Юридическая Ответственность Должностных Лиц Органов Гос И Мун Власти Лекции

Содержание

Возмещение вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

Если в результате этих действий лицу причиняется вред, он подлежит возмещению за счет имущества соответствующего публично-правового образования. Однако для этих целей предназначено не любое имущество (собственность) такого образования, а лишь средства казны, которая формируется за счет средств бюджета и включает в себя также имущество, принадлежащее данному публично-правовому образованию на праве собственности, но временно не закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не переданное в доверительное управление по договору.

В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица. Специальное определение содержится в гл.30 УК — уг. ответственность должностного лица за преступления против гос. власти, интересов гос. службы и службы в органах МС. Должностным лицом при этом признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, адм.-хоз. функции в гос. органах, органах МС, гос. и мун. учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст.285 УК). Адм. законодательство дает возможность косвенно вывести понятие должностного лица, опираясь на практику привлечения к адм. ответственности должностных лиц — служащих аппарата органов гос. власти, правомочных совершать юр. значимые действия, устанавливающие, изменяющие или прекращающие правоотношения.

Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права традиционного выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Некоторые ученые выделяют и другие виды ответственности, в частности политико-правовую, под которой имеется в виду отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти и т.п.

В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно усилен контроль исполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственность этих органов за их неисполнение.

Органы МСУ не входят в систему органов гос

2) в случае вступления в силу решения верховного суда субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов представительного органа мун. обр., в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

Участие органов гос. власти и их должностных лиц в формировании органов МСУ, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 131-ФЗ. (5. При формировании конкурсной комиссии конкурса на замещение должности главы местной администрации в муниципальном районе (городском округе) 2/3 ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а 1/3 — законодательным (представительным) органом гос. власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ).

Глава 10

2) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Читайте также:  Билеты На Поезд Для Студентов Льготы 2022

Юридическая Ответственность Должностных Лиц Органов Гос И Мун Власти Лекции

Методика оценки качества внутренних систем профилактики (предупреждения) коррупционных рисков в органах государственного и муниципального управления (включая порядок соответствующих проверок) могла бы включать в себя следующие критерии:

  • наличие в органах государственной или муниципальной власти внутренней программы профилактики коррупции;
  • наличие механизма контроля за соблюдением установленных антикоррупционных мер;
  • наличие необходимых административных регламентов и иных актов, регламентирующих оказание данным ведомством соответствующих государственных или муниципальных услуг, реализацию функций контроля и надзора, а также иных юрисдикционных полномочий;
  • установлен ли и каким образом осуществляется общественный контроль за деятельностью данного государственного или муниципального органа;
  • обеспечивается ли и каким образом прозрачность принимаемых решений, а также в целом открытость деятельности органа, включая сферы распределения бюджетных средств и осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд;
  • обеспечивается ли и каким образом реагирование на критику, в т.ч. и содержащуюся в СМИ;
  • осуществляется ли в соответствии с установленным порядком контроль за соблюдением государственными и муниципальными служащими установленных законом запретов и ограничений;
  • установлены ли критерии подбора кадров;
  • образована ли комиссия по урегулированию конфликтов интересов и обеспечивается ли ею выполнение поставленных задач;
  • осуществляется ли оценка нормативных правовых актов данног государственного или муниципального органа на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, частота проводимых на этот предмет экспертиз и принятые меры (исключение коррупциогенных факторов из правовых актов, отмена действовавших правовых актов полностью и т.д.).

Одним из инструментов решения этой задачи является подготовка единой концепции о критериях честности в сфере муниципальной службы и принятие Кодекса профессиональной этики служащего. Сегодня Россия является одной из немногих стран, которая не имеет подобного документа.

Институт высшего должностного лица субъекта РФ: статус, правовое положение — Государственное управление

а) представляет субъект РФ в отношениях с фед органами гос власти, органами гос власти субъектов РФ, органами местного самоупр и при осуществлении внешнеэк-их связей, при этом оно вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа гос власти субъекта РФ) избирается на срок не более пяти лет (и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд) гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с фз активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа гос власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно депутатом Гос Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные гос должности РФ, государственные должности фед гос службы, иные гос должности субъекта РФ или гос должности гос службы субъекта РФ, а также выборные мун должности и мун должности мун службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Органы местного самоуправления

Если полномочия передаются законом, то сила правоприменительных актов органов местного самоуправления не может быть приравнена к силе закона. Поэтому формирование механизма регулирования отношений, складывающихся при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должно основываться на следующих принципиальных положениях. Во-первых, в законе о наделении органов местного самоуправления полномочиями должно содержаться поручение им издавать правоприменительные акты; во-вторых, форма этих актов не может быть иной, кроме той, что указана в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав муниципальных образований); в-третьих, юридическая сила правоприменительных актов не может быть приравнена к силе закона; в-четвертых, органы государственной власти с передачей полномочий не теряют права издания по этим вопросам своих нормативных правовых актов; в-пятых, органы местного самоуправления, получив право издания актов по вопросам, связанным с переданными им полномочиями, не могут вносить изменения в акты Российской Федерации и ее субъектов, принятые ранее по этим вопросам в порядке текущего правового регулирования; в-шестых, следует закрепить за органами местного самоуправления право вносить в установленном порядке предложения с законодательной инициативой (на уровне субъекта Федерации) по вопросам применения либо принятия нового законодательного акта в сфере переданных им государственных полномочий.

Читайте также:  Схема Перерегистрации Нарезного Оружия На Другое Лицо

Порядок и условия ответственности в результате утраты доверия населения определяются в соответствии с уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа в целом, отдельного депутата или выборного должностного лица местного представительного учреждения власти.

Шпаргалка по муниципальному праву — файл

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган мун образования) наделяется уставом мун образования полномочиями: по решению вопросов местного значения; осуществлению отдельных гос полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами и законами субъектов РФ.

Контрольный орган мун образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля : за исполнением местного бюджета; соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения: проекта местного бюджета; отчета о его исполнении; соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в мун собственности.

Юридическая Ответственность Должностных Лиц Органов Гос И Мун Власти Лекции

Для обращения в суд с заявлением о возбуждении производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ГПК РФ устанавливает специальные сроки исковой давности. Часть 1 ст. 256 ГПК РФ указывает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. При этом в суде он должен доказать, что данное решение, действие (бездействие) не было ему известно ранее. Однако пропуск трехмесячного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Гражданским процессуальным кодексом РФ также установлены специальные сроки рассмотрения и разрешения дел об оспаривании решений, действий (бездействия), которые составляют 5 дней. В течение 5 дней суд с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривает заявление по существу и выносит решение.

Вопрос 1

Федеральная служба является федеральным органом исп.власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, гос.безопасности, защиты и охраны гос.границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральное агентство является федеральным органом ис.власти, осущ-х в устан.сфере деят-и фун-и по оказанию гос.услуг, по управлению гос.имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Государственная гражданская служба — профессиональная деятельность граждан России в гражданских органах исполнительной власти, на федеральном и региональном уровняхСлужба в армии и органах правопорядка не является государственной гражданской службой
Военная служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан государства на воинскихдолжностях в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства
Правоохранительная служба – вид федеральной гос.службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в гос.органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Государственная служба – это комплексный правовой институт , состоящий из норм различных отраслей права (финансового, трудового, административного и др.). На сегодняшний день законодательство России о государственной службе состоит из Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов, а также конституций, уставов, законов и нормативных актов субъектов Федерации. Ряд вопросов регулируются нормативными актами Президента и Правительства РФ, но одновременно они могут регулироваться и федеральными законами. Особенности государственной службы в отдельных отраслях, министерствах и ведомствах могут регулироваться отдельными специальными законами.
8. Муниципальная служба как правовой институт.
Муниципальная служба как правовой институт

Производство по делам об оспаривании решений, действий (без — действий) органов государственной власти, органов местного самоуправле — ния, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

К решениям, действиям (бездействию) органов гос власти, ОМС, должностных лиц, гос или мун служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По усмотрению заявителя жалоба может быть подана в суд, в вышестоящий в порядке подчиненности орган гос власти, ОМС, к должностному лицу, гос или мун служащему. Заявление должно быть подано в суд в течение 3 м со д, когда стало известно о нарушении. Действие оспариваемого решения может быть приостановлено до вступления в законную силу решения суда. Суд рассматривает заявление в течение 10 д с участием гражданина, руководителя или представителя органа гос власти, ОМС, должностного лица, гос или мун служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка указанных лиц не является препятствием для разрешения дела. Признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа или лица устранить в полном объеме допущенное нарушение. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа гос власти, ОМС, должностному лицу, гос или мун служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, гос или мун служащему в течение 3 д со дня вступления решения суда в законную силу. Об исполнении решения суду и заявителю должно быть сообщено не позднее чем в месячный срок со дня получения решения.

Читайте также:  Учитывается Ли Декретный Отпуска В Льготной Пенсии Медиков

Юридическая Ответственность Должностных Лиц Органов Гос И Мун Власти Лекции

В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает только по одному основанию – в результате “утраты доверия населения”. Порядок и условия ответственности в результате утраты доверия населения определяются в соответствии с уставами муниципальных образований. Санкцией, являющейся результатом утраты доверия, служит досрочное прекращение полномочий представительного органа в целом, отдельного депутата или выборного должностного лица местного представительного учреждения власти.

Определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения, составляющая, необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

Вопрос 47

В качестве гарантий его деятельности выступает неприкосновенность: Уполномоченный не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. В случае задержания в течение 24 часов должно быть получено согласие Государственной Думы. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.Уполномоченный не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются, и Дума назначает нового Уполномоченного. Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой: а) в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом; б) в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении; в) ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам; г) в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

щие гражданину либо иному лицу от рождения (гражданские права и свободы возникают с момента приобретения гражданства РФ в установленном порядке), гарантируемые государством и составляющие основу конституционно-правового статуса личности.

Поощрение и ответственность гос

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Срок привлечения к дисциплинарной ответственности – 1 месяц со дня обнаружения дисциплинарного проступка, но не более 6 месяцев со дня его совершения, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее 2 лет со дня его совершения.

Выравнивание уровня еченности ов(городских округов)

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляют в письменной форме, в том числе должностным лицам местного самоуправления, предостережение о недопустимости нарушения закона.

1. Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус