Уставной капитал страховой компании в 2021

Для перестраховщиков с 2020 года требования к минимальному размеру уставного капитала повышены до 520 млн рублей, с 1 января 2021 года — до 560 млн рублей, с 1 января 2022 года — до 600 млн рублей. Для страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование (ОМС), минимальный размер уставного капитала сохраняется в размере 120 млн рублей.

Первый этап повышения требований к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций вступил в силу с 1 января 2020 года в соответствии с законом «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», принятом в июле 2018 года.

По данным Центробанка РФ, предоставленным «Интерфаксу» в середине декабря 2019 года, недостаточный размер уставного капитала для соблюдения новых требований страхового законодательства был зафиксирован у 25 из 185 действовавших в стране страховщиков. Однако, по информации Банка России, все эти страховщики проводили мероприятия по соблюдению новых требований законодательства. Всего же повысить размер уставного капитала в 2019 году было необходимо 80 страховщикам.

В конце 2017 года глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс тоже в рамках предложения по развитию пропорционального регулирования страхового рынка, которое он адресовал заместителю председателя Банка России Владимиру Чистюхину, просил уменьшить размер минимального уставного капитала страховщиков с 300 млн руб. до 160 млн руб.

Но Банк России не прислушался к их просьбе: в поправках ко II чтению требования к капиталу не изменились. Регулятор настаивает на предлагаемом размере, говоря, что сложно придется совсем маленьким компаниям, которые ведут деятельность скорее для поддержания лицензии. Отказаться от лицензии или докапитализировать компанию – это выбор собственника, как считают авторы законопроекта.

Размер уставного капитала страховщиков будет постепенно увеличиваться

В целях повышения финансовой устойчивости страховых организаций минимальный размер уставного капитала страховой организации в сфере ОМС устанавливается в сумме 120 млн руб., а минимальный размер уставного капитала всех остальных страховых организаций будет определяться на основе базового размера ее уставного капитала, равного 300 млн руб. с учетом коэффициентов (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). При этом для организаций, занимающихся перестрахованием, указанный размер составит 600 млн руб. Указанные минимальные размеры уставного капитала начнут применяться с 11 августа следующего года.

При этом для страховых организаций, созданных до вступления в силу новых размеров уставного капитала предусмотрены следующие переходные этапы для достижения обязательного показателя: 180 млн руб. к 1 января 2020 года, 240 млн руб. – к 1 января 2021 года, 300 млн руб. – к 1 января 2022 года. А указанным организациям, занимающихся перестрахованием, необходимо будет достигнуть следующих размеров уставного капитала: 520 млн руб. к 1 января 2020 года, 560 млн руб. – к 1 января 2021 года, 600 млн руб. – к 1 января 2022 года. Однако такое увеличение не затронет уже существующие страховые организации ОМС.

По истечении одного года после дня официального опубликования закона минимальный размер уставного капитала для новых страховых организаций, осуществляющих личное и имущественное страхование, возрастет с 120 млн до 300 млн рублей. Таким образом, требования к размеру уставного капитала таких страховых организаций будут аналогичны требованиям к уставному капиталу банков с базовой лицензией.

Минимальный уставный капитал компаний, осуществляющих страхование жизни, будет составлять 450 млн рублей; личное и имущественное страхование – 300 млн рублей; перестрахование – 600 млн рублей. Действующие страховые компании должны будут в три этапа, до 1 января 2022 года, доформировать свои уставные капиталы согласно новым требованиям. Такой закон, принятый Государственной Думой 12 июля, одобрен сегодня Советом Федерации.

Рост капитализации будет способствовать повышению финансовой устойчивости и платежеспособности участников страхового рынка. При этом значительный переходный период позволит страховым компаниям и их владельцам провести докапитализацию с учетом собственных планов по развитию бизнеса.

Закон также уточняет положения, связанные с порядком лицензирования страховщиков. В частности, вводится норма о предоставлении соискателем лицензии бизнес-плана, требования к которому устанавливаются органом страхового надзора. Действующие страховые организации должны будут представить бизнес-план в течение года после вступления в силу соответствующих положений закона.

Уставный фонд страховщика как гарантия финансовой устойчивости

Страхование — неотъемлемая часть экономики современного государства, выполняющая специфическую функцию по формированию и распределению особых фондов денежных средств. С 31 июля в РФ повышены требования к уставному фонду компаний, допускаемых государством к выполнению этой важной функции.

В 2000-е годы были предприняты меры по борьбе с так называемыми «схемными» (предоставляющими схемы необоснованного сокращения налогов) страховыми компаниями — включая требование об увеличении минимального размера уставного капитала. Вторая волна наращивания УК прошла в 2010-е годы (в период 2011-2016 гг. лицензия на право осуществления страховой деятельности по критерию несоответствия показателей финансовой устойчивости были отозваны у 270 компаний).

Важно отметить, что опыт подходов, успешно и функционирующих в странах запада (Solvency I, Solvency II), не соответствует ни специфике современного российского рынка, ни особенностям ведения страхового бизнеса в России. Поэтому переход к мировым стандартам должен достигаться исключительно проведением долгосрочной разумной политики.

Таким образом, цель всех участников страхового рынка — защита богатства общества (природных ресурсов, экологии, здоровья людей, материальных и культурных ценностей), но как предприниматель страховщик преследует еще одну цель — извлечение прибыли — становясь, в свою очередь, еще одним носителем страхового риска.

Читайте также:  Закон О Земле С 1 Января 2021 Года

Страховой рынок как часть рынка как такового обладает главным атрибутивным признаком — наличием товара, именуемого «страховая защита» и создаваемого для защиты имущественных интересов покупателя от потенциальных убытков, являющихся следствием случайных опасных событий. Страхователь покупает данный продукт с той же целью.

Если уставный капитал на 01.01.2022г. ниже установленной границы, ЦБ РФ назначает дополнительную проверку. Ее цель – выявить соотношение собственных средств юридического лица и принятых обязательств (совокупной страховой суммы). После определения рекомендованного порога безубыточности ЦБ РФ требует составить план финансового оздоровления компании (п.4.2 ст.25 закона от 27.11.1992 №4015-1). Если фирма не представит документ и в течение следующих 6 месяцев не будет предпринимать действенных мер по увеличению собственных средств, в отношении нее будут приняты жесткие меры, например, приостановление или лишение лицензии.

Согласно ст. 25 закона РФ от 27.11.1992 №4015-1, уставный капитал страховой и перестраховочной организации является гарантом стабильности, надежности и финансовой устойчивости юридического лица. Поэтому Центробанк следит за тем, чтобы все фирмы соблюдали установленные на рынке страховых услуг требования.

Если у фирмы есть возможность, она сразу выполнит условия, увеличив УК до необходимой в 2022 году суммы. Но не все участники рынка имеют такой объем финансовых ресурсов. ЦБ РФ ежегодно проводит проверку, отслеживая соответствие показателям. Требования должны быть выполнены на 100% к 1 января 2022 года.

СПРАВКА. Для клиентов информация о страховщиках, не соответствующих финансовым требованиям, полезна. Если организация ранее нарушала условия соглашения, например, задерживала выплату, это может свидетельствовать об утрате стабильности и финансовой устойчивости. При очередном срыве сроков, отказе возместить ущерб следует направить жалобу в Центробанк, чтобы ускорить разбирательство.

Согласно анализу ООО “Национальные кредитные рейтинги”, примерно каждая пятая страховая компания в РФ с 01.01.2021 года должна позаботиться об увеличении размера уставного капитала. Результаты подсчетов НКР показали, что на начало 2021 года общий объем финансовых ресурсов, который необходим для выполнения новых условий у страховщиков, составляет около 2,3 млрд. рублей.

Уставные капиталы страховщиков увеличат

Законопроект накладывает дополнительные ограничения на страховщиков, к которым применены лицензионные санкции. Изменить наименование, место нахождения и почтовый адрес, провести реорганизацию, открыть представительство или филиал в период ограничения или приостановления лицензии страховщик сможет только с предварительного разрешения ФССН.

Сергей Рабцун, директор Филиала компании РОСГОССТРАХ в Красноярском крае: Тенденцией в государственной политике всех развитых стран сегодня является ужесточение требований к капиталам финансовых институтов и в том числе страховых компаний. Это в полной мере относится и к России. Целями этой гос.политики является, в первую очередь, обеспечение интересов потребителей. Через увеличение размера капитала достигается укрепление финансовой устойчивости и повышение платежеспособности, чтобы страховые компании, во что бы то ни стало, могли выполнять свои обязательства перед страхователями.
Известно несколько способов увеличения размера капитала: 1. Капитализация, когда собственники не изымают прибыль, а направляют ее на увеличение капитала. 2. Увеличение капитала через дополнительные взносы акционеров или привлечение дополнительных акционеров. 3. Сделки слияния, поглощения, присоединения.

Для обеспечения финансовой устойчивости участников страхового рынка требования к минимальному уровню уставного капитала установлены в большинстве стран мира. В Европе, например, минимальный уставный капитал должен составлять несколько миллионов евро. Таким образом, в результате грядущего увеличения уставных капиталов российских компаний, их минимальный уровень достигнет международных стандартов.

Также пострадают местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, т.к. на российском страховом рынке большинство страховых организаций относятся к региональным и межрегиональным. При этом каждый такой страховщик уже участвует в социально-экономическом развитии регионов и обеспечивает занятость населения, выполняя различные социально значимые функции.

Евгений И, директор Красноярского филиала Группы Ренессанс страхование: Поправки, повышающие уровень уставного капитала страховых компаний, а также регулирующие процедуру банкротства финансовых организаций приведут к очистке рынка от ненадежных или работающих неэффективно его участников и как следствие усилению темпов консолидации. На первых этапах развития страхования в России требования к минимальному размеру уставного капитала были занижены, что привело к созданию большого числа компаний. Теперь же не имея возможности продать бизнес или оперативно привлечь средства, многие мелкие и средние компании будут вынуждены покинуть рынок. Например, в результате первого этапа повышения уставных капиталов, завершившегося в июле 2004 года, из 1416 компаний с рынка ушло 253 страховщика, на втором и третьем этапах еще порядка 200 компаний. Мы рассматриваем эти процессы как возможность усилить свои позиции, увеличив долю рынка.

В 2000-е годы были предприняты меры по борьбе с так называемыми «схемными» (предоставляющими схемы необоснованного сокращения налогов) страховыми компаниями — включая требование об увеличении минимального размера уставного капитала. Вторая волна наращивания УК прошла в 2010-е годы (в период 2011-2016 гг. лицензия на право осуществления страховой деятельности по критерию несоответствия показателей финансовой устойчивости были отозваны у 270 компаний).

Читайте также:  Уфссп По Омской Области Алименты Узнать Долг

Страховой рынок как часть рынка как такового обладает главным атрибутивным признаком — наличием товара, именуемого «страховая защита» и создаваемого для защиты имущественных интересов покупателя от потенциальных убытков, являющихся следствием случайных опасных событий. Страхователь покупает данный продукт с той же целью.

Важно отметить, что опыт подходов, успешно и функционирующих в странах запада (Solvency I, Solvency II), не соответствует ни специфике современного российского рынка, ни особенностям ведения страхового бизнеса в России. Поэтому переход к мировым стандартам должен достигаться исключительно проведением долгосрочной разумной политики.

Страхование — неотъемлемая часть экономики современного государства, выполняющая специфическую функцию по формированию и распределению особых фондов денежных средств. С 31 июля в РФ повышены требования к уставному фонду компаний, допускаемых государством к выполнению этой важной функции.

Таким образом, цель всех участников страхового рынка — защита богатства общества (природных ресурсов, экологии, здоровья людей, материальных и культурных ценностей), но как предприниматель страховщик преследует еще одну цель — извлечение прибыли — становясь, в свою очередь, еще одним носителем страхового риска.

При определении нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств страховая организация не вправе учитывать субординированные займы, полученные от других страховых организаций. Настоящее положение не распространяется на страховые организации, которые являются дочерними обществами страховой организации — займодавца.

4.2. Орган страхового надзора с учетом минимально допустимого значения нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств устанавливает пороговое значение нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, в случае несоблюдения которого страховая организация обязана представить в орган страхового надзора план оздоровления финансового положения, требования к которому устанавливаются органом страхового надзора.

Страховые организации должны инвестировать собственные средства (капитал) на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. Орган страхового надзора устанавливает перечень разрешенных для инвестирования активов, требования к таким активам, а также порядок инвестирования собственных средств (капитала), предусматривающий в том числе требования к структуре активов, в которые допускается размещение собственных средств (капитала) страховой организации или их части.

1. Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; сформированные страховые резервы; средства страховых резервов, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование.

4. Страховщики обязаны соблюдать требования финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, порядка и условий инвестирования собственных средств (капитала) и средств страховых резервов, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, а также иные требования, установленные настоящим Законом и нормативными актами органа страхового надзора.

Первый этап увеличения уставного капитала страховщиков начался 1 января. За три года до 1 января 2022 г. страховые компании в зависимости от вида лицензии должны увеличить свои уставные капиталы: страховщики жизни – минимум до 310 млн, 380 млн и 450 млн руб.; перестраховщики – до 520 млн, 560 млн и 600 млн руб.; прочие – до 180 млн, 240 млн и 300 млн руб. Минфин предлагает перенести второй этап на 2022 г., третий – на 2023 г.

На фоне распространения коронавируса Минфин предложил перенести на год сроки поэтапного увеличения минимального размера уставных капиталов страховых компаний. Министерство внесло свои предложения на рассмотрение, говорит его представитель. Текст законопроекта в ЦБ пока не поступал, но Банк России концептуально поддерживает это предложение, говорит его представитель. О том, что Минфин готовит такое предложение, со ссылкой на источник написал «Интерфакс».

Всего российским страховщикам к началу 2020 г. потребовалось 2,3 млрд руб., чтобы привести уставные капиталы в соответствие с требованиями закона, подсчитали ранее аналитики рейтингового агентства НКР. На это у них было два года. В начале января, по подсчетам аналитиков НКР, ко второму этапу – увеличения уставного капитала к 1 января 2021 г. – были не готовы 33 универсальных страховщика, 12 страховщиков жизни и 8 компаний с лицензией на перестрахование.

Всероссийский союз страховщиков поддерживает меры, предлагаемые Минфином, – это крайне своевременное предложение, которое поможет поддержать некрупные страховые компании, говорит президент союза Игорь Юргенс. По его словам, лидеры рынка сейчас имеют достаточные уставные капиталы, превосходящие установленные минимальные пороги, а вот небольшим компаниям в условиях нарастающего кризиса и при ужимании продаж будет непросто найти свободную ликвидность.

Уставной капитал страховой компании в 2021

1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее — страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

3. Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные подпунктами 1, 10 — 13 пункта 2 настоящей статьи.

1. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела — юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет.

Читайте также:  Солянная Кислота Как Воздействует На Организм

2. Опубликование годовых бухгалтерских отчетов должно осуществляться в средствах массовой информации, в том числе распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика. Сведения об опубликовании сообщаются страховщиком в орган страхового надзора.»;

Нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового надзора, разъяснения органом страхового надзора положений страхового законодательства, единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, об отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела) и другая информация по вопросам страхового надзора подлежат опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Страховщики, которых мы потеряли в 2020 году

Последствия. Отзыв лицензии у «РИКС» породил дополнительные проблемы для туристических операторов. Профильная ассоциация потребовала в течение 45 дней перестраховать риски, а это – избыточные расходы, ведь ранее средства уже были уплачены. Их возвращение возможно лишь в общем порядке, по очередям кредиторов. На 1 апреля 2021 года временной администрацией активы компании оценивались в 764,76 млн. рублей, а обязательства – 738,96 млн. руб.

Причина. Отзыв лицензии был вызван нарушением минимально допустимого значения соотношения собственного капитала и обязательств. Таким образом, Банк России защитил интересы контрагентов предприятия. Временной администрацией на 1 апреля 2021 года зафиксировано внушительное несоответствие активов предприятия, имеющихся в реальности, по сравнению с цифрой, зафиксированной в последней отчётности: 1154,04 млн рублей. Обязательства лишь по ОСАГО превышают 6 млрд. рублей.

Причина. Отзыв лицензии Центробанком был связан с нарушением порядка инвестирования собственных средств. Компания являлась страховщиком 217 туристических операторов. Нетрудно догадаться, что проблемы организации напрямую связаны с неважным состоянием дел в отрасли. Но прекращение действия специального разрешения едва ли добавит устойчивости туроператорам.

2020-й год стал настоящим вызовом для рынка: мировая экономика показала резкий спад. Первыми столкнулись с трудностями авиакомпании, турфирмы, рестораторы. Но в период кризиса трудно оставаться в стороне от негативных тенденций. Ряд российских страховых компаний ощутил на себе все тяготы положения. Центробанк Российской Федерации отозвал лицензии у значительного количества игроков. Когда это произошло, и в чём причина?

Причина. Согласно Приказу от 20 июля 2020 года № ОД-1118 Банка России, лицензия была отозвана в связи с отказом организации от осуществления деятельности. Работа ООО «КПТС» в 2020-м году велась на минимальном уровне. Общее количество договоров (заключенных и действовавших) в 2019 году не превысило 2,5 тысяч, что нельзя назвать серьёзной долей на рынке.

Уставной капитал страховой компании в 2021

По результатам предварительного анализа, проведенного Федеральной службой страхового надзора, по состоянию на 1 июня 2004 года размер уставного капитала не соответствует предъявляемым требованиям у 437 страховых организаций. Из них страховых организаций, осуществляющих:

Напоминаем, что в соответствии с п.10 ст.32 Закона, об изменениях, внесенных в учредительные документы до 1 июля 2004 года, страховщики обязаны сообщить в орган страхового надзора в течение 30 дней со дня внесения этих изменений в установленном порядке, в том числе согласно пункту 6 указанной статьи.

— при увеличении уставного капитала за счет собственных средств страховой организации (в частности, нераспределенной прибыли) — копию протокола заседания органа управления страховой организации, в котором зафиксировано соответствующее решение об изменении уставного капитала, с приложением баланса страховой организации, на основании которого принято решение о капитализации, и баланса на последнюю отчетную дату, отражающего увеличение уставного капитала.

По закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом в размере не ниже установленного минимального уровня. В 2018 году в этот закон были внесены изменения в целях повышения финансовой устойчивости отрасли. Обязательные минимальные размеры уставного капитала будут наращиваться поэтапно, первое серьезное увеличение предстоит в начале 2020 года.

Предполагалось, что следующие два этапа повышения должны произойти к началу 2021 и 2022 года: страховщики «нежизни» к 1 января 2021 года обязаны были увеличить минимальный уставный капитал до 240 миллионов рублей, а к 1 января 2022 года — до 300 миллионов, страховщики жизни — до 380 и 450 миллионов рублей соответственно, перестраховщики до 560 и 600 миллионов.

Согласно действующему законодательству, все страховщики должны в три этапа повысить свои уставные капиталы в течение следующих нескольких лет. Первый уже стартовал — к 1 января 2020 года страховщики ОМС должны были повысить свой уставный капитал до 120 миллионов рублей, страховые организации, не занимающиеся страхованием жизни, — до 180 миллионов, страховщики жизни — до 310 миллионов, перестраховщики — до 520 миллионов рублей.

Поправка переносит сроки второго этапа увеличения капитала с 2021 на начало 2022 года, а третьего — на начало 2023 года. Для страховщиков ОМС ничего не меняется, требование к минимальному размеру их уставного капитала сохраняется на уровне 120 миллионов рублей.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус