Униженные Дети Преступление И Наказание

Униженные Дети Преступление И Наказание

Мармеладов и его семейство живут на грани жизни, и все их су­ществование отличается некой исступленностью. Может показать­ся, что Мармеладов наслаждается своим унижением: «не веселья жажду, а скорби и слез». Катерина Ивановна, заламывая руки, ходит из угла в угол своей комнаты, сохраняя в себе «особую гордость бед­ных». После смерти первого мужа, офицера пехотного полка, Кате­рина Ивановна осталась с тремя детьми «в такой нищете», что согла­силась принять предложение вдовца Мармеладова и пошла за него замуж, «ибо некуда было идти». На страницах романа мы видим ис­терзанное болезнью и нищетой существо. Она раздражительна, нео­днозначность ее поступков вызвана безысходностью положения.

Судьба униженных и оскорбленных волновала Ф. М. Достоев­ского на протяжении всего его творчества. Макар Девушкин, Варенька Доброселова, Семен Мармеладов, Катерина Ивановна, Сонечка, Дуня — вот неполный список героев Достоевского, которых можно отнести к категории обездоленных. Вслед за Пушкиным и Гоголем Ф. М. Достоевский изображает на страницах своих произведений страдания «маленького человека».

Униженные и оскорблённые в романе Достоевского Преступление и наказание

Жизнь предстаёт перед нами как клубок неразрешимых противоречий.Повсюду он видит картины нищеты,бесправия,подавления человеческого достоинства.На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди,которым некуда деться.Их примером служат Соня Мармеладова,Катерина Иванов на и многие другие.Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении.Ему тоже,по существу,некуда пойти.Живёт он впроголодь,ютится в жалкой каморке,похожей на шкаф,откуда его грозят вышвырнуть на улицу.Подо угрозой оказалась судьба его матери и сестры.А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том,что в нищем (а значит и в нём) никто не подозревает благородства чувств.А в нём это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать,страдать не только за себя,но и за голодных детей,оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.При всей,казалось бы,потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать.В словах Мармеладова — боль за то,что его,однажды выгнав из человеческой компании,уже больше никогда в неё не допустят.Перед нами оскорблённый человек,но сохранивший чувство собственного достоинства,глубоко сознающий своё падение,но не в силах ничего изменить.Осмелишься ли осудить человека,су дьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человек,а в нём не хотят видеть человека.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны.Она больна чахоткой,о чём говорят красные пятна на её лице,которых так боиться Мармеладов.Из его рассказа о жене мы узнаём,что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте.Выйдя замуж без родительского благословления,оказавшись в отчаянном положении,с тремя детьми на руках,она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова.»Можете судить потому,до какой степени её бедствия доходили,что она,образованная и воспитанная и фамилии известной,за меня согласилась пойти!Но пошла!Плача и рыдая и руки ломая,пошла!Ибо некуда было идти».Но облегчения не наступило и после замужества:муж выгнан со службы и пьёт,грозит выгнать квартирная хозяйка,бьёт Лебезятников,плачут голодные дети.Не жесто кость руководит ею,когда она посылает Соню на панель,а отчаяние и безвыходность.Катерина Ивановна понимает,что Соня принесла себя в жерву близким. Именно поэтому,когда Соня вернулась с деньгами,она «весь вечер в ногах у неё на коленях простояла,ноги ей целовала,встать не хотела». Мармеладов даёт жене точную характеристику,говоря,что она «горячая,гордая,непреклонная». Но человеческая гордость её,как и Мармеладова,попирается на каждом шагу,о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувсвия у окружающих, «некуда идти» Катерине Ивановне,везде тупик. Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на их портретах:чистота и беззащитность,показанные в портретах Сони и обманутой девочки,не соответству ют образу жизни,который они вынуждены вести,поэтому Раскольникову»странно и дико было смотреть на такое явление». Соню толкает на панель нищета и невоз можность честно зарабатывать на жизнь. Её будущее безрадостно,как и будущее обманутой девочки.Оно укладывается в формулу:»больница. вино. кабаки и ещё больница. года через два-три-калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с. » . Достоевский убедительно показывает,что иные отношения,кроме безразличия,любопытства,злорадной нас мешки,противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга»враждебно и с недоверчивостью».Все,кроме Раскольникова,слушают»забавника «Мармеладова,»фыркая»,»улыбаясь»,»зевая» ,а в общем равнодушно.Так же равнодушна толпа зри телей,хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова.В сне Раскольникова, так похожем на явь,лошадь секут «с наслаждением» , «хохотом и остротами».

Читайте также:  Транспортный Налог Инвалиды В Чернобыльской Зоне

Судьбы «униженных и оскорблённых» в романе Ф

Автор, проводя читателя по Петербургу, рисует людей разных социальных слоёв, в том числе, и бедных, потерявших смысл жизни. Часто они кончают с собой, не выдерживая своего унылого существования, или губят жизнь в многочисленных распивочных. В одной из таких распивочных Родион Раскольников знакомится с Мармеладовым. Из рассказа этого героя мы узнаём о несчастной судьбе всей его семьи.

На сделку с совестью идёт и Раскольников, решившись на убийство. В противоречие с человеконенавистнической теорией вступает живая и гуманная натура героя. Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Его теория вседозволенности, раздвоения человечества на две категории терпит крах. Чувство отверженности, одиночества становится страшным наказанием для преступника.

Униженные и оскорбленные в романе Ф

По мнению Ф.М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек — высшая ценность. «Маленький человек» — это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу.

Много ужасных картин жизни, много невыносимых человеческих переживаний развертывается перед читателем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Но есть нечто, может быть, еще более ужасное, что относится уже не к картинам действительности, не к переживаниям людей, развертывающимся перед читателем, а к самому роману.

Жизнь «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

И если при самых удачных обстоятельствах еще как-то можно выжить, то любая несчастная случайность – болезнь, потеря места на службе, ссора с квартирной хозяйкой и т.п. – ставят «маленького человека» на грань гибели. На горе и без­выходном положении людей наживаются ростовщики типа Алены Ивановны, которая ни к кому не знает жалости.

3. Однако и материальный гнет, и бесправие страшны не только сами по себе, но прежде всего потому, что они ведут к нравственному унижению человека. Ради денег Дуня вы­нуждена дать согласие на брак с Лужиным, а нищий Рас­кольников ничем не может ей помочь; нищета заставляет Соню идти на панель, грязный поступок Лужина в отноше­нии к Сонечке и произвол квартирной хозяйки сводят с ума Катерину Ивановну, которая и раньше была унижена своим нищенским и зависимым положением, и т.п. Эта сторона жизни «униженных и оскорбленных» – едва ли не самая страшная для Достоевского.

Униженные и оскорблённые в романе евского — Преступление и наказание

  • Раскрыть традиции и новаторство Достоевского в изображении маленького человека, способствовать развитию информационной компетенции;
  • Развивать коммуникативную компетенцию (умение работать в группе, распределять роли, сотрудничать, договариваться), речеведческую компетенцию (излагать свои мысли, логически последовательно; выражать мысли правильным литературным языком);
  • Воспитывать гражданскую позицию – личную ответственность человека за свою судьбу; воспитывать чувство сострадания к человеку; отвращение к пьянству.

Начало 19 века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Для творчества Павла Андреевича Федотова характерно критическое отношение к тогдашней действительности – родоначальник критического реализма. На его полотнах отражались скорбные размышления о судьбе «маленького человека», задавленного бюрократическим произволом «власть имущих». (сообщение уч-ся)

Униженные и оскорбленные в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение. Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент, учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хлзяйку. Но, думается, он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он едва ли смог помешать свадьбе своей сестры Дуни с Лужиным, он не в силах вернуть Соню Мармеладову на путь истинный, он не может ничего изменить не только во всем мире (как ему это мечталось), но даже в своей судьбе. Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование. Он знает , что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я. нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. И я, целый месяц. «

Читайте также:  Выплаты при рождении ребенка в 2022 году на третьего ребенка

Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сонечки Мармеладовой может. И если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнушим ее в это петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них, рядом с такими вот свидригайловыми, подслушивающими и подсматривающими за стенкой. Мы буквально со слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет не в чем не повинную Соню, а она не имеет даже сил защитить себя: «Соня стояла на том же месте, как без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей все лицо; она вскрикнула и закрылась руками. — Нет, это не я! Я не брала! Я не знаю! — закричала она, разрывающим сердце воплем, и бросилась к Катерине Ивановне. Та схватила ее и крепко прижала к себе, как будто грудью желая защитить ее ото всех». И хрупкие плечи безумной Катерины Ивановны кажутся ей лучшей защитой.

Униженные Дети Преступление И Наказание

5. 1866 год — роман опубликован в журнале «Русский вестник». Это год выстрела Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно».

Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.

Униженные Дети Преступление И Наказание

Поэтому Раскольников и идет на преступление. Его преступление — это крик души, это отзыв, порожденный в ответ на все притеснения и беды народа. Раскольников — это жертва буржуазного общества. Он сам «униженный и оскорбленный», хотя считает себя «сильной личностью». Он ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение, он живет в какой-то маленькой комнатушке, скорее похожей на гроб, чем на жилище. Раскольников мучительно ищет выход из положения. Но его нет! Само общество виновато в его положении!

Читайте также:  Страховой Спор Это

Роман «Преступление и наказание» принадлежит к числу тех произведений мировой классики, ценность которых не уменьшается с течением времени. В своем романе Достоевский ставит вопрос о месте маленького человека в суетливом, постоянно движущемся вперед мире. В «Преступлении и наказании» показан буржуазный Петербург. Не тот яркий, красочный, с морем огней, а город, в котором живут Раскольниковы, Мармеладовы, безжалостные процентщицы, город уличных девиц и многочисленных распивочных. Нет места в этом городе бедному человеку. У него один выход из положения: либо повторить судьбу Мармеладова, раздавленного богатой коляской, либо судьбу Сони, которая ради спасения детей продает свое тело.

Судьбы «униженных и оскорблённых» в романе Ф

Фраза Мармеладова: «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…» поднимает фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и канцелярской манерой говорить, на высоту трагического размышления о судьбе человечества.

Тем же смыслом наполнен образ Дуни, сестры Раскольникова. Она соглашается на жертву: ради свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина, в котором воплощён классический тип буржуазного дельца, карьериста, унижающего людей и способного пойти на всё ради личной выгоды.

Мир униженных и оскорбленных в романе преступление и наказание

Глубоко несчастна и Соня Мармеладова. Но Соня – это “луч света в темном царстве”. Она выступает как носительница моральных ценностей “униженных и оскорбленных”. Соня, как и Мармеладовы, – жертва несправедливого порядка. Пьянство отца, страдания Катерины Ивановны, обреченных на голод и нищету, заставили ее “преступить” свое “я”, отдать свою душу и тело на поругание окружающему миру. Но в отличие от Раскольникова Соня полна нерушимого сознания, что никакие самые гуманные цели не могут оправдать насилие.

Судьба Дуни тоже трагична. Из-за любви к брату она идет работать гувернанткой в дом к Свидригайлову. Из-за него она терпит унижения и позор. И вот появляется Лужин, который хочет жениться на Дуне. Девушка понимает, что, выйдя замуж за Лужина, она станет полностью зависимой от своего “спасителя”. И все это она делает ради брата, ради его будущего. Раскольников не может принять этой жертвы, он делает все, чтобы Дуня не вышла замуж. И Дуня начинает понимать истинные намерения Лужина, начинает бороться за свою гордость.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»

Излюбленное место действия в произведениях Достоевского — Петербург. Это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты. И автор постоянно обращает внимание на духоту, вонь, царящие в городе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль».

Сон Раскольникова у Николаевского моста — в какой-то степени отражение многовековой действительности, угнетения, порабощения «униженных и оскорбленных», жестокости, на которой держится мир. Сон приобретает символическое значение. Убиваемая го прихоти хозяина старая, отработавшая свое кляча выражает безропотное страдание, покорность своей судьбе.

Сочинения на

Характерным представителем «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание» можно назвать и отца Сони, бедного чиновника Мармеладова. В своей исповеди в распивочной Мармеладов раскрывает посетителям страшную драму собственной жизни — бедность, голодные дети, униженная жена и страдания дочери. Он надеется лишь на скромное человеческое участие, но встречает презрительное хихиканье.

Даже описание жизни и окружения героев гармонирует с темой «униженных и оскорбленных». Люди, живущие на грани нищеты, озлоблены, подозрительны, неспособны к проявлению человеческих чувств. Множество искалеченных судеб рисует нам произведение Достоевского, и среди них наиболее ясно автор показывает людей, сумевших сохранить честь, несмотря на безысходность своего положения. Каждый из героев — Соня и её отец, Дуня и её брат Родион — остаются людьми, пусть униженными, оскорбленными, некоторые — даже преступившими черту закона. У каждого из них был свой выход из сложившейся ситуации — несчастливый брак, торговля телом или убийство. И каждый из них готов на самопожертвование, чтобы избавить себя или своих близких от этих мучений. Раскольников решается на публичное покаяние и идет на каторгу; Соня следует за ним, спасая молодого человека своей безграничной любовью.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус