Различия Норм Гражданского Права И Земельного

Содержание

Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права

1. Разграничение норм земельного и гражданского законодательства:

  1. по предмету правового регулирования: предмет гражданского права — имущественные и личные неимущественные отношения, предмет земельного права — земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Разграничение осуществляется, когда решается вопрос о возможности или невозможности применения к однородным с гражданскими земельными отношениями норм Гражданского кодекса РФ;
  2. по методу правового регулирования: отношения по использованию земли в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, земля выступает и как объект властных полномочий. Разграничение осуществляется, когда земельные отношения регулируются в административном порядке и к ним невозможно применение норм Гражданского кодекса РФ;
  3. земля является, с одной стороны, объектом окружающей природной среды, а с другой — объектом недвижимости, с которым закон допускает совершать различные сделки. Земля — объект товарного оборота, поэтому возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при этом необходимо учитывать особенности земельных отношений и требования земельного и иного специального законодательства;
  4. правила купли-продажи земли также допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Однако земельное законодательство устанавливает и ряд запретов, например на продажу и передачу в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение, на приобретение иностранными физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного назначения и т. д.

Земельное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Разграничение действия норм гражданского, земельного и других отраслей права е части, касающейся регулирования земельных отношений, осуществляется в связи с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе земельных и имущественных.

В чем состоит отличие норм земельного и гражданского законодательства об аренде земельных участков

Важно правило о том, что сервитут следует юридической судьбе обремененного им земельного участка. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный этим сервитутом, к другому лицу. Согласно п.9 ст.23 ЗК сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Обязанная сторона обладает правом собственности на вещь. Собственник в вправе использовать вещь, потреблять свое имущество. Управомоченная сторона в отличие от обязанной имеет лишь право пользования вещью, ей принадлежит право, производное от права собственности. Управомоченная сторона не вправе потреблять вещь, в отношении которой обладает правом сервитута.

Различия Норм Гражданского Права И Земельного

Уголовное судопроизводство должно способствовать укреплению законности и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ, конституций республик в составе РФ и законодательных актов субъектов РФ.

В административном праве регламентации подвергается сама деятельность государственных органов, и акцент больше делается на форму, нежели на содержание деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры этих органов и их основных функций по государственному регулированию земельных отношений. Нормы, устанавливающие порядок формирования земельных органов, являются административно-процессуальными. Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, что нормы, в нее входящие, регулируют отношения, охватывающие организацию деятельности государства в лице соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления во всех областях общественной жизни. Поэтому нормы административного права, определяющие структуру, порядокорганизацйи указанных органов, проникают во все отрасли права. Но это отнюдь не означает, что все вопросы государственного регулирования земельных отношений подпадают под действие норм административного права. Последние устанавливают общие положения, тогда как .специфика регулирования, например, земельных отношений находит свое отражение в нормах земельного права.

Читайте также:  Рабочий День Инвалида 3 Группы По Тк Рф

Соотношение земельного права с другими отраслями права

Конституционное право регулирует те правоотношения, которые относятся к земельным территориям, например, по поводу государственного устройства, общественного разделения. При этом важно обратиться к предмету земельной отрасли: отношения по поводу земельных ресурсов, имеющих экономический характер. Конституция РФ устанавливает руководящие начала, которые являются приоритетным ориентиром не только в развитии правоотношений, но и государственной политики. В основном законе государства содержатся как непосредственно действующие нормы, то есть напрямую способные урегулировать те или иные правоотношения, так и нормы, дублированные и более конкретизированные в иных юридических областях.

Земельное право как отрасль права тесно граничит с конституционным. Прежде всего, важно отметить, что Конституция является главнейшим нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. Таким образом, документ провозглашает базовые основы развития для дочерних отраслей права.

Соотношение гражданского, семейного, трудового и земельного права

Признание самостоятельности трудового права в разное время, среди прочего, связывалось с тем, что в его основе лежит единая организующая воля, необходимость авторитета и железная дисциплина в процессе труда. В то же время имущественная сторона соответствующих отношений увязывалась с тем, что имело наименование «социалистического принципа распределения по труду».

Для земельного права признавалось имеющим решающее значение то, что единым и единственным собственником земли оказалось государство как таковое. Земля утратила денежную оценку, и соответственно она учитывалась за балансом предприятия, выражаясь не стоимостью, которой не имела, а исключительно размером (в гектарах). Таким образом, земля практически оказалась изъятой из оборота, а потому передача отдельных участков земли в пользование гражданам и юридическим лицам происходила исключительно в силу властных предписаний государственных органов управления. По этой причине в дискуссии о самостоятельности земельного права сторонникам соответствующей идеи противостояли те, кто считал это право составной частью другой отрасли, которой, однако, должно было быть не построенное на началах равенства гражданское право, а опирающееся на принцип власти и подчинения — право административное.

Правовые нормы гражданского права

Юридическая норма — это исходящее от государства и охраняемое законом правило поведения, которое носит общеобязательный и формально-определенный характер. По сути, правовая норма является государственным регулятором общественных отношений.

Таким образом, важность правовой нормы заключается в ее способности формировать и регулировать общественные отношения. Как гипотеза с диспозицией, так и санкция могут иметь в структуре юридической нормы особое место и назначение.

Земельное право

С экологическим правом в следующем: земля является элементом окружающей среды, находящимся во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природы, и подлежит правовой охране, и земельное право, регулируя рациональное использование земель, обеспечивает их охрану. Отличие же земельного права от экологического в том, что нормы экологического права регулируют отношения в области охраны окружающей среды в целом, а земельное право регулирует лишь охрану земель.

С административным правом в том, что в процессе государственного управления земельным фондом, привлечения к ответственности за земельные правонарушения применяются административные методы правового регулирования, помимо этого в соответствии с нормами административного права определяется система государственных органов по управлению земельным фондом. Различия земельного и административного права в том, что метод «власти–подчинения», характерный для административного права, применяется в земельном праве только к отношениям по управлению земельным фондом, в остальных случаях преобладает диспозитивный метод.

В чем отличие предмета финансового права от предмета гражданского и административного права

Нормы земельного права регулируют общественные отношения по поводу земли. Государство в лице органов исполнительной власти ведет земельный кадастр, проводит государственный земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.

Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно-правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.

Соотношение норм гражданского и земельного права в регулировании земельных отношений

Одной из важнейших проблем для понимания природы права собственности и других вещных прав граждан на земельный участок является их определение, прежде всего как гражданских, цивильных. Остро дискуссионным в связи с этим является вопрос о размежевании и взаимодействии гражданского законодательства с земельным, природоохранным и другим специальным законодательством. Значение этого состоит в том, что выбор соответствующих норм при правоприменении имеет немаловажное практическое значение для упорядочения общественных отношений, определения вещных и иных прав на земельные участки, границ их осуществления, решения экологических и иных насущных проблем. Все вместе это будет служить безопасному, долгому и наиболее полному осуществлению права собственности и других вещных прав на земельные участки.

Читайте также:  Аварийные Дома Подлежащие Сносу На 2022 Официальный Сайт Омск

Следует вспомнить то, что мы относимся к континентальной правовой системе, которая подразделяется на две подсистемы: частную и публичную, причем основы разграничения лежат в методе и области правового воздействия на общественные отношения. Каждая из отраслей в пределах своей области правового воздействия имеет приоритет над другой в методах и принципах воздействия на объект правового регулирования. Назначение земельного, природоохранного, специального законодательства — ограничить свободу усмотрения субъектов прав на землю в общественных интересах. Так, цель земельного права состоит в организации рационального землепользования в соответствии с природным назначением, что составляет специфику предмета отрасли. Она и выносится как бы за скобки права пользования как института гражданского права, получает предметную и методологическую самостоятельность. Поскольку организация землепользования как природной основы жизнедеятельности народа — задача всего общества, то ее решение не может быть поставлено в зависимость от доброй воли отдельных участников. Поэтому предмет земельного права использует уже не метод юридического равенства сторон, а властно-императивный, с преобладанием запретов и предписаний, присущих для публичных отраслей.

4 ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

В качестве юридического акта государственная регистрация прав представляет собой административно-правовой акт. Юридическое значение этого акта заключается в том, что с его принятием закон связывает наступление определенных юри­дических последствий. Такие последствии непосредственно связаны с возникновением, изменением (обременением) и прекращением прав на недвижимое имущество, в том числе на землю. Например, согласно ст. 550 ГК РФ для договора куп­ли-продажи недвижимости (земельного участка) не требуется его государственная регистрация. Договор признается заклю-

5. Включение части земельного права в состав гражданско­го права нередко аргументируется тем, что земля признана не­движимым имуществом и вовлечена в гражданский оборот. Однако гражданское законодательство всегда регулировало часть земельных отношений в той мере, в какой они не были урегулированы земельным законодательством. Земля была объектом экономического оборота. Она была исключена из гражданского оборота, но ее экономический оборот осущест­влялся административно-правовыми актами государственных органов путем перевода земель из одной категории в другую, изъятия и предоставления земельных участков.

Будь умным

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Во-первых, здесь необходимо, прежде всего, указать на различия в объектах материальных, а, следовательно, и процессуальных. Для гражданско-процессуального права – это большей частью имущественные отношения, а также личные неимущественные, но связанные с имущественными отношениями.

;font-family:’Tahoma’;color:#000000″ xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Специфика земельных споров состоит в том, что они в меньшей степени затрагивают право собственности на землю, а в большей — право пользования землей. Гражданские имущественные споры, наоборот, как правило, затрагивают право собственности.

Проблема соотношения норм земельного и гражданского права: пути решения

Здесь надо заметить что, земельные участки ГК РФ признаны недвижимым имуществом. В ст. 1 ЗК РФ земельные участки определены не только как недвижимое имущество, но и как природный объект, и природный ресурс. В связи с этим устанавливается, что регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о

Проанализировав эту норму можно сказать, что она не соответствует Гражданскому законодательству так как, статья 50 п. 2. Указывает что «Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.» Таким образом можно сделать следующий вывод, что положение ст. 50 п. 2 ГК РФ содержит закрытый перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. При этом стоит обратить внимание, что все организационно правовые формы содержащиеся в пункте 2 ст. 50 ГК РФ так же перечислены и в статье 78 ЗК РФ, вследствие чего возникает вопрос: «Какие «иные» коммерческие организации подразумевает наш законодатель в данном положении земельного кодекса РФ?»

Различия Норм Гражданского Права И Земельного

Включение земли как недвижимости в гражданский оборот влечет за собой ее участие в сделках. Земельно-правовые сделки имеют смешанный правовой режим, поскольку они одновременно регулируются нормами гражданского и земельного права. В силу этого на них распространяются общие и особенные правила сделок.

Читайте также:  В Новороссийске Какими Льготами Пользуются Ветераны Труда

Особенность земельного процесса заключается в том, что в качестве критерия, определяющего его структуру, выступают функции го-сударственного регулирования земельных отношений. Административный процесс делится на виды в зависимости либо от органов, рассматривающих конкретное дело, либо от характера конкретных дел в сфере регулирования земельных отношений. Оба процесса относятся к одной области управленческой деятельности органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Каждый из них является самостоятельным видом процесса, имеющим свою специфику. Так, административный процесс можно рассматривать как деятельность по реализации материальных административно-правовых норм и установленных ими санкций. В этой связи возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности: правоприменительной и правоохранительной .

Соотношение земельного права с административным и гражданским правом

Отношения в сфере государственного управления составляют предмет административного права, которым регулируются отноше­ния, возникающие в процессе административной деятельности ис­полнительно-распорядительных и иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Такая направленность регулирования обусловлена уникальнос­тью земли как природного объекта и природного ресурса — объекта окружающей природной среды, нуждающегося в охране и использу­емого человеком для осуществления хозяйственной деятельности. Частный интерес обладателя права на земельный участок удовлет­воряется путем осуществления им владения, пользования, распоряжения земельными участками, защиты своих прав. Но он может использовать землю нерационально либо методами, влекущими причинение вреда земле и т.п. Эти действия нарушат названные общественные интересы, поэтому государство ограничивает пре­делы осуществления имущественных прав на землю в целях обес­печения использования и охраны земель как основы жизни и дея­тельности народов РФ.

Нормы земельного права

Санкция — это составная часть правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. В охранительной норме гипотезой является описание правонарушения. При этом факт, выражающийся в неправомерном действии или бездействии, служит основанием для применения мер принуждения. Здесь санкция выступает вторым элементом охранительной нормы, указывающим на юридические последствия совершенного правонарушения (изъятие участка при бесхозяйственном его использовании, штраф и т. д.). Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовостановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Например, по требованию инспектора Роснедвижимости устраняются препятствия в пользовании землей, чинимые кем -либо посторонним.

Эти нормы, как и всякие иные правовые нормы, имеют свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, Связанные между собой определенным логическим содержанием. Первая часть (элемент) правовой нормы — гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным описанием. Обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т. д. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. Юридическим фактом может также быть заявленное гражданином желание образовать крестьянское (фермерское) хозяйство. В гипотезе возможно указание и на факт, требующий применения нормы охраны прав пользователя землей, поскольку его нарушенные права подлежат восстановлению. В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Нормы гражданского права в сфере земельных отношений

В пункте 2 ст. 79 ЗК РФ предусматривалось такое качество сельскохозяйственных угодий, как их особая ценность (по их продуктивности). При внесении очередных изменений в ЗК РФ это положение также было отменено.

В связи с принятием Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, в которой предложена модернизация земельного законодательства, обсуждаются возможности применения норм гражданского права в целях регулирования земельных отношений в условиях рыночной экономики, выявляются особенности этих отношений, ограничивающие степень участия гражданского права в их регулировании, исследуются особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

Елена - Дежурный юрист
Профессиональный юрист. Составляю любые правовые документы: договоры, претензии, исковые заявления, отзывы, жалобы и т.п. Специализируюсь на защите прав потребителей: спорах с застройщиками, страховыми, продавцами, банками и пр. Осуществляю представительство в судах. Большой опыт работы, высокое качество составления правовых документов и ведения дел.
Оцените автора
Бюро юридического и адвокатского консультирования - Адвокатариус