Рсо Ук Фактическая Тэ И По Нормативу Оплата

Содержание

Без счетчика: РСО не вправе начислять плату за комуслугу по нормативу, если в итоге ее размер превысит предельный индекс повышения расходов на ЖКХ

РСО не вправе начислять плату за тепло по нормативу – в отсутствие ОДПУ, находящегося на поверке более полутора лет, – если в результате такого начисления платежи потребителей-граждан за тепло вырастут сильнее, чем это предусмотрено предельными индексами роста платы за коммунальные услуги.

  • МКД в свое время был оборудован ОДПУ тепла, жители платили за тепло «по счетчику», и все были довольны;
  • затем подошел срок поверки отдельных узлов ОДПУ, и счетчик сняли с эксплуатации (часть его узлов отправили на поверку в лабораторию, и функционировать ОДПУ не мог);
  • через полтора года ОДПУ, наконец, вернулся с поверки, был вновь допущен к коммерческой эксплуатации, но примерно еще полгода УК не передавала его показания в теплоснаб;
  • теплоснаб, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, выставлял платежки за теплоэнергию, исходя из норматива потребления;
  • поскольку норматив потребления оказался в данном случае значительно выше, чем «привычный» расход по счетчику, счета за тепло сильно выросли. Что вызвало гнев и возмущение граждан.

Предписание обязывало теплоснаб пересчитать плату – но не по «среднему», например потреблению, – а просто таким образом, чтобы начисленная плата не была выше платы, исчисленной с применением предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Оценив ситуацию, орган ГЖН счел, что виноват в ней именно теплоснаб, – он, конечно, все считал согласно Правилам № 354, однако ему следовало руководствоваться еще и региональными предельными индексами и не допускать, чтобы платежи для жителей – по сравнению с прошлогодними, по счетчику – выросли сильнее, чем это разрешается предельными индексами роста тарифов ЖКХ.

  • ст. 157.1 Жилищного кодекса предусматривает обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержит как оснований для ее неприменения, так и возможности предъявления платы без учета указанных предельных индексов;
  • следовательно, довод РСО о том, что в данном случае предельные индексы применяться не должны, поскольку использовались нормы Правил № 354, основаны на неверном толковании указанных норм жилищного законодательства;
  • в соответствии с пунктом 10 Основ формирования предельных индексов роста цен на коммунальные услуги, применение индексов должно обеспечивать рост вносимой гражданами платы за комуслуги – по отношению к прошлогоднему – не более чем на установленную величину предельного индекса;
  • пунктом 5 упомянутых Основ определен закрытый перечень случаев, при которых при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не учитывается разница в размере платежей. Установленные по рассматриваемому делу обстоятельства к перечисленным в данном пункте ситуациям не относятся;
  • аргументы РСО, что спор возник по вине УК, выразившейся в ненадлежащем содержании и обслуживании ОДПУ, не влияют на правовую оценку изложенных обстоятельств;
  • довод о том, что предельный индекс учитывается именно при принятии тарифных решений и не может быть поставлен в зависимость к изменению размера платы граждан за коммунальные услуги, не основана на содержании применяемого положения ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ;
  • утверждение теплоснаба о необходимости применения предельных индексов исключительно при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг – неправомерно;
  • итак, поскольку размер вносимой жильцами платы за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденные указом губернатора, у ГЖН были основания для выдачи оспариваемого предписания.

Рсо Ук Фактическая Тэ И По Нормативу Оплата

Действующее законодательство разделяет жилищные и коммунальные услуги. Если первые связаны с выполнением обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то вторые предполагают действия исполнителя по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества. При этом самыми затратными при управлении многоквартирным домом являются коммунальные ресурсы, которые управляющая организация обязана покупать у поставщиков ресурса и вовремя их оплачивать. Введение в 2022 году прямых договоров позволило частично убрать эти небалансы с «плеч» управляющих организаций, но не полностью: общедомовое потребление коммунальных ресурсов все равно осталось за управляющими организациями.

Таким образом, в базовом сценарии управляющая домом организация не сможет выставить жителям плату больше, чем норматив. Все остальные небалансы – предпринимательские риски управляющей организации, которая будет обязана закрыть долги перед поставщиком ресурса, чтобы не получить взыскание.

Отказаться от договоров с поставщиками коммунального ресурса управляющая организация не имеет права (п. 12 ст. 161 ЖК РФ). В случае, если управляющая организация накопит долги перед поставщиком ресурса – это будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, а ресурсник получит право начинать шантаж управляющих организаций через органы государственного жилищного надзора.

Система эта порочна и в корне несправедлива, поскольку ресурсник понимает, что даже в случае низкого качества коммерческого учета с конечным потребителем, он все равно получит свои транзитные деньги с управляющей организации, которая закроет эти небалансы из прибыли или, собрав с населения.

а) в многоквартирном доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, которая обеспечивает одномоментное снятие показания по общедомовым и индивидуальным приборам учета

Согласно поправкам, внесенным в постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, прописана возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии (ИПУ ТЭ) в домах, которые оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии (ОДПУ ТЭ). Индивидуальные приборы учета тепловой энергии можно ввести в коммерческую эксплуатацию при соблюдении всех технических условий, в том числе, при наличии ОДПУ ТЭ. При отсутствии ОДПУ ТЭ данные ИПУ ТЭ к расчетам не принимаются.

При наличии прямого договора, после установки прибора учета необходимо подать заявку в теплоснабжающую организацию на допуск прибора учета ТЭ в эксплуатацию. Если у потребителей не заключены прямые договора с теплоснабжающей организацией, для допуска прибора учета в эксплуатацию необходимо обращаться в обслуживающую дом организацию (управляющую компанию, ТСЖ или ТСН). Они, в свою очередь, должна в оговоренные сроки выполнить допуск и опломбировку прибора учета и зафиксировать начальные показания, т.е. принять на коммерческий учет.

При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) начисление происходит исходя из фактического потребления ресурса по показаниям общедомовых теплосчетчиков пропорционально площади квартиры. А если ОДПУ в доме не установлен, то расчеты производятся исходя из нормативов, утвержденных Госкомитетом РБ по тарифам, т.е. сумма к оплате будет одинаковой в течение осенне-зимнего периода.

При расчетах платы за отопление используются формулы из постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Они находятся в открытом доступе – потребители могут изучить их самостоятельно. Но чтобы разобраться, мы всегда рекомендуем обращаться к поставщику услуг, т.е. в ту организацию, которая выставляет счета. Специалисты очно или дистанционно ответят на все интересующие вопросы. Это гораздо удобнее и эффективнее.

Согласно пункту 6 постановления Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года (ред. от 26 марта 2014 года) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…», после установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает обслуживающая дом организация (управляющая компания, ТСЖ или ТСН). Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы в рамках работ по содержанию общего имущества собственников и проводиться за счет средств, которые жители дома ежемесячно оплачивают по статье «содержание».

Порядок определения объема переданной тепловой энергии при расчетах с РСО

Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме ситуаций, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Поскольку в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор теплоснабжения является публичным, на него распространяется норма п. 4 названной статьи, на основании которой в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для соблюдения сторонами при заключении и исполнении публичных договоров, а также положение п. 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.

Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.07.2010 № 2380/10 пришел к выводу о недопустимости согласования сторонами метода определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, не соответствующего положениям ЖК РФ и названным Правилам. Высшие арбитры посчитали, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. В данном Постановлении указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Так как в соответствии с договором теплоснабжения УК является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим тепловую энергию у РСО для оказания коммунальных услуг гражданам, метод и порядок учета тепловой энергии должны определяться на основании ст. 157 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг по показаниям приборов учета (а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ), а услуги – оплачиваться по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 № 525/09, от 21.04.2009 № 15791/08.

Кроме того, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ нормативы устанавливаются на основании ст. 157 ЖК РФ и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. В соответствии с п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг при определении таких нормативов учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Иначе говоря, в норматив потребления коммунальных услуг уже включены технологические потери коммунальных ресурсов, следовательно, применение корректировки для учета потерь недопустимо.

В отношении групповых приборов учета, предусмотренных сторонами в договоре теплоснабжения, следует сказать, что определение приборов учета такого вида в Правилах предоставления коммунальных услуг отсутствует. Следовательно, использование показаний данных приборов учета противоречит действующему законодательству.

Рсо Ук Фактическая Тэ И По Нормативу Оплата

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка, и взимания за предоставленную рассрочку процентов, размер которых не может быть выше, чем увеличенный на 3 процента размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предоставления рассрочки. Проценты за предоставляемую рассрочку не начисляются или начисляются в меньшем размере, если за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации исполнителю предоставляется компенсация (возмещение) средств, недополученных в виде процентов за предоставление рассрочки.

Размер определенных законом или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий такого договора, указывается исполнителем в платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги.

Читайте также:  Штраф за поворот на левый на красный свет

67. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

68. Информация об изменении тарифов (цен) и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

По мнению высшего арбитра, положения пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения об объеме коммунального ресурса, подлежащем оплате исполнителем в размере, равном нулю, в случае, когда величина Vпотр превышает за расчетный период величину Vодпу или равна ей, не исключают возможность перерасчета. Абзац 4 п. 25 указанных правил предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения, а также форма данного акта. Акт сверки расчетов составляется не реже одного раза в квартал. По мнению судей, названная императивная обязанность РСО по составлению актов сверки расчетов установлена независимо от наличия в договоре соответствующего приложения (см. постановления АС ВВО от 09.02.2022 № Ф01-6446/2022 по делу № А31-8058/2022, от 06.02.2022 № Ф01-6443/2022 по делу № А31-9468/2022).

Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается)

На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за расчетный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.

Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.

При этом в пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения прописано: если величина Vпотр превышает величину Vодпу или равна ей, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным нулю.

Правомерность начисления платы за ОДН (КР СОИ) сверхнорматива

Для проверки правильности начисления платы за КР СОИ необходимо обратиться с претензией в управляющую организацию и/или в орган государственного жилищного надзора с соответствующим заявлением. В случае установления факта нарушения прав потребителя орган госжилнадзора выдаст ответственному лицу обязательное к исполнению предписание. Заявление можно скачать ЗДЕСЬ.

Разобраться правильно производит исполнитель коммунальной услуги начисление КР СОИ или нет возможно либо самим, истребовав необходимую информацию у исполнителя и произвести расчет, либо обратиться в орган государственного жилищного надзора с заявлением. Образец представлен выше.

Разберем вопрос “на пальцах”. Многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета потребляемой электроэнергии. В общем МКД в месяц потребил 10000 кВт. На индивидуальное потребление (поквартирное) пришлось 7000 кВт. Остается в воздухе 3000 кВт. Именно эти 3000 кВт управляющая/ресурсоснабжающая организация распределяет на все принадлежащие собственникам жилые/нежилые помещения в многоквартирном доме. И в этом случае необходимо разобраться, есть ли сверхномативное начисление КР СОИ или нет.

Заставить исполнителя начислять ОДН по ОДПУ невозможно, потому как во-первых счетчик ОДН (КР СОИ) не имеется, а во вторых исполнитель и так начисляет плату за электроэнергию по показаниям общедомового счетчика по фактическому потреблению электроэнергии всем многоквартирным домом.

В силу абз. 4 пункта 29 Правил содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 17 названного приложения объем ГВС, предоставленного на ОДН за расчетный период в МКД, не оборудованном ОДПУ, определяется как произведение норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.

Напомнив, что положения жилищного законодательства в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию — исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами — пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, тройка судей указала, что размер задолженности за ГВС, поставленную в МКД при отсутствии или неисправности ОДПУ, РСО обязано было рассчитывать по Правилам № 354.

Следовательно, для расчета задолженности РСО, помимо нормативов потребления, должно было располагать показаниям ИПУ, сведениями о количестве граждан, постоянно и временно проживающих жилом помещении, и об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.

А дальше — «вторая кассация», где жалоба не только была передана на рассмотрение коллегии, но и удовлетворена! И как могли догадаться наши давние читатели, жалобу передал О.Ю. Шилохвост, который заслужил уважение и авторитет участников споров в сфере энергоснабжения ещё во времена существования ВАС РФ (и чью монографию всячески рекомендуем к прочтению, кстати).

Установив, что расчет истца противоречит закону, а необходимые для расчета на основании Правил № 354 сведения представлены ответчиком в ходе рассмотрения спора, суд в отсутствие оснований для вывода о том, что непредставление ответчиком контррасчета на основании представленных в материалы дела доказательств связано со злоупотреблением правом либо иными недобросовестными действиями с его стороны, должен был в силу ч. 3 ст. 9 и ч. 1 ст. 133 АПК РФ обязать истца привести расчет своего требования на основании Правил № 354 с использованием представленных ответчиком данных.

В соответствии с п. 1, пп. «а» п. 4 прил. 2 к Правилам № 354, при расчётах по одноставочному тарифу объём горячей воды за период в жилом помещении с ИПУ определяется по показаниям такого прибора учёта. По квартирам без ИПУ – как произведение количества проживающих в помещении на норматив потребления коммунальной услуги.

Одна из подмосковных управляющих домами организаций попала в сложную ситуацию. В трёх домах истёк срок поверки ОДПУ тепловой энергии. Поставщик ресурса отказался принять их в эксплуатацию после поверки, так как УО не смогла предоставить технические документы на приборы.

РСО неправомерно включила в договор ресурсоснабжения условие о расчётах платы на основании тепловых нагрузок при отсутствии ОДПУ, хотя знала, что должна применять Правила № 354. К тому же ещё и обратилась в суд с требованием, основанным на этом незаконном расчёте. Для истца было очевидно, что нельзя применять Правила № 1034, а данные для расчёта долга по Правилам № 354 он мог запросить у управляющей организации.

Поскольку УО отказалась платить, поставщик теплоэнергии обратился с иском в суд. Он требовал взыскать с УО всю сумму долга и проценты за неуплату. Управляющая организация с претензиями не согласилась: расчёт долга произведён некорректно, без учёта Правил № 354, показаний индивидуальных приборов учёта, количества проживающих в квартирах потребителей (дело № А41-25005/2022).

При этом суд отверг довод УО, что расчёт платы должен вестись по Правилам № 354 – исходя из норматива потребления. Компания не направила поставщику ресурса данные о количестве проживающих в домах потребителей и показания установленных в квартирах ИПУ. Без этих сведений невозможно произвести расчёт платы за теплоснабжение согласно Правилам № 354. Ответчик также не предоставил в суд свой вариант расчёта долга и подкрепляющие такой расчёт документы.

В решении Арбитражного суда Кировской области по делу № А28-2971/2022 от 05.02.2022 г. суд указал, что ответчик, как ресурсоснабжающая организация, с которой собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, от своего имени заключены договоры горячего водоснабжения, теплоснабжения, в силу приведенных положений жилищного законодательства обязан предоставлять истцу, как управляющей организации, информацию о показаниях ИПУ.

4. В случае вмешательства в работу ОДПУ электрической энергии (самовольного срыва пломб), либо при двукратном недопуске представителей гарантирующего поставщика для установки, замены, допуска к эксплуатации и (или) подключения ОДПУ объем КР на СОИ определяется исходя из норматива потребления электрической энергии в целях КР на СОИ с учетом повышающего коэффициента, равного 1,5.

Плата за коммунальный ресурс – является сбором транзитных денежных средств, который осуществляется с жителей управляющей организацией. В дальнейшем эти поступления оплачиваются ресурсоснабжающей организации. В случае перехода на прямые договора (предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией) коммунальный ресурс на представление коммунальных услуг жители оплачивают поставщику ресурса на прямую, а за управляющей организацией остается обязанность по оплате коммунального ресурса на содержание общего имущества (далее – КР на СОИ). В ситуации, когда начисление платы за коммунальные услуги осуществляет ресурсник мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, при которой объемы индивидуального потребления занижаются, а КР на СОИ недобросовестно завышается. В таком случае важной задачей является контроль действия поставщика ресурса.

3. Если многоквартирный дом не оборудован ОДПУ, либо после выхода ОДПУ строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока эксплуатации ОДПУ, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях ОДПУ, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ, КР на СОИ определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vн/одн
где:
Vн/одн – определяется по принципу норматива, указанного в п. 21 Правил № 124.

В решении Арбитражного суда города Севастополь по делу № А84-2123/2022 от 28.01.2022 г. суд указал, что поскольку управляющая организация даже при прямых договорах остаётся исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых на содержание общего имущества МКД, она имеет право на получение указанной информации.

Читайте также:  Сколько Стоит Разрешение На Строительство

Без счетчика: РСО не вправе начислять плату за комуслугу по нормативу, если в итоге ее размер превысит предельный индекс повышения расходов на ЖКХ

РСО не вправе начислять плату за тепло по нормативу – в отсутствие ОДПУ, находящегося на поверке более полутора лет, – если в результате такого начисления платежи потребителей-граждан за тепло вырастут сильнее, чем это предусмотрено предельными индексами роста платы за коммунальные услуги.

  • МКД в свое время был оборудован ОДПУ тепла, жители платили за тепло «по счетчику», и все были довольны;
  • затем подошел срок поверки отдельных узлов ОДПУ, и счетчик сняли с эксплуатации (часть его узлов отправили на поверку в лабораторию, и функционировать ОДПУ не мог);
  • через полтора года ОДПУ, наконец, вернулся с поверки, был вновь допущен к коммерческой эксплуатации, но примерно еще полгода УК не передавала его показания в теплоснаб;
  • теплоснаб, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, выставлял платежки за теплоэнергию, исходя из норматива потребления;
  • поскольку норматив потребления оказался в данном случае значительно выше, чем «привычный» расход по счетчику, счета за тепло сильно выросли. Что вызвало гнев и возмущение граждан.

Оценив ситуацию, орган ГЖН счел, что виноват в ней именно теплоснаб, – он, конечно, все считал согласно Правилам № 354, однако ему следовало руководствоваться еще и региональными предельными индексами и не допускать, чтобы платежи для жителей – по сравнению с прошлогодними, по счетчику – выросли сильнее, чем это разрешается предельными индексами роста тарифов ЖКХ.

Предписание обязывало теплоснаб пересчитать плату – но не по «среднему», например потреблению, – а просто таким образом, чтобы начисленная плата не была выше платы, исчисленной с применением предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

  • ст. 157.1 Жилищного кодекса предусматривает обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержит как оснований для ее неприменения, так и возможности предъявления платы без учета указанных предельных индексов;
  • следовательно, довод РСО о том, что в данном случае предельные индексы применяться не должны, поскольку использовались нормы Правил № 354, основаны на неверном толковании указанных норм жилищного законодательства;
  • в соответствии с пунктом 10 Основ формирования предельных индексов роста цен на коммунальные услуги, применение индексов должно обеспечивать рост вносимой гражданами платы за комуслуги – по отношению к прошлогоднему – не более чем на установленную величину предельного индекса;
  • пунктом 5 упомянутых Основ определен закрытый перечень случаев, при которых при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не учитывается разница в размере платежей. Установленные по рассматриваемому делу обстоятельства к перечисленным в данном пункте ситуациям не относятся;
  • аргументы РСО, что спор возник по вине УК, выразившейся в ненадлежащем содержании и обслуживании ОДПУ, не влияют на правовую оценку изложенных обстоятельств;
  • довод о том, что предельный индекс учитывается именно при принятии тарифных решений и не может быть поставлен в зависимость к изменению размера платы граждан за коммунальные услуги, не основана на содержании применяемого положения ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ;
  • утверждение теплоснаба о необходимости применения предельных индексов исключительно при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг – неправомерно;
  • итак, поскольку размер вносимой жильцами платы за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденные указом губернатора, у ГЖН были основания для выдачи оспариваемого предписания.

Если в 2022 году дом фактически потребит меньше тепла, то в январе 2022 года люди получат в квитанциях экономию, а их дом — снижение среднего потребления на 2022 год. Если потребят больше тепла, то вновь получат перерасчет с доплатой, а среднее потребление дома на 2022 год опять увеличится.

Сразу уточним, что годовой перерасчет за отопление СГК делает не всем домам, а только тем, где есть общедомовые приборы учета. Они установлены в многоэтажках и считают всё тепло, которое дом потребляет в течение года. Показания теплосчетчика управляющая компания (УК) фиксирует каждый месяц и передает в СГК. Дома без счетчиков всегда платят по нормативам, утвержденным органами власти.

Во-вторых, содержание дома. Расход тепла в большой степени зависит от теплоизоляция здания. И тут можно спросить управляющую компанию: что сделано, чтобы избежать потерь тепла? Насколько плотно закрываются двери в подъезде, нет ли щелей в оконных рамах, утеплены ли чердаки и так далее?

В нашей стране есть два варианты оплаты за отопление:

  1. По факту, то есть по показаниям общедомового теплосчетчика, и только в отопительный сезон.
  2. Равными суммами каждый месяц, даже летом, когда отопления нет. Такая система расчетов называется «1/12». Она позволяет распределить коммунальные платежи равномерно по году и избежать их резкого увеличения в отопительный сезон.

Перерасчет применяется там, где действует система расчетов «1/12».
Как именно платить, решают власти регионов. Например, в Кемерове, Новокузнецке, Новосибирске, Назарово действует система расчетов «1/12», а в Канске, Бийске за тепло платят по факту, а значит, никаких перерасчетов не получают.

2022 год для системы расчетов за тепло в Красноярске станет переходным. До августа включительно красноярцы платят по старой схеме — равными долями по 1/12, и поэтому в начале 2022 года будет проведена корректировка за первые восемь месяцев 2022 года. Она станет последней. С августа 2022 года потребители в Красноярске станут платить за тепло по факту. Все подробности — здесь.

Порядок оплаты отопления в МКД, оборудованных ИПУ и ОПУ тепла

Однако имеется некоторая нестыковка в этой норме, так как по среднемесячному объему в случае непредставления показаний ИПУ можно производить расчет только три расчетных периода подряд [1], а проверку показаний ИПУ исполнитель обязан провести лишь спустя шесть месяцев.

Порядок проведения такой проверки изложен в п. 84 правил. Согласно п. 85(3) данного документа в случае составления предусмотренного п. 85 настоящих правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении трех расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1 го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.

Если МКД оборудован ОПУ, но не во всех жилых или нежилых помещениях в нем установлены ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(1) и 3(2) из приложения 2 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного по показаниям ОПУ.

Как следует из буквального толкования п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, формула 3(3) из приложения 2 применяется, только если МКД оборудован ОПУ и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены ИПУ. При этом законодатель не поясняет, что значит «во всех помещениях установлены ИПУ». В каком случае помещение не является оборудованным ИПУ? Если счетчик вышел из строя и не произведена его замена в течение трех расчетных периодов подряд, является ли МКД оборудованным ИПУ не во всех помещениях?

Как следует из п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг, при непредставлении потребителем исполнителю показаний ИПУ в течение шести месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного шестимесячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в МКД, обязан провести проверку и снять показания прибора учета. Значит, в случае непредставления ежемесячных показаний ИПУ самим потребителем в течение шести месяцев исполнитель не только вправе, но и обязан провести проверку показаний ИПУ потребителя.

Начиная с 30.06.2022 из названных выше норм были удалены упоминания об особом порядке внесения платы за коммунальные услуги на ОДН. Представляется, что данное изменение обусловлено трансформацией платы за коммунальные услуги: из нее исключена плата за коммунальные услуги на ОДН и ее суммы должны быть включены в плату за содержание жилого помещения. Однако эта поправка будет применяться только с 01.04.2022, тогда как ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ в новой редакции уже действуют.

Совершенно особый взгляд на изложенную проблему сформировался в Дальневосточном округе. Во-первых, суд нашел вполне законной ситуацию, в которой по решению общего собрания собственники помещений вносили плату (в том числе за коммунальные услуги на ОДН) напрямую РСО, а последняя, действуя на основании решения общего собрания и договора ресурсоснабжения, вела лицевые счета, выставляла платежные документы собственникам помещений. Исходя из этих вводных, суд признал незаконным предписание УК выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг (Постановление от 25.06.2022 № Ф03-2379/2022). Во-вторых, суд посчитал, что при условии принятия общим собранием решения о переходе на прямые расчеты РСО должна взыскивать долги за коммунальные услуги с собственников помещений, а не с управляющего МКД (Постановление от 06.04.2022 № Ф03-950/2022). Представляется, что такой подход идет вразрез с положениями жилищного законодательства.

Именно поэтому обязательство между РСО и УК (ТСЖ) также остается неизменным. Значит, управляющий МКД отвечает перед РСО за надлежащую оплату поставленного в МКД коммунального ресурса. Если суд откажет во взыскании с управляющего задолженности за ресурс, поставленный в дом, это будет означать признание собственников помещений абонентами РСО, выступающей в данном случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя услуг, что в общем случае невозможно при выборе способа управления в виде УК, ТСЖ, ЖК (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 5614/13). Поэтому суды удовлетворяют иски РСО о взыскании с УК (ТСЖ) задолженности за коммунальный ресурс за вычетом сумм, поступивших от потребителей (определения ВС РФ от 25.12.2014 № 308‑ЭС14-7187, от 29.08.2014 № 303‑ЭС14-525, постановления АС ПО от 28.01.2022 № Ф06-19378/2013, АС УО от 22.07.2022 № Ф09-4294/15, АС ЦО от 22.05.2022 № Ф10-786/2022).

В соответствии с пп. «а» п. 27 Правил заключения договоров ресурсоснабжения в контракте следует предусмотреть порядок, сроки и форму предоставления РСО исполнителю информации о размере поступившей от потребителей платы за коммунальную услугу и задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса. Однако на практике РСО далеко не всегда готовы согласовать соответствующие условия и, главное, предоставлять информацию именно в разрезе лицевых счетов. Общей суммы без детализации по лицевым счетам недостаточно для целей бухгалтерского учета управляющего МКД, даже если в бухгалтерской программе принят единый контрагент-заказчик – собственники помещений в МКД. В этой ситуации аналитический учет в разрезе лицевых счетов должен быть организован в рамках отдельного программного продукта или иным образом, но отказаться от него никак нельзя. Получив от РСО лишь информацию об общей сумме поступивших за расчетный период платежей собственников помещений, управляющий, конечно, сможет сделать бухгалтерскую проводку Дебет 60 Кредит 62, однако в дальнейшем может возникнуть вопрос об обоснованности остатков по счетам 60 и 62.

Управляющему нужно контролировать просроченную задолженность собственников (нанимателей) помещений, принимать меры по ее взысканию (это один из стандартов управления МКД), чтобы как минимум не пропустить срок исковой давности. Именно поэтому управляющий должен иметь информацию о датах и назначении платежей населения.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от N 305-ЭС16-3833, по делу N А40-39666/2022

Судебные акты основаны на статьях 168, 209, 426, 539 — 548, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), пункте 8 статьи 15, пунктах 2, 4, 5, 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункте 21 Правил организации теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее — Правила N 808), Правилах установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2009 N 610, пункте 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 N 468-ПП «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы», постановлении Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий».

Читайте также:  С Января 2022 Года Если В Договоре На Монтажные Работы Есть Основные Средств На Какое Косгу Отнести Данные Расходы

Позиция управляющей компании основана на пункте 4 статьи 426 ГК РФ, статьях 4, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), Правилах N 307 (пункта 19), N 354 (пункте 13) и N 124 (пункте 2) и доводе о том, что обязательства исполнителя коммунальных услуг не могут превышать совокупные обязательства жильцов многоквартирных домов за исключением случаев, прямо предусмотренных нормативно. Заявитель также сослался на сложившуюся судебную практику, сформированную высшей судебной инстанцией (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2022 N 305-ЭС15-7767 по делу N А40-46739/2014, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 23.11.2010 N 6530/10, от 10.11.2011 N 8413/11, от 25.02.2014 N 15259/13).

Вопреки заявлению управляющей компании, законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов (пункт 5 статьи 19 Закона о теплоснабжении, Закон об энергосбережении). Заявитель как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг в силу своего статуса (пункт 1 статьи 161, пункт 2 статьи 162 ЖК РФ) должен принимать меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Полагая, что условия договора об определении объема поставленной в многоквартирные дома тепловой энергии по тепловым нагрузкам не соответствуют императивным требованиям жилищного законодательства, а методика, примененная ресурсоснабжающей организацией, привела к завышению объема поставленной тепловой энергии и горячей воды (и, как следствие, их стоимости), управляющая компания обратилась 10.03.2022 в арбитражный суд с иском и потребовала признать недействительными пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 3.2, 3.3, 3.6, 5.1.2, 5.1.11, 5.2.3, 6.2, 6.4, 6.6, 6.8, 6.8.1, 6.9.5 договора, приложения N 2, 3, 3.1, 3.2 к нему и применить последствия их недействительности, взыскав с ресурсоснабжающей организации в качестве неосновательного обогащения излишне уплаченные денежные средства.

Пунктами 3.2, 3.3, 3.6, 6.8.1, 6.9.5 договора установлено, что количество поставленной тепловой энергии определяется по показаниям прибора учета, установленного на центральном тепловом пункте, тепловых нагрузок и величины тепловых потерь, если у абонента отсутствует прибор учета тепловой энергии или при несвоевременно сняты показания узла (прибора) учета или прибор учета установлен не в точке поставки.

Защита платежей ресурсоснабжающим организациям от оспаривания по предпочтительности

В силу п. 2 ст. 61.4 Закон о банкротстве сделки по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей, совершаемые в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником, не могут быть оспорены на основании п. 1 ст. 61.2 и ст. 61.3 данного закона, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает один процент стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период.

«Исходя из вышеизложенных обстоятельств, денежные средства, поступившие от собственников помещений в МКД, носили целевой характер, не предназначались управляющей компании, а, оспариваемые зачеты осуществлены не за счет денежных средств должника, а за счет поступавших от населения платежей, предназначенных ресурсоснабжающей организации (оплата коммунальных услуг)».

«…спорный платеж осуществлен не за счет денежных средств должника, а за счет поступавших от населения платежей, предназначенных ресурсоснабжающей организации, средства, поступившие от собственников помещений в многоквартирном жилом доме, носили целевой характер (оплата коммунальных услуг), не предназначались управляющей компании и не подлежали включению в конкурсную массу должника по правилам статьи 131 Закона о банкротстве».

Таким образом, транслирование платы граждан за коммунальные услуги в адрес соответствующих РСО, совершённое в соответствие с нормами Требований № 253 и иных актов жилищного законодательства, гарантирующих право граждан на целевое использование платы за коммунальные услуги, не может рассматриваться как сделка с предпочтением и оспариваться в соответствии со ст. 61.3 Закона о банкротстве.

  • если одним платежом (зачётом) были исполнены обязательства по разным договорам и/или периодам оплаты, то критерий суммового порога необходимо применять по отношению к каждому из оплачиваемых договоров/периодов в отдельности;
  • взаимосвязанными будут являться отдельные платежи (зачёты), направленные на исполнение обязательства по оплате одного и того же периода.

При заявлении о проведении перерасчета за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период своего временного отсутствия в жилом помещении, не оборудованном прибором учета горячей воды в связи с отсутствием технической возможности его установки, потребитель, кроме доказательств действительности такого отсутствия, должен подтвердить отсутствие в своем жилом помещении прибора учета горячей воды в связи с невозможностью установки такого прибора (предоставить соответствующий акт обследования) в соответствии с разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

С 1 апреля 2022 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июня 2012г. №275-ПП меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в форме компенсационных выплат (компенсации на оплату ЖКУ) на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы (ТиНАО) предоставляются Государственным казенным учреждением города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» (ГКУ «ГЦЖС»). Более подробно

Объем коммунальной услуги по отоплению собственникам помещений в МКД, в случае перехода на прямые договоры, определяется ПАО «МОЭК» в соответствии с п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), исходя из показаний ОДПУ и ИПУ ТЭ (или без ИПУ ТЭ) за предыдущий год и площади жилого / нежилого помещения в МКД.

Лицо, осуществляющее управление домом (УК, ТСЖ, ТСН, ЖСК), выступает «единым» окном для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых услуг и обязано отвечать за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций.

В случае получения Единого платежного документа, формируемого ПАО «МОЭК», необходимо обращаться в отделение сбыта, адрес отделения указан на оборотной стороне расчетно-платежного документа. Кроме того, в силу п. 11 ст. 161 Жилищного кодекса РФ Вы вправе обратиться к лицу, осуществляющему управление домом.

Годовой перерасчет за тепло

Сразу уточним, что годовой перерасчет за отопление СГК делает не всем домам, а только тем, где есть общедомовые приборы учета. Они установлены в многоэтажках и считают всё тепло, которое дом потребляет в течение года. Показания теплосчетчика управляющая компания (УК) фиксирует каждый месяц и передает в СГК. Дома без счетчиков всегда платят по нормативам, утвержденным органами власти.

У каждого дома — свой тепловой узел. Он регулирует температуру, давление горячей воды, которая пришла с ТЭЦ. И если оборудование в нём работает исправно, точно настроены все параметры, то и тепло в доме не будет расходоваться впустую, и жители не будут мерзнуть. Обслуживать тепловой узел должна управляющая компания, а собственники квартир — требовать, чтобы все процедуры были проведены вовремя.

Во-вторых, содержание дома. Расход тепла в большой степени зависит от теплоизоляция здания. И тут можно спросить управляющую компанию: что сделано, чтобы избежать потерь тепла? Насколько плотно закрываются двери в подъезде, нет ли щелей в оконных рамах, утеплены ли чердаки и так далее?

2022 год для системы расчетов за тепло в Красноярске станет переходным. До августа включительно красноярцы платят по старой схеме — равными долями по 1/12, и поэтому в начале 2022 года будет проведена корректировка за первые восемь месяцев 2022 года. Она станет последней. С августа 2022 года потребители в Красноярске станут платить за тепло по факту. Все подробности — здесь.

Если в 2022 году дом фактически потребит меньше тепла, то в январе 2022 года люди получат в квитанциях экономию, а их дом — снижение среднего потребления на 2022 год. Если потребят больше тепла, то вновь получат перерасчет с доплатой, а среднее потребление дома на 2022 год опять увеличится.

«…не представлено доказательств недобросовестности ответчика, принимающего платежи за оказанные услуги по поставке газа, учитывая, что должник, являясь субъектом естественной монополии, не мог отказаться от осуществления деятельности по выработке тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населения, выполняя социально — важную функцию, а кредитор в свою очередь в силу монопольного положения также был обязан заключать договоры поставки газа с любым обратившимся к нему покупателем».

«Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 8 Правил N 307, пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам».

«Как отметили суды, действия по перечислению целевых денежных средств населения со счета должника на счета обслуживающей организации не могут быть признаны недействительными в порядке, установленном статьей 61.3 Закона о банкротстве, поскольку указанные денежные средства должнику не принадлежали, а являются средствами населения, подлежащими перечислению обслуживающей организации».

«…Если к моменту рассмотрения заявления об оспаривании такой сделки, имевшие приоритет кредиторы получат удовлетворение в соответствующем размере или будут представлены доказательства наличия в конкурсной массе необходимых для этого средств, эта сделка не может быть признана недействительной».

В случае, если нарушение очерёдности удовлетворения требований случилось по вине банка, который совершил списание средств с нарушением очерёдности, надлежащим способом защиты нарушенных прав будет являться взыскание убытков с банка – см. п. 8 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2022) от 07.04.2022, Определение СК ГД ВС РФ от 04.08.2022 № 5-КГ20-57. Судом было отмечено, что нельзя согласиться в обоснованностью отказа удовлетворения заявленных требований только по причине недоказанности утраты возможности взыскания долга за счет имущества должника.

Кто оплачивает сверхнормативное потребление по общедомовым нуждам

Но есть норма, которая ограничивает размер оплаты собственников по ОДН, согласно которой распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 2 п. 44 Правил 354).

Безусловно, что нет. И правовое обоснование п. 44 Правил 354. Если УО включила в отчет сверхнормативные ОДН, то следует сначала выяснить — каким образом в доме рассчитывается ОДН (по нормативу или по общему счетчику) и уже когда будет ответ, можно будет жаловаться в ГЖИ и пытаться решить этот вопрос. Также не исключено обращение в суд с требованием о признании действий УО незаконными и возврату денежных средств на «счет дома».

Для меня до конца до сих пор не понятно, кто будет оплачивать расход ОДН сверх нормы. Мы были на нормативах, и у нас действительно в верхней строчки платежки были нормативы, установленные государством. Однако все, что капало сверх нормы, все равно вычиталось со счет дома. Т.е. как бы в платежке этих платежей не было, но в конце года в отчете управляющей компании фигурировал пункт ОДН, где не было ни слова о нормативах, а висел весь ОДН за год, который соответственно списывался со счет дома. Прокомментируйте, пожалуйста, этот вопрос со ссылкой на конкретные документы, с которыми можно потом прийти в УК для доказательства свой правоты.

С точки зрения отношений между УО, собственниками и ресурсоснабжающими организациями. Ресурсоснабжающая организация будет требовать оплаты задолженности именно с УО. В свою очередь требования УО к собственникам в части ОДН, по общему правилу ограничены нормативом.

Превышение норматива допустимо, если общим собранием собственников помещений принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз. 2 п. 44 Правил 354).

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус