Решение Судов О Досрочной Пенсии Участника Чаэс Который Является Военным

Право и величина снижения пенсионного возраста выхода на пенсию по старости (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет), напрямую зависит от статуса лица, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы. А именно, для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1986-1987 годах, — возраст выхода на пенсию уменьшается на 10 лет; для принимавших участие в указанных работах в 1988-1990 годах — на 5 лет. Лицам, постоянно проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территориях, которые подверглись радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС (территориально определено законом 4 зоны), снижение возраста выхода на пенсию производится в зависимости от того, в какой зоне постоянно проживал (работал) гражданин, а также от продолжительности проживания (работы) в этой зоне.

  • — дети до 18 лет — независимо от нахождения на иждивении, а также учащиеся дети в возрасте старше 18 лет по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет — в случае нахождения на иждивении умершего родителя;

2595 смолян, пострадавших в результате радиационных катастроф получают пенсии и ежемесячные денежные выплаты (далее ЕДВ) через органы ПФР области согласно норм федерального законодательства. Что касается компенсационных выплат, то они устанавливаются и выплачиваются через органы социальной защиты населения.

Членам семьи умершего (погибшего) вследствие чернобыльской катастрофы участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой предусмотрено назначение пенсии по СПК как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).

  • — получившие или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий;
  • — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • — участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.
Содержание

Определение Конституционного Суда РФ от N 2211-О; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Онуфриева Дмитрия Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 8 и частью 4 статьи 36 Федерального закона; О страховых пенсиях

2.2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение возможности назначения гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и приравненных к ним категорий граждан, пенсии по старости на наиболее выгодных для них условиях, а потому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.

Так, согласно пункту 1 части первой статьи 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

В разделе IV Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 403-О).

При этом в соответствии с частью пятой статьи 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, которые получают назначенные в соответствии с данным Законом пенсии по старости, по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях», осуществив при этом выбор одного из названных оснований для получения пенсии.

Таким образом, заметил Суд, в настоящее время право заявителя на получение одновременно двух пенсий им реализовано. В указанных обстоятельствах жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному Законом о Конституционном Суде, не может быть принята к рассмотрению.

Тем самым, заметил КС, военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (определения КС от 17 октября 2006 г. № 395-О и от 26 марта 2022 г. № 689-О).

«Мы добились главного: КС в последнем разделе прямо прописал формулировку основания установления инвалидности, которая дает право чернобыльцам на вторую пенсию (замечу, что это не та формулировка, которую требовал первоначально ПФР и которую за ним поддержали суды общей юрисдикции), и теперь другие ветераны Чернобыля могут требовать изменения формулировки на указанную в определении и принятия ее Пенсионным фондом как основания для получения второй пенсии», – указал Владислав Лапинский. Кроме того, заметил он, ПФР и судья ВС РФ посчитали, что на вторую пенсию можно претендовать только с 65 лет, но КС указал – 55 лет.

Руководитель семейной практики КА г. Москвы № 5 Татьяна Сустина указала, что определение в очередной раз разъясняет спорные вопросы правоприменения. «Коллизия возникла из-за подхода судов к толкованию и применению терминов “военные сборы” и “военная служба”. Суды общей юрисдикции не могли самостоятельно установить, что вред здоровью, полученный на военных сборах военнослужащим, является вредом, полученном на военной службе. В очередной раз суды общей юрисдикции не смогли выйти за пределы буквального толкования правовых норм и сделать выводы на основе фактических обстоятельств», – заметила она.

По его мнению, теперь чернобыльцы, призванные на военные сборы, получили право исправить формулировку инвалидности и оформить вторую пенсию, ссылаясь на данное определение КС: «Самое главное, что конкретная формулировка из перечня, определенного правительством, указана в решении Конституционного Суда. Это вносит определенность в правовое регулирование данного вопроса».

Таким образом, положения частей второй и третьей статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», находящиеся в системной взаимосвязи с положениями статей 13, 17 и части первой статьи 22 данного Закона, как направленные на защиту прав и законных интересов исключительно граждан, переселившихся в зоны радиоактивного загрязнения, не затрагивают права и законные интересы граждан, родившихся в зоне проживания с правом на отселение, родители которых подверглись воздействию радиации и постоянно проживают (или по крайней мере проживали или работали там до момента рождения данного ребенка) в зоне отселения, и впоследствии выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, и, следовательно, не содержат неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации. Эти законоположения направлены на исполнение государством своей конституционно-правовой обязанности по возмещению вреда, причиненного здоровью и имуществу экологической катастрофой, и не могут расцениваться как нарушающие принципы справедливости и равенства и права граждан, в том числе право на благоприятную окружающую среду.

При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты и условий их предоставления в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (статьи 13-22). Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане, а также позволяет учитывать постепенное снижение интенсивности облучения, обусловленное как естественными процессами, так и мерами по преодолению негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые принимало и принимает государство.

28 мая 2022 года в связи с переездом в город Брянск Ю.С. Ефименко было выдано удостоверение лица, добровольно выехавшего из зоны отселения. 6 июля 2022 года он обратился в жилищную комиссию Володарской районной администрации города Брянска с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в чем распоряжением Володарской районной администрации города Брянска от 17 июля 2022 года № 332-р ему было отказано со ссылкой на часть третью статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как не отвечающие требованию правовой определенности, не соответствуют статьям 1, 2, 7, 19, 35 (часть 3), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают отказ в предоставлении мер социальной поддержки (одной из которых является однократное обеспечение жилым помещением) детям первого поколения граждан, подвергшихся воздействию радиации и постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения, в случае если они родились на территории, отнесенной к зоне отселения, после 1 января 1994 года.

Читайте также:  Социальные выплаты ветеранам боевых действий в 2022 челябинской области

Вторая пенсия по чаэс решение суда военному

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя С.П.Маврина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Мельникова, ЮД.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

Частью первой ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Одним из видов льгот является дополнительный отпуск. Он предоставляется безвозмездно любым работодателем в отношении лица, пострадавшего от ЧАЭС, который изъявил желание получить бонусный отпуск. Его срок не может превышать двух недель. Такой отпуск является оплачиваемым со стороны государственного или регионального бюджета.

Женщина может иметь инвалидность, а может иметь способность самостоятельно передвигаться. Фиксированная выплата Помимо страховой части пенсии родственники погибшего могут рассчитывать на фиксированную выплату установленную законом. Она рассчитывается в соответствии с минимальной выплатой по старости, и составляет 50% от этой суммы.

С 1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и новая редакция Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, досрочная пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, не может быть назначена, т.к. указанная пенсия не является страховой пенсией.

Решение Судов О Досрочной Пенсии Участника Чаэс Который Является Военным

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 фев — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ помог инвалиду, принимавшему в статусе военнообязанного участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии, реализовать право на получение двух пенсий — по инвалидности и по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста, сообщает пресс-служба КС РФ.

Как лицо, пострадавшее в результате радиационных или техногенных катастроф, Подвязников получал пенсию по старости. В 2022 году ему была установлена инвалидность II группы по заболеванию, связанному с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Подвязников, полагал, что достигнув возраста в 55 лет, он вправе получать одновременно две пенсии, но ему оставили только пенсию по инвалидности. В пенсионном фонде ему сообщили, что получение двух таких пенсий предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является только военная травма. Подвязников обратился в суд.

«При этом как военнослужащий, так и гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, в частности, в случае участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Из данных законоположений следует, что исполнявшими обязанности военной службы считаются и граждане, которые, будучи военнообязанными, были призваны на специальные сборы и направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», — утверждает КС РФ.

В передаче по инстанциям кассационных жалоб ему было отказано, но при этом, судья Верховного суда РФ указал, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости, но отметил что Подвязников такого права не имеет, поскольку одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет.

Житель Петербурга Алексей Подвязников пожаловался в КС РФ на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 2 части 1 статьи 29 федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Определением, опубликованном на сайте КС РФ, заявителю было отказано в рассмотрении его жалобы, поскольку еще до вынесения решения, он реализовал свое право, признания которого добивался.

Решение Судов О Досрочной Пенсии Участника Чаэс Который Является Военным

— супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности, независимо от выплаты других видов пенсий, пособий и доходов.

30 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла техногенная катастрофа – взрыв на Чернобыльской атомной электростанции. От него пострадали как жители прилегающих к ЧАЭС территорий, так и те, кто ликвидировал последствия аварии. Всем чернобыльцам государство предоставляет ряд социальных льгот, в том числе по линии Пенсионного фонда РФ.

Напомним, что в состав набора социальных услуг входит обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Льготник может отказаться от денег в пользу всего набора социальных услуг либо его части.

Так, пострадавшие от аварии на ЧАЭС имеют право на досрочную пенсию по старости, на назначение и выплату пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в том числе на получение двух пенсий отдельными категориями граждан и ежемесячных денежных выплат (ЕДВ).

«На сегодняшний день в нашем регионе состоят на учете и получают пенсию 94 пенсионера, пострадавших от Чернобыльской аварии. Средний размер пенсии у них составляет 14991 рубль, — отметила заместитель управляющего Отделением ПФР по Забайкальскому краю Вера Безрукова. – В целом в Забайкалье 225 человек, подвергшихся воздействию радиации вследствие данной катастрофы, являются получателями ежемесячной денежной выплаты».

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 25 марта 2022 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 10 июля 2022 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты российской федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Правила № 884н).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж — это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Вопрос: Работал в зоне эвакуации с 22 декабря 1987 года по 28 февраля 1988 года, позднее работал в зоне первоочередного отселения. Есть ли льготы по исчислению стажа лицам, работавшим на загрязненных территориях?

Ответ: Гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 годах, и имеющим соответствующее удостоверение, пенсии по возрасту повышаются на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту. Законодательством он определен как 25 процентов бюджета прожиточного минимума.

Ответ: По вопросу выдачи удостоверений потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС следует обращаться в городские, районные исполнительные комитеты, администрации районов в городах по месту жительства в настоящее время. Выдача удостоверений с правом на льготы, предусмотренные статьей 18 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», производится областными исполнительными комитетами.

— участникам ликвидации, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы, и участникам ликвидации других радиационных аварий – 50 процентов минимальной пенсии по возрасту;

Для участников ликвидации, занятых на работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны эвакуации (отчуждения), предусмотрены иные условия назначения досрочной пенсии по возрасту. Пенсия им назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при условии наступления инвалидности независимо от ее причины и группы (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий). Кроме того, для назначения данной пенсии требуется наличие стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин (часть 2 статьи 32 Закона о ЧАЭС).

Суды вторая пенсия инвалидам чаэс

Одним из видов льгот является дополнительный отпуск. Он предоставляется безвозмездно любым работодателем в отношении лица, пострадавшего от ЧАЭС, который изъявил желание получить бонусный отпуск. Его срок не может превышать двух недель. Такой отпуск является оплачиваемым со стороны государственного или регионального бюджета.

Как следует из материалов дела и установлено судом, А.А., *** года рождения, с 16.08.1990 г. по 01.12.1997 г. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации в войсковой части 25851, в указанный период времени проживал на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (Тульская область, Арсеньевский район, пгт. Славный (Тула-50)), в пределах зоны с правом на отселение, имеет соответствующие удостоверения.

Читайте также:  Срок Исковой Давности По Задолженности По Налогу От Продажи Квартиры

Постановлением Пленума ВС РФ от 11.05.07 № 23 (далее – Постановление от 11.05.07 № 23), а также постановлением Пленума ВС РФ от 05.04.05 № 7 (далее – Постановление от 05.04.05 № 7) внесены изменения и дополнения в Постановление от 14.12.00 № 35. Кроме того, был принят ряд других документов, имеющих значение для судебной практики, связанной с определением размера возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам и с его индексацией.

  • 250% от стандартных социальных выплат получают ликвидаторы ЧАЭС, инвалиды 1 и 2 группы, что стало следствием воздействия радиации, дети, потерявшие обоих кормильцев;
  • в размере 250% и надбавкой в 1653,28 рублей получают пенсию инвалиды 3-ей группы с наличием иждивенцев (в связи с проведенной индексацией в 2022 году надбавка будет увеличена до 1746,88 рублей);
  • в размере 200% от сумм социальных пенсий получают люди, работающие в зонах отчуждения и отселения;
  • в размере 125% — члены семьи умершего кормильца.

Соколов Евгений Юрьевич в период с 1988 по 1989 годы принимал участие в ликвидации последствий взрыва на четвертом энергоблоке на атомной электростанции в Чернобыле. Вследствие этого стал инвалидом третьей группы. Общий трудовой стаж Евгения Юрьевича составляет 8 лет.

В данном случае основанием для отказа в установлении пенсии по старости послужило то, что период проживания и работы в р.п. Александро-Невском Александро-Невского района Рязанской области с 26.04.1986 года по 31.08.1987 года — 01 год 04 месяца 6 дней, ПФ не засчитал в стаж работы и проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку оспариваемый период не подтвержден начислением заработной платы, следовательно, осуществлением трудовой деятельности, а сведения о регистрации по месту жительства за данный период отсутствуют.

Так, в 2022 году ко мне обратились одна гражданка (К.Н.), которой ПФ отказал в назначении государственной пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Поселок Александро-Невский Новодеревенского района Рязанской области был включен в состав Перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, и исключен из состава данного Перечня постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 с 01.02.1998 года.

В качестве доказательства проживания в чернобыльской зоне мы приложили копию медицинской карты К.Н., которая была заведена в 1985 году, и в которой имеются записи об обращении К.Н. за медицинской помощью в спорный период, копию свидетельства о рождении ребенка. Также было решено вызвать в суд нескольких свидетелей.

Согласно записям в трудовой книжке с 22.07.1984 года по 04.12.1984 года она работала на Новодеревенском маслозаводе. Далее с 12.01.1985 года по 10.08.1987 года она работала на Александро-Невском маслозаводе. Далее с 17.08.1987 года по 11.09.2011 года она работала в детском саду № 2.

В удовлетворении исковых требований о назначении второй пенсии (трудовой пенсии по старости) участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, выплате задолженности отказано правомерно, так как на момент обращения в орган Пенсионного фонда с заявлением о назначении второй пенсии и на момент рассмотрения иска истец не достиг возраста 55 лет

Из материалов дела следует, что Ф., *** года рождения, с ***.02.1997 является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», с ***.01.2002 — в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В апелляционной жалобе представитель Ф. — Д. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении требований Ф. Указывает, что суд не принял во внимание Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 года N 350-О, согласно которому граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в 1986 — 1987 годах, а также в 1988 — 1990 годах на работах по объекту «Укрытие», в настоящее время имеют право на назначение досрочной трудовой пенсии с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет. Отвергая правовые позиции данного Определения, суд придал применяемым правовым актам иной смысл, что привело к вынесению незаконного решения по делу.

Доводы, приведенные представителем Ф. — Д. в апелляционной жалобе о том, что суд не принял во внимание Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 350-О, которым положения статьи 30 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» распространены на граждан, принимавших участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие», не могут повлечь отмену решения суда, поскольку предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в данном случае являлись положения Закона РФ N 1244-1, а не нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, не предусматривающего возможность снижения пенсионного возраста инвалидам по военной травме на 10 лет.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

  • Также право на установление ЕДВ имеют следующие категории детей и подростков до 18 лет, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
  • — эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии.
  • — дети первого и последующих поколений следующих граждан:
  • 1) получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;
  • 2) инвалидов ЧАЭС;
  • 3) участников ликвидации последствий аварии в 1986-1987 годах;
  • 4) принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

5) эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения или переселенных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отселения.При этом, право на указанную выплату имеют только дети, родившиеся после радиоактивного облучения одного из родителей.

Территориально зона включает в себя обширные территории отдельных районов регионов Центральной России, Черноземья и Среднего Поволжья. Показатели загрязненности там, как правило, редко превышают ПДК, однако требуются постоянные измерения радиационного фона. Максимальное количество лет, на которое снижается пенсионный возраст в этой зоне, составляет 3 года.

В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

Выплата чернобыльцам одновременно двух пенсий

На основании законодательных актов чернобыльцы вправе оформить получение двух ЕДВ одновременно. Согласно действий лица при ликвидации последствий аварии, гражданин имеет право оформить ЕДВ, как ликвидатор. В результате полученной инвалидности лицо имеет право на вторую ЕДВ как инвалид.

Дети чернобыльцев по достижении ими возраста 18 лет получают право вне очереди улучшить свои жилищные условия, 50% скидку на оплату услуг ЖКХ (квартплату). Внуки чернобыльцев зачисляются в детские сады в любом регионе без какой-либо очередности и дополнительной регистрации.

Так как при назначении государственной пенсии по инвалидности не учитывается страховой стаж и индивидуальные пенсионные коэффициенты, размер выплат определяется в фиксированной сумме. Для военнослужащих, чья инвалидность связана с травмой в период службы, размер пенсии составляет:

При этом, пострадавшие от техногенных и радиационных катастроф не имеют право на получение одновременно 2-х пенсий (государственной и страховой). Им необходимо выбрать более выгодный для себя вариант, при котором размер выплат будет наибольшим. Для этого необходимо обратиться в территориальный орган ПФР для определения размера и выбора пенсионного обеспечения.

при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях»:

  • гражданам из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
  • бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства;

    областными, Минским городским комитетами по труду, занятости и социальной защите — неработающим пенсионерам, кроме неработающих военнослужащих, уволенных в запас или отставку, неработающих пенсионеров органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов по чрезвычайным ситуациям;

    Неработающие граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, неработающие инвалиды І и ІІ группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.

    на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

    Министерством обороны, Комитетом государственной безопасности, Государственным пограничным комитетом, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям соответственно — неработающим военнослужащим, уволенным в запас или отставку, неработающим пенсионерам органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов по чрезвычайным ситуациям;

    Читайте также:  Новый Кодекс По Статье 228

    Об установлении страховой пенсии по старости военнослужащему — участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС

    В соответствии с положениями абзаца второго указанной статьи гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1.

    Следует отметить, что согласно положениям абзаца пятого статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции, действующей с 01.01.2022) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с данным Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом такие граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

    В соответствии с положениями пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166тФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»1 (в редакции, действующей с 01.01.2022) военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»2 , и страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии (далее — ФВ)), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 3 .

    Учитывая изложенное, военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без ФВ) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, не может быть назначена.

    Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 данного Федерального закона, или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

    Для чернобыльцев, проживающих на территории Крайнего Севера или в регионе, к нему приравненном, размер выплат увеличивается в соответствии с районным коэффициентом на весь период проживания. При переезде в регион с нормальными климатическими условиями данное повышение не учитывается.

    Необходимо отметить, что граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф, права на одновременное получение двух пенсий (страховой и государственной) не имеют. В связи с этим им следует выбрать для себя наиболее оптимальный вариант выплат, при котором сумма будет наибольшей.

    Многим гражданам из данной категории населения пенсионные выплаты были рассчитаны по старой формуле еще до принятия вышеупомянутого закона. Однако, согласно данному документу, назначенные ранее пенсии подлежат перерасчету по новой формуле. Если же новая сумма окажется ниже предыдущей, то размер пенсионного обеспечения останется прежним.

    Так, выйти на заслуженных отдых на 5 лет раньше (мужчины в 55 лет, а женщины в 50) могут ликвидаторы аварии на ЧАЭС в период с 1988 по 1990 год, обладатели заболевания вследствие взрыва или выполнения работ по ликвидации последствий, а также граждане, трудящиеся в зоне отчуждения.

    • для граждан, перенесших заболевания или получивших инвалидность, а также ликвидировавших последствия взрыва на ЧАЭС – 250% размера социальной пенсии;
    • для граждан, проживающих или работающих в соответствующей зоне — 200% размера социальной пенсии;
    • для пенсионеров, имеющих на иждивении нетрудоспособных родственников – увеличение социальной пенсии на 1208,90 рубля (после индексации в апреле 2022 года) за каждого, но не более трех;
    • для инвалидов I или II группы — 250% размера социальной пенсии (при наличии иждивенцев сумма выплат увеличивается аналогичным образом);
    • для инвалидов III группы, имеющих на иждивении нетрудоспособных родственников – от 50% размера социальной пенсии с увеличением на 1208,90 рубля за каждого иждивенца (но не более трех) до 125% размера социальной пенсии;
    • для детей, оставшихся без попечения родителей — 250% размера социальной пенсии на каждого человека;
    • для остальных нетрудоспособных членов семьи умершего — 125% размера социальной пенсии на каждого человека.

    Пенсионное обеспечение чернобыльцев

    С момента пожара на ЧАЭС прошло более трех десятков лет, многих ликвидаторов ЧП уже нет в живых. Но тем гражданам России, кто предпринимал меры по локализации и ликвидации катастрофы, кто пострадал от нее, государство выплачивает денежные средства в качестве компенсации нанесенного вреда. В этом тексте рассматриваются пенсии для «чернобыльцев» и та помощь юриста в Москве, которая оказывается по этим вопросам.

    • эвакуированные или перемещенные из зоны отселения, живущие и (или) трудящиеся на территории зоны отселения – выход на заслуженный отдых на 3-7 лет ранее установленного пенсионного возраста на год выхода на пенсию;
    • живущие в районах с правом на отселение, а также добровольно покинувшие места с правом на отселение – назначение пенсионного содержания на 2-5 лет ранее установленного возраста выхода на пенсию на момент обращения за пенсией;
    • живущие на территориях с льготным экономстатусом – на 12-36 мес. ранее основного пенсионного возраста.

    К юристу за помощью и консультацией обратился Олег К. Мужчина сообщил, что он был принудительно эвакуирован из зоны заражения, после чего переехал в Норильск, где жил и работал 23 года. При оформлении пенсии по старости он выбрал государственную пенсию, после чего покинул регион работы и проживания. Но по приезду в Москву на родину супруги с мужчины сняли «северные» надбавки.
    Юрист сообщил, что продолжительный срок работы и проживания в условиях КС не распространяется на госпенсию на основании событий в Чернобыле. Однако Олег может оформить страховую пенсию, на которую распространятся все «северные» надбавки. В случае Олега он имеет право на получение обеих пенсий.

    Чтобы воспользоваться государственной пенсией по старости «чернобылец» должен проработать не менее 5 лет, если он претендует на пенсионное обеспечение по положениям закона 166-ФЗ. Если же основания для выхода на пенсию предусмотрены только законом №1244-1, то требования к стажу и пенсионным накоплениям определены на год выхода на пенсию. В 2022 году это 10 лет и 16,2 пенсионных балла.

    В ряде регионов для чернобыльцев предусмотрены отдельные доплаты. Пенсия ликвидатора ЧАЭС повышается на северный коэффициент при условии, если гражданин постоянно проживает на территории Крайнего Севера. Но этот коэффициент будет утрачен, если гражданин покинет территорию КС.

    Вся проблема в словах труд — работа. Именно на этом и крутилось моё судебное дело. Жена бросила работу в начале 2001г. Я дважды отправлял её в пенсионный и даже один раз сходил сам. Там заверили, что по всем данным у неё предельная пенсия с северным коэфициентом. Просто пенсионный закон, принятый в начале 2001 года до них ещё не дошёл.
    В старом законе (до 2001года) «О трудовых пенсиях. » было написано — «. если они трудились в районе Крайнего Севера. «. В новом законе написали:- «. если они работали в районе Крайнего Севера. » Ясно же, что это слово было заменено не случайно. Есть явная неоднозначность толкования закона, но Конституционный суд отказался вносить изменения.
    Вот и оценивайте наше законодательство и наше правосудие

    Повторяю:- Закон о трудовых пенсиях относится ко всем гражданам России. Нет ни какой разницы военные они, или нет. Военная службы напрямую засчитывается в трудовой стаж, причём в отличии от гражданских с льготной выслугой. Если вы отслужили 10 лет в районе с выслугой 1:2, то в трудовой стаж вам без проблем запишут 20 лет т.к. это напрямую прописано в законе.

    «При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и права на долю страховой части трудовой пенсии федеральными государственными служащими, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Здесь обсуждается право на трудовую пенсию по старости.
    Приведите пожалуйста хоть один пример ваших знакомых, кто получает военную и трудовую (не химия, радиация и.т.п) пенсию до 60 лет. Ту самую, которая называется страховой частью трудовой пенсии и рассчитывается от взносов предприятия (на котором военный работал после службы) в пенсионный фонд
    Данная пенсия выплачивается по двум условиям:
    — наличеие 5 лет работы, не засчитанной в военную пенсию
    — Наличие пенсионного возраста

    И тем не менее суд отказывается применить статью 28.6 закона о трудовых пенсиях т.к военная служба является трудом, но не является работой. Конституционный отказался заменить в законе о трудовых пенсиях слова работа на слово труд (в соответствии конституцией).

    Какие пенсии начислят ликвидаторам на ЧАЭС в 2022 году

    Этим законом предусматривается выплату дополнительной пенсии ликвидаторам аварии на ЧАЭС за вред, который был причинен их здоровью. Эти выплаты выплачиваются в полном объеме. На размер выплат не должны влиять другие доходы и размер заработной платы. Но этот закон не предусматривает отмену максимального уровня пенсии для чернобыльцев. Она составляет 10 прожиточных минимумов лиц, утративших свою трудоспособность.

    При этом, если инвалидность не связана с Чернобыльской катастрофой, то устанавливается надбавка на уход при соблюдении условий, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Украины от 16.07.2008 № 654 «О повышении уровня пенсионного обеспечения граждан».

    Подать заявление о назначении ЕДВ также можно через портал Госуслуги или Личный кабинет на сайте ПФР, для доступа в который тоже нужна учетная запись от Госуслуг. При этом при формировании заявления на электронную услугу нужно выбрать категорию, к которой относится получатель выплат.

    По состоянию на утро 24 ноября, как сообщает Университет Джонса Хопкинса в США, в мире с начала пандемии выявили 258 830 653 случая коронавирусной инфекции. Число летальных исходов достигло 5 166 649. Количество введенных повсеместно доз вакцин составило 7 450 367 219.

    В соответствии со ст. 54 Закона, пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, могут назначаться по желанию гражданина из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения в 1986-1990 годах, в размере возмещения фактического ущерба, который определяется в соответствии с законодательством.

    Елена - Дежурный юрист
    Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
    Оцените автора
    Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус