Гражданский Кодекс Прожиточный Минимум

Размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты на уровне указанной в абзаце первом настоящего пункта величины прожиточного минимума на душу населения, подлежит увеличению с учетом роста соответствующей величины прожиточного минимума на душу населения.

2. Размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты, предусматривающим отчуждение имущества бесплатно, в расчете на месяц должен быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества, являющегося предметом договора пожизненной ренты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

В отличие от постоянной ренты, пожизненная рента определяется только в денежной сумме, которая выплачивается получателю периодически. Расчет размера платежа привязан к минимальному размеру оплаты труда. Рента должна быть не меньше этого размера. Кроме того, в соответствии со статьей 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина по договору пожизненного содержания, индексируется с учетом уровня инфляции. Таким образом, с увеличением минимального размера оплаты труда пропорционально должна расти рента.

На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации.

Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации устанавливается в размере 109 процентов, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации — в размере 86 процентов, величины прожиточного минимума для детей в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации — в размере 97 процентов.

Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в субъекте Российской Федерации в соответствии с абзацами вторым и четвертым настоящего пункта, используется в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

2. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Указанное в абзаце втором настоящего пункта соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленной на текущий год.

Федеральный закон от N 134-ФЗ (ред

1. Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.

Указанное в абзаце втором настоящего пункта соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленной на текущий год.

медианный среднедушевой доход — величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины и которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации;

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.

3. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи размер пожизненной ренты ставился в зависимость от минимального размера оплаты труда, установленного законом. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 11-П положение ч. 2 ст. 5 данного Закона, предписывающее исчисление платежей по договору пожизненной ренты производить с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям, признано не соответствующим Конституции РФ. Как было отмечено в данном Постановлении, «институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Между тем на определенном этапе развития Российской Федерации этому институту был придан более широкий смысл: минимальный размер оплаты труда использовался в различных отраслях законодательства в качестве критерия расчета социальных выплат, платежей по гражданско-правовым обязательствам, ставок налогов и сборов, государственных пошлин, штрафов и т.д., что было связано с необходимостью индексации размеров указанных платежей в условиях постоянного роста уровня инфляции».

1. Размер пожизненной ренты является существенным условием договора, без которого договор считается незаключенным. Рентный платеж по договору пожизненной ренты выплачивается в течение всей жизни рентополучателя и представляет собой денежную сумму, которая не носит характер предпринимательского дохода, а имеет определенное социально значимое содержание: зачастую граждане распоряжаются своим имуществом путем передачи его по договору пожизненной ренты не столько ради получения дохода как такового, сколько с целью сохранения уровня жизнеобеспечения.

Действующее положение комментируемой статьи во взаимосвязи с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» снижает гарантии прав получателей ренты по указанным договорам, создаются предпосылки к несоразмерному ограничению права собственности и свободы договоров, а следовательно, к нарушению ст. ст. 8, 34, 35 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ, в связи с чем данное положение утрачивает силу с момента введения в действие нового правового регулирования, которое законодатель обязан принять в первоочередном порядке не позднее 1 июля 2009 г.

Как сам минимально допустимый размер ренты по указанным договорам, так и используемые законодателем критерии увеличения рентных платежей должны быть разумными, соразмерными и адекватными целям, ради которых они устанавливаются в рамках гражданско-правового регулирования.

Размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты на уровне указанной в абзаце первом настоящего пункта величины прожиточного минимума на душу населения, подлежит увеличению с учетом роста соответствующей величины прожиточного минимума на душу населения.

Статья 597

Размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты на уровне указанной в абзаце первом настоящего пункта величины прожиточного минимума на душу населения, подлежит увеличению с учетом роста соответствующей величины прожиточного минимума на душу населения.

ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 597 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

2. Размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты, предусматривающим отчуждение имущества бесплатно, в расчете на месяц должен быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества, являющегося предметом договора пожизненной ренты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

2. При установлении размера ренты стороны не могут нарушить требование закона о том, что в расчете на месяц он не должен быть меньше минимального размера оплаты труда. Размер ренты автоматически индексируется одновременно с увеличением установленного законом минимального размера оплаты труда. Последнее требование, в отличие от аналогичного правила, действующего в отношении постоянной ренты, является императивным и не может быть отменено соглашением сторон. Исключается также избрание сторонами другого способа индексации размера пожизненной ренты.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.И. Симонов оспаривает конституционность пункта 2 статьи 597 ГК Российской Федерации о размере пожизненной ренты, установленном договором пожизненной ренты, предусматривающим отчуждение имущества бесплатно, и пункта 2 статьи 602 того же Кодекса о стоимости всего объема содержания по договору пожизненного содержания с иждивением.

Так, не может быть обращено взыскание по исполнительным документам на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).

Читайте также:  Что Может Получить Гражданин России От Государства

В соответствии с Федеральным законом должник-гражданин наделяется правом обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума.

1 февраля 2022 г. вступает в силу Федеральный закон от 29.06.2022 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», направленный на обеспечение неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.

Установленное Федеральным законом ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

В разработанном проекте приказа Минюста определять размер прожиточного минимума должника и следить за его изменением предлагается банкам. Для конкретного должника размер прожиточного минимума будет зависеть от региона проживания и социально-демографической группы населения, к которой принадлежит должник (дети, пенсионеры, трудоспособные). Банки будут определять размер в соответствии с указанной в постановлении судебного пристава информацией, говорится в проекте Минюста. При этом там не уточняется, какую именно информацию о прожиточном минимуме будет предоставлять сам пристав.

С 1 февраля 2022 г. вступят в силу поправки в Гражданский процессуальный кодекс и закон об исполнительном производстве: теперь граждане при взыскании долгов или аресте имущества имеют право на сохранение прожиточного минимума. Закон дает право должникам обратиться в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) и указать банковский счет, с которого нельзя будет списывать такую сумму. Если в регионе данный показатель превышает общефедеральный, то в расчет берется он. Прожиточный минимум в Москве в 2022 г. составляет 18 029 руб., для трудоспособного населения – 20 589 руб. Общероссийский минимум – 12 702 руб. Сами банкиры, когда закон принимался, говорили, что такой подход вынудит их закладывать новые риски в ставки по кредитам и негативно скажется на платежной дисциплине заемщиков, писал РБК.

Банкиры не хотят самостоятельно считать сумму прожиточного минимума должника, которую нельзя будет взыскать, и следить за ее изменением – они предлагают переложить эти обязанности на судебных приставов. Соответствующее письмо Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил в Министерство юстиции, «Ведомости» с ним ознакомились. Представитель Минюста получение письма подтвердил, добавив, что оно будет рассмотрено в соответствии с законом, а ответ направлен заявителю.

С 1 февраля 2022 г. банк каждый раз будет вынужден корректировать сумму прожиточного минимума, если его размер изменится или клиент сменит место жительства, рассказал директор департамента банковских операций и обслуживания платежных карт банка «Ренессанс кредит» Михаил Лейтес: на кредитные организации ляжет нагрузка по составлению и ведению справочника размера прожиточного минимума в каждом субъекте для исключения необоснованного списания со счета должника.

Последняя мера принудительного взыскания, является наиболее эффективной. Но, к сожалению, судебные приставы не учитывают размер дохода и практически всегда используют предельный процент удержаний – 50% для должников по кредитам, займам. Как следствие, люди с невысоким доходом (пенсионеры, многодетные семьи) оказываются за чертой бедности: 50% оставшегося дохода становится меньше величины прожиточного минимума на должника и людей, находящихся на его иждивении (несовершеннолетние дети; совершеннолетние дети, находящиеся на очной форме обучения; престарелые родители, нуждающиеся в содержании).

В случае, если у Вас такая ситуация: от зарплаты и пенсии после удержаний судебными приставами у Вас остается меньше прожиточного минимума, Вам необходимо направить на имя старшего судебного пристава ходатайство об уменьшении размера удержаний в рамках исполнительного производства со ссылкой на постановление Верховного суда №45-КГ 16-27, приложив справки о доходах, размере получаемой пенсии. Если же реакции на Ваше ходатайство не последовало, необходимо обращаться в суд с жалобой на бездействие судебных приставов со сылкой на статью 39 Конституции РФ,

Судебные приставы обладают достаточно широким кругом полномочий в отличие от коллекторов, которых так боятся неплательщики кредитов. Коллекторы вправе лишь напоминать о наличии просроченной задолженности, уточнять сроки возврата и причины неоплаты в срок.

Просьбы уменьшить размер удержаний из пенсии и зарплаты за долги в рамках исполнительного производства до недавних пор оставались без удовлетворения судебными приставами и районными судами. Но 12 января 2022 года Верховный суд восстановил справедливость и конституционные права должников на достойную жизнь в своем кассационном определении №45-КГ 16-27. В своем определении ВС подчеркнул о необходимости соблюдения таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

• земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

  • с каждой текущей выплаты зарплаты, пенсии или иного дохода будет идти удержание с зарплатной или пенсионной карты в размере, определенном приставом (например, 50% от заработка);
  • если после применения размера удержаний у должника остается меньше прожиточного минимума, работодатель или специалист банка применяет льготу;
  • должнику оставляют часть заработка в сумме прожиточного минимума, которой он сможет распоряжаться по своему усмотрению;
  • когда должнику начислят или переведут следующую выплаты по зарплате или доходу, применение льготы идет по таким же правилам.

Сохранение прожиточного минимума при взыскании долгов осуществляется на основании постановления пристава, либо по решению специалистов банка. В обоих случаях должник обязан подать заявление, попросить о предоставлении льготы и представить документы о своем доходе. Льгота будет действовать до окончания взыскания, либо пока должник не утратит зарплату, иной доход.

  • при наличии у должника постоянного дохода (зарплата, пенсия, пособия и т.д.) можно ежемесячно защитить от удержания его часть, не превышающую прожиточный минимум;
  • если доход изначально не превышает прожиточный минимум, с него будут запрещены удержания;
  • указанная льгота предоставляется не автоматически, а только по заявлению должника;
  • взыскание долгов ниже прожиточного минимума допускается по отдельным видам требований (например, алиментные выплаты, возмещение ущерба и вреда).

Указанная норма применяется при изъятии денежных средств у должника. Например, это могут быть выездные мероприятия по месту жительства неплательщика. Но данная льгота не распространяется на постоянный доход, с которого ФССП тоже может начать удержания в счет погашения задолженности.

Пристав, которые ведет производство, обязан разъяснить должнику возможность сохранения прожиточного минимума при взыскании. При возбуждении дела об этом будет указано в постановлении. Должник сам решает, воспользоваться льготой или платить по старым правилам.

Подписан закон о защите доходов должника-гражданина в размере величины прожиточного минимума

29.06.2022 на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 29.06.2022 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Устанавливается запрет банкам обращать взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума со счета при указании об этом в постановлении об обращении взыскания судебного пристава-исполнителя (ч. 53 ст. 70 Закона № 229-ФЗ).

Гражданский Кодекс Прожиточный Минимум

Хотел бы поднять вопрос о договорах Ренты и Пожизненного содержания с иждивением.
Это достаточно часто встречающиеся в нашей работе договоры, на основании которых наши Продавцы продают свою недвижимость. Про это написано достаточно много, в самом Гражданском Кодексе прописано довольно понятным языком даже не для юристов, а так же комментариев.
Я же хотел обратить внимание тех, кто планирует заключить такой договор или уже заключил, с точки зрения плательщика ренты.
Помните, что все, что указано в Договоре, едино разовый платеж, ежемесячный платеж, ежемесячное содержание, оплата ритуальных услуг, все это должно иметь документальное подтверждение.
Если это деньги то расписки или платежные документы, содержание и ритуальные услуги чеки и пр. платежные документы.
Собирать и хранить это надо в любом случае, даже если такой договор заключен с близкими родственниками, и вы уверены, что никакие судебные разбирательства Вам не грозят и продавать в будущем полученную недвижимость не планируете.
Так, как такого рода договора Покупатели, специалисты по недвижимости, юристы всегда рассматривают тщательно «под лупой», то к этому минимуму нужно подходить серьезно. Все это в дальнейшем может повлиять на продажу Вашей недвижимости и даже на цену.

Еще очень важное дополнение, для тех кто заключал Договор Ренты или Пожизненного содержания с иждивением до 30 ноября 2011.
Правилами ГК установлен минимальный размер рентных платежей. Согласно правилам п. 2 ст. 590, п. 2 ст. 597, п. 2 ст. 602 ГК (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) определение минимально возможного платежа по договорам ренты связывается с величиной прожиточного минимума на душу населения.
Раньше это были два минимальных размера оплаты труда, сегодня же это два минимальных прожиточных минимума на душу населения. Для каждого региона России определяется свой прожиточный минимум.
Например, величина прожиточного минимума на душу населения в Москве в III квартале 2011 г. составила 9188 рублей (Постановление Правительства Москвы от 06.12.2011 N 573-ПП), по Московской области – 6922 рубля (Постановление Правительства Московской области от 13.12.2011 N 1539/51).
Плательщик ренты обязан самостоятельно производить перерасчет рентных платежей с учетом роста соответствующей величины прожиточного минимума на душу населения.
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим из ранее заключенных договора постоянной ренты, договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, в случае если размер выплат по указанным договорам меньше, чем размер, определенный с учетом новых требований указанных статей.
Причем условия двух прожиточных минимумов не относятся к Договорам Ренты , пожизненного содержания с иждивением если недвижимость была передана за плату, в током случае рентные платежи определяются сторонами договора и могут быть не привязаны к прожиточному минимуму.

источники:
Новые положения законодательства о размере платежей по договорам ренты (Демкина А.В.)
п. 2 ст. 590, п. 2 ст. 597, п. 2 ст. 602 ГК (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Постановление Правительства Москвы от 06.12.2011 N 573-ПП
Постановление Правительства Московской области от 13.12.2011 N 1539/51

Не оставить должника за чертой бедности

Представляется, что подобная практика не соответствует основополагающим принципам социального государства. К счастью, на данную проблему неоднократно обращал внимание Конституционный Суд (определения КС РФ от 28 февраля 2022 г. № 305-О, от 17 января 2012 г. № 14-О-О, от 22 марта 2011 г. № 350-О-О, от 15 июля 2010 г. № 1064-О-О, от 13 октября 2009 г. № 1325-О-О, Постановление КС РФ от 12 июля 2007 г. № 10-П). Суд отметил, что в случае когда пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу ч. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ во взаимосвязи с его ст. 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, с тем чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования. При этом зачастую после произведенных удержаний оставшаяся у должника-гражданина сумма денежных средств оказывается меньше прожиточного минимума, что не позволяет ему и членам его семьи удовлетворить базовые потребности.

Читайте также:  Спи телевизора согласно классификации

Суды общей юрисдикции в большинстве случаев игнорируют позицию КС РФ и не находят оснований незаконности в действиях пристава, не соблюдающего гарантии сохранения доходов должника не ниже величины прожиточного минимума. Процитирую выдержку из апелляционного определения Пермского краевого суда от 11 февраля 2022 г. по делу № 33-1216-2022: «…низкий размер пенсии, его несоответствие размеру прожиточного минимума не исключает возможности обращения взыскания на пенсию должника и не является обстоятельством, освобождающим должника от исполнения судебного решения». Судебные акты, благодаря которым должники нашли защиту и не оказались за чертой бедности, можно пересчитать по пальцам (Постановление ФАС СЗО от 10 декабря 2012 г. по делу № А05-9010/2011, апелляционное определение Сахалинского областного суда от 28 мая 2022 г. по делу № 33-1125/15).

«При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов, при этом совокупный размер денежных средств, получаемых должником-гражданином после удержаний из всех видов доходов, должен составлять не менее установленной в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований».

В свою очередь депутаты парируют: «…о каком балансе интересов тогда можно говорить сейчас, когда гражданина по закону оставляют практически ни с чем? Тем более что наши поправки не запрещают приставам изымать имущество – счета, недвижимость, автомобили, – если должник скрывает доходы».

Представляется, что доводы Правительства в части возможности должника использовать механизмы отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта необоснованны, поскольку на практике они практически не работают. В большинстве случаев суды отказывают должникам в удовлетворении подобных заявлений. Что касается доводов Правительства о неопределенности способов реализации законопроекта в части того, кем и в каком порядке будут производиться расчеты для определения размера совокупного дохода, остающегося у должника после удержания, то такой порядок может быть установлен на уровне подзаконных актов уже после того, как будет принят основной закон, предложенный депутатами.

Федеральный закон от г

«53. Банк или иная кредитная организация не обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), находящиеся на счете должника-гражданина, указанном в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.»;

«31. В целях обеспечения сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), а также в случае, если должник-гражданин является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.»;

2) часть 141 статьи 30 дополнить предложением следующего содержания: «Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства также разъясняет должнику-гражданину его право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы.»;

2) реквизиты открытого ему в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации);

1) пункт 4 статьи 4 дополнить словами «, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)»;

Статья 597 ГК РФ

2. Размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты, предусматривающим отчуждение имущества бесплатно, в расчете на месяц должен быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества, являющегося предметом договора пожизненной ренты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Размер пожизненной ренты, установленный договором пожизненной ренты на уровне указанной в абзаце первом настоящего пункта величины прожиточного минимума на душу населения, подлежит увеличению с учетом роста соответствующей величины прожиточного минимума на душу населения.

1. В сравнении с договором постоянной ренты можно отметить, что по договору пожизненной ренты получателю ренты может выплачиваться только денежная сумма в размере, установленном в договоре пожизненной ренты. При этом постоянная рента в соответствии с условиями договора может предоставляться в виде вещей, выполнения работ и оказания услуг.

Что касается размера пожизненной ренты, то в случае, если согласно договору пожизненной ренты имущество передавалось в собственность плательщика ренты бесплатно, размер пожизненной ренты аналогично размеру постоянной ренты не должен быть менее величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ либо величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. По общему правилу статьи 4 этого Закона величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально (пункт 1); эта величина в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 456-О разъяснено, что положения ст. 446 ГПК РФ, запрещающие обращать взыскание не на любое принадлежащее должнику жилое помещение, а лишь на то, которое является для него единственным пригодным для проживания, направлены на защиту конституционного права на жилище не только самого должника, но и членов его семьи, в том числе находящихся на его иждивении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, а также на обеспечение охраны государством достоинства личности, как того требует статья 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, условий нормального существования и гарантий социально-экономических прав в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека.

В силу пункта 1 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закона о банкротстве) все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного п.3 настоящей статьи.

Статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.

— жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в названном абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

Читайте также:  Частное Предприятие До Какого Года

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

5. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации, установленной на текущий год.

9. Субъекты Российской Федерации, в которых соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, сложившееся в 2022 году, выше коэффициента региональной дифференциации, устанавливают величину прожиточного минимума на душу населения в i-м субъекте Российской Федерации на очередной год (ВПМрег.душ.i t+1) не ниже значения, рассчитанного по формуле:

6. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается не ниже величины, рассчитанной путем умножения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленной на очередной год в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», на коэффициент региональной дифференциации.

В случае если при расчете величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год темпы роста величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год в сравнении с величиной прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, установленной в текущем году, выше темпов роста величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (очередной год к текущему году), субъекты Российской Федерации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, устанавливают величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год таким образом, чтобы темпы роста величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации (очередной год к текущему году) были не ниже темпов роста величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (очередной год к текущему году).

В случае если значение соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации становится равным или меньше коэффициента региональной дифференциации, субъект Российской Федерации рассчитывает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год путем умножения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на коэффициент региональной дифференциации.

Банки отказываются рассчитывать прожиточный минимум должников для защиты от взыскания

С 1 февраля 2022 года вступят в силу поправки в Гражданский процессуальный кодекс и закон об исполнительном производстве: теперь граждане при взыскании долгов или аресте имущества имеют право на сохранение прожиточного минимума; закон дает право должникам обратиться в Федеральную службу судебных приставов и указать банковский счет, с которого нельзя будет списывать такую сумму; определять размер прожиточного минимума должника в соответствии с указанной в постановлении судебного пристава информацией и следить за его изменением предлагается банкам; при этом не уточняется, какую именно информацию о прожиточном минимуме будет предоставлять сам пристав.

Президент России Владимир Путин в ходе прямой линии с населением пояснил нормы нового закона, согласно которому банки не имеют право взимать в качестве оплаты кредитов средства должника, если оставшиеся на счете суммы оказываются ниже прожиточного минимума. Об этом сообщает ТАСС, напоминая, что накануне глава государства подписал соответствующий закон.

Банкиры не хотят самостоятельно считать сумму прожиточного минимума должника, которую нельзя будет взыскать, и следить за ее изменением — они предлагают переложить эти обязанности на судебных приставов; соответствующее письмо Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил в Министерство юстиции, пишут «Ведомости».

В письме НСФР указано, что банки не должны заниматься установлением прожиточного минимума и отслеживанием его изменений — эта деятельность не является профильной для них; также есть риск, что каждая кредитная организация будет по-разному отслеживать уровень прожиточного минимума, что приведет к дополнительным издержкам и тратам на доработку автоматизированных банковских систем. В организации предлагают фиксировать в постановлении судебного пристава определенную в регионе сумму прожиточного минимума на текущий момент для конкретного должника — в этом случае банки смогут гарантировать обеспечение законных интересов должников без проведения дополнительных расчетов; обязанность отслеживать и корректировать размер прожиточного минимума банкиры предлагают также переложить на приставов, которые будут направлять постановления в банки с информацией об изменении величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения и региона проживания должника.

По словам руководителя департамента контроля качества Amulex.ru Нуриды Ибрагимовой, механизм определения уровня прожиточного минимума в исполнительном производстве пока не имеет четкого регулирования, ответственность за достоверность и своевременность расчета должна лежать именно на государственном органе без размытия границ компетенции государства и юридического лица; принятие проекта в текущем виде может привести к большому количеству споров по поводу применения положений о прожиточном минимуме.

При взыскании долгов обязаны оставить прожиточный минимум

С приставом всё понятно: он пытается как можно быстрее взыскать долг и закрыть исполнительное производство. Хотя это не дает ему права нарушать установленный законом порядок ответа: на ходатайство положено отвечать постановлением, а не письмом. И его начальству это не дает права игнорировать жалобы.

Отправьте приставу ходатайство об уменьшении списаний. Это можно сделать на любом этапе: хоть до первого списания, хоть после десятого. Приложите документы: справку о размере зарплаты или пенсии; подтверждение, что жена не работает или в декрете; что есть дети и сколько их; чеки на покупку лекарств и справки об инвалидности.

Владислав, ты о ком беспокоишься? О «бабушках?» Врешь, ты беспокоишься об аферистах. Даже если отправят на голодную смерть одну бабушку, а десяток аферистов разжиреют, такое государство НЕ НУЖНО, мне в крайнем случае. Задача социального государства ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ, я имею не внешнюю угрозу, а экономику, питание, здравоохранение, образование. А то что аферисты работают на левых работах, имея документы на минималки, извини, это беда не «бабушки», это желание государства, поддерживающее, не на словах, а на деле этих аферистов. Бабушки и малоимущие ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАЩИЩЕНЫ. А для борьбы с аферистами сейчас столько создано структур, за казенный счет, так что бабушка опять должна отвечать что они не работают?

Верховный суд с такими выводами не согласился. В законе об исполнительном производстве действительно сказано, что можно удерживать из пенсии или зарплаты 50%. И там правда ничего нет про прожиточный минимум . Но это не отменяет обязанности пристава учитывать другие нормативные акты, которые защищают права должников.

А вот с судами непонятно: как несколько судей в двух инстанциях умудрились нарушить нормы права и существенно ущемить права истцов на судебную защиту? И почему они проигнорировали разъяснения Конституционного и Верховного судов, которые находятся в открытом доступе? И как такое вообще возможно, что судебные акты потом официально признают незаконными?

Гражданский Кодекс Прожиточный Минимум

Федеральным законом от 29.06.2022 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» с 1 февраля 2022 года должникам по исполнительным производствам предоставляются дополнительные гарантии при совершении исполнительских действий.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2406 установлена величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2022 прожиточный минимум составляет: на душу населения 11 653 руб., для трудоспособного населения — 12 702 руб., пенсионеров — 10 022 руб., детей — 11 303 руб.

По результатам рассмотрения указанного заявления судебным приставом-исполнителем должно быть вынесено постановление, фиксирующее обязанность взыскивать денежные средства с учетом наличия прожиточного минимума на счетах должника. Данное постановление будет обязательным для исполнения не только для органов принудительного исполнения, но и для работодателей в случае, если взыскание производится финансовыми подразделениями работодателей. При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению постановления судебного-пристава исполнителя работодателю возлагается на должника.

Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.06.2022 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» с 1 февраля 2022 года должникам по исполнительным производствам предоставляются дополнительные гарантии при совершении исполнительских действий.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

ВПМрегi — величина прожиточного минимума на душу населения в i-м субъекте Российской Федерации, рассчитанная на основе эталонных величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, рассчитанных на основе норм потребления, приведенных в соответствие с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения;

11. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

План утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по форме согласно приложению № 2 по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения региональной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

разработать (при необходимости) и утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения региональной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений план поэтапного доведения величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, установленной на 2022 год, до величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации, рассчитанной с учетом коэффициента региональной дифференциации.

В случае если значение соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации с величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации становится равным или меньше коэффициента региональной дифференциации, субъект Российской Федерации рассчитывает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год путем умножения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на коэффициент региональной дифференциации.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус