Современная структура органов предварительного следствия россии

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ

Предварительное расследование в форме следствия проводит следователь, наделенный законодательно необходимыми полномочиями. В силу большого объема или сложности производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе с привлечением должностных лиц органов, производящих оперативно-розыскные мероприятия, в этом случае все процессуальные решения принимает руководитель следственного органа [4].

  • возбуждать уголовное дело;
  • принимать уголовное дело к производству или направлять его прокурору;
  • собирать и исследовать доказательства;
  • устанавливать факт преступления и лица, виновного в его совершении;
  • самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий;
  • давать органу дознания поручения о производстве следственных или иных процессуальных действий, об исполнении постановлений о задержании, временном отстранении от должности, приводе, аресте, о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
  • категория уголовных дел, отнесенных законодательно к подследственности;
  • субъект предварительного расследования;
  • сроки досудебного производства по уголовному делу;
  • процедура окончания предварительного следствия или дознания;
  • итоговое решение следователя или дознавателя.

Полномочия возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Тем не менее, в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не допускается возложение полномочий по проведению предварительного расследования в форме дознания на то лицо, которое осуществляло или осуществляет по данному уголовному делу оперативно-розыскную деятельность. Дознаватель вправе самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, а также принимать процессуальные решения. По окончании предварительного расследования в форме дознания дознаватель составляет обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания. Обвинительное заключение вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору для утверждения и передаётся в суд [2].

  • руководителем следственного органа по городу, району или руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного (до трех месяцев).
  • руководителем или заместителями следственного органа по субъекту РФ и руководителем или заместителями специализированного следственного органа по субъекту РФ, в том числе и военного (до двенадцати месяцев);
  • Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями (продление срока не имеет ограничений).

Современная система следственных органов России

Таким образом, предварительное следствие в системе МВД России представляет собой централизованную структуру, включающую, наряду со Следственным департаментом МВД России территориальные следственные подразделения, а также органы предварительного следствия на транспорте и следственные части главных управлений МВД в округах.

Следует отметить, что с середины 1960 годов в научных кругах внимание к себе привлекла забытая вневедомственная модель предварительного следствия, созданная ещё Петром I, которая обсуждалась длительное время.
В ходе претворения в жизнь судебной реформы 1991 года (постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года № 1801-1), из-под надзора прокуроров сначала были высвобождены суды, а затем и следственные органы.
Таким образом, в процессе формирования вневедомственного следственного органа – Следственного комитета России выделяются два основных этапа:
Первый связан с изданием Указа Президента России «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» от 1 августа 2007 г. № 1004 и в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ – Следственный комитет был сформирован в составе прокуратуры Российской Федерации 7 сентября 2007 года.
Прокурор был лишен права возбуждать, расследовать уголовные дела, а также определять основные направления расследования, сохранив за собой только право надзора за законностью возбуждения уголовного дела и поддержания обвинения в суде.
Вторым и окончательным этапом образования вневедомственного следственного органа явилось издание Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ.
Указом Президента РФ «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» от 14 января 2011 г. № 38 было утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации.
Тем самым установлена независимость СК России от каких-либо органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.
Сегодня Следственный комитет РФ работает в юридическом статусе федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства и подчинён непосредственно Президенту РФ.
Успешный исторический опыт образования вневедомственных следственных органов, заложенных ещё Петром Великим, был реализован уже в наше время.
Следственный комитет России возглавляет Председатель. В его структуру СК России вошли не только территориальные, но и военные, специализированные (в том числе транспортные) следственные управления и отделы, а также образовательные учреждения Следственного комитета.

Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел – одного из центральных органов управления Российской империи того времени и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти, обусловили значительный рост коррупции, и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической.

К подследственности ФСБ России также относятся преступления, связанные:
с террористическим актом;
организацией террористического сообщества и участием в нем;
содействием террористической деятельности;
наемничеством;
совершением акта международного терроризма;
организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем;
диверсией;
вооруженным мятежом;
насильственным захватом власти или насильственным удержанием власти;
публичными призывами к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации и ряд других в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О ФСБ России» органы ФСБ России проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены УПК РФ к их ведению.

Современная структура органов предварительного следствия россии

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Однако в соответствии с требованиями УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

-давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве процессуальных действий, а также об исполнении ряда постановлений и получать содействие при их осуществлении лично следователем.

Следственный комитет РФ возглавляет Председатель Следственного комитета РФ, который назначается на должность Президентом РФ. Следственный комитет РФ осуществляет деятельность непосредственно, а также через входящие в его систему следственные управления по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним военные следственные управления военных округов. На районном уровне создаются следственные отделы Следственного комитета РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные военные следственные отделы Следственного комитета РФ по гарнизонам. В системе ФСБ России следственные органы имеются в центральном аппарате, а также в управлениях ФСБ России по субъектам Российской Федерации. Следственный аппарат ФСКН России построен аналогичным образом.

В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ; следственные части при главных управлениях Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам; следственные управления при управлениях на транспорте Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам; главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел по субъектам Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Читайте также:  Собрание Мкд Утвердили Дополнительное Соглашение К Договору Управления Но Не Внесли На 2 Гис Ужкх Дополнительное Соглашение Считается Не Действительным

Наиболее широкой компетенцией наделены следователи Следственного комитета РФ(они расследуют, в частности, уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности, должностные преступления и др.) и следователи органов внутренних дел.

Система В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ, следователями органов ФСБ России, следователями органов внутренних дел, следователями органов по контролю за оборотом наркотиков.

Начальник подразделения дознания, по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям, уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщений о преступлениях, принятие по нему решений, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 40.1 УПК РФ).

Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Следственного комитета, руководителей соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первых заместителей и заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета РФ, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов, инспекторов, старших инспекторов, экспертов, старших экспертов, ревизоров, старших ревизоров, помощников следователя и другие должности.

Основные задачи Следственного комитета РФ (ч. 4 ст. 1 ФЗ «О Следственном комитете РФ»): оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ; обеспечение законности при приеме, регистрации проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производство предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц; организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств; осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Возглавляет Следственный комитет РФ Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности (ст. 13 ФЗ «О Следственном комитете»). Председатель Следственного комитета может иметь восемь заместителей, в том числе одного первого заместителя и одного заместителя Председателя Следственного комитета РФ — руководителя Главного военного следственного управления.

установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля. День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, т.е. сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д.

Повышенное внимание уделялось расследованию преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации. В 2019 году зарегистрировано почти 300 тысяч уголовно наказуемых деяний данной категории. Число преступлений, расследованных следователями МВД России, возросло на 62% и превысило 45,5 тысяч.

Актуальность вопросов связанных с ролью органов предварительного следствия в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации обозначалась рядом авторов в научных публикациях [1, 2, 3]. Необходимость рассмотрения отдельных аспектов данной темы обусловлена тем, что расследование преступлений в сфере экономической деятельности органами предварительного следствия в системе МВД России приобретает особую актуальность в настоящее время, когда наше государство переживает период экономического кризиса. Особого внимания заслуживает профилактическая деятельность следственных органов, которая играет важную роль в системе общего предупреждения преступлений и основывается на ряде принципов (законности; приоритете прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактической деятельности и др.) сформулированных в федеральном законе [1].

Существует ряд специфических функций, которые непосредственно реализуются в работе СК РФ. По своей сути, направления деятельности данного органа отличаются от аналогичных ведомств в структуре прокуратуры или же МВД. То есть это полностью самостоятельный орган предварительного расследования. Учитывая это, можно выделить ряд следующих функций:

К органам предварительного следствия относятся Следственный Комитет РФ и подчиненные ему органы, Следственный департамент МВД России и соответствующие структуры, а также следственные подразделения органов Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Органы предварительного следствия и дознания

Перечень дел, по которым осуществляются мероприятия этими подразделениями, предусмотрен ст. 150 УК. В этой же статье устанавливается подследственность. Положения определяют конкретные категории преступлений, которые подлежат изучению сотрудниками разной ведомственной принадлежности. Следователи прокуратуры, таким образом, уполномочены расследовать дела, которые связаны с посягательствами на конституционные свободы и права гражданина и человека, его здоровье и жизнь; сотрудники ФСБ – наиболее опасные деяния против безопасности государственного строя и общества; представители ОВД – незаконные действия против порядка, собственности, установленных правил эксплуатации транспорта и прочие.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.

Система органов предварительного следствия находится в ведомстве прокуратуры. Сотрудники подразделений обязаны выполнять все ее предписания по тому или другому делу. Процессуальный контроль могут осуществлять также начальники непосредственно следственных отделов. Они вправе выполнять проверку материалов дела, давать указания сотрудникам о направлении изучения преступления, производстве необходимых мероприятий, привлечении лиц в качестве обвиняемых, избрании в отношении задержанных меры пресечения, об объеме незаконного деяния и его квалификации. Все предписания передаются в письменном виде. Однако сотрудники могут обжаловать их прокурору. Ведомственный надзор вправе осуществлять также следователи от контрольно-методического отдела вышестоящего подразделения. В ходе рассмотрения дел выполняется и судебный контроль над законностью проводимых мероприятий. Также проверяются жалобы на отказ от возбуждения расследования, прекращении его и прочих действиях (бездействиях) прокурора, следователя или дознавателя, которые могут ущемлять свободы и права сторон судопроизводства или затруднять доступ гражданских лиц к правосудию.

Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.

В 1995 году Законом РФ «О Милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности и, таким образом, следователь перестал находиться в формальном подчинении органов дознания.

Читайте также:  Сумма Доплаты К Пенсии За Ветерана Труда Алтайского Края

В дискуссии вокруг Следственного комитета можно выделить две точки зрения. Одна из них исходит из того, что создание СКР позволило разделить функции надзора и следствия и сделало процесс предварительного следствия более объективным и независимым.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. После распада СССР День следователя продолжали праздновать в России, хотя он и не имеет официального статуса. Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем — органов прокуратуры, что позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Практически за полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структуры, стиль и методы работы. Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая около 90% преступлений.

Существует ряд специфических функций, которые непосредственно реализуются в работе СК РФ. По своей сути, направления деятельности данного органа отличаются от аналогичных ведомств в структуре прокуратуры или же МВД. То есть это полностью самостоятельный орган предварительного расследования. Учитывая это, можно выделить ряд следующих функций:

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что не считает возможной такую масштабную реорганизацию в ближайшем будущем. По его словам, речь может идти только о частичном возвращении следственных функций Генеральной прокуратуре.

2 система органов предварительного следствия в России

Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Контрольные функции следственных управлений имеют рамки зональ­ного контроля и методического обеспечения.

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.
  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Ранее автор уже указал, что существуют определенные стадии предварительного расследования. Следует отметить, что их выделяют лишь на теоретическом уровне исследования уголовного процесса в общем. В практической деятельности любой орган предварительного следствия реализует одноименный этап комплексно. Однако на научном уровне, как правило, выделяют следующие стадии:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;
  • категория уголовных дел, отнесенных законодательно к подследственности;
  • субъект предварительного расследования;
  • сроки досудебного производства по уголовному делу;
  • процедура окончания предварительного следствия или дознания;
  • итоговое решение следователя или дознавателя.
  • об опасных преступлениях;
  • об общественно опасных деяниях, совершенных лицами, которые в силу своих психических или физических недостатков не могут самостоятельно осуществлять право на защиту;
  • о преступлениях, совершенных лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступных действий;
  • о преступлениях невменяемых.

За прошедшие годы было разрешено множество самых острых проблем, стоявших перед следствием МВД России. Со временем выстроена эффективная система противодействия организованной преступности. На всех уровнях, включая федеральный, образованы специализированные подразделения (следственные отделы, части) по расследованию организованной преступной деятельности. Существенно расширились процессуальные полномочия следователя и руководителя следственного органа. Значительно возросла численность подразделений следствия, и улучшился их качественный состав.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что не считает возможной такую масштабную реорганизацию в ближайшем будущем. По его словам, речь может идти только о частичном возвращении следственных функций Генеральной прокуратуре.

В структуре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с утвержденной типовой структурой создается:. В составе следственного подразделения территориального органа МВД России в соответствии с утвержденной типовой структурой может создаваться:.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным. За более чем полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

Практически одновременно произошла cмена главных следователей в регионах, что запустила некую «цепную реакцию». Однако началось все еще в 2021 году, когда СК был только сформирован, путем отделения данного ведомства, по сути, от Генпрокуратуры, и когда руководителями данной организации был взят «курс» на формирование полной независимости. Тогда во главе организации стоял Александр Бастрыкин, и он начал вести активную и довольно агрессивную деятельность против прокуратуры, обвинив ее в том, что она покрывает подпольные казино столицы и в её окрестностях. И неясно, как бы развивалась сделать дальше, но в ситуацию вмешался президент, которым на тот момент являлся Дмитрий Медведев.

3.2. Информация по вопросам оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия может представляться в другие подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, иные правоохранительные и надзирающие органы лишь при прямом указании на это в законодательстве Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности, действующая на правах: управления — при штатной численности не менее 26 единиц, отдела — при штатной численности не менее 8 единиц, отделения — при штатной численности не менее 4 единиц;

2.4. Соотношение количества должностей старших исполнителей — старших следователей по особо важным делам, старших инспекторов по особым поручениям и приравненных к ним должностей к следователям по особо важным делам, инспекторам по особым поручениям и приравненным к ним должностям, а также количества должностей исполнителей — старших следователей, старших специалистов и приравненных к ним должностей к следователям, специалистам и приравненным к ним должностям устанавливается не более 1:1.

1.5. Типовую структуру следственного управления (отдела) управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственного управления (отдела) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного Министерству внутренних дел Российской Федерации, следственного управления (отдела) министерства внутренних дел по республике, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации (приложение N 5*).

1.9. Типовую структуру следственного управления (отдела) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственного управления (отдела, отделения, группы) управления, отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, по закрытому административно-территориальному образованию, на особо важном и режимном объекте, следственного отдела (отделения, группы) линейного отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, следственного управления управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Москве, следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» (приложение N 9*).

Читайте также:  Уин Сколько Знаков

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам, а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.

Орган предварительного следствия

Важной особенностью предварительного расследования в Российской Федерации является тот факт, что оно может производиться в форме дознания или следствия. Первая форма осуществления упомянутой в статье стадии подразумевает под собой упрощенный вариант. Как правило, она применяется при расследовании не тяжких преступлений. Что касается второй формы следствия, то она реализуется во всех остальных случаях. Разграничение обычно происходит посредством прямого указания статей Уголовного кодекса Российской Федерации, которые должны осуществляться в той или иной форме. Данный регламент предусмотрен уголовно-процессуальным кодексом, а именно нормой статьи 150. Следует помнить, что существуют стадии предварительного расследования. Потому что данный процесс является систематизированным. В зависимости от полноты реализации этих стадий, можно говорить о качестве всего расследования факта преступления.

Ранее автор уже указал, что существуют определенные стадии предварительного расследования. Следует отметить, что их выделяют лишь на теоретическом уровне исследования уголовного процесса в общем. В практической деятельности любой орган предварительного следствия реализует одноименный этап комплексно. Однако на научном уровне, как правило, выделяют следующие стадии:

Ранее в статье автор указал тот факт, что существуют органы следствия в системе прокуратуры. Но достаточно небольшой процент людей знает, что они собой представляют. Нужно отметить, что любая деятельность органов предварительного расследования подлежит обязательному надзору, который, в свою очередь, осуществляет следователь прокуратуры. Это процессуальное лицо действует в соответствии с ведомственным приказом. Именно при помощи этого подзаконного акта реализуется контроль соответствующих органов. Таковым на сегодняшний день является приказ №39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства». Следует отметить, что этот акт не требует специальной законодательной формы регулирования. Он реализуется в обязательном порядке. В соответствии с ним следователь прокуратуры осуществляет следующие надзорные действия, например:

Нужно отметить тот факт, что в соответствии с общим законодательством, которое непосредственно регулирует работу следственных органов, служащие данных ведомств наделены рядом общих полномочий вне зависимости от специфики органа. Такими полномочиями являются:

Правоохранительные органы РФ являются неотъемлемой частью всей деятельности государственной власти по обеспечению порядка, законности и верховенства права в стране. Одним из главных ведомств подобного характера можно по праву назвать Министерство внутренних дел. В своей структуре этот орган имеет Следственный департамент, который реализует деятельность органов предварительного следствия. Возглавляется подразделение начальником департамента. В своей работе следователи МВД осуществляют предварительное разбирательство по достаточно большому спектру уголовных дел. Помимо того, существуют также иные функции, предусмотренные законодательством.

Органы предварительного следствия и дознания

Между этими структурами достаточно много общего. В связи с этим их довольно часто путают. Собственно, это неудивительно. Органы предварительного следствия и дознания имеют, по существу, аналогичное назначение. При выявлении признаков состава преступного действия сотрудники отделов обязаны возбудить по этому факту уголовное дело. Их работа основывается на единых требованиях УПК.

Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.

Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.

Перечень дел, по которым осуществляются мероприятия этими подразделениями, предусмотрен ст. 150 УК. В этой же статье устанавливается подследственность. Положения определяют конкретные категории преступлений, которые подлежат изучению сотрудниками разной ведомственной принадлежности. Следователи прокуратуры, таким образом, уполномочены расследовать дела, которые связаны с посягательствами на конституционные свободы и права гражданина и человека, его здоровье и жизнь; сотрудники ФСБ – наиболее опасные деяния против безопасности государственного строя и общества; представители ОВД – незаконные действия против порядка, собственности, установленных правил эксплуатации транспорта и прочие.

Они выступают в качестве одного из наиболее эффективных средств, способствующих устранению и предотвращению нарушений законности при уголовном судопроизводстве, а также улучшению качества предварительного следствия и дознания. Вследствие этого на стадии подготовки дела к слушанию, а также непосредственно в ходе судебного заседания, прокурор тщательным образом проверяет объективность, полноту и всесторонность проведенных мероприятий, соблюдение норм и требований законодательства.

Следственный комитет при МВД России является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД России.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.

– анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности органов предварительного следствия; разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;

– давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус