент подписания договоров, это свидетельствует о том, что налогоплательщик не проявил осмотрительности. Суды не раз указывали, что организация, которая заключает сделки на крупные суммы, должна вести деловую переписку с контрагентами. Иное не соответствует обычаям делового оборота и ставит реальность сделки под сомнение (например, постановление АС Уральского округа от 27.02.2022 N Ф09-432/17).

Читайте также:  Транспортной Налог Воронежской Облости Льготы Для Пенсионеров

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке;
— Энциклопедия решений. Поручение налогового органа, проводящего налоговую проверку, об истребовании документов (информации) у третьих лиц (по встречным проверкам);
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
— Энциклопедия решений. Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке;
— Энциклопедия решений. Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений налоговому органу (п.п. 1 и 2 ст. 129.1 НК РФ).

«Письма Минфина в первую очередь являются разъяснительными комментариями, но никак не законными или же подзаконными актами. Руководствоваться мнением чиновников в данном вопросе или же своими собственными соображениями — личное дело каждого налогоплательщика. Более того, письмо Минфина от 26.08.2010 № 03−07−11/370 устарело: оно не имеет отношения к нынешней редакции НК, так как в тексте письма имеется прямая ссылка на редакцию кодекса, действующую до 01.01.2010», — объясняет Тамара Мокеева.

Арбитражная судебная практика сегодня также как правило складывается в пользу налогоплательщика. Если налоговая все же видит факт нарушения регламента Налогового кодекса и отказывает в вычете, то суд чаще всего считает иначе. Например, показательным было дело № Ф09-10201/07-С2. Федеральный арбитражный суд Уральского округа указал на то, что согласно тексту ст. 168 Налогового кодекса содержащиеся в ней правила в отношении расчетных и первичных учетных документов относятся к документам, исходящим от продавца. Поэтому нарушение контрагентами указанных правил не является основанием для отказа в принятии к вычету налога, уплаченного на основании таких счетов-фактур. В постановлении ФАС Московского округа от 23.12.2011 по делу № А40-142945/10-118-831 суд также отметил, что «согласно ст. 169 НК РФ нарушение предусмотренного п. 3 ст. 168 НК РФ пятидневного срока не предусмотрено в качестве основания для отказа в применении налоговых вычетов».

Разрешая подобные налоговые споры, арбитражные суды руководствуются прежде всего прямым чтением Налогового и Гражданского кодексов. А в п.3 ст. 168 НК РФ всего лишь сказано, что продавец должен составить счет-фактуру в течение пяти дней. То есть эта норма регламентирует действия продавца. Ничего другого это не означает.

В конце концов, в том же письме Минфин и сам уведомляет, что «направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».

Согласно п.3 ст.168 НК РФ продавец обязан выставить счет-фактуру в течение 5 дней с момента отгрузки товаров или выполнения работ (услуг). По мнению Минфина, нарушение срока влечет за собой отказ в вычете входящего НДС. В электронном счете-фактуре, в отличие от бумажного, дата выставления фиксируется оператором электронного документооборота. Однако реальных оснований для утраты права на вычет нет, считают эксперты.

Налоговая ывает, если нет счета-фактуры

То обстоятельство, что второй экземпляр не был выдан покупателю либо выдан, а покупатель его не получил (например, по вине курьера, почты и т. п.), в данном случае значения не имеет. Ведь грубое нарушение — это не «невыдача счета-фактуры покупателю», а отсутствие счета-фактуры у поставщика.

Практика показывает, что некоторые инспекции умудряются применять сразу 2 статьи за одно и то же неправомерное действие. Это неправильно, так как за одно и то же правонарушение нельзя наказывать дважды. Об этом, во-первых, сказано в пункте 2 статьи 108 Налогового кодекса. Во-вторых, существует Определение КС РФ от 18.01.2001 № 6-О о том, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания для привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

Прежде всего начнем с определения налоговой санкции ( п. 1 ст. 114 НК РФ) . Это мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Таким образом, оштрафовать организацию можно лишь в том случае, если она (и только она) допустила налоговое правонарушение, то есть осуществила противоправные налоговому законодательству действия. А когда компания не получает от поставщика счета-фактуры и лишается тем самым права на вычет, ее вины в этом нет, а значит, она не совершает налогового правонарушения. Этот вывод подтверждает еще одна норма главного налогового документа, которая гласит, что нельзя привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины плательщика ( ст. 109 НК РФ) . Кроме того, из содержания самой статьи 120 Налогового кодекса четко следует, что штраф полагается за «грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения». То есть все те нарушения, которые относятся к грубым, в том числе отсутствие счетов-фактур, должна совершить организация, но никак не ее контрагент. Только тогда к ней может быть применима штрафная санкция. Еще одним доводом в пользу плательщика служит тот факт, что отсутствие счета-фактуры не привело к занижению налоговой базы по НДС у покупателя, так как никакого вычета им предъявлено не было.

Вполне закономерен вопрос: как организациям-покупателям подстраховать себя от подобного поведения поставщиков? Самым простым и действенным способом, на наш взгляд, является включение в договор 2 условий. Первое — обязательство поставщика выдать счет-фактуру в определенные договором сроки. Второе — установление ответственности за нарушение первого условия. Сумму «наказания» можно определить, к примеру, в размере «налоговой потери», то есть в сумме НДС. Обратите внимание, что такая своеобразная неустойка облагаться НДС не будет, но включить ее во внереализационный доход покупателю придется ( п. 3 ст. 250 НК РФ ).

С точки зрения Налогового кодекса проверяющие правы, ведь подобное нарушение действительно относится к грубым и за него предусмотрены денежные взыскания (штрафы). Кроме того, законодатель ничего не говорит об исключениях, связанных с тем, что в отсутствии счета-фактуры виноват поставщик. Не является смягчающим и то обстоятельство, что покупатель остался без вычета по НДС. Однако является ли позиция налоговиков бесспорной? Позвольте не согласиться.

2. Одни суды говорят, что такие исковые требования правомерны и удовлетворяют их (см., например, Постановление АС СЗО от 20.06.2022 по делу № А67-8181/2022, Определение ВС РФ от 14.11.2014 г. по делу № А40-166174/2013, Постановление ФАС МО от 10.02.2012 г. по делу № А40-24857/11-62-213).

Ниже предложен перечень вариантов действий, которые может предпринять налогоплательщик, чтобы защитить свои права в подобных ситуациях. При этом практически все они, к сожалению, связаны с высокими временными издержками. Буду очень признателен, если кто-то из коллег поправит меня, или же предложит свои варианты разрешения проблемы.

Итог: ни один из вышеперечисленных вариантов действий не дает 100% гарантии, что права налогоплательщика будут защищены. В каждом конкретном случае все зависит от усмотрения суда, поскольку данная проблема законодательно никак не урегулирована.

2.1. Во-первых, налогоплательщик может заявить, что счет-фактура не является единственным документом, подтверждающим право на вычет по НДС. Иногда суды поддерживают такую позицию налогоплательщиков (см., например, Определение КС РФ от 02.10.2003 № 384-О (косвенно, поскольку в акте шла речь об аренде государственного, а также муниципального имущества, хотя некоторые суды ссылаются на данную правовую позицию применительно к реализации товаров (работ, услуг), Постановление ФАС МО от 19.11.2009 по делу № А40-6008/09-91-71, Постановление Десятого ААС от 03.11.2010 по делу № А41-27558/08 (в нем как раз содержится ссылка на вышеуказанное постановление КС РФ), Постановление ФАС ВСО от 20.08.2007 № А33-20481/06).

3. Однако существует и противоположенная судебная практика (см., например, Постановление ФАС МО от 19.11.2009 по делу № А40-6008/09-91-71, в котором суд указал, что счет-фактура не является единственным документам, подтверждающим право на вычет по НДС, поэтому убытки у истца не могли возникнуть, а также решение АСГМ от 23.03.2012 г. по делу № А40-143191/10-28-1189).

Ответственность предусмотрена и в том случае, если плательщик не отправил в налоговую службу электронную квитанцию о получении запроса. В этом случае может быть заблокирован расчетный счет компании, что влечет за собой невозможность совершения платежей к нему.

● 5 дней, если ФНС запрашивает документы по сделке при проведении встречной проверки;
● 10 дней, если они запрашиваются в рамках проводимой проверки;
● 10 дней, если у компании налоговая запрашивает сведения относительно конкретной операции;
● 20 дней, если документация запрашивается у консолидированной группы налогоплательщиков;
● 30 дней, если документы должна предоставить иностранная компания.

Субъект предпринимательства освобождается от уплаты налогов в случае, если он допустил нарушение по независящим от него причинам. Например, запрошенные первичные документы были уничтожены во время аварии, пожара, стихийного бедствия. В этом случае факт уничтожения должен быть подтвержден соответствующими актами или справками.

Принудительное изъятие документов предусмотрено в случае, если плательщик отказывается их предоставить добровольно. Это право налоговой службы закреплено в статье 94 НК. Для получения права на выемку налоговая должна получить отказ от руководителя компании или плательщик должен нарушить сроки предоставления документов.

  1. По ст. 126 НК в отношении проверяемой компании. Субъект предпринимательства штрафуется в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Если документацию, отражающую налог на прибыль, не подает иностранная компания, санкция статьи предусматривает штраф в размере 100 тыс. рублей.
  2. По ст. 126 НК, если запрос касается сделки с контрагентом. Неподача или нарушение срока подачи документов наказывается штрафом в размере 10 тыс. рублей.
  3. По статье 129.1 НК. С компании взимается штраф в размере 5 тыс. рублей, если это нарушение совершено впервые и 20 тыс., если запрашиваемые сведения не предоставлены второй раз в течение года с момента совершения первого нарушения.
Читайте также:  Сельский Дом Заявление

Ответственность организации за отсутствие журнала учета полученных счетов-фактур

Общая система налогообложения характеризуется уплатой организацией налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость. Объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость указан в ст. НК РФ, налоговая база – в ст. 153 НК РФ. Согласно п. 3. ст. 169 НК РФ налогоплательщик должен выставлять счет-фактуру, заполнять журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в случаях совершения операций, которые должны быть признаны объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, в случаях совершения операций, которые не подлежат налогообложению по налогу на добавленную стоимость (освобождаемых от налогообложения) согласно ст. 149 НК РФ, в случае исполнения покупателем (арендатором) обязанностей налогового агента при совершении сделок с иностранными контрагентами или с государством (муниципальными образованиями).

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»;
  • Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде»;
  • Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@ «Об утверждении кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур»;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.09.2006 г. по делу № А13-2417/2006-19;
  • Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2007 № 09АП-11618/2007-АК по делу № А40-18613/07-151-121;
  • Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу № А56-11653/2008.

    Счет-фактура не должен заполняться, также не должны вноситься записи в журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в случаях реализации ценных бумаг (исключение – брокерские, посреднические услуги за рядом изъятий), юридическими лицами, осуществляющими банковскую деятельность, и иными лицами и в случаях, указанных в п. 4 ст. 169 НК РФ. Форма журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и правила его ведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Согласно указанному документу ведется не журнал учета входящих счетов-фактур, а журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, который состоит из двух частей: выставленные счета-фактуры и полученные счета-фактуры. Допускается ведение журнала в электронном виде в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде». Коды видов операций, необходимые для заполнения журнала, утверждены Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@ «Об утверждении кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур».

    Налоговый орган в случае проведения налоговой проверки имеет право в соответствии со ст. 93 НК РФ истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для проверки. В числе таких документов налоговый орган может указать журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур. Непредставление журнала в установленный налоговым органом срок повлечет ответственность по п. 1 с. 126 НК РФ, что влечет штраф в размере двести рублей за каждый непредставленный документ.

    Сам факт отсутствия ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, возможно, наряду с прочими нарушениями, может быть признан налоговым органом грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что повлечет, в зависимости от длительности нарушения, ответственность организации по ч. 1 или 2 ст. 120 НК РФ (штраф от десяти до тридцати тысяч рублей). Возможность такого исхода подтверждена судебной практикой (например, см. постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.09.2006 г. по делу № А13-2417/2006-19).

    В том случае, когда тот или иной плательщик налогов имеет право на сдачу налоговой отчётности на бумаге, налоговики обязаны направлять ему требования о представлении документов на бумажном носителе посредством пересылки заказным письмом с использованием услуг Почты России или нарочно курьерской службой. При этом отмечается, что такой плательщик освобождается от обязанности обеспечить возможность получать электронных требований от ИФНС через оператора ЭДО.

    Пункт 2 статьи 93 Налогового Кодекса Российской Федерации регулирует порядок подачи форматных электронных документов – согласно положениям данной статьи, посредством ЭДО плательщик имеет право предоставить либо электронную форму документа установленного формата (в частности, счёта-фактуры), либо сканированные копии бумажных документов.

    В том случае, когда плательщик предпочитает воспользоваться своим правом предоставления документации на бумажном носителе, он в личном порядке, или через представителя, или посредством отправки заказным письмом при помощи соответствующей услуги Почты России, направляет в ИФНС заверенные копии документов, составленных на бумажном носителе.

    Статьёй 23 (п.5.1) НК РФ закрепляется обязанность налогоплательщика обеспечить себе техническую возможность для получения от представителей ИФНС документации в электронном виде посредством телекоммуникационной связи с помощью того или иного оператора электронного документооборота (ЭДО). С этой целью плательщик налогов обязуется заключить договор с тем или иным оператором ЭДО, а впоследствии получить от него квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Все эти операции необходимо осуществить на протяжении не более, чем 10 дней с момента принятия налогоплательщиком на себя ответственности по сдаче отчётности в электронной форме.

    Статьи Налогового Кодекса не регулируют способ представления запрошенных налоговиками документов, в том случае, когда они изначально были составлены в электронном формате, но не по установленному формату (например, д оговоры). При этом, согласно положениям Налогового Кодекса Российской Федерации, если так называемые «неформатные» документы после составления были подписаны электронной подписью и переданы контрагенту посредством системы ЭДО, они являются юридически значимыми.

    Счет-фактура не является ни вещью, которую ответчик был обязан передать истцу, ни принадлежностью товара, ни документом, относящимся к товару. Кроме того, условиями договора прямой обязанности по передаче ответчиком счета-фактуры также не установлено, а значит у него отсутствует гражданско-правовое обязательство по передаче счета-фактуры, говорится в решении суда.

    Одна компания через суд пыталась принудить другую компанию выдать накладную и счет-фактуру на товар, за который было заплачено 720 тыс. рублей. Добровольно фирма-продавец отказалась передать покупателю вышеназванные документы, ограничившись актом приемки-передачи ТМЦ.

    Согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

    — Просто забудь все, что между нами было.
    — В смысле? А как же счет-фактура по приобретенной у вас же продукции?
    — Забудь. Если поставщик не предоставил вам счет-фактуру по приобретенному товару и этого не было в условиях договора — просто забудьте и про все, что между вами было, и про возможность получить вычет НДС. Я фигею, дорогая редакция. как оказалось, выставить сч-ф это не обязанность, определенная законом, а договорные отношения))) — Ольга Александрова

    Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой

    1. При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
    2. При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
    3. Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
    4. Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.

    1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.

    • будут испорчены отношения с клиентом, которому налоговики откажут в вычете по НДС или не зачтут «прибыльные» расходы;
    • ИФНС может включить организацию в план выездных проверок на основании п. 9 р. 4 Концепции (утв. приказом ФНС № ММ-3-06/333@), тем более что отсутствие каких-либо сведений, по мнению ревизоров, говорит о беспорядке в документообороте предприятия, а значит, контрольное мероприятие однозначно будет успешным.

    Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.

    В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2022 № Ф10-3293/2022). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.

    Какой штраф грозит за отсутствие счетов-фактур

    Срок выставления корректировочных счетов-фактур – 5 дней со дня составления документов, подтверждающих согласие покупателя на изменение стоимости товаров (п. 3 ст. 168 НК РФ). Такими документами могут выступать, например, дополнительные соглашения к договору. В случае же получения продавцом таких документов по почте срок на выставление корректировочного счета-фактуры начинает течь со дня получения таких документов.

    Счет-фактура нужен покупателям товаров, работ, услуг и имущественных прав для получения вычетов по НДС. Отсутствие у организации счета-фактуры повлечет невозможность получения вычетов. За отсутствие счетов-фактур ответственность несут не только организации, но и их бухгалтеры.

    Ответственность бухгалтеров наступает по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности. Штраф за данные нарушения назначается в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а за повторное нарушение — от 10 000 до 20 000 рублей.

    Нарушение обязанности по выставлению счетов-фактур может иметь конкретную цену

    Согласно принципу свободы договора, закрепленному в п. 2 ст. 1 и п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе догово­ров, в том числе путем определения условий договора по своему усмотрению, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иным правовым актом. Таким образом, для разрешения вопроса о допустимости включения в договор гражданско-правового характера условия о неустойке за ненадлежащее оформление и (или) несвоевременное оформление счета-фактуры необходимо определить, не противоречит ли такое условие действующему законодательству. В действующем законодательстве такой запрет не закреплен, потому логично сделать вывод, что санкции за ненадлежащее и (или) несвоевременное оформление счетов-фактур могут быть предусмотрены гражданско-правовым договором. Однако такое толкование приведенных норм ГК РФ не однозначно.

    Однако суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с указанным выводом арбитражного суда. Договором было предусмот­рено, что в случае непредставления поставщиком покупателю надлежаще оформленного счета-фактуры поставщик обязан уплатить неустойку в фиксированном размере за каждый день просрочки. При этом покупатель вправе приостановить оплату по догово­ру и получение товара от поставщика. Кроме того, покупатель в одностороннем порядке вправе был уменьшить суммы платежей за товар на сумму штрафных санкций, подлежащих уплате поставщиком. Выводы суда первой инстанции о признании перечисленных условий недействительными Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд и ФАС Поволжского округа посчитали основанными на ошибочном толковании норм права и не противоречащими принципу свободы договора. Перечисленные условия определяют порядок расчетов между сторонами по гражданско-правовому до­говору и не нарушают норм гражданского законодательства (постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.2013 по указанному делу). Отметим, что кассационным судом дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который прекратил производство по делу в связи с утверждением мирового соглашения (Определение Арбитражного суда Рес­публики Татарстан от 26.09.2013 по указанному делу).

    Действующим законодательством правомерность подобного рода требований напрямую не подтверждается, но и запрета на их предъявление в законодательстве нет. Потому у компаний и предпринимателей, оказавшихся в рассмотренной ситуации, возникают закономерные вопросы. Должен ли продавец платить договорную неустойку за ненадлежащее и (или) несвое­­временное оформление счетов-фактур, и вправе ли покупатель требовать такую неустойку? Может ли покупатель потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных вследствие неправильного оформления счетов-фактур, по которым налоговым органом отказано в применении налогового вычета по НДС? В настоящее время искать на них ответы можно лишь в судебной практике.

    ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 27.05.2008 № Ф08-2872/2008 по данному делу отметил, что неуказание в счете-фактуре информации, не предусмотренной п. 5 и 6 ст. 169 «Счет-фактура» НК РФ, не свидетельствует о его ненадлежащем оформлении. Логика суда кассационной инстанции понятна, ведь согласно абз. 3 п. 2 ст. 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 и 6 указанной нормы НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету сумму НДС, предъявленную продавцом. Иными словами, в этом случае счет-фактура является надлежаще оформленным при указании сведений содержащихся в п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.

    Кроме того, различают договорную и законную неустойку. Договорная неустойка, которая как раз может обеспечивать исполнение обязанности поставщика выставить счет-фактуру покупателю, представляет собой предусмотренную в договоре денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

    Ответственность организации за отсутствие журнала учета полученных счетов-фактур

    Счет-фактура не должен заполняться, также не должны вноситься записи в журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в случаях реализации ценных бумаг (исключение – брокерские, посреднические услуги за рядом изъятий), юридическими лицами, осуществляющими банковскую деятельность, и иными лицами и в случаях, указанных в п. 4 ст. 169 НК РФ. Форма журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и правила его ведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Согласно указанному документу ведется не журнал учета входящих счетов-фактур, а журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, который состоит из двух частей: выставленные счета-фактуры и полученные счета-фактуры. Допускается ведение журнала в электронном виде в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде». Коды видов операций, необходимые для заполнения журнала, утверждены Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@ «Об утверждении кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур».

    Отсутствие в организации журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур может сослужить дурную службу организации. В случае налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур и, в случае непредоставления указанного документа в срок, привлечь организацию к налоговой ответственности. Впрочем, штраф за данное правонарушение не большой.

    Налоговый орган в случае проведения налоговой проверки имеет право в соответствии со ст. 93 НК РФ истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для проверки. В числе таких документов налоговый орган может указать журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур. Непредставление журнала в установленный налоговым органом срок повлечет ответственность по п. 1 с. 126 НК РФ, что влечет штраф в размере двести рублей за каждый непредставленный документ.

    Налоговое законодательство предусматривает различные системы налогообложения (налоговые режимы): общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.

    Общая система налогообложения характеризуется уплатой организацией налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость. Объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость указан в ст. НК РФ, налоговая база – в ст. 153 НК РФ. Согласно п. 3. ст. 169 НК РФ налогоплательщик должен выставлять счет-фактуру, заполнять журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в случаях совершения операций, которые должны быть признаны объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, в случаях совершения операций, которые не подлежат налогообложению по налогу на добавленную стоимость (освобождаемых от налогообложения) согласно ст. 149 НК РФ, в случае исполнения покупателем (арендатором) обязанностей налогового агента при совершении сделок с иностранными контрагентами или с государством (муниципальными образованиями).

    Организации, применяющие ЕНВД

    В Эльбе есть готовый шаблон счёта. Выберите контрагента, укажите товары или услуги, их количество, и документ готов.

    • Предмет договора: какой результат сделки.
    • Сумма договора и порядок расчёта: когда и сколько платить.
    • Права и обязанности сторон: как происходит работа.
    • Ответственность сторон: что будет, если вы или партнёр нарушите сроки.
    • Порядок изменения и расторжения договора: как расторгнуть договор или принять к нему дополнительные соглашения.
    • Реквизиты сторон: какие у вас и партнёра расчётные счета, ИНН, ОГРН и адреса.

    Корректировки связаны с тем, что с 01.01.2022 года вступают в силу поправки в НК. Теперь ИП на ЕНВД смогут уменьшать «вмененный» налог на фиксированные страховые взносы, уплаченные за себя, даже если предприниматель производит выплаты и иные вознаграждения физлицам (ст.1 Федерального закона от 02.06.2022 № 178-ФЗ

    Если у продавца нет оснований оформить чек или выставить БСО, он может составить счет-фактуру для себя и зарегистрировать его в книге продаж. Письменное согласие сторон сделки на несоставление счетов-фактур можно оформить и в электронном виде при условии его заверения электронной подписью.

    Для оформления электронного счета-фактуры нужно согласие обеих сторон. Стороны должны иметь оборудование и другие возможности для работы с электронными счетами-фактурами. Счета-фактуры в электронном виде могут выставлять продавцы, комиссионеры, налоговые агенты и агенты, продающие или приобретающие от своего имени товары для принципала.

    Отменен штраф 850 тыс

    Были приведены доводы в обоснование обстоятельств, свидетельствующих о невозможности представления в 10-дневный срок документов (информации), как: огромный объем истребуемых документов, ограниченность трудовых ресурсов Компании по подбору и изготовлению копий документов, отсутствие в достаточном количестве копировальной техники, нахождение сотрудников бухгалтерии в отпусках. Кроме того, налоговому органу было предложено ознакомиться с подлинниками истребуемых документов.

    Налоговая инспекция на основании п. 1 ст. 101.4 НК РФ составила акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях и предложила привлечь Компанию к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа на общую сумму 850 тыс. руб. Возражения по актам не были удовлетворены инспекцией, поэтому решения налогового органа о привлечении к ответственности были обжалованы налоговыми юристами в вышестоящий налоговый орган.

    Вышестоящий налоговый орган полностью удовлетворил жалобы Компании, отметив что, в рассматриваемой ситуации в нарушение правовых подходов к привлечению к налоговой ответственности, сформированных Конституционным Судом РФ в постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 12.05.1998 № 14-ПЮ нижестоящим налоговым органом был применен исключительно формальный подход, без обязательного учета факта наличия (отсутствия) вины в действиях Компании.

    Объем документов, истребуемый налоговым органом, был значительный — более 3,5 тыс. документов: договоры, сметы, счета-фактуры, акты КС-2, КС-3, журналы производства работ, акты освидетельствования скрытых работ и др. по финансово-хозяйственным взаимоотношениям с тридцатью контрагентами (как заказчиками, так и субподрядчиками), а также различные регистры бухгалтерского и налогового учета и т.д.

    1. Отсутствует вина налогоплательщика, как обязательный элемент состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку налоговым органом был истребован значительный объем и у Компании были объективные препятствия для исполнения трех требований налогового органа в 10-дневный срок (ограниченность трудовых ресурсов Компании по подбору и изготовлению копий такого большого объема документов и т.п.). Кроме того, в жалобах было обращено внимание на такие обстоятельства, как своевременное представление Компанией ходатайств о продлении сроков представления документов, представление истребуемых документов в сроки, указанные Компаний в таких ходатайствах.
    2. Необоснованность позиции налогового органа в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление тех документов, которые фактически отсутствовали у Компании и не велись ею в принципе, поскольку нормой п. 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление только имеющихся у него документов. Так, например, налоговый орган наложил штраф за непредставление Компанией коллективного договора, карточек о ОСВ по счетам 03, 04, 05, 07, 09, 15, 16, 20, 25, 43, 45, 58, 63, 67, 79, учет по которым вообще не велся в Компании и т.п.

    Организация на УСН

    В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

    Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны уплачивать НДС в бюджет.

    Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

    П. 6 ст. 93.1 НК РФ установлено, что отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

    Счет-фактура же является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм НДС к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ).

  • Елена - Дежурный юрист
    Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
    Оцените автора
    Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус