Три Случая При Которых Презеден Рф Имеет Прпво Роспуска Гос Думы

Содержание

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: полномочия, основания для роспуска

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

1. Государственная Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

В каких случаях президент рф имеет право роспуска государственной думы

Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной является первое воскресенье после дня, когда истекает пятилетний конституционный срок (ч. 1 ст. 96 Конституции), на который была избрана Дума прежнего созыва. Исчисление данного конституционного срока начинается со дня избрания в правомочном составе.

Из Конституции вытекает, что никак не может быть распущена до 12 июня 1996 года (в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента — ч.5 ст.109). До 17 декабря 1996 (в первый год после избрания) Дума не может быть распущена по мотивам выражения ею недоверия Правительству (по статье 117), но может в случае трехкратного отклонения ею представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства (по статье 111).

Основания и порядок роспуска Государственной Думы

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Основания и механизм роспуска Государственной Думы

Таким образом, роспуск представительного органа государственной власти является институтом конституционного права и в этом качестве представляет собой связанную совокупность конституционно-правовых норм, определяющих основания, механизм и конституционно-значимые последствия роспуска. Несмотря на различие в основаниях и процедуре роспуска разных представительных государственных органов, существуют общие черты, позволяющие говорить о наличии единого комплексного института конституционного права.

Читайте также:  Чтобы Использовать Бесплатный Проезд На Пригородных Поездах Надо Отказаться От Нсу

Право Президента РФ роспуска Государственной Думы ввиду высказанного ею недоверия Правительству РФ уравновешивается невозможностью повторного роспуска Государственной Думы по этому основанию в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109 Конституции). Это дает возможность Государственной Думе добиться в конечном итоге отставки Правительства, не пользующегося парламентским доверием, вновь прибегнув в течение года к процедуре части 3 статьи 117 Конституции РФ.

В каком случае (случаях) Президент РФ имеет конституционное право распустить Государственную Думу

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

111 статья
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Роспуск Государственной Думы

В случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся субъектами права законодательной инициативы в ответственный комитет. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. На основании внесенных в законопроект поправок ответственный комитет составляет таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению, таблицу поправок, по которым не было принято решений.

Конституционно-правовое регулирование роспуска Государственной Думы ФС РФ

5. Согласно общепринятому принципу непрерывности функционирования органов государственной власти, деятельность исполнительных органов государственной власти не должна приостанавливаться. Это связано с особенностью полномочий Правительства, осуществляющего повседневное государственное управление и руководство основными сферами государственной жизни.

Постановление о доверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если такое решение не принимается, на согласование ставится вопрос об отказе в доверии Правительству.

Конституционно-правовое регулирование роспуска Государственной Думы РФ

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Конституционно-правовое регулирование роспуска Государственной Думы РФ (предмет: Государство и право) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

Гражданство как неотъемлемое право личности, его понятие, становление, развитие и законодательное регулирование, конституционные принципы; основания приобретения и прекращения. Правовое положение иностранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев.

Механизм рассмотрения вопроса о доверии Правительству и роспуска Думы

РЕГЛАМЕНТ
Порядок рассмотрения вопроса о доверии Правительству регулируется главой 18 (статьи 141-146) Регламента Государственной Думы. Обсуждение вопроса о недоверии Правительству вносится в повестку дня без голосования по требованию не менее 90 депутатов и рассматривается в недельный срок. До 14 апреля 1995 правом потребовать обсуждения вопроса обладали также фракции независимо от своей численности, 14 апреля 1995 все фракции старой Думы (кроме ЛДПР и ДПР) проголосовали за поправку к Регламенту, которой лишили себя этого права. Вопрос о доверии Правительству подлежит рассмотрению во внеочередном порядке по требованию Председателя Правительства. На закате своей деятельности Дума первого созыва приняла еще одну поправку к Регламенту, позволяющую ей уходить от однозначного решения вопроса о доверии/недоверии Правительству. До ноября 1995 года Регламент Государственной Думы предусматривал два способа подсчета голосов для вынесения недоверия Правительству в зависимости от того, по чьей инициативе рассматривается вопрос: вопрос о НЕДОВЕРИИ Правительству вносится в повестку дня по требованию 1/5 от общего числа ДЕПУТАТОВ (до принятия поправки к Регламенту 14 апреля 1995 правом потребовать обсуждения вопроса о недоверии Правительству обладали также фракции Государственной Думы независимо от своей численности). В случае голосования о недоверии Правительству по инициативе депутатов, для выражения недоверия согласно Регламенту (ст.143) требуется большинство голосов от общего числа депутатов (т.е.на голосование ставится вопрос «КТО ЗА НЕДОВЕРИЕ?»); вопрос о ДОВЕРИИ Правительству вносится в повестку дня по требованию Председателя ПРАВИТЕЛЬСТВА или лица, исполняющего его обязанности. В этом случае (ст.145 Регламента) большинство голосов требуется для выражения доверия («КТО ЗА ДОВЕРИЕ?»), а если такое большинство не набрано — считается, что Дума отказывает в доверии Правительству. Такой механизм привел к кризису июня — июля 1995 года, когда Дума чуть не оказалась перед выбором: выразить Правительству доверие или подвергнуться роспуску. 15 ноября 1995 года Дума застраховалась от таких ситуаций, изменив Регламент: отныне в случае, если большинство за доверие не набрано, ставится на голосование вопрос «КТО ЗА НЕДОВЕРИЕ?», и если большинства нет — вопрос откладывается на неопределенный срок. В Думе первого созыва голосования по вопросу о недоверии Правительству проводились трижды: 27 октября 1994 Дума не выразила недоверие Правительству, 21 июня 1995 выразила, но при повторном голосовании 1 июля 1995 не подтвердила своего решения.

Читайте также:  Я Получаю В Льготной Аптеке Бесплатные Лекарства Если Нет Лекарства В Одном Месяце Могу Я Получить В Другом Месяце

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца с момента роспуска.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г

Статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа гарантируется, кроме того, невозможностью роспуска Совета Федерации, а также установленными статьей 109 Конституции Российской Федерации запретами на роспуск Государственной Думы — в течение года после ее избрания по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации (часть 3); с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (часть 4); в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (часть 5). Государственная Дума не может быть распущена исполняющим обязанности Президента Российской Федерации (статья 92, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

Статья 117 Конституции РФ

В ряде стран недоверие может быть выражено не правительству в целом, а его главе (ФРГ, Албания, Венгрия), что для характеристики парламентской ответственности правительства не имеет принципиального значения, поскольку отставка главы правительства, как правило, влечет отставку правительства в целом.

Угроза роспуска Государственной Думы в подобных ситуациях стала причиной внесения изменений в ее Регламент уже в ноябре 1995 г., которые нашли свое развитие и в действующем Регламенте: в случае если Председатель Правительства поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству в период внесения либо рассмотрения депутатами Государственной Думы предложения о выражении недоверия Правительству, первым рассматривается предложение депутатов. Если Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству, а Президент объявляет о несогласии с решением Государственной Думы, голосование по представлению Председателя Правительства рассматривается по истечении трех месяцев со дня его внесения.

Читайте также:  Что пишат в школу если ребенок пропустил 1 день

Три Случая При Которых Презеден Рф Имеет Прпво Роспуска Гос Думы

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различ­ных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полно­мочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исклю­чительно ему, в других — соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Со­вокупность президентских полномочий сбалансирована с полно­мочиями других органов государственной власти, образуя систе­му сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопуще­ния односторонних авторитарных решений.

Взаимодействие Президента и Правительства регламентирует­ся Указом от 26 ноября 2001 г., в котором названы постановле­ния и распоряжения Правительства, требующие обязательного предварительного согласования с Администрацией Президен­та РФ.

Федеральное собрание Российской Федерации: Государственная дума и Совет Федерации

  • об одобрении проектов законов и принятии федерального закона;
  • о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • о доверии и недоверии Правительству РФ;
  • о назначении на должности и об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;
  • об объявлении амнистии;
  • и по другим вопросам своей компетенции.

Государственная Дума работает под руководством Председателя, который избирается из числа депутатов. В составе Государственной Думы создаются депутатские группы и фракции. Их целью является совместная деятельность и выражение единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. В организации работы органа большую роль играет Совет Государственной Думы. В него входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп с решающими голосами, а также с совещательными голосами — заместители Председателя и председатели комитетов. Совет Государственной Думы осуществляет анализ поступающих законопроектов, оценивает их готовность, включает в план законопроектных работ и назначает ответственный комитет или возвращает инициатору.

Роспуск Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Статья 117

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус