Что надо выдавать ттн или тн

Что надо выдавать ттн или тн

Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. После вступления в силу нового Закона о бухучете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ) формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичных документов, не являются обязательными к применению. В настоящее время оформлять ТТН обязательно только для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Товарно-транспортная накладная обязательно должна быть составлена при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции любыми видами транспорта, при этом не имеет значения, кто продукцию перевозит – поставщик, перевозчик или покупатель. Это связано с тем, что ТТН является одним из сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота этой продукции (пп. 1 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, разъяснение Росалкогольрегулирования от 08.07.2011 «Об оформлении документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при вступлении в силу постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом»).

Такой договор необходим для перевозки груза (п. 1 ст. 784 ГК РФ). В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу (получателю), уполномоченному на получение груза, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается выдачей отправителю груза транспортной накладной.

Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

Кроме того, есть еще мнение, что для транспортной и товарно-транспортной накладных определены разные сферы применения. Первая оформляется только тогда, когда к перевозке груза привлекается сторонняя транспортная компания, а вторая — и в случае заключения договора с перевозчиком, и в случае, если в качестве перевозчика выступает сам грузоотправитель или грузополучатель.

Читайте также:  Вычет за обучение ребенка особенности консультация

В отличие от товарно-транспортной, транспортная накладная хотя и не предполагает, например, детального описания погрузочно-разгрузочных работ (с перечислением операций, использованных механизмов, способов и т.д.), однако включает в себя все сведения, необходимые для лучшей организации перевозки и контроля за ее выполнением.

Вообще же, порядок заполнения транспортной накладной регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложением №4 «Транспортная накладная (Форма)») и достаточно прост: все разделы пронумерованы, озаглавлены, а их назначение ясно и доступно изложено в соответствующих подписях к графам.

Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара. Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр. по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.

Налоговики могут запросить ТТН при проверке обоснованности вычетов по НДС. Но основным документом для работы налоговая служба берет счет-фактуру. Если ставка НДС расходится в ТТН и счете-фактуре, учитывают все равно данные по счет-фактуре. Для налоговой службы этот учетный документ приоритетный.

Бланк не служит поводом для списания продукции со склада продавца и постановки его на приход у покупателя.

  • Счет-фактура – налоговый документ бухгалтерии. В нем отражаются данные о товаре, его происхождении (страна-производитель, номер таможенной декларации), информация о налоговой ставке, акцизах.
  • Бланк включает два раздела. Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя. Транспортный раздел отражает данные о процессе перевозки продукции, груза.
    Транспортная накладная – перевозочный документ. Он подтверждает наличие договора перевозки. В бланке отражается факт перевозки товарно-материальных ценностей от грузоотправителя к грузополучателю.

    Товарно-транспортная имеет разные формы в зависимости от груза, который сопровождает бланк (зерновая продукция, также овощная, животные, шерсть и молсырье, а при пересечении грузом государственной границы выдается международная товарно-транспортная накладная).

  • Необходимость оформления. Если покупатель самостоятельно забирает товар со склада на своем транспорте и договор доставки не заключен, тогда ТТН и ТН не оформляются. Счет-фактура оформляется в любом случае.
    • информация о массе груза (нетто, брутто);
    • данные об условиях перевозки, времени и условиях, свойствах автотранспортного средства;
    • сведения о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования при приеме и сдаче груза;
    • данные об изменении условий перевозки при движении и при выгрузке и другое.
    Читайте также:  Ремонт В Выходные И Праздничные Дни В Уфе

    Какова разница между ТТН и ТН

    • в учетную службу грузоотправителя как документ на списание ТМЦ;
    • в учетную службу грузополучателя для оприходования ТМЦ;
    • в учетную службу АТП – 2 экземпляра (один затем передается заказчику услуги как основание для оплаты, а другой остается у перевозчика как основание для оплаты труда шофера).

    Нередко у бухгалтеров, менеджеров, работников, занятых оформлением перевозок, подготовкой пакетов документов, возникает вопрос о целесообразности применения той или иной формы. Если использование ТТН можно прописать в учетной политике, допустимо ли заменить один документ другим?

    ТТН оформляется на каждую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже при перевозке одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по учету и контролю за оборотом алкоголя. На основании ТТН формируются декларации фиксирующие «алкогольные» сделки.

    Вместе с тем письмо Минфина №03-03-06/1/85703 от 21-12-17 г. и ряд других аналогичных утверждают преимущество именно ТН при обосновании транспортных расходов в связи с расчетами налога на прибыль. Следует отметить, что в ТТН отдельно не выделен НДС, следовательно, при наличии лишь ТТН как подтверждающего документа на вычет, в нем, вероятнее всего, организации будет отказано (ст. 168 НК РФ).

    Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.

    ТТН и ТН: в чем разница между товарной и товарно-транспортной накладной, главные отличия этих документов

    Факт приобретения продукции от поставщика, а также доставка этих ТМЦ – это всегда возникновение значительного количества сопутствующей документации. Естественно, эта своего рода волокита служит понятным целям. Соблюдение законности сделок, контроль качества продукции, возможность предъявления претензий в случае неисполнения обязанностей сторонами. Но возникающая путаница иной раз ставит в тупик не только ответственных за оприходование лиц, а также руководителей, но даже и бухгалтеров. В этом обзоре мы прольем свет на данный вопрос, узнаем, что такое ТТН и ТН, товарная накладная и товарно-транспортная, в чем разница между этими понятиями. А также поймем, в каких случаях их необходимо оформлять, какие разделы включаются в содержание. И разберем точку зрения текущего законодательства РФ на эти аспекты. Ведь нарушение норм оформления документов – это серьезное правонарушение, за которое неминуемо следует ответственность, зачастую в виде финансовых санкций. Но иной раз при злостном нарушении можно даже лишиться лицензии на осуществление деятельности и попасть под субсидиарную ответственность.

    Читайте также:  Правовая Помощь Молодым Мамам

    Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

    В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно – это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.

    Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

    А вот отличие товарной накладной от товарно-транспортной совершенно в иной плоскости. Первый случай – это подтверждение того, что ТМЦ были оприходованы и приняты, поставлены на учет, размещены на складе или точке продаж покупателя. Что грузоотправитель честно выполнил условия сделки и предоставил необходимое количество продукции, указанное в договоре. Никакого отношения к перевозкам эта бумага не имеет. И она уже является первичным бухгалтерским документом. Соответственно, какой бы вариант подтверждения транспортировки ни использовал покупатель или поставщик, это не освобождает от ответственности по составлению отчетности во время принятия ТМЦ. Выходит простой алгоритм, допустимо выбрать любую вариацию (если нет прямого запрета по закону в этой случае) документации сопроводительного характера. Но при этом бухгалтерская отчетность должна быть всегда.

    Елена - Дежурный юрист
    Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
    Оцените автора
    Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус