Роль Философии В Профессиональной Деятельности Юриста

Вопрос ные функции философии

Философия является специфической формой духовной жизни общества, формой общественного сознания. Философия нацелена на изучение всеобщего качественносодержательного аспекта бытия и познания. Философия выступает в качестве мировоззренческой науки. Философия служит общетеоретическим ядром мировоззрения.

Результатом изучения философии и других гуманитарных наук должно стать умение обосновать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также умение применять полученные знания при решении профессиональных задач и организации межличностных отношений.

Понятие философии права

Актуальность работы заключается в том, что философия права является основополагающей наукой в формировании мировоззрения юристов и правоведов, а также является великим подспорьем в деятельности по управлению государством.

В философии права исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления, предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления.

Правовое бытие как объект философско-правового познания

Формирование правовой культуры современного российского общества требует переосмысления сложившейся системы ценностей, нравственно-правовых идеалов. Сегодня гуманитарные науки, и правовая наука в том числе, Могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания. Этот опыт нашел свое отражение и осмысление в русской философии права. Ее возрождение должно стать важной предпосылкой целенаправленного формирования правовой культуры личности и общества. Необходимость этого осознается как философами, так и юристами, причем последними даже в большей степени. В этом видится возможность преодоления десятилетиями господствовавших в нашей науке юридического позитивизма и догматизма, а также возрождения традиций отечественной юридической науки.

Философия права – философско-понятийное осмысление сущности права, его возникновения, связи с др. явлениями объективного духа, осмысления соизмеримости сформулированных и кодифицированных правовых положений с лежащими в их основе идеями и нравственными целями. В частности, философия права рассматривает право с логической, гносеологической, психологической, социологической и этической точек зрения. Различные по содержанию направления философии права объясняются различиями в мировоззрении, лежащем в их основе, и в том историческом состоянии права, с которым связано его философское осмысление. До настоящего времени важнейшими направлениями философии права были: естественное право, историческая правовая школа (Савиньи), неокантианское направление.

Роль философии в практической деятельности специалиста

Социальная философия содержит концепции философии истории, исследующей наиболее общие закономерности исторического процес­са в целом, философские концепции конкретных сфер и видов об­щественной жизнедеятельности (политики, права, науки, морали, искусства, культуры, религии, а также науки и техники, войны и мира; формируется, в частности, философия социальной работы).

Функции философии. Роль философии в практической деятельности человека проявляется в ее социаль­ных функциях – магистральных направлениях ее воздействия на созна­ние и поведение человека и общества при решении многообразных практических задач.

Место и роль философии в жизни человека, общества, деятельности юриста

Следует подчеркнуть, что определить и представить суть и содержание методологии вообще и философской методологии, в частности, непросто. Обусловлено это многими причинами. Так, до сих пор само понимание методологии остается предметом теоретических споров ученых как в области философии, так и в сфере естественных, технических, гуманитарных и социальных наук.

  • 2. Есть достаточно обоснованные утверждения, согласно которым существуют два уровня методологии: общенаучная и философская. В содержание общенаучной методологии входят методы и принципы конкретных научных теорий, выполняющих функции, соответствующие тем, которые обязана выполнять методология. Философский уровень методологии — это философия в целом, ее методы, принципы. Правда, вопрос о конкретных формах генетической и структурной связи между философским и другими уровнями методологии остается открытым до сих пор, хотя не опровергнуто и не обосновано суждение, что такая связь отражена в контексте отношений категорий «общее, особенное, единичное».
  • 3. Неоднозначно, расплывчато трактуются сегодня учеными предмет методологии, ее задачи. Одни отдают ей предпочтение в выборе перспектив и возможностей развития знаний, стратегии и оптимальных путей развития познания, в исследовании методов и форм познания. Другие полагают, что в состав методологии входит следующий перечень задач: выявление средств эмпирического познания; исследование содержания отдельных понятий частных наук и возникающих при этом познавательных ситуаций; изучение основных типов и механизмов познавательной деятельности; объяснение и предвидение; раскрытие общих приемов научного исследования; выявление природы, структуры и функций научной теории, закономерностей ее формирования и развития. Третьи под задачами методологии понимают совсем не рефлексию по отношению к науке, своего рода теоретическое самопознание науки. Их позиция заключается в утверждении: «Методы становятся общими характеристиками конкретно-исторического субъекта научного познания в его взаимодействии с объективной реальностью».
  • 4. Не вносит ясности в вопрос о сути методологии и попытка ряда ученых как-то конкретизировать виды и тины методологий по такому критерию, как содержание и направленность социальной деятельности. Конечно (и это надо признать), такой подход реально показывает прикладную значимость методологии, ее связь с жизнью и обусловленность ею, но не более того. Очевидно, что методология в силу своей природы не может не быть связанной с практикой. Способ и характер познавательных и практических действий не могут быть произвольными. Следовательно, вполне оправданно выделять методологию практики и методологию духовной деятельности.
Читайте также:  Прожиточный Минимум В Московской Области В 2022

Значение логики в профессиональной деятельности

Логика — наука о формах и законах правильного мышления. Понятие интуитивной логики, зачем она нужна и ее роль в нашей жизни. Применение логических законов, не подозревая об их существовании. Традиционная и современная логика, основные этапы их истории.

Зaкoн пpoтивopeчия вырaжaeт oднy из caмыx cyщecтвeнныx ocoбeннocтeй лoгичecкoгo мышлeния — нeпpoтивopeчивocть. Oн coдepжит в ceбe зaпpeщeниe мыcлить и paccyждaть пpoтивopeчивo, квaлифициpyeт пpoтивopeчиe кaк cepьeзнyю лorичecкyю oшибкy, нecoвмecтимyю c лoгичecким мышлeниeм. Oбычнo лoгичecкoe пpoтивopeчиe cocтoит из тpex cтpyктypныx элeмeнтoв: нeкoтopoгo cyждeния, ero oтpицaния и пoкaзaтeля иx coиcтиннocти.

Нужна ли философия современному юристу

Не лучше ли современному юристу воспользоваться хорошо разработанной философской методологией, чем тратить силы и время на пустые новации? Хорошо известно, что философия усиливает творческий потенциал специалиста, профессионала, способствует развитию его творческих возможностей — способность человека к обобщениям самого высокого порядка, к диалектической гибкости мышления, развивает интуицию, образное мышление. Для любого творческого процесса и решения сложных задач необходимы воображение, интуиция, гибкость мышления, фантазия. Если посмотреть биографии ученых, которые внесли существенный вклад в науку, то все они (будь то физики, химики, биологи, юристы) увлекались философией (некоторые становились профессионалами и в философии, например такие юристы, как И. Ильин, П. Сорокин и другие). Именно философия развивает и воспитывает такие драгоценные для исследователя качества, как целостное восприятие действительности, ассоциативное, гибкое, объемное (а не линейное) мышление, которые служат надежной гарантией против рассудочного окостенения и «склероза» мысли» . Философия помогает формировать культуру мышления, искусство принятия решений на основе внутреннего убеждения, которые так необходимы любому специалисту, особенно юристу . Ученый, специалист, оторванный от культуры и философии, не способен рождать новые идеи. ——————————— Волков Г. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. С. 22. О внутреннем убеждении как синтезе логики и интуиции, знаний и эмоций хорошо писали юристы. Например, о внутреннем убеждении у следователя, которое должно опираться на совокупность всесторонне, полно и объективно рассмотренных доказательств и сопровождаться уверенностью, отсутствием сомнений в принятых решениях и выполненных действиях. См.: Ратинов А. Р. Судебная психология для следователя. М., 1981; Гранат Н. Л., Ратинов А. Р. Решение следственных задач. М., 1978; Карпец И. Эмоции и закон. Сыск. Записки начальника уголовного розыска. М., 1994; и др.

Другие философы считают, что есть две философии — научная философия и созерцательная (как поток сознания любомудрствующего философа, ученого). Научная философия опирается, как мы говорили, на научные достижения той или иной эпохи, является плодом коллективного, многовекового труда ученых; она дает не готовые решения, а решения, которые опираются на достигнутый уровень знаний, на понимание вечных проблем каждым отдельным субъектом познания. Немецкий философ Э. Гуссерль призывал представителей миросозерцательной философии отказаться от притязаний считать ее наукой и в то же время не «тормозить прогресс научной философии». Вспомним притчу о слепых, которых подвели к слону, и каждый из них, потрогав часть слона, сказал: слон — это змея (хвост), это столб (нога) и т. п. Философия — это сложное явление: это и любовь к мудрости, и наука, и искусство, и умонастроение, и образ жизни. Сложность феномена философии требует творческого подхода к ее преподаванию. Во-первых, рассмотрение специфики философских проблем и феномена «философская проблема науки» говорит о том, что философское знание по своему характеру неодинаково: имеется фундаментальный тип знания, направленный на разработку всеобщих принципов, форм и методов познания, и прикладное философское знание, главной задачей которого является помощь частным наукам и совершенствование практической деятельности людей. Во-вторых, чтобы рассуждать не на уровне обыденного сознания, а на научно-философском, мыслить самостоятельно, аргументированно, творчески, необходимо по крайней мере подняться до философских обобщений, научиться применять категориальный аппарат философии (этому студентов надо учить). В-третьих, если философ-преподаватель может дать готовые решения на те или иные вечные проблемы, исходя из современных научных знаний, то надо их дать студенту (с учетом того, что истина всегда конкретна) — именно в этом задача образования. В-четвертых, не со всякими студентами можно «мудрствовать». Среди студентов есть достаточно начитанные, с хорошей речью, ориентированные на расширение культурно-мировоззренческого кругозора, с потребностью к самопознанию; есть поверхностно образованные любители «блеснуть» или поставить преподавателя в затруднительное положение репликой или вопросом; есть малообразованные, но стремящиеся к совершенствованию; есть неуверенные «молчуны», но обучаемые; есть и малообразованные циники, и студент-прагматик, конформист, и такие, которые пришли получить «корочку». Поэтому и преподавать философию следует по-разному. Для одних (большинства) — как учебную дисциплину, других привлекать к самостоятельной работе в кружках, на конференциях, для третьих вводить авторские, проблемные курсы. Преобразования в образовательной системе Российского государства должны осуществляться с учетом мировых тенденций. Но, как показывают опросы руководителей и соответствующих организаций, занятых трудоустройством молодых специалистов, большинство требований к специалистам связаны с интеллектуальными и личностными качествами последних. От претендента на то или иное рабочее место требуется, чтобы он мог видеть проблемы и решать их, правильно оценивать информацию, мог проанализировать причины и следствия возникающих проблемных ситуаций и находить нестандартные решения. Он должен быть коммуникативным и способным к пониманию чужих проблем, адаптивным к новым ситуациям и т. д. Но именно этому, как мы показали, учит философия. Значительное внимание обращается на способность человека изменять свои умения, что позволяет менять профессию или переходить от одной сферы деятельности к другой. Предполагается, что в «информационном обществе», «обществе знаний», в предполагаемом обществе «цивилизованного рынка» человек 3 — 4 раза меняет карьеру, 5 — 6 раз — виды профессиональной деятельности. Но если в течение одной жизни 3 — 4 раза получать базовое специальное образование, то на это уйдет треть активной жизни человека. Поэтому необходимо готовить специалиста достаточно широкого профиля (чтобы знал много об одном и немного обо всем), способного к самообразованию, самовоспитанию. Студенческие годы — важнейший этап жизни человека, специалиста, в которые он приобретает основополагающие знания, жизненные навыки и умения. Под общекультурным развитием личности студента в процессе его социализации понимается не просто знакомство с основами гуманитарных наук, культурой и искусством, а раскрытие человеческого содержания этих наук, их нравственно-эмоциональных аспектов, способствующих выработке потребности в широкой эрудиции, оригинальности мышления, знаниях из многих других отраслей науки и культуры. Итак, ценность философии при подготовке профессионалов-специалистов — не в ее непосредственной практической ценности. Она опосредована наукой и культурой эпохи. Но если установка на узкую специализацию будет продолжаться, то это значит, что в будущей России к власти могут прийти некомпетентные, малообразованные люди, но уверенные, что за деньги все можно купить и продать. Общество понесет в этом случае большие экономические, социально-психологические и нравственные потери. Сегодня, в эпоху небывалого преобладания материального над идеальным, потребительства над созиданием, должно быть усилено внимание к идейно-мировоззренческой и духовно-нравственной составляющей личности специалиста. Национальную, объединяющую идею нельзя придумать, найти, экспортировать, навязать. Она складывается как резюме, итог, квинтэссенция исторического развития того или иного народа, общества. Как сказал И. Ильин, «возраст национальной идеи есть возраст самой России. Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет назад от христианства: осуществлять свою национальную земную культуру, проникнутую духом любви и созерцания, свободы и предметности. Русский ученый призван насыщать свое наблюдение и свою мысль живым созерцанием, — и в естествознании, и в высшей математике, и в истории, и в юриспруденции, и в экономике, и в филологии, и в медицине. Рассудочная наука… бессильна подняться к созерцанию целого… Русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности, от релятивизма и сервилизма… России необходим новый государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточенные и утомленные сердца, чтобы сердца по-новому прикрепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти с уважением и доверием…» . ——————————— Ильин И. О русской идее // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948 — 1954 годов. В 2 т. Т. 1. М.: МП «Рарог», 1992. С. 330 — 331.

Читайте также:  Прожиточный Минимум В Башкирии На 2022 Год

Повышение оригинальности

Деятельность – целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе познания и направленное на её преобразование для удовлетворения потребностей человека.
Профессиональная деятельность юриста – целенаправленные действия (поведение) юриста – профессионала по решению юридических дел, осуществляемые на основе норм процессуального права и направленные на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве.
В юридической деятельности и через юридическую деятельность проявляются основные закономерности функционирования юридической практики. Юридическая деятельность – основа юридической практики.
Профессиональная деятельность юриста в большинстве своем протекает в рамках правовой формы деятельности государства: правоприменительной, правоохранительной и др. , исходной единицей которой является юридическое дело. Поэтому юридическая суть профессиональной деятельности юриста та же, что и правовой формы деятельности государства: она всегда связана с нормами права, основана на законе и имеет юридические последствия.
Типовые элементы профессиональной деятельности юриста:
— правовая оценка представленных или найденных фактов.
— программирование поиска, проверки, оценки фактической информации.
— поиск правовой информации.
— подбор правовых норм, получение юридического вывода.
— ведение в правовых рамках переговоров, выступление в судах и других органах, посредничество для решения конфликтов.
— подготовка и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработка и обоснование позиций.
— контроль за процессом и результатом чьей-либо деятельности.
Деятельность юриста представляет собой труд, требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности, а также затрат энергии времени. Работа юриста состоит в повседневной затрате усилий: поиск правового материала, его чтение, обработка, учет возможностей замечаний коллег, непонимание клиента – невинное или умышленное, необходимые поездки для получения материалов в постороннем учреждении и др.
Деятельность проявляется, как правило, в действиях – целенапрвленных, планируемых. Сами действия требуют навыков, умения, приёмов, подготовки технической оснащенности и овладения ею, т.е. профессиональной образованности, профессионализма. Разумеется, деятельность следователя и юрисконсульта разнятся между собой. Однако и та, и другая сторона является юридической, профессиональной. Все виды деятельности имеют общие черты, определяемые общностью права, его единством, взаимозависимостью принимаемых решений в результате разбирательства юридического дела.
Профессиональной юридической деятельности присущи следующие качественные черты:
— формально – определённый характер выполняемой юридической работы.
— наличие пределов свободы выбора методов работы.
— степень творческой самостоятельности при решении правовых задач;
— подконтрольный характер деятельности;
— уровень риска;
— доступность информации и информационная насыщенность выполняемой работы;
— темп выполнения работы, её непрерывность;
— степень ответственности;
— сложность использования технических средств;
— возможная конфликтность деятельности и др.

Ведение
Глава 1. Понятие профессиональной деятельности юриста
Глава 2. Основные черты профессиональной деятельности юриста
Глава 3. Виды юридической работы и юридические специальности.
Заключение
Список используемых источников и литературы

Как философия может пригодиться юристу

Здесь нужно определенное воспитание мысли, способность ориентироваться в сложных интеллектуальных схемах – философия и теория права в этом плане очень многое могут дать студенту, будущему юристу.Как практикующий юрист – а я несколько лет работаю ведущим юристом в аудиторской компании, до этого работал в прокуратуре, в юридических фирмах, на предприятиях – я в этом уверен. — Как Вы сказали, все же существует определенное негативное отношение к теории права в преподавании и в правовой науке. Отзывы студентов о преподавании нового курса “философия” Но это, на мой взгляд, как раз наименее существенно, потому что относится к частностям.

Но сейчас ситуация изменилась, изменилось само право, а это требует и изменения нашего отношения к теории права. В тех сложных юридических вопросах, которые мы обозначили ранее, этатистский позитивизм не приносит никакой пользы. В западной правовой науке он полностью изжил себя и преодолен еще в середине прошлого века. Поскольку у нас строится новая система права, основанная на новых регулятивных принципах, нам сегодня нужны более адекватные теории, новые подходы к юридическому образованию. — Какие из этих теорий Вы можете назвать? — В современной правовой науке существует множество подходов к пониманию права, среди которых традиционно наиболее заметными являются естественно-правовой и позитивистский. В рамках наиболее древнего, естественно-правового подхода (от Платона и Аристотеля до Канта и Гегеля) право понималось как система вечных и неизменных истин.

Читайте также:  Уплата Госпошлины При Подаче Новой Редакции Устава

Применение философии в профессии юриста

Если основополагающими фактами права считаются официальные предписания и сформулированные в них нормы, то речь идет о нормативистском позитивизме.
Типичные представители этого направления – Дж. Остин и Г.

Однако критическое отношение личности к существующему правопорядку не имеет ничего общего с пренебрежительным отношением к существующему законодательству, а тем более к нарушению существующих законов. Отсюда можно сделать вывод, что право как сфера человеческой деятельности тесно связано с философией.

ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие психические процессы –ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции – рассматриваются как особые формы действий

Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (напр, более высокая или низкая температура). Накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деят-сть органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека, В жизни восприятие окружающих предметов — динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным. Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юр психология может использовать положения инженерной психологии.

Роль юриста в обществе

Субъектом юридической этики является специалист, непосредственно реализующий в профессиональной практике свое отношение к законотворческой и правоприменительной институциональной деятельности. Закон может быть использован по-разному: это относится не к закону, а к юристу, который по-своему его толкует и применяет.

Юридическая этика — меняющееся значение. Его изменения определяются прежде всего изменениями самого человека, его, взглядов, а также особенностями и предметом юридической профессии, поэтому важно в процессе обучения обращать внимание на этические аспекты.

Основные правовые понятия (право, система права, Закон, источники права, юрист)

В зависимости от содержания юридической работы, сферы ее применения, форм и методов ведения она делится на соответствующие виды. К основным видам относятся: правосудие, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность), совершения нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях в учреждениях и организациях. Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно.

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.

ВВЕДЕНИЕ (о философской культуре юриста)

Аксиологическая культура юриста базируется на необходимости ценностного анализа социальной и правовой реальности, ведь при выборе и реализации профессиональных целей человек ориентируется на ценности, идеалы и нормы. К безусловным достижениям человечества относятся и сущностные характеристики права: свобода, равенство и справедливость, понимание и содержание которых порой менялось и трансформировалось в истории философской и правовой мысли. Аксиологическая культура современного юриста глубоко связана с правовой этикой, что предполагает осмысление ключевых проблем философии морали. Юрист служит закону и тем самым служит обществу.

Сложный характер правового мышления специалиста предполагает комплексный подход к его формированию, что подразумевает тесную взаимосвязь всех изучаемых общественных, юридических и специальных дисциплин, единство теоретического осмысления научных данных и социальной практики, органической связи социальной теории с современными проблемами правоохранительной и таможенной практики.

Философия профессиональной деятельности

Исследование закономерностей функционирования окружающего мира. Тенденции становления и развития инженерной деятельности. Анализ различий художественного, практического и научного стилей мышления. Использование графических средств для выражения идей.

Многовариантность употребления термина «философия». Понятие мировоззрения и его важная функция. Субъектно–объектная направленность ценностного сознания. Специфика философии как профессиональной области деятельности философов по отношению к мировоззрению.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус