Резервы По Сомнительным Долгам В Бухгалтерском И Налоговом Учете 2022

ООО «Весна» осуществило реализацию товаров:

  • ООО «Покупатель» — 50 000,00 рублей (120 дней просрочки);
  • ООО «Закупщик» — 160 000,00 рублей (50 дней просрочки);
  • ООО «Магазин» — 20 000,00 рублей (90 дней).

В мае ООО «Закупщик» оплатил задолженность в полном объеме.В июне ООО «Покупатель» сообщил о банкротстве и невозможности возврата средств.По итогам года невостребованные резервные средства списаны.

  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.
  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2022 год на сумму неиспользованного за 2022-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2022 года резервные суммы на 2022-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2022 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

О том, какие суммы, по мнению налоговиков, к сомнительным долгам относить не следует:

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.
И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.Также надо различать ситуации, в которых в отношении части задолженности меры принудительного взыскания применялись и оказались безрезультатными, а в отношении другой части задолженности меры взыскания не применялись. Для признания этой части задолженности безнадежной должно иметься надлежащее основание. Найти его нужно в п. 2 ст. 266 НК РФ. Поскольку наличие постановления судебного пристава не позволяет списать задолженность, которая в этом постановлении не отражена.

НК РФ Статья 266

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком — уполномоченным банком денежных обязательств, перечень которых определен актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2022 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

ВАЖНО! В налоговом учете резервы составляются по усмотрению организации или ИП (п. 3 ст. 266 НК РФ). Их назначение — отнесение сумм по сомнительным долгам на уменьшение налога на прибыль до того периода, когда они станут безнадежными. Сомнительные резервы в налоговом учете, как и в бухгалтерском, могут быть созданы только по долгам, появившимся в связи с реализацией товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете должно восприниматься как сбор сведений о состоянии задолженности покупателей на определенную дату. При просмотре информации по этим резервам заинтересованные лица должны видеть, какая доля задолженности является сомнительной.

Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет. В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.

Предельный объем формируемого в бухучете резерва представлен только общим размером сомнительных долгов. В налоговом учете с 01.01.2022 максимальный размер резерва за год не может превышать 10% выручки за отчетный налоговый период, а в течение отчетных периодов не может превышать наибольшую из двух величин — 10% выручки за отчетный период или 10% выручки за прошлый год (п. 4 ст. 266 НК РФ, письмо Минфина от 17.04.2022 № 03-03-06/1/25482). До 2022 года сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного (налогового) периода в налоговом учете, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный (налоговый) период.

Как видно из Примера 1, поправка, внесенная Федеральным законом от 30.11.2022 № 405-ФЗ в пункт 4 статьи 266 НК РФ, существенно улучшает положение налогоплательщика, поскольку в течение отчетных периодов налогоплательщику не придется увеличивать налогооблагаемую базу за счет восстановленных резервов.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли организаций регулируется статьей 266 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи создание резерва по сомнительным долгам является правом, а не обязанностью налогоплательщика, поэтому формирование резервов определяется учетной политикой для целей налогообложения.

Поскольку величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением, то эта величина может быть изменена в связи с появлением новой информации. Изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации. Увеличение резерва отражается записью по дебету счета 91.02 и кредиту счета 63, а уменьшение — записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01 «Прочие доходы».

  • сумма восстановленных резервов (45 000,00) отражается в общей сумме внереализационных доходов по строке 100 Приложения № 1 к Листу 02 декларации;
  • сумма отчислений в резерв (75 000,00 руб.) отражается в общей сумме внереализационных расходов по строке 200 Приложения №2 к Листу 02.

Для того, чтобы задолженность покупателя автоматически включалась в расчет резервов, в форме Расчеты (доступ к которой осуществляется по одноименной гиперссылке из формы документа реализации) реквизит Счет учета расчетов с контрагентом должен принимать значение 62.01 или 76.06.

Если задолженность, которая ранее числилась как сомнительная, признана безнадежной, ее резерв спишут по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», который корреспондирует со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если сумма безнадежной задолженности больше, чем резерв по ней, ее придется списать по дебету 91 «Прочие расходы и доходы». Если списали задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, ее в течение 5 лет нужно сохранять на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов», на случай возвращения состоятельности должника и появления возможности ее погашения.

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).
  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.
Читайте также:  Свидетельство О Расторжении Брака В Фотошопе

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: полный справочник для бухгалтеров

Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично (п. 70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2022 N 03-03-06/1/30504, от 14.01.2022 N 07-01-06/188, от 27.01.2012 N 07-02-18/01). Это может быть либо нарушение должником срока оплаты, либо Вы получили информацию о финансовых проблемах Вашего должника.

  • задолженность покупателей,
  • заказчиков,
  • поставщиков,
  • подрядчиков,
  • прочих должников,
  • задолженность учредителей,
  • работников по оплате труда,
  • по подотчетным суммам.

То есть это та задолженность, которая присутствует на счетах 62, 60, 68, 69, 71, 73, 75, 76. Сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному вами займу, отраженная на субсчете 58-03 «Предоставленные займы» (Приложение к Письму Минфина от 22.01.2022 N 07-04-09/2355).

Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги). В то же время если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

В учетной политике по бухгалтерскому учету не стоит прописывать, что организация создает или не создает резерв по сомнительным долгам. Но организации необходимо утвердить порядок определения суммы резерва в своей учетной политике, так как в нормативных документах по бухгалтерскому учету процесс оценки возможности погашения долга не прописан.

Кроме того, отражается не предъявленная к оплате начисленная выручка по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (в сумме, исчисленной исходя из договорной стоимости или из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению) (п. п. 1, 2, 17, 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

Сразу отметим, что НКУ не предусматривает никаких штрафов за нарушение правил формирования РСД. А вот КУоАП не так благосклонен к нарушителям. Так, этим Кодексом предусмотрен ряд санкций, которые могут быть применимы непосредственно к должностным лицам предприятия за несоздание РСД или создание его с нарушениями. С этими санкциями вы можете ознакомиться в табл. 3.9.

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

Начисление РСД. Учет резервов по сомнительной дебиторской задолженности, относительно которой существует риск невозврата, ведут на счете 38. По кредиту этого счета отражают создание РСД, а по дебету — списание дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов.

  • о периоде, к которому он относится;
  • об имеющихся сомнительных долгах;
  • о величинах резерва по каждому долгу — максимальной для периода и образованной;
  • о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;
  • об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.

Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.

Резервы в налоговом учете в 2022 году

Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.

По итогам налогового периода резервируемые суммы не могут составлять больше чем 10 % от выручки от реализации за этот же период. Если же резерв рассчитывается по окончании отчетного периода, в качестве предела берется наибольшая из двух сумм: 10 % выручки за истекший налоговый период либо 10 % выручки за настоящий отчетный период.

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.

  1. определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
  2. исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.

Анализ норм бухгалтерского учета позволяет сделать вывод о том, что организация может формировать резерв по сомнительным долгам не только по итогам отчетного года, но и по результатам работы за квартал или месяц. Периодичность формирования резерва следует прописать в учетной политике.

Налоговым кодексом налогоплательщику предоставлена возможность создавать резерв по сомнительным долгам. Создание резерва — это право, а не обязанность организации (Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-03-06/1/295). Воспользоваться своим правом могут те налогоплательщики, которые признают доходы и расходы при расчете налога на прибыль методом начисления. При использовании кассового метода резерв по сомнительным долгам не создается (Постановление ФАС Центрального округа от 03.10.2005 N А48-550/05-8).

Не имеет значения, подтверждена дебиторская задолженность контрагентом или нет. Иными словами, наличие акта сверки с дебитором на дату создания резерва для включения соответствующей задолженности в расчет резерва не обязательно (Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612). Учесть задолженность при создании резерва можно, даже если есть взаимозависимость с должником (Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2010 N КА-А40/8149-10, ФАС Уральского округа от 07.07.2009 N Ф09-4588/09-С3).

4. по договорам займа и договорам уступки права требования (Письмо Минфина России от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318, Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2010 N КА-А40/2553-10 по делу N А40-95723/08-98-494 (Определением ВАС РФ от 02.08.2010 N ВАС-8816/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Организации обязаны информацию о формировании резерва по сомнительным долгам включать в учетную политику для целей налогообложения. Мнение налоговиков состоит в том, что после внесения изменения в учетную политику организация может формировать резерв по сомнительным долгам только с начала нового налогового периода (Письма Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/594, УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921). Для этого руководителю организации необходимо издать соответствующий приказ (распоряжение), которым будут внесены дополнения в учетную политику. Арбитражная практика, напротив, признает правомерной создание резерва без изменений учетной политики (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 по делу N А79-3573/2007, ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 по делу N А56-12980/2007, Определением ВАС РФ от 12.11.2008 N 14387/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ, ФАС Уральского округа от 22.12.2005 N Ф09-5913/05-С7.

Временные налоговые разницы при создании резервов по сомнительным долгам

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).

Отметим, что на основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:

В силу ст. 313 НК РФ, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Читайте также:  Уведомление об увольнение госслужащего

В российских законах нет единого метода расчета резервов по сомнительным задолженностям бухучета. Регламентированные стандарты указываются лишь в НК РФ, и актуальны исключительно для налогового учета. В связи с этим всем хозяйствующим субъектам требуется на свое усмотрение выбрать методику и способ формирования резервов, и указать соответствующую информацию в учетной политике предприятия.

  • Если в соглашении с контрагентом имеется определенная дата оплаты по договору, то данный период можно без проблем указать в справочнике «Документы». В рассматриваемом примере мы знаем срок (пять суток). Поэтому определяем его для соглашения с «АВАНГАРДОМ».

Резервы налогового учета позволяют экономить на оплате налога на прибыль. Но в то же время они приводят к осложнению налогового и бухгалтерского учетов. Образуется разница по ПБУ 18/02, которая и объясняет неприязнь бухгалтеров к формированию резервов и попытки отказаться от их создания.

Однако если долг контрагента вызывает сомнения и взыскать его не получается (предположим, если у контрагента есть материальные сложности), то размер актива на балансе окажется нецелесообразно завышенным. У пользователей не будет шанса правильно оценить действительную ситуацию на предприятии.

После того, как определение начальных параметров, требующихся для формирования резервов, подойдет к концу, приступайте к непосредственному созданию резервов. Формирование резервов по сомнительным задолженностям осуществляется при завершении месяца с использованием операции с тем же названием:

  • Настройка сроков для сомнительной задолженности по конкретному договору (имеет приоритет) (рис. 3):
    • Раздел: СправочникиДоговоры.
    • Выберите (или создайте новый) договор, вид договора – С покупателем.
    • Раскройте ссылку «Расчеты», установите флажок Установлен срок оплаты и укажите срок в днях, по истечении которого задолженность по договору будет считаться сомнительной.
    • Кнопка «Записать и закрыть».
  • Раздел: ГлавноеУчетная политика (рис. 1).
  • Установите флажок Формируются резервы по сомнительным долгам.
  • В поле Применить с выберите январь того года, с которого в бухгалтерском учете будут формироваться резервы по сомнительным долгам.
  • Если организация применяет ПБУ 18/02 и переключатель Учет отложенных налоговых активов и обязательств установлен в положение:
    • «Ведется в соответствии с действующей редакцией ПБУ» (ПБУ 18/02 в редакции от 06.04.2022), то при наличии разниц по резерву между бухгалтерским и налоговым учетом (резервы в налоговом учете не формируются или отличается размер резерва) эти разницы будут учитываться в программе как постоянные;
    • «Ведется в соответствии с проектом Минфина от 05.12.2022&quot (ПБУ 18/02 в редакции от 20.11.2022), то при наличии разниц по резерву между бухгалтерским и налоговым учетом (резервы в налоговом учете не формируются или отличается размер резерва) эти разницы будут учитываться в программе как временные.
  • Кнопка «ОК».

Поскольку правила формирования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете организация разрабатывает самостоятельно, в программе для удобства учета правила формирования резерва в бухгалтерском учете соответствуют правилам формирования резерва в налоговом учете. Отличие только в том, что для налогового учета резервы нормируются, а для бухгалтерского учета такого ограничения нет.

  • Раздел: ГлавноеНалоги и отчеты.
  • В списке слева выберите Налог на прибыль.
  • В открывшейся в правой части форме «Налог на прибыль»:
    • установите флажок Формировать резервы по сомнительным долгам;
    • В поле Применяется с выберите год, с которого в налоговом учете будут формироваться резервы по сомнительным долгам.
  • Кнопка «ОК».
  • для создания резервов в бухгалтерском учете установить флажок Формируются резервы по сомнительным долгам в форме «Учетная политика» (рис. 1);
  • для создания резервов в налоговом учете установить флажок Формировать резервы по сомнительным долгам в форме «Налоги и отчеты» (рис. 2);
  • установить сроки расчетов с покупателями, по истечении которых задолженность для расчета резервов будет признаваться сомнительной (в справочнике «Договоры» – для конкретного договора с покупателем (рис. 3) и/или в форме «Параметры учета» – для всех договоров с покупателями (рис. 4); приоритет имеет настройка в справочнике «Договоры»).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет временных разниц (с 1 января 2022 года);
— Энциклопедия решений. Учет постоянных разниц, постоянных налоговых доходов и расходов (с 1 января 2022 года);
— Вопрос: 2022 году в бухгалтерском учете был создан резерв сомнительных долгов. Для целей налогового учета такой резерв не создавался, при этом разница между налогооблагаемой и бухгалтерской базой была признана как постоянная (настройки бухгалтерской программы). В 2022 году задолженность по одному из контрагентов подлежит списанию (в бухгалтерском учете за счет резерва) вследствие получения постановления об окончании производства и возвращении исполнительного дела. Как теперь отразить списание дебиторской задолженности, в том числе с учетом требований ПБУ 18/02? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)
— Вопрос: Организация исправляет ошибки прошлых лет в начислении временных разниц. Разницы были отражены 12 лет назад. На сегодняшний момент разницы начислены неверно — они никогда не должны были быть начислены, сейчас организация планирует списать их как постоянные, не влияющие на налоговый расчет. Выявлено, что никогда не должны были быть начислены ни временные, ни постоянные разницы. Выявленные ошибки не являются существенными. Какие проводки надо оформить при исправлении? Можно ли оформить проводку: Дебет 99 «Постоянные разницы» Кредит 09 без участия счета 68? Как это повлияет на формирование финансового результата текущего периода? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.)
— Вопрос: Отражение в бухгалтерском учете и отчете о финансовых результатах временной разницы и отложенного налогового обязательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2022 г.);
— Вопрос: Организация планирует использовать балансовый метод с отражением постоянных и временных разниц, предусмотренный в бухгалтерской программе с 01.01.2022. Возможно ли для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения при балансовом методе при применении ПБУ 18/02 оформить проводки с использованием счета 68 применительно к отражению временных разниц, возникающих в результате разных правил оценки первоначальной стоимости и амортизации внеоборотных активов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2022 г.)

Обоснование вывода:
Сумма дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются в соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н).
Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, относятся:
— на счет средств резерва сомнительных долгов;
— либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.
Все организации, которые должны соблюдать правила бухгалтерского учета, обязаны создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и относить суммы резерва на финансовые результаты. Это соответствует требованиям ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений».
Сумму резерва необходимо определить, учитывая или оценив степень вероятности, что задолженность не будет погашена. В дальнейшем (в предстоящих отчетных периодах) сумма резерва подлежит корректировке с учетом вновь появившейся информации (письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год»).
В соответствии с п. 8 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02) под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах. Данная норма действовала и до изменений, внесенных приказом Минфина России от 20.11.2022 N 236н (далее — Приказ N 236н) в ПБУ 18/02.
Приказом N 236н п. 8 ПБУ 18/02 дополнен следующей фразой: а также результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах. Временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.
Следовательно, доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах, признавались временными разницами и до внесения изменений в п. 8 ПБУ 18/02 Приказом N 236н.
При этом перечень случаев возникновения временных разниц, приведенный в п. 11 ПБУ 18/02, как в настоящее время, так и до внесения изменений не является закрытым и включает в себя прочие различия, аналогичные приведенным в п. 11 ПБУ 18/02. Заметим, что Приказом N 236н п. 11 ПБУ 18/02 дополнен иными случаями различий между бухгалтерским и налоговым учетом, в том числе в результате применения разных правил создания резервов по сомнительным долгам и других аналогичных резервов для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения.
По нашему мнению, и до внесения последних изменений в ПБУ 18/02 разница, возникшая в связи с тем, что в налоговом учете резервы по сомнительным долгам не создаются, признается временной и в отношении задолженности, возникшей из расчетов с поставщиками и подрядчиками и расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Это обусловлено следующим.
В отличие от бухгалтерского учета создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете является правом, а не обязанностью (смотрите материал: Энциклопедия решений. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли).
При этом в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, — суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва
Налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной при наступлении одного из обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 266 НК РФ.
Соответственно, при наличии у организации дебиторской задолженности существует вероятность признания такой задолженности безнадежной в целях налогового учета. При этом такая задолженность может быть признана безнадежной как в отношении задолженности, возникшей при расчетах с покупателями, так и в отношении задолженности, возникшей при расчетах с поставщиками (смотрите дополнительно Энциклопедию решений. Списание нереальной к взысканию (безнадежной) дебиторской задолженности при налогообложении прибыли).
Следовательно, в сложившейся ситуации при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете у организации возникают временные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом как в соответствии с действующей редакцией ПБУ 18/02, так и до внесения изменений в ПБУ 18/02 Приказом N 236н (смотрите п. 4 Рекомендации Р-2/2008-КпР «Временные разницы по налогу на прибыль»).
Однако в данной ситуации при создании резерва по сомнительным долгам в части дебиторской задолженности, возникшей из расчетов с поставщиками и подрядчиками и расчетов с прочими дебиторами и кредиторами, была признана постоянная разница.
В соответствии с п. 39 Положения N 34н изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
Согласно п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (далее — ПБУ 22/2010) неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации признается ошибкой.
Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 ПБУ 22/2010).
Порядок исправления ошибок предшествующего отчетного года разъясняется в п.п. 5-14 ПБУ 22/2010. Причем порядок исправления ошибки зависит от периода ее обнаружения и существенности ошибки.
При этом особого порядка исправления ошибок, связанных с неправильным начислением отложенных налоговых активов, ПБУ 22/2010 и ПБУ 18/02 не содержат.
В соответствии с п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (84).
Несущественная ошибка, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в месяце обнаружения ошибки. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего периода (счет 91) (п. 14 ПБУ 22/2010).
Напомним, что временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль (п. 9 ПБУ 18/02).
Если в результате применения правил бухгалтерского и налогового учета налогооблагаемая прибыль оказалась временно больше бухгалтерской, то временная разница является вычитаемой.
Вычитаемые временные разницы приводят к образованию отложенного налогового актива (ОНА).
В бухучете ОНА отражают записью:
Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»*(1).
В свою очередь, постоянные налоговые расходы (ранее — постоянное налоговое обязательство)*(2) отражаются в бухгалтерском учете следующей записью:
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».
На наш взгляд, отражать несущественную ошибку, связанную с неверным отражением в предыдущих отчетных периодах разниц, возникших между бухгалтерским и налоговым учетом расходов, в составе прочих доходов или расходов текущего периода некорректно.
По нашему мнению, в данной ситуации ошибку следует исправить путем корректировки данных по счету 09 в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (если ошибка признается существенной) либо со счетом 99 «Прибыли и убытки» (если ошибка признается несущественной) и отразить в учете следующей записью:
Дебет 09 Кредит 84 (99).
Напомним, что в случае исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности, утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности (п. 10 ПБУ 22/2010).
В случае исправления несущественной ошибки вносить исправления в отчетность за предшествующие отчетные периоды не требуется (Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности).

Читайте также:  Сгу Льготы Чернобыль При Поступлении

К сведению:
С 2022 года в п. 8 ПБУ 18/02 добавлена фраза о том, что временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.
Иными словами, используется так называемый балансовый метод расчета временных разниц. Это означает, что выявлять временные разницы по каждой операции больше не обязательно (хотя из п. 3 ПБУ 18/02 не исчезло упоминание об учете ВР на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета). Теперь сравнивать соответствующие налоговые и бухгалтерские показатели можно только на отчетную дату. Смотрите дополнительно: Обзор изменений ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (с отчета за 2022 год) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, май 2022 г.); Вопрос: Бухгалтерские проводки при балансовом методе применения ПБУ 18/02 с 01.01.2022 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2022 г.).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку резерв по сомнительным долгам в налоговом учете не создавался, разницы, возникающие при создании в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам, признаются временными.
Учитывая, что при создании резерва часть разницы была признана постоянной, в учете следует произвести корректировку данных по счету 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (если ошибка признается существенной) либо со счетом 99 «Прибыли и убытки» (если ошибка признается несущественной).

————————————————————————-
*(1) Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению предусмотрено, что для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых активов предназначен счет 09 «Отложенные налоговые активы». По дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражается отложенный налоговый актив, увеличивающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода. По кредиту счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражается уменьшение или полное погашение отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода.
*(2) Возникновение постоянной разницы влечет образование постоянного налогового расхода (ПНР) или дохода (ПНД) (п. 7 ПБУ 18/02).

Кстати, обратите внимание. Создавать резерв нужно только тогда, когда у вас нет уверенности или каких-то дополнительных гарантий, что просроченная дебиторка будет погашена. И наоборот. Если уверены в неплатежеспособности покупателя, знаете: вовремя денег от него не получите, – резерв тоже создавайте (письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01).

Бухучет активов, обязательств и хозяйственных операций в России ведут в рублях. Поэтому создавать и менять величину резерва по сомнительным долгам также следует в рублях. Никаких исключений тут не предусмотрено (п. 2 ст. 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Аналитический учет дебиторской задолженности по счету 62 (58-3, 71, 73, 76. ) организуйте таким образом, чтобы была возможность получить всю необходимую информацию о задолженности, которая не оплачена в срок. Такие требования установлены Инструкцией к плану счетов.

Согласно договору поставки ООО «Производственная фирма «Мастер»» должно производить оплату ООО «Альфа» за поставленный товар в течение 30 дней с даты отгрузки. 13 апреля «Альфа» отгрузила товар в адрес «Мастера» на сумму 1 200 000 руб. По состоянию на 14 мая оплата от «Мастера» в адрес «Альфы» не поступила. Согласно оценке вероятности погашения долга «Альфа» принимает решение, что задолженность «Мастера», не обеспеченная гарантией и не оплаченная по договору в срок, является сомнительной и по ней должен быть создан резерв в полной сумме. «Альфа» платит налог на прибыль ежеквартально, применяет метод начисления. Учетной политикой организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.

Резерв по сомнительным долгам создают, чтобы отчетность организации отражала истинный финансовый результат и объем реальных обязательств покупателей и заказчиков. Причем не важно, оплата уже просрочена или есть уверенность, что контрагент нарушит договоренности в будущем.

О налоговом учете сомнительных и безнадежных долгов

Данный показатель учитывает сумму задолженности налогоплательщика перед контрагентом по любым операциям, независимо от даты ее возникновения (письмо ФНС России от 08.06.2022 № СД-3-3/3929@). В состав кредиторской задолженности включается и сумма полученного от контрагента аванса.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о банкротстве гражданина и введении реструктуризации его долгов приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина (за некоторым исключением).

При наличии нескольких оснований для признания долга безнадежным, он признается таковым в периоде возникновения первого из таких оснований (письмо Минфина России от 22.06.2011 № 03-03-06/1/373). Рекомендуется в данном вопросе придерживаться консервативного подхода, учитывая Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10 о том, что положения статьи 272 НК РФ не предоставляют права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность.

Указанные признаки должны иметься в совокупности. При этом, скажем, последующее обесценение залога, не позволяет относить задолженность к сомнительной. Но, когда обеспечительные функции не соблюдаются по причине утраты залога, смерти поручителя и т.п., задолженность может быть признана сомнительным долгом.

Формирование резерва является правом налогоплательщика. Поэтому он может установить дополнительные условия, помимо предусмотренных в статье 266 НК РФ: по сумме задолженности, по категории должников и т.п. Тогда резерв станет формироваться, например, только по долгам юридических лиц, превышающих определенную сумму. Эта мера позволит увеличить экономический эффект от формирования резерва за счет снижения административных издержек на проведение анализа условий сделок, по которым имеется небольшой объем задолженности.

О корректировке резерва по сомнительной задолженности в бухгалтерском учете

При отражении в учете информации об изменениях оценочных значений, в частности резерва по сомнительным долгам, следует применять нормы ПБУ 21/2008 (п. п. 1, 3 ПБУ 21/2008). Это ПБУ не предусматривает восстановления резерва на конец года. Согласно п. п. 2, 4 ПБУ 21/2008 корректировка суммы резерва по сомнительным долгам должна производиться в случае появления новой информации исходя из оценки существующего положения дел. То есть, если на конец года задолженность остается сомнительной, организация не относит на прочие доходы резерв по сомнительным долгам, а только корректирует его сумму в случае появления новой информации.

Так, согласно одним разъяснениям задолженность признается безнадежной только при условии признания должника банкротом и исключения его из ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/1/559, УФНС России по г. Москве от 8 апреля 2008 г. N 20-12/034110). В более ранних разъяснениях указывалось, что достаточным основанием для списания долга является вступившее в законную силу определение суда о завершении конкурсного производства; дожидаться исключения должника из ЕГРЮЛ не нужно (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/139). Такую позицию разделяли и некоторые суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 21 февраля 2012 г. N А72-5678/2011, ФАС Московского округа от 20 января 2009 г. N КА-А40/12837-08-2).

Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением в бухгалтерском учете (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»). Она определяется отдельно по каждому сомнительному долгу с учетом финансового положения (платежеспособности) должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга (п. 70 Приказа N 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

При таких обстоятельствах нет оснований восстанавливать или как-то иначе корректировать созданный ранее резерв — задолженность продолжает оставаться сомнительной до момента изменения финансового состояния должника в лучшую сторону либо до момента ликвидации при процедуре банкротства (или окончания конкурсного производства). При этом организация должна на конец года подтвердить существование сомнительной задолженности, провести инвентаризацию задолженности и суммы резерва и к акту инвентаризации приложить документы, свидетельствующие о финансовом состоянии должника.

Организация № 1 в октябре 2022 года на основании приказа руководителя начислила в БУ (д 91.02 к 63) резерв по сомнительной задолженности. Задолженность образовалась в связи с переводом долга на организацию № 1 по договорам займа. Организация № 2, от которой поступил долг, реорганизована путем присоединения к другой. В отношении правопреемника должника начата процедура банкротства, но организация-должник еще не ликвидирована. Долг выплачен не будет однозначно.

  • Исчисленная по результатам инвентаризации сумма резерва корректируется с учетом установленных предельных величин этого резерва — 10 % от выручки за предыдущий налоговый период или 10 % от выручки за текущий отчетный период (какая из этих величин больше).
  • Скорректированный резерв надо сравнить с остатком резерва, определяемым как разница между резервом, рассчитанным на предыдущую отчетную дату по установленным правилам (п. 4 ст. 266 НК РФ), и суммой безнадежных долгов, появившихся после предыдущей отчетной даты.
  • Если резерв, рассчитанный на отчетную дату, меньше, чем остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается во внереализационные доходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. А если больше, то разница относится на внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

То есть при создании резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов в 2022 году его сумма не может быть выше максимальной из величин — 10% от выручки за 2022 год либо 10% от выручки за текущий квартал. При этом всегда определяется и учитывается остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Выявили сомнительный долг

При годовой инвентаризации в декабре 2022 года выявлена дебиторская задолженность за отгруженную продукцию по дебитору «А» в сумме 19 500 руб., по дебитору «В» — 12 100 руб., которая не оплачена в установленный договором срок и не обеспечена гарантиями. Данная задолженность признана сомнительным долгом, по которому образован резерв по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

В резерв включаются суммы дебиторской задолженности, признанной сомнительным долгом. Создание резерва организация оформляет самостоятельно разработанным первичным учетным документом (далее — ПУД). Форма такого документа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ПУД, и утверждается учетной политикой .

Способы формирования резервов по сомнительным долгам предусмотрены п. 44 Инструкции N 102. В рассматриваемой ситуации организация определяет величину резерва по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора, возможности погашения им задолженности полностью или частично и других факторов.

Начиная с 1 января 2022 года организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам для целей налогового учета. При этом резервы создаются только по той дебиторской задолженности, которая возникла в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов .

В учете резервы по сомнительным долгам формируются на конец отчетного периода. Периодичность и способы их создания закрепляются в учетной политике организации. При этом резервы на конец года создаются с учетом результатов обязательной годовой инвентаризации .

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус