Регулирование Вопросов Недивжимости В Юридическом Отделе

Содержание

Договор дарения недивжимости недействителен как это отражается в егрн

  • 1 Особенности дарения имущества
  • 2 Скачать образец (пример) договора дарения
  • 3 Куда обратиться для оформления договора дарения
  • 4 Порядок регистрация дарения в МФЦ
  • 5 Основания для отказа в регистрации
  • 6 Сроки и стоимость
  • 7 Заключение
  1. Признать договор дарения недействительным суд может по заявлению бабушки только при наличии одного из вышеперечисленных оснований: угроза жизни, порча квартиры и др.
  2. Заявить о правах на квартиру могут наследники с обязательной долей в случае смерти бабушки.

Правовое регулирование референдумов

В мировой практике путем референдума принимаются конституции и поправки к ним; одобряются изменения формы правления; получается предварительное согласие при принятии важнейших решений по вопросам внутригосударственного или международного характера; решаются вопросы внутригосударственного устройства и административных реформ и т.д. В России этот институт использовался дважды: в апреле 1993 г. путем референдума решался конфликт между законодательной и исполнительной властью и, по существу, определялся дальнейший путь развития нашего государства; 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята действующая Конституция РФ.

Референдум не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение трех месяцев после его отмены. Повторный референдум не допускается в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Вопросы правового регулирования ликвидации профсоюзных организаций с правами юридического лица (стр

Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также — освобожденный профсоюзный работник), после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования — на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Нормативные документы, регулирующие деятельность организации

Устав — локальный нормативный правовой акт, в котором зафиксирован свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, предприятий (государственных и негосударственных), обществ и граждан, их взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, права и обязанности в определенной сфере управления, а также хозяйственной или иной деятельности.

Ряд вопросов должен решаться руководством предприятия его распоряжениями, приказами. Внутренние распорядительные документы предприятия играют очень важную роль в управлении предприятиями и организациями. Распорядительные документы предприятия носят административный характер. Они обращены к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам.

Проблемы правового регулирования отношений в сфере использования сети Интернет

Задача. Желая помочь своим коллегам, программист Сальников и адвокат Сабуров — работники нотариальной конторы «ОКС» — внесли изменения в программу «Акты и документы о недвижимости». В результате этих действий была уничтожена информация, касающаяся опыта работы конторы в области регистрации объектов недвижимости за последний год и нарушена работа ПЭВМ.

Проблемы регулирования отношений с использованием сети Интернет обусловлены, в первую очередь, ее выявленными свойствами. Кроме того, после превращения сети Интернет из технологической инфраструктуры в популярную сеть, связывающую представителей различных сообществ по всему миру, сеть Интернет стала инструментом, посредством которого люди по всему миру обмениваются и совместно пользуются идеями, информацией, товарами и услугами. То, что первоначально предназначалось в качестве военного и исследовательского инструмента, стало, в том числе, каналом для электронной коммерции.

Вопрос 69

2) совершенствование процесса правоприменения, занимающего в механизме правового регулирования одно из центральных мест: оно учитывает конкретную обстановку, своеобразие каждой юридической ситуации. Механизм должен выражать тесную взаимосвязь различных правовых средств: если нормативная регламентация призвана обеспечивать стабильность и единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в строгие рамки законности, то правоприменение конкретизирует эти средства применительно к отдельным субъектам, к определенному месту и времени. Недооценка, неверный выбор юридических средств, заложенных в нормативной основе механизма правового регулирования, способны привести к сбоям в реализации права, снижению его эффекта;

обладает определенным содержанием и направленностью, которые выражаются в том, что механизм правового регулирования направлен на: упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений; содействие развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы общество и государство;

Административно-правовое регулирование деятельности отделов специального назначения федеральной службы исполнения наказаний: современное состояние, проблемы и перспективы

Во-вторых, оказание помощи сотрудниками ОСН ФСИН России судебным приставам при проведении ими мероприятий, направленных на исполнение решений суда, также не входит в перечень обязанностей, возложенных в соответствии с законодательством на сотрудников уголовно-исполнительной системы и фактически является незаконным. Более того, размытая формулировка «оказание помощи» не конкретизирует и не уточняет конкретные основания, при которых должностные лица Федеральной службы судебных приставов могут привлекать к помощи сотрудников отделов специального назначения, а также самого содержания такой «помощи». Данная неопределенность порождает много вопросов, в том числе связанных с возможностью, а точнее — отсутствием, с правовой точки зрения, возможности применения сотрудниками ОСН физической силы и специальных средств к лицам, уклоняющимся от добровольного исполнения судебных решений, а также нарушающих установленный порядок деятельности суда. Вследствие этого считаем, что практическая реализация отделами специального назначения ФСИН России данного полномочия невозможна и противоречит нормам законодательства.

Во-первых, не ясно, считаются ли помещения уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России объектами уголовно-исполнительной системы и могут ли сотрудники специального подразделения обеспечивать безопасность, а также оказывать содействие сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций в осуществлении контроля за осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Исходя из содержания Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» , нет, так как правовые предписания данного акта распространяются на учреждения и органы, исполняющие наказания в виде лишения свободы. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что сотрудники уголовно-исполнительных инспекций (как правило, женского пола) сталкиваются с открытым неподчинением со стороны осужденных, учет и контроль за которыми они осуществляют. В этом случае приходится задействовать сотрудников милиции в процессе осуществления контрольных рейдов. Поэтому считаем целесообразным расширить компетенцию отделов, шире задействовать их в данном направлении в качестве физического сопровождения должностных лиц уголовно-исполнительных инспекций.

Читайте также:  Сколько Получает Мать Одиночка В Ростове На Дону

Актуальные вопросы государственной политики и нормативно-правового регулирования в области лесных отношений

На самом деле, вопрос о нагрузке определяется не только вопросами финансирования. Если кто-то считает нагрузку избыточной, то это не значит, что она на самом деле избыточна. Просто давайте посмотрим, чем занимался человек до того, как на него была возложена такая нагрузка. Что касается вопросов увеличения численности финансирования и прочее, то я не люблю прибегать к высоким аргументам там, где это не нужно. Могу только сказать, что по соответствующему решению Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева и Правительства РФ численность чиновников за три года должна уменьшиться на 20%.

Вопрос из зала: Наш журнал «Дерево.ru» ввел новую рубрику «Лесом прославленные имена». Я сейчас перечитал Леонова, Паустовского, все о лесе. У Паустовского, например, есть эпизод, когда наш уважаемый Петр Ильич Чайковский едет к губернатору бороться за лес, который он очень любит, который должны срубить. У Леонова есть такие же замечательные места. Очень много говориться о новых посадках быстрорастущих деревьев, буквально сотни лет назад эта задача начала успешно выполняться. Как она выполняется сейчас?

Место правового регулирования услуг связи в системе Российского законодательства

В силу отмеченных обстоятельств было изначально принято понимание информации как коммуникации в широком смысле. По этой причине телекоммуникационные отношения и законодательство по поводу телекоммуникаций являются частью гораздо более широкой системы отношений: телекоммуникации в такой интерпретации включают в себя все коммуникационные процессы, осуществляемые при посредстве средств и систем электросвязи. Телекоммуникационные отношения, таким образом, с одной стороны, имеют общие характерные черты с иными социальными коммуникационными процессами, с другой — имеют существенную частную специфику, связанную с особенностями обеспечения производства, распространения и потребления информации и коммуникационных услуг в сетях и системах электросвязи.

Вместе с тем ряд федеральных законов устанавливают такие полномочия субъектов Федерации, которые требуют от них участия в государственном регулировании деятельности в области связи, решения различных вопросов в области информационных технологий и связи при выполнении задач, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации. В связи с этим, например, в Московской области были вынуждены в 2005г. создать Министерство информационных технологий и связи Московской области, функционируют соответствующие организационные структуры и в других субъектах Федерации.

Проблемы правового регулирования обязательного страхования в РФ (стр

Обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) проводится путем заключения в определенном порядке и на определенных условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями и страховщиками, которые имеют лицензии на проведение данного вида страхования.

Размер страхового тарифа в соответствии с обязательным личным страхованием пассажиров воздушных, железнодорожных, морских, внутренних водных и автомобильных транспортных средств устанавливается страховщиками по установленному согласию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения РФ и целиком утверждаются федеральными органами исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Проблемы правового регулирования воспитания несовершеннолетних граждан при воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации

В 90-е первые «детские взвода» формировались преимущественно из беспризорников и детей из неблагополучных семей. Военнослужащим пришлось столкнуться с рядом трудностей в плане организации содержания, обучения и воспитания детей, в связи с отсутствием регламентирования данного вопроса на законодательном уровне.

несовершеннолетних граждан при воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации 1
Тяжелое социально-экономическое положение, в котором оказалась Россия в результате проводимых в последнее десятилетие реформ, одним из своих последствий имеет колоссальный рост числа несовершеннолетних сирот. Согласно статистическим данным, насчитывается около двух миллионов 2 подобных детей. В сфере обеспечения прав ребенка в стране самыми злободневными проблемами остаются беспризорность, сиротство, детская преступность и наркомания.

Правовое регулирование земельных вопросов в Республике Беларусь

В пределах водоохранных зон запрещаются: 1) проведение авиационно-химических работ, применение химических средств, использование навозных стоков для удобрения почв; 2) размещение складов вредных веществ: ядохимикатов, мест складирования и захоронения хозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод и т.п.; 3) размещение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохранных зон менее 100 метров и крутизна склонов прилегающих территорий более 3 градусов; 4) размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территории дачных и садово-огородных участков, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; 5) проведение рубок главного пользования; 6) строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений, проведение работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования с уполномоченными органами государственной власти.

На малых реках ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 500 м от среднемноголетнего меженного уровня воды. Для водоохранных зон прудов, водохранилищ и озер республики минимальная ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 500 м от нормального подпорного уровня воды.

Проблемы правового регулирования исполнения наказаний

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что в ней впервые проблема применения института ответственности исследована как самостоятельная тема. Наряду с этим научная значимость исследования заключается прежде всего в том, что автором проведена большая обобщающая работа по вопросам применения института наказания и предложенных автором мероприятиях, направленных на это.

Ограничение свободы является только основным наказанием и оно может быть назначено лишь в случаях, когда этот вид наказания предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК, по которой осуждается виновный. При этом ограничение свободы может быть применено как более мягкое наказание при замене неотбытой части наказания (ст.73 УК РК). По своим карательным свойствам ограничение свободы является более строгой мерой в сравнении с другими наказаниями, не связанными с лишениями свободы. Поэтому целесообразно не применять данную меру наказания, если с учетом смягчающих исключительных обстоятельств дела и личности виновного есть возможность применить более мягкое наказание (ч.2 ст.52 УК РК).

Статья: Международно-правовое регулирование вопросов признания и исполнения решений

Как уже неоднократно отмечалось в данной работе, признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений, по общему принципу международного права, на территории иного государства производится в соответствии с международными договорами и национальным законодательством страны исполнения. В случае отсутствия международного соглашения, регулирующего данные взаимоотношения, признание и исполнение производится на основе взаимности.

1)Проверка правильности решения с формальной точки зрения и, прежде всего установление непротиворечия его публичному порядку.
2) Система экзекватуры, по которой иностранное решение признается и исполняется после придания ему судом страны, где испрашивается исполнение, принудительной силы путем вынесения соответствующего постановления, т.е. экзекватуры. Решение иностранного суда после получения экзекватуры приобретает такую же юридическую силу, как и решение собственного суда и исполняется обычно в том же порядке, что и решение собственного суда. Система экзекватуры применяется во Франции, ФРГ и большинстве других стран континентальной Европы, а также в некоторых иных странах. В определенных пределах она используется и в Англии (так называемая регистрация иностранных решений по Закону о взаимном исполнении судебных решений 1933 года).
3) Система англо-американского общего права, по которой иностранное судебное решение как таковое не исполняется, а служит лишь основой для нового судебного разбирательства. В этом разбирательстве оно создает презумпцию в пользу стороны, выигравшей дело; противная сторона может презумпцию опровергать. Иностранное судебное решение порождает по этой системе перераспределение бремени доказывания.

Читайте также:  Росстат Вы Ехавший Из Яроссии

РЕКОМЕНДАЦИИ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

10 общей юрисдикции и арбитражных судах, особенно при рассмотрении в первой инстанции дел по признанию действий (бездействий) органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления незаконными и дел об оспаривании административных наказаний, наложенных на органы местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления. Генеральной прокуратуре Российской Федерации: 1. При проведении прокурорского надзора учитывать разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления различных типов. Не допускать ситуаций, при которых ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение полномочия, осуществляемого совместно несколькими органами публичной власти и определяемого в законодательстве терминами «участвует», «содействует», «создает условия», возлагается на один орган публичной власти, как правило, на орган местного самоуправления сельского поселения, имеющий меньшие возможности для юридической защиты по сравнению с органами государственной власти или органами местного самоуправления муниципальных районов. 2. Обратить внимание на законность проведения контрольных (надзорных) мероприятий органами государственной власти в отношении органов местного самоуправления в случаях, когда привлечение к административной ответственности органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления ранее признавалось судом незаконным, но вновь совершается только в отношении органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления другого муниципального образования. Принимать меры прокурорского реагирования к должностным лицам органов государственной власти, которые, игнорируя позицию судов, допускают при проведении контрольных (надзорных) действий в отношении органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления те же нарушения закона, которые ранее уже становились 10

11 основанием для отмены наложенных административных взысканий в судебном порядке. 3. Принимать меры прокурорского реагирования к контрольным (надзорным) органам государственной власти и должностным лицам данных органов, которые в нарушение законодательства Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных нормативно-правовых актов вторгаются в собственную компетенцию органов местного самоуправления, предписывая органам местного самоуправления выполнение несвойственных им функций или совершение расходов, не предусмотренных бюджетным законодательством и местными бюджетами. 4. Информировать органы местного самоуправления о состоянии законности в сфере соблюдения муниципальных правовых актов органами публичной власти, юридическими и физическими лицами. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации: 1. Рассмотреть вопрос о создании институтов (центров) муниципального нормотворчества, которые по заказам муниципальных образований будут готовить проекты муниципальных правовых актов и проводить их экспертизу; 2. В рамках проекта «электронное правительство» для каждого вида муниципального образования обеспечить полное правовое сопровождение организации исполнения вопросов местного значения, включая правоприменительную и судебную практику. 3. Активизировать работу по принятию законов субъектов Российской Федерации, определяющих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации. 4. Рассмотреть вопрос о создании совместно с советом муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации региональной электронной базы правовых ошибок, допускаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, отраженных 11

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Л.Б. СЕТДАРОВА
Сетдарова Л.Б., кафедра гражданско-правовых дисциплин юридического факультета СевКавГТУ.
Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществляется как на основе национальных правовых традиций, так и в соответствии с современными стандартами международной торговли. Весьма интересным представляется сравнение конфиденциальной информации с ледяным кубом, использованное в одном из известных судебных разбирательств. «Передайте ледяной куб лицу, которое будет хранить его в холодильнике, и мы по-прежнему будем иметь ледяной куб. Отдайте его тому, у кого нет холодильника, или тому, кто откажется его там держать, и ко времени судебного разбирательства у нас останется только не нужная ни одной из сторон лужа воды».
Большое количество действующих законов и иных правовых актов Российской Федерации содержит разрозненные нормы, касающиеся вопросов коммерческой тайны. В основном эти нормы устанавливают обязанность должностных лиц государственных органов, органов следствия и дознания и лиц, занимающихся соответствующими видами деятельности, соблюдать права обладателей коммерческой тайны, ставшей им известной. Ответственность за нарушение прав обладателя коммерческой тайны установлена нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудового кодекса Российской Федерации. Наличие значительного количества принятых декларативных норм и их противоречивость создают возможность различного толкования этих норм в правоприменительной практике. До сих пор не имеют однозначного правового разрешения вопросы, касающиеся законных оснований отнесения информации к коммерческой тайне; определения прав обладателя коммерческой тайной; разумной достаточности мер по охране коммерческой тайны; регулирования отношений работодателя и работника в области охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну. Эти обстоятельства вызвали необходимость разработки специального законодательного акта, регулирующего вопросы коммерческой тайны. 19 ноября 2003 года Государственная Дума во втором чтении приняла законопроект N 310378 «О коммерческой тайне», который учитывает наличие разрозненных норм в российском законодательстве и по своей концепции играет роль кодифицирующего акта. В статье 8 упоминается, что обладателем коммерческой тайны в отношении информации, созданной работником в связи с выполнением им трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, является работодатель, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. Однако необходимо учитывать, что вся выполняемая работником в течение рабочего времени работа является исполнением его трудовых обязанностей. Более того, статья 60 ТК РФ содержит запрет для работодателя требовать от работника выполнения заданий, не обусловленных трудовым договором. Традиционно коммерческая и служебная тайна были предметом изучения гражданского права. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, является объектом гражданских прав. В п. 2 ст. 139 ГК РФ содержится норма, согласно которой обязанность возмещения убытков за разглашение такой информации возлагается не только на контрагентов по гражданско-правовому договору, но и на работников, заключивших трудовой договор.
Данное положение нашло отражение в КЗоТ РСФСР. В частности, ч. 2 ст. 15 КЗоТ указывала, что в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в трудовом договоре могут содержаться условия неразглашения работником сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших известными ему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Таким образом, неразглашение коммерческой или служебной тайны могло быть включено в трудовой договор в качестве дополнительного условия.
Трудовой кодекс Российской Федерации в отличие от ранее действовавшего КЗоТ РСФСР допускает возможность включения в трудовой договор не только коммерческой и служебной тайны, но и иной охраняемой законом тайны (например, государственной).
ФЗ «О коммерческой тайне» (ст. 12) предусматривает, что в целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:
— ознакомить в письменной форме работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, с перечнем сведений, которые составляют коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов;
— ознакомить в письменной форме работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с ответственностью за его нарушение;
— создать работнику необходимые условия для выполнения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.
Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия.
В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан:
— выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
— не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов, и без их согласия не использовать ее для собственных нужд в период действия трудового договора, а также в течение трех лет после его окончания, если соглашением между работником и работодателем, предусмотренным трудовым договором, не установлен иной срок;
— возместить причиненные убытки, если он виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
— возместить причиненные убытки, если он виновен в разглашении после прекращения трудового договора информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей при наличии соглашения о сохранении соответствующих обязательств после прекращения трудового договора;
— передать работодателю при прекращении трудового договора имеющиеся в его распоряжении материальные носители информации, составляющей коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов.
Причиненные убытки не возмещаются работником вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения информации.
Трудовой договор с руководителем (заместителем руководителя, главным бухгалтером) организации может предусматривать его обязательства и ответственность по обеспечению охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну организации и (или) ее контрагентов.
Однако некоторые положения законопроекта требуют уточнения и доработки. Подлежат существенной корректировке обязанности работника в связи с охраной коммерческой тайны (п. 2 ст. 12) в части установления срока сохранения обязательств работника по защите коммерческой тайны после окончания трудового договора. Необходимо также конкретизировать в п. 2 ст. 12 вид документа, в котором могут быть закреплены указанные обязательства работника: трудовой договор или дополнительное соглашение (гражданско-правовой договор). Представляется целесообразным дополнить Трудовой кодекс РФ положением о возможности, при согласии работника, включения в трудовой договор его обязательств по сохранению коммерческой тайны после окончания трудовых отношений, что не предусмотрено материалами законопроекта. Вызывает принципиальные возражения обязанность работника сообщать работодателю о фактах разглашения коммерческой тайны (ч. 4 п. 2 ст. 12). За несоблюдение этой обязанности работник должен нести ответственность, однако законопроектом она не установлена (ст. 15). Обязанность работника возместить в полном объеме причиненные убытки (ч. 5 п. 2 ст. 12) противоречит ст. 243 Трудового кодекса РФ, согласно которой работник возмещает в полном размере только причиненный ущерб.
Более сложным является определение служебной тайны. Если исходить из буквального значения этого выражения, то следует считать, что служебная тайна — это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей . При этом не имеет значения, в какой организации (государственной или негосударственной) работает гражданин. Что касается содержания служебной информации, то это может быть врачебная, банковская, техническая, адвокатская тайна.
———————————
См.: Гаврилов А. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны: Гражданско-правовые аспекты // Хозяйство и право. 2003. N 5. С. 28.
В трудовой договор могут включаться обязательства работника по сохранению сведений, связанных с его профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Трудовой кодекс помимо включения в трудовой договор условия о неразглашении охраняемой законом тайны предусматривает возможность увольнения работника за разглашение государственной, коммерческой, служебной или иной тайны. В соответствии с подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в виде разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной или иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. В ФЗ «О коммерческой тайне» под разглашением коммерческой тайны понимается деяние (действие или бездействие), в результате которого информация, составляющая коммерческую тайну, становится известной (раскрытой) третьим лицам без согласия обладателя коммерческой тайны, а также вопреки трудовому или гражданско-правовому договору (ст. 2). Увольнение работника за разглашение коммерческой и служебной тайны возможно только в том случае, если обязанность по сохранению такой тайны была обусловлена заключенным с этим работником трудовым договором.
Таким образом, со вступлением в действие Трудового кодекса РФ у руководителей предприятий появились дополнительные возможности защиты информации — привлечение работников к дисциплинарной ответственности за разглашение охраняемой законом тайны.
Кроме того, ст. 243 ТК РФ устанавливает полную материальную ответственность работника за разглашение сведений, составляющих служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Ст. 238 ТК РФ определяет материальную ответственность работника как обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере. Однако ущерб от разглашения коммерческой или служебной тайны выражается не в виде реального ущерба, а в неполученных доходах. Поэтому в литературе высказывается мнение, согласно которому допустимо и иное толкование нормы: выражение «полная материальная ответственность» может быть понято и как отмена ограничения причиненного работником ущерба лишь прямым действительным ущербом. Иными словами, возможно следующее толкование: обязанность работника возместить ущерб в полном размере включает обязанность возмещения и неполученных доходов (упущенной выгоды) .
———————————
Гаврилов А. Указ. соч. С. 33.
В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ работник, разгласивший служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, обязан возместить причиненные убытки. Под убытками ст. 15 ГК РФ понимает реальный ущерб и упущенную выгоду.
Применение к работнику норм о материальной ответственности по трудовому праву означает исключение применения имущественной ответственности в рамках гражданского права за разглашение коммерческой или служебной тайны. Следует учесть, что на работников в рамках трудовых отношений в этой части распространяются положения статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации, где идет речь о возмещении материальной ответственности только в полном размере причиненного работодателю ущерба, т.е. неполученные доходы не возмещаются. С этих позиций указанные положения нуждаются в корректировке.
В законодательстве необходимо более четко разграничить регулирование режима коммерческой тайны в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых отношений.
Для работодателей, которые реально хотят сохранения конфиденциальности коммерческой или служебной тайны, можно рекомендовать заключение гражданско-правовых договоров о соблюдении работником определенного режима сохранения и неразглашения служебной и коммерческой тайны и о гражданско-правовой ответственности за ее разглашение, в том числе за передачу третьим лицам. Тем более что по такому пути идет зарубежная практика, заключая с работниками пакт о неконкуренции.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:  3ндфл Заполненный Образец На Возврат 13% За Лечение Код Бюджетной Классификации На 2022 Год Как Узнать

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
«КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(утв. ВС РСФСР 09.12.1971)
Юрист, N 9, 2004

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус