Тема Детства Преступление И Наказание

Тема детства в романе Достоевского — Преступление и наказание

Дети — беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно несправедливы. Если общество «топчет» тех, кто ни в чем не виновен, значит, его устройство безнравственно, ненормально. Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.

Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме детства в «Преступлении и наказании», имея в виду только детей Катерины Ивановны. Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в своих поступках — искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир детской души открывается и во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует против жестокости взрослого мира в этом сне. Та непосредственная, недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников — вопреки собственной теории — неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем нравственным «запасом», который сохранился в герое романа с детства. Убив беспомощную, по детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял руку на самого себя. Именно детям, искупая свои грехи, помогает в «Преступлении и наказании» Свидригайлов.

Доклад Тема детства в романе Достоевского Преступление и наказание

Дети — беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно несправедливы. Если общество «топчет» тех, кто ни в чем не виновен, значит, его устройство безнравственно, ненормально. Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.

Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме детства в «Преступлении и наказании», имея в виду только детей Катерины Ивановны. Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в своих поступках — искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир детской души открывается и во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует против жестокости взрослого мира в этом сне. Та непосредственная, недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников — вопреки собственной теории — неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем нравственным «запасом», который сохранился в герое романа с детства. Убив беспомощную, по детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял руку на самого себя. Именно детям, искупая свои грехи, помогает в «Преступлении и наказании» Свидригайлов.

Тема Детства В Романе Достоевского Преступление И Наказание Сочинения и курсовые работы

Фёдор Михайлович Достоевский Биография Род Достоевских был тесно связан с украинскими землями. Исходя из документов XVI века, их родовое село Достоево находилось в Пенском повете на западе России, от него и происходит фамилия Достоевские. Род Достоевских переселился в Украину еще до XVIII века. Постепенно семья потеряла свою знатность. Дед будущего писателя служил протоиреем в городе Браулав Подольской губернии. Его младший сын Михаил нарушил семейную традицию, бросил Подольскую гимназию и уехал.

Читайте также:  Штраф пфр за сзв-м куда платить нижний новгород в 2022 году

Жизнь и творчество [править]Происхождение По линии отца, Достоевские — одна из ветвей рода Ртищевых, который берёт свое начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещённого московским князем Дмитрием Донским. Ртищевы входили в ближайшее окружение князя Серпуховского и Боровского Ивана Васильевича, который в 1456 году, рассорившись с Василием Тёмным, уехал в Литву. Там Иван Васильевич стал князем Пинским. Степану Ртищеву он пожаловал сёла Калечино и Леповицу. В 1506 году сын Ивана Васильевича, Фёдор, пожаловал.

Тема Детства Преступление И Наказание

Слово «ребенок» не случайно используется писателем в каждом эпизоде, в котором появляется Лизавета. Перечитаем сцену убийства Лизаветы, обратив внимание на детские черты и ее поведении. «Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать. Она только чуть-чуть приподняла свою свободную левую руку. ». Таким образом, смысл преступления Раскольникова заключается и в том, что он убивает ребенка, беззащитную и робкую Лизавету.

Для Достоевского принципиально важно уяснить, в чем заключаются глубинные истоки детских страданий. Пошляк-нигилист Лебезятников дает обескураживающе простое социальное объяснение: «. Дети – вопрос социальный и вопрос первой важности, я согласен; но вопрос о детях разрешится иначе. Некоторые даже совершенно отрицают детей, как всякий намек на семью». Суть позиции Лебезятникова сводится к тому, что стоит изменить социальные условия жизни – и мгновенно исчезнет всякое зло, нищета, несправедливость. Но так ли это на самом деле? Страдания детей не могут быть объяснены лишь социальными причинами, и часто зло коренится не в условиях общественной жизни, а в темных безднах человеческой души.

Тема Детства Преступление И Наказание

Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и “заедает” чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне.

Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура. К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать «ненужных» людей для блага униженных и оскорблённых? Он сам поднимается над людьми, становясь человеком «необыкновенным». Поэтому Раскольников делит людей на «избранных» и «тварей дрожащих».

Тема урока: « «Преступление и наказание»

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу «душегубства», повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, что он шулер и что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых. От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою последнюю цель – добиться расположения Дуни. Проснувшаяся совесть и раскаяние приводят его к самоубийству).

Читайте также:  Школьная Карточка На Проезд

— Какое впечатление производит на вас Лужин? Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории («…а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»). Согласны ли вы с ним? (ч.2, гл.5) (Буржуазный делец, у него все по расчету, он отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность единичных «щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о «всеобщем преуспеянии».

Краткое сочинение на тему преступление и наказание

Раскольников, жаждавший «поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?», пошел на убийство, хотя сама мысль о насилии вызывала у него отвращение. Последовавшие за этим душевные муки, возможно, послужили толчком к очищению и обновлению души героя, но никакие муки совести не вернут к жизни убитых, какими бы несимпатичными они ни были бы.

Множество людей продолжают задавать себе тот самый вопрос, мучивший героя: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?». Они не уверены в ответе даже сейчас, в 21-м веке, спустя полтора века после выхода романа Достоевского, который дал на этот вопрос четкий однозначный ответ. К сожалению, и сейчас многие наступают на те же грабли, что и Родион Раскольников, поделивший человечество на два сорта.

Тема Детства Преступление И Наказание

Современники Бунина вспоминают резкие, критические замечания писателя по поводу творчества Достоевского. Связано это скорее с тем, что Бунин — один из писателей начала 20 века, который наиболее отдалился от традиций русского реализма 19 века.

Исследователи творчества писателя образно называли многие его произведения «пронзительным криком человека, попадающего в черную бездну и безуспешно пытающегося ухватиться руками хотя бы за что-нибудь». Он подвергает тяжкому испытанию все внутренние человеческие ресурсы: разум, любовь, способность к добру, верность, красоту.

Тема Детства Преступление И Наказание

Дуня, сестра главного героя, вынуждена работать гувернанткой в богатых домах и терпеть унижения со стороны состоятельных хозяев. Чтобы спасти семью от нищеты, Дуня решается выйти замуж за господина Лужина, который оказывается человеком подлым и хитрым.

К числу «маленьких людей» также относится бедный студент Разумихин. Обедневший дворянин Разумихин работает за гроши, чтобы заработать на жизнь и учебу в университете. Судя по всему, Разумихин является сиротой. Из родных у него есть только дядя. Жизнь Разумихина нельзя назвать легкой, однако молодой человек верит, что своим трудом и упорством сможет чего-то добиться.

Тема детских страданий в — Преступлении и наказании — Ф

Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем.

Для Достоевского принципиально важно уяснить, в чем заключаются глубинные истоки детских страданий. Пошляк-нигилист Лебезятников дает обескураживающе простое социальное объяснение: “…Дети – вопрос социальный и вопрос первой важности, я согласен; но вопрос о детях разрешится иначе. Некоторые даже совершенно отрицают детей, как всякий намек на семью”. Суть позиции Лебезятникова сводится к тому, что стоит изменить социальные условия жизни – и мгновенно исчезнет всякое зло, нищета, несправедливость. Но так ли это на самом деле? Страдания детей не могут быть объяснены лишь социальными причинами, и часто зло коренится не в условиях общественной жизни, а в темных безднах человеческой души…

Тема семьи в романе «Преступление и наказание», в повести «Ася» (ЕГЭ по литературе)

1) В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» тема семейных ценностей раскрывается на примере трепетных отношений брата и сёстры. Гагин оказался хорошим братом и свято выполнял наказы покойного отца, получившего девочку заботам сына. Брат знает почти все о характере своей сестры, какой он трудный и сложный, вник во все его тонкости, практически изучил поведение Аси, но все-таки без гордости сознается, что понять и изучить Асю целиком не сможет никто. Ася также сильно любит брата, он единственный, кого она может наградить своей нежностью и любовью. Когда Ася поняла, что ей нравится рассказчик и она в него влюблена, то она стала «держаться» за брата, испугавшись и коря себя за то, что он уже не будет единственной её любовью.

Читайте также:  Сочи Закон О Тишине Что Считается Нарушением Тишины И В Какое Время Нельзя Шуметь

Желание помочь своей семье – одна из причин, подтолкнувшая Раскольникова на совершение преступления, эта же причина приводит его в чувство стыда за содеянное, ведь семья с самого детства воспитывала в нём совесть и чувство собственного достоинства. Отношения в семье Раскольниковых тёплые, трепетные, нежные, каждый из членов семьи готов пожертвовать всем ради друг друга. Мать посылает последние деньги, которых и так совсем не хватает, сестра же и вовсе способна пожертвовать собственным счастьем ради брата, собираясь выйти замуж за нелюбимого.

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

Преступление и наказание детсво аргументы

1. Л.Н.Толстой «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть). Чингиз Айтматов в одном из своих художественных произведений писал, что книга

В 1963 году в Ленинграде вышло полное издание романа в авторизованном переводе Брускина, ставшем на многие годы эталонным. Именно этот перевод взят был Тарковским за основу при написании сценария будущего фильма. Сценарий Тарковский писал вместе с Фридрихом Горенштейном (чей рассказ «Домик с башенкой» Тарковский хотел экранизировать после «Рублёва», но не сложилось). Станислав Лем отнёсся к замыслу Тарковского резко отрицательно.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус