Социально-статусные характеристики дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей на 2022 год

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории — сироты и оставшиеся без родительского попечения.

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

Использование таких методов и технологий основано на том факте, что все учащиеся, поступающие в такие учреждения, имеют различные виды деформаций. Это связано с тем, что дети в семьях часто подвергаются физическому и психологическому насилию со стороны взрослых. Для восстановления утраченных семейных ценностей и нормального восприятия семьи требуется коррекция семейных отношений. В будущем такой ребенок сможет самостоятельно воспринимать семью, ее ценности и традиции и создавать совершенно гармоничные и пропорциональные отношения.

Социальная диагностика – это аналитическая, начальная стадия базовой схемы социальной работы, включающая дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем, условий и взаимоотношений людей [4, с. 206]. Использование такой технологии помогает выявлять другие типы проблем, и позволяет вам эффективно работать с вашим ребенком, чтобы еще больше устранить возникающие проблемы и обеспечить комфортную жизнь учащемуся в школе-интернате.

Социальная диагностика состоит из нескольких этапов. Первый – это предварительное знакомство с объектом, где получена общая информация о клиенте. На втором этапе ищут человеческие проблемы и изучают их подробно. На последнем этапе делают выводы. Эта технология содержит три аспекта, которые тесно связаны между собой. Эти аспекты помогут профессионалам в будущем создать психологический и эмоциональный портрет ребенка, который поступил в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [6, с.22].

Одной из актуальных и социально значимых задач социальных институтов является поиск путей снижения роста количества социальных сирот, и повышения эффективности профилактики. Профилактика является одним из наиболее перспективных и важных мероприятий в социальной работе по преодолению такой проблемы.

Еще сто лет назад не существовало нормативного правового акта, который закреплял бы права и свободы детей. Раньше судьбой ребенка распоряжались родители, поскольку они решали, где дети будут жить, куда и когда пойдут учиться и работать. С развитием общества и государство в своей политике определяет защиту прав и свобод детей как приоритетное направление деятельности в связи с тем, что данная категория граждан не способна отстаивать свои права, ввиду своей физической и психологической незрелости. Отдельную категорию несовершеннолетних составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Действующее законодательство определяет детей сирот как лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Категория детей, оставшихся без попечения родителей, включает детей в возрасте до 18 лет, которые остаются без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин: отсутствие родителей или потеря родительских прав; ограничение родительских прав; признание родителей пропавшими, некомпетентными или частично дееспособными, находящимися в медицинских учреждениях; отбытие срока лишения свободы родителей в учреждениях, проводящих лишение свободы в тюрьмах, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонение родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказ родителей забирать своих детей из учебных заведений, медицинских учреждений социальной защиты населения и аналогичных учреждений. Этот перечень причин может быть расширен иными случаями признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Социально-статусные особенности детей-сирот Текст научной статьи по специальности; Социологические науки

Дети-сироты — проблемная группа и не только в психологическом плане. Они лишены эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, многие из них перенесли жестокое обращение — это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычных случаях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья2: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить, например, психологические характеристики. В семье закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Дети, лишенные постоянного полноценного эмоционального и тактильного контакта с родителями, растут апатичными, безынициативными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что в развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы обнаруживается определенная специфика, проявляющаяся в несформированности внутреннего плана действий, связанности мышления, мотивации поведенческих реакций.

Читайте также:  Что положено за рождения третьего ребёнка, ростовская область

Развитие детей, лишившихся семьи, идет по особому пути, связанному с рядом негативных последствий — у таких детей формируются специфические черты личности: негативизм, отчужденность от мира взрослых, неспособность самоутверждения в трудовой деятельности, инфантилизм, отсутствие умения планировать собственную деятельность, равнодушие к собственной судьбе, неразвитый социальный интеллект и др. В результате каждый из детей-сирот испытывает заметные трудности в социализации и включении в дальнейшую жизнь в обществе. Это приводит к повышению уровня безработицы, увеличению числа самоубийств, людей, ведущих асоциальный образ жизни2.

Дети-сироты в России образуют большую социальную группу. Уполномоченный при президенте по правам ребенка представил информацию о том, что в России зарегистрировано около 660 тыс. детей-сирот. По данным Росстата — около 550 тыс.1 Поэтому на сегодняшний день количество этих детей варьирует от 500 до 700 тыс. чел. Эта печальная статистика дополняется тем, что на Россию приходится третья часть всех детей-сирот на нашей планете. В этой связи актуализируются вопросы интеграции детей-сирот в российский социум, их социальной ситуации. При этом решение этих вопросов связано со статусными изменениями детей-сирот. Цель предлагаемой статьи — уточнение и комплексная характеристика социально-статусных особенностей детей-сирот.

The article presents the socio — status peculiarities of orphans : aloofness from the family , the predominance of negative social heredity, limited space for social integration, status uncertainty, limited social resources, low level of individual self-organization , stigmatization.

Результаты опроса показали, что население города считает, что дети-сироты — это дети без будущего (45 %), и у многих они вызывают жалость (32 %). Некоторые думают, что им не место в нормальном обществе (10 %). Но большинство не осведомлено о количестве и проблемах этих детей и о способах их решения (стигматизация). Общество уверено, что сиротам должно помогать государство.

На федеральные выплаты могут рассчитывать усыновители, опекуны, приемные родители и попечители ребенка. Государство предоставляет им единовременную выплату после принятия ребенка в семью. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в 2022 году выплачивается в размере 18 886, 32 рубля.

  • ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  • ст. 34.1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
  • ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  • ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
  • Приказ Минздравсоцразвития «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Размер такой пенсии зависит от трудового стажа родителей ребенка, региональной доплаты, которая назначается, когда размер пенсии ниже прожиточного минимума в регионе. Обычно размер пенсии по потере кормильца равен прожиточному минимуму пенсионера в регионе. По своему усмотрению регион может увеличить эту пенсию. Актуальный размер социальной пенсии для субъекта РФ можно узнать на сайте ПФР.

  • лишены или ограничены в правах;
  • признаны отсутствующими, недееспособными или умершими;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей по подозрению в совершении преступления;
  • не занимаются воспитанием ребенка;
  • отказываются забрать детей из социальных учреждений;
  • неизвестны в принципе.

Заявление на выплату необходимо подать в органы социальной защиты. Заполняют документ сотрудники интерната, если сирота находится там. Если ребенок находится в приемной семье, заявление он подает самостоятельно. Обратиться за выплатой необходимо в течение полугода после совершеннолетия. Пакет документов зависит от региона и от того, кто именно подает заявление – сирота или сотрудник спецучреждения.

Когда я работал в Финляндии, я увидел, какие механизмы есть там. Ребенок не живет где-то отдельно, он находится в ближнем окружении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Никто его никуда не помещает. Он находится либо в семье родственников, либо в социальной гостинице, и каждую субботу специалисты собираются на конференцию, где обсуждают, как помочь этой семье.

Детский дом связан с опекой, продолжает Малофеев, а опека, получается, выступает в качестве поставщика “живого товара”: если она доставитель этого “товара” — значит, опека — молодец, поскольку разглядела случай надругательства над ребёнком в семье. И детдом тоже хороший, так как он, соответственно, всех их растит и воспитывает.

Государственную политику в сфере обеспечения качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обсудили в Московском государственном психолого-педагогическом университете. На Всероссийском совещании с руководителями органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра просвещения России Андрей Корнеев и директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Фальковская.

13 ноября в Доме Правительства Московской области состоялись пленарное заседание и совещание VII Всероссийского Съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. В мероприятии приняли участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина, члены Правительства Московской области.

5–6 марта в Хабаровске состоялось окружное совещание руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (организации для детей-сирот), и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Льготы для детей-сирот в России

Для впервые ищущих работу безработных из этой льготной категории предусмотрена выплата пособия в течение шести месяцев. Важно: чтобы получить эти выплаты, нужно зарегистрироваться в службе занятости. Выплаты будут в размере среднемесячной зарплаты в регионе на дату регистрации в качестве безработного.

Читайте также:  Самовольное Тсж Перекрыло Воду

Если организацию, где работает сирота или оставшийся без попечения родителей, ликвидируют, то работодатель обязан оплатить ему необходимое профессиональное обучение и трудоустроить. То же самое работодатель должен сделать, если человек из льготной категории подпадает под сокращение.

Дети из льготной категории имеют право на жилье, в котором они могут поселиться после того, как выпустятся из, например, интерната. Жилье предоставляют по договору найма специализированных жилых помещений на пять лет. После договор можно продлить еще на пять лет или переоформить на договор социального найма. Жилье по договору соцнайма со временем можно приватизировать, сдать, обменять или продать.

Сироты — это дети до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. Еще льготы предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, а также людям в возрасте от 18 до 23 лет, если они потеряли родителей до своего совершеннолетия — это лица из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами;

Проанализировав нормативно-правовые акты, а также юридическую литературы не было обнаружено единого определения дееспособности несовершеннолетнего ребенка. В литературе можно найти такие определения, как «относительная», «частичная», «ограниченная». Согласно содержанию статей федерального закона «Об опеке и попечительстве» ребенок разного возраста имеет «не полную» дееспособность.

– дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Кроме вышеперечисленных прав, Конвенция указывает право ребенка свободно выражать свое мнение, содержание это право заключается в «свободе искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка» (ст. 13).

Конвенция также содержит указание на то, что ребенок должен быть зарегистрирован сразу после своего рождения, и устанавливает право на имя и приобретение гражданства именно с момента своего рождения (ст.7). В Концепции также указано приобретаемое с рождения право ребенка знать своих родителей и право на их заботу.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит указания на то, что дети старше 6 лет обладают установленным объемом дееспособности. Объем дееспособности продолжает расти вплоть до достижения ребенком 14 лет. Гражданин приобретает полную дееспособность, когда достигает возраста 18 лет.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

При этом тяжелое экономическое положения невольно сокращает количество тех, кто готов это сделать. В особое тяжелое положение попадают дети, осиротевшие в подростковом возрасте, так как чаще всего они уже приобрели за годы жизни в семье асоциальные навыки, что затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение[6].

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется, с одной стороны, правовым статусом личности несовершеннолетнего ребенка — система прав и свобод, содержание которых определяется конституционным положением. Отраслевой статус личности несовершеннолетнего ребенка закреплен прежде всего нормами семейного права. Несовершеннолетние дети имеют индивидуально- правовой статус, который опосредуется их индивидуально-правовыми возможностями.

Правовые институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимают особое место в семейном праве Российской Федерации. Формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящен Раздел VI[4].

Специфика статуса ребенка определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие права не могут быть реализованы им лично. Ответственность за их реализацию лежит на других субъектах: родителях, лицах, их заменяющих и государстве, в лице специальных органов и учреждений.

  • материальная поддержка нуждающихся студентов;
  • зачисление в специализированное учреждение на полное государственное обеспечение несовершеннолетних, оставшихся без родителей, если им не назначен опекун или попечитель;
  • денежные выплаты и компенсации.

Для получения жилья сирота должен встать на учет по улучшению жилищных условий. Если ребенок находится в специализированном образовательном учреждении, то документы подаются администрацией заведения. Заявление может быть написано опекуном или попечителем несовершеннолетнего. После 18 лет документы может подать сирота.

  • жилое помещение разрушено;
  • объект недвижимости не соответствует санитарным нормам, не пригодно для проживания;
  • в доме или квартире проживает родитель, лишенный родительских прав;
  • один из жильцов страдает определенными хроническими заболеваниями;
  • общая площадь менее установленной в регионе нормы на каждого жильца.

На содержание детей, находящихся под опекой, выплачивается ежемесячное денежное пособие. Его размер устанавливается на региональном уровне, но не может быть ниже прожиточного минимума.

  1. Отказ в постановке в очередь на улучшение жилищных условий из-за неправильного оформления документов, отсутствия нужных бумаг. Заявителю необходимо исправить недочеты и заново обратиться в органы местного самоуправления.
  2. Приемная комиссия ВУЗа отказывает в зачислении на подготовительное отделение, ссылаясь на отсутствие бюджетных мест. В таком случае понадобится обратиться в департамент образования с заявлением о нарушении прав ребенка.
  3. Пенсия по потере кормильца приходит на счет сироты в финансовой организации. Деньги должны зачисляться на счет опекуна, чтобы тот мог их тратить на текущие нужды подопечного.
Читайте также:  Вычет Ндфл На Детей

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в соответствии с законодательством РФ и региона, площадью не ниже законодательством нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (12 кв.м на человека) и не более:

Регистрационный учет детей-сирот осуществляется как по месту жительства и по месту временного пребывания, а снятие детей-сирот с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется с согласия органов опеки и попечительства.Читайте также статью ⇒ Материальная помощь студентам ВУЗов.

  • бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном ЛПУ (в том числе диспансеризация, оздоровление, регулярные медицинские осмотры)
  • бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, при наличии медицинских показаний – в санаторно-курортные учреждения, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно

Дети-сироты (выпускники), за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего ПО, где они обучались, единоразово обеспечиваются:

Государство в целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет им дополнительные гарантии по праву на образование. Дети-сироты могут обучаться на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы и принимаются вне конкурса в образовательные учреждения СПО и ВО при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. При этом, они имеют право на получение второго начального профессионального образования без оплаты.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей: чем схожи и чем отличаются эти категории

Признание ребенка сиротой означает не только применение по отношению к нему мер господдержки, но и тяжелейшую психологическую травму. Когда рвется родовая нить, связывавшая ребенка с самыми дорогими людьми на планете, в его жизни начинается новая веха. Ни малый возраст, ни причины, приведшие к трагедии, не способы понизить накал сложившейся ситуации.

В младшем школьном возрасте к проявлениям расстройств реактивной привязанности добавляется неразборчивость в общении. Дети не разделяют своих и посторонних, «плохих» и «хороших», поэтому с легкостью общаются даже с социально неблагополучными лицами. В этот период к социальной дизадаптации добавляется школьная, выражающаяся нарушениями обучения и поведения.Из-за отсутствия семейных связей возникают сложности с самоидентификацией. Здесь изъятые дети находятся в более выигрышной позиции по отношению к «отказникам», поскольку обладают воспоминаниями о кровных родственниках.

Помещение в учреждение или приемную семью воспринимается окончательным разрывом с родными, поэтому период адаптации сопровождается неуравновешенностью, эмоциональной противоречивостью. После острой психотравмы или на фоне хронически неблагоприятной ситуации возможно развитие депрессивных состояний, «синдрома сиротства», характеризующегося нарушениями навыков общения, речи, тонкой моторики.

Для подростков важную роль начинает играть средовой фактор, что способствует развитию девиантного поведения. Они интеллектуально пассивны, у них крайне слабо выражена потребность в познании нового, доминируют сиюминутные желания, а перспектива ограничена ближайшим будущим. Наблюдаются нарушения в межличностных отношениях, нередко отсутствует интерес к окружающим, отмечается неумение сопереживать. В этом возрасте подростками из детских домов особо болезненно воспринимается их отличие от «семейных» детей.

Закон предписывает сиротам, которым полагается квартира, обратиться с соответствующим заявлением в местную администрацию, подготовив документы. Те, кто уже столкнулся с реализацией права сирот на выдачу квартир, советуют продублировать заявление и документы в орган опеки и попечительства.

Виды социального сиротства

Состоящие на государственном учете сироты имеют право на получение пособий, жилья и другие виды материальной и имущественной помощи. Контроль за соблюдением интересов детей, а также защита личных и имущественных прав несовершеннолетних возлагаются на органы опеки и попечительства.

Отдельно можно выделить такое явление как скрытое социальное сиротство. При этом дети могут проживать в семье, однако по факту остаются безнадзорными, поскольку родители не проявляют интереса к их жизни, не занимаются воспитанием. Часто такие дети становятся беспризорниками, занимаются бродяжничеством.

  • из-за лишения прав (вследствие алкоголизма, наркомании, наличия психических заболеваний, жестокого обращения и т.д.);
  • при отказе от детей;
  • в случае длительного нахождения на лечении;
  • при лишении свободы, отбывании наказания;
  • если их местонахождение не определено (безвестно отсутствующие).

Подобные нарушения вызываются дефицитом общения и недостаточностью физической стимуляции в раннем возрасте. Так как корнем проблемы является отсутствие полноценной связи с матерью и должного ухода, проявления нарушений возникают у социальных сирот дошкольного возраста любой группы.

При оценке детского психологического неблагополучия в числе существенных факторов, влияющих на тяжесть последствий социального сиротства, обязательно учитываются возраст детей при попадании в учреждение, а также время, проведенное в нем. Психологические проблемы изъятых детей, «отказников» или скрытых сирот имеют как общие черты, так и различия. Говоря об общих, следует рассматривать различные депривации и нарушения привязанности.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус