Российская Газета Законы Ук

Горячие документы; Уголовное право

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку «Горячие» документы») и другие материалы сайта
  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк «Версия Проф»
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов

Существенное различие между государственными и коммерческими организациями заключается в том, что для уголовного преследования по определенным составам преступлений необходимо обращение потерпевшего, т.е. в данном случае «головной» компании. Такой подход обоснован невмешательством государства в экономическую деятельность и экономической самостоятельностью должностных лиц в решении определения ущерба для своей компании.

Кроме того, при правоприменении наверняка возникнет острый практический вопрос конкуренции норм – ч. 1 ст. 213 со ст. 116 (побои, совершенные из хулиганских побуждений), п. «а» ч. 2 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений), п. «д» ч. 2 ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью из хулиганских побуждений) УК, объективная сторона которых «схожа до степени смешения». Почему законодатель о конкуренции норм, с которой наверняка столкнуться правоприменители, не подумал, непонятно.

При этом за ряд преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы не предусмотрены столь суровые наказания. Например, по ч. 1 ст. 133 УК установлен максимальный срок лишения свободы до года, по ч. 1 ст. 134 – до четырех лет, по ч. 1 ст. 135 – до трех лет. Непонятно, почему законодатель посчитал ложные высказывания об этой категории преступлений более общественно опасными, чем совершение самих преступлений.

Ответственность за клевету в данной части законодателем была ужесточена: введено наказание в виде лишения свободы до двух лет (в предыдущей редакции статьи наказание в виде лишения свободы не предусматривалось), в качестве основного наказания добавлены принудительные работы.

Таким образом, законодатель, по сути, вернулся к прежней формулировке ст. 213, которую многие критиковали, называя «резиновой». Фактически описание деяния было необоснованно и немотивированно расширено до настолько расплывчатых пределов, что по данной статье можно будет привлекать за что угодно, усмотрев в любых действиях лица угрозу применения насилия. Учитывая сжатые сроки рассмотрения законопроекта в Госдуме, представляется, что нововведение не было в достаточной мере проработано.

Два шага назад из колонии

Минюст разработал ряд предложений для гуманизации отбывания наказания осужденными. Ведомство предлагает переводить больше заключенных на принудительные работы, облегчая им при этом возможность освобождаться условно-досрочно, а также разрешить переходить из колоний строгого режима в колонии-поселения. Тем не менее гуманизация «светит» не всем, положение некоторых категорий заключенных поправки фактически ухудшают. Прежде всего это касается лиц, осужденных за распространение наркотиков, а также за ряд экономических преступлений.

Поправки в законодательство об отбывании наказания глава Минюста Константин Чуйченко анонсировал в июне. Это было сделано на фоне дискуссии о необходимости шире использовать осужденных на различных работах, заменив ими трудовых мигрантов. Для этого предполагалось шире применять принудительные работы как вид уголовного наказания, в том числе и в порядке замены лишения свободы. Сами заключенные встретили идею без энтузиазма. Дело в том, что при переходе на принудительные работы необходимый для УДО срок обнуляется и начинает отсчитываться заново — не с первого дня наказания, а с момента его замены.

Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины. Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.

Госпожа Подоплелова считает необходимым новый порядок исчисления срока наказания для УДО при переводе на принудительные работы без «обнуления».«Несмотря на отрицательную позицию ВС и КС, Минюст, по сути дела, пытается привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами», — добавила она.

«Сейчас для них нет дискриминационных положений по переводу из колонии строгого режима в колонии-поселения,— пояснил правозащитник.— Есть более строгие нормы для УДО — три четверти срока. А теперь ещё и сроки перевода «на поселок» ужесточили. Если они не допускают дисциплинарных нарушений, работают, получают поощрения, то почему они должны оказываться в таком положении?» Господин Левинсон считает, что изменения, которые ухудшают положение осужденных, «ничем не мотивированы». Пакет поправок в целом характеризует как «шаг вперед, два шага назад».

— наличие кредиторской задолженности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, административных штрафов и штрафов, установленных Уголовным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2022, N 52, ст. 7485) — 3 (три) месяца подряд с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;

Необходимо также иметь в виду, что таможенные органы, рассматривая вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 226.1 УК России в случаях, когда предметом контрабанды являлись стратегически важные товары и ресурсы, в том числе подпадающие под запреты и ограничения на ввоз или вывоз, обязаны дать правовую оценку этим деяниям не только по нормам УК России, но и по статьям 16.1, 16.2 и 16.3 КоАП России в отношении юридических лиц, совершивших незаконное перемещение товаров через границу, либо в отношении юридических лиц, на которых возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.

8.13. В графе 26 указываются сведения о когда-либо имевшихся судимостях за совершение умышленных преступлений против личности и совершение преступлений в сфере экономики, против государственной власти, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954), с указанием наименования суда, вынесшего приговор, номера и даты приговора, номера дела, состава преступления, по которому лицо было привлечено к ответственности, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, вида и размера назначенного наказания, информации о том, является ли судимость снятой (погашенной) или неснятой (непогашенной), а также иной информации, являющейся, по мнению фонда, существенной. В случае отсутствия судимости указывается «нет».

127. Обработка биометрических персональных данных осуществляется в соответствии с полномочиями Следственного комитета, в том числе в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных», Уголовного кодекса Российской Федерации , Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», Федерального закона от 03.12.2008 N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» , приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 28.04.2022 N 35.

1. Согласно пункту 1 части третьей статьи 31 УПК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года N 130-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 8 марта 2022 года N 47-ФЗ) верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду подсудны, в частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 105, частью пятой статьи 131, частью пятой статьи 132, частью шестой статьи 134, частью четвертой статьи 210, частью пятой статьи 228.1, частью четвертой статьи 229.1, статьей 277, частью третьей статьи 281, статьями 295, 317 и 357 УК Российской Федерации, за исключением уголовных дел, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2022 г. N 7-П положения пунктов 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ и пункта «а» части второй статьи 166 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в их нормативном единстве — по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, — не позволяют обеспечить возмещение виновным в угоне автомобиля лицом имущественного вреда, причиненного собственнику этого автомобиля в связи с его угоном и последующей кражей, совершенной неустановленным лицом

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П взаимосвязанные положения подпункта «а» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и части 1 статьи 10 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, служат основанием для отказа в восстановлении пассивного избирательного права гражданам, которые были осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и судимость которых снята или погашена, в случае принятия нового уголовного закона, в соответствии с которым совершенные ими деяния более не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями

В новом УК РФ по степени общественной опасности наряду с тяжкими преступлениями выделяются особо тяжкие. При этом прежний кодекс каждую категорию описывал через указание конкретных составов преступлений. Новый кодекс ввел иной критерий — степень наказания.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 г. N 32-П положения статьи 159.4 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения устанавливают за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если оно совершено в особо крупном размере, несоразмерное его общественной опасности наказание в виде лишения свободы на срок, позволяющий в системе действующих уголовно-правовых норм отнести данное преступление к категории преступлений средней тяжести, в то время как за совершенное также в особо крупном размере такое же деяние, ответственность за которое без определения его специфики по субъекту и способу совершения применительно к тем или иным конкретным сферам предпринимательской деятельности предусмотрена общей нормой статьи 159 настоящего Кодекса, устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок, относящий его к категории тяжких преступлений, притом что особо крупным размером похищенного применительно к наступлению уголовной ответственности по статье 159 настоящего Кодекса признается существенно меньший, нежели по его статье 159.4

Читайте также:  Законы водителя и сотрудника дпс при остановке транспортного средства 2022

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П положение части 4 статьи 222 настоящего Кодекса, предусматривающее уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой — в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, приводящую к его произвольному истолкованию и применению, — данное законоположение не предполагает возможность учета специфики использования такого оружия и не позволяет лицу, желающему реализовать его как предмет, имеющий культурную ценность, осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий, а также предвидеть их уголовно-правовые последствия

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Положения подпункта «а» пункта 3_2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части первой статьи 10 настоящего Кодекса в их взаимосвязи — в той мере, в какой данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, служат основанием для отказа в восстановлении пассивного избирательного права гражданам, которые были осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и судимость которых снята или погашена, в случае принятия нового уголовного закона, в соответствии с которым совершенные ими деяния более не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями, — признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 32 (части 1, 2 и 3) и 54 (часть 2), — постановление Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 года N 20-П.
____________________________________________________________________

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 23 апреля 2007 года Федеральным законом от 9 апреля 2007 года N 46-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Взаимосвязанные положения части первой настоящей статьи, части второй статьи 24, части второй статьи 27, части четвертой статьи 133 и статьи 212 УПК Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они лишают лицо, уголовное преследование которого прекращено на досудебной стадии уголовного судопроизводства вследствие принятия нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость инкриминируемого ему деяния, возможности обжалования в судебном порядке законности и обоснованности вынесенных в ходе осуществления уголовного преследования этого лица актов органов дознания и предварительного следствия, в том числе фиксирующих выдвинутые подозрение, обвинение в инкриминируемом ему деянии, применение мер процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу, а в случае установления их незаконности и необоснованности — возможности признания за ним права на реабилитацию, — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2013 года N 24-П.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

  • штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • обязательными работами на срок до 240 часов;
  • принудительными работами на срок до одного года;
  • лишением свободы на срок до одного года.
  • штрафом в размере до 3 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • обязательными работами на срок до 400 часов;
  • принудительными работами на срок до четырех лет;
  • арестом на срок от трех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет.
  • штрафа в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;
  • обязательных работ на срок до 240 часов;
  • принудительных работ на срок до двух лет;
  • ареста на срок до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Новой редакцией статьи 128.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за клевету, которая прозвучала в публичном выступлении, публичном произведении, средствах массовой информации либо была совершена публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет. Наказание определено в виде:

  • за клевету, совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;
  • за умышленное блокирование объектов транспортной инфраструктуры и воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан;
  • за хулиганство, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения.

6. С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд вправе при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления при условии, что за совершение преступления, указанного в части третьей настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части четвертой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части пятой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее семи лет лишения свободы. (Часть введена — Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пятнадцати лет лишения свободы. (В редакции федеральных законов от 09.03.2001 № 25-ФЗ, от 17.06.2022 № 146-ФЗ)

Вместе с тем исчисление срока для применения условно-досрочного освобождения при замене наказания более мягким видом наказания (в том числе принудительными работами) на сегодняшний день осуществляется без учета отбытой части наказания, назначенного первоначально по приговору суда.

Законопроекты подготовлены в целях гуманизации уголовного законодательства при применении к осужденным условно-досрочного освобождения после замены неотбытой части указанного вида наказания более мягким видом наказания, а также улучшения оперативной обстановки в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде принудительных работ, повышения эффективности системы мер социальной адаптации осужденных за совершение особо тяжких преступлений.

В связи с этим осужденные не стремятся перейти на принудительные работы, предпочитая отбывать наказание в местах лишения свободы до выхода по УДО. Законопроектами предлагается предусмотреть исчисление срока наказания, после фактического отбытия которого может быть применено условно-досрочное освобождение к осужденному (которому неотбытая часть наказания ранее заменена более мягким видом наказания) с момента начала срока отбывания наказания, назначенного по приговору суда.

Российская Газета Законы Ук

Парламентарии предлагают ужесточить наказание для педофилов, если насильник жил вместе с ребёнком, был его воспитателем или учителем. Также уголовную ответственность хотят ввести за замалчивание подобных преступлений. Ещё один законопроект, защищающий детей от сексуальных посягательств, Госдума может рассмотреть во втором и третьем чтениях уже на следующей неделе, 15-16 февраля, рассказала на заседании рабочей группы по подготовке инициативы вице-спикер палаты Ирина Яровая.

Закон – главный столп, на котором основывается государство. Законодательные нормы с древних времен и по сей день устанавливают четкие рамки дозволенности действий граждан и самой государственной власти, помогают удерживать равновесие в обществе и разрешать конфликтные ситуации. Каждому юристу, правоведу или специалисту, работающему в сфере применения закона и права, известно, насколько важно держать руку на пульсе и своевременно узнавать самые актуальные новости законодательства.

Представленная здесь информация может стать готовым решением повседневных задач, с которыми ежедневно сталкиваются юристы, что позволяет найти быстрое и правильное решение в самых спорных ситуациях. Мы помогаем нашим читателям быть в курсе всех последних новостей в сфере законодательства, чтобы вы могли оперативно и профессионально оценить происходящие события в стране.

Здесь мы делимся с читателями самыми актуальными новостями и обзорами законодательства, разбираем новейшие предложения законопроектов, разъяснения Высших судебных инстанций и обсуждаем все, что касается закона и права в нашей стране. В данном новостном разделе собрана самая последняя информация по всем отраслям права и новостям законодательства из различных сфер деятельности. Здесь вы можете ознакомиться с нормативно-правовыми актами еще до их официального опубликования, узнать о причинах разработки, принятия или непринятия тех или иных законов. Мы разбираем правовую повестку дня по наиболее важным и актуальным юридическим событиям.

Наша задача – собрать самый новый и интересный правовой контент, который будет иметь практическое применение. Мы предлагаем доступные и полезные информационно-аналитические материалы, основанные на опыте и знаниях экспертов в сфере права и законодательства. В наших статьях приводится детальный разбор типичных правовых проблем и коллизий, а также пошаговые алгоритмы проведения тех или иных процедур и экспертные комментарии, помогающие на примерах разобрать спорные ситуации.

Федеральным законом от 1 июля 2022 г. № 258-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 1 Уголовного кодекса Российской Федерации» в новой редакции изложена статья 264 1 УК РФ. Теперь в части второй предусмотрена повышенная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, имеющим судимость по данной статье, а также частям второй, четвертой и шестой статьи 264 УК РФ.

Читайте также:  Артек Участие В Конкурсе

Положения действующей редакции части четвертой перенесены в новую часть седьмую и дополнены ответственностью за незаконный сбыт пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, а также основных частей и патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения.

Согласно Федеральному закону от 1 июля 259-ФЗ «О внесении изменения в статью 228 2 Уголовного кодекса Российской Федерации» статья 228 2 УК РФ дополнена примечанием, предусматривающим освобождение от уголовной ответственности в случае нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, совершенного по неосторожности при осуществлении медицинской деятельности и повлекшего их утрату, если такая утрата не причинила вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Федеральным законом от 1 июля 2022 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в статью 171 1 Уголовного кодекса Российской Федерации» части первая и третья статьи 171 1 УК РФ дополнены положениями, устанавливающими ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров.

16 изменений в ГК РФ 2022-2022, о которых полезно знать юристам и руководителям

Перемена лица в обязательстве по договору управления залогом по общему правилу происходит в случае перехода прав кредитора по обязательству, обеспечиваемому залогом, другому лицу. В договоре можно предусмотреть предварительное согласие управляющего на перемену лица при переводе прав.

  • вести реестр кредиторов, являющихся сторонами договора управления залогом, и оснований возникновения их требований;
  • открывать номинальный счет для зачисления на него средств, получаемых управляющим в результате исполнения договора, если в нем не предусмотрено иное;
  • перечислять средства с номинального счета на счет кредитного управляющего в предусмотренный договором управления залогом срок при заключении договора синдицированного кредита, обеспеченного залогом. Договором управления залогом можно предусмотреть и иной порядок.

Ранее залогодержатель мог реализовать все права, принадлежащие залогодателю и удостоверенные заложенной ценной бумагой, либо все права, принадлежащие залогодателю и удостоверенные заложенной ценной бумагой, кроме права на получение дохода по ценной бумаге.

Под личным фондом следует понимать унитарную НКО, учрежденную на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом. НКО управляет переданным ей этим гражданином или унаследованным от него имуществом. Минимальная стоимость имущества — 100 млн руб.

Исполнитель, в случае принадлежности прав на результат интеллектуальной деятельности публичному субъекту, должен заключить со своими работниками или с третьими лицами соглашения и приобрести исключительное право или право использования для передачи соответствующему публичному субъекту. При этом исполнитель имеет право на возмещение средств, затраченных на такое приобретение, в пределах цены государственного или муниципального контракта.

Путин подписал законы с поправками в ГК, УК и КоАП РФ

Внесены изменения в КоАП РФ об усилении административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом, в том числе о судьях, должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Увеличиваются в десять раз размеры административных штрафов для граждан и должностных лиц за разглашение информации с ограниченным доступом, в том числе сведений об имуществе. Вводится альтернативное штрафу наказание в виде дисквалификации в отношении должностных лиц. Предусматривается административная ответственность за незаконное получение информации с ограниченным доступом для граждан (штраф 5–10 тыс. рублей), должностных лиц (штраф 40–50 тыс. рублей или дисквалификация на срок до 3 лет) и юридических лиц (штраф 100–200 тыс. рублей). За незаконное распространение сведений, в частности, о судьях, прокурорских работниках, следователях, сотрудниках ФСБ и МВД и военнослужащих размеры административных штрафов увеличиваются более чем в 60 раз.

Уголовный кодекс РФ дополняется новой ст. 171.5, которой устанавливается ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов с административной преюдицией. Под крупным размером в этой норме понимается сумма, превышающая 2,25 млн рублей. Максимальная санкция составит до 3 лет лишения свободы. Кредитор сможет быть освобожден от уголовной ответственности, если возместит нанесенный ущерб, а также перечислит в бюджет возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба. Коррелирующие изменения о подсудности и подследственности вносятся в УПК РФ. Так, предусматривается, что уголовные дела по данным преступлениям будут подсудны районным судам. Кроме того, повышается административная ответственность за профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юрлицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими на это права.

Усиливается административная ответственность в сфере предоставления потребительских займов. За осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов) юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими на это права, увеличивается размер минимального административного штрафа. В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц вводится альтернативное штрафу наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 15 суток. Также ужесточается наказание за повторное совершение таких правонарушений.

В Уголовно-исполнительный кодекс внесены изменения, касающиеся порядка предоставления осужденным лицам свиданий с адвокатами. Вводится запрет на пронос адвокатами на территорию исправительного учреждения технических средств связи, а также технических устройств, позволяющих осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. Уточняется, что адвокат вправе проносить копировально-множительную технику, фотоаппаратуру, но только для снятия копий с материалов личного дела осужденного. Также разрешено иметь при себе в этих целях компьютер. Пользоваться разрешенными гаджетами защитник сможет только в отсутствие осужденного, в отдельном помещении, определенном администрацией исправительного учреждения. Аналогичный порядок распространяется на нотариусов, а также на иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи осужденным, в том числе при подготовке жалоб в ЕСПЧ или их защите.

Президент РФ Владимир Путин подписал ряд федеральных законов, в том числе изменения в Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и КоАП РФ. Среди них скандальная поправка о прямом запрете адвокатам проносить с собой в колонию мобильные телефоны и записывающие устройства. А также поправка, ужесточающая ответственность за сбор и распространение информации о судьях, прокурорских работниках, следователях, сотрудниках ФСБ и МВД и военнослужащих.

В Госдуму внесли альтернативный законопроект о борьбе с пытками

«Если это преступление совершено с применением оружия или специальных средств, либо группой лиц, либо с особой жестокостью, либо в отношении двух человек и более, то предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до 15 лет», — пишет агентство со ссылкой на текст законопроекта.

«Чтобы обессмыслить применение пыток и не допустить привлечения к уголовной ответственности невиновных, необходимо внести изменения в статью 75 УПК РФ, в которой в подпункте 1 пункта 2 дано перечисление недопустимых доказательств и указано, что к ним относятся показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде», — следует из текста законопроекта. Пытка должна рассматриваться как тяжкое преступление, подлежащее самостоятельному уголовному наказанию, отметила сенатор.

По мнению Нарусовой, оперативники в некоторых случаях применяют насилие к заключенным из-за их заинтересованности в «демонстрировании раскрытия преступления по делам, где нет весомых доказательств вины, но для повышения показателей бывает достаточно выбить признания, в том числе у невиновных».

УК предлагается дополнить статьей 286.2 «Применение пытки» государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в качестве официального, а также с их официального согласия или ведома. За такие преступления предлагается наказывать лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Сенатор Людмила Нарусова внесла в Госдуму альтернативный законопроект по борьбе с пытками. Об этом она сообщила агентству «РИА Новости». Законопроект предполагает внесение изменений в УК, УПК и закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Представленная здесь информация может стать готовым решением повседневных задач, с которыми ежедневно сталкиваются юристы, что позволяет найти быстрое и правильное решение в самых спорных ситуациях. Мы помогаем нашим читателям быть в курсе всех последних новостей в сфере законодательства, чтобы вы могли оперативно и профессионально оценить происходящие события в стране.

Закон – главный столп, на котором основывается государство. Законодательные нормы с древних времен и по сей день устанавливают четкие рамки дозволенности действий граждан и самой государственной власти, помогают удерживать равновесие в обществе и разрешать конфликтные ситуации. Каждому юристу, правоведу или специалисту, работающему в сфере применения закона и права, известно, насколько важно держать руку на пульсе и своевременно узнавать самые актуальные новости законодательства.

Наша задача – собрать самый новый и интересный правовой контент, который будет иметь практическое применение. Мы предлагаем доступные и полезные информационно-аналитические материалы, основанные на опыте и знаниях экспертов в сфере права и законодательства. В наших статьях приводится детальный разбор типичных правовых проблем и коллизий, а также пошаговые алгоритмы проведения тех или иных процедур и экспертные комментарии, помогающие на примерах разобрать спорные ситуации.

Ассоциация юристов России — ваш надежный источник и правовая поддержка по всем вопросам, возникающим в ходе деятельности юриста. В данной рубрике вы можете ознакомиться с мнениями экспертов как по самым спорным правовым проблемам, так и по типичным аспектам реализации законодательства и российской судебной практики.

Парламентарии предлагают ужесточить наказание для педофилов, если насильник жил вместе с ребёнком, был его воспитателем или учителем. Также уголовную ответственность хотят ввести за замалчивание подобных преступлений. Ещё один законопроект, защищающий детей от сексуальных посягательств, Госдума может рассмотреть во втором и третьем чтениях уже на следующей неделе, 15-16 февраля, рассказала на заседании рабочей группы по подготовке инициативы вице-спикер палаты Ирина Яровая.

Так что прежде чем стимулировать осужденных к труду на стройках века, сперва надо было бы создать прозрачные условия этой деятельности. Правозащитники, напомнил Мельников, давно предлагают скорректировать закон для доступа ОНК в эти ИЦ. Или хотя бы подтвердить искренность обещаний ФСИН о «достойных условиях» трудовыми договорами с прописанными там зарплатами на уровне рыночных, не говоря уже о возможности создавать профсоюзы трудящихся из числа заключенных. Потому что, когда людей направляют на работы не по их специальностям и квалификациям, те часто калечатся или вовсе погибают. Так что надо сделать так, «чтобы сперва они проходили ускоренную спецподготовку и инструктаж по технике безопасности». Но все эти проблемы игнорируются властями: «Нужно понимать, что сейчас проводится большой эксперимент, который может привести к трагическим последствиям». Потому что теперь, после поправок Минюста, «на принудительный труд, может, и подпишется большее количество сидельцев, но без дополнительных для них гарантий это может стать первым шагом к возвращению того, что когда-то называлось каторгой».

Читайте также:  Через Сколько Дней Судебные Приставы Перечисляют Алименты Взыскателю

То есть, как пояснили в ведомстве Константина Чуйченко, речь идет о серьезной гуманизации законодательства, ведь «осужденные, которые имеют право перейти на принудительные работы, не лишатся возможности УДО». Но если посмотреть на весь пакет изменений, на днях обнародованный Минюстом, то становится понятно, что он проникнут заботой не столько о правах граждан, сколько об интересах большого бизнеса. И ключевые слова здесь – принудительные работы. Но, например, в поправке к ст. 80 УК – «Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания» какой-то особой гуманизации не видно. Более того, вроде бы даже сокращается необходимый контингент для тех же принудработ. Потому что осужденных по особо тяжким статьям лишают возможности просить о переводе на них после половинной отсидки, сделать они это смогут только после двух третей.

Однако если обратиться к пояснительной записке, то станет понятно, что поправка составлена «в целях улучшения оперативной обстановки» в исправительных центрах (ИЦ), то есть направлена на более эффективную организацию принудработ. «Все осужденные содержатся совместно, в связи с чем неоднократно судимые лица криминальной направленности оказывают негативное влияние на ранее несудимых лиц, приобщая их к криминальной субкультуре», – указывает Минюст.

Либерализовать предлагается статьи Уголовного (УК) и Уголовно-исполнительного (УИК) кодексов, связанные с механизмом замены неотбытой части срока на более мягкий вид наказания или менее строгие условия содержания за решеткой. Сейчас осужденные могут претендовать на УДО после отсидки двух третей срока. Однако сложилось так, что если суд заменяет лишение свободы, скажем, на принудительные работы, то такое право фактически обнуляется. Поэтому Минюст предлагает четко прописать в УК: время прошения об УДО рассчитывается именно по первоначальному сроку, назначенному в приговоре.

Судя по всему, часть осужденных начинают отказываться от работы или ее только изображают. Статистика же показывает, что категория «особо тяжких» – это значительная часть участников принудработ. Но и от них как от рабочей силы Минюст все-таки не отказывается. На это направлена третья поправка – в УИК, которая разрешает более ранний срок перевода данного контингента в колонии-поселения, заключенных из которых тоже можно вывозить на внешние работы. Кстати, уже после пребывания в таких колониях заключенный опять же может попроситься на принудительные работы. Это все объясняется заботой о более качественной социальной адаптации.

Федеральным законом от 21 ноября 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» в ст. 261 внесены изменения. При этом ст. 5 указанного закона было предусмотрено, что он вступает в силу со дня официального опубликования. Первоначальный текст изменненого документа был опубликован в следующих изданиях:
Парламентская газета, 2003. 11 дек. № 231
Собрание законодательства РФ. 2003. 15 дек. № 50. ст 4848.
Российская газета. 2003. 16 дек. № 252

Федеральный закон О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания
Статья 4
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается ПЕРВАЯ публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» ([ссылка заблокирована по решению администрации проекта]).
Так понятно?

Судя по всему, часть осужденных начинают отказываться от работы или ее только изображают. Статистика же показывает, что категория «особо тяжких» – это значительная часть участников принудработ. Но и от них как от рабочей силы Минюст все-таки не отказывается. На это направлена третья поправка – в УИК, которая разрешает более ранний срок перевода данного контингента в колонии-поселения, заключенных из которых тоже можно вывозить на внешние работы. Кстати, уже после пребывания в таких колониях заключенный опять же может попроситься на принудительные работы. Это все объясняется заботой о более качественной социальной адаптации.

Минюст подготовил предложения по дальнейшей гуманизации уголовного закона. Они вроде бы касаются разных ситуаций, но все связаны с процедурами смягчения наказания. Например, это перевод в колонию-поселение или на принудительные работы. После этого заключенных можно задействовать на различных объектах народного хозяйства. Однако сейчас уход на те же принудработы позволяет судам фактически обнулять право граждан на условно-досрочное освобождение (УДО). Минюст обещает ситуацию исправить, однако эксперты подозревают, что такими обещаниями осужденных просто заманивают на стройки века типа БАМа, где они заменят собой мигрантов в сфере малоквалифицированного и низкооплачиваемого труда. Правозащитники также допускают, что в условиях нехватки в стране трудовых ресурсов поправки Минюста приведут к увеличению числа посадок.

То есть, как пояснили в ведомстве Константина Чуйченко, речь идет о серьезной гуманизации законодательства, ведь «осужденные, которые имеют право перейти на принудительные работы, не лишатся возможности УДО». Но если посмотреть на весь пакет изменений, на днях обнародованный Минюстом, то становится понятно, что он проникнут заботой не столько о правах граждан, сколько об интересах большого бизнеса. И ключевые слова здесь – принудительные работы. Но, например, в поправке к ст. 80 УК – «Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания» какой-то особой гуманизации не видно. Более того, вроде бы даже сокращается необходимый контингент для тех же принудработ. Потому что осужденных по особо тяжким статьям лишают возможности просить о переводе на них после половинной отсидки, сделать они это смогут только после двух третей.

Либерализовать предлагается статьи Уголовного (УК) и Уголовно-исполнительного (УИК) кодексов, связанные с механизмом замены неотбытой части срока на более мягкий вид наказания или менее строгие условия содержания за решеткой. Сейчас осужденные могут претендовать на УДО после отсидки двух третей срока. Однако сложилось так, что если суд заменяет лишение свободы, скажем, на принудительные работы, то такое право фактически обнуляется. Поэтому Минюст предлагает четко прописать в УК: время прошения об УДО рассчитывается именно по первоначальному сроку, назначенному в приговоре.

Однако если обратиться к пояснительной записке, то станет понятно, что поправка составлена «в целях улучшения оперативной обстановки» в исправительных центрах (ИЦ), то есть направлена на более эффективную организацию принудработ. «Все осужденные содержатся совместно, в связи с чем неоднократно судимые лица криминальной направленности оказывают негативное влияние на ранее несудимых лиц, приобщая их к криминальной субкультуре», – указывает Минюст.

уголовный кодекс — (УК), систематизированный законодательный акт, который определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. Состоит, как правило, из общей части (общие принципы уголовной… … Энциклопедический словарь

Порядок введения в действие Уголовного кодекса РФ изложен в специальном федеральном законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Согласно ему, Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 года, за исключением некоторых положений. Согласно ст. 4 этого закона, отдельные положения о наказаниях вводятся в действие по мере создания необходимых условий для их исполнения, но не позднее определённого срока: нормы о наказании в виде обязательных работ — не позднее 2004 года, о наказании в виде ограничения свободы — не позднее 2005 года, и о наказании в виде ареста — не позднее 2006 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ, он является единственным уголовным законом, подлежащим применению на территории РФ. Все остальные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Поэтому все законодательные акты такого характера принимаются в форме изменений и дополнений к Уголовному кодексу РФ.

Уголовный кодекс — Уголовное законодательство система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и… … Википедия

Спорным является вопрос о возможности применения обратной силы закона, если декриминализация происходит в силу изменения нормативного акта другой отрасли права, к которому делает отсылку Уголовный кодекс (например, Правил дорожного движения). В одном из своих определений Конституционный суд РФ дал такое толкование закона: «декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную более мягкую ответственность» [13] . В другом случае Конституционным судом РФ установлено, что положения об обратной силе относятся только к нормам уголовного закона, а не к нормам законодательства, относящегося к другим отраслям права [14] ; нужно отметить, что с данным толкованием согласились не все члены Конституционного суда: судьи Т. Г. Морщакова и А. Л. Кононов выразили противоположное особое мнение.

Как предлагаемые Минюстом изменения в УК РФ навредят судам

Согласно предложенной реформе, будет организован аудиопротокол любого судебного заседания. Внесенные Минюстом поправки предусматривают необходимость объявления перерыва в судебном заседании или его отложения в том случае, если отсутствует техническая возможность видео или аудио записи всего происходящего в зале.

«Раньше следователь мог это делать, предварительно оповестив всех участников процесса. Если же адвокат заявлял о желании записать процессуальное действие, в ряде случаев ему отказывали, особенно если правоохранители были заинтересованы в определенном направлении движения следствия. Теперь у них не будет такой лазейки», — пояснил «Газете.Ru» председатель Экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами Антон Цветков.

По словам Дубровской, разумнее было бы вести аудиозапись заседания только в том случае, если об этом просят сами стороны. «Чаще всего они вообще против его ведения, а деваться некуда: сидим часами в процессах, а потом вечерами долгими уже работаем, пишем, отправляем, регистрируем. Все только усложняют, а не упрощают», — подчеркнула она.

«Непонятно до сих пор, зачем ведется аудио и письменный протоколы. Секретари потом ночами с наушниками сидят, слушают и перепечатывают эти протоколы. Хорошо, что он не ведется при неявке сторон. А то было бы вообще на сумасшедший дом похоже: сидит судья, и сам себя на аудио протокол записывает», — заявила она «Газете.Ru».

«В ряде случаев следователи начинают торопить защитника. Например, начинают давить на него, рассказывая, что нужно все сделать здесь и сейчас, потому что сроки расследования на исходе и немедленно требуется подпись об окончании ознакомления с материалами уголовного дела. Иногда это происходит в тот момент, когда нет еще даже описи этих самых материалов», — подчеркнул он.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус