Современные требования к антикоррупционному декларированию 2022

Остальные изменения являются только уточнениями главного и касаются подробного описания взаимодействия заявителя и регистрирующего органа, в частности:
• перечень документов и сведения для регистрации;
• основания для отказа;
• внесение изменений;
• регистрация новой декларации.

Декларация о соответствии обязательно регистрируется сертификационными органами в соответствии с законодательством Таможенного союза. Другого способа регистрации не предусмотрено. В отличие от большинства других технических регламентов, указывающих, что декларация регистрируется в порядке, установленном ЕЭК.

Итак, регистрирует декларации Федеральная служба по аккредитации. Однако при отражении в ЕАЭС положения, что сертификацию проводят исключительно органы сертификации, они и проводят. Важное слово выделено курсивом. Есть конкретные технические регламенты, где четко и ясно обозначено, кто имеет право регистрировать декларации, а это значит, что не во всех случаях регистрацией будет заниматься указанная федеральная служба.

О главном значимом изменении уже сказано выше. Теперь регистрацией в реестре занимается Федеральная служба по аккредитации и с применением сети интернет через специализированный сервис электронной регистрации. Теперь подача заявления возможна только через данный сервис, а подпись осуществляется только усиленной квалифицированной электронной подписью. Никаких заявлений по почте или лично.

Основное изменение в том, что сертификационные органы теперь не имеют возможности регистрировать декларацию в едином реестре, как это было ранее. Данное решение не является неожиданным, поскольку Ведомство уже заявляло, что это временная мера, необходимая на этапе становления. Судя по всему, этот этап закончился и пора двигаться дальше.
Внимание! Изменения касаются только российского уровня! На уровне ЕАЭС все остается по-прежнему.

Современные требования к антикоррупционному декларированию 2022

VI. ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Рекомендация 15. Изменить подход к методической и образовательной поддержке реформ в сфере антикоррупционного декларирования
Рекомендация 16. Проводить регулярный мониторинг системы антикоррупционного декларирования и размещать его результаты в открытом доступе

Внесены проекты законов, предусматривающих деятельность по совершенствованию законодательства, в том числе в отношении подарков должностным лицам. Реализация общей цели защиты от коррупции дополнена разработкой практических рекомендаций по привлечению к ответственности виновных. При этом меры ответственности должны применяться ко всем государственным служащим, депутатам Думы, членам Совета Федерации и Федерального Собрания. Определен круг ценностей, доходов, подлежащих обязательному декларированию. Решено, что исполнительные органы субъектов федерации должны обрести большую самостоятельность в вопросах планирования.

Бизнес устал от разговоров и ждёт практических действий, в 2022 году Торговая палата подготовит сводный доклад президенту Владимиру Путину о тех проблемах борьбы с коррупцией, которые волнуют коммерсантов, резюмировала свое выступление представитель ТПП.

Не менее важные изменения касаются окончания переходного периода, в течение которого допускается производство и реализация продукции по нормам, действующим до вступления в силу технического регламента союза. По сути именно этот момент считается полным введением в действие ТР ЕАЭС.

Четкий перечень объектов регулирования регламента по группам кодов ТН ВЭД ЕАЭС и с указанием формы оценки соответствия был принят решением Коллегии ЕЭК № 170 от 8 октября 2022 г. Так, к примеру, получить обязательный сертификат требуется на следующие средства:

  • в разрешении были выявлены ошибки или опечатки;
  • поменялась организационно-правовая структура компании, ее адрес, место проживания ИП, контакты заявителя (изготовителя);
  • изменились коды ТН ВЭД, ОКПД 2;
  • сократилось число производственных площадей.

Приказ Минэкономразвития №478 от 31.07.2022 г. кардинально изменил порядок регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и национального законодательства нашей страны. Публичное рассмотрение документа проходило летом 2022 года.

С 1 января 2022 года предприниматели (производители, импортеры) самостоятельно должны регистрировать декларации на товар в Едином реестре Росаккредитации. Главный инструмент, с помощью которого осуществляется регистрация, действует уже несколько лет. Однако вплоть до конца 2022 года работу по декларированию полностью брали на себя центры (органы) сертификации. Теперь они лишаются полномочий по внесению данного вида разрешений в реестр. Обновление законодательства не было неожиданностью, Федеральная служба по аккредитации давно готовила бизнес к новому порядку оценки соответствия. У многих предпринимателей это вызвало большую обеспокоенность — смогут ли они справиться с новыми задачами. Дочитайте статью до конца, мы постараемся вас успокоить и все разъяснить.

Регистрация деклараций ведется на основании заявки, поданной декларантом через сервис ФГИС ФСА. Перед этим заявитель должен подписать документы своей усиленной электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Отметим, что вручить заявку лично или отправить по почте в ведомство нельзя.

  1. нельзя вносить корректировки в декларации о соответствии, однако вводятся правила, когда разрешение можно переоформить без испытаний;
  2. предприниматель берет на себя ответственность за правильность и достоверность информации, указанной в декларации;
  3. процедура испытаний в лаборатории в ходе оценки соответствия осталась неизменной;
  4. прежними остались требования к заявителям. Это могут быть ИП или юридические лица, являющиеся резидентами ЕАЭС или РФ;
  5. действует старый порядок отбора типовых образцов для лабораторных испытаний и их ввоза в государства ЕАЭС.

За первые четыре дня работы обновленного функционала электронного сервиса регистрации деклараций 34 заявителя подписали 100 деклараций электронными подписями, при этом 22 уполномоченных юридических лица приняли участие в создании черновиков данных документов о соответствии.

Следует отметить, что возможность самостоятельной регистрации деклараций была у заявителей с 2022 г. Каждую четвертую декларацию в декабре текущего года зарегистрировали именно таким способом. С нового года самостоятельная регистрация деклараций станет обязательной.

Решение об исключении аккредитованных лиц из единого реестра принимает Межведомственный совет национальной инфраструктуры качества (далее – Межведомственный совет), в который входят руководители 16 федеральных ведомств. Решения принимаются коллегиально. Все организации предварительно проходят многочисленные проверки.

С 1 января 2022 г. начнет действовать новый порядок регистрации деклараций о соответствии продукции. В общем случае зарегистрировать декларацию смогут лица, которые отвечают за безопасность декларируемой продукции – производители (импортеры) или продавцы товара.

Техническая доработка сервиса регистрации деклараций о соответствии Росаккредитации позволяет заявителям обратиться к любому юридическому лицу, в том числе органу по сертификации, за консалтинговыми услугами по созданию проекта (черновика) декларации. Созданный документ автоматически может быть отправлен в личный кабинет заявителя для дальнейшего подписания и регистрации. При этом производители несут полную ответственность за недостоверные сведения в декларациях.

Изменения в декларировании соответствия и сертификации 2022

Функционал предполагает, что для регистрации декларации юр. лицо и руководитель ее представляющий должны быть зарегистрированы на портале Госуслуг. В первую очередь, конечно, удар пришелся по заявителям, у которых на момент введения меры в действие не было ЭЦП руководителя и не было возможности ее получить.
Декларация может быть зарегистрирована под ЭЦП другого сотрудника, однако он должен быть зарегистрирован, как сотрудник на странице организации, либо лицо, действующее на основании доверенности, на портале Госуслуг.
Что касается прав подписи, на которые распространяется действие ЭЦП, самый важный критерий – это возможность доступа на Портал Госуслуг, а, следовательно, и в личный кабинет ФГИС. Далее декларация может быть зарегистрирована. «Таможенная» ЭЦП точно подходит, бухгалтерская тоже вроде подходит.


Стоит отметить, что важным является не только Приказ №877, но и Проект решения Коллегии ЕЭК О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293. Простым языком – указание кодов в документах по подтверждению соответствия будет закреплено не только на уровне национального законодательства, но и на уровне международных правовых актов ЕАЭС.
Однако расслабляться рано. Само по себе появление кодов было не случайным: одним из основных направлений в области активно развивающейся сейчас системы цифровой маркировки является создание Национального каталога. Коды GTIN/GLN являются одним из необходимых звеньев этой системы, поэтому скорее всего к этой мере в том или ином виде мы еще вернемся в будущем.

1 января мы столкнулись с ситуацией, когда коды еще нужно было указывать, но при этом все ожидали регистрации в Минюсте приказа Минэкономразвития №877, который откладывает меру по применению кодов GLN до 1 июля, а применение кодов GTIN делал «при наличии». При этом функционал регистрации ДС позволял не указывать коды, поэтому многие заявители и регистрировали без них.
Со стороны бизнес-сообщества в адрес Минэкономразвития и Росаккредитации поступило большое количество обращений о невозможности внедрения меры в бизнес-процессы в столь короткий срок. Положительным эффектом приказа можно назвать тот факт, что мнение со стороны бизнеса было услышано и появился Приказ Минэкономразвития №877, который как раз и дал возможность бизнесу подготовиться к указанию кодов GLN, а также решить для себя необходимо ли указывать коды GTIN.

Читайте также:  Оформление Дома В Собственность В 2022 Году Пошаговая Инструкция

В первую очередь в 2022 году появилась практика видеоанализа состояния производства и отбора образцов, но она довольно противоречива на данный момент: не каждый завод-изготовитель может организовать такую конференцию, необходимо привлечение переводчика, довольно много видео материалов необходимо предоставить в архив органа по сертификации в моменте. Более применительной практикой в этом вопросе все так же остаются выезды штатных экспертов органов по сертификации, находящихся за рубежом.
Изменения коснулись так же вопросов инспекционного контроля. Для начала, отвечая на вопросы об инспекционном контроле, как о нововведении, стоит сказать, что он существовал всегда, просто не все органы по сертификации ответственно относились к вопросу его проведения, а так же должного контроля за соблюдением меры не наблюдалось. Однако сейчас изменение политики в сфере усиления контроля за выданными документами приведет к тому, что без прохождения инспекционного контроля, сертификат будет отправлен в архив спустя 2 месяца с даты, когда этот контроль должен быть проведен. Т.е. если сертификат оформлен на 3 года и заявитель уклоняется от проведения инспекционного контроля, то действовать такой сертификат будет ровно год и 2 месяца, даже при условии, что Орган не осуществляет свою деятельность.
Много вопросов возникает по поводу того каким образом проводить инспекционный контроль по уже действующим сертификатам, если орган, который его зарегистрировал, ушел с рынка по разным причинам. С юридической точки зрения Заявителю дано право пройти инспекционный контроль (далее – ИК) в другом органе по сертификации, но есть нюансы. Первой сложностью является необходимость заключения договора между органом, который выпустил сертификат и органом, который будет проводить ИК – зачастую бывает так, что заключать договор уже не с кем. Вторая сложность заключается в том, что на данный момент органы по сертификации не проявляют большого энтузиазма в том чтобы брать на себя ответственность за такие сертификаты из-за нарушений в процедуре, которые могли быть допущены при его первоначальном оформлении, т.к. для добросовестного органа это довольно серьезный риск. Таким образом, мы имеем еще одну меру, которая вызывает много вопросов и может потребовать дополнительных расходов и времени, поэтому дилемму проходить инспекционный контроль или сделать новый сертификат, лучше решить заранее.

  • Какая ЭЦП подходит для регистрации деклараций?
  • Как выбрать корректный регламент?
  • Есть ли ответственность за недостоверное декларирование?
  • Что делать с единичными изделиями, дорогим оборудованием и ограниченными партиями
  • Вопросы по применению дат изготовления образцов
  • Исключение медицинских изделий из Постановления 982. Нужно ли оформлять ДС?
  • Важные изменения в сертификации: текущая практика инспекционного контроля, анализ производства по видео, работа с лабораториями, условный выпуск ДС

— Спасибо, Сергей Владимирович, Вас как всегда очень приятно слушать и с такими позитивными эмоциями всегда выходишь после вашего доклада. У меня вопрос вот какой. Ввоз образцов как обязательное подтверждение того, что участник ВЭД добросовестно ведет себя в вопросах подтверждения соответствия, тем не менее с 2022 года в закон об аккредитации принята поправка, которая допускает сертифицирующим органам и испытательным лабораториям иметь свои филиалы за рубежом. И понятно, что если бы эта норма была реализована, это существенно упростило, ускорило процессы, связанные с подтверждением соответствия. Как по-вашему, почему эта норма не реализуются, почему наши испытательные лаборатории, сертифицирующие органы не создают филиалы за рубежом?

— Очень хочу поблагодарить Сергея Владимировича за информацию. У нас остался, собственно говоря, один единственный вопрос, который возникает постоянно. Это ввоз проб и образцов для целей оценки соответствия. Планировалось разработать новую методическую рекомендацию, предусмотреть иные, ранее не предусмотренные возможности, уточнить те или иные сведения. Сергей Владимирович, если можно, расскажите, пожалуйста о том, как движется эта работа, что решено в настоящее время?

Также нами реализовано посредством СМЭВ представление в Минпромторг информации об исполнении лицензии, что в дальнейшем, как раз, исключает необходимость получения участниками внешнеэкономической деятельности в таможенных органах справок об исполнении этих лицензий для их дальнейшего представления в Министерство промышленности и торговли. Одновременно нами проводится комплекс мероприятий, направленных на автоматизацию контроля за перемещением лицензируемых ФСТЭК России товаров. То есть мы начали параллельно прорабатывать с учетом накопленного опыта по лицензиям Минпромторга также работу по лицензиям ФСТЭК России. Полагаем, что в последующем нам это позволит исключить необходимость представления таможенным органам лицензий на бумажном носителе и такой же постановки на контроль и также вести учет этого количества товаров с использованием программных средств таможенных органов. На сегодня у нас разработано и утверждено распоряжение Федеральной таможенной службы об организации работы по учету количества лицензируемых ФСТЭК России товаров. Ну и проводятся в настоящее время мероприятия в экспериментальном режиме во всех абсолютно таможенных органах по автоматизации контроля за перемещением лицензируемых ФСТЭК России товаров. Реализация таких мероприятий, направленных на автоматизацию процессов, связанных что с декларированием, что с выпуском товаров, привела, по нашему мнению, к существенному увеличению количества автовыпущенных деклараций, поданных в отношении отдельных категорий товаров. Другим, не менее важным направлением является работа по совершенствованию информационных электронных сервисов, предназначенных как раз для персонифицированного информационного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.

— Сергей Владимирович, спасибо огромное за информацию. Вопрос такой, который касается автоматического выпуска. Проводится ли сейчас Федеральной таможенной службой какая-то работа, которая касается интеграции систем управления рисками Федеральной таможенной службой и другими ФОИВ, задействованных в процессах таможенного контроля под эгидой ФТС – Россельхознадзор и т.д.

Хотел бы воспользоваться такой площадкой сегодняшней и обозначить, что у нас с 6 по 9 июля будет российско-китайское ЭКСПО в Казани, и мы будем проводить в рамках этого мероприятия встречу, семинар-совещание с бизнес-сообществом по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности. Поэтому, кому будет интересно, пожалуйста, присоединяйтесь. По крайней мере будут наши представители из таможенной службы Китая, которым можно будет в режиме видео-конференц-связи задавать вопросы.

Современные требования к антикоррупционному декларированию 2022

Федеральным законом от 31.07.2022 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в законодательство в сфере противодействия коррупции, которые вступают в силу с 01.01.2022.

Читайте также:  Упк Обнаружение Преступления В Процессе Судебного Заседания

Кроме того, цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также цифровая валюта признаны иностранными финансовыми инструментами, владеть и пользоваться которыми запрещено включенным в установленные перечни государственным служащим и иным категориям должностных лиц, а также их супругам.

Изменения в антикоррупционном законодательстве Российской Федерации

В связи с изданием Федерального закона от 24 февраля 2022 года № 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации» расширяется круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности.

Должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ теперь признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В статьях главы 23 и статье 304 УК РФ лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в пункте 1 примечаний к статье 285 УК РФ, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Антикоррупционное декларирование: как это работает

В повседневный лексикон россиян несколько лет назад достаточно прочно вошло понятие «декларирование доходов». Сегодня эта фраза воспринимается как, по сути, крайне важный и неотъемлемый элемент государственной кадровой политики. Декларирование доходов — обязательная часть управления персоналом как государственного, так и муниципального управления. В общепринятом понимании для обывателя, вышеупомянутый термин — не просто фактическое декларирование имеющихся доходов и расходов как таковое, а конкретно антикоррупционное декларирование.

Популярная сегодня в России система АИСА позволяет максимально оперативно проверить аффилированность работников компании, а также членов их семей на основе уже сформированного централизованного банка данных об имеющихся контрагентах, зафиксированных бенефициарах контрагентов и выписках из ЕГРЮЛ. При этом отмечается, что конфиденциальные и персональные данные в рамках данной системы будут полностью защищены в соответствии с законом 152-ФЗ. Они хранятся исключительно на серверах компании. Подробнее о том, как работает система — по ссылке на сайте: проверка сведений о доходах

Очень удобное новшество: создание и закрепление статусов за документами. Так как документооборот переходит в цифровой формат, это становится уместно. Заявитель сможет видеть, в каком состоянии находятся документы. Всего создано пять статусов: «действует», «архивный», «приостановлен», «отменен», «возобновлен».

Остальные изменения являются только уточнениями главного и касаются подробного описания взаимодействия заявителя и регистрирующего органа, в частности:
• перечень документов и сведения для регистрации;
• основания для отказа;
• внесение изменений;
• регистрация новой декларации.

В принципе, говорить о каких-то мега глобальных изменениях не стоит. Целесообразно отнестись к ним как к некоторому итогу опыта, наработанного в процессе длительной практики сертификации. Изменения всего лишь обобщают этот опыт и на его основе делают уточнения для облегчения работы данной системы.

Декларация о соответствии обязательно регистрируется сертификационными органами в соответствии с законодательством Таможенного союза. Другого способа регистрации не предусмотрено. В отличие от большинства других технических регламентов, указывающих, что декларация регистрируется в порядке, установленном ЕЭК.

В 2022 году в сфере сертификации грядут изменения. Уже точно известно, что будет изменен порядок регистрации деклараций соответствия. Приказ Министерством экономического развития был принят в конце июля этого года. В начале 2022 года вступает в законную силу.

  1. несоответствие сведение и электронных документов, выявленное средствами контроля Росаккредитации;
  2. несоблюдение требований к форме и содержанию документа;
  3. отсутствие в федеральных реестрах информации о заявителе, подавшем уведомление по Постановлению № 584;
  4. неполный комплект документов;
  5. подача декларации ненадлежащим лицом.

В содержании ДС, как и прежде, необходимо указать сведения о заявителе, наименование и признаки продукции, коды по ОКПД2 и ТН ВЭД, информацию об изготовителе. Также заявитель указывает ссылки на нормативные акты (ТР РФ или ЕАЭС), схему декларирования. Документами, которыми подтверждается безопасность декларируемого товара являются протоколы исследований (испытаний), а также дополнительные сведения — сертификаты на системы менеджмента, заключение об исследовании типа и т.д.

Подавать ДС по новому алгоритму будет нужно, если такие нормы предусмотрены техрегламентами РФ и ЕАЭС. В ТР может быть указано, что декларирование проводится исключительно органом по сертификации. В этом случае с документами нужно обращаться в аккредитованные органы.

Сведения по ДС и представленным документам будут проверяться средствами форматно-логистического, структурного и иного контроля. Более подробная информация об особенностях контроля пока не раскрыта. Уведомление об отказе в регистрации направляется заявителю в течение 1 рабочего дня.

С начала 2022 года начнет действовать Приказ МЭР № 478. Он вводит новый алгоритм регистрации деклараций (далее – ДС) на товары, если это требуется по техрегламентам РФ и ЕАЭС. Декларирование будет проводиться организациями и предпринимателями самостоятельно, путем направления документа в Росаккредитацию. Сведения о зарегистрированных ДС будут вноситься в реестр.

На уровне же российского законодательства вместо двух Приказов Министерства экономического развития №76 от 21 февраля 2012 года и №752 от 24 ноября 2014 года, определяющих порядок регистрации деклараций (евразийских и национальных), будет действовать вышеупомянутый Приказ №478 от 31 июля 2022 года 📄.

Отметим, что законодательные изменения происходят исключительно на российском национальном уровне. На уровне ЕАЭС по-прежнему и без изменений действуют Решения Коллегии ЕЭК №41 от 20 марта 2022 года и №293 от 25 декабря 2012 года, определяющие порядок регистрации деклараций и правила их оформления соответственно.

Теперь это делает только Федеральная служба по аккредитации и только с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций о соответствии. За редкими исключениями (о них в конце).

1 января 2022 года вступает в силу Приказ Минэкономразвития №478 от 31 июля 2022 года «Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка [ведения реестра]». Главное изменение — органы по сертификации лишаются возможности регистрировать декларации о соответствии в едином реестре.

Если предприниматель выпускает определенную группу изделий без разрешительного документа, подтверждающего соответствие продукции техническим регламентам или другим правовым актам, он может понести наказание: первый раз – штраф, второй – изъятие продукции.

Современные требования к антикоррупционному декларированию 2022

2) при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) в качестве «дохода» указывается сумма полученных доходов за налоговый период, которая подлежит указанию в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, независимо от объекта налогообложения. При этом служащий (работник) может представить пояснения по существу доходов от предпринимательской деятельности, полученных им или членами его семьи, и приложить их к справке;

Читайте также:  Тарифы Взяток У Налоговой Инспекции

13) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети (в случае наличия дохода от использования указанных объектов, соответствующие объекты необходимо указать в разделе 3.1 «Недвижимое имущество» в строке «Иное недвижимое имущество»);

65. Дополнительный «налоговый капитал» («бонус») в размере одного МРОТ (12 130 руб.), предоставленный физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2022 году специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», не подлежит отражению в разделе 1 справки.

4) в виде материальной выгоды, предусмотренной статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации. Например, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;

99. По общему правилу, предусмотренному пунктом 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации (например, квартиры), право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Так, например, если осуществлена передача объекта долевого строительства, но на отчетную дату такой объект не зарегистрирован в установленном порядке, то правовые основания для его отражения в настоящем подразделе раздела 3 справки отсутствуют. Вместе с тем такой объект подлежит указанию в подразделе 6.1 раздела 6 справки (аналогично в случае ввода объекта в эксплуатацию).

Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

Нельзя не упомянуть и о проблеме множественной ответственности за одно и то же коррупционное правонарушение. Существует много примеров, когда российские компании, провинившиеся за пределами РФ, сначала привлекали к ответственности по американскому антикоррупционному закону, а затем накладывали на них еще и уголовно-правовые санкции в рамках нашего законодательства. Топ-менеджеры таких компаний не только вынуждены были уплатить многомиллионные штрафы, но и получили реальные сроки заключения на родине.

Проблему неопределенности содержания ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции не устранили и Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). Они лишь детализировали некоторые положения ст. 13.3 и дали общее представление об антикоррупционных мерах в компании, но они не определили способы внедрения корпоративных политик.

Следует отметить, что при разработке антикоррупционной политики не стоит ограничиваться положениями пока еще далекого от совершенства национального регулирования, включая рекомендации Минтруда. Надлежит руководствоваться также принятыми в международной корпоративной практике стандартами антикоррупционного комплаенса. Они базируются на гораздо более детализированных требованиях FCPA и UK BA, изложенных в соответствующих методических рекомендациях (например, A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act). Кроме того, в случае необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в компании может быть уместна помощь внешнего консультанта.

  • Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
  • Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
  • Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами. Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
  • Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации. Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
  • При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
  • Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
  • Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов. Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
  • Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
  • Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений. Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
  • В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
  • Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
  • Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
  • В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
  • Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.

Подготовительный этап по обоим актам продлится до 15 марта 2022 г., а затем сформированные проекты будут вынесены на общественные обсуждения в рамках независимой антикоррупционной экспертизы. Тексты согласованных проектов утверждаются постановлением Правительства РФ.

Первый проект направлен на устранение пробелов законодательства в части порядка обязательного подтверждения соответствия продукции, подлежащей оформлению сертификата или декларации по нормам стандартов*. Предложено в статье 46 закона № 184-ФЗ абзац 2 пункта 3 изложить в новой редакции, где будет четко установлено, что сертификация или декларирование осуществляется органом по сертификации.

Принятие правок отразится на текущей ситуации дел по декларированию соответствия продукции. Вступление в силу с 1 января 2022 г. приказа Минэкономразвития № 478 от 31 июля 2022 г. определило новый порядок регистрации деклараций, в том числе декларации о соответствии нормам стандартов. Согласно требованиям из приказа, декларации о соответствии регистрируются самим заявителем в электронном сервисе ФГИС Росаккредитация, если иное не закреплено требованиями законодательства.

Второй проект разрабатывается в целях закрепления положений по порядку подтверждения компетентности эксперта-аудитора и требований к нему. В статье 26 федерального закона № 184-ФЗ планируется добавить новый пункт 2.3, где указать, что требования к экспертам-аудиторам устанавливаются Правительством РФ.

Отметим, что уже на текущей стадии каждый зарегистрированный пользователь может высказать свое мнение по предполагаемым изменениям и поставить положительную или отрицательную оценку. Для этого необходимо авторизоваться на самом портале или с через госуслуги.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус