Так Если Взятка Передается Через Посредника То Моментом Окончания Получения Взятки Будет Признаваться Момент Получения Ценностей Должностным Лицом А Не Посредником Если Посредник Не Передал Ценности Должностному Лицу Содеянное Надлежит Оценивать Как Покушение На Получение Взятки

Содержание

Дача взятки

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе.

Пленум Верховного Суда РФ определил посредника как «лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки». В отличие от взяткодателя — лица, заинтересованного в соответствующих действиях получателя взятки, посредник, передающий взятку по его поручению, не добивается за счет этого материального вознаграждения совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий по службе в своих интересах. Посредник представляет чужие интересы, выступает не от своего имени. Решение о даче взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет его волю. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки, если, конечно, он осознавал, что передаваемые им ценности или предоставляемые услуги являются взяткой.

Лекции — Уголовное право Республики Беларусь

В практике могут также встречаться факты, когда взяткодатель, освобожденный в соответствии с законом от уголовной ответственности, так как в отношении него совершалось вымогательство взятки, или он добровольно заявил о содеянном, вновь, уже при отсутствии указанных обстоятельств, дает взятку. В указанном случае оснований для квалификации дачи взятки по признаку неоднократности нет. Отсутствует признак неоднородности при даче взятки группе лиц, совершающих преступление по предварительному сговору или в составе организованной группы, даже если взятка передавалась по частям нескольким лицам.

От соучастия во взяточничестве посредничество отличается характером совершаемых действий и содержанием умысла. Все иные, кроме непосредственной передачи предмета взятки, формы способствования даче либо получению взятки рассматриваются как соучастие во взяточничестве и квалифицируются со ссылкой на ст. 16 УК Республики Беларусь. Так способствование достижению соглашения между взяткодателем и взяткополучателем (передача условий соглашения, предоставление помещения для их встречи) представляет собой пособничество даче (получению) взятки и влечет применение ст.ст. 16, 430 УК Республики Беларусь, или 16, 431 УК Республики Беларусь. Посредник помогает взяткодателю и взяткополучателю реализовать уже созревший у них умысел на совершение преступления, в то время как подстрекатель или организатор содействует формированию умысла на совершение преступления, предпринимая меры для его осуществления.. Действия лица, организовавшего дачу или получение взятки, подстрекавшего к этому либо оказавшего пособничество в даче и получении взятки и одновременно выполнявшего посреднические функции, следует квалифицировать как соучастие в даче и получении взятки

Так Если Взятка Передается Через Посредника То Моментом Окончания Получения Взятки Будет Признаваться Момент Получения Ценностей Должностным Лицом А Не Посредником Если Посредник Не Передал Ценности Должностному Лицу Содеянное Надлежит Оценивать Как Покушение На Получение Взятки

Для уточнения объекта преступления по ст. 304 УК РФ необходимо прибегнуть к практике уголовного права, которое выделяет два вида объектов преступления: основной непосредственный объект и дополнительные объекты преступного посягательства Уголовное право России. Общая часть / Под ред. А.И. Рарога. — 3-е изд., с изм. и доп. — М.: Эксмо, 2009. —С. 75.

Говоря об объективных признаках провокации взятки либо коммерческого подкупа, мы можем определить, что объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия. Данное утверждение вытекает по смыслу из ст. 304 Уголовного кодекса РФ. В советское время, как мы уже выяснили, объекты дачи, получения и провокации взятки совпадали. Что же касается вопроса провокации взятки, то это явление вообще не должно ставиться в один ряд с вышеназванными понятиями, и его необходимо рассматривать обособленно. Причиной такого выделения данного деяния является отличие объекта преступления. Поскольку в случае с дачей и получением взятки мы говорим не об общественных отношениях в сфере правосудия, а о законном исполнении служебных обязанностей должностными лицами.

Так Если Взятка Передается Через Посредника То Моментом Окончания Получения Взятки Будет Признаваться Момент Получения Ценностей Должностным Лицом А Не Посредником Если Посредник Не Передал Ценности Должностному Лицу Содеянное Надлежит Оценивать Как Покушение На Получение Взятки

Единым продолжаемым преступлением следует считать также систематическое получение материальных ценностей или выгод от одних и тех же взяткодателей за общее покровительство или попустительство им по службе. Не образует совокупности преступлений действие должностного лица, совершаемое за взятку в общих интересах нескольких взяткодателей.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать действия (бездействия), которые он правомочен совершать в соответствии со своими полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам. В данном случае дача взятки обусловлена, например, желанием взяткодателя ускорить принятие должностным лицом соответствующего решения либо повлиять на выбор (в пределах компетенции или усмотрения должностного лица) наиболее благоприятного решения для себя или представляемых лиц или иными аналогичными мотивами.

Читайте также:  Что полагается за рождение 3 ребенка в 2022 башкирия

Статья 290

Использование должностным лицом в интересах дающего вознаграждение личных отношений, если они не связаны с занимаемой им должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения и не образует состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий, не вызываемых необходимостью.
К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер в случае упущений или нарушений в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 № 6).
Особенностью взяток за общее покровительство и попустительство по службе является то, что между взяткодателем и взяткополучателем могут не оговариваться конкретные действия, которые за вознаграждение должно совершить должностное лицо, однако в любом случае этот вид взяток предполагает совершение должностным лицом в пользу взяткодателя определенных действий по службе. Предметом взятки, как указывает сама норма, могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, под которыми понимаются оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги, например предоставление санаторных и туристических путевок, производство ремонтных, строительных и других работ.
Как выгоды имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества по сравнению со стоимостью аналогичного имущества для других покупателей, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т. д. В приговоре суда должна быть указана денежная оценка такой выгоды.
Если деньги и иные имущественные выгоды предоставляются родным и близким должностного лица, и он согласился с этим либо не возражал против такого предоставления выгоды и использовал свои должностные полномочия в интересах взяткодателя, действия должностного лица квалифицируются как получение взятки. Судам надлежит выяснять и отражать в приговоре, за выполнение или невыполнение каких действий должностным лицом по
лучена взятка. При этом следует иметь в виду, что ответственность за получение взятки не зависит от того, до или после получения взятки совершены действия (бездействие) в пользу взяткодателя.
Ст. 575 ГК РФ позволяет государственным и муниципальным служащим получать обычный подарок стоимостью не свыше пяти минимальных окладов в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Но если вручение «подарка» предшествовало действиям должностного лица либо если такие действия были обусловлены последующим вознаграждением в виде «подарка», его следует квалифицировать как взятку. Уголовная ответственность лица, посредничающего во взяточничестве, наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ.
В зависимости от того, в чьих интересах (взяткополучателя или взяткодателя) действует посредник, его действия квалифицируются как соучастие в получении либо даче взятки. Ч. 2 комментируемой статьи предусматривает повышенную ответственность в случаях получения должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Если эти незаконные действия (бездействие) должностного лица образуют самостоятельные составы преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, соучастие в хищении чужого имущества, выразившееся, например, в получении в качестве взятки имущества, похищенного по подстрекательству взяткополучателя, и т.д.), содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений. Диспозицией ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена повышенная ответственность за получение взятки лицами, занимающими государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления.
Организаторы, подстрекатели или пособники этого преступления несут ответственность по ст. 33 УК РФ и ч. 3 комментируемой статьи. К квалифицирующим признакам рассматриваемого состава преступления относится совершение его: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере. Взятку надлежит считать полученной грзтшой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовало два и более долж
ностных лица, заранее договорившихся о совместном совершении данного преступления. Преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц.
При получении взятки группой лиц по предварительному сговору размер этого незаконного вознаграждения определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг, а при взыскании в доход государства неосновательно приобретенного следует исходить из денежной суммы или размера материальной выгоды, которая пришлась на долю каждого из взяткополучателей.
Должностное лицо, получившее взятку без предварительной договоренности с другим должностным лицом, а затем передавшее последнему в интересах взяткодателя часть полученного, несет ответственность по совокупности преступлений, т. е. за получение и дачу взятки.
Если в получении взятки группой лиц по предварительному сговору участвует частное лицо либо государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, содеянное этими лицами рассматривается как соучастие в получении взятки. Причем, если в указанном преступном сговоре участвовало наряду с частным лицом одно должностное лицо, то действия первого при отсутствии иных отягчающих обстоятельств данного преступления должны быть квалифицированы по ст. 33 и ч. 1 комментируемой статьи, а если в указанном сговоре наряду с частным лицом состояло несколько должностных лиц, о чем было заведомо известно частному лицу, содеянное последним квалифицируется по ст. 33 и п. а ч. 4 комментируемой статьи.
В отличие от участников получения взятки по предварительному сговору члены организованной группы, независимо от той роли, которая была отведена каждому из них в совершении указанного преступления, признаются его соисполнителями и несут ответственность при отсутствии других отягчающих обстоятельств по п. а ч. 4 комментируемой статьи без ссылки на ст. 33 УК РФ. Вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам граждан, либо создание для гражданина таких условий, когда он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Читайте также:  Транспортный налог красноярск на 2022 год калькулятор пенсионеру

204 УК РФ. Объективная сторона получения взятки выражается:
а) в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;
б) в способствовании указанным действиям (бездействию) в пользу тех же лиц со стороны должностного лица в силу его должностного положения;
в) в общем покровительстве или попустительстве по службе по отношению к взяткодателю и представляемым им лицам;
г) в совершении должностным лицом незаконных действий либо в его противоправном бездействии в пользу указанных лиц.
Таким образом, особенность данного состава преступления состоит в том, что взятка может быть получена как за незаконные действия (бездействие) должностного лица, так и за действия (бездействие), которые входят непосредственно в его компетенцию. В последнем случае должностное лицо вправе в установленном порядке выполнить в пользу взяткодателя или представляемых им лиц то или иное действие либо, напротив, не принимать никаких мер.
Другой особенностью получения взятки является то, что ее субъектом может быть признано должностное лицо, которое не обладает полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения может за взятку принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами.

Попытка дать взятку должностному лицу

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, отсутствие у подсудимого судимостей, его раскаяние в содеянном, наличие постоянного места жительства в г. Волжском Волгоградской области, суд считает назначить наказание с применением ст.73 УК РФ. Учитывая материальное положение подсудимого, а именно то, что его доход составляет . рублей в месяц, а на иждивении находится . суд считает возможным назначить выплату штрафа с рассрочкой выплаты по . рублей на .

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Статья 290

Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.) .

2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом;

Статья 291

Часть 2 ст. 291 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается, и ответственность наступает по ч. 1 ст. 291 УК РФ.

Следует иметь в виду, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.

Объективная сторона получения взятки дача посредничество и мелкое взяточничетсво

Если взяткодателю не удается склонить должностное лицо к совершению преступления, его действия должны квалифицироваться как дача взятки (когда незаконные, но не преступные действия должностным лицом были совершены) и как покушение на соучастие в том преступлении, к совершению которого он склонял должностное лицо (ст.

Дача взятки неоднократно предполагает совершение этого преступления лицом, ранее не судимым за дачу взятки, или не менее двух раз лицом, ранее не судимым за дачу взятки. Второй из названных вариантов предполагает целый ряд разновидностей. Это может быть: 1) дача взятки в разное время разным должностным лицом за совершение самостоятельных действий; 2) дача взятки в разное время одному и тому же должностному лицу за совершение самостоятельных (отдельных) действий; 3) дача взятки одновременно нескольким должностным лицам, не составляющим одну преступную группу, за совершение каждым различных самостоятельных действий Волженкин Б. В. Служебные преступления. // М., 2000. С. 242.

Уголовно-правовая характеристика получения взятки

Не может быть квалифицировано как покушение на дачу или по­лучение взятки высказанное намерение лица получить (дать) имуще­ство либо предоставить возможность незаконно пользоваться услу­гами материального характера в случаях, :когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпри­нимало. При систематическом получении: ценностей или услуг иму­щественного характера в виде взятки суду надлежит установить, не объединены ли эти деяния единым умыслом взяткополучателя. При отсутствии признака неоднократности такие действия следует квали­фицировать как продолжаемое преступление по ч. 1 ст. 290, а при на­личии к тому оснований — по ч. 3 или 4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При этом виновный преследует корыстную цель. Составом получения взятки не охватываются действия долж­ностного лица, который при получении материальных ценностей или выгод имущественного характера вводит лающего вознаграждение в заблуждение, вселяя в него уверенность в том, что оно передается за выполненную работу, в качестве уплаты штрафа и т. д. Субъект — специальный: должностное лицо. Не являются субъек­тами получения взятки работники государственных, органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреж­дений, в полномочия которых входит исполнение профессиональных или технических обязанностей, не относящихся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям. Часть 2 в качестве квалифицирующего признака предусматри­вает получение должностным лицом взятки в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.). Особо квалифицированным видом (ч. 3) при­знается получение взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, не вытекающие из служебных полномочий лица, или когда они соверша­лись вопреки интересам службы, ввиду отсутствия оснований для их совершения. Незаконными действия (бездействие) признаются тогда, когда они носят умышленный характер и нарушают нормы законов, относящихся к любой отрасли права, т. е. являются правовыми делик­тами.

Читайте также:  Для Многодетных Семей В 2022 Году В Московской Области Что Положено

Часть 5 предусматривает еще более строгуюответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. 1-3 статьи, если они совер­шены: а) группой лиц по предварительному сговору или организован­ной группой (ч. 2,3 ст. 35); 2) с вымогательством взятки; 3) в крупном размере.

Получение взятки является оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки

14. В ч. 3 ст. 290 УК особо квалифицирующим признаком является ответственное служебное положение виновного — занятие им государственной должности РФ или субъекта РФ либо должности главы органа местного самоуправления (см. п. п. 12, 13 комментария к ст. 285 УК). Соучастники такого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 3 ст. 290 УК (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

10. Не влияет на наличие рассматриваемого преступления то, что должностное лицо, возможно, и не собиралось совершать действия (бездействие), за которое взятка получена. Однако, если указанные действия не входят в его компетенцию и оно объективно не может обеспечить их совершение иным должностным лицом, содеянное следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК).

Получение взятки

Не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.

Согласно п. 1 Примеч, к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. 291 и 2911 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.

Организация и методика расследования взяточничества — Коллектив авторов! function(e, t, d, s, a, n, c) e a, e a

Понятие «общее покровительство по службе» дается в п. 4 постановления Пленума ВС РФ №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». К нему ᴏᴛʜᴏϲᴙтся действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

Встречаются случаи так называемого «усложненного» варианта квалификации неоднократности. К примеру, должностное лицо привлекается к ответственности по двум и более самостоятельным эпизодам получения взятки, подпадающим под признаки разных частей ст. 290 УК РФ. Отметим, что каждый из таких эпизодов должен получить самостоятельную правовую оценку (квалификацию), но начиная со второго эпизода крайне важно вменять признак неоднократности.

Получение взятки

В ч. 2 ст. 290 УК предусмотрена ответственность за получение взятки в значительном размере, которым согласно примеч. 1 к ст. 290 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.

Согласно буквальному смыслу закона не влияют на квалификацию содеянного время передачи взятки должностному лицу (до или после совершения действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц), а также наличие предварительной договоренности о передаче взятки.

Получение взятки

При получении взятки группой лиц по предварительному сговору размер этого незаконного вознаграждения определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг, а при взыскании в доход государства неосновательно приобретенного следует исходить из денежной суммы или размера материальной выгоды, которая пришлась на долю каждого из взяткополучателей.

Статья 575 ГК позволяет государственным и муниципальным служащим получать обычный подарок стоимостью не свыше пяти минимальных окладов в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Но если вручение «подарка» предшествовало действиям должностного лица либо если такие действия были обусловлены последующим вознаграждением в виде «подарка», его следует квалифицировать как получение взятки.

Так Если Взятка Передается Через Посредника То Моментом Окончания Получения Взятки Будет Признаваться Момент Получения Ценностей Должностным Лицом А Не Посредником Если Посредник Не Передал Ценности Должностному Лицу Содеянное Надлежит Оценивать Как Покушение На Получение Взятки

б) являющиеся самостоятельным преступлением например, злоупотребление должностными полномочиями, соучастие в хищении, незаконное освобождение от уголовной ответственности. Поскольку все эти действия лежат за пределами состава получения взятки, то в последнем случае имеет место реальная совокупность преступлений. В этом случае содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.

Если посредник получает от взяткодателя деньги или иные ценности для передачи должностному лицу и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное квалифицируется как хищение чужого имущества путем мошенничества (ст. 159 УК) или присвоения (ст. 160 УК) в зависимости от обстоятельств дела. Когда же в целях завладения имуществом взяткодатель склоняется посредником к даче взятки, действия виновного, помимо мошенничества, должны дополнительно квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки. Действия взяткодателя в обоих случаях квалифицируются как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку. Как покушение на дачу взятки следует квалифицировать и действия лица, передавшего незаконное материальное вознаграждение должностному лицу, обманувшему взяткодателя в своих возможностях совершить с использованием служебного положения действие (бездействие), интересующее взяткодателя. Должностное лицо в этом случае несет ответственность за мошенничество.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус