Утвержден Сводный список получателей социальных выплат по программе «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2022 № 614-132 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 и плановый период 2022 и 2022 годов» на предоставление социальных выплат в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» (далее — Программа) на 2022 год за счет средств бюджета Санкт-Петербурга выделено 3 млрд. 100 млн. руб.
Первоочередное право на предоставление социальных выплат в рамках Программы имеют:
- граждане, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей;
- граждане, проживающие в многокомнатной* коммунальной квартире и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий 15 и более лет;
- граждане, проживающие в коммунальной квартире, включенной в Перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению.
* Многокомнатная коммунальная квартира — квартира, состоящая из пяти и более жилых помещений (комнат), принадлежащих на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством, пяти и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи (ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 г. № 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»).
Предоставление социальных выплат гражданам, не включенным в Сводный список на 2022 год, будет осуществляться в установленном порядке в более поздние сроки исходя из объема финансирования, предусмотренного на реализацию Программы, и количества поступивших заявлений.
7. В случае принятия решения о расселении коммунальной квартиры с участием юридических лиц администрация издает распоряжение о признании нанимателей и собственников жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире участниками программы после подведения итогов конкурса на право заключения соглашения об участии в расселении коммунальной квартиры с юридическими лицами.
1. Районная администрация совместно с ГУ «Горжилобмен» собирает информацию о коммунальных квартирах, подлежащих расселению. При этом учитываются данные годового жилищного плана, количество и категории граждан, проживающих в коммунальных квартирах и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, объемы финансирования, предусмотренных программой для предоставления субсидий.
Правительство Санкт-Петербурга формирует перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с Программой. При этом коммунальные квартиры включаются в перечень с согласия всех собственников или нанимателей жилых помещений в данной квартире.
Жилищная обеспеченность не должна превышать 10 кв. метров общей площади жилья на одного человека для отдельных квартир. Граждане, проживающие в коммунальных квартирах, принимаются на учет нуждающихся в содействии города в улучшении жилищных условий независимо от занимаемой площади. При этом уровень доходов не учитывается.
4. В течение 30 рабочих дней со дня представления документов администрация района издает распоряжение о включении коммунальной квартиры в перечень квартир, подлежащих расселению в соответствии с программой, и направляет в Жилищный комитет копию указанного распоряжения. Или же направляет заявителю мотивированный отказ.
3.12. Уведомление Жилищного комитета о согласовании параметров приобретаемого за счет социальной выплаты жилого помещения направляется в уполномоченный банк в 10-дневный срок после представления уполномоченным банком заявки на согласование параметров приобретаемого за счет социальной выплаты жилого помещения по форме, утверждаемой Жилищным комитетом.
возврат в бюджет Санкт-Петербурга средств социальной выплаты в случае неиспользования получателем социальной выплаты средств социальной выплаты в течение 12 месяцев с даты подписания договора о предоставлении социальной выплаты в установленном порядке, за исключением случаев принятия в соответствии с абзацем четвертым пункта 3.8 настоящего Положения Жилищным комитетом решения о продлении срока, в течение которого получатель социальной выплаты обязуется использовать средства социальной выплаты.
возможность продления на основании решения Жилищного комитета 12-месячного срока, в течение которого получатель социальной выплаты обязуется использовать средства социальной выплаты, в случае, если социальная выплата не была использована в указанный срок по причине болезни или проведения государственной регистрации прав собственности, возникающих из договора (договоров), являющегося (являющихся) основанием для перехода права собственности на коммунальную квартиру, расселяемую в соответствии с Программой, и договора (договоров), являющегося (являющихся) основанием для перехода права собственности на жилое помещение, приобретенное в том числе за счет средств социальной выплаты, органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не более чем на два месяца;
1. Настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления гражданам — участникам целевой программы Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17.10.2007 N 513-101 (далее — Программа), за счет средств бюджета Санкт-Петербурга мер социальной поддержки в виде социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений, решение о предоставлении которых принимается с 01.07.2022 (далее — социальные выплаты).
обязательство получателя социальной выплаты использовать средства социальной выплаты в соответствии с ее целевым назначением, установленным в разделе 2 настоящего Положения, в срок, не превышающий двенадцати месяцев с момента подписания сторонами договора о предоставлении социальной выплаты;
Порядок формирования Сводного списка получателей социальных выплат по программе «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»
За период действия Программы с учетом всех механизмов содействия улучшены жилищные условия 89 659 семей, расселено 39 989 коммунальных квартир. При этом из бюджета Санкт-Петербурга было выделено 18 млрд. 756 млн. рублей на предоставление социальных выплат, что позволило оказать содействие в приобретении жилых помещений порядка 25 тыс. семей городских очередников.
Все остальные заявители включаются в Сводный список после участников, имеющих первоочередное право на предоставление социальной выплаты в рамках программы, в порядке очередности, исходя из даты принятия на жилищный учет. Здесь и влияет то, как долго человек состоит на очереди, какой у него год постановки.
СПб ГБУ «Горжилобмен» как Оператор программы в течение 30 рабочих дней после вступления в силу закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий год, формирует список, исходя из объема финансирования, предусмотренных бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год для реализации программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» и количества поданных заявлений от граждан.
Первоочередное право на предоставление социальных выплат в рамках программы имеют следующие категории граждан:
- участники программы, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
- участники программы, проживающие в многокомнатной коммунальной квартире (многокомнатная коммунальная квартира — квартира, состоящая из пяти и более жилых помещений (комнат), принадлежащих на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством, пяти и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи);
- участники программы, проживающие в коммунальной квартире, включенной в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению (первоочередное право подтверждается распоряжением Администрации района по месту нахождения коммунальной квартиры о включении в Перечень).
Ответ: Да, все граждане, вошедшие в Сводный список, получат социальную выплату по программе в текущем году. Но, в случае если у гражданина произошли изменения противоречащие условиям программы, например: к моменту предоставления социальных выплат гражданин снят с городской очереди или гражданин не зарегистрирован в коммунальной квартире по заявленному адресу, то ему может быть отказано в предоставлении социальной выплаты.
Если с соседями по коммунальной квартире договориться не удалось, отдельные жильцы могут стать участниками программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», но приоритетным право на расселение все же останется в тех квартирах, где на участие в программе согласились все жильцы.
В Программе также предусмотрен механизм перераспределения жилых помещений , то есть проведение обменов, мены жилых помещений с целью обеспечения исключительно односемейного заселения квартиры. Районные администрации совместно с Жилищным комитетом будут определять коммунальные квартиры, подлежащие расселению, и формировать Адресный перечень.
Участие в программе: В целях формирования перечня коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с Программой жилищный отдел администрации района Санкт-Петербурга по месту нахождения коммунальной квартиры, подлежащей расселению), принимает от нанимателей и (или) собственников (членов семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире (далее — заявители) следующие документы: заявления о
П редлагаем вашему вниманию перечень квартир, предполагаемых к расселению в рамках целевой программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге». Данный перечень может заинтересовать агентства недвижимости, риэлторов и частных лиц, желающих принять участие в целевой программе в качестве инвестора. Адрес: ул. Бронницкая, д.
Заявление о выборе формы содействия в улучшении жилищных условий в виде социальной выплаты в рамках Программы (далее — Заявление) принимает только СПб ГБУ «Горжилобмен» по адресу: ул. Бронницкая, д. 32, 1 этаж. Часы приема граждан: понедельник — четверг с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 13.45; пятница с 9.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00. Справочные телефоны: 576-00-00, 576-06-46.
Список коммунальных квартир подлежащих расселению в рамках программы
Гражданам, являющимся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире, подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга по расселению коммунальных квартир в Санкт-Петербурге, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди»;
Целевая программа Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» (далее — Программа) разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 26 апреля 2006 года N 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» в целях расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге и улучшения жилищных условий граждан, проживающих в коммунальных квартирах в Санкт-Петербурге.
«На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.
расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге, при котором жилищные условия граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, улучшаются, а коммунальная квартира заселяется одной семьей.
3. Мероприятия, предусмотренные в пунктах 1, 3 и 6 раздела 4 Программы, осуществляются в отношении граждан, проживающих в коммунальных квартирах, включенных в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с Программой (далее — перечень коммунальных квартир). Мероприятия, предусмотренные в пунктах 5 и 7 раздела 4 Программы, осуществляются как в отношении граждан, проживающих в коммунальных квартирах, включенных в перечень коммунальных квартир, так и в отношении граждан, проживающих в коммунальных квартирах, не включенных в перечень коммунальных квартир.
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- Заявление о предоставлении социальной выплаты по форме.
- Документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, временное удостоверение личности, выданное на период замены паспорта гражданина Российской Федерации).
- Документы, содержащие сведения о составе семьи заявителя (свидетельства о рождении детей, свидетельства о заключении брака либо свидетельства о расторжении брака), выданные органами ЗАГС, расположенными не на территории Санкт‑Петербурга или выданные органами ЗАГС Санкт‑Петербурга на основании записей актов гражданского состояния, составленных органами ЗАГС Санкт‑Петербурга после 01.10.2022.
- Документ, содержащий сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи (справка о регистрации (форма №9), в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА или решение суда об установлении факта проживания в коммунальной квартире, вступившее в законную силу).
- Характеристика занимаемого жилого помещения (форма №7), в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА.
- Документы, подтверждающие основания владения и пользования заявителем занимаемыми жилыми помещениями, в случае если право не зарегистрировано в ЕГРН, за исключением жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга:
- документ, подтверждающий возникновение права собственности на жилое помещение до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К таким документам могут быть отнесены заключенные в соответствии с законодательством Российской Федерации договоры купли‑продажи, мены, дарения, акт (свидетельство, договор) о приватизации жилого помещения;
- договор найма жилого помещения, заключенный в письменной форме;
- вступивший в законную силу судебный акт (решение или определение суда) в отношении права собственности на жилое помещение;
- свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию;
- договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан.
- Делает заключение о наличии или об отсутствии оснований для предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений в рамках Программы путем внесения соответствующей записи в персональное дело заявителя.
- При наличии оснований для предоставления социальной выплаты передает персональное дело заявителя специалисту Отдела для подготовки проекта распоряжения Жилищного комитета о предоставлении социальной выплаты.
- При отсутствии оснований для предоставления социальной выплаты передает персональное дело заявителя специалисту Отдела для подготовки проекта уведомления об отказе в предоставлении социальной выплаты.
- На основании записей в персональных делах заявителей, поступивших от начальника сектора (либо начальника Отдела), готовит проект распоряжения Жилищного комитета о предоставлении социальной выплаты или проект уведомления об отказе в предоставлении социальной выплаты по форме.
- Визирует проект распоряжения Жилищного комитета. После визирования заместителем председателя Жилищного комитета, курирующим Юридический отдел, проекта распоряжения Жилищного комитета специалист Отдела передает проект распоряжения председателю Жилищного комитета на подпись.
- В течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления и документов заявителя, осуществляет подготовку и направление межведомственных запросов о представлении документов в:
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт‑Петербургу о представлении документов, подтверждающих основания владения и пользования заявителем и членами его семьи занимаемыми жилыми помещениями (выписка из Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, справка о содержании правоустанавливающих документов);
- администрацию района Санкт‑Петербурга (по месту принятия заявителей на жилищный учет) о представлении справки очередника;
- Комитет по делам записи актов гражданского состояния о предоставлении сведений из документов, содержащих сведения о составе семьи заявителя (сведения из свидетельства о заключении брака, сведения из свидетельства о рождении детей, сведения из свидетельства о расторжении брака, если документы выданы на территории Санкт‑Петербурга на основании записей актов гражданского состояния, составленных до 01.10.2022 органами ЗАГС Санкт‑Петербурга и не конвертированных в федеральную государственную информационную систему «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ФГИС «ЕГР ЗАГС»));
- Жилищные агентства районов Санкт‑Петербурга (ГКУ ЖА) о предоставлении справки о регистрации (форма №9), характеристики жилого помещения (форма №7), документов, подтверждающих основания владения и пользования заявителем и членами его семьи жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга;
- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области о предоставлении СНИЛС заявителя, в случае, если данные сведения не указаны заявителем в заявлении о предоставлении социальной выплаты.
- В случае если документы или сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной услуги заявитель представил по собственной инициативе, либо случае отсутствия факта включения заявителя в Сводный список, данные действия не осуществляются.
Расселение коммуналок: как разъехаться с соседями и получить отдельную квартиру
Во всех регионах действуют подобные целевые программы и нормативные акты, регулирующие процесс получения жилья нуждающимися. Условия практически всех их одинаковы, есть только небольшие разночтения в составе пакета документов, размере социальных выплат и порядке включения в программу.
Совсем недавно расселение коммунальной квартиры без согласия соседей было невозможным, теперь (с весны 2022 года) можно и не разыскивать хозяина комнаты и не добиваться его положительного решения о включении квартиры в целевую программу. Вот только существует определенное привилегированное право на место в очередности по участию в программе.
- выбрать вариант требуемой поддержки в улучшении жилищных условий;
- встать в очередь;
- стать участником целевой программы;
- добавить квартиру в адресный перечень объектов для инвесторов или самостоятельно определиться с покупателем всей квартиры;
- подать пакет документов на нужную субсидию;
- приобрести желанные квадратные метры.
- Каждый из жильцов, стоящих на очереди для расширения жилплощади, получает субсидию, затем одна семья выкупает все комнаты в квартире. В итоге квартира становится отдельной, а соседи, имея средства из бюджета и деньги от продажи своей доли в коммуналке, приобретают собственное жилье.
- Освободившиеся площади, принадлежащие муниципалитету (или государственному жилищному фонду), достаются очередникам со скидкой (до 70 %) и они могут расширить свои владения в пределах одной квартиры или перебраться в более просторную коммуналку с меньшим количеством соседей.
- Продажа квартиры полностью инвестором, который предоставляет всем соседям определенный объем средств (50-70 %), а местные власти добавляют оставшуюся часть, чтобы суммы оказались достаточными для приобретения или возведения собственного жилья с учетом нормативов.
- выдача субсидий на приобретение, строительство отдельного жилья, вступление в жилищно-строительный кооператив или заключение договора долевого строительства;
- перераспределение имеющихся в жилищном фонде квартир с учетом потребностей семей, стоящих в очереди на улучшение условий проживания;
- предоставление средств на выкуп комнат у соседей для приобретения в собственность полностью квартиры;
- продажа комнат в квартире, находящихся в муниципальной или государственной собственности, по льготным ценам для очередников.
Рассуждают порой по-детски: «А почему соседу квартиру, а мне только комнату? Я тоже квартиру хочу.» При этом забывают, что у соседа площадь в два раза больше и он добавляет собственные средства. В этих случаях нужно обращаться к экспертам недвижимости, потому что попытки самостоятельно разрешить проблему лишь заведут в тупик.
Владельцы коммуналок могут совершить выгодную сделку, продав квартиру целиком, добавить субсидии и улучшить свои жилищные условия, купив отдельную квартиру. В некоторых случаях, когда жилищных субсидий не хватает, необходимо взять дополнительно ипотечный кредит. Вам может понадобится помощь в получении кредита или составлении договоров.
В Санкт-Петербурге действует целевая программа «Расселение коммунальных квартир». Участниками могут быть граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Первоочередное право на получение социальных выплат в рамках Программы имеют следующие участники программы:
Расселение коммуналок для Санкт-Петербурга является социальным вопросом. Для многих людей расселение – это единственный способ обрести отдельное жильё. Различные субсидии, социальные льготы играют в расселении первостепенное значение.
Несмотря на возникающие трудности, расселяться можно и нужно. Нерасселяемых квартир, как говорят специалисты, практически нет. Шансы на расселение всегда есть и зависят они, в первую очередь, от жителей коммуналки, от их горячего желания и, конечно, согласия между собой.
5.2. В случае несоблюдения Юридическим лицом сроков, указанных в пункте 1.1 Соглашения, Жилищный комитет и (или) Администрация вправе взыскать с Юридического лица неустойку в размере 0,1% от стоимости коммунальной квартиры, определяемой путем произведения средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещений на магистрали, на которой расположена коммунальная квартира, по данным Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» и общей
3.7.4. Обеспечивает в установленном законом порядке заключение договора мены Санкт-Петербургским государственным учреждением «Горжилобмен» и государственную регистрацию договора мены и перехода права собственности на жилые помещения в Управлении Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
6.1. Юридическое лицо гарантирует, что благоустроенные жилые помещения, передаваемые Юридическим лицом в соответствии с Соглашением в собственность Санкт-Петербурга, свободны от прав третьих лиц, никому не проданы, не заложены, в споре и под запретом (арестом) не состоят.
выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие сведения о жилых помещениях, о зарегистрированных правах на них, об ограничениях (обременениях) прав, существующих на момент выдачи выписок правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении жилых помещений;
приобретает и (или) строит и передает в государственную собственность Санкт-Петербурга благоустроенные жилые помещения (жилые дома, квартиры) для предоставления гражданам — участникам Программы, являющимся нанимателями (членами семьи нанимателей) жилых помещений (комнат) государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в коммунальной квартире
Расселение коммунальных квартир: условия программы, документы
- Условия, при которых можно стать нуждающимся в жилом помещении:
- 1. Постоянно проживать в СПб последние 10 лет с регистрацией;
- 2. Иметь статус малоимущего:
- Доход на каждого члена семьи не больше двух прожиточных минимумов,
- Общая стоимость имущества (недвижимость, земля, автомобили) не превышает стоимости 10 кв.м. жилья в СПб;
Ежегодно в течение 45 рабочих дней после вступления в силу закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга (как правило, в январе каждого года) на основании заявлений граждан о выборе формы содействия в виде социальной выплаты в рамках Программы в пределах выделенного финансирования из бюджета Санкт-Петербурга Жилищный комитет утверждает Сводный список граждан, которым планируется предоставление социальных выплат в текущем году.
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Жилищным комитетом, должностными лицами Жилищного комитета, государственными гражданскими служащими Жилищного комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
- документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены);
- документы, содержащие сведения о составе семьи заявителей;
- свидетельства о рождении членов семьи заявителя, не достигших 14-летнего возраста;
- документы, подтверждающие полномочия опекуна (попечителя), в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи (справка о регистрации (форма 9) либо решение суда об установлении факта проживания в коммунальной квартире, вступившее в законную силу);
- характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7);
- документы, подтверждающие основания владения и пользования заявителем занимаемыми жилыми помещениями;
- документы, подтверждающие, что заявитель и члены его семьи состоят на жилищном учете, содержащие данные жилищного учета по результатам их актуализации администрациями районов Санкт-Петербурга в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 № 1546 «Об актуализации данных учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и учета граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования».
Предоставление денежной компенсации осуществляется в адрес собственников, которые не изъявили желания получать жилые помещения в рамках программы расселения. Альтернативной причиной денежной выплаты является признание дома аварийным: в данном случае строение вовсе не участвует в программе.
«По нормативам семья, состоящая из трех человек, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, получает субсидию в размере 1,78 млн рублей, одиноко проживающие граждане — чуть более одного миллиона рублей. Чтобы жильцам коммуналок приобрести отдельную квартиру, к выделяемой субсидии необходимо добавить собственные накопления или привлечь ипотечные средства. По нашему опыту в 90% случаях собственные накопления и субсидия составляют около 40% стоимости приобретаемого жилья. Оставшиеся средства покрываются ипотечным кредитом, который зачастую жильцы коммуналок либо не могут «потянуть», либо получают отказы в банках», — комментирует эксперт.
«Понимать смысл принимаемых законопроектов, конечно, становится все сложнее. Благодаря этим поправкам обитатели коммуналок больше не могут рассчитывать на бесплатное жилье — только на пособие по расселению. Эта мера как раз понятна: затраты города на расселение (и пособия, и выкуп в новостройках, и новое строительство за счет бюджета для очередников) последние годы сокращаются, а на помощь федеральной казны тоже рассчитывать не приходится», — отмечает Дмитрий Синочкин, шеф-редактор NSP.
Петербургский парламент в третьем чтении принял закон об изменении условий расселения коммунальных квартир. Теперь владельцу коммунальной комнаты для постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий придётся доказать, что он является малоимущим.
По данным других СМИ, в петербургских коммуналках живут порядка 218 тысяч семей. В городской очереди числится 79 тыс. семей. С 2008 года расселили более 50 тыс. квартир на 117 тыс. семей. В 2022-м планируется расселить 1,4 тыс. коммуналок. Улучшат свои жилищные условия в текущем году только 3,5 тыс. петербургских семей.
Перечень аварийных домов для расселения
Жилищные права собственников жилых помещений в аварийных домах регулируются положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), из содержания которой следует, что на орган местного самоуправления возлагается обязанность по выплате возмещения за изымаемое жилое помещение.
Перечень многоквартирных жилых домов, подлежащих расселению в рамках Муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.10.2022 № 1985 (срок реализации программы 2022-2024 годы)
В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2022–2022 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2022 года, распоряжением №446-р утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда и численность подлежащих переселению граждан.
Федеральным проектом предусмотрено, что к концу 2024 года будет расселено 9,54 млн кв. м непригодного для проживания жилищного фонда. При этом будет переселено более 530 тысяч человек. Для реализации проекта субъектам Федерации будет предоставляться финансовая поддержка из федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Федеральным бюджетом на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов предусмотрены имущественные взносы в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Постановлением №278 определяется порядок направления этих средств на финансовую поддержку субъектов Федерации для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
— предоставление гражданам — участникам Программы, проживающим в коммунальных квартирах, свободных жилых помещений коммерческого использования в данных коммунальных квартирах по договору найма на условиях и в порядке, которые установлены «Законом Санкт-Петербурга от 28 марта 2007 года № 125-27 «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга».
Жители коммунальной квартиры (семья 1, семья 2, семья 3) продают свои комнаты единому покупателю (приобретателю всей квартиры), добавляют средства социальных выплат и приобретают отдельные квартиры на рынке недвижимости Санкт-Петербурга или Ленинградской области.
Социальные выплаты предоставляются гражданам – участникам Программы, включенным в сводный список граждан на предоставление социальной выплаты в рамках Программы в очередном финансовом году, состоящим на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и (или) нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, проживающим в коммунальных квартирах включенных в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с Программой.
Граждане, являющиеся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и избравшие форму содействия в улучшении жилищных условий в рамках Программы.
В рамках реализации Программы основным видом оказания государственной содействия в улучшении жилищных условий является предоставление гражданам – участникам Программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга мер социальной поддержки в виде социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений (далее – социальные выплаты).