Франкское Государство Этапы Развития Кратко

Франкское Государство Этапы Развития Кратко

2. Монархия Меровингов. Династия Меровинговправила во Франкском государстве с 457 по 751 гг. В период её правления у франков зарождаются феодальные отношения. В V — V] вв. общинные, родовые связи ещё сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда, записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих социальных групп˸

Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Особенностью V — VI вв. в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в её властных притязаниях. Церковь в это время ещё не была политическим образованием и не имела единои̌ организации, однако уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской. В ходе завоевательных войн VI — VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии и королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, процессы феодализации у франков развиваются. Крупным собственником земель, скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) становится служилая знать, связанная вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей. Знать пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феодальных отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частнособственнических порядков галло-римлян. В середине VIIв. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую. Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладельцев, которые показали непрочность королевства Меровингов. Королевский земельный фонд уменьшался за счёт раздачи земли королями, и гос. власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С

Общественный и государственный строй Франкского государства

Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменное народное собрание в это время было заменено смотром войска — сначала в марте («мартовские поля»), затем (при Каролингах) в мае («майские поля»). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания («малюс»), выполняющие судебные функции под председательством туигинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права («выносящими приговор»), были представителями общины.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Франкская империя (Франкское государство)

К концу 7 в. королевская власть уже не была авторитетом во Франкском королевстве. Все рычаги власти сосредотачивали у майордомов, должность которых в конце 7 – начале 8 вв. стали наследственными. Это привело к тому, что правители династии Меровингов потеряли контроль над страной.

К концу 5 в. часть франков поселилась на побережье Рейна — в пределах современного города Кельна (в то время это был населенный пункт Колония). Их стали называть рейнскими или рипуарскими франками. Другая часть франских племён проживала к северу от Рейна, поэтому они получили название северных или салических. Управлял ими род Меровингов, представители которого и основали первое Франкское государство.

История Франкского государства (стр

Перевод различных по характеру документов на русский язык и печать источников по раннему средневековью Западной Европы, несомненно, вызвали интерес к проблеме создания государства у франков. Это послужило началом разработки данной проблемы. Многие исследователи интересуются историей возникновения современного государства Франция. А чтобы проследить ее историю, необходимо обратиться к истокам возникновения этого государства, а именно к истории возникновения Франкского государства. Актуальность рассмотрения данной темы выражена в том, что особую роль в Западной Европе суждено было сыграть именно салическим франкам, а не другим многочисленным варварским племенам. Салические франки входили в союз германских племен, сложившийся в III в. на северо-восточной границе Галлии, провинции Римской империи. Салические франки, во главе со своим вождем Хлодвигом (481-511 гг.), в результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг же, утвердившись как представитель римского императора, становится властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального королевства. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения. При достаточном количестве и разнообразии работ, затрагивающих данную проблему, нет фундаментальных трудов, раскрывающих все аспекты вопроса. Имеющиеся работы посвящены общим проблемам средневековья (феодализм, культура.). Обобщающих исторических и историографических работ по данной теме мало. Это вызывает интерес к процессу складывания государства, властных структур и их функций у франков. Встает вопрос о разработке данной темы при пересмотре имеющегося материала и использовании новых исследований и источников. Эти обстоятельства ставят перед нами следующую цель данной курсовой работы. Опираясь на изучение и анализ доступных нам письменных памятников, рассмотреть историю и пути создания государства франков, проследить эволюцию королевской власти у франков. Обозначенная нами цель ставит следующие задачи дипломной работы: рассмотреть предпосылки возникновения и последующее расширение Франкского государства, проследить пути образования государства франков, выявить политическую ситуацию после раздела 511 г., дать характеристику королевской власти и проследить ее эволюцию при правлении Меровингской династии. В данной курсовой работе мы применяли сравнительно-исторический метод, историко-типологический метод, который применим, прежде всего, в работе с источниками. Метод анализа и синтеза также применим в работе с источниками. Этот метод дает возможность определения ключевых моментов исследования и дальнейшего составления из полученных данных общей картины создания государства у франков. Практическая и теоретическая значимость данной работы заключается в возможности использования материалов и выводов данного исследования при подготовке к докладам и семинарским занятиям. Также данная работа будет интересна студенту, который интересуется историей образования современного государства Франция.

Источниковедческой базой исследования являются повествовательные и документальные памятники рассматриваемого нами периода.Наиболее важная роль в данной работе отводится памятникам повествовательного характера. Разнообразный материал, помогающий раскрыть различные аспекты темы, иявляющийся базисом всего исследования, мы находим в «Истории франков» Григория Турского [13]. «История франков» — одна из первых попыток изложения светской истории представителем церкви. Григорий Турский (540-594 гг.) – представитель старой галло-римской знати, епископ, историк. Его называют «отцом французской истории». Ранняя история франков изучается почти исключительно на основе его «Истории», которая, в основном, является записью его личных наблюдений, как активного участника общественно-политической жизни. Указанная нами оговорка говорит об использовании Григорием Турским Библии и работ ранних христианских писателей для воссоздании событий прошлого. Из всего этого складывается предвзятость автора. Он описывает все события исходя из христианского мировосприятия, делит людей на праведников и грешников, в зависимости от их поступков по отношению к церкви. Труд, изложенный в десяти томах, открывает всемирная история до конца IV века. Краткое изложение библии, по примеру епископа Турского, будет открывать все последующие работы историков. Большое внимание автор уделяет описанию складывания королевства Меровингов, что представляет наибольший интерес в нашем исследовании. Мы находим указание на традиционное избрание королей из одного рода (формирование династии Меровингов), территориальное увеличение государства в ходе войн, укрепление власти королей путем принятия христианства, записи законов, формирования администрации и т.д. хронологическом порядке следуют рассказы о событиях до 591 г. включительно. Данные сведения являются исходным материалом всего исследования. Среди повествовательных источников, большое значение в данном исследовании имеют летописи, хроники и анналы франков. Одной из таких хроник, несомненно представляющих интерес для нас, является анонимная хроника Фредегара (до 642 г.) [16]. Исследователи указывают, что имя Фредегар появилось на полях одной из рукописей шести веками позже первой записи. Об авторе известно немного. По складу ума это был светский человек, поскольку, затрагивая в описаниях дела церковные, проявлял невежество. Однако, необходимо отметить достоинства данного источника. Автор придерживался хронологической четкости и избегал в описании чудес или катаклизмов, указания на перст Бога, подобно другим авторам. В данном источнике мы находим важные для исследования сведения: о происхождении первых королей и процессе складывания династии Меровингов, о жизни и политике правителей, о влиянии христианства на формирование централизованной управленческой структуры, сакральные элементы королевской власти. В ходе данной работы мы обращались также и к законодательным источникам. К группе законодательных источников относятся используемая нами в данной работе Салическая правда (Lex Salica)- произведенная при Хлодвиге запись древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии [19]. На ее основе в VI — VIII вв. создавались дополнения и уточнения. Салическая правда представляет интерес в связи с описанием управленческой структуры франков и выделением особых прав короля в обществе. Она является основой при сопоставлении прав и привилегий короля с более поздними документами. Разнообразный материал, помогающий рассмотреть эволюцию власти и строй древних германцев, мы находим в «Германии» Публия Корнелия Тацита (55-117 гг.н.э.) — одного из самых крупных римских историков [22]. Говоря о достоверности сведений, необходимо заметить, что Тацит никогда не посещал «страну» германцев. Свой труд, написанный около 98 г., под заглавием «О происхождении и местожительстве германцев» (обычно называемый просто «Германия»), Тацит писал используя рассказы купцов, воинов и германских рабов-военнопленных, донесений римских полководцев сенату. В основу же «Германии» легли труды Плиния Старшего и Тита Ливия, недошедшие до наших дней. Тацит рассказывает о происхождении германцев, описывает природно-климатические условия, их облик, быт и обряды, военные способности и организацию. Относительно темы дипломной работы мы находим сведения по структуре и проведению управления, по традиции выборности королей и их сакральному восприятию в племени. Изучение образования раннесредневековых государств и путей их создания относится к традиционным темам западной историографии. Эта проблематика оказалась в центре внимания исследователей, принадлежавших к разным научным школам. В XX в. Особенно возникает интерес к истории Франкского государства. Проводятся многочисленные археологические раскопки с целью проследить передвижение франков, а также подтвердить некоторые письменные источники. Одним из таких археологов является француз по происхождению Патрик Перен. Он занимался исследованием захоронений германских воинов. Проблемой взаимодействия галло-римского населения и франков занимался историк Ф.Лот. История Франции пробуждала большой интерес различных ученых. Многие значительные работы, посвященные французской истории,- Минье, Тьерри, Токвиля, Луи Блана, Мишле и многих других в разное время переводились на русский язык и вызывали огромный интерес у советских и русских историков, политологов, социологов. Советские историки также неоднократно обращались к истории Франции. Однако существует проблема трактовки многих таких исследований, поскольку многие из них основывались на идеологии марксизма-ленинизма. В таких трудах рассматривался, в основном, социально-экономический аспект образования государства. Очень долгое время в отечественной историографии не осуществлялась попытка охватить всю историю этой страны в целом, дать систематическое, хронологически последовательное изложение всей истории Франции от Древней Галлии до наших дней. Однако потребность в таком издании была несомненно. Нельзя понять историю современного государства, не зная его прошлого. Невозможно представить очертания будущего, не оглядываясь на прошедшее, не анализируя его. Одной из попыток создания систематической истории Франции от древнейших времен до наших дней является издание «Истории Франции» в III-х томах под редакцией А.З.Манфреда [10]. Каждый том соответствует определенному историческому периоду. Однако для нас непосредственный интерес представляет первый том. Данный том охватывает время от ранних государственных образований на территории древней Галлии до кризиса феодально-абсолютистского строя. В данной книге мы можем почерпнуть информацию о раннем этапе создания Франкского государства, о внешней политике Хлодвига. Однако эта книга имеет свой недостаток, поскольку в ее основе лежит марксистско-ленинской методологии. Таким образом, в отечественной историографии проблемы политической истории разрабатывались не активно. Политическая организация раннесредневекового общества рассматривалась, как правило, в плане изучения общих тенденций социального развития. Такой подход нашел отражение в трудах Д.М. Петрушевского, А.Р. Корсунского, Н.Ф. Колесницкого, Л.И. Неусыхина, Ю.Л. Бессмертного. В отечественной медиевистике не сложилось единого мнения о сущности управленческих институтов у франков периода раннего средневековья. Под влиянием формационного подхода преобладала и преобладает до сих пор «заряженность» исследователей на изучение генезиса феодальных отношений, в том числе и в политической сфере. Так, Корсунский А.Р. Гюнтер Р. В. работе «Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств», используя обширнейшийфактический материал, прослеживают историю зарождения и становления варварских королевств на основе уничтожения рабовладельческой системы, родового строя и генезиса феодальных отношений. Большое значение в становлении аппарата управления у варваров, они отводят преемственности с позднеантичными политическими институтами. Данная работа ограничена хронологическими рамками (III – VI вв.) и не затрагивает властные структуры германцев, сложившиеся к I веку, тем самым не дает полное представление о трансформации управления [7]. В ходе данного исследования мы также опирались на труд С. Лебека «Происхождение франков» [8]. Книга доцента кафедры истории средних веков города Лилля посвящена истории государства франков в период с 481 до 814 года. Непосредственный интерес представляет для нас труд Сиротенко В.Т. «История международных отношений в Европе во второй половине IV — начале VI в.» [11]. В настоящей работе предпринята попытка осветить международные отношения в Юго-Восточной, Центральной и Западной Европе во второй половине IV — начале VI в. в их тесной связи с экономическим, социальным и политическим развитием, с внутренней политикой социальной верхушки, с классовой, политической и религиозной борьбой. Достаточное внимание проблеме возникновения государства у франков уделила Данилова Г.М. В данной курсовой работе мы опирались на ее труд «К вопросу возникновения государства у франков» [2]. В своей работе автор исследует первобытнообщинные отношения в обществе франков и проникновение отношений нового типа в это общество. Задачей ее исследования является анализ раннефеодальных отношений франкского общества и их влияние на дальнейшее развитие этого общества. Весьма полезной и интересной для нашего исследования является работа французского историка Огюстена Тьерри «Рассказы о временах Меровингов» [14]. Книга повествует о жизни, нравах и обычаях семьи королевского рода Галии в VI веке. О.Тьерри рассказывает о различных путях прихода к власти представителей Меровингской династии. Дает характеристику этим представителям и оценивает политическую ситуацию во время их правления. В ходе исследования мы также использовали работу М.Ц. Арзаканян «История Франции» [1]. Данный труд имеет свое преимущество. Впервые в отечественной современной литературе предпринята попытка дать систематизированное изложение истории страны с древнейших времен до начала XXI века. На основе конкретно-исторического метода. В данной работе можно почерпнуть сведения о социальном и экономическом развитии, внутренней и внешней политике. При этом относительно большее внимание уделено политической истории. В работе затронут ряд вопросов, которые долгое время являлись предметом историографических дискуссий. В общем и целом проблема создания Франкского государства и изменения политических институтов всегда интересовала зарубежных и отечественных ученых и исследователей. Подтверждением тому служат многочисленные труды и монографии, посвященные данной тематике. Однако все-таки еще существует ряд вопросов, которые нуждаются в разработке, поэтому эта тема вызывает интерес.

Читайте также:  В Какой Срок Надо Подать На Возмещение Ндфл За Обучение

Возникновение государства у франков

Становление государственности у франков отражало переход от военной демократии к политической системе феодального общества. Оно происходило в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризовалось многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений). Процесс создания основных классов феодального общества был незавершен. В силу этого раннефеодальное государство несло на себе значительный отпечаток старой общинной организации, в нем сохранялись учреждения племенной демократии. Уже первые франкские короли обладали значительной властью. Они созывали народное собрание, ополчение и командовали им во время войны, издавали общеобязательные распоряжения, чинили высший суд в государстве, собирали налоги. Неисполнение королевского повеления каралось крупным штрафом или членовредительством, в некоторых случаях могло повлечь даже смертную казнь. Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления — традиционные собрания деревень. Король выступал прежде всего как «охранитель мира», как исполнитель судебных решений общины. Королевские предписания касались незначительного круга государственных дел — призыва в войско, вызова в суд. Однако король в это время оставался прежде всего военным предводителем, военачальником, главной заботой которого являлись «порядок» в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. Но король мог вторгаться и во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения. В VI—VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усилились, а капитулярии (указы и распоряжения франкских королей), не без влияния церкви, стали содержать положения о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Показательно, что в тот же период появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной администрации. Складывавшийся государственный аппарат отличался крайней аморфностью, отсутствием организации делопроизводства, соподчиненности, четко разграниченных между чиновниками должностных полномочий. Центральное управление было в то время сравнительно простым. В источниках упоминается должность майордома — первого сановника (при Каролингах этот пост был отменен). Он возглавлял управление королевским дворцом. Однако постепенно его полномочия были расширены: фактически майордом управлял королевскими чиновниками. Последние награждались имениями, располагали частью собираемых судебных пошлин. Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев. Нити государственного управления сосредоточились в руках королевских слуг и приближенных. Среди них особое положение занимали дворцовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполнял главным образом судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговоров. Референдарий (хранитель королевской печати) ведал королевскими документами, оформлял акты, предписания короля и пр. Камерарий следил за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца. Утверждение новой власти было связано с введением админ истративно-территориального разделения населения. Земли, заселенные франками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц — сотен. Управление округом поручалось особым доверенным лицам короля — графам. В их функции входили организация ополчения, просматривание судебных дел и взимание податей. В южных районах франкского государства на первых порах сохранялось римское административнотерриториальн ое деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависело от короля. На границах страны были созданы герцогства, состоявшие из нескольких округов. Управление ими осуществляли герцоги, которые были также командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ. Формирование местных органов власти в рассматриваемый период происходило под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы управляли округами как римские наместники. Они обладали полицейскими, военными и судебными функциями. Во второй половине VII в. сложилась новая система политического господства и управления, предполагавшая непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством, что привело к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение уже приобрело значительные размеры. В это время большую власть присвоил созданный еще ранее Королевский совет, состоявший из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передавались ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретали герцоги, графы, бароны, рыцари, ставшие землевладельцами. Они начали присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы. Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю стало все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора. Согласно иерархии, утвердившейся на франкских земл ях, рыцарь должен был обладать владением, позволяющими ему создать боевой отряд. Он включал самого рыцаря, его оруженосца и трех-четырех вооруженных всадник ов-слуг. Барон должен был иметь в качестве вассалов как минимум шесть рыцарей. Владения виконтов, графов, маркизов включали от трех до шести баронств. Герцогство состояло по крайней мере из четырех графств. Королевством могло называться владение, объединявшее земли самое меньшее четырех герцогств (или 16 графств, или 64 баронств)1. В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась более ста лет (с небольшими перерывами). Последние короли из династии Меровингов бо́льшую часть времени проводили за разбором скандалов и склок среди своих близких, одновременно не избегали и «радостей жизни», отодвинув заботы по управлению страной на второй план. С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать взяла бразды правления в свои руки, отстранив короля. Власть постепенно забирали в свои руки майордомы — управляющие королевским двором. Сначала это происходило за счет все большего усиления значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Своим могуществом, обилием земель и богатством стал выделяться род Пипинидов. В 751 г. майордом Пипин Короткий официально провозгласил себя королем франков, окончательно оттеснил династию «ленивых королей». Смещенный правитель был пострижен в монахи. Во втором периоде (VIII — первая половина IX в.) фактически завершилось формирование крупной феодальной земельной собственности, а также двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства пришла феодальная раздробленность. Рубеж, разделявший два периода в развитии государства франков, характеризовался не только сменой правящих династий. Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось феодальное государство в форме сеньоральной мон архии. В первой половине VIII в. майордом из рода Каролингов Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для социальной структуры франкского общества. Он начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, конфискаций земель своих политических противников и с частичной секуляризации церковных земель. При этом он воспользовался правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда новой знати в пожизненное условное держание стали раздаваться земельные пожалования — бенефиции (от лат. benefi cium — благодеяние, милость) за несение той или иной службы (чаще всего в кавалерии). Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк. Таким образом были укреплены позиции центральной власти. Постепенно, помимо главы государства, бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности феодалов, позже получившие название вассалитета. В IX в. крупные бенефициарии добились права передавать бенефиции по наследству. На смену бенефицию пришел феод1. Крупные феодалы превратились в суверенов, обладающих в своих владениях политической властью. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Важные изменения происходили и в среде крестьянства. В марке (общине) утверждалась частная собственность на землю. Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось ограничением их личной свободы со стороны феодалов. Широкое распространение получили отношения покровительства, господства и подчинения, возникавшие на основе особых договоров прекария, коммендации, самозакабаления. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения им определенных повинностей. Формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал для этого благоприятные условия. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). Существовало три формы прекария:

Читайте также:  Управляющий Организации Ип Выдает Доверенность На Управление Управляемым Обществом

Раннефеодальная монархия в период правления династии Меровингов Патримониальный характер королевской власти Сохранение элементов общинноплеменной организации Наличие институтов римской государственности Примитивный аппарат управления Широкая социальная база

Франкское Государство Этапы Развития Кратко

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Тем самым были заложены основы для последующего возникновения во Франции сословно- представительной монархии.

Военная реформа содействовала замене традиционной личной военной повинности выплатой «щитовых» денег, введению общего налога на движимое имущество (Ассиза о вооружении 1181 г.). В составе королевских курий (ведомств) были выделены Палата шахматной доски (финансовое управление), ведомство канцлера, ведомство высшего суда во главе с юстициарием (знаток обычного, римского и церковного права), произошло обособление Суда общих тяжб от Суда королевской скамьи.

Франкское государство и право

Государство франков возникло в результате развития имущественного и социального неравенства и разложения франкской общины. Процесс имущественной и классовой дифференциации, проходивший ранее крайне медленно, был ускорен бесконечными военными походами, которые позволяли обогащаться племенной знати (старейшинам), военному вождю и его дружине, становиться крупными землевладельцами и превращаться в политически господствующий класс.

В своем развитии государство франков прошло два этапа в соответствии с правящими династиями: первый этап – монархия Меровингов (V–VII вв.), второй этап – монархия Каролингов (VIII в. – по 843 г.).

Образование и развитие Франкского государства

В первых веках нашей эры Римская держава достигла невиданных размеров, охватывая территории Европы, Ближнего Востока, Малой Азии, Северной Африки, а Средиземное море стало внутренним морем государства. На этих землях проживало огромное количество племен, народов, которых римляне презрительно называли варварами. В частности, в Западной Европе жили готы, франки, бургунды, но маны, англосаксы и т.д. Признав превосходство власти римских правителей, местные вожди возглавлявшие союзные Риму армии, получали звания римских магистратов. Упадок центральной власти в Римской империи породил сепаратистских движений среди варварских племен, расширение полномочий местных правителей. С начала V в. между ними разворачиваются кровопролитные междоусобные войны, которые привели к образованию «племенных государств» варваров. Но особая миссия в Западной Европе выпала на долю салических (приморских) франков, которые входили в союз германских племен на северо-востоке Галлии — провинции Римской империи.

Читайте также:  В Башкирии 2022г Склько Составляет Пособие Малоимущим

Все приведенные выше факторы обусловили перерастание Франкского государства от раннефеодальной монархии к феодальной раздробленности. Карл Великий пережил двух своих законных сыновей и оставил трон третьему — Людовику Благочестивому, на время правления которого приходится постепенный распад империи. В 843 г. раскол государства был юридически закреплен в договоре, заключенном в Вердене внуками Карл а Большого. Правопреемниками государства стали три королевства, которые положили начало самостоятельному существованию феодальных государств во Франции, Германии и Италии.

Государство франков кратко

9 вв. («период Каролингов»). Ф. г. возникло после падения Зап.-Рим. империи, в результате завоевания в 486 салическими франками во гл. с Хлодвигом I (481-511) из рода Меровингов владений рим. наместника Сиагрия в Галлии. При Хлодвиге же Ф. г. было расширено благодаря подчинению алеманнов, живших по среднему и верхнему Рейну (496), и завоеванию владений вестготов в Аквитании (507) и вост. франков в низовьях Рейна.

Это общество характеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии.

Мир науки

Государство франков была первой феодальной политической структурой на территории Западной Европы. Возникла она в результате завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не имел никаких

перспектив. Основой государства стал союз северо-германских племен, которые получили общее название франков. Они уже давно распались на салические (приморские) и Рипуарская (прибрежные). В V в. P. X. в салических франков начался процесс государства. Они завоевывали территории соседних темен и, в частности, в VI сг.-почти всю Галлию. Именно на территории этой римской провинции находилась государство франков. Феодальные отношения в государстве формировались в социальной среде, образовавшееся из двух основных социально-сииичиииих групп: франкской и Талли-римской. Первые вступили в эпоху феодализма в процессе распада первобытнообщинного строя, а вторые

Государство и право франков

Местная администрация была организована следующим образом. Королевство делилось на округа – паги. Во главе каждого из них стоял граф, назначавшийся королем обычно из числа крупных землевладельцев. Он осуществлял административные, судебные, военные и фискальные полномочия. Паги, в свою очередь, делились на сотни. Во главе каждой из них стоял сотник, представитель графа в низшем суде. В некоторых областях (обычно пограничных) короли назначали герцогов, полномочия которых простирались на несколько графств (от 2 до 12). Герцог осуществлял полномочия графа в тех частях порученной ему территории, где почему-либо не было в этот момент графа; его главными задачами являлись поддержание мира в стране и организация обороны.

Первоначальный текст этой правды до нас не дошел. Наиболее древние рукописи относят ко времени Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.). Этот первоначальный текст дополнялся при королях Хильдеберте I и Хлотаре I (VI в.).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА ФРАНКОВ

Самым ярким представителем династии Каролингов стал Карл Великий (768-814 гг.). При нем Каролингское государство пережило свой наивысший расцвет. В 774 г. после удачного похода в Италию Карл присоединил к Франкскому государству Лангобардское королевство. В 788 г. он включил в состав государства франков территорию Баварии. Довольно долгое время — — с 772 по 802 гг. — Карл Великий сражался с саксами, в результате чего завоевал и Саксонию.

Следует отметить, что основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, ко­ролевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

Возникновение, развитие и распад Франкского государства

Основную массу населения Франкского государства в эпоху его образования составляли свободные франки и галло-римляне. Ниже их на общественной лестнице стояли литы, вольноотпущенники и рабы. Родовой знати у салических франков во времена Меровингской династии не было, но очень быстро выделилась служилая знать из числа королевских дружинников и доверенных слуг, наделенных крупными земельными владениями.

В процессе междоусобной борьбы представителей аристократии возвысился сильнейший из них — Пипин Геристальский, майордом Австразии, ставший в 687 единым майордомом всех трех частей Франкского государства. За королями дома Меровингов был оставлен титул, вся фактическая власть перешла к майордомам. Опираясь на свои огромные земельные богатства и множество вассалов из числа свободных, Пипин и его преемники привели к повиновению знать, усилили военную мощь Франкского королевства. Сам Пипин, справившись со знатью, успешно действовал против германцев на востоке, он подчинил своей власти часть территории фризов и снова утвердил франкское влияние в Алеманнии и Баварии.

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА ФРАНКОВ

Следует отметить, что основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, ко­ролевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

В процессе установления власти крупных землевладельцев над кресть­янами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господству­ющего положения церкви были монастыри, а оплотом светской знати — — укреп­ленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян и выразительным символом могущества сеньоров.

Основные этапы развития феодального государства во Франции

Галло-римляне, по численности в несколько раз превышавшие франков, оказались в положении зависимого населения. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. Это проявилось при формировании новой власти, которая должна была сохранить захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела необходимых для этого сил и средств. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации во главе с военным вождем — королем и лично преданной ему дружиной. Король и его приближенные фактически решали все важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохранялись народные собрания и другие институты прежнего строя франков. Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадала непосредственно с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и из принудительных учреждений, которых не было при родоплеменном строе. Учреждение новой публичной власти связано с разделением населения. Земли, заселенные франками, стали делиться на паги (округа), состоявшие из более мелких единиц — сотен. Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где по численности многократно преобладали галло-римляне, на первых порах сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависело от короля.

В Галлии V в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. В этой богатейшей провинции Рима (территория, почти совпадающая с нынешней Францией) проявился глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев — восточных соседей Галлии. В результате большая часть страны была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном итоге оказались наиболее сильными салические франки. Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V — начале VI вв. захватить большую часть страны.

Государство франков кратко

Карл Великий был франкским королем и притом происходил из Австразии, оставшейся более верною германским началам, но он овладел почти вполне романскою Италией и сделался римским императором. В самом лице Карла Великого таким образом соединялись германское и римское начала. Он носил народный костюм франков, но надевал и римское императорское облачение. Большой поклонник древней образованности, которую он хотел восстановить, насколько то было возможно, он вместе с тем принимал меры к тому, чтобы сохранить от забвения германские народные песни.

На северо-восточной границе Галлии. Салические франки, во главе со своим вождем Хлодвигом (481-511), в результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510 г. от среднего течения Рейна до Пиренеев. Галлия еще длительное время сохранялась под сенью римской империи. Только в VIII в. титул римского императора был присвоен франкскому королю Карлу Великому.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус