Данные Ржд В Цифрах 2022

Инвестпрограмма РЖД: какой будет игра по новым правилам

В течение всего года участники рынка грузовых железнодорожных перевозок, несмотря на то, что уровень тарифа оставался высоким, отмечали его основной плюс – сохранение определенной стабильности. И многие говорили о необходимости снизить тариф в сложившихся экономических условиях.

Несомненно, рост тарифов добавит новой нервозности участникам грузоперевозок. Но что будет с рынком – покажет время. При этом эксперты уже не исключили, что тарифы на грузовые перевозки могут «разогнать» промышленную инфляцию (так как индустриальные компании включают их в цены на свою продукцию), и в результате может получиться замкнутый круг, страдать от которого будут конечные потребители.

В итоге правительство РФ одобрило проект финансового плана и инвестпрограммы РЖД на 2022 год и 2023–2024 гг. Объем действующей инвестпрограммы РЖД до 2023 года, утвержденной в начале этого года, составляет около 2,3 трлн руб., в том числе на 2022 г. – 731,6 млрд, 2022 г. – 807,4 млрд и 2023 г. – 760,6 млрд. По состоянию на сентябрь ее дефицит на 2022 г. составлял 270 млрд руб.

Участники рынка и клиенты монополии еще до принятия инвестпрограммы и решения об индексации тарифов высказывали свои возражения, точки зрения на будущую ситуацию в отрасли, учитывая ранее предусмотренный социально-экономическим прогнозом рост на 4–4,5% в год.

В конце 2022 года распоряжением правительства РФ № 2991-р на период 2022–2025 гг. был определен подход по долгосрочным параметрам индексации тарифов, который явился прорывом в регулировании услуг ОАО «РЖД» и которого в целом регулятор придерживался на протяжении 2022–2022 гг. Основополагающей для принятия данного распоряжения являлась необходимость не просто прогнозируемости изменения тарифов, но также и сдерживание их уровня, что определило закрепление индексации тарифов по формуле «инфляция минус». Тогда, как отмечают сами грузоотправители, они получили стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а также возможность долгосрочного планирования развития бизнеса.

Накопленную с 2022 года (начала регулирования по формуле «инфляция минус») разницу между прогнозными и фактическими цифрами текущих лет монополия считает эквивалентной примерно 1,5 процентным пунктам и просила возместить ее через базовую индексацию тарифа в 2022 году, что даст 5,8%, пояснял позицию «Российских железных дорог» собеседник агентства.

Кроме того, компания сохранила предложения по трем «точечным» тарифным мерам, реализацию которых было решено отложить в 2022 году. В частности, речь идет о дополнительном повышении тарифов на контейнерные перевозки (ранее озвучивалась идея индексировать их сверх «базы» на 4,75% в целом или дифференцировано на 3,5% на груженые перевозки на восток в пределах 4 тысяч км, на 5,5% более чем на 4 тысяч км и на 2% — на все порожние рейсы).

Однако, по сути, при расчетах повышения тарифов на каждый следующий год фактическим в формуле оказывается только один параметр — за первый из четырех учитываемых лет, а второй индекс (за текущий год) остается прогнозным (в силу того, что итогового его значения просто еще нет), а в последние годы он заметно ниже реальной инфляции, отмечал источник «Интерфакса» на транспортном рынке.

Цифра «+6,8%» основывается на базовой индексации по принципу «инфляция минус» в размере 4,3% (рассчитывается на основе макропрогноза РФ как среднее арифметическое фактических индексов потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных на следующие два года, уменьшенное на 0,1 процентного пункта).

С соответствующими предложениями монополия выходила на кабинет министров в октябре. По словам собеседника агентства, параметры финплана предварительно согласованы на уровне правительственной комиссии по транспорту, которой руководит первый вице-премьер, глава совета директоров РЖД Андрей Белоусов.

По мнению Полыгалова из «Открытие Research», от предлагаемой индексации тарифов теоретически пострадать могут лишь те грузовладельцы, у которых цены на перевозимые по железной дороге товары не выросли за 2022 г. «А цены выросли практически на все основные грузы, за исключением отдельных специфических массовых строительных грузов, где доминируют закупки по госконтрактам, таких, как песок или щебень», – пояснил он.

Речь шла, в частности, о дополнительном повышении тарифов на контейнерные перевозки. Ранее монополия предлагала индексировать эти тарифы на 4,75%; либо дифференцировать рост – на 3,5% на перевозки грузов на Восток в пределах 4000 км и на 5,5% – более чем на 4000 км, на 2% – на все порожние рейсы. Также РЖД предлагали отменить преференции при тарификации порожнего пробега для вагонов с улучшенными техническими характеристиками (инновационные вагоны), а также повысить ставки на транспортировку антрацита до уровня коксующихся углей.

Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин сказал «Ведомостям», что для сырьевых экспортных грузов рост тарифов оправдан «на фоне высокого спроса за рубежом». С другой стороны, по его мнению, высокодоходные грузы (бытовая техника, продукты питания, машиностроительное оборудование и пр.), которые отправляются потребителям внутри России, не должны индексироваться выше запланированного ранее уровня в 4,5%. Он пояснил, что грузоотправители таких грузов уже смотрят в сторону автотранспорта, поэтому логичнее индексировать тариф на перевозки для сырьевых грузов, ориентированных на экспорт.

Читайте также:  Единовременное Пособие Женщинам Вставшим На Учет В Ранние Сроки Беременности;

«Существенного влияния на рынок контейнерных перевозок не будет», – возражает исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев. Он добавляет, что в первую очередь рост цен на доставку ощутят владельцы грузов с низкой добавленной стоимостью – китайских промтоваров, отправляемых в Россию и ЕС. Но это, по его мнению, неизбежный рост на фоне масштабных инвестиций для развития железнодорожной инфраструктуры: «Важно найти разумный баланс в развитии рынка и повышении тарифов», – резюмировал он.

Предлагаемая индексация тарифа привязана к уже произошедшему росту цен на основные грузы, перевозимые по железной дороге, и лишь частично снизит возросшие доходы грузоотправителей, замечает управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research» Александр Полыгалов. Он приводит данные ИПЕМ, согласно которым, в октябре 2022 г. по сравнению с октябрем 2022 г. транспортная составляющая за услуги РЖД в цене угля снизилась с 30,2% до 10,4%; в цене удобрений – с 7,1% до 3,4%; в цене черных металлов – с 8,2% до 6,1%; в цене зерна – с 6,1% до 5,2%. «Повышенная индексация тарифов РЖД лишь сделает падение транспортной составляющей в ценах основных грузов чуть меньшим, чем на настоящий момент», – замечает Полыгалов.

В начале февраля в холдинге заявляли, что число заболевших COVID-19 работников локомотивных бригад превышает количество резервных сотрудников в два — три раза. На тот момент ежесуточный прирост заболеваемости в компании составлял около 2 тыс. случаев. Спустя неделю в РЖД заявили, что пик заболеваемости в локомотивных бригадах прошел, и компания намерена в ближайшие две недели нормализовать ритмичность грузоперевозок. Как отметили в компании сегодня, после пройденного пика заболеваемости эпидемиологическая ситуация среди сотрудников локомотивных бригад продолжает улучшаться.

Узкие места на сети остаются, а тарифы растут уже практически без всяких дополнительных обязательств со стороны ОАО «РЖД». Перевозчик выпустил зеленые облигации, набрал кредиты. Сейчас приходится выплачивать по ним купоны и проценты. И для этого необходимо удерживать на плаву правильный баланс доходов и расходов, чтобы продолжать политику заимствований на финансовых рынках.

Планируется продлить действие и надбавки для компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, действие которой должно было прекратиться 31 декабря 2022 года. Впрочем, ее индексировать не стали – оставили как есть до конца 2025-го (в размере 1,5%).

Получается, что в будущем внутри тарифа может быть размещена не одна, а целая палитра индексаций. Подобный вариант в перспективе способен торпедировать ранее достигнутые с грузовладельцами компромисс: напомним, что они в свое время согласились на надбавки взамен на обещание перевозчика укрепить инфраструктуру (прежде всего Восточного полигона).

Контейнерные перевозки, безусловно, создают дополнительный поток текущих доходов для ОАО «РЖД». Но одновременно они генерируют и дополнительные расходы на инфраструктуру гораздо в большей степени, чем другие технологии перевозок на сети. Вот почему для перевозчика так важно было добиться прибавки к тарифу на контейнеры.

Указанная мера также ударит по предприятиям ЛПК, которые активно переключали в контейнеры перевозки пиломатериалов (прежде всего отправляемых в Восточном направлении). Кроме того, на Дальнем Востоке вопросы возникнут и с развитием технологии доставок угля в Китай в контейнерах с открытым верхом, которую недавно продвигали в ОАО «РЖД»: по отзывам клиентов, они имели перспективы в условиях предоставления определенного уровня тарифов на сети. Вернутся, вероятно, в полувагоны и часть грузопотоков минудобрений в биг-бегах.

Так называемыми брошенными поездами в РЖД считают составы, оставленные без локомотива на боковом пути станции более чем на 24 часа. Но такая приостановка движения может быть частью технологического процесса и не влиять на выполнение нормативного срока доставки груза, указывают в РЖД. А называемые компаниями-операторами цифры о задержанных в продвижении грузовых поездах и вагонах в целом по сети РЖД не имеют официального подтверждения и некорректны, подчеркивают в компании.

Из этого числа 160 поездов оставлены на станциях по причинам, не зависящим от РЖД, добавили в компании. Там пояснили, что груженые поезда останавливают на станциях в случае неприема груза получателями, например, морскими портами, из-за поломки выгрузочного оборудования, по погодным условиям. Также поезда могут не принимать на погранпереходах из-за неготовности принять груз смежными иностранными перевозчиками либо по техническим причинам. Кроме того, из-за роста заболеваемости коронавирусом сократилось количество действующего персонала.

Потребители услуг РЖД и контрагенты придерживаются другой точки зрения. Как рассказали «РГ» источники в отрасли, на данный момент на железнодорожных путях находятся без движения около 2 тысяч поездов. Расходятся стороны также в том, какие именно поезда считать брошенными. По мнению собеседника «РГ», груженые поезда с локомотивом также могут простаивать, как и без локомотива, но в РЖД такие составы не считают брошенными. Отсюда и расхождения в цифрах.

«Сложившуюся ситуацию необходимо решать, как через повышение требований к качеству работы монополии, так и на уровне технологических процессов и состояния инфраструктуры», — говорит один из представителей сектора железнодорожных перевозок. Назрела необходимость пересмотра требований к срокам доставки, считает он. Если указаны сроки доставки от 3 до 20 дней, то РЖД имеет право доставить груз тогда, когда может. Но от порта компания требует принять груз в день доставки.

Читайте также:  Сколько Лет Хранить Квитанции Об Уплате Налога На Имущества Физических Лиц

Тарифы РЖД на 2022 год проиндексируют на 5,8%

Руководитель правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об индексации тарифов ОАО «Российские железные дороги» на перевозку грузов в 2022 году на 5,8%. Соответствующее распоряжение №3672-р от 17 декабря 2022 года опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Министерство юстиции также зарегистрировал приказ Федеральной антимонопольной службы России об индексации грузовых железнодорожных тарифов на 6,8% с 1 января 2022 года. Вместе с тем до 2025 года предполагается базовое повышение ставок на 5,8% по принципу «инфляция минус», что предполагало бы в 2022 году рост тарифов на 4,3%. Однако РЖД попросили заложить в размер базовой индексации ценовое давление, сообщали СМИ ранее.

«Проиндексировать на 2022 год на 5,8 процента действующие тарифы, сборы и плату в отношении перевозки грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозке грузов», — говорится в распоряжении правительства .

«С учетом чрезвычайно благоприятной экспортной конъюнктуры и высокой промышленной инфляции в России повышение тарифа для грузоотправителей в 2022 году не является критичным, несмотря на уже произошедшее увеличение налоговой нагрузки по НДПИ и введению экспортных пошлин на металлопродукцию. Но уже в 2023 году ценовая ситуация может измениться, а база индексации уже сформирована, и в результате обострится проблема дисбаланса между ростом железнодорожных тарифов и качеством услуг перевозчика», — комментирует ситуацию генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.

На 5% больше прошлогоднего уровня, как прогнозирует Минэнерго, вырастут по итогам 2022 года продажи энергетического угля. Из них на 7,5% — в направлении европейских стран, на 3% — государств Азиатско-Тихоокеанского региона. А его цена в условиях повышенного спроса на ключевых рынках выросла по сравнению с прошлым годом в 4 – 4,5 раза.

Второй пандемийный год стал необычайно удачным для российского экспорта. Цены практически на все отечественные позиции выросли в разы, что закономерно привело к увеличению объемов производства. Так, экспорт угля, как в западном, так и восточном направлениях, превысил прошлогодний показатель на 7%, подорожавшие почти вдвое металлы – на 20%. Их производители – одни из главных потребителей услуг РЖД. Собственно, возросшая нагрузка на сеть от грузоперевозок, в том числе транзитных, которые приносят государству немалый доход, и вызвала необходимость модернизации сети. В отличие от пассажирского транспорта грузовой приводит к гораздо большему ее износу, равно как и расходы РЖД на грузоперевозки значительно выше. При этом государство гарантировало, что грузовая составляющая не будет отражаться на стоимости билетов на поезда. Призывы же к бизнесу – разделить с государством инфраструктурные расходы – звучали и ранее – мол, производители, особенно пользующихся спросом экспортных товаров, должны быть кровно заинтересованы в скорейшем завершении работ на сети. Видимо, пора платить настала.

При этом тариф на перевозку угля остается одним из самых низких в мире. Фактически его перевозку оплачивают предприятия, отправляющие другие грузы, те же металлы. Подсчитанный в этом году объем перекрестного субсидирования составил примерно 150 млрд рублей или 15% от доходов РЖД.

То, что ценовые условия российских железных дорог вполне конкурентоспособны, подтверждает резкое увеличение транзитных контейнерных перевозок. С начала года поток грузов по сети РЖД из Китая в Европу вырос почти на 50%, и производители уже высказывают недовольство задержками в пути. Несмотря на то, что данные проблемы наблюдаются только на территории Европы, нагрузка на российскую сеть тоже ощутимая.

Финансовый план РЖД на 2022 год может значительно измениться

Железнодорожное строительство будет финансово поддерживаться государством, так как госмонополия не сможет найти соответствующие средства для реализации проектов, убеждены эксперты отрасли. Замгендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук указывает, что схожие проблемы наблюдаются сейчас у иностранных ж/д компаний, вроде Deutsche Bahn или Network Rail.

Известно, что инвестпрограмма РЖД на следующий год была дефицитна еще в плане, который был одобрен Правительством России в декабре прошлого года. Чтобы закрыть нехватку средств на 2022 год, в РЖД предлагались меры, вроде поднятия тарифов на контейнерную перевозку, изменения системы скидок на провоз вагонов, а также внедрения ВЭБ.РФ в капитал монополии на 82 млрд рублей.

В 2022 году РЖД вложит более 257 млн рублей в реконструкцию контактной сети Петропавловского отделения ЮУЖД

В 2022 году запланированы работы по реконструкции контактной сети на участке Петропавловск – оп. Затон перегона Петропавловск – Кондратовка-Сибирская (территория Петропавловского отделения ЮУЖД в Республике Казахстан). На эти цели будет направлено более 257 миллионов рублей.

Как сообщает пресс-служба Южно-Уральской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», проектом предусмотрена полная замена всех опорных и поддерживающих конструкций контактной сети и контактной подвески, демонтаж существующих жестких поперечин, анкеров, опор и их фундаментов. Кроме того, будут проведены работы по установке новых трансформаторных подстанций.

Реконструкция позволит обеспечить возможность повышения скорости движения электроподвижного состава на данном участке, снизит затраты на капитальный ремонт и текущее содержание устройств электроснабжения, снизит удельные потери электрической энергии и сократит вероятность возникновения отказов технических средств из-за старения оборудования.

Читайте также:  Алименты С Безработного В 2022

«В 2022 году на реализацию инвестиционной программы ОАО «РЖД» в границах Восточно-Сибирской железной дороги предусмотрено 79,7 млрд рублей, из них 54,8 млрд будет направлено на проекты государственного значения по развитию Восточного полигона», — говорится в сообщении.

Уточняется, что для увеличения пропускных способностей Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей планируется ввести в эксплуатацию семь первоочередных объектов. Это строительство главных путей на участке Гоуджекит — Тыя, Сенаторский — Икабьякан, двухпутных вставок на участках Северобайкальск — Блокпост 1084, Новый Уоян — Баканы, Янчуй — Чуро, третий путь на перегоне Слюдянка I — Слюдянка II, реконструкция станции Северобайкальск.

Система динамического ценообразования РЖД: как меняется цена на билеты в течение года

С одной стороны, это кажется несправедливым, так как вы платите за один и тот же сервис в зависимости от погоды за окном. С другой стороны, здесь есть пространство для потребительского маневра, и если понимать, как работает алгоритм, то можно хорошо сэкономить.

  • Подобная система принята во многих странах Европы. Например, поезд Талис, который курсирует между Амстердамом и Парижем, обойдется вам примерно в 30 евро, если вы купите билет за три месяца и 120 евро в день отправления. Так что имеет смысл изучать этот вопрос и в зарубежных поездках.

Основным фактором для алгоритма является спрос, то есть цена увеличивается пропорционально популярности товара или услуги. Например, прохладительные напитки летом стоят дороже, чем зимой. Яндекс-такси тоже повышает стоимость проезда, когда на улице сильный дождь или снегопад.

Динамическое ценообразование уже давно плотно вошло в повседневную жизнь. Иногда это для нас не так заметно, мало кто обращает внимание на цену мороженого зимой и летом, но вот стоимость перелета и проезда на поезде может кардинально отличаться в зависимости от множества факторов.

Но важно помнить, что динамическая система может работать как на повышение цен на билеты, так и на понижение. Иногда стоимость может упасть буквально за несколько минут, если один из факторов как-то кардинально поменяется, например, заполняемость поезда на определенную дату ниже, чем прогнозировалось. Угадать, когда цена может упасть практически невозможно.

РЖД» предлагают индексировать тарифы в 2022 году на 6,8%

Эта цифра основывается на базовой индексации по принципу «инфляция минус» в размере 4,3% (рассчитывается на основе макропрогноза РФ как среднее арифметическое фактических индексов потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных на следующие два года, уменьшенное на 0,1 процентного пункта).

Однако, по сути, при расчетах повышения тарифов на каждый следующий год фактическим в формуле оказывается только один параметр — за первый из четырех учитываемых лет, а второй индекс (за текущий год) остается прогнозным (в силу того, что итогового его значения просто еще нет), а в последние годы он заметно ниже реальной инфляции, сказал собеседник агентства.

В частности, речь идет о дополнительном повышении тарифов на контейнерные перевозки (ранее озвучивалась идея индексировать их сверх «базы» на 4,75% в целом или дифференцировано на 3,5% на груженые перевозки на восток в пределах 4 тыс. км, на 5,5% более чем на 4 тыс. км и на 2% — на все порожние рейсы).

Накопленную с 2022 года (начала регулирования по формуле «инфляция минус») разницу между прогнозными и фактическими цифрами текущих лет монополия считает эквивалентной примерно 1,5 процентным пунктам и просит возместить ее через базовую индексацию тарифа в 2022 г., что даст 5,8%, добавил источник. Тем самым, по его словам, РЖД рассчитывают компенсировать дополнительную финансовую нагрузку от роста цен на потребляемые услуги и материалы, который оказался выше прогнозных значений министерства экономического развития РФ.

Помимо этого, РЖД настаивают на отмене преференций при тарификации порожнего пробега для вагонов с улучшенными техническими характеристиками (основные производители — ПАО «Объединенная вагонная компания» и «Уралвагонзавод») с сохранением в груженом рейсе подтвержденного экономического эффекта для перевозчика. Также «Российские железные дороги» выступают за повышение ставок на транспортировку антрацита до уровня коксующихся углей.

Чтобы успокоить работников депо, в АО «Федеральная пассажирская компания» заявили, что сокращения коснутся только 25% персонала — проводников, начальников поездов, а также некоторых сотрудников административного штата. Однако, несмотря на это, напряжённая ситуация в коллективе депо сохраняется.

Руководство Московского филиала акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») приняло решение о значительном сокращении коллектива резерва проводников «Пассажирского вагонного депо Смоленск». Около 200 сотрудников предприятия останутся без работы, в том числе одинокие матери, многодетные родители и работники, являющиеся единственными кормильцами в семье.

Напомним: «Пассажирское вагонное депо Смоленск» было организовано в 1933 году. Основной вид его деятельности — перевозка пассажиров в поездах дальнего следования. Работники депо обслуживают многочисленные круглогодичные поезда. Численность работников депо — 324 человека, из них 170 женщин. За 2022 год коллективом депо перевезено более 1,5 млн пассажиров. Средняя зарплата по предприятию за 9 месяцев 2022 года — 43605 рублей.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус