Франкское Право Кратко

Государство и право франков

Семейное право. Салическая правда не указывает на порядок заключения брака. Однако анализ ст. 3 ХХV главы позволяет сделать вывод о том, что брак без согласия родителей не заключался. Браки свободных с рабами не одобрялись, в противном случае они теряли свободу. Семейное право франков характеризуется господством мужа над женой, отца над детьми. Однако следует отметить, что власть мужа и отца у них не была такой неограниченной, как в Древнем Риме. Его власть над сыновьями прекращалась с достижением ими совершеннолетия (12 лет). Относительно дочерей он сохранял свою власть до вступления их в брак. Специфическим являлось положение жены, которая находилась под опекой мужа. Развод для нее признавался недопустимым. Если же муж решил развестись с женой, которая не была уличена в прелюбодеянии, а также в совершении преступления, он должен был оставить ей и детям все имущество. При заключении брака жених выделял невесте определенное имущество – в размере ее приданого, обычно в него входило движимое имущество (скот, оружие, деньги). Позднее в качестве приданого передавалась и недвижимость. Поэтому в случае смерти мужа в руках вдов иногда оказывалось значительное имущество. Поэтому было установлено, что лицо, вступившее в брак с вдовой, должно было предварительно уплатить родным первого мужа сумму в размере трех солидов и одного динария. Эта плата вносилась ближайшему родственнику первого мужа. Если его не оказывалось, она поступала в королевскую казну.

Франкское государство просуществовало свыше трех с половиной столетий. Имеются разные подходы к периодизации истории франкского государства. В. Г. Графский, например, в своем учебнике приводит хронологию Стефана Любека, в которой выделяются: шестой, седьмой и восьмой века.

Франкское Право Кратко

В период абсолютной монархии при Людовике ХIV было запрещено выявлять в судах обычаи путем опроса знающих людей и всякое изменение обычаев или введение новых обычаев могло иметь только по указу короля. Известны несколько сборников обычаев , составленных в неофициальном порядке. В 1389 г. бальи Жак Д.Аблейг составил «Большой сборник обычаев Франции». Так, королевский бальи и сенешал Филипп Бомануар составил «Кутюмы Бовези», охватывавшие обычаи сенешалов Франции.

Развитие уголовного права Англии происходило под воздействием статутов, так и судебной практики королевских судов. Например, Нортгемптонская ассиза содержит перечень наиболее тяжких преступлений: тайное убийство, грабеж, разбой, укрывательство и др.

Государство франков кратко

После смерти Хлодвига (511) у него осталось четыре сына, которые разделили наследство своего отца на четыре удела, так как в это время у франков еще не выработалось настоящего понимания того, что такое государство в отличие от частного имения. Хотя младшему из сыновей Хлодвига (Хлотарю I) и удалось снова соединить все королевство под своею властью, но после него оно опять распалось. Уже при сыновьях Хлодвига между отдельными Меровингами происходили ссоры и междоусобия, отличавшиеся крайнею разнузданностью и жестокостью нравов[1].

На занятой территории действовала двойная система законов. «Римское» население жило по римскому праву, его положение отличалось от прежнего лишь отсутствием налогов, которые не собирали пришельцы, и государственных повинностей — подводной, по ремонту дорог, мостов и т. д. «Варвары» жили по своим собственным правилам — в соответствии с обычным правом. Церковь пыталась как-то регулировать это положение, но оно было крайне аморфным, а большинство «варварских» королевств — непрочными.

Возникновение Франкского королевства

Хлодвиг вел свой род от прославленного вождя франков Меровея. Поэтому короли основанной Хлодвигом династии стали называться Меровингами. Все они, в отличие от простых франков, носили длинные волосы, так как по семейному поверью в них была заключена особая магическая сила. Поэтому за Меровингами закрепилось прозвище «длинноволосых королей».

Франки были мужественными и бесстрашными воинами. Современники говорили про них, что если франк не может победить в бою, то он скорее погибнет, чем покажет врагу спину. Вождь франков Хлодвиг (486—511) сумел объединить эти воинственные племена и стал их королем. В 486 году он покорил земли бывшей римской провинции Галлии и основал здесь свое королевство.

Тема 4: Краткий конспект лекции по теме: «Государство и право франков»

Салический закон закреплял состязательный судебный процесс. Он начинался на основании частного иска. Истец самостоятельно формулировал суть обвинения. Вызов в суд ответчика и свидетелей, а также поиск доказательств являлись обязанностью истца. Неявка в суд одной из сторон или свидетелей наказывались штрафом (уважительной причиной считалась королевская служба). Не допускалось представительство сторон. Ответчик должен был лично выразить свои возражения. Процесс носил обвинительный характер, то есть ответчик считался виновным, пока не докажет обратное. Судебный процесс мог быть прекращен на любой стадии путем заключения добровольного соглашения между сторонами.

К VII в. законодательная власть короля стала практически неограниченной. Наиболее опасные преступления находились в юрисдикции королевского совета. Основная часть судебных дел рассматривалась в «судах сотни» под руководством выборного председателя — тунгина и судей — рахинбургов. Свободные и полноправные жители сотни были обязаны присутствовать на суде.

Государство и право франков

В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати — укреплённые замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.

— дворцовый граф, или пфальцграф, — сначала наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции (руководил судебными поединками, исполнением приговоров), затем возглавил дворцовый суд;

Право Франков

Первые франкские кодификации права представляли собой записи обычного права. Наиболее известной среди них стала Салическая правда, составленная в 507—511 гг. Первоначальный ее текст не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате сохранилось несколько его вари антов. Салическая правда не содержала систематически изложенных правовых норм. Она характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, казуистичностью и формализмом. Как и в других «варварских правдах», форма норм Салической правды была предметно-наглядной и соответствовала конкретно-образному правосознанию франков, чуждых языку юридических абстракций. Обычаи, являвшиеся продуктом народного (общинного) творчества, основывались на таких понятиях, как честь, клятва, возмездие, примирение (и его цена), коллективная ответственность и пр. Для Салической правды свойственно также подробное описание различных процедур и ритуальных действий. Нарушение требований, относящихся к детально разработанной процедуре, включающей в себя произнесение определенных слов, использование предметов-символов (например, горсть земли при коллективной выплате вергельда, сломанные ветки «мерой в локоть» при отказе от родства и т.д.), могло свести на нет действие самой нормы права. Салическая правдa несет на себе печать общинных отношений. Ее нормы не отделяют личность от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежностью к роду, общине, большой семье. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, рода, семьи оставалось одним из самых тяжких наказаний. Даже ответственность за то или иное правонарушение возлагалась не только на конкретного человека, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал. Франки стремились сохранить свою племенную общность перед лицом реальной угрозы ее крушения. Право у них было средством удержания людей вместе, средством примирения. Салическая правда, отражавшая наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, еще не знала однозначного понятия собственности. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» в отличие от термина «чужой». Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Со всеми подробностями разбирались в судебнике случаи
кражи крупного и мелкого рогатого скота, собак, голубей, пчел, свиней. Скотоводство играло ведущую роль в хозяйстве франков. Скот, являясь неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Так, два-три солида1 у франков стоила здоровая корова. Салическая правда дает нам представление о процессе развития права собственности на землю. Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки и периодически делилась между общинниками. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля оставалась в общине. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота также находились в совместном пользовании общины. По Салической правде франк имел в собственности приусадебный участок, дом. Община состояла из больших семей, состоявших в родственных связях. Состоятельные семьи имели в качестве домашних слуг рабов и полусвободных ремесленников (кузнецов, конюхов, свинопасов, виноградарей). Салическая правда упоминает аллоды — участки земли, еще не ставшие объектом частной собственности, принадлежавшие владельцам, которые, судя по всему, вышли из общины. Скорее всего, аллоды могли переходить по наследству. В условиях раннефеодального государства собственность на землю была как бы расщепленной. Право пользования землей принадлежало вассалу, собственность — сеньору. Феодальная собственность предполагала внеэкономическое принуждение. Земельная собственность была атрибутом и следствием высшей военной и судебной власти. О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые еще остаются в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая штраф в 3 солида за проезд по чужому полю, за запашку чужого поля — штраф в 15 солидов, за посев на чужом
поле — в 45 солидов. Если же посторонний человек вступал на участок общинного луга, это не считалось преступлением. Обязательственное право у франков не получило значительного развития. Франкскому обществу было свойственно мелкокрестьянское натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения были развиты слабо. Упоминаются такие виды сделок, как продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательства влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Салическая правда знает и обязательства из причинения вреда. Чаще всего они возникали в результате совершения преступления. В Салической правде отсутствуют указания на общие условия действительности договоров. При этом подразумевается свободное волеизъявление сторон при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путем бросания другому лицу «в полу стебля» или, как известно по другим источникам, передачи двери при продаже дома и пр. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял ее, в противном случае он мог быть объявлен вором. Салическая правда регулировала и брачно-семейные отношения. Семья у франков носила патриархальный характер. В семью наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жены. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью. Но власть отца по Салической правде не была столь широка, как, например, в Риме. Она напоминала скорее строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет. Браку предшествовал сговор между семьями жениха и невесты. Он заключался в форме покупки женихом невесты. Через покупку муж приобретал власть над женой. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование уже законного брака, объявление лица вне закона, существование близкого кровного родства, несвободное состояние человека. Жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар, которым владела женщина. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Увод чужой невесты влек за собой возмещение ущерба жениху, равное 15 солидам, увод чужой жены грозил штрафом в 200 солидов. Незамужняя женщина у франков пользовалась некоторой самостоятельностью. Так, источники не содержат каких-либо данных об опеке вдов со стороны старших родичей — мужчин. Салическая правда указывает на определенное ущемление прав вдов. Они не могли, например, вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты определенной суммы родственникам умершего мужа. В судебнике содержатся и нормы наследственного права. Салической правде было известно наследование по закону. По наследству могло переходить как движимое, так и недвижимое имущество. Движимое имущество наследовалось в порядке очередности. К первой очереди относились дети. Земля же переходила только к сыновьям. В этом проявлялось стремление сохранить ее в данном роде. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично на народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу. Значительное внимание в Салической правде уделено преступленям и наказаниям. Из статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира». Все упоминаемые преступления можно свести к четырем видам: преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др.); преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); нарушение предписаний короля. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Вместе с тем в Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию «преступления против государства» (например, должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие»). Содержатся в Салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» влекло за собой штраф. Упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Рассматривая наказания, предусмотренные Салической правдой, следует отметить четко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами (вергельдами) всех старых наказаний родового строя. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Взамен кровной мести был установлен выкуп. Его размер зависел от тяжести совершенного преступления, национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким. Он делился на три части, которые распределялись между семьей убитого, родственниками со стороны его отца и матери и казной. Специальные разделы судебника определяют наказания за кражу свиней, рогатого скота, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди. Салическая правда предусматривает крупные штрафы за убийство, телесные повреждения, в ней подробно перечисляются и различные виды побоев, оскорблений словом или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 солидов. 200 солидов следовало уплатить за кастрацию человека, 100 — за ряд увечий, нанесенных одновременно, и за повреждение языка, лишившее человека способности говорить. В перечне телесных повреждений упоминаются и выбитый глаз, и оторванное ухо, и различные оторванные пальцы. Например, за палец, «которым натягивают лук», присуждался штраф в 35 солидов, а за четвертый палец — только 9. Сумма штрафов за оскорбление словом или действием зависела от ряда обстоятельств: от социального положения сторон, от тяжести оскорбления в понимании франков. Вергельд за убийство раба составлял 35 солидов и шел его хозяину. За убийство полусвободного франка выплачивалось 100 солидов, свободного — 200, графа, королевского чиновника, слуги, если он был даже римлянином, — 300, чиновника короля — 600 солидов. За убийство графа скопищем, в походе, при исполнении служебных обязанностей вергельд утраивался.

Читайте также:  Пример Заполнения Декларации 3 Ндфл За 2022 Год За Проценты По Ипотеке

Салическая правда знает преступления, порочащие достоинство франка. Так, назвавший человека уродом или зайцем должен был заплатить 3 солида, доносчиком или лжецом — 15 солидов. Такое же наказание грозило за лжесвидетельство. Статьи Салической правды охраняют и защищают жизнь и достоинство женщины. Кража чужой жены влекла выплату штрафа в 200 солидов. «Кто схватит свободную женщину за руку, кисть или палец», должен был бы уплатить 15 солидов, «кто облыжно назовет свободную женщину блудницей» — 45 солидов. За побои беременной женщины, повлекшие смерть, выплачивалось 700 солидов, за убийство женщины — 600. Данные нормы свидетельствуют о том, что женщины занимали достаточно высокое положение1. Штраф должен был предотвратить самосуд и затяжные распри. Некоторые статьи Салической правды прямо пресекали самосуд, например, наказывались попытки самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю, отобрать свое животное у владельца без суда и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона. Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему. Салическая правда, как и Русская правда, изначально не упоминала смертную казнь. Однако в другом памятнике, Саксонской правде (начало IX в.), со ссылкой на закон франков смертная казнь предусматривалась не только за участие в заговоре против короля, но и за замысел его убийства. Смертная казнь через повешение, колесование по Салической правде применялась в качестве наказания в основном к рабам. За преступления, совершенные свободными, она прямо предписывалась лишь в редких случаях, например при поджоге и неявке после вызова в суд без уважительных причин. Салическая правда содержала зачаточные представления о таких понятиях, как формы вины (умысел и неосторожность), покушение на преступление, соучастие, обстоятельства, отягчающие или смягчающие вину. Так, при небрежном причинении франком вреда животному другого франка следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обстоятельством, смягчающим вину, служило признание провинившегося. Вред, причиненный «по вражде или коварству», влек за собой более высокий штраф. В то же время Салическая правда знала ответственность без вины, когда, например, «скопом» наказывались все присутствовавшие на месте насилия над женщиной. Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекатель наказывался строже, чем исполнитель преступления. Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести — нападение на спящего, женщину, ребенка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 солидов, в то время как открытое нападение на свободного франка с целью ограбления — в 63. Вместе с тем Салическая правда сохранила некоторые обычаи, традиции родового строя. Так, община отвечала за убийство, совершенное на ее территории. Общинник привлекался к уплате штрафа за правонарушение своего сородича. В то же время франк не был кабально связан с общиной. Он имел право отказаться от родства, выйти из общины. Для этого требовалось на заседании судей сломать над головой три ветки мерой в локоть и, разбросав их в четыре стороны, заявить о своем отказе от помощи сородичей. Основное содержание Салической правды составляют нормы, посвященные судебному процессу. Судебная власть осуществлялась коллегиями, состоявшими из семи избранных народом заседателей (рахинбургеров). С усилением королевской власти функции председателей судебных собраний (тунгинов) перешли к графам. На смену рахинбургеров приходят лица, назначенные властями (скабины). Существовали также церковные и сеньориальные суды. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля. Судебный процесс у франков, как и у других народов, носил состязательный характер. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Старинный обычай требовал, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе, как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежали формулирование обвинения и поддержание обвинения, представление доказательств. Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей также являлись обязанностями потерпевшего. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общественный интерес (измена, бегство с поля боя и т.д.). Виновные в таких преступлениях наказывались по инициативе властей. Предварительное расследование не проводилось. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось, родич не давал показания против родича, а человек, принадлежавший к враждебному роду, не мог свидетельствовать в пользу противника. Когда не удавалось добиться признания обвиняемого, судьи апеллировали к Богу. В этом сказывались, с одной стороны, бессилие, неспособность суда установить истину «земными средствами» и с другой — вынесенное из прошлой (дохристианской) эпохи убеждение, что знающий правду Бог укажет на виновного, не прямо, а косвенно, каким-нибудь знаком, который надо разгадать. Фактически действовал известный по предшествующей эпохе ордалий «суд божий», состоящий в испытании. Наиболее распространенными способами ордалия в праве франкских народов были испытания водой, железом, огнем. При испытании водой связанного обвиняемого бросали в реку. Если он тонул, то признавался невиновным. Считалось, что вода как чистая стихия не принимает виновного. Другое испытание состояло в том, чтобы достать из котелка с кипятком какой-нибудь предмет, часто кольцо. Сходным видом ордалии являлось испытание железом. Взяв в руки раскаленный кусок железа, следовало сделать с ним несколько шагов. В обоих случаях руку, поврежденную испытанием, смазывали жиром, бинтовали и давали заживать. Через несколько дней «сведущие люди» осматривали ее. Если рубцы заживали хорошо, человек считался невиновным. От испытания котелком можно было откупиться, сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Важная роль правового ритуала была связана с самим характером судопроизводства, не знавшего еще сложившегося порядка публичной, государственной защиты жизни и интересов отдельной личности. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, на святых мощах, испытание крестом. Салическая правда предписывала штраф за неявку ответчика или свидетеля в суд без уважительных причин (12 солидов). К числу уважительных причин относились королевская служба, болезнь, смерть родственников, пожар в доме. Судья устанавливал срок явки свидетеля в суд. Несогласие ответчика со свидетелем могло привести к поединку между ними. Лжесвидетельство сурово наказывалось, так же как отказ свидетеля давать показания. Такие свидетели объявлялись вне закона и штрафовались. При отсутствии свидетелей, если не было «верных улик», привлекались соприсяжные — родственники, соседи, друзья, которые должны были оказывать поддержку в суде одной из сторон. Число соприсяжников различалось в зависимости от важности дела. Соприсяжник не считался свидетелем, в его задачу входило одно — удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Соприсяжники являлись «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным. С ускоряющимся распадом родовых связей и обеднением крестьянам, в отличие от их знатных сеньоров, окруженных вассалами и дружиной, все труднее становилось прибегать к помощи соприсяжников.

Читайте также:  Госпошлина за куплюпродажу квартиры 2022

Франкское Право Кратко

Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления -традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Страна была разбита на округа во главе с королевским чиновником (графом). Он осуществлял административную, судебную и военную власть во вверенном округе.

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Франкское Право Кратко

Основные черты развития. Главной чертой развития франкского общества являлось возникновение и развитие феодализма в его недрах. Новые отношения возникли в обеих социально-этнических группах — франкской и галло-римской. Каждая из них имела свой основной район расселения (франкский Север и галло-римский Юг; условным рубежом между Севером и Югом была река Луара). Но формирование феодальных отношений у франков и галло-римлян было далеко не одинаковым, в первую очередь потому, что оно начиналось с разных исходных рубежей: франки вступали в эпоху феодализма в процессе первобытно-общинного строя, галло-римля-не — в ходе распада рабовладельческого общества.

Суть реформы сводилась к следующему. Был отменен прежний порядок дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, которые Карл Мартелл конфисковал у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание — бенефиций (от лат. — «благодеяние»). Держатель бенефиция был обязан нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Но при всех обстоятельствах бенефициарий до достижения определенного возраста должен был участвовать в качестве тяжеловооруженного воина (рыцаря), экипировавшегося на свои средства. Отказ от службы лишал права на бенефиций.

Читайте также:  Облагается Ли Налогом Дарственная На Квартиру Между Родственниками

Франкское государство и право

Наиболее сильными из княжеских династий считались Меровинги, правившие у салических франков. Третий представитель Меровингов – Хлодвиг (481–511) распространил свою власть на всех франков. Уничтожив других князей, он начал править как единый «конунг», т.е. король. Собрав большое войско, он подчинил себе алеманов, вестготов и всю Галлию, кроме Бургундии на юго-востоке, стал основателем единого королевства франков. В 496 г. Хлодвиг со своей дружиной и приближенными принял христианство. С этого момента установились дружеские отношения между франкскими королями и папами.

В число германских племен входил племенной союз франков, возникший в III в. в низовьях Рейна. В IV в. франки расселились в Северо-Восточной Галлии (ныне Франция) как союзники Римской империи. Они делились на две группы – салических франков, живших у морского побережья, и рипуарских франков, расселившихся на восток от реки Маас.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ

Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны).

В ХII-ХIII веках в английском праве возник институт «доверительной собственности» траст. Возникновение этого института связано с ограничениями распоряжения землей, установленное «общим правом». К такому средству прибегали отправляющиеся в походы странствующие рыцари, которые передавали. Вопросы, урегулированные гражданским правом Англии, мало чем отличались от такого во Франции. «Общее право» урегулировало вопросы, связанные только со свободным держанием земли. Существовали «головные» держатели угодий (бароны, лорды) и «рыцарские» держания. Все они считались вассалами короля. Борьба за право свободного распоряжения землей отразилась в ряде законодательных актов ХIII века.

Франкское Право Кратко

Вызов ответчика в суд осуществлял потерпевший. Если ответчик не являлся в суд, даже после третьего приглашения, его вызывали в суд короля, и король объявлял его вне своей защиты как нарушителя мира. Это было равносильно объявлению лица вне закона.

Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины. В пределах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI — началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают частную собственность на землю.

Франкское Право Кратко

Родовые связи у франков были очень сильны. Род в «Садической правде» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация. Существовали такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичами, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу. Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Процедура «отказа от родства» подробно рассматривалась «Салической правдой» в титуле 60. Человек, который желал отказаться от родства, доджей был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. Человек, отказавшийся от родства, после этой процедуры не мог участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну.

В начальный период истории Франкского государства относительно развитой была общинная собственность крестьян, при которой пахотная земля была распределена на наделы между отдельными семьями, а леса и пастбища оставались в общем пользовании. Особое место у крестьян-общинников занимала семейная собственность, отчуждение которой допускалось лишь с согласия членов семьи. Салическая правда устанавливала только наследование по закону. В случае смерти кого-либо из членов общины, не оставившего наследников, его земельный участок переходил к общине.

Кратко опишите королевство франков

Во главе государства стоял король, отличительным признаком которого были длинные, ниспадавшие по плечам волосы, которых не должны были касаться ножницы.
Для решения важнейших вопросов требовалось согласие народа, который в полном вооружении, как военное собрание, сходился ежегодно на так называемое мартовское поле.

Область её увеличилась приобретением Лотарингии, и император Карл Толстый ненадолго соединил под своим скипетром всё прежнее Франкское королевство, но германская линия Каролингов вскоре тоже угасла в лице Людовика Дитяти.

Франкское Право Кратко

а. Раздел: Рефераты по юридическим наукам Тип: курсовая работа Просмотров: 1584 Комментариев: 3 Похожие работы Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать Кража как форма хищения ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 Исторические аспекты развития Российского законодательства об уголовной ответственности за кражу 1.1 Уголовное.

Лидирующая роль церкви в обществе На протяжении V века германские народы расселились на территории Римской империи. Как правило, они занимали лучшие земли, одну треть оставляли прежнему, называемому «римским», населению.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус