Учет штрафов по контракту за счет цены контракта учет на 502 счете

Дебет КДБ 2 209 41 560 Кредит КДБ 2 401 10 141 – предъявлено требование поставщику об уплате штрафа (пени) за нарушение условий договора (п. 109 Инструкции 174н); Дебет КИФ 2 201 11 510 (Увеличение счета 17 141 КОСГУ) Кредит КДБ 2 209 41 660 – поступили денежные средства на лицевой счет учреждения от поставщика в сумме штрафов (пени) (п. 72 Инструкции № 174н).

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Обязанности по перечислению этих средств в бюджет у учреждения не возникает. Даже если неустойка получена по договору, который заключен за счет субсидии, перечислять эту сумму в бюджет не требуется (письма Минфина России от 24.11.2014 № 02-06-10/59651, от 26.09.2013 № 02-15-11/39907).

Доходы учреждения от денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (п. 3 разд. V указаний, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н).

Если же в учреждении будет принято решение о перечислении этих средств в доход бюджета, необходимо руководствоваться п. 2.9 письма Минфина России от 10.08.2017 № 02-05-11/52212. Поскольку полученные средства учитываются по КФО 2 и могут быть использованы в текущем году на достижение целей, для которых создано учреждение, отражать перечисление в бюджет этих сумм путем уменьшения доходов по коду аналитической группы подвида доходов 140 некорректно. Средства от приносящей доход деятельности следует перечислять в доход бюджета по виду расходов 853. Таблицей соответствия видов расходов КОСГУ (приложение 5 к указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н) предусмотрено применение КВР 853 в увязке с любой из подстатей статьи 296 КОСГУ. Исходя из экономического содержания операции, в рассматриваемом случае должна применяться подстатья 296 КОСГУ. Таким образом, неустойка (пеня), полученная от подрядчика, должна быть перечислена в бюджет по КВР 853 и подстатье 296 КОСГУ.

При возникновении у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного в рамках деятельности по выполнению задания, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения по приносящей доход деятельности. Разъяснения даны в письмах Минфина России от 23.01.2014 № 02-06-07/2378, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374. См. также абз. 11 п. 109 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Учет штрафов по контракту за счет цены контракта учет на 502 счете

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При удержании штрафных санкций, предъявленных контрагенту за ненадлежащее исполнение контракта (договора), из суммы предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта (договора) в бухгалтерском учете расчеты отражаются с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Обоснование вывода:
Учет расчетов по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ (в рассматриваемом случае это задолженность по штрафу, предъявленному поставщику) осуществляется с применением счета 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (п. 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, п. 108 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Зачет встречных требований, учитываемых на счетах бухгалтерского учета по разным кодам финансового обеспечения, производится с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) (п.п. 146, 147 Инструкции N 174н).
Таким образом, при удержании штрафных санкций, предъявленных контрагенту за ненадлежащее исполнение контракта (договора), из суммы предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта (договора), отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет 3 201 11 510 Кредит 3 304 01 730
увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)
— поступление от поставщика обеспечения по контракту;
2. Дебет 2 209 41 560 Кредит 2 401 10 141
— предъявлена неустойка поставщику за ненадлежащее исполнение контракта (договора);
3. Дебет 3 304 01 830 Кредит 3 304 06 730;
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 41 660
— отражено погашение дебиторской задолженности по доходам в виде штрафных санкций путем удержания из суммы обеспечения исполнения контракта (договора);
4. Дебет 3 304 06 830 Кредит 3 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
— отражено уменьшение остатка денежных средств на лицевом счете по КФО «3» при удержании штрафных санкций;
5. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141)
— отражено поступление доходов в виде штрафных санкций и увеличение остатка денежных средств на лицевом счете в рамках приносящей доход деятельности по КФО «2».

К сведению:
Как и любой факт хозяйственной жизни, расчет штрафных санкций должен быть оформлен первичным документом (смотрите письмо Минфина России от 29.05.2015 N 02-07-10/31334).
Средства, полученные бюджетным учреждением в виде штрафа по контракту (договору), являются доходами бюджетного учреждения и не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651).
В целях налогообложения прибыли сумма штрафа за ненадлежащее исполнение контракта (договора) является внереализационными доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Отражение неустойки в учете учреждения

Для своевременного и правильного отражения в учете начисленных неустоек, пени, штрафов у бухгалтера, производящего начисление, должен быть документ, в котором указаны все необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать поставщика, подрядчика, допустившего просрочку, сумма претензий и дата их начисления. Кроме того, если просрочка со стороны поставщика продолжается, неустойка должна начисляться неоднократно. Соответственно, каждый факт предъявления поставщику претензий должен отражаться документально и документ должен передаваться в бухгалтерию.

Обратите внимание! В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности(письмо Минфина России от 09.10.2012 N 02-04-12/4178).

Таким образом, в момент предъявления неустойки поставщику или подрядчику и отражения ее в учете налоговой базы еще нет, а в случае, если должник признал неустойку (подписал акт сверки, написал гарантийное письмо, уплатил часть задолженности), необходимо начислить налог на прибыль:

Согласно п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ внереализационным доходом, облагаемым налогом на прибыль, является сумма штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу.

У казенного учреждения облагаемого дохода от неустойки не возникает. Средства в виде неустойки за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом, признаются доходами Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, поскольку публично-правовые образования не признаются плательщиками налога на прибыль организаций на основании статьи 246 НК РФ. Соответствующее разъяснение приведено в письмеМинфина России от 27.02.2013 N 03-03-06/4/5745.

Казенному учреждению при выборе данного способа расчета необходимо учитывать несколько факторов:

  • в контракт целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки в доход бюджета возложено на государственного заказчика;
  • неустойку самостоятельно перечислить в доход бюджета (в платежном документе следует указать наименование контрагента, за которого перечисляется неустойка);
  • внести изменения в показатели бюджетного обязательства, учтенного органом ФК.

Следует отметить, что БК РФ не предусматривает исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств (ст. 218 БК РФ).

Рассмотрим отдельный случай, когда исполнение контракта осуществляется за счет средств субсидий, выделенных на иные цели (капитальные вложения) и находящихся на отдельном лицевом счете учреждения.

Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п. 4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.

Читайте также:  Руководство К Действию Для Юриста Социального Учреждения Минтруда

В соответствии с Гражданским кодексом РФ неустойка – это денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, за его просрочку (ст. 330). Причем соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, в противном случае оно признается недействительным (ст. 331).

  • зачисление наличных из кассы:
    Д-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)
    К-т (КИФ) 1. 210.03. (610) / 17.30 (610)
    или
  • зачисление безналичных от поставщика (подрядчика):
    Д-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)*
    К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)
    В «1С»: документ «Кассовое поступление».
  • перечисление средств в доход бюджета на свой лицевой счет администратора:
    Д-т (КДБ) 1. 210.02 (140)
    К-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)*
    В «1С»: документ «Заявка на кассовый расход» либо «Кассовое поступление».

Где ХХХ зависит от кодов, по которым производится оплата по контракту.

Сведения о принятых и неиспользованных обязательствах

Иногда бывают такие случаи, когда при выполнении договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленный товар или выполнение услуг. В этом случае руководству бюджетного учреждения необходимо проводить корректировку по выполнению бюджетных обязательств.

Рекомендуем своевременно отразить в учете операции по регистрации неисполненных обязательств прошлых лет, которые планируется исполнять в текущем году, чтобы сформировать корректные суммы остатков бюджетных назначений, доступных для принятия обязательств. В «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» необходимо отразить такие операции самостоятельно с применением документов:

Принятие и учет бюджетных обязательств – первый из этапов исполнения бюджета по расходам предусмотренный ст. 219 БК РФ. Принятие бюджетных обязательств осуществляется получателем бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Счета группы 500 00 «Санкционирование расходов» предназначены для обобщения информации о ходе исполнения автономным учреждением утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности сметных (плановых) назначений, в том числе по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (счет 502 01), принятых денежных обязательств (счет 502 02) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. При этом отметим, что операции на данных счетах не влияют на финансовый результат деятельности учреждения. Учет таких операций осуществляется в журнале по операциям санкционирования на основании первичных учетных документов, установленных учреждением самостоятельно с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, определенных финансовым органом.

Необходимость вести двойной учет принятых учреждением обязательств в государственных (муниципальных) автономных учреждениях регламентирована инструкциями № 157н, 183н. В соответствии с указанными нормативными документами в Плане счетов бухгалтерского учета для этих целей предусмотрены разделы 3 «Обязательства» и 5 «Санкционирование расходов».

Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком) (п. 7 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ).

В письме финансовое ведомство отметило, что заказчик имеет право перечислять исполнителю средства в оплату государственного (муниципального) контракта в сумме, оговоренной контрактом, за вычетом суммы неустойки. При этом заказчик обязан перечислить неустойку в доход бюджетов бюджетной системы РФ. Неустойка перечисляется в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.

Казенные учреждения. Из пункта 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что в контракте обязательно должны оговариваться условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов данной приемки.

Возникновение обязательств по уплате неустойки, ее начисление, а также определение порядка исполнения денежного обязательства учреждения по государственному контракту могут производиться на основании акта о приемке товаров, работ, услуг или иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, в которых нужно указать сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов) (Письмо Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3525).

Из приведенных в Письме Минфина РФ от 26.12.2011 № 02-11-00/5959 разъяснений следует, что при оплате денежного обязательства государственного (муниципального) заказчика – получателя бюджетных средств по государственному (муниципальному) контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем по названному контракту своих обязательств условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено, что исполнение обязательства исполнителя по государственному (муниципальному) контракту по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы РФ может быть возложено на государственного (муниципального) заказчика.

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки поставщиком исполнения своих обязательств по контракту, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет соответствующее требование контрагенту. Размеры пени и штрафа определяются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите, в частности, письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 26.09.2013 N 02-15-11/39907, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292, от 30.10.2012 N 02-06-10/4554).
Являясь собственными доходами бюджетного учреждения, средства, поступающие в виде неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, подлежат отражению по виду финансового обеспечения «2» и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), доходы в виде суммы неустоек учитываются организациями госсектора по коду КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия».
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации погашение дебиторской задолженности по штрафным санкциям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств осуществляется путем уменьшения суммы оплаты поставки, указанная операция может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в качестве некассовой операции (смотрите, например, письмо Минфина России от 15.04.2015 N 02-07-07/21402, абз. 3 п. 4.5.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, абз. 8 п. 4.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).
Напомним, что документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением средств от приносящей доход деятельности, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее — План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Иными словами, бюджетное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности вправе осуществлять любые расходы, в том числе направить суммы доходов, полученных в результате применения штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту, в соответствующий бюджет, при условии, что указанное направление расходования предусмотрено Планом ФХД.
Ввиду того, что у учреждения отсутствует обязанность перечисления в доход бюджета сумм удержанных с подрядчика неустоек, возврат в доход бюджета по инициативе учреждения указанных средств не является возвратом неиспользованных остатков субсидий. Принятое учреждением решение о перечислении в доход бюджета сумм штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств приводит к увеличению объема расходных обязательств учреждения и может быть отражено по дебету счета 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта»*(1) и кредиту счета 0 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Удержание неустойки
1. Дебет 2 209 40 560*(2) Кредит 2 401 10 140
— подрядчику предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 40 660
Дебет 5 302 25 830 Кредит 5 304 06 730
— произведено удержание суммы предъявленной неустойки зачетом встречных обязательств;
3. Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (225 КОСГУ)
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730
увеличение по забалансовому счету 17 (140 КОСГУ)
— сумма неустойки перечислена с отдельного лицевого счета клиента на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения;
4. Дебет 5 302 25 830 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (225 КОСГУ)
— осуществлена оплата работ по капитальному ремонту (за вычетом предъявленной неустойки).

Читайте также:  Чем Отличается Студенческая Транспортная Карта От Транспортной Липецк

1. Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730
— отражено принятие обязательства по перечислению в соответствующий бюджет удержанной с подрядчика суммы неустойки;
2. Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (290 КОСГУ)
— средства перечислены в доход бюджета.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции;
— Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Пример формирования ф. 0503737. Некассовые операции в рамках нескольких видов деятельности;
— Энциклопедия решений. Пример. Удержание неустойки бюджетным учреждением при оплате контракта по виду финобеспечения «5» с перечислением средств в бюджет;
— Энциклопедия решений. Учет расчетов по неустойкам в госучреждениях.

*(1) Отметим, что в соответствии с требованиями Указаний N 65н расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, а также осуществлением социального обеспечения, подлежат отражению по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Соответственно, расходы по добровольному перечислению удержанных учреждением сумм штрафных санкций в доход бюджета следует отразить с применением статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
*(2) Целесообразность применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» в целях отражения расчетов по штрафным санкциям, предъявляемым поставщикам (исполнителям, подрядчикам) за нарушение условий договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), подтверждается положениями абз. 4 п. 4.1 Методических рекомендаций по переходу на новые положения Инструкции N 157н, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2014 N 89н и доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918.

Суд принял иск 27 декабря. Так как цена иска была меньше 800 тысяч рублей, процесс шел по правилам упрощенного производства. Его особенность в том, что суд рассматривает дело без вызова сторон в заседание. Суд оценивает только документы, которые представили стороны, и разрешает спор по этим документам. Здесь нет ни выступлений, ни каверзных вопросов, ни прений — все аргументы и возражения истец и ответчик представляют на бумаге.

  1. Те, которые имеют стоимостное выражение, например обязательство поставить товар за определенную цену.
  2. Те, которые денежного выражения не имеют, например обязанность представить документы на товар — сертификаты, декларации соответствия, регистрационные удостоверения и т. п.

В обычных сделках между компаниями, предпринимателями или гражданами стороны могут самостоятельно решать, как исполнять или изменять договор и какая ответственность грозит за его нарушение. В публичных закупках все гораздо строже: размеры неустойки определяет государство, а заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.

Центр соцобслуживания попытался опровергнуть доводы ответчика и направил в суд возражения на отзыв. Истец написал, что определение Верховного суда, на которое ссылался поставщик, устарело: оно было принято, когда еще действовало старое постановление правительства о штрафах в госзакупках 2013 года. Это постановление утратило силу, когда в 2017 году приняли новое — № 1042. Центр соцобслуживания считал, что позиция Верховного суда якобы не актуальна.

Пени. Пеня — это другой вид неустойки. В отличие от штрафа она начисляется не за нарушение контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. То есть если поставщик не привез груши или привез гнилые, его оштрафуют. А если он привез хорошие груши, но позже срока по контракту — начислят пеню.

Учет штрафов по контракту за счет цены контракта учет на 502 счете

Министерство финансов Российской Федерации в связи с многочисленными вопросами по отражению в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по оплате обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств, сообщает.

При этом согласно Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 33н (далее — Инструкция N 33н) при заполнении Отчетов об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф.0503737) отражение операций по переводу денежных средств (неустойки), отраженных на лицевом счете с кодом 21 на лицевой счет с кодом 20 следует отразить в графе 5 разделов «Доходы учреждения», «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (стр.710); «Расходы учреждения», «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (стр.720).

Таким образом, в случае, если оплата договора на приобретение нефинансовых активов была осуществлена федеральным бюджетным учреждением за счет средств целевой субсидии в размере оплаты поставщику (исполнителю) суммы, уменьшенной на сумму неустойки, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20, на основании представленной учреждением в орган Федерального казначейства Заявки на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) (далее — Заявка), оформленной в установленном порядке.

Таким образом, средства, полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в органе Федерального казначейства (далее — лицевой счет с кодом 20), и используются данным бюджетным учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, составляемым и утверждаемым в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

Перевод денежных средств (неустойки), отраженных на лицевом счете с кодом 21 на лицевой счет с кодом 20 отражается в бухгалтерском учете с оформлением бухгалтерской Справки (ф.0504833) следующими записями: по дебету счета 530406830 «Увеличение дебиторской задолженности прочих кредиторов» с кредитом счета 520111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»; по дебету счета 220111510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» с кредитом счета 230406730 «Уменьшение дебиторской задолженности прочих кредиторов».

Контракт с единственным поставщиком: бухгалтерские проводки по учету обязательств, если в процессе исполнения контракта вносятся определенные изменения условий

Согласно п. 318 Инструкции N 157н учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение). Перечень указанных документов необходимо утвердить в учетной политике учреждения согласно требованиям, предусмотренным порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.

Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства» отражает сумму денежных обязательств, принятых бюджетным или автономным учреждением на соответствующий финансовый год, иные очередные годы за пределами планового периода с учетом их изменений, принятых в текущем финансовом году (п. 166 Инструкции N 174н, п. 195 Инструкции N 183н).

Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства» отражает сумму обязательств, принятых бюджетным или автономным учреждением на соответствующий финансовый год, иные очередные годы за пределами планового периода с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году (п. 165 Инструкции N 174н, п. 194 Инструкции N 183н).

Кредитовый показатель по счету 050299000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных и автономных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) время (финансовый период) исполнения которых не установлено, при условии, что в учете учреждения по данным обязательствам создан резерв предстоящих расходов (отложенных обязательств) (п. 166 Инструкции N 174н, п. 195 Инструкции N 183н).

Оплата по; контракту 44-ФЗ в; 2020 году: сроки, условия

  1. В распоряжении правительства №21 установлен перечень из 22 товаров и 4 услуг, при закупке которых авансирования не может быть. Среди них:
  • постельное белье;
  • блокноты, записные книжки;
  • стиральные и моющие средства;
  • легковые автомобили;
  • услуги по ремонту компьютеров и др.
  1. Аванс не выплатят участнику, который снизил цену на 25 % и больше от начальной цены договора, даже если в проекте контракта есть сведения об авансировании. Такое условие прописано в п. 13 ст. 37 44-ФЗ.
Читайте также:  Штраф За Несвоевременную Сдачу Сзв-М В 2020 Году Реквизиты Краснодар

Отступить от этого правила можно только в рамках государственного оборонного заказа при увеличении цены контракта, если цена на продукцию выросла. Стороны подписывают дополнительное соглашение, в котором устанавливают отлагательные условия. Окончательный расчет по оборонному заказу могут продлить не более, чем на 30 календарных дней с даты внесения изменений в госконтракт (постановление правительства № 481).

Заказчик виноват не всегда, когда задерживает оплату. На официальном сайте ФАС разместила письмо № ИА/74989/19 от 28.08.2019, в котором разъяснила, что заказчик не несет ответственность за нарушение сроков и порядка оплаты по контракту, если он не получил на закупку бюджетные средства.

К претензии приложите документы, подтверждающие выполнение обязательств и передайте ее лично контактному лицу заказчика или направьте почтой письмом с уведомлением. Если передаете лично, попросите расписку о получении. Так у вас будет доказательство, что заказчик получил письмо.

Протокол об административном правонарушении по статье 7.32.5 КоАП вправе составлять органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС), на что указывает п. 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП. Рассматривать дела о повторном нарушении сроков оплаты по контракту может только суд.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина Росси от 06.12.2010 № 162н, по кредиту счета 050202000 получателем бюджетных средств отражаются суммы денежных обязательств учреждения, принятых им в пределах лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), сметных назначений, утвержденных на соответствующий период, а также суммы внесенных изменений в объем принятых денежных обязательств, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства».

Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 050202000 «Принятые денежные обязательства» отражает сумму денежных обязательств, принятых бюджетным учреждением, на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом их изменений, принятых в текущем финансовом году.

Для оплаты денежных обязательств по авансовым платежам в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также денежных обязательств по договору аренды в Заявке реквизиты документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, могут не указываться.

Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства вместе с Заявкой указанные в ней в соответствии с подпунктом 15 пункта 5 и пунктом 6 Порядка № 87н соответствующий государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.

Денежные обязательства по уплате взносов на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний могут приниматься к учету на основании данных соответствующих расчетных ведомостей и регистров налогового учета (код КОСГУ 213, 226 и т. д.).

Отражаем в учете доходы от штрафных санкций за нарушения условий контракта

2) в нарушение требований, установленных ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 3 Правил № 1042, а также условий заключенных контрактов отдельными заказчиками не начислены штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами, и не направлены требования об их уплате в адрес поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Здесь же укажем, что не всегда поставщики (подрядчики) согласны с размером выставляемой им неустойки. В случае если на момент предъявления требования по штрафным санкциям размер поступлений не определен ввиду оспаривания исполнения требования со стороны поставщика, критерии признания доходов в полной мере не выполняются. Поэтому до урегулирования требований, предъявленных недобросовестным исполнителям контрактов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, начисление задолженности (расчетов с дебиторами) следует отражать посредством применения счета 0 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)».

Прежде чем рассматривать порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления доход от штрафные санкции за нарушение условий контракта (договора), хотелось бы сказать несколько слов о том, что работники Федерального казначейства при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений обращают внимание на исполнение норм Закона о контрактной системе. При этом часто встречаются такие нарушения (см. письма Федерального казначейства от 08.10.2018 № 07-04-05/21-21405, от 13.07.2018 № 07-04-05/21-14791 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»):

Начисленная сумма пеней, штрафов признается доходом учреждения. При начислении этих сумм до 01.01.2018 применялся счет 0 205 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках». Приказом Минфина РФ от 31.03.2018 № 66н данный счет исключен из Инструкции № 174н. Вместо него при отражении таких операций используется счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». Принимая во внимание необходимость формирования входящих остатков на 01.01.2018 с учетом перехода на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, отметим, что показатели по счету 0 205 41 «Расчеты по доход от штрафные санкции за нарушение законодательства о закупках» необходимо перенести на счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» с использованием счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (Письмо Минфина РФ от 18.10.2018 № 02-07-10/75014).

Таким образом, начисление штрафов и пеней исполнителю контракта (договора) за несвоевременное и (или) ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с условиями заключенного контракта (договора) является обязательным. Несовершение подобных действий со стороны заказчика квалифицируется проверяющими как нарушение проведения закупок товаров, работ, услуг.

Какие проводки использовать, чтобы отразить в бухучете неустойку по госконтракту

Если одна из сторон не выполнила обязанности, применяются штрафные санкции. Контрагенты предъявляют взыскание и формируют бухгалтерские проводки по неустойке за просрочку исполнения обязательств по договору или госконтракту. Санкции подразделяются на пени и штрафы. Пеня назначается за просрочку оплаты, а штраф — за ненадлежащее исполнение контрактных обязанностей (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017). Рассчитывайте взыскания по формуле:

Сумма полученных штрафных санкций в бухучете признается доходом учреждения (письмо Минфина № 02-07-10/75014 от 18.10.2018). Вот на какой счет отнести неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору у бюджетных учреждений — 0 209 41 000 (приказ Минфина № 66н от 31.03.2018, инструкция № 174н от 16.12.2010). Счет 0 205 41 000, на котором формировались проводки ранее, исключен из инструкции.

При заключении контракта в него включается условие об ответственности сторон за неисполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 44-ФЗ). Задачей поставщика является своевременная поставка товаров и качественное исполнение работ, услуг по согласованному графику. Обязанность заказчика — приемка и оплата предмета госконтракта (ч. 2 ст. 94 44-ФЗ).

  1. Дт 2 209 41 560 Кт 2 401 40 140 — начисление взыскания.
  2. Дт 2 302 26 830 Кт 2 209 41 660 — проводки по удержанию пени из обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: уменьшение сумм взаиморасчетов с поставщиком.
  3. Дт 2 201 11 510 Кт 2 209 41 660 — поступление санкций от поставщика.

Штрафные санкции применяют в случае нарушения сторонами обязательств по контракту (ст. 12 ГК РФ). Неустойка — сумма, которую нарушитель обязан перечислить пострадавшей стороне при ненадлежащем исполнении или полном неисполнении контрактных обязательств (ч. 1 ст. 330 ГК РФ). Обязательный бухгалтерский учет неустойки по контракту ведут оба контрагента — должник и кредитор.

Помимо компенсации, потерпевшая сторона вправе истребовать возмещение убытков или прочих расходов, которые были направлены на устранение неблагоприятных последствий. Однако данные траты придется также доказывать. Причем в большинстве случаев через судебные инстанции.

Часть средств, в размере равном сумме обеспечения контракта, нами должна быть перечислена в доход бюджета, часть поставщик должен возместить самостоятельно. Какие проводки необходимо провести казенному учреждению по удержанию и перечислению в доход бюджета неустойки, начисленной поставщику, за счет обеспечения контракта и средств, полученных от поставщика

Наиболее частые бюджетные платежи, с которыми сталкивается компания-работодатель – взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Срок их перечислений – до 15 числа месяца, следующего за расчетным. Таким образом это ежемесячный платеж, который в силу различных обстоятельств может быть просрочен.

Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

000 «Расчеты по принятым обязательствам» отражаются только расчеты с физическими и юридическими лицами за материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги). А расчеты с бюджетом по всем видам платежей должны отражаться на счете 0.303.00.000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус