Связь Гражданского И Земельного Права

Содержание

Связь Гражданского И Земельного Права

В административном праве регламентации подвергается сама деятельность государственных органов, и акцент больше делается на форму, нежели на содержание деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры этих органов и их основных функций по государственному регулированию земельных отношений. Нормы, устанавливающие порядок формирования земельных органов, являются административно-процессуальными. Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, что нормы, в нее входящие, регулируют отношения, охватывающие организацию деятельности государства в лице соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления во всех областях общественной жизни. Поэтому нормы административного права, определяющие структуру, порядокорганизацйи указанных органов, проникают во все отрасли права. Но это отнюдь не означает, что все вопросы государственного регулирования земельных отношений подпадают под действие норм административного права. Последние устанавливают общие положения, тогда как .специфика регулирования, например, земельных отношений находит свое отражение в нормах земельного права.

Правоохранительная деятельность представляет собой двуединый процесс. В зависимости от условий выступает та или иная сторона деятельности государственных органов по применению норм права. Отсюда следует, что правоприменительная деятельность государственных органов в зависимости от условий может осуществляться в различных процессуальных формах.

Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права

1. Разграничение норм земельного и гражданского законодательства:

  1. по предмету правового регулирования: предмет гражданского права — имущественные и личные неимущественные отношения, предмет земельного права — земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Разграничение осуществляется, когда решается вопрос о возможности или невозможности применения к однородным с гражданскими земельными отношениями норм Гражданского кодекса РФ;
  2. по методу правового регулирования: отношения по использованию земли в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, земля выступает и как объект властных полномочий. Разграничение осуществляется, когда земельные отношения регулируются в административном порядке и к ним невозможно применение норм Гражданского кодекса РФ;
  3. земля является, с одной стороны, объектом окружающей природной среды, а с другой — объектом недвижимости, с которым закон допускает совершать различные сделки. Земля — объект товарного оборота, поэтому возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при этом необходимо учитывать особенности земельных отношений и требования земельного и иного специального законодательства;
  4. правила купли-продажи земли также допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Однако земельное законодательство устанавливает и ряд запретов, например на продажу и передачу в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение, на приобретение иностранными физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного назначения и т. д.

Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Разграничение действия норм гражданского, земельного и других отраслей права е части, касающейся регулирования земельных отношений, осуществляется в связи с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе земельных и имущественных.

Земельное право

Земельное право как отрасль права — это системно упорядоченная совокупность правил поведения, выражающая волю российского государства и направленная на регулирование отношений по рациональному использованию и охране земель.Земельное право как отрасль , имеющая свою систему ( совокупность норм права, объединенных в институты, регулирующих отдельные группы однородных отношений) , включает:

  1. общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые;
  2. особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Земельное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства , т.к. она имеет:

  • собственный предмет правового регулирования;
  • собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Земельный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека — регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства и как о недвижимом имуществе;
  2. приоритет охраны земли перед использованием — владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  3. приоритет охраны жизни и здоровья человека — при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны осуществляться такие виды деятельности, которые обеспечивают сохранение жизни человека или предотвращают вредное воздействие на здоровье человека;
  4. участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю — имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а ОГВ, ОМСУ, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия;
  5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов — которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков;
  6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий — изъятие ценных земель с\х назначения, земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается;
  7. платность использования земли — любое использование земли осуществляется за плату;
  8. деление земель по целевому назначению на категории — правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования;
  9. разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов и собственность МО — правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель — при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан — регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Читайте также:  В Краснодар Будут Ли Увеличивать Ветерана Труда Оплату

Независимо от своих прав на землю в качестве собственника государство, в качестве суверена проводит земельную политику, обеспечивающую рациональное использование и охрану, земель и основанную на следующих принципах:

Связь Гражданского И Земельного Права

Земельное право является комплексной, динамично развивающейся в настоящее время отраслью российского права. Земельное право как комплексная отрасль права тесно связано со многими отраслями российского права, в том числе с конституционным, гражданским, административным, лесным, водным, и экологическим правом. В то же время существуют существенные различия между земельным правом и другими отраслями российского права.

Нельзя не отметить связь земельного права с отраслями природоресурсного права – лесным, водным, горным правом. Очевидно, что объекты этих отраслей права тесно связаны с землей, это обусловливает сходность их принципов, методов правового регулирования и единство целей данных отраслей.

Соотношение земельного и гражданского законодательства

Связь земельного права с гражданским предопределяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений. Фундамент этих отношений основывается на вещных правах на землю (прежде всего праве собственности), их общность по своему характеру является имущественной, ибо именно здесь сильнее всего проявляется соприкосновение земельного права и гражданского. Право на земельный участок тесно связано с правом на плоды, приносимые ею, насаждения, строения на земельных участках. Это проявляется в праве ограниченного пользования чужим участком, в возмещении убытков, причиненных нарушением земельного законодательства. В самом земельном законодательстве очень много норм, как регулирующих гражданские правоотношения, так и отсылающих к нему. Так же немало норм и в гражданском законодательстве, регулирующих имущественные правоотношения на землю. Например, Гражданским кодексом земельные участки отнесены к недвижимому имуществу, уже одно это предполагает, что их оборотоспособность предполагает наличие у граждан самых разнообразных вещных и обязательственных прав на указанные земельные участки.

Но в то же время следует отметить, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами лишь в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Связь Гражданского И Земельного Права

Вопрос о разграничении сферы действия норм гражданского, земельного и административного законодательства при регулировании земельных отношений возникает потому, что не ко всем земельным отношениям допустимо применение норм гражданского или административного права.

В юридической литературе давно осознана необходимость консолидации пообъектного природоресурсового законодательства в единую отрасль. Но такая консолидация рассматривается иногда как процесс создания экологического права, которое объединяет две разные подсистемы: природоресурсового и природоохранительного права. Тем самым правовая охрана природы отрывается от природоресурсового законодательства, что, на наш взгляд, не согласуется с практикой. Законодательный процесс развивается в другом направлении: природоохранительные нормы становятся структурными частями, пообъектного природоресурсового законодательства и в то же время, в силу общности задач в области природопользования, выходят на более высокий уровень правового регулирования, составляя структурную часть общего, консолидированного природоресурсового законодательства. Примером этого является Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. [2] , который решает не столько проблемы рационального использования отдельных природных ресурсов (объектов), сколько общие проблемы природопользования и охраны окружающей природной среды. Итак, земельное, водное, лесное, горное право – отрасли права, каждая из которых регулирует определенную область общественных отношений и вместе с тем находится во взаимной связи с другими. Эти отрасли права, определяя правовой режим хозяйственной эксплуатации соответствующих природных объектов, имеют в системе своих норм «массив» природоохранительных норм, обеспечивающих охрану каждого из названных объектов природы. Это – первый-вывод. Второй вывод: необходимо признать факт формирования новой комплексной отрасли прав – природоресурсового права. Возрастающая потребность в эффективной охране природы, организации комплексного, сбалансированного природопользования обусловили реальную необходимость существования развития наряду с отдельными пообъектными отраслями права (земельным; водным, лесным, горным) природоресурсового права, объединяющего названные отрасли права в силу общности их задач в сложную, интегрированную отрасль права. [3] Следовательно, экологическая правовая система охватывает: 1) массив норм пообъектного природоресурсового законодательства; 2) общие экологические законы, которые не образуют самостоятельной отрасли экологического права, но они являются структурной частью природоресурсового права.

Читайте также:  Имеют Ли Право Отключить Свет За Неуплату Без Решения Суда 2022

Виды имущественных отношений

Понятие предмета гражданско-правового регулирования. Имущественные отношения как составляющая предмета. Отношения международного частного права. Система и роль гражданского права в российской правовой системе. Гражданское право и смежные отрасли права.

Сущность имущественных отношений в семье как предмета правового регулирования. Общая характеристика имущественных отношений между родителями и детьми. Анализ проблем существующего законодательства в области имущественных отношений родителей и детей.

Разграничение норм земельного, гражданского и административного права

В качестве предмета административного права выступает правовая организация исполнительной и распорядительной деятельности органов государственной власти и управления. Эта деятельность имеет место и в области организации использования и охраны земель. В нормах же земельного права определяется содержательная сторона деятельности государственных органов управления, основные направления их деятельности по рациональному использованию и охране земель.

5. Экологическое и земельное право. Земельное право не является составной частью экологического права как совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одновременно земельное право содержит правовые нормы, которые устанавливают правила экологической безопасности земель как части окружающей природной среды. Также охранительные нормы земельного законодательства закрепляют требования по соблюдению нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве, экологические требования к размещению объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.

Связь Гражданского И Земельного Права

В нормах Лесного кодекса РФ, в Земельном кодексе РФ (ст. 101 «Земли лесного фонда»), в других федеральных нормативных правовых актах предусматриваются единство леса и земли, на которой он расположен, необходимость их комплексной охраны, защиты, восстановления и использования.

Практика показывает, что с введением лесных аукционов при обсуждении и решении вопросов предоставления органами исполнительной власти лесных участков в пользование, а также при передаче участков в аренду, при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений с отменой лесных конкурсов, отмечены случаи коррупции и злоупотребления.

Разграничение норм земельного, гражданского и административного права

Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, градостроительным, горным правом обусловлена тем, что Земля — важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в последующем будет наносить вред всей окружающей природной среде, приводить не только к разрушению почвы, её эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов.

Следует отметить, что действующее законодательство постоянно изменяется. По состоянию на 1 марта 2008 года введен в действие Федеральный закон «О кадастре объектов недвижимости». Разрабатываются подзаконные акты во исполнение ранее принятых Лесного и Водного кодексов Российской Федерации, планируется внести изменения в нормативные правовые акты, касающиеся дальнейшего совершенствования «дачной амнистии». Законы существенно дополнят земельное законодательство в вопросах оборота земель соответствующих категорий.

Соотношение земельного права со смежными отраслями права гражданским административным экологическим

При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в последующем будет наносить вред всей окружающей природной среде, приводить не только к разрушению почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов; выращивания лесополос; отведения земли под пашню и т.п. Нормы же государственного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.

Гражданское и земельное право

[1] В других разделах ГК РФ, также содержится ряд норм, которые применимы к регулированию отношений. В этой связи весьма важной проблемой является определение соотношения указанных отраслей законодательства в регулировании общественных отношений, объектом которых является земля.

Это проявляется в праве ограниченного пользования чужим участком, в возмещении убытков, причиненных нарушением законодательства. В самом земельном законодательстве очень много норм, как регулирующих гражданские правоотношения, так и отсылающих к нему. Так же немало норм и в гражданском законодательстве, регулирующих имущественные правоотношения на землю. Например, Гражданским кодексом земельные участки отнесены к недвижимому имуществу, уже одно это предполагает, что их оборотоспособность предполагает наличие у граждан самых разнообразных вещных и обязательственных прав на указанные участки.

Читайте также:  Медицинское Обеспечение Сленов Семей Пенсионеров Мвд

Соотношение земельного и гражданского права

Соотношение земельного и гражданского законодательств не является чисто теоретической проблемой, по становится предметом рассмотрения в арбитражных судах. Так, Федеральный арбитражный суд Московской области рассмотрел дело, по которому администрация Клинского района обратилась с иском к предпринимателю без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и просила обязать ответчика на основании ст. 304 ГК освободить земельный участок под торговым павильоном, находящимся в г. Клину. Признавая исковые требования подлежащими удовлетворению, суды исходили из того, что собственник в силу ст. 304 ГК вправе требовать устранения всяких нарушений его права на земельный участок. Договор аренды спорного земельного участка ответчиком в нарушение требований постановления главы администрации Клинского района не оформлялся, в связи с чем у ответчика отсутствуют правовые основания для его использования.

Общие нормы ГК влияют на регулирование отношений по поводу охраны и использования земель и объектов иных природных ресурсов. В п. 3 ст. 8 ГК «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей», например, предусматривается судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности. Оно может быть вынесено судом, например при обжаловании итогов конкурса и аукциона земельных участков и отказе в выдаче лицензии на охоту или иной вид природопользования.

Принципы земельного права

9. разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов и собственность МО — правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий — изъятие ценных земель с\х назначения, земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается;

Соотношение норм гражданского и земельного права в регулировании земельных отношений

Одной из важнейших проблем для понимания природы права собственности и других вещных прав граждан на земельный участок является их определение, прежде всего как гражданских, цивильных. Остро дискуссионным в связи с этим является вопрос о размежевании и взаимодействии гражданского законодательства с земельным, природоохранным и другим специальным законодательством. Значение этого состоит в том, что выбор соответствующих норм при правоприменении имеет немаловажное практическое значение для упорядочения общественных отношений, определения вещных и иных прав на земельные участки, границ их осуществления, решения экологических и иных насущных проблем. Все вместе это будет служить безопасному, долгому и наиболее полному осуществлению права собственности и других вещных прав на земельные участки.

Важным является видеть отличие между понятиями «отрасль права» и «отрасль законодательства». Как известно, институт права собственности является институтом гражданского права. В связи с этим отношения по поводу владения, пользования, распоряжения и регистрации прав граждан на землю возникают в сфере, основанной на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов права, следовательно, регулируются и охраняются специфическими методами гражданского права. Отношения, возникающие по поводу привлечения граждан к административной ответственности за нарушения в области землепользования, входят в предмет земельного и других публичных отраслей права. Причем правила, которые нарушены, устанавливаются нормами земельного или другого публичного права, регулирующего отношения по использованию земель. Поэтому логично вывести запрет на привлечение к ответственности, в частности, по нормам земельного законодательства, за нарушения в области землепользования, урегулированного нормами гражданского права, хотя и содержащиеся в актах земельного законодательства.

Связь прав на земельный участок с правами на находящиеся на нем здания (сооружения)

В случаях, когда снос здания или сооружения, находящегося на земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами (жилые дома, памятники истории и культуры и т. п.) либо не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости здания или сооружения по сравнению со стоимостью отведенной под него земли, суд с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком и при предъявлении соответствующих требований сторонами может:

Собственник также может разрешать строительство на своем участке другим лицам, не теряя при этом права собственности, а лишь ограничивая его. В этом случае собственником недвижимости становится субъект, не являющийся собственником земельного участка. В соответствии с п. 1 ст. 271 ГК собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Таким образом, собственник земельного участка, если он согласен с возведением на его земельном участке другим лицом объекта недвижимости и последующим приобретением этим лицом права собственности на этот объект, должен передать такому лицу правомочие пользования земельным участком либо его частью, находящейся под этим объектом. Данное правомочие будет являться элементом либо вещных прав, либо обязательственных.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус