Что Вольтер Понимал Под Государством

Что Вольтер Понимал Под Государством

Наряду с этим Вольтер чтит форму правления, которая установилась в Англии в результате происшедшей в стране революции, т.е. конституционную монархию. «Английская нация – единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем сопротивления, а также учредившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь всемогущий, когда речь идет о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло; при котором вельможи являются грандами без надменности и вассалов, а народ без смут принимает участие в управлении». В превосходной степени характеризуется Вольтером вся английская политико-правовая система. «Наилучшие законы – в Англии: правосудие, отсутствие произвола, ответственность должностных лиц за нарушение свободы граждан, право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественной свободы».

Однако Вольтер знает и ценит достоинства и других государственных форм. Так, он замечает, что первоначально государство возникает в форме республики, образующейся из соединения семей. Ее возникновение – итог естественного хода развития. Республика, согласно Вольтеру, вообще более всего приближает людей к их естественному состоянию. Власть в ней направляется волею всех. Осуществляет же эту власть один человек либо группа лиц на основе законов, выносимых всеми.

Вольтер: краткая биография, основные идеи и философия

Любая философская школа должна, прежде всего, отвечать на вопрос, интересующий все просвещенное человечество с древнейших времен. Это вопросы: «Кто я? Для чего пришел в этот мир? В чем заключается смысл человеческого существования?»

Понимая перед своей кончиной, что католическая церковь попытается отомстить ему за все нападки, он формально исповедовался и причастился. Но архиепископ Франции Кристоф де Бомон посчитал, что раскаяние еретика было явно недостаточным, и отказал философу в христианском погребении.

Вольтер о свободе и равенстве

Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в творчестве мыслителя. Достается от него богу, который изображается тираном, сеющим злобу и слепым в своей ярости. Священнослужители презрительно именуются бонзами и дервишами, осуждаются религиозные преследования и фанатизм. Вольтер был сторонником философии деизма.Христианство и разум не могут существовать одновременно, писал Вольтер.

В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось его стремление к компромиссу с дворянством. Вольтера очень трудно заподозрить в демократизме. Идеи Просвещения, его принципы, по Вольтеру, это не для портных и сапожников. Мыслитель, столь высоко ценивший знания, интеллект, умение мыслить, всерьез полагает, что если чернь начнет думать, то все погибло.Люди физического труда сами по себе не являлись у Вольтера объектом его трепетного почитания.

Вольтер о государстве и праве

Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права — право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.

Вольтер о свободе и равенстве

Английская нация единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем сопротивления, а также учредившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь всемогущий, когда речь идет о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло при котором вельможи являются грандами без надменности и вассалов, а народ без смут принимает участие в управлении. В превосходной степени характеризуется

Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным черни, а равно неразумным правителям нравственный образ поведения. Отсюда известное изречение Вольтера Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать. Усвоив принципы деизма, разработанные английской философией,

Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды

Кратко о философии Вольтера можно сказать так – он был сторонником эмпиризма. В некоторых своих трудах он пропагандировал учение английского философа Локка. При этом он был противником французской материалистической школы.

Читайте также:  Есть Ли 50% Скидка На Проезд В Электричках Ростовской Области Для Пенсионеров В 2022 Году

Основная идея Вольтера не была демократичной. Просвещение не было рассчитано на простых рабочих. Философ не почитал людей физического труда, поэтому в своей идее он не брал их во внимание. Более того, больше всего он боялся народовластия. В этом Вольтер и его политические идеи отличались от других представителей того времени.

Что же понимает Вольтер под словом религия

Кроме того, в своем философском словаре, Вольтер ярко называет веру в сверхъестественное предназначение богов различных религий предрассудками. Он пишет: «Если ваша кормилица рассказала вам, что Церера, владычица хлебных злаков…Один ожидает вас в своем зале вблизи Ютландии, или что Магомет…совершил путешествие на небо…если ваши рассудок пытается восстать против этих предрассудков, то ваши соседи… подымают крик о безбожии» [5, с. 168]. Тем самым Вольтер указывал на неприятие альтернативной точки зрения на религию. И следствие — неприятие разумного подхода в восприятии сущего.

Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права — право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» [21, с. 166].

Как вы понимаете высказывание вольтер был больше чем человек он был веком ПЛИЗЗЗЗЗ

Высказывание «Вольтер был больше, чем человек, он был веком» Виктора Гюго имеет такой смысл: Вольтер и его философская деятельность являлся главным отождествлением 18 века. Он является лицом, ключевой фигурой Просвещения, который распространял идеи Просвещения и активизировал политические процессе в этом русле в разных странах Европы. Ярким примером являются его переписки с монархами (в том числе и России), чем он оказывал влияние на политику в этих странах.

Вольтер «просвещал» монархов, делал общественность прогрессивной. Вспоминая об эпохе Просвещения, мы первым делом вспоминаем про Вольтера. И нужно отдать его передовой философской мысли касаемо законов. По Вольтеру, любой закон должен предполагать под собой равенство людей, их естественное право на свободу, собственность и жизнь. Он считал, что основная причина несовершенств общества заключается в невежестве и предрассудках, которые подавляют свободомыслие. Также Вольтер отстаивал отделение церкви от государства. Он считал это необходимым для того, чтобы предотвратить влияние церкви на общество.

Государство и право в учении Вольтера

«Английская нация — единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем сопротивления, а также учредившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь всемогущий, когда речь идет о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло; при котором вельможи являются грандами без надменности и вассалов, а народ без смут принимает участие в управлении».

Историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные Идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.

Почему многие не любят евреев

Настанет день, когда для всех народов, среди которых живут жиды, вопрос об их поголовном изгнании станет вопросом жизни или смерти, здоровья или хронической болезни, мирного жития или же вечной социальной лихорадки.

Жиды представляют из себя разлагающий, возбудительный космополитический элемент в семье остальных народов. Они не смешиваются с окружающим их населением, а упорно работают над разрушением и уничтожением верований, обычаев, быта и экономического благосостояния этого населения. Благодаря своим специальным дарованиям, жиды часто добиваются временной власти, но те же свойства всегда обращают их успех в поражение.

Учения Вольтера

Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций (например, казни английского короля Карла I), мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В учении предпринимательских кругов к этим соображениям добавляется страх перед выступлениями народных масс. «Когда чернь примется философствовать, — утверждал Вольтер, — все погибло». Просветители надеялись на постепенные реформы сверху.

Вольтер предлагал аристократию, занимавшую все ключевые позиции в системе управления государством, заменить на бюрократию. В разное время государство, по идее Вольтера, может быть в разных организационных формах, например абсолютная монархия, т.е. он предлагал, чтобы абсолютизм стал «просвещенным».

Политика в учении Вольтера

Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права — право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: “Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов”.

Читайте также:  Спиртное до которого часа в кирове 2022

Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II.

Глава 1

Выше мы привели перечень государств, в которых, по мнению Вольтера, существовал приемлемый строй. Подобный выбор был обусловлен в первую очередь тем, что, по мнению Вольтера, именно в этих странах лучшим образом обеспечивается реализация человеческой свободы. Он писал: «Житель Амстердама – человек; но уже живущий на некотором расстоянии от этого места – эксплуатируемое животное».[39] Свобода – важное понятие в мировоззрении Вольтера, которое, во многом, формировало его общие социально-политические представления. По словам философа, свобода «состоит в том, чтобы зависеть только от законов».[40] Именно закон, по его мнению, должен быть единственным регулятором общественных отношений, которому обязаны подчиняться как простые граждане, так и короли и клир («Человеческое общество, коим управляет произвол, похоже совершенно на стадо подъяремных волов, работающих на хозяина»[41]).
Кто является источником закона? Этот вопрос не имеет однозначного ответа в историографии. Некоторые историки полагали, что Вольтер отрицал идею общественного договора, считая государство исключительно следствием насилия и подчинения одних другим.[42] Наши источники также не позволяют что-либо утверждать однозначно. Тем не менее, они дают свидетельства того, что Вольтер рефлектировал по поводу идеи общественного договора. Ясным представляется и то, что Вольтер отрицал божественное право, считая государство продуктом человеческих взаимоотношений. Это можно понять, изучив отдельный отрывок: «Вполне естественно, что ссорящиеся обращаются к начальнику, которого они избрали для своей героической экспедиции. И вот он стал уже военачальником и судьей….Этот новый глава считается в стране великим человеком; привыкают ему повиноваться, а он ещё больше привыкает повелевать. Я думаю, что таково вполне могло быть происхождение монархии»[43]. Таким образом, Вольтер выводит происхождение власти из деятельности самих людей. Как следствие из этого – люди сами устанавливают законы («чем больше законы, созданные по договору между людьми, приближаются к естественному закону, тем более терпима жизнь»[44]) . Говоря от имени персонажа «А», Вольтер утверждает: «…Я хочу, чтобы у каждого была своя прерогатива: я знаю только законы, которые меня охраняют, и я считаю наше правительство [английское] лучшим на свете, потому что каждый делает у нас, что ему надлежит, что он должен и может. Всё подчинено закону, начиная с королевской власти и церкви».[45] Из этого отрывка можно сделать вывод, что он не отказался от идей, воспринятых им в Англии и в более зрелом возрасте. Вместе с тем можно заметить, что Вольтер отказывается ставить власть короля выше полномочий закона и совершенно не приемлет политических притязаний церкви. О последней он говорит: «Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный – это деспотизм священников».[46]
Для обеспечения гарантии безопасности человеческой свободы Вольтер отстаивает право на свободу слова и гласность. Развитие свободы слова должно повлечь за собой и укрепление общественного мнения, которое, в свою очередь, и будет защищать свои же собственные интересы и не допустит возвращения деспотизма. «У нас [в Англии] каждый может на свой страх и риск писать то, что он думает; это единственный способ разговаривать с нацией. Если она находит, что вы говорили глупо, она вас освистывает; мятежно – она вас наказывает… Нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свою мысль».[47] Помимо всего прочего, свобода слова могла помочь обеспечить успех просвещения народных масс. В философской беседе трёх персонажей на вопрос одного из них « почему люди теперь всё-таки немного лучше и немного менее несчастны», Вольтер даёт ответ — «Потому что начинают мыслить, просвещаться и грамотно писать».[48] Вероятно, Вольтер с оптимизмом смотрел на развитие движения Просвещения, видя в этом международном интеллектуальном явлении шанс на переустройство общества на началах разума и гуманизма («Суждено ли книгам, разрушающим суеверия и вселяющим любовь к добродетели, усовершенствовать людей? Да: если молодые люди будут внимательно читать эти книги, это предохранит их от всех видов фанатизма»[49]).
Наконец, в качестве ещё одного вида естественного права Вольтер выделяет свободу совести. Выше уже говорилось, что в период пребывания в Англии Вольтер был под впечатлением от религиозного плюрализма на островах, в котором он видел условие общественной стабильности. После возвращения из Англии его отношение не изменилось. Он утверждал: «Терпимость так же необходима в политике, как и в религии; нетерпима одна только гордыня…в этом тайный источник всех раздоров».[50] Отмечалось также, что критика католической церкви и христианской религии как таковой выступает на передний план в большинстве произведений философа. «…Из всех жреческих владычеств самое преступное – это, без сомнения, владычество священников христианской церкви» [51] — писал Вольтер. Об отношении философа к религии можно судить по следующей цитате: «…в папистской стране – тридцать годовых праздников, кои образуют тридцать дней безделья и распутства…».[52] В этой связи, даже на протестантизм Вольтер смотрел более благосклонно, чем на католическое христианство, которому он не мог простить существование института монашества, поклонение святым мощам и папскую власть.

Читайте также:  Реквизиты Гибдд Чита Госпошлина Регистрация

Попытаемся теперь рассмотреть, каких воззрений придерживался Вольтер в последующие годы после возвращения из Англии. Удалось ли ему чётче сформулировать свои принципы и создать стройную концепцию? Изменились ли его взгляды по сравнению с английским периодом жизни?

ОТНОШЕНИЕ ВОЛЬТЕРА К РЕЛИГИИ И БОГУ

Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола. Свобода состоит в том, чтобы быть зависимым только от законов. Свобода у него, прежде всего, свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Основой личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. Вольтер выдeляет свободу совести в качестве антипода удручающей католической нетерпимости.

Таковым наличный политический строй будет, если на королевском троне окажется просвещенный монарх. Самое счастливое время, когда государь философ. Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых просвещенному монарху. Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих подданных.

ДЕИЗМ ВОЛЬТЕРА

• Важное место в философии Вольтера занимает его отношение к религии и к богу. Формально Вольтера можно отнести к деистам, так как он писал, что верит в бога, но при этом бог рассматривался только как разум, сконструировавший целесообразную “машину природы” и давший ей законы и движение. Бог не пускает в ход механизмы деятельности мира постоянно. “Бог однажды повелел, Вселенная же подчиняется вечно.” Вольтер определяет бога как “необходимое бытие, существующее само по себе, в силу своей разумной, благой и могущественной природы, разум, во много раз превосходящий нас, ибо он совершает вещи, которые едва ли мы можем понять.” Хотя Вольтер и пишет, что существование бога не требует доказательств (“разум вынуждает нас его признать и лишь безумие отрешится к его определению”), сам он всё же пытается их привести. Вольтер считает, что абсурдно, если “всё — движение, порядок, жизнь — образовалась сама собой, вне какого бы то ни было замысла”, чтобы “одно лишь движение создало разум”, следовательно Бог есть. “Мы разумны, значит существует и высший разум. Мысли не присущи материи вообще, значит человек получил эти способности от бога.”

К тому же в своих суждениях о душе Вольтер недалеко ушёл от материалистов: он не согласен с утверждением о том, что человек состоит из двух сущностей — материи и духа, не имеющих ничего общего между собой и соединённых только благодаря воле Бога. По Вольтеру человек мыслит не душой, а телом, следовательно душа смертна и не является субстанцией. Душа — это способность, свойства нашего организма. Вообще, в своих рассуждениях о душе Вольтер близок к материалистам. “Способность чувствовать. припоминать, сочетать идеи — и есть то, что именуют душой.” Однако Вольтер не отрицает возможности существования неразрушимой души. Он пишет: “Я не могу познать их (Бога и души) субстанцию.” Вряд ли он случайно употребляет здесь термин “субстанция” для души. Раньше он это категорически отвергал. Душа, по мнению Вольтера, — это не шестое чувство, так как во сне мы не имеем идей и чувств, следовательно она не материальна. Материя имеет протяжённость и плотность и должна была бы мыслить и чувствовать постоянно. Душа — не часть вселенской души, так как вселенская душа это Бог, а часть Бога — тоже божество, но человек со своей душой слишком слаб и неразумен. Души не может быть, так как все наши способности к движению, мышлению, волеизлиянию даны нам Богом, их “ мы можем именовать душою, и мы обладаем потенцией мыслить, не имея души, как мы имеем потенцию производить движение, не будучи этим движением сами.” Вольтер читает, что душа смертна, хотя и признаёт, что не может этого доказать, что не мешает ему из-за отсутствия доказательств не верить в переселение душ. Вольтер не знает, сделал ли бог так, что душа человека бессмертна. Но чтобы человек (совокупность тела и души) стал бессмертным, нужно, чтобы после смерти он сохранил “ свои органы, свою память

Концепция идеального государства в трудах Вольтера

Жизненный путь Платона, Сократ и диалоги. Платоновская социальная этика, четыре основные добродетели души и принципы построения «идеального государства». Отношение Платона к современным ему формам государственного устройства. Тимократия и аристократия.

Биографии и политические взгляды Платона и Аристотеля. Позиции идеального государства. Связь взглядов великих философов с общественно-исторической обстановкой Древней Греции периода кризиса политической системы. Их отношение к различным формам правления.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус