С Какого Времени Ресурсо Поставщики По Электричеству Начисляют Квартплату

Учет электроэнергии в МКД: что изменилось с начала июля

С 1 июля 2022 года ответственность за коммерческий учет электроэнергии перенесена с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков (постановление Правительства РФ от 29 июня 2022 г. № 950). Несмотря на то, что этот перенос был установлен федеральным законом еще полтора года назад, подзаконную нормативную базу едва подготовили к началу июля 2022 года – соответствующее постановление Правительства № 950 было официально опубликовано лишь 2 июля, однако введено в действие задним числом (что, на наш взгляд, идет вразрез с требованиями Федерального конституционного закона о Правительстве РФ).

  • ОДПУ электроэнергии теперь ставит (в течение полугода после истечения срока работы или поломки или утраты «текущего» ОДПУ, а также истечения срока его очередной поверки) гарантирующий поставщик. Такой счетчик не включается в состав общего имущества МКД. Пока что он может быть и «простым», однако к 2022 году все электросчетчики для целей коммерческого учета в РФ должны стать «умными» (хотя «обычные» могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода из строя или утраты), но все это – забота гарантирующего поставщика, а не УК и не жителей. УК обязана обеспечивать сохранность ОДПУ;
  • гарантирующий поставщик не только ставит новый ОДПУ электроэнергии, но и эксплуатирует его, а следовательно – проводит и техосмотр, и техобслуживание и регулярные поверки;
  • до тех пор, пока ОДПУ не присоединен к интеллектуальной системе учета, его показания снимает УК (ТСЖ, ЖСК), независимо от того, оказывает ли она жителям МКД коммунальную услугу по электроснабжению, или эти жители перешли на «прямой» договор с РСО;
  • а вот когда ОДПУ тоже станет «умным», то снимать его «интеллектуальные» показания будет именно гарантирующий поставщик;
  • гарантирующий поставщик «обновляет» и индивидуальные счетчики электроэнергии (для квартир, комнат и т.п.). Однако до установки именного «умного» ИПУ электричества, показания «простого» ИПУ все-таки снимает потребитель и передает в УК (или сбыт, если потребитель на «прямом» договоре), которые вправе раз в сезон проверять достоверность переданных показаний. УК же продолжает проверять «старые» счетчики, установленные до июля 2022 года;
  • «оприборивание» счетчиками электричества нежилых помещений в МКД зависит от того, как именно они снабжаются электроэнергией: если они получают электричество с использованием общедомового имущества МКД, прибор учета электроэнергии им ставит гарантирующий поставщик, и он же снимает показания и делится ими с сетевиками и УК. Если электроснабжение осуществляется без использования общедомовых сетей, то счетчик ставит сетевая организация, а вводит его в эксплуатацию – гарантирующий поставщик. (Напомним, что владельцы нежилых помещений, кроме машино-мест, в любом случае не получают коммунальную услуг по электроснабжению от УК, а обязаны заключить «прямой» договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией);
  • если потребитель дважды не пропускает к себе гарантирующего поставщика для установки/замены/проверки/обслуживания, то он платит за свет полтора норматива потребления электричества в месяц. Аналогичное правило действует и для УК;
  • а вот если гарантирующий поставщик не спешит оприборивать помещение, то собственник начинает платить за электричество все меньше и меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем – на 40% в месяц.

Кроме того, из текста Правил № 354 зачем-то исключено положение о расчете платы за «общедомовые» коммунальные ресурсы (пресловутые КР на СОИ). Напомним, что вода, тепло, электричество расходуются не только жителями МКД, но и УК – на содержание дома (например, мытье холлов и коридоров, полив газона и т.п.). И если УК тратит эти ресурсы расточительно (или даже злоупотребляет доступом к ресурсу), то собственники помещений в МКД вправе оплачивать эти ресурсы, истраченные на общедомовые нужды, не полностью, а в пределах специально рассчитанного норматива. Такое правило специально предусмотрено ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса, чтобы стимулировать УК экономить, а жителей контролировать своих управдомов; однако ЖК РФ требует, чтобы порядок расчета платы утвердило Правительство РФ. Сейчас ранее действующий порядок (т.е. абз. 2 п. 44 Правил № 354) отменен, а взамен – ничего не появилось, что, безусловно, повлечет волну жалоб и судебных разбирательств.

В конце 2022 года прошла новость о том, что Государственная дума считает вредной идею не оплачивать некачественные коммунальные услуги. Поскольку в 90% случаях они некачественны по вине РСО, такая позиция законодательного органа является еще одним подтверждением лояльности законодателя по отношению к РСО.

Деятельность ГосЖилНадзора регулируется ст. № 20 ЖК РФ, в которой сказано, что сотрудники ГЖИ имеют право на проверку документов по начислению коммунальных платежей. Основная работа ведомства – упреждать и пресекать любые нарушения, связанные с ущемлением прав потребителей.

До того, как были подписаны изменения к этому закону, заключение договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую проходило сложно. В ЖК № 188/ФЗ с изм. 2022 года в части статьи 157, пункт 2 расписана методика начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги при работе с РСО напрямую.

В настоящий момент фактически Постановление Правительства РФ от шестого мая 2011 года под номером 354 (об услугах ЖКХ) не применяется. А это означает, что определить, кто конкретно предоставил показания, ссылаясь на обязанности собственников и исполнителей, невозможно. Поэтому пока не внесут поправки в данное постановление, выявляется немалый правовой пробел.

  • Сообщить УК или ТСЖ о том, что деловые отношения будут прекращены через 30 дней.
  • Поставить в известность органы ГосЖилНадзора.
  • Поместить объявление для владельцев квартир МКД на информационном стенде, на сайте УК или компании, поставляющей ресурсы.

Оплата электроэнергии

  • 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
  • 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
  • стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

  • для жителей г. Москвы:
    Получатель: АО «Мосэнергосбыт» ИНН 7736520080
    Банковские реквизиты:
    ПАО «Сбербанк» г. Москва
    БИК 044525225
    к/с 30101810400000000225
    р/с 40702810738360027199
  • для жителей Московской области:
    Получатель: АО «Мосэнергосбыт» ИНН 7736520080
    Банковские реквизиты:
    ПАО «Сбербанк» г. Москва
    БИК 044525225
    к/с 30101810400000000225
    р/с 40702810338360027201
  • граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом;
  • исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

В соответствии с п. 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, плата за коммунальные услуги по электроснабжению вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

С Какого Времени Ресурсо Поставщики По Электричеству Начисляют Квартплату

68. Информация об изменении тарифов (цен) и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

67. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.

На платежном документе указывается информация о региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы потребителя и находятся места (площадки) их накопления (номера контактных телефонов, адрес сайта в сети Интернет, на котором размещается в том числе информация о графике работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами).

Сложности у УО вызывает и вопрос заключения прямого договора с РСО собственниками нежилых помещений, хотя они должны были это сделать ещё с 1 января 2022 года согласно абз. 3 п. 6 ПП РФ № 354. Но не все собственники перешли на прямые отношения с поставщиками ресурсов, и в таком случае исполнителем КУ оставалась управляющая домом организация.

Это подтверждает и судебная практика. Так, в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.08.2022 № Ф01-3130/2022 по делу № А28-6696/2022 указано, что УО обязана передать сведения о нежилых помещениях в РСО, и такие действия прекращают её правоотношения с собственником нежилого помещения с начала следующего расчётного периода. При этом правоотношения по поставке коммунального ресурса с указанного момента должны возникать между собственником нежилого помещения и РСО по прямому договору.

Читайте также:  Чернобыльский отпуск нововведения 2022

В постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2022 № 07АП-11228/2022 по делу № А45-7542/2022 говорится о том, что если РСО не воспользовалось правом переноса срока в 5-дневный срок со дня получения документов, то переход на прямой договор происходит с даты, указанной в протоколе ОСС, или с момента уведомления.

Следовательно, РСО не может отказаться от заключения прямого договора, если получила неполный пакет документов, но вправе в течение 5 дней с этого момента приостановить рассмотрение заявки и в письменной форме сообщить заявителю о допущенных несоответствиях и о том, как их устранить.

Елена Шерешовец разъяснила, что пока у РСО нет информации о нежилом помещении, у неё нет обязанности перейти на прямой договор с его собственником. Эту информацию поставщику ресурсов должна предоставить управляющая домом организация. Если УО отправила в РСО такие данные, то прямой договор считается заключённым со следующего календарного месяца.

Andrew, ну вот кака вы статью читали, в ней же прямо сказано или все квартиры в доме или ни одна: Заключить договор по желанию собственников квартир
Чтобы платить напрямую, нужно провести общее собрание собственников. Договор с поставщиком ресурсов заключается со всеми собственниками одновременно. Не будет такого, что одна квартира платит напрямую в энергосбыт, а другая — управляющей компании.

Если собственник найдет ошибку в квитанции или горячая вода покажется ему недостаточно горячей, можно обратиться в УК . Управляющая компания не может сказать: «С кем заключали договор, туда и идите», — она обязана принять обращение и отреагировать. Но нести ответственность за качество услуг по прямому договору будет поставщик, а не управляющая компания.

Заключить договор напрямую с поставщиком воды, газа или электроэнергии было нельзя. Управляющая компания выставляла счета, в которых сама указывала какие-то суммы, тарифы и нормативы. Собственники перечисляли всю сумму на счет УК , а та — поставщикам ресурсов.

Как бы было хорошо.Но это невозможно из-за преступного сговора с Мособлеирц.Ходили в Щелковский Водоканал с просьбой заключить прямой Договор на оплату. Нам отказали,орали на нас, пугали отключением воды,если не будем платить через Мособлеирц.Ни голосование жителей, ни ссылки на законы не принимались.Аргумент один- приказ министра ЖКХ — все будете платить только через МособлЕирц.И не важно, что в платежке Мособлеирц нет реквизитов ни одной ресурсоснабжающей организации. А только реквизиты Мособлеирц-которая по сути ни одной услуги в сфере ЖКХ не выполняет. Это что же получается,что министр ЖКХ организовал преступный общак с которым можно будет смыться. А у нас останутся платежки «на деревню дедушке.Константину Макарычу»?

Наталья, Читали нормально, но если 80% не хотят заморачиваться, а я не хочу платить по тарифам УК, т.к. они показания тепла усредняют для всего дома, а у нас индивидуальные счетчики, я не люблю когда жарко и батареи у меня зимой на минимуме, а плачу как сосед «Вася» который поменял на более большие радиаторы и топит как в бане, почему я должен платить за него, УК на счетчики не идет, т.к. полдома не заселено еще и лишнии заморочки с оплатой будут

Расчеты в едином платежном документе

Все услуги, связанные с пользованием помещением, условно можно разделить на жилищные, коммунальные и прочие услуги. Как правило, исполнителем всех услуг в МКД считается управляющая компания (УК), но у проживающих в жилых помещениях могут быть заключены и прямые договоры с организациями на оказание услуг или пользование коммунальными ресурсами.

Независимо от формы собственности, при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и газовых водонагревателей в жилых помещениях, в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан нормативы потребления природного газа определяются в целом на жилое помещение исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.).

2. Плата для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую: управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в МКД;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги, потребляемые в жилом помещении.
(Жилищный кодекс РФ, Ст. 154, п. 1-2)

8. Если гражданин живет в жилом помещении более 5 дней подряд, то он считается «проживающим в жилом помещении». Граждане, проживающие в жилом помещении, могут быть не зарегистрированы в этом помещении, но учитываются при расчетах объемов потребленных коммунальных услуг.

Примечание: уборка мест общего пользования, содержание лифта, уборка придомовой территории и подобные жилищные услуги могут быть включены в услугу «Содержание жилого фонда», а могут быть представлены в ЕПД как отдельные услуги. Расчет по этим услугам выполняется по формуле 1, аналогично услуге «Содержание и текущий ремонт общего имущества МКД».

При способе управления МКД управляющей организацией, товариществом или кооперативом РСО может предоставлять коммунальные услуги собственникам исключительно в целях личного потребления таких услуг потребителями. Для этого собственники помещений в МКД вправе принять решение о заключении договоров, которые содержат положения предоставления коммунальных услуг: ХВС, ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК).

Например, если планируете перейти на прямые договоры предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, то включите в повестку общего собрания решение о заключении договоров горячего водоснабжения и отопления с РСО (укажите название РСО).

Если до 3 апреля собственники помещений в МКД или члены ТСЖ, ЖСК приняли решение об оплате коммунальных услуг напрямую РСО в силу ранее действовавших частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК, то такой порядок расчета сохраняется. В таком случае, оплачивая коммунальные услуги РСО, собственники выполняют обязательства по оплате перед УО, ТСЖ, ЖСК. Это прямо предусматривает часть 6 статьи 3 Закона от 03.04.2022 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

При этом у РСО нет прямого доступа к инженерным коммуникациям МКД, чтобы ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, поэтому РСО и УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны наладить порядок взаимодействия по этому вопросу. В договоре поставки КР на СОИ между управляющей МКД организацией и РСО может быть предусмотрен порядок взаимодействия по аналогии со случаем, когда собственники приняли решение об оплате КУ напрямую РСО (подп. «в» п. 27 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124).

Инициируйте общее собрание собственников помещений в МКД. Дело в том, что решение о переходе на прямые договоры между РСО и потребителями может принять только общее собрание собственников (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК). «За» должно проголосовать большинство собственников из тех, что приняли участие в общем собрании.

Проблемные вопросы, связанные с ЕПД и оплатой ЖКУ

Гл. 8 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, которое не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с ЖК РФ» функции начисления платы за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги, формирование единых платежных документов (далее — ЕПД) и ведение базы данных учета платежей, отнесены к компетенции Многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ). Расчет начислений платы за ЖКУ производится Автоматизированной системой управления «Информационное обеспечение деятельности Единого информационно-расчетного центра» (АСУ ЕИРЦ) в соответствии с нормативными и правовыми актами, а также нормами действующего законодательства, с учетом занимаемой площади, вида собственности жилого помещения, количества проживающих, наличия льгот и объема потребленных услуг. С 01.01.2022 года приемом доставленного тиража ЕПД с последующей передачей в специализированную организацию, осуществляющую доставку ЕПД, занимается ГКУ «Дирекция ЖКХ и Б ЗелАО».

В соответствии с пп. «а» п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

При временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, которое не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы.

В силу положения п. 92, 93 постановления, к заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

Начиная с 30.06.2022 из названных выше норм были удалены упоминания об особом порядке внесения платы за коммунальные услуги на ОДН. Представляется, что данное изменение обусловлено трансформацией платы за коммунальные услуги: из нее исключена плата за коммунальные услуги на ОДН и ее суммы должны быть включены в плату за содержание жилого помещения. Однако эта поправка будет применяться только с 01.04.2022, тогда как ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ в новой редакции уже действуют.

Согласно ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов ТСЖ (собственников помещений в МКД) собственники (наниматели) помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО. При этом внесение платы за коммунальные услуги таким организациям признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ (УК), которые отвечают перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Данные положения введены в ЖК РФ в 2011 году, анализ практики их применения позволяет выявить основные проблемы.

Совершенно особый взгляд на изложенную проблему сформировался в Дальневосточном округе. Во-первых, суд нашел вполне законной ситуацию, в которой по решению общего собрания собственники помещений вносили плату (в том числе за коммунальные услуги на ОДН) напрямую РСО, а последняя, действуя на основании решения общего собрания и договора ресурсоснабжения, вела лицевые счета, выставляла платежные документы собственникам помещений. Исходя из этих вводных, суд признал незаконным предписание УК выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг (Постановление от 25.06.2022 № Ф03-2379/2022). Во-вторых, суд посчитал, что при условии принятия общим собранием решения о переходе на прямые расчеты РСО должна взыскивать долги за коммунальные услуги с собственников помещений, а не с управляющего МКД (Постановление от 06.04.2022 № Ф03-950/2022). Представляется, что такой подход идет вразрез с положениями жилищного законодательства.

Читайте также:  Улучшение Жилищных Условий Для Многодетных Семей В Кемеровской Области

Управляющему нужно контролировать просроченную задолженность собственников (нанимателей) помещений, принимать меры по ее взысканию (это один из стандартов управления МКД), чтобы как минимум не пропустить срок исковой давности. Именно поэтому управляющий должен иметь информацию о датах и назначении платежей населения.

Впрочем, есть легитимный способ передать РСО право начислять плату, выставлять платежные документы – заключить с ней агентский договор либо включить соответствующее условие в договор ресурсоснабжения (РСО будет фактически выполнять функции платежно-расчетного центра), при этом важно, что управляющий МКД не утрачивает статус исполнителя коммунальных услуг (Постановление АС УО от 10.02.2022 № Ф09-9088/14).

Бывают такие случаи, что человек находится не в городе, или не имеет времени обратиться в банк для оплаты всех потребляемых коммунальных услуг. В таком случае за задержку оплаты платежей ему будет применен штраф в виде пени. Пеня является первоначальным методом влияния на неплательщиков. С ее помощью коммунальные службы стараются облагоразумить своих клиентов, и не дотягивать дело до судебных разбирательств.

Работники поставщиков коммунальных услуг советуют своим клиентам сохранять все оплаченные квитанции на протяжении трех лет. При этом можно производить каждый год сверку с коммунальными службами с распечаткой выписки оплат за весь период. Этот документ также стоит вложить в папку с оплаченными квитанциями, и предоставлять работникам поставщика в случае обнаружения задолженности.

При оплате коммунальных услуг обязательно стоит учитывать, сколько времени понадобится вашим деньгам, чтобы попасть на расчетный счет поставщика. Всё зависит от конкретного способа оплаты квитанций. Если даже оплатить квитанции в последний день установленного срока, то возможно появление задолженности.

Коммунальные предприятия поставляют потребителям свои услуги в виде водоснабжения, электроэнергии или газификации. Взамен же требуют внесения своевременной платы на свой расчетный счет. Случаются различные ситуации, когда потребитель не успел вовремя произвести расчет за коммунальные услуги, и по конкретному адресу образовалась задолженность. Наступление периода задолженности отмечается начислением пени до момента погашения долга. Если эту задолженность быстро ликвидировать, то коммунальные службы идут навстречу своим потребителям и не применяют радикальных мер.

Работники коммунальных служб советуют своим потребителям совершать все платежи вовремя. Поэтому каждое 20 число текущего месяца является последним сроком для оплаты коммунальных услуг за предыдущий месяц. Даже если работники коммунальной службы не принесли вам квитанцию, это не освобождает вас на текущий месяц от оплаты. Достаточно явиться в ЖЭК по своему адресу, и вам предоставят актуальную квитанцию для оплаты, с учетом имеющихся задолженностей.

Защита платежей ресурсоснабжающим организациям от оспаривания по предпочтительности

«Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

такому делу за счет должника получает удовлетворение, превышающее причитающееся ему по правилам законодательства о несостоятельности, вследствие чего уменьшается совокупная конкурсная масса этого должника и нарушаются права и законные интересы иных кредиторов, которые получают меньше причитающегося им.

Таким образом, транслирование платы граждан за коммунальные услуги в адрес соответствующих РСО, совершённое в соответствие с нормами Требований № 253 и иных актов жилищного законодательства, гарантирующих право граждан на целевое использование платы за коммунальные услуги, не может рассматриваться как сделка с предпочтением и оспариваться в соответствии со ст. 61.3 Закона о банкротстве.

В ситуации, когда оплата энергии происходила за должника третьим лицом, такая оплата, совершённая в порядке ст. 313 ГК РФ, не может рассматриваться как сделка с предпочтением, так как в таком случае происходит не уменьшение конкурсной массы и нарушение интересов сообщества кредиторов, а замена одного кредитора (получившего исполнение обязательства) другим (исполнившего обязательство) – см. Определение СК ЭС ВС РФ от 22.04.2022 № 305-ЭС20-13952 (2):

«…Если к моменту рассмотрения заявления об оспаривании такой сделки, имевшие приоритет кредиторы получат удовлетворение в соответствующем размере или будут представлены доказательства наличия в конкурсной массе необходимых для этого средств, эта сделка не может быть признана недействительной».

Осуществление процедуры ограничения предоставления коммунальных услуг не является обязательным до приостановления предоставления коммунальных услуг, поскольку согласно подпунктам «а» и «б» пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае, указанном в подпункте «а» пункта 80 указанных Правил исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока. Для приостановления предоставления одной или нескольких коммунальных услуг достаточно выполнения норм подпунктов «а» и «б» пункта 81 указанных Правил.

Согласно подпункту «в» пункта 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Управляющая организация является полноценным исполнителем коммунальных услуг, поэтому она действительно обязана заключить договор поставки электроэнергии. Эта норма Правил предоставления коммунальных услуг гражданам соответствует пункту 17 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г . № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», согласно которому потребителем товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электроснабжения, приобретающим по договору электрическую являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают электроэнергию для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

5. Согласно каким гостам (нормативам), и где должен устанавливаться общедомовой прибор учета? Может ли являться общедомовым прибором учета счетчик, находящийся на подстанции, или он должен находиться непосредственно в доме? Имеют ли собственники жилых помещений право доступа к счетчику для контроля?

Поскольку договор управления многоквартирным домом является возмездным гражданско-правовым договором, а обязательства по предоставлению коммунальных услуг управляющей организацией и обязательства по ее оплате собственником помещений являются встречными обязательствами, то управляющая организация (как единственный исполнитель коммунальных услуг при этом способе управления многоквартирным домом) обязана начислять и принимать плату за все коммунальные услуги.

Норма предоставления коммунальных услуг гражданам установлена пунктом 17 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г . № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Согласно этому закону управляющие организации являются потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электроснабжения, которые приобретают электроэнергию для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями многоквартирном доме. Поскольку договор управления многоквартирным домом является возмездным гражданско-правовым договором, а обязательства по предоставлению коммунальных услуг управляющей организацией и обязательства по ее оплате собственником помещений являются встречными обязательствами, то управляющая организация (как единственный исполнитель коммунальных услуг при этом способе управления многоквартирным домом) обязана начислять и принимать плату за все коммунальные услуги.

Платежи по квартире могут выставлять сразу несколько организаций. Например, управляющая компания будет требовать платежи за содержание домового имущества, тогда как платежи за свет, газ и воду будут начисляться напрямую ресурсоснабжающей организацией. Поэтому должнику придется подавать заявления в несколько адресов.

  • так как суд уже взыскал долг по коммунальным услугам, его размер не может меняться при предоставлении рассрочки;
  • чтобы получить реструктуризацию таким способом, ответчик обязан доказать невозможность единовременной выплаты всей суммы долга;
  • для получения рассрочки нужно представить доказательства, что взыскатель будет ежемесячно получать платежи в определенной сумме;
  • точный срок реструктуризации и размер ежемесячного платежа суд определит с учетом интересов сторон, в том числе, исходя из финансового, семейного и имущественного положения должника.
  • по соглашению собственник или наниматель подтверждает сумму долга ЖКХ и начисленных пени на определенную дату;
  • вся сумма задолженности ЖКХ распределяется на равные или неравные платежи на определенное количество месяцев (например, по 5 000 рублей на 10 месяцев);
  • по соглашению может определяться точная дата внесения платежей (например, не позже 15-го числа каждого месяца);
  • на нарушение сроков или за невнесение всей суммы ежемесячного платежа может вводиться дополнительная неустойка;
  • по условиям договора о реструктуризации должнику могут предоставить льготный период и освободить его от выплат на 1-2 месяца.

Если взысканием занимают приставы, то стороны могут оформить мировое соглашение, представить его на утверждение в суд. На основании судебного определения пристав прекратит дело, остановит принудительные взыскания. Если должник не будет соблюдать условия рассрочки, то взыскатель сможет получить новый исполнительный лист, и снова направит его в ФССП.

Стороны обязаны точно соблюдать свои обязательство по договорам и соглашениям. Например, предприятие ЖКХ не будет передавать документы на взыскание, если должник будет вовремя вносить платежи по реструктуризации. Если должник нарушит свои обязательства, то наступят следующие последствия:

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в МКД регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила №354). Согласно п.13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Читайте также:  Сообщение О Арофесии Одвокат

Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ

Согласно п. 16 указанных правил условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом, настоящими правилами, а в части, не урегулированной данными нормативными правовыми актами, – с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. На основании пп. «г» п. 17 к существенным условиям договора ресурсоснабжения относится порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса. В свою очередь, этот порядок зависит от того, заключается договор с РСО в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг и приобретения КР на СОИ или только в целях содержания общего имущества дома. Последний вариант касается ситуации, когда УК не выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг по причине наличия прямых договоров между собственниками помещений в МКД и РСО. В этом случае порядок определения объемов коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом особенностей, прописанных в п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.

1) при наличии действующего прямого договора, заключенного РСО с собственниками помещений в МКД до 30.06.2022 (если принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и осуществления расчетов за них, действовавшего ранее, – до изменения способа управления домом или выбора УК);

На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за расчетный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.

При этом в пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения прописано: если величина Vпотр превышает величину Vодпу или равна ей, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным нулю.

2) при изменении договора ресурсоснабжения, заключенного РСО с УК, в связи с односторонним отказом РСО от договора в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги (реализация РСО права, предусмотренного п. 30 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

О разъяснениях Минстроя России по заключению прямых договоров между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями

В связи с этим Минстрой России в письме от 4 мая 2022 года № 2073-АЧ/04 разъяснили некоторые вопросы, связанные с заключением «прямых» договоров. В частности, Минстрой России указал, что принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении прямого договора с РСО, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.

В письме дано разъяснение, что плата за общедомовые нужды при переходе на прямые договоры выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.

3 апреля 2022 года вступили в силу изменениния в Жилищный кодекс РФ, позволяющие собственникам помещений в МКД заключать договоры предоставления коммунальных услуг (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения) и договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Отвечая на вопрос о том, как будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры, Минстрой России ответил, что предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками/ нанимателями) и коллективных (общедомовых) приборов учета, должны лица, осуществляющие управление МКД.

Освещен также вопрос о разграничении зон ответственности управляющей организации и РСО в случае заключения прямого договора при предоставлении некачественных коммунальных услуг, Указано , что лицо, осуществляющее управление МКД, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и отвечает за качество таких услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций. Ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.

С Какого Времени Ресурсо Поставщики По Электричеству Начисляют Квартплату

— почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов ‑ сведения о нанимателе жилого помещения;

— сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями, предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном приборами учета или уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

— штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом ТСЖ (ЖСК, ЖК) или при непосредственном управлении, решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

— наименование исполнителя (наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и иные банковские реквизиты, адрес, номера контактных телефонов и факса, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет;

Требования ЖК РФ и Правил № 354 обязательны к исполнению. Приказом Минстроя России от 26.01.2022 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» новая примерная форма платежного документа.

«Законодательное регулирование вопросов недействительности сделок с предпочтением, предусмотренных статьей 61.3 Закона о банкротстве, имеет целью создание правового механизма, обеспечивающего реализацию прав кредиторов на получение того, что им справедливо причиталось при должном распределении конкурсной массы. Так, сделка с предпочтением подлежит признанию недействительной лишь в том случае, если один из кредиторов в преддверии возбуждения дела о банкротстве или после начала производства по такому делу за счет должника получает удовлетворение, превышающее причитающееся ему по правилам законодательства о несостоятельности, вследствие чего уменьшается совокупная конкурсная масса этого должника и нарушаются права и законные интересы иных кредиторов, которые получают меньше причитающегося им».

В силу п. 2 ст. 61.4 Закон о банкротстве сделки по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей, совершаемые в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником, не могут быть оспорены на основании п. 1 ст. 61.2 и ст. 61.3 данного закона, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает один процент стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период.

Установление сальдо взаимных обязательств в рамках неразрывно связанных отношений по передаче и компенсации потерь при передаче не является сделкой, которая может быть оспорена по правилам ст. 61.3 Закона о банкротстве, поскольку компания-заказчик не получает предпочтение.

  • полные бухгалтерские базы со всеми разнесенными оплатами;
  • ответы всех агентов обо всех совершавшихся ими оплатах от имени и за счет должника, с подтверждением оплат банковскими выписками по всем своим счетам, а также обо всех формах исполнения обязательств агента перед должником;
  • ответ от ФНС обо всех счетах, которыми пользовались агенты должника в период обслуживания ими должника (для проверки сведений, предоставленных агентами);
  • ответы из банков, обслуживавших агентов должника, о движении денег по счетам агентов должника в период обслуживания ими агента;
  • ответы всех кредиторов, требования которых были на начало периода оспоримости или возникли в этот период, о размере их требований на начала периода оспоримости или на момент возникновения соответственно, об их удовлетворении в период оспоримости, с приложением подтверждающих документов;
  • ответы со стороны всех известных покупателей/потребителей должника о совершавшихся ими оплатах за должника в адрес третьих лиц в счёт исполнения обязательств перед должником – такие платежи являются сделками, совершёнными за счёт должника, и также могут подлежать оспариванию как сделки с предпочтением.

«Указанные положения Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на защиту прав и законных интересов граждан, выступающих потребителями коммунальной услуги, и являются специальными по отношению к Закону о банкротстве, поэтому дебиторская задолженность населения не подлежит реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Четырнадцатыйарбитражный апелляционный суд

Отменяя постановление апелляционного суда, окружной суд исходил из того, что общество с 01.06.2022 (дата расторжения договора энергоснабжения с управляющей организацией), предоставляя коммунальную услугу по электроснабжению, является исполнителем этой услуги в МКД, и соответственно, имеет право требовать от собственников помещений внесения платы за потреблённый ресурс.

Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между обществом и управляющей компанией не изменяет статуса последней по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества данного дома.

Соответственно, независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества дома.

Расходы на оплату таких ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включёнными с указанной даты в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, при управлении МКД управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, а не ресурсоснабжающей организации.

Прокуратурой города проведена проверка правомерности взимания ресурсоснабжающей организацией (общество) платы за поставку электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) с собственников жилых помещений в многоквартирном доме (МКД). В ходе проверки выявлено, что исполнителем коммунальных услуг в доме является управляющая организация, в связи с чем общество осуществляет начисление и взимание платы неправомерно.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус