Ведомственный контроль в системе МЧС
1. Проверка правомерности и рациональности использования подразделениями системы МЧС России денежных средств, ТМЦ, получаемых за счет средств соответствующих бюджетов, имеющихся заемных средств, иного имущества.
Ведомственный финансовый контроль в системе МЧС осуществляется руководителями главных управлений, управлений, а также подчиненных им подразделений, реализующих свои функции по распределению финансовых и материальных ресурсов.
Государственный финансовый контроль
Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Основные задачи финансового контроля заключаются в:
- проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
- проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
- проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
- выявлении внутренних резервов производства;
- устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
Как проходит внутриведомственный финансовый контроль
Одним из видов государственного финансового надзора является вневедомственный или внешний контроль. Особенность данного подвида государственного надзора заключается в организации контрольно-ревизионных мероприятий специальными финансово-кредитными организациями, которые не связаны с их ведомственной принадлежностью.
Результаты проверок должны быть оформлены отдельным актом, в котором отражены не только выявленные нарушения и отклонения от установленных стандартов, но и рекомендации по повышению качества учета, снижения количества нарушений и исправлению выявленных недостатков. Причем устранить все недостатки придется в установленный срок.
Ведомственный финансовый контроль в системе мчс России
Основными формами предварительного, текущего контроля являются: выборочные, сплошные, встречные, тематические, контрольные и другие проверки, в том числе внезапные; последующего — ревизии, проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности.
Ведомственный финансовый контроль в системе МЧС России определен Приказом МВД Российской Федерации от 19.05.03 № 260 “Об утверждении Инструкции по проведению ревизии финансовой и хозяйственной деятельности соединений и воинских частей войск гражданской обороны, организаций, находящихся в ведении МЧС России, органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы»».
Финансовый контроль деятельности МЧС России
В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.
Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
Финансовый контроль деятельности МЧС России
Важным аспектом функционирования системы внутреннего контроля является выполнение принципов данной системы, соблюдение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля.
Последующий контроль охватывает весь объем хозяйственной и финансовой деятельности проверяемой организации. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
Глава 2
Финансовый контроль охватывает и общественный сектор экономики, и предпринимательскую деятельность и функционирует посредством проверок налоговых расчетов, выполнения организациями госзаказов, порядок предоставления и возврата субсидий, дотаций, кредитов, а также применяемых налоговых льгот.
Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности использования во всех сферах хозяйственной деятельности.
Финансовый контроль деятельности МЧС России
Финансовый контроль, как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний, располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной и основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета).
3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.
Приложение N 1
3. Карты внутреннего финансового контроля формируются руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, организаций и учреждений МЧС России, ответственными за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур*, и утверждаются:
5. К методам осуществления контрольных действий, указываемым в графе 5 карты внутреннего финансового контроля, относятся: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности.
МЧС России
разрабатывают методологию организации внутреннего финансового аудита, осуществляют подготовку проектов служебных документов по контролю за финансовой и хозяйственной деятельностью в территориальных органах, учреждениях и организациях системы МЧС России;
организуют контроль за выполнением в системе МЧС России законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов и распоряжений МЧС России по вопросам финансовой и хозяйственной деятельности;
Основы организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью органов управления и подразделений ГПС
По очередности исследования одних и тех же вопросов принято различать первичные, дополнительные и повторные ревизии. К первичным относятся те ревизии, которые проводятся по определенной программе впервые.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в виде фондов денежных средств во всех звеньях национальной экономики.
Ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль
По окончании ревизии члены комиссии составляют акт ревизии — документ, имеющий важное юридические значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются
Ревизии могут проводить: Счетная палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы; Федеральное казначейство; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.
Порядок проведения внутреннего финансового аудита в системе МЧС
Порядок направления и сроки рассмотрения акта в системе МЧС установлены приложением 4 к Приказу № 444. В этом приложении сказано, что акт направляется объекту аудита по почте заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа. Если проверяющие и объект аудита находятся в одном населенном пункте, то акт аудиторской проверки вручается руководителю объекта аудита либо представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта.
- проведение аудиторской проверки объекта аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;
- получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства РФ и требующей дополнительного изучения;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы.
Приказ МЧС России 444 от О документах по осуществлению внутреннего финансового аудита и сроках проведения аудиторских проверок в системе МЧС России
2. Проведение аудиторской проверки приостанавливается должностным лицом, утвердившим план, на основании мотивированного обращения руководителя подразделения (должностного лица) центрального аппарата, территориального органа, организации и учреждения МЧС России, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — подразделение (должностное лицо), наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита).
2. При нахождении субъекта внутреннего финансового аудита и объекта аудита в одном населенном пункте акт аудиторской проверки вручается руководителю объекта аудита либо представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта.
Организация ведомственного финансового контроля
- соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета;
- составлением бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
- подготовкой и организацией мероприятий, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
Кроме запланированных контрольных мероприятий возможно проведение внеплановых контрольных мероприятий по поручениям вышестоящего руководства, утверждающего планы контрольных мероприятий, по решению органов предварительного следствия, суда и прокуратуры, а также при расформировании организации или смене (увольнении) ее главного бухгалтера.
Порядок проведения внутреннего финансового аудита в системе мчс
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
- подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
- инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
- наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
- запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
- пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.