Частнонаучные Дисциплинарные Междисциплинарные Методы

Общая классификация методов научных исследований; общенаучные методы

Однако в настоящее время, очевидно, что методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, а должна, в свою очередь, выходить далеко за его пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики.

Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает и многообразие методов научного познания, которые могут быть классифицированы по различным основаниям и критериям. Прежде всего, в научной методологии выделяют:

Философские методы

Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.) Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности, и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам, но позволяют выстраивать идеализированные объекты. Примером понятия, являющегося результатом идеализации, может быть «точка»: невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т.е. объект, который не имел бы измерений. О понятиях, являющихся результатом идеализации, говорят, что в них мыслятся идеализированные объекты. Образовав с помощью идеализаций понятие о такого рода объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащих для более глубокого их понимания. В этом контексте идеализация тесно связана с методом моделирования.

Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: «Разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий. Именно они выступают в качестве решающего источника их развития.

Частнонаучные и дисциплинарные методы исследования

Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира.

Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

Эволюционный метод

Наличие собственной «трансдисциплинарной» картины мира предполагает наличие некоторых универсумом существующего, что позволяет разрабатывать собственные методы исследования объекта, а также интерпретировать знания, полученные с помощью дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных методов с единых позиций. Причем эта интерпретация не сводится к построению более или менее правдоподобных аналогий, уподобляющих, например, экономику организму человека или алгоритму электрической цепи. Суть трансдисциплинарной интерпретации фактов состоит в том, чтобы на основе собственного «образа мира» выявить признаки и отношения, которые не могут быть выявлены или объяснены дисциплинарными теориями и методами. Поэтому трансдисциплинарные методы могут быть использованы на любом уровне познания – на фактуальном и на теоретическом. В то же время основная сфера их практического применения находится в решении сложных, многофакторных проблем, имеющих, как правило, междисциплинарный и мультидисциплинарный характер.

В соответствии с этим критерием методы научного познания подразделяются на дисциплинарные и междисциплинарные, мультидисциплинарные (полидисциплинарные) и трансдисциплинарные (общенаучные) методы исследования.

Метод научного исследования

Диалектика представляет собой наиболее полное и всестороннее учение о развитии как о бесконечном поступательном, противоречивом, скачкообразном процессе, в котором доминирует восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому. Главной характерной чертой развития является исчезновение старого, отжившего, и возникновение нового, прогрессивного.

• практически-действенное, поскольку категории и законы диалектики есть в своей сущности всеобщие, универсальные регулятивы не только познания, но и практической деятельности людей. Диалектика — при определенных условиях — возвращается в практику, служит методом социальных преобразований, системой всеобщих ориентиров общественной практики.

Тема 3

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ (ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ) ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

17 Возрождение античной науки и её совершенствование Возрождение античной науки и её совершенствование Развитие астрономии (Коперник, Бруно, Галилей и др.) Развитие астрономии (Коперник, Бруно, Галилей и др.) Развитие математики (Помпонацци, Фичино, Кардано и др.) Развитие математики (Помпонацци, Фичино, Кардано и др.) Архитектура и другие виды искусства Архитектура и другие виды искусства Моделирование Моделирование Идеализация Идеализация Методы анализа и синтеза (Г. Галилей) Методы анализа и синтеза (Г. Галилей) Развитие алхимии и мистицизма (Парацельс) Развитие алхимии и мистицизма (Парацельс) Натурфилософия Натурфилософия Антропоцентризм Антропоцентризм

Читайте также:  Минимальный размер больничного по беременности и родам в 2022 году

15 ЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА (Августин, Ансельм Кентерберийский) ЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА (Августин, Ансельм Кентерберийский) ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОПЫТКИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЕРЫ И РАЗУМА ПОПЫТКИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЕРЫ И РАЗУМА МИСТИЦИЗМ (Экхарт) МИСТИЦИЗМ (Экхарт) ОПЫТНОЕ ЗНАНИЕ (Номинализм) ОПЫТНОЕ ЗНАНИЕ (Номинализм)

Методы научного исследования тенденций развития

Индукция (лат. «induction» — наведение) — это такой метод познания, при котором по частным факторам и явлениям выводятся общие принципы и законы. Это умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). В таком умозаключении общий вывод о признаках совокупности элементов делается на основе исследования части элементов этой совокупности. При этом исследуемые факты отбираются по заранее выработанному плану.

Следовательно, система является совокупностью отношений частей или элементов, что позволяет проводить ее структурное исследование. Структура как понятие научного познания — устойчивое единство элементов, их отношений и целостности системы. Путем выявления в структуре различных аспектов осуществляется аналитический способ изучения объекта в процессе исследования. Знание структуры системы — это знание законов формирования элементов системы и отношений между ними.

Дисциплинарные методы научного познания

Исследователь полностью свободен в нем, ограничиваясь только возможностью проведения качественного исследования. Предпочтительным является выбор наиболее рационального пути исследования, однако рационализм, в отличие от качества, не является обязательным ограничением.

Метод — совокупность правил, приемов познания и действия, система предписаний, требований, которые должны ориентировать в решении задачи, достижении результата. Он позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Только осознанное применение методов делает деятельность людей более рациональной и эффективной.

Соотношение философских, общенаучных, частнонаучных методов

5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Методология формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, которые были открыты в философии, науке. Любой научный метод разрабатывается на основе теории, которая выступает его предпосылкой. Эффективность метода обусловлена фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». Метод используется для дальнейшего развития науки, теоретического знания.

Частнонаучные методы исследования

В 60-е гг. некоторые географы рассмотрели внедрение в географию «количественных» математических методов как столбовую дорогу её развития. Это получило название «количественной революции» в географии, а её сторонники называли себя «количественниками». Но уже в 70-е начинается откат, т.к. очевидна вся сложность предметного отражения всего многообразия пространства и его элементов только методами математики [6].

Практические цели биогеографии тесно смыкаются с задачами общей экологии и наук о Земле. Специфика биогеографии состоит, с одной стороны, в получении комплексных, сопряженных данных об органическом мире той или иной территории, а с другой – в сравнительно-географическом подходе к анализу и интерпретации этих данных. С его помощью биогеография способна в принципе прогнозировать результаты различных планируемых и случайных воздействий на биосферу. При этом биогеография выступает как бы в качестве наблюдателя и толкователя экспериментов, поставленных самой природой. Специально ставить такие эксперименты чаще всего нельзя – это либо рискованно для биосферы, либо требует многих сотен и даже тысяч лет для получения результата [3].

Повышение оригинальности

Термин «методология» (от лат. «logos» – наука, знание, метод-путь, направление познания) в буквальном смысле означает учение о методах познания. Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
Для конкретных наук методология познания (исследования) является совокупностью методов и средств, направленных на решение поставленных проблем [1].
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы — устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования.
В своем процессуальном осуществлении исследование может быть построено по-разному. Оно может начинаться с разработки цели и последовательно проводиться до достижения определенного результата, проходя этапы гипотезы или концепции, предварительных рекомендаций или только лишь подготовительных работ. Процесс исследования — это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.
Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.
Выбор методов исследования и комбинаторное их использование являются системным представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования.

Читайте также:  Уголовное Дело Против Адвоката Заказавшего Убийство Мужа Этапы Возбуждения Дела

Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке, выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность, вероятность и др.
Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.
Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности — конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. Важным критерием философичности, диалектичности того или иного мыслительного формообразования является его необходимое участие в решении основного вопроса философии (во всем его объеме).
На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.
Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, в упор выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.
Рассмотрим общенаучные методы познания, которые наиболее часто применяются в практике исследования.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение является основой последующих теоретических и практических действий. Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность и систематичность.
Метод сравнения позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Необходимо соблюдать следующие требования к сравнению: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; сравнение должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам.
Измерение — это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Оно дает точные количественные сведения об окружающей действительности.
Эксперимент — это апробирование испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Он может быть осуществлен лишь при наличии теории. Выделяют следующие стадии эксперимента:

      выдвижение научной гипотезы;
      постановка конкретной задачи;
      выбор объекта исследования;
      подготовка материальной базы для выполнения эксперимента;
      выбор оптимального пути эксперимента;
      наблюдение явлений при эксперименте и их описание;
      анализ и обобщение полученных результатов.

Анализ (греч. «analysis» — разложение) — метод исследования, суть которого в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы (части объекта или его признаки, свойства, отношения) и каждая из частей исследуется отдельно, например, исследование себестоимости по составу затрат на ее формирование.
Синтез (греч. «synthesis» — соединение) — этот метод исследования позволяет осуществлять соединение элементов (частей) объекта, расчлененного в процессе анализа, устанавливать связи между ними и познавать объекты исследования как единое целое.
При изучении конкретного объекта исследования, как правило, анализ и синтез используются одновременно, поскольку они взаимосвязаны.
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений и понятий по классам, группам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков, например, классификация затрат, основных средств, материалов, счетов бухгалтерского учета и т.д.
Индукция (лат. «induction» — наведение) — это такой метод познания, при котором по частным факторам и явлениям выводятся общие принципы и законы. Это умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). В таком умозаключении общий вывод о признаках совокупности элементов делается на основе исследования части элементов этой совокупности. При этом исследуемые факты отбираются по заранее выработанному плану.
Различают полную индукцию и неполную. Полная индукция — обобщение относится к конечно-обозримой области фактов и сделанное при этом умозаключение исчерпывающе рассматривает изучаемое явление.
Неполная индукция — обобщение относится к бесконечной или конечно-необозримой области фактов, а сделанное при этом умозаключение позволяет составить лишь ориентировочное, предварительное мнение об изучаемом объекте. Это мнение может быть недостоверным
Дедукция (лат. «deductio» — выведение) — это такой метод познания, при котором частные положения выводятся из общих. Посредством дедукции вывод об отдельном элементе некоторой совокупности делается на основе знаний о признаках всей совокупности, т.е. она является методом перехода от общих представлений к частным.
Несмотря на свою противоположность, индукция и дедукция в процессе научного познания всегда используются совместно, представляя разные стороны единого диалектического метода познания — от индуктивного обобщения к дедуктивному выводу, к проверке вывода и более глубокому обобщению — и так до бесконечности.
Аналогия (греч. «analodgia» — соответствие, сходство) — это метод научного познания, с помощью которого достигается знание об одних предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Умозаключение по аналогии — это когда знание о каком-либо объекте переносится на другой менее изученный объект, но сходный с первым по существенным свойствам, качествам. Такие умозаключения являются одним из основных источников научных гипотез. Благодаря своей наглядности метод аналогий получил широкое распространение в науке.
Метод аналогий является основой другого метода научного познания — моделирования.
Моделирование (лат. «modulus» — мера, образец) — это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого объекта его специально созданным аналогом или моделью, по которым определяются или уточняются характеристики оригинала. При этом модель должна содержать существенные черты реального объекта.
Моделирование является одной из основных категорий познания, на его идее базируется практически любой метод научного исследования как теоретический, при котором используются различные абстрактные (идеальные) модели, так и экспериментальный, использующий предметные (материальные) модели. К абстрактным моделям относят мысленные, логические, воображаемые (логико-математические) и математические модели. Последние описываются тождественными с оригиналом уравнениями. К материальным относят физические, вещественные или действующие модели. Они сохраняют физическую природу оригинала.
При исследовании проблем бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита в качестве модели выступает абстрактная, логико-математическая схема того или иного экономического процесса.
Метод моделирования опирается на содержательное знание объекта исследования и предусматривает решение таких важных вопросов, как отношение модели и объекта исследования, степень сходства модели с оригиналом, правомерность перенесения полученной при изучении модели информации на объект.
Абстрагирование — это мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей объекта познания. Научная абстракция представляет собой отвлечение в процессе познания от частных и несущественных сторон рассматриваемого явления в целях сосредоточения на общих, основных, существенных его чертах. Выделяя существенное, научная абстракция способствует углублению познания. Вмести с тем необходимо знать границы абстракции, т.е. абстрагирование в исследовании должно быть теоретически обосновано [3].

Читайте также:  Что Означает Временный Договор Пользования Жилым Помещением От Засторйщика

Методы научного познания и их классификация

5) Пятый уровень: методы междисциплинарного исследования —совокуп­ность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методоло­гии), нацеленных главным образом на стыки научных дисцип­лин. Междисциплинарный метод допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую, что обусловлено обнаружением сходств исследуемых предметных областей.

1) Первый уровень: философские методы: система «мягких» принципов, операций и приемов, носящих всеобщий, универсальный и абстрактный характер. Философские методы задают лишь самые общие направления исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не обусловливают окончательный результат познания прямо и непосредственно.

Частнонаучные Дисциплинарные Междисциплинарные Методы

Нередко исследователям публичной власти приходится применять и междисциплинарные методы познания, используемые при анализе комплексных или родственных дисциплин. Например, императивный метод применяется как в государственном, так и в административном праве.

Стоит сказать, что методологическая наука наряду с всеобщими и общенаучными методами познания выделяет частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы теоретического получения новых выводов и заключений.

Это видео недоступно

Частные методы — это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий спектр междисциплинарного применения. К ним относятся такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Частнонаучные Дисциплинарные Междисциплинарные Методы

Необычайная сложность общества XXI столетия, способного, по словам И. Пригожина, «претерпевать огромное число бифуркаций (раздвоений)», создаёт новую ситуацию необходимости снятия противоречия между гуманитарным и естественнонаучным познанием.

Современная постнеклассическая наука освоила новые сложные «человекомерные» объекты; новый тип научной рациональности, сочетающий моделирующее и символическое мышления; новые методы и приёмы исследования, новые подходы и т.д. Это привело к тому, что современный человек во все большей степени нуждается в «окультуривании» науки и одновременно в «онаучивании» культуры (З.И.Комарова).

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус